От чего на поле может произойти нарушение экологического равновесия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.

1. Сегодня вы на уроке будете исследователями. Слайд 2

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Экологическое равновесие - это важно или нет?”.

2. Теоретическое обоснование Слайд 3

Во многих местах нашей планеты наблюдается обеднение природы, а также чаще стали возникать разные экологические проблемы.

В природе происходит нарушение экологического равновесия. Люди должны знать причину этого нарушения и способы его восстановления.

3. Знакомство с планом работы. Слайд 4

III. Работа над темой урока.

1. Словарная работа.

- Сначала выясним, что обозначают слова “экологическое” и “равновесие”.

- От какого слова образовано прилагательное “экологическое”? (От слова “экология”)

- А что такое экология? (Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеками природой.)

- Что изучает экология? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.)

- Что же такое “равновесие”? (Это значит “равное по весу”)

- Какое толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова. (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)

Опыт: Показ нарушения равновесия на весах. Приложение 2. Рис.1

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

- Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)

Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)

То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

- Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

- Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

- И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

- Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7

- То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

- Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

- А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками

- Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)

- К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.

Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

- Как человек может нарушить экологическое равновесие?

- Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники — естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

- Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

- Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)

- Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые. (Приложение 2. Рис.2.)

- Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)

- Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11

- О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

- Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

- Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

5. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями

- Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14

- Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

- Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15

2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.

Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22

- Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?

(Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

- Почему важно экологическое равновесие?

- Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)

- Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

- Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

- Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24

Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

- Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

В природе нет лишних компонентов. Каждая часть природы непосредственно связана с другой ее частью. Если м между явлениям или объектами нет прямой связи, то обязательно будет непрямая. То есть существование каждого объекта природы зависит от целого ряда других объектов.

Поэтому, экологическое равновесие очень хрупко и поддерживается за счет баланса между видами живых организмов и явлениями неживой природы.

По каким причинам может быть нарушено равновесие

Экологическое равновесие является залогом существования всех живых существ и самого человека. Нарушение такого равновесия неизбежно приведет к катастрофическим последствиям. Необходимо назвать несколько основных причин, которые способны привести к нарушения существующего экологического равновесия:

  • Таяние ледников. Уменьшение массы льда на полюсах влечет смещение земной оси. А это однозначно приведет к глобальным изменениям климата. Кроме того, таяние льдов обусловит затопление больших участков. Под водой окажутся такие страны, как Голландия, Бельгия, значительная часть Великобритании и Ирландии. Это приведет к уничтожению животных на затопленных территориях;
  • Извержения вулкана способны менять климат на всей планете, Мощные извержения всегда сопровождаются выбросом колоссальных масс пыли. Пыль попадает в атмосферу, снижая яркость солнечных лучей, которые просто не могут через нее пробиться. Соответственно, температура на земле снижается. Это приводит к гибели теплолюбивых видов животных и растений;
  • Извержения вулканов часто вызывают сильнейшие штормы. Огромные волны сметают целые районы со всем живым.

Человеческий фактор

Помимо производства, серьезную угрозу представляет вырубка лесов. В первую очередь, это уменьшает выработку кислорода, который необходим всем живым существам. Поэтому, вырубка лесов создает прямую опасность для человечества.

Более того, уничтожая миллионы гектар леса, человек уничтожает всю экосистему. Погибают животные, поскольку им нечем питаться.

Мелеют и пересыхают реки, которые раньше защищали от солнца высокие деревья. Это значит, что погибают и рыбы, живущие в реках. В целом, уничтожается целый небольшой мир.

Экологическое равновесие довольно хрупкая вещь, хотя биоценозы и обладают определенной способностью к саморегуляции. Равновесие может быть нарушено из-за вымирания какого-нибудь биологического вида, занимавшего определенное звено в пищевой цепочке или наоборот, в результате привнесения инвазивного вида, не имеющего естественных врагов в данном регионе. К примеру, в девятнадцатом веке европейцы привезли в Австралию кроликов. Через некоторое время кролики настолько расплодились, что стали выедать пастбища, лишая еды других травоядных. Люди вынуждены ежегодно уничтожать миллионы этих грызунов, пытаясь остановить пушистых захватчиков.


Экологическое равновесие в природе — от­носительная устойчивость видового состава живых орга­низмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, круговорота веществ, и других биологических процессов в любых при­родных сообществах.

В основе экологического равновесия экосистем лежит постоянство биотического круговорота веществ, который в каждой конкретной экосистеме имеет свои особенности, сязанные с видовым составом и численностью организ­мов, их типом обмена веществ. Решающее значение при этом имеют соотношение автотрофов (продуцентов) и гетеротрофов (консументов, редуцентов), а также приспособ­ленность организмов друг к другу и к среде обитания. Совокупность этих факторов, сложившаяся в процессе эволюции, обеспечивает устойчивость экосистем, или их гомеостаз. За меру стабильности экосистем часто прини­мают их видовое разнообразие — чем оно выше, тем надёжнее поддерживается экологическое равновесие.

При колебаниях условий среды|среды, выходящих за преде­лы, обычные для данной экосистемы, возникают наруше­ния экологического равновесия, приводящие к снижению численности одних и резкому увеличению других видов. Плотность того или иного вида при неблагоприятных ус­ловиях снижается, но в оптимальных условиях возрастают плодовитость, скорость роста|роста и развития, и плотность вида восстанавливается.

Часто под нарушением экологического равновесия по­нимают не только изменения различных биотических фак­торов, но и значительные колебания газового состава ат­мосферы, загрязнение вод, глобальное загрязнение окружающей среды|среды, то есть всё|все, что может изменить нор­мальную жизнь на данной территории живых организмов.

Актуальность сохранения экологического равновесия возросла в XX веке с появлением таких средств воздействия на экосистемы, которые могут привести к их необратимому нарушению.

Видео по теме : Экологическое равновесие

Экологическое равновесие


Пока деревенская жизнь в Нумто идёт своим чередом. На улице сорокоградусные морозы, резкий обжигающий ветер. А в небольших домах жарко натоплено, женщины на печке готовят пищу|пищу, обычно традиционные блюда из оленины и рыбы. Когда нет овощей, добавляют в бульон муку|муку, особенно вкусна заварная уха|уха из щуки. Аборигены по-прежнему носят тёплые малицы и кисы|кисы — это национальная одежда и обувь из оленьих шкур, и, конечно, повседневные рубахи и платья, богато расшитые бисером. Матери уже с малых лет приучают девочек к рукоделию, самое любимое увлечение для одарённых мальчишек — резьба по дереву и кости|кости. Сейчас семьи|семьи ждут на новогодние каникулы своих школьников, которые живут и учатся в Казымском интернате.

briochetina

Нарушение экологического равновесия может происходить по разным причинам. Проблема в том, что экологическое равновесие трудно поддерживать, оно балансирует сложно между видами живых организмов и явлениями неживой природы.

Если экологическое равновесие нарушается, от этого страдают все живые существа и сам человек. Дойти может до катастрофы.

Читайте также: