От чего зависит эффективность учения и обучения двигательным действиям кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование двигательных навыков

Одна из задач процесса обучения и тренировки – формирование необходимых двигательных умений и навыков.

На первой стадии обучения сообщаются сведения о значении, сущности двигательной задачи и путях ее решения. Формирование соответствующих знаний на основе рассказа об изучаемом действии, показа и сопровождающего комментария не только концентрирует внимание на программе действия, но и усиливает учебную мотивацию, потребность в овладении движением.

Необходимая информация и полученные знания предполагают формирование представлений об изучаемом действии. Кроме создания зрительного и логического образов, основанных на наблюдении и объяснении, формируется кинестетический образ, связанный с ощущениями, возникающими при практических попытках решить поставленные задачи.

На основе полноценных представлений появляются двигательные умения. Однако это еще такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется повышенной концентрацией внимания на структуре движения, нестабильностью результата, неустойчивостью к сбивающим факторам, недостаточной прочностью усвоения.

В процессе многократного повторения и необходимой коррекции структуры двигательного действия уточняется и прочно запоминается, координационные и другие механизмы движения постепенно автоматизируются. Двигательное умение превращается в навык.

Двигательный навык - это такая степень владения действием, когда управление им осуществляется автоматизировано. Двигательное действие отличается слитностью движения, которая проявляется в легкости, взаимосвязанной координации и устойчивой ритмичности. Оно характеризуется стабильностью результата и устойчивостью к сбивающим факторам (утомление, эмоциональные сдвиги, активное противодействие соперника, длительный перерыв в тренировке, неблагоприятные внешние условия, повышенное требование к быстроте, усилиям и некоторые другие).

Формирование двигательных навыков проходит успешнее, если используется двигательный опыт и учитывается положительный перенос ранее при обретенных навыков. Успешность обучения обусловливается также физической, координационной и психической готовностью занимающихся к освоению конкретного действия.

Структура процесса обучения

Исходя из закономерностей формирования двигательного навыка, в процессе обучения отдельному двигатель ному действию (техническому приему или тактическому действию) выделяют три этапа: первоначальное обучение, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование.

Каждый из этих этапов имеет ряд особенностей, с учетом которых ставятся конкретные задачи и выбираются рациональные средства, методы и формы организации учебного процесса.

Первоначальное обучение. Цель данного этапа - освоение основ изучаемого приема или действия.

Первоначальное обучение начинается с ознакомления. Используется сочетание методов показа, рассказа и практического упражнения.

Показ должен быть образцовым не только по форме. Важно при этом использовать оптимальное воспроизведение временных, пространственных и силовых характеристик движения. Особого внимания требуют последовательность выполнения фаз движения и соотношение их длительности, поскольку ритмическая структура служит ориентиром при освоении действий.

После демонстрации изучаемого действия в рассказе дают его точное терминологическое наименование, сообщают сведения о значении и месте применения в игровых условиях, объясняют основы решения двигательной задачи. Поскольку внимание у начинающих неустойчиво и объем его невелик, рассказ должен быть четким, кратким, образным.

Повторный показ (не более 2-3 раз) сочетается с сопроводительным пояснением, что усиливает и углубляет восприятие. Формированию зрительного и смыслового представления способствует демонстрация изучаемого действия в кино- и видеокольцовках, показ его элементов на кино- и фото- граммах, рисунках, схемах. При этом важно ориентировать обучаемого на решение двигательной задачи, а не на копирование поз.

Для создания двигательных ощущений и представлений используют метод практического упражнения. Попытки воспроизведения изучаемого действия выполняют в относительно постоянных и упрощенных условиях. При обучении технике и тактике футбола преимущественно используют метод целостного упражнения, так как расчленение действий часто приводит к резкому искажению их структуры и содержания.

При обучении сложным действиям весьма полезны подводящие упражнения, которые помогают сформировать предварительные двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого сложного действия. Как правило, подводящие упражнения индивидуализированы.

Определяя меру повторения, следует учитывать, что новые координационно-сложные упражнения быстро вызывают у начинающих футболистов утомление соответствующих нервных центров. Поэтому на данном этапе наиболее эффективно серийное повторение упражнений: две-три серии по 8 - 12 повторений в каждой. Интервалы между повторениями и сериями должны быть достаточными для отдыха. Их можно использовать также для необходимых замечаний и для повторного показа изучаемого действия.

Продолжительность этапа первоначального обучения зависит от сложности изучаемого действия, способностей и подготовленности занимающихся. Обычно изучение нового материала продолжается в течение 3-5 последующих уроков.

Начальное разучивание, как правило, сопровождается существенным отклонением от требований техники или оптимального варианта выполнения тактического действия. Поэтому очень важно быстро и правильно определить причины ошибок и предусмотреть пути их устранения.

Одна группа ошибок обусловлена объективными закономерностями формирования двигательного навыка. Первые попытки характеризуются иррадиацией процессов возбуждения, блокированием излишних степеней свободы кинематической цепи, неточностью нервно- мышечных дифференцировок и др. В связи с этим возможно появление лишних движений, искажение амплитуды и направления изучаемого действия, нарушение его ритма, психологическая скованность и мышечное закрепощение.

Другая группа ошибок связана с недостатками в методике обучения. Причиной ошибок могут быть недостаточная физическая и психическая подготовленность, неправильное понимание структуры изучаемого действия, утомление, отрицательный перенос навыков, неблагоприятные условия выполнения действия и некоторые другие.

Углубленное разучивание. Цель обучения на этапе - детализированное закрепление основ изучаемого материала в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. В процессе углубленного освоения приема или действия формируется двигательное умение, частично переходящее в навык. Происходит необходимая перестройка регуляторных процессов в ЦНС (концентрация возбуждения, развитие внутреннего торможения и др.), что способствует правильному, четкому и свободному выполнению изучаемых движений.

Успешному решению задач обучения помогает уточненное и осознанное понимание закономерностей выполняемых действий. Этому способствует применение таких словесных методов, как развернутый рассказ и беседа, разъяснение и более глубокий анализ, самоанализ, отчет и т.д. Существенный эффект дают различные средства срочной информации о ходе движения и его основных параметрах. Возрастает роль идеомоторной тренировки.

На данном этапе используют в основном метод целостного упражнения. Все упражнения должны быть строго целенаправленны. Число стереотипных повторений (в одинаковых условиях, с одной целевой установкой, с равными параметрами движения) уменьшается. Однако значительно увеличивается число вариативных повторений. Усложняется обстановка, в которой происходит обучение. Варьируются задачи выполнения упражнения, что вызывает изменение формы и характера, а также пространственных, временных и силовых характеристик. Предпринимаются попытки выполнить изучаемое действие со скоростью и усилиями, близкими к максимальным. При этом структура движения не должна искажаться, а целевая точность должна быть в допустимых пределах. Примерное соотношение стереотипных и вариативных повторений – 30 и 70%.

Одним из эффективных методов, направленных на формирование способности регулировать величину, направление и длительность усилий в соответствии с меняющимися условиями, является метод контрастных заданий.

На данном этапе число повторений в одном уроке увеличивается. Изучаемое действие повторяют 10-12 мин, после чего вводят 3,5 – 5 - минутные переключения. Наиболее эффективны переключения на игровые упражнения. Затем снова многократные повторения в таком же временном отрезке. Углубленное разучивание может идти с большими интервалами, что позволяет изучать новый материал. В занятиях широко используют игровой и соревновательный методы, которые создают особый, эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование. Основные задачи этого этапа - дальнейшее закрепление освоенных действий, доведение их до уровня автоматизированности и формирование навыка надежного применения в игровых условиях.

На данном этапе используют весь комплекс методов физического воспитания. Из практических преимущественное применение находит метод вариативного упражнения с широким изменением условий действий. Задачи совершенствования двигательных навыков решаются с помощью следующих методических приемов:

изменение обстановки, в которой действует футболист (проведение занятий в различных климатических и метеорологических условиях: в зале, на поле с разным покрытием, на заснеженных площадках, в футбольных городках; использование мячей разного веса и размера, разной упругости);

изменение функционального и психического состояния самого спортсмена (выполнение упражнений в состоянии повышенной эмоциональности, волнения или на фоне утомления, но непременно в соответствии с объективными данными педагогического и врачебного контроля);

изменение задачи в ходе выполнения упражнения: облегчение (уменьшать расстояние, скорость и усилия; выполнять упражнения без помех и др.) или усложнение (увеличивать расстояние, скорость и усилия; выполнять задание на оценку, применять сложные соединения действий; использовать различные помехи и противодействия; внезапно переключать внимание и т.д.).

Этап закрепления и совершенствования двигательных действий характеризуется органическим сочетанием процессов совершенствования технико-тактического мастерства и развития физических качеств, обеспечивающих эффективность и надежность игровых действий.

Использование “сопряженного метода” дает возможность одновременного и целенаправленного воздействия, как на структуру движений, так и на физические качества.

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от следующих факторов:

• двигательной одарённости (врождённые способности) и двигательного опыта обучаюшегося;

• возраста (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);

• координационной сложности двигательного действия;

• профессионального мастерства преподавателя;

• уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося.


Приёмы саморегуляции спортсмена для предстартовой стартовой апатии.

В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, недостаточная сосредоточенность, понижение технико-тактических возможностей. Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен, доброжелателен к окружающим, даже к соперникам. Однако он не способен максимально реализовать в соревнованиях свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременностью и неадекватностью.

Стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаще всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании. У стартовой апатии есть особая разновидность – самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации.

Возбуждающий массаж (тонизирующий) или самомассаж.

Переключение тренером внимания спортсмена на объекты, которые не связанны с предстоящим стартом. Если тренер замечает у спортсмена признаки стартовой лихорадки, то ему необходимо: не давать смотреть старты соревнований других участников; отвести спортсмена подальше от места, где проходят соревнования и находится большое количество участников. Если же тренер наблюдает признаки стартовой апатии, то ему необходимо: прибавить спортсмену уверенности в своих силах, обеспечить просмотр стартов у других участников, проанализировать их ошибки. Так же необходимо поднять спортсмену настроение и вернуть волю к победе. Для того чтобы спортсмен показал наилучший спортивный результат ему необходимо находиться в хорошем психологическом настрое. Спортсмен во время соревнований постоянно подвергается высоким нервно-психическим нагрузкам и роль психологической подготовки в данный момент очень важна

• Психическая саморегуляция (самовнушение, аутогенная, психорегулирующая тренировка)

• Снижение уровня притязаний (может быть, как со стороны спортсмена, так и тренера)

Билет 4

1. Двигательный аппарат человека. Функциональные особенности двигательных единиц, специфика их включения в работу.

Наиболее общим проявлением жизнедеятельности организма является двигательная деятельность. Движения осуществляются с помощью двигательного аппарата – совокупность тканей и органов, обеспечивающих перемещение человека в пространстве и ее активные действия, направленные на предметы внешнего мира.

Функционально в состав двигательного аппарата входят нервные клетки головного и спинного мозга - мотонейроны и их аксоны, а также костно-мышечная система.

В двигательном аппарате человека руководящую и регулирующую функцию выполняет ЦНС. Роль костно-мышечных органов является исполнительной.

Костная система (скелет) состоит из 208 костей, которые придают форму телу, служат опорой организма и защищают внутренние органы.




Скелетные мышцы перемещают тело в пространстве (ходьба, бег), перемещают части тела относительно друг друга (движения ног, рук, головы), поддерживают позу тела.

Основным функциональным элементом двигательного аппарата является двигательная единица, которая состоит из мотонейрона и иннервированных им мышечных волокон. Аксон, отходящий от мотонейрона, при подходе к мышце разветвляется, образуя конечные веточки, каждая из которых с помощью синапса соединяется с мышечным волокном. Передача возбуждения с нерва на мышечное волокно вызывает его сокращение. Итак, один мотонейрон иннервирует целую группу мышечных волокон. Возбуждение и сокращение волокон, входящих в состав одной ДЕ, происходит одновременно (при возбуждении соответствующего мотонейрона). Отдельные ДЕ могут возбуждаться и сокращаться независимо друг от друга.

Все двигательные единицы делятся на:

- малые (двигательные единицы мелких мышц, осуществляющих тонкие движения (мышцы глазного яблока, кисти), содержат небольшое количество мышечных волокон (несколько десятков);

- большие (входят в состав больших мышц туловища и конечностей) содержат сотни (тысячи) мышечных волокон.

Понятие малых и больших ДЕ – относительное, оно используется для сравнения размеров ДЕ в пределах одной мышцы.

Все ДЕ в зависимости от функциональных особенностей делятся на 3 группы:

1. Медленные неутомляемые. Они образованы "красными" мышечными волокнами, в которых меньше миофибрилл. Скорость сокращения и сила этих волокон относительно небольшие, но они мало утомляемы. Поэтому их относят к тоническим. Регуляция сокращений таких волокон осуществляется небольшим количеством мотонейронов, аксоны которых имеют мало концевых веточек. Пример – камбаловидная мышца.

2. Быстрые, легко утомляемые. Мышечные волокна содержат много миофибрилл и называются "белыми". Быстро сокращаются и развивают большую силу, но быстро утомляются. Поэтому их называют фазными. Мотонейроны этих ДЕ самые крупные, имеют толстый аксон с многочисленными концевыми веточками. Они генерируют нервные импульсы большой частоты. Мышцы глаза.

2. Быстрые, устойчивые к утомлению. Занимают промежуточное положение.

Наличие различных двигательных единиц обеспечивает привлечение к работе тех, участие которых эффективнее. От режима активности двигательных единиц зависит мышечное напряжение. Сама активность зависит от частоты импульсации, поступающей из мотонейрона. Чем больше частота импульсов, тем больше активность двигательной единицы и тем большее напряжение возникает в ее мышечных волокнах. Мышечное напряжение осуществляется благодаря согласованию активности различных двигательных единиц. Последние могут сокращаться одновременно или поочередно Синхронное сокращение группы двигательных единиц обеспечивает большее напряжение. В случае асинхронной работы поддерживается постоянство напряжения, движения более плавные. Поэтому в процессе труда большинство двигательных единиц работает асинхронно. В случае утомления они начинают работать синхронно, что проявляется в нарушении точности движений.

Согласно теории скольжения нитей, мышечное сокращение происходит благодаря скользящему движению актиновых и миозиновых филламентов друг относительно друга. Механизм скольжения нитей включает несколько последовательных событий.




Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонен­тов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, пред­ставления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков фи­зической культуры.

Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявле­ния в обучении двигательным действиям.

Внимание — это сосредоточенность и направленность сознания на какой-то предмет, явление, действие. Оно обеспечивает хорошее восприятие учебного материала, контроль за выполнением физических упражнений. Внимательный ученик замечает в любом физическом упражнении или объяснении учителя фи­зической культуры такие детали, которые невнимательный пропускает.

Многие учебные задания на уроке физической культуры не требуют предель­ного сосредоточения внимания, например, когда выполняются знакомые физиче­ские упражнения. Но иногда требуется высокая концентрация внимания, например, при выполнении упражнений на быстроту по сигналу. Развитие внимания происходит наиболее эффективно, если количество упражнений и их интенсив­ность увеличиваются постепенно, если вы проявляете интерес к занятиям и со­знательно к ним относитесь.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания фи­зических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощу­щений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.

Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явле­ний с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек созда­ет новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.

При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще все­го проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные час­ти и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.

При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.

Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком об­разов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, при­менительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении дви­гательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.

При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффек­тивность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоми­нании.

Двигательное действие — это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи), состоящий из движений (бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз.

Отдельное двигательное действие (например,приседание) — основной элемент физического упражнения. Это процесс многократного выполнения двигательных действий, который может быть организован либо в виде многократного повторения какого-либо одного двигательного действия — прыжка, наклона и т. п., либо в форме разнообразной двигательной деятельности, включающей множество различных действий — подвижная игра, комплекс гимнастических движений и т. п.

ВложениеРазмер
dvigatelnye_deystviya.docx 20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение двигательным действиям.

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методик:

1) этап начального разучивания (ознакомительный, первичного разучивания движения);

2) этап углубленного разучивания (формирования двигательного умения, углубленного детализированного разучивания);

3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования (формирования двигательного навыка, достижение двигательного мастерства).

На первом этапе (ознакомление, первоначальное разучивание движения) ставится цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи: создать смысловое и зрительное представление о двигательном действии и способе его выполнения; воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому; научить частям (элементам) техники этого действия; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия. Решение этих задач осуществляется поочередно. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения). Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям, для этого используют расчленено-конструктивный метод. Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже сложных двигательных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом. Если для выполнения разучиваемого действия обучающийся недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений - двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием.

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами, которых является недостаточное представление действий, слабое развитие способностей, боязнь, состояние утомления и пр. Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающихся, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок.

Этап углубленного разучивания. Его целью является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований. Основные задачи этапа: углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Названные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения. Все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом. Не утрачивают своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия, возможно применение метода идеомоторного упражнения (мысленное представление выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений). На данном этапе используется комплекс разнообразных средств: физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия; подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.

Третий этап предполагает формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения. Основными задачами здесь будут следующие: добиться слитности и автоматизма выполнения действия; довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники; обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Комплекс средств и методов, используемых на третьем этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе, но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия. Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий: с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения; в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями; в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями. Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи. На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости. Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий.

Таким образом, на основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы, как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, т.к. изменение уровня развития физических качеств. Требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам.

Читайте также: