Исследовательская деятельность в средней группе детского сада

Обновлено: 01.07.2024

В дошкольном образовании сегодня произошли и происходят большие перемены, основа которых заложена государством. Миссия дошкольного образования заключается в становлении и развитии личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Как отмечает В. Сухомлинский прежде чем давать детям знания, надо научить их думать, наблюдать, воспринимать.

Наблюдательность, любознательность, интерес к новому, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире является важнейшими чертами детского поведения. Ведь ребёнок по своей природе исследователь.

Задача педагога- помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для формирования таких процессов как самообучение, самовоспитание, саморазвитие. Исследования дают ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "что?" и "как?" и "почему?". Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Главное достоинство применения методов экспериментирования в детском саду в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

-идет обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы ребёнка, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

-развивается речь ребёнка, так как ему необходимо давать ответ об увиденном, делать выводы на основе увиденного.

-происходит накопления личного жизненного опыта и умственных умений (накопление фонда умственных приёмов и операций)

По количеству детей эксперименты могут быть: индивидуальные, групповые, коллективные. В нашем саду группы наполняемостью до 18 детей, поэтому удобнее проводить исследования с коллективом детей до 10 человек.

В исследовательской деятельности задействованы все виды анализаторов: слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный, слуховой. Организация работы идет по трём направлениям: человек, живая и неживая природа.

Для успешного решения задач экспериментирования необходимо создать в группе развивающую среду. Так называемую мини- лабораторию.

В мини- лаборатории должно быть необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

- разнообразные сосуды из различных материалов-прозрачные и непрозрачные ёмкости разной формы и объёма;

- природный материал: камне, почва, глина, песок, ракушки, шишки, каштаны, жёлуди, листья деревьев, разные крупы, мох и различные семена;

- бросовый материал нитки, резина, бумага разной фактуры и цвета, поролон, синтепон, мех, кусочки ткани;

- пищевой материал: соль, сахар, кофе, чай, мука, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, йод, зелёнка, гуашь, акварель;

- правила безопасности жизнедеятельности детей во время исследовательской деятельности (в символах).

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

предметом для исследования могут стать:

- реальные события: яркое природное явление(листопад);

- события, специально "смоделированные" воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее не известным детям.

По причине проведения исследования могут быть:

- случайные (в мае пошел снег, сразу возникает вопрос "Почему?");

- запланированные (поставленные в ответ на вопрос ребёнка);

- иллюстрированный (дети знают конечный результат).

- поисковый (дети не знают каков будет конечный результат, но могут делать предположения)

Чтобы эксперимент прошел успешно нужно придерживаться следующего алгоритма:

1. Формулирование цели эксперимента.

2. Введение в ситуацию: в игровой форме мотивировать детей на включение в исследовательской деятельности.

3. Формирование опыта преодолевания затруднения самостоятельным путём под руководством воспитателя на основе экспериментов, опытов, исследований и наблюдений.

4. Актуализация знаний.

5. Затруднение в ситуации: под руководством воспитателя формируется опыт фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

6. В систему знаний включаются новые знания.

7. Открытие нового знания: актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения-"если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает".

8. Осмысление. Подведение итогов деятельности на занятии с помощью рефлексии.

Экспериментирование со свойствами воздуха в средней группе

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты — основа для работы с маленькими исследователями.

Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников

Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:

  • Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
  • Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).

Трое детей изучают свойства песка, земли и глины

В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи

В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.

Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:

    Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

Мальчик и девочка занимаются посадкой семян в экологическом уголке

В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними

Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
  • Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
  • Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.

Две девочки проводят опыты с водой и красками

Опыты с водой интересны для детей всех возрастов

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности

Вид деятельности Примеры реализации на занятиях в средней группе
Поисково-познавательная деятельность Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Познавательно-практическая деятельность Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке.

Воспитательница беседует с детьми, стоящими вокруг неё

В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности

Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.

Трое детей держат в руках овощи, перед ними на столе лежат баклажаны, перец, кочан капусты, свёкла и др

Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие

Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников

На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей — работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Возраст 4–5 лет — время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников — практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:

  • ставится проблема;
  • выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
  • озвучиваются гипотезы;
  • гипотезы проверяются опытным путём;
  • анализируются результаты опыта;
  • формулируются выводы.

Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.

Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Мотивирующее начало занятия

Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Дети и педагог сидят в кругу и рассматривают иллюстрации на доске

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды.

Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе

  • Формирование представлений о Вселенной, солнечной системе;
  • знакомство с созвездиями, Солнцем и Луной.
  • Изучение видов облаков;
  • совершенствование представлений о силе воздуха.

Временной план занятия

Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.

Мальчик и девочка, сидя за партой, проводят опыты

Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку

Примерный временной план занятия в средней группе:

  • Организационный момент — 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия — 4 минуты.
  • Построение плана, проговаривание этапов исследования — 2 минуты.
  • Физическая активность — 3 минуты.
  • Практическая часть работы — 9 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

  • Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  • Образовательные:
    • расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область — познание);
    • развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область);
    • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область);
    • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности;
    • вызвать желание помочь Петрушке.
    • Полиэтиленовые пакеты, плёнка,
    • стаканчики,
    • горох,
    • трубочки для коктейля,
    • чеснок,
    • мыльные пузыри,
    • игрушка Петрушка.
    • Солнышко, солнышко,
      Мы твои лучи!
      Быть людьми хорошими
      Ты нас научи.

    Стук в дверь (входит Петрушка).
    Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:

    • Он нам нужен, чтоб дышать,
      Чтобы шарик надувать,
      С нами рядом каждый час,
      Но невидим он для нас. (Воздух).

    Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
    В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

    • На столах ничего не трогать без разрешения.
    • Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
    • Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
    • Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
    • Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

    Дети подходят к столам.
    В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный).
    Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет.
    В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
    Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть.
    В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).

    В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).

    • Вокруг нас везде есть воздух.
    • Мы с вами дышим воздухом.
    • Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
    • Воздух заставил двигаться горошины.
    • С воздухом можно играть.

    В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас?
    Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри.
    Дети благодарят, Петрушка уходит.
    Игра с мыльными пузырями.

    Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

    Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

    Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

    Улыбающиеся дети стоят рядом с тазиком с водой, в котором плавают небольшие предметы

    Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

    Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

    • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
    • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
    • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
    • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
    • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
    • Фартуки, защитные очки, шапочки.
    • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

    Дети и педагог в белых халатах проводят опыты

    Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

    Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.

    Дети, сидя за столами, работают с микроскопами, педагог помогает

    В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

    Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

    Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Воспитатель: Вялых О Н

    с. Усть – Калманка, 2018г

    Новизна. Цели и задачи программы……………………………………. 7

    Принципы, направления, правила работы………………………………10

    Организация исследовательской деятельности………………………. 13

    Приложения: №1. Перспективный план.

    № 2. Содержание учебного материала.

    № 4. Диагностические задания.

    № 5. Диагностическая карта.

    Пояснительная записка

    В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

    Изучив методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада и создала свою модифицированную программу.

    Программа разработана на основе программ:

    -"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, с.89.

    Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится в начале сентября и в конце мая.

    Актуальность

    С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.

    Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

    Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

    С первого класса ребёнок погружается в присково-исследовательскую среду. Неподготовленному ребёнку очень сложно, это ещё ему не известно, это ново для него, он способен замкнуться. Занимаясь в кружковом объединении, играя, ребёнок знакомиться с тем, что в школе его способно напугать. Речь идёт о прямой преемственности между двумя ступенями образования – дошкольным и начальным.

    А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

    Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

    Новизна заключается в том, что разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.

    Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.

    формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

    развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

    формирование умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

    развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр- экспериментов;

    развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа;

    развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

    Программа рассчитана на 1 год обучения.

    ОД: один раз в неделю (вторник), продолжительностью 20 мин.

    Предназначена для детей 4 – 5 лет.

    В работе применяются исследовательские методы обучения:

    Продуктивные методы: частично-поисковый (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через самостоятельный, творческий поиск).

    Формы работы:

    Групповая и подгрупповая.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Принципы, направления, правила работы

    Программа построена на основе следующих принципов:

    -Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития;

    -Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития;

    -Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития;

    -Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

    -Принцип деятельного подхода к развитию личности;

    -Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;

    -Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности;

    -Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).

    Работа выстраивается по трём взаимосвязанным направления м:

    - человек и его окружение.

    Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).

    При выборе темы следует соблюдать следующие правила:

    1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

    2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

    3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    Работа по каждой теме заканчивается итоговым мероприятием: или защитой мини – проекта, или тематической выставкой, или оформлением газеты или праздником.

    В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

    Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой проблемы в действии и построение доступных выводов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

    Ожидаемые результаты:

    Овладение детьми определёнными знаниями, умениями, навыками в процессе экспериментирования. Выявление и осознание ребёнком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. А так же способны:

    -выделить и поставить проблему, которую необходимо разрешить;

    -предложить возможные решения;

    -проверить эти возможные решения;

    -сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

    -применить выводы к новым данным;

    Организация исследовательской деятельности воспитанников

    Примерный алгоритм проведения экспериментирования:
    1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
    2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.
    3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
    4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
    5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
    6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
    7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

    Примерная структура организации экспериментирования
    1. Постановка исследовательской задачи.
    2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
    3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
    4. Уточнение плана исследования.
    5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
    6. Распределение детей на подгруппы.
    7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

    Оборудование:

    Для опытов: лупы, тарелки, песок, зеркало, стаканы для воды, воздушные шарики, камни, соль, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, пластиковая бутылка и другие материалы.

    Для творчества:

    - Бумага белая и цветная, картон;

    – Акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

    Овладение дошкольниками разними способами познания, в том числе и экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Дети могут проявить творческий подход и украсить свои работы.

    Диагностика

    Функции диагностики:

    -выявляет состояние критических или находящихся в состоянии изменения образовательных ситуаций, в отношении которых будет выработан курс действий на будущее;

    -устанавливает отношения со всеми участниками образовательного процесса, обеспечивая обратную связь, в отношении предыдущих удач и неудач в реализации образовательных задач, стоящих перед воспитателем.

    Результаты мониторинга позволяют:

    -ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

    -уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

    -диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

    -развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

    -воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др.;

    -контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

    -стимулировать результаты деятельности ребенка.

    Критерии оценивания усвоения знаний, умений, навыков по экспериментально-исследовательской деятельности:

    Высокий (3 балла):

    Познавательное отношение устойчиво.

    Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

    Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

    Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.

    Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

    Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.

    Средний (2 балла):

    В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.

    Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

    Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

    Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

    Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

    Низкий (1 балл):

    В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес.

    Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).

    Пассивен при планировании деятельности совместно со взрослым.

    Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов.

    Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Данная статья содержит перечень опытов по исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

    КАРТОТЕКА ОПЫТОВ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Опыты с водой

    Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

    Оборудование. Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

    Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (Нет, банка наполнена на половину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).

    Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( Она поднимается ). Почему вода поднимается? (Потому что мы кладём в воду камушки).

    Оборудование. Пищевые красители разных оттенков, прозрачные стаканчики, мерные ложечки, ёмкость с водой, цветные квадратики из бумаги.

    Воспитатель: «Конечно, Кузя, ребята не оставят тебя в беде. А поможет нам снова волшебница вода. Давайте расскажем Кузе, как с помощью воды можно получить разные оттенки (ответы детей). Вода приобретает цвет растворенной в ней краски. Сегодня мы будем окрашивать воду и получать цветовые оттенки с помощью пищевых красителей. Пищевые красители похожи на цветной песок, их используют для придания продуктам определённого цвета. Например, красят яйца на Пасху.

    Оборудование. Цветы-белые гвоздики, стаканчики прозрачные для воды, краска трёх цветов, ёмкость с водой, цветные карандаши, бумага белая с зарисовками стаканчиков.

    Оборудование. Мячик, стаканчики пустые, с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера.

    Читайте также: