От чего же зависит качество доу

Обновлено: 06.07.2024

В статье рассматривается проблема оценки качества дошкольного образования. Важно выработать единое понимание того, что есть качество образования, какие новые смыслы необходимо вкладывать в это понятие.

Современное общество не может замерев стоять на месте и не развиваться. А также вместе с обществом параллельно развивается и образовательная система. Значительные изменения за последние годы произошли в дошкольном образовании. И большой акцент в системе образования Российской Федерации указывается на оценку качества образования. В настоящее время оценка качества образования является одной из главных проблем развития образования.

В ходе анализа современных исследований, посвящённых проблемам качества образования, отчётливо выделяется главный признак: качество – это соответствие объекта установленным стандартам. Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция. В России для большинства уровней и ступеней образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), представляющий собой совокупность трёх групп требований:

  • к структуре основных образовательных программ;
  • к условиям реализации основных образовательных программ;
  • к результатам освоения основных образовательных программ.

Ребенок дошкольник в детском саду проводит большую часть своей жизни до поступления в школу и поэтому дошкольное образование важно обеспечить качеством, чтобы ребенок оптимально развивался, в общении со сверстниками и взрослыми, чувствовал себя комфортно. Качество образования это не только результаты обучающихся, это и качество работы педагога и дошкольной образовательной организации в целом. Ведь качество дошкольного образования – это образовательная деятельность в самом учреждении, формы образовательной деятельности, ее принципы, которыми пользуются педагоги, административный состав при организации педагогического процесса. Именно это определяет оценку качества образования дошкольной организации. Учитывая образовательные потребности и интересы детей, а также образовательные запросы родителей, дошкольная образовательная организация разрабатывает свою систему образовательной работы с детьми, которая находит свое отражение в Образовательной программе дошкольного образования. Образовательная программа дошкольного образования должна четко разграничивать содержание обязательной части Программы, и части программы, формируемой участниками образовательных отношений (обучающиеся, родители, педагогические работники, социум).

Стандарт дошкольного образования предполагает отказ от учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса. Необходимо обеспечить психологических комфорт ребенка и самоценность дошкольного периода развития ребенка [2, с. 5]. Таким образом, при реализации Программы используются такие формы как: для целой группы - занятия, различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.

Все используемые формы сочетаются в организованных взрослыми и самостоятельно выбираемых детьми видах деятельности.

Любые формы, способы, методы и средства реализации Программы осуществляются с учетом базовых принципов ФГОС ДО и раскрываются в разделе принципов и подходов Программы, то есть должны обеспечивать активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающий характер взаимодействия и общения и др. [3, с. 9].

Таким образом, учитывая индивидуальные особенности детей, построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, группы, культурных и региональных особенностей, от опыта и творческого подхода педагога [3, с. 14].

Как ранее было отмечено, важнейшую роль в выборе содержания и построении образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, выполняют участники образовательных отношений. Выполнение социального заказа – это необходимое условие повышения качества дошкольного образования. Прежде всего, в роли заказчика выступает государство, которое заинтересовано, в том, чтобы формировать у подрастающих граждан определенные предпосылки дальнейшего развития. Основным заказчиком выступают родители дошкольников. В современных моделях оценки качества дошкольного образования разработаны методики оценки удовлетворения родителей услугами дошкольного образования. Заказчиками являются и сами дошкольники. В соответствии со стандартом дошкольного образования ребенок не является объектом воспитания, он – полноценный субъект образовательных отношений [5, с. 3-4]. При этом в дошкольной организации необходимо создание образовательных и педагогических условий, ориентировка на специфику социокультурных условий Учреждения.

Взаимодействие дошкольных образовательных организаций с другими образовательными организациями - перспективный путь повышения качества воспитательно-образовательного процесса за счет ресурсов социума. В процессе сетевого взаимодействия раскрываются новые возможности повышения качества образования [8, с. 26-27].

Таким образом, говоря о качестве дошкольного образования, о его повышении и доступности, по нашему мнению, в первую очередь, должно учитываться мнение всех участников образовательных отношений, т.е. социальный заказ. Многообразие применяемых форм работы с детьми выступает как эффективное условие в повышении результативности и качества дошкольного образования.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования исходят из того, что формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Дошкольная образовательная организация должна дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Внутренняя система оценки качества – дошкольная организация самостоятельно оценивает качество созданных условий и качество получаемого результата. Внутренняя самооценка – самообследование, контроль за образовательным процессом, который провидит руководство дошкольной организации. Внутренняя самооценка осуществляется для формирования эффективных решений образовательного процесса, ведь педагогический процесс должен удовлетворять прежде всего запросы родителей и детей.

Есть и другая сторона качества образования, это насколько хорошо или не очень взрослые владеют методиками, которые соответствуют стандарту дошкольного образования, как воспитатели и руководители организуют образовательный процесс на протяжении всего учебного года, как правильно педагог может организовать детскую деятельность. И самое главное оценивается качество взаимодействия с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения. Полагаем, это немаловажная сторона качества образования, ведь мы родители ищем лучшее для наших детей, нам хочется, чтобы наших детей не только любили, но дали им определенный багаж знаний, умений, навыков. Чтобы дети развивались и познавали больше нового, интересного, росли и развивались в достойных условиях учебной организации, чтобы детей окружали грамотные педагоги и руководители ДОУ. Это все и есть качество дошкольного образования.

«Современное качество дошкольного образования :

Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования.

Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ.

Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.

В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям :

Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);

Создание современного, предметно-развивающего пространства;

Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;

Успешная и безболезненная адаптация;

Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);

Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);

Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;

Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;

Внешние связи ДОУ;

Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.

Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.

Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет :

проследить динамику развития каждого ребёнка;

оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОУ :

• видение современных задач дошкольного образования;

• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

• способность к самообразованию.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ, родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (в том числе организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги).

Качество профессиональной деятельности педагога — степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки — признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Для примера приведу представленные на слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

Научно – методическая работа:

• использование современных образовательных технологий,

• участие в методической работе,

• участие в конкурсах профмастерства,

• наличие публикаций педагога,

• наличие портфолио педагога,

Организация работы по взаимодействию с социомом:

• взаимодействие педагога с родителями,

• взаимодействие с социумом,

• участие педагога и воспитанников в конкурсах различного уровня.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая.

Кодекс деятельности успешного воспитателя:

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешного воспитателя ДОУ:

• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

• Творчество – отличительная черта

• Здоровый образ жизни – основа существования

• Уважение к коллегам, детям родителям дошкольников – культура воспитателя

• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

• Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы.

Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог) :

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства.

Итак, перед вами модель воспитателя 21 века:

• Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Профессиональная компетентность - это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога ДОУ относятся представленные на экране:

Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать.

Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.

Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны самостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческому поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания детей может приобщиться каждый.

Таким образом, в дошкольном образовании нет единого подхода к оценке качества профессиональной деятельности педагога ДОУ.

Эта тема будет оставаться проблемной до тех пор, пока не будут :

• разработаны единые показатели и критерии оценки;

• определены современные требования, которые можно универсально применить к оценке качества работы различных категорий педагогов дошкольного образования.

А на данный момент главными и основными критериями качественной деятельности педагога дошкольного образования являются следующие критерии :

• Ребенок утром с радостью идет в детский сад, вечером с неохотой его покидает.

• Педагог постоянно находится в творческом поиске, растет как профессионал.

• Родитель видит в нас союзника, активно включен в образовательный процесс.

Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это, в конечном счете, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.

1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада. - М. : Цветной мир, 2014

2. Иванова В. Т. О красоте профессии воспитателя – М. : Сфера, 2013

3. Майер А. А., Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ. - М. : Сфера, 2012

4. Соломенникова О. А. Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного образовательного учреждения// Педагогическое образование и наука. - 2017.-№3.-с. 4-5.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Гильманова Лилия Геннадьевна

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил могут стать почти всемогущими.

Цель любой управленческой деятельности - организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наибольший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Это приводит к усложнению задач, стоящих перед управлением, способствует росту социальной значимости этой деятельности.

В соответствии с этим обновляется и реформируется механизм

управленческой деятельности в дошкольном учреждении, изменяются организационные структуры управления, возникает необходимость интегрированного подхода к управлению.

Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления, определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Система не может развиваться без анализа проблем управления. Чтобы иметь целостную объективную картину, руководитель должен представлять:

четкую картину образа ДОУ в будущем;

слабые и сильные стороны учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые);

наличие коллектива единомышленников, способных успешно решать поставленные задачи;

ожидание родителей и коллектива (которые должны совпадать);

преимущества своих конкурентов.

Следует исходить из понимания того обстоятельства, что качество
дошкольного образования является системообразующим фактором в
управленческой деятельности руководителя ДОУ и определяет иерархию
требований, предъявляемых к качественной организации

жизнедеятельности, взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;

организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

- обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

- выработка новой практики дошкольного образования с помощью
проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной
деятельности.

Цель работы. Создание гибкой организационной структур управления качеством образования.

Задачи работы: 1. Проанализировать литературные источники по управлению качеством образования;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4. Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5. Разработать критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов;

6. Повысить мотивацию качества образования.

Управление качеством дошкольного образования

Управление предполагает постановку целей, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способности к преднамеренным действиям. Таким образом, управление - это целенаправленная деятельность людей по упорядочению элементов системы.

В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный. Последователь классического подхода американский ученый Ф. Тейлор считает, что в основе управления лежат 4 принципа: выработка научных основ организации, научный подбор исполнителей, их научная подготовка, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителем. Немецкий социолог М. Вебер предлагал строить организацию управления по линейному признаку, где каждый отвечает за свои действия только перед вышестоящим начальником. Лидером поведенческого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мейо. Согласно этой теории управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Исполнитель реагирует на распоряжения, если руководитель может удовлетворить социальные нужды подчиненных.

Наряду с зарубежными учеными проблемы теории управления изучали отечественные исследователи Г.Атаманчук, В. Афанасьев, Г.Попов. Все они пришли к выводу, что теория управления должна развиваться как комплексная, межотраслевая наука, и что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий.

Принципиальным для обоснования управления дошкольным образовательным учреждением является глубокое рассмотрение социально - педагогической системы.

Общими признаками социально - педагогической системы являются:

наличие конкретной цели, общей для всей совокупности элементов;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленных задач;

осознание каждым своих задач и общей цели;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

конкретные отношения между элементами системы;

наличие органов управления;

обязательная обратная связь.

Дошкольное учреждение - это открытая социально - педагогическая система, направленная на воспитание и образование детей дошкольного возраста. При выборе форм и методов управления ДОУ необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Знание и соблюдение закономерностей социально - педагогической системы позволит обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Одним из важнейших аспектов управления образованием является его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, посвященной Всемирному дню качества в 1999 году говорится, что управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактование качества не только правомерно, но и крайне необходимо.

Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречиям в образовательной практике, что, в свою очередь негативно влияет на теорию образования.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определенный

уровень знаний, умений умственного, физического и нравственного

развития, которого достигли дети.

Другими словами, качество образования - баланс следующих

составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты,

спрогнозированный процесс и результаты.

О качестве дошкольного образования по сути заговорили в последнее

десятилетие. Этому предшествовало несколько причин.

Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности. Вследствие чего многие педагоги особое внимание уделяют образовательной деятельности и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к следующему этапу обучения (школьному) и успешное формирование базовых черт личности, индивидуальности, но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его способностей, талантов.

В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования неустойчивы, не обладают должной полнотой.

Следствием отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания является и проблема
управляемости развития дошкольным образованием, обеспечение
условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его
способностями и возможностями, активная помощь ему в этом. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития

каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования — организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.

Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Составляющие развития ДОУ,

способствующие повышению качества образования

Под управлением качества образования понимается

целенаправленный, ресурснообеспеченный, спроектированный процесс

взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный достижение качества запрограммированного результата (норм и стандартов)

Основными принципами управления качеством образования можно

назвать: системность, непрерывность, функциональность, оптимальность,
продуктивность.

Представители педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос, Д.М.Шишов и др.) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов: как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности и т.д.

Система дошкольного образования в настоящее время активно развиваться. С точки зрения П.И. Третьякова, мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием, на проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах:

Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий.

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов в вузе через разработку комплекса программ, построенных по блочно – модульному принципу, имеющих инвариативную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов. С другой стороны, актуальным становится необходимость развития у будущих специалистов системы дошкольного образования диспозиционно-установочных структур личности, позволяющих эффективно решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих их должностным обязанностям, в условиях проблемной и социально нестабильной ситуации.

Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам .

- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;

- совершенствование качества методической службы;

- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.

-овладение методами количественной оценки качества образования (квалиметрией).

Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации.

Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И.П.Подласый)– целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе его осуществления.

Совершенствование содержательного компонента образовательного процесса – диктует оптимальный выбор программ и их комплексирование, распределение материала, подлежащий усвоению дошкольникам.

Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.

Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью. При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (временным требованиям), а также - запросам потребителей образовательных услуг; цели соотносились с используемыми методами и учитывали действие всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно - развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в ДОУ и особенностям образовательного процесса ОУ разных типов и видов, удовлетворяли потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей; содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов педагогического процесса, а также – логику педагогической поддержки предметно - развивающей среды ДОУ и психологической поддержки педагогического коллектива ДОУ.

Третий путь, совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Учеными МаГУ разработаны показатели оценки образовательного процесса ДОУ в соответствии с его компонентами. Каждому компоненту даны содержательные характеристики, которые выражены в критериях и показателях. Предложенные показатели соответствуют интегративному подходу к оценке образовательного процесса, и будут способствовать улучшению его качества.

Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени образования, в частности, с требованиями Концепции содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

Безусловно, на качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.

Ученые отмечают, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно. Происходящее в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер благодаря технологиям управления. Существующая система функционирования человеческих, материальных, информационных и других компонентов служит для реализации в образовательном учреждении функции управления. Реализация каждой функции управления предполагает выполнение определенной последовательности управленческих действий и использование определенных методов, т.е. для каждой функции в системе управления используется модульная технология ее реализации (Г.К.Селевко).

Существующие технологии управления, в большенстве своем, нацелены в той или иной степени на качество образования. Остановимся на некоторых из них. Технология управления по целям традиционна для отечественной системы управления дошкольным образованием (В.С.Лазарев, М.М.Поташник). Она предусматривает систему мониторинга состояния УВП, результатов работы школы. Педагогическая деятельность начинается с анализа и им заканчивается, что помогает объективно оценить результаты и выработать рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Достаточно распространенная, особенно в Московском регионе, технология управления по результатам (П.И.Третьяков К.Ю.Белая). Данная технология адаптирована для ДОУ и представляет собой информационно- аналитическую систему ДОУ как основу для управления по результатам, фактически это модель мониторинга качества дошкольного образования.

Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.

Направленность всей системы внутрисадовского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях. При использовании технологии индикаторного управления необходимо владение методами корреляционного анализа, которые позволили бы выявить взаимосвязь, корреляцию между данными, полученными в процессе диагностики педагогов ДОУ и результатами реализации образовательной программы ДОУ, а также данными мониторинга детей по всем направлениям развития, в т.ч., развития основных способностей. Использование этой технологии предполагает хороший уровень компьютерного обеспечения ДОУ. На сегодняшний день её применение пока крайне ограничено, так как компьютерные технологии не вошли ещё прочно в управление дошкольным образованием, да и подготовленность кадров оставляет желать лучшего.

Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой моделирования управления качеством педагогического процесса в современных детских садах является интеграция всех перечисленных выше технологий при построении и оценке педагогического и методического процесса ДОУ. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. И прежде всего, это осмысление ее с разных позиций, повышение управленческой компетентности руководителей, педагогической культуры воспитателей и специалистов ДОУ, и, конечно, необходимо предпринимать практические шаги по проектированию и внедрению системы управления качеством на всех уровнях. Мы надеемся на квалифицированную помощь в решении этой проблемы Региональных центров оценки качество образования.

Сегодня в регионах существуют и активно работают Региональные центры оценки качества образования, однако система дошкольного образования обделена их вниманием. Мы вправе надеяться на их компетентную помощь, т. к. оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.

Читайте также: