Особенности речевой деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Как и всякая другая деятельность человека, его речевая дея­тельность определяется целым рядом характеристик и прежде всего 1) структурной (внешней и внутренней) организацией и 2) предметным (психологическим) содержанием. Речевая деятель­ность человека обусловливается сложным взаимодействием функционирования внимания, восприятия, мышления, памяти, ко­торые выступают в качестве 3) общефункциональных психологи­ческих механизмов этой деятельности. Речевая деятельность характеризуется также 4) единством внутренней и внешней стороны и 5) единством содержания и формы реализации этой деятельности.

Говоря о внутренней структурной организа­ции речевой деятельности, прежде всего отметим, что всякая деятельность человека, согласно теории А. Н. Леонть­ева, и речевая деятельность, если она рассматривается в качестве таковой, определяются трехфазностью. В эту структуру входит побудительно-мотивационная, ориентировочно-исследова­тельская (аналитико-синтетическая) и исполнительная фазы.

Наряду со структурной организацией всякая деятельность, и в том числе речевая, характеризуется предметным (психо­логическим) содержанием. В предметное содержание включаются условия деятельности, которые определяются такими элементами ее содержания, как предмет, средства, орудия, ре­зультат и т.д. (А. Н. Леонтьев).

Речевую деятельность можно рассмотреть и как трехуров­невое образование, где первый уровень – это мотивационно-потребностно-целевой, второй уровень – предметный план деятель­ности, а третий – операциональный. Схематически в общем контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева и применительно к речевой деятельности это может быть представлено следующим образом (схема 2).

Не менее значимым (но уже в аналитических целях даль­нейшего распредмечивания условий деятельности) элементом предметного содержания деятельности является ее продукт. Продукт – это то, в чем объективируется, материализуется, воп­лощается деятельность. Применительно к речевой деятельности существенно отметить, что ее продукт может быть идеален, ве­щественно не материализован. Так, в качестве продукта рецеп­тивных видов речевой деятельности (чтения, слушания) высту­пает умозаключение, к которому приходит человек в процессе рецепции. Оно может быть осознаваемым как продукт деятель­ности, а может и не осознаваться в качестве такового, представ­ляя собой в этом случае как бы промежуточное решение, при­нимаемое субъектом входе деятельности. Высказывание (текст) - продукт таких видов речевой деятельности, как говорение, письмо. В высказывании, тексте объективируются вся совокупность психологических условий деятельности и индивидуально-психо­логические особенности ее субъекта. Подробнее о тексте как продукте говорения (письма) и объекте слушания (чтения) будет сказано ниже.


Важным элементом предметного содержания деятельности наряду с предметом и продуктом является также ее результат. Результат деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт деятельности других людей и соответствен­но в том, что побуждает их к другой деятельности. В рецеп­тивных видах речевой деятельности внутренним результатом слушания, например, являются понимание (или непонимание) смыслового содержания текста и последующее говорение, резуль­тат продуктивных видов речевой деятельности – реакции (вер­бальная или невербальная) других людей на высказывание как их продукт.

Естественно, что идеальная форма предмета, продукта и результата речевой деятельности, равно как и другие условия ее реализации, в значительной мере определяют ее специфику в общей иерархии деятельности человека. И в то же время речевая деятельность соответствует общему определению деятельности (А.Н. Леонтьев), согласно которому этим термином обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отноше­ние к миру, отвечают вызвавшей его потребности. В нашей трак­товке речевая деятельность отвечает потребности общения, ком­муникативной, познавательной потребности, являющимся выс­шими духовными потребностями человека. Эти потребности, вопло­щаясь в внутреннем мотиве и коммуникативном намерении, опре­деляют цель речевой деятельности, выражающуюся в самом пред­мете, т.е. в том, на что она направлена, в самом содержании мыс­ли. Таким образом, намечается и внутренняя неразрывная связь между структурной организацией деятельности и ее предметным содержанием.

Четвертой характеристикой речевой деятельности является единство ее внутреннего и внешнего планов. Как и всякая другая деятельность, она определяется единством двух сторон – внешней, исполнительной, реализующей саму дея­тельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В этой харак­теристике речевой деятельности проявляется принцип единства сознания и деятельности, согласно которому, по С.Л. Рубинш­тейну, психика, сознание являются внутренней, интегральной частью деятельности, формируемыми в деятельности и опреде­ляющими реализацию этой деятельности.

Основываясь на том, что структура любой модели интеллекту­ального акта, и в том числе речевого, должна иметь как мини­мум четыре уровня, А.А. Леонтьев [1969] наметил следующие четыре основных этапа процесса речепорождения для продуктив­ных видов речевой деятельности: этапы мотивации, замысла, реализации замысла и сопоставления реализации и замысла. Соотнося эти этапы речепорождения со структурной организацией деятельности, необходимо отметить, что внутренняя ее сторона включает мотивационно-побудительную фазу и фазу формиро­вания и формулирования мысли разными способами посредством языка или другого, например внутреннего, смыслового кода. При этом структура внутренней (и внешней в то же время) сторон рецептивных видов речевой деятельности та же, что и продуктивных видов, но с другим порядком следования и наименования фаз (этапов), что особенно явно видно на схеме ВКФ.

Общность характера внутренней стороны всех видов речевой деятельности выявляется: а) в ее трехфазности – наличии побуж­дающего, смыслоформирующего и формулирующего, т.е. внутрен­не реализующего, уровня; б) в обязательном включении в этот процесс способа формирования и формулирования мысли пос­редством языка (или средствами предметно-схемного, универ­сального, предметного кода), т.е. речи; в) в определяющей, иници­ирующей для всей деятельности роли внешнего и внутреннего мотива (как опредмеченной потребности), который сам является следствием детерминирующего осознаваемого или неосознаваемого человеком воздействия внешнего по отношению к нему раздра­жителя.

В этом же плане анализа единства содержательной и фор­мальной сторон речевой деятельности может быть рассмотрен и ее продукт. Содержанием продукта рецептивных и продуктив­ных видов является заключенная в нем мысль, смысл, смысло­вое содержание. Формой продукта говорения (письма), в качестве которого выступает текст, служит его лексико-грамматическое и фонетическое оформление, формой рецептивных видов – характер предицирования умозаключения.

/Из: И.А. Зимняя. Психология обучения неродному языку. - М.: Русский язык, 1989. - С. 133-141/.


Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.


Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • говорение;
  • слушание;
  • письмо;
  • чтение.

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь

Письменная речь

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.

Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:

В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность.

Разновидности речевой деятельности

В зависимости от различных форм, признаков и характеристик принято выделять несколько разновидностей речевой деятельности.

Во-первых, речевая деятельность отличатся по характеру её направленности: с точки зрения говорящего, который должен решить, что сказать, подобрать соответствующие слова и правильно выразить сформированную мысль, и точки зрения слушающего, который должен воспринять слова, извлечь заложенный в них смысл и понять, что хотел выразить собеседник.

Готовые работы на аналогичную тему

Во-вторых, речевая деятельность может быть оформлена как устно (осуществляется посредством работы артикуляционного аппарата человека), так и письменно (то есть с помощью записи на определённом носителе с помощью знаковых символов).

На основе выше названных признаков речевой деятельности выделяют четыре её вида:

Кроме выше изложенных видов речевой деятельности в языкознании её подразделяют на внутреннюю (являющуюся мысленной, то есть неозвученной, неописанной, и направленной только на себя) и внешнюю (вышедшую за пределы сознания отдельно взятого человека и направленную на других людей) речевые деятельности.

Отличительные черты речевой деятельности

На основе разобранного выше понятия можно выделить основные признаки речевой деятельности, отличающие её от других видов деятельности и иных языковых явлений:

В основе любой рациональной деятельности лежит возникшая у людей необходимость потребность удовлетворить насущные им потребности. Для речевой деятельности характерно удовлетворение коммуникативной (коммуникативно-познавательной) потребности. Последняя заключается в том, что люди, вступая в общение с другими людьми, стремятся:

  • выяснить интересующие (неизвестные) сведения;
  • сообщить людям некоторую информацию;
  • попросить у собеседника (аудитории) помощи;
  • определённым образом воздействовать на собеседника;
  • выразить свои чувства и эмоции и так далее.

Таким образом, система мотивации речевой деятельности представляет собой довольно разветвлённую и неоднородную организацию побуждений к речи.

Человек наряду с участием в политической, научной, трудовой и прочих сферах жизни осуществляет различные виды речевой деятельности. Без этого навыка практически невозможно полноценное общение и самовыражение, он считается основой социализации личности и важнейшим инструментом достижения поставленных целей. Психологи отмечают, что любое устное или письменное словесное выражение представляет собой материализацию мыслей.

Речевая деятельность человека

Понятие и структура

Человеческая речь существует уже несколько тысячелетий. Это основное средство коммуникативного взаимодействия, используемое, чтобы установить взаимопонимание с окружающими. Различные формы такой деятельности проявляются через особые навыки и способности. Формируя высказывание, участник диалога или публичного выступления ставит перед собой определенную цель — донесение информации, общение, психологическое воздействие.

В лингвистике наиболее распространенной считается схема, предложенная специалистом Р. О. Якобсоном. Она включает несколько структурных компонентов:

Человеческая речь

Особенностью любой речевой деятельности является присутствие последовательных действий, которые психологи называют актами. Весь цикл подразделяется на подготовку и совершение высказывания, затем следуют понимание и восприятие, а завершающий этап — налаживание обратной связи.

На первой ступени реализуются три последовательных этапа, между которыми просматривается очевидная взаимосвязь: зарождение ситуации, провоцирующей выражение мыслей, затем мотивация, объясняющая потребность в высказывании, и подготовка языкового структурирования (выбор слов и их порядка, лексических единиц).

Третья ступень, завершающая, предполагает налаживание обратной связи. Под ней понимаются отдельные реплики и комментарии, голосование (например, на выборах), вопросы по докладу или реферату (при публичном выступлении), а также письма. Результатом устного или письменного воздействия может быть отклик аудитории на показанную рекламу, массовый сбор людей после объявления митинга или демонстрации и т. д.

Классификация и формы

В русском языке виды речевой деятельности выделяются в зависимости от того, является ли участник коммуникации говорящим или слушателем, создателем или адресатом высказывания. Классификация включает:

  • говорение;
  • слушание;
  • чтение;
  • письмо.

Устная речь

Первые две формы относятся к устной речи, которой свойственны определенные характеристики. Она может быть как спонтанной, так и спланированной, говорящий имеет возможность выражать свои мысли кратко или развернуто. Для говорения свойственны применение упрощенного синтаксиса и большое разнообразие невербальных средств (мимика и жесты, тембр голоса и интонация).

Беседа, будучи устным жанром, чаще отличается непринужденностью по сравнению с запланированным публичным выступлением (например, тема лекции или доклада определяется заблаговременно, причину собрания или повод для переговоров нужно указать также заранее).

Тексты, которые зафиксированы письменно, подлежат долговременному хранению и доступны пользователям на протяжении длительного периода времени. Такая речевая деятельность включает в себя несколько жанров и стилей:

  • разговорный (записки, дружеские письма);
  • научный (энциклопедические статьи, презентации, диссертации);
  • публицистический (полемические доклады, очерки);
  • официально-деловой (акт приемки-передачи продукции, заявление);
  • художественный (литературный).

Для перечисленных видов письменной речи характерна продуманность, структурированность и четкость формулировок. Она отличается стилистической и смысловой целостностью, ей присуща композиционная организованность.

Слушание или аудирование

Следующим примером устной деятельности является слушание или аудирование. Это внимательное и осознанное восприятие слов, выражений и текстов, произносимых говорящим человеком. Для этого процесса важна максимальная сосредоточенность. Например, учащиеся слушают преподавателя, люди на митинге — выступающего.

Восприятие написанной информации от руки или в печатном виде называется чтением. Это одна из основных форм получения сведений в учебной и других сферах. Таким способом осуществляется знакомство с научными и художественными произведениями, новостями и объявлениями. Восприятие прочитанного происходит на основе скрупулезного анализа текста, понимания сути и умения вычленять главное.

Способы участия

Аудирование и чтение представляют рецептивный вид речевой деятельности, то есть восприятие информации определенным образом. Рассматривая процессы слушания, следует отметить их разновидности с точки зрения формы поведения.

Психолог слушает пациента

Психологи выделяют рефлексивное и нерефлексивное участие. Первое предполагает способность не вмешиваться в процесс высказывания второй стороны и сосредоточенно молчать. Такая методика обычно применяется психологом, когда он старается выслушать пациента и понять его проблему, а впоследствии выразить свое отношение к произошедшему.

Рефлексивное участие предполагает активное поведение, поддержание обратной связи, содействие в формировании и передаче мыслей. Примером подобного общения является одобрение, поддержка, параллельное перефразирование или уточнение, резюмирование информации и использование утверждающих жестов и мимики. В зависимости от количества участников устной речи выделяют два вида деятельности:

Монологическое говорение — это выступление одного лица, которое не предполагает обратной связи и перебивания слушателями. Форма общения с аудиторией заключается в донесении какой-либо информации без попутных вопросов и комментариев. В процессе длительного высказывания человек излагает свои мысли и рассуждения, сообщает новые сведения.

Из определения диалогической речи вытекает необходимость взаимного обмена репликами, ответами и вопросами. Такое взаимодействие, в отличие от монолога, не слишком развернуто, предполагает спонтанность и непринужденность. Диалоги бывают бытовыми и официально-деловыми. В первом случае участники могут не знать заранее темы общения, завязать беседу внезапно. В официально-деловом диалоге предмет обсуждения определяется заранее. В психологии также выделяют два отдельных типа речевой деятельности:

  • внутренний (человек произносит текст или отдельные тезисы про себя, рассуждает, вспоминает или что-либо планирует, в некоторых случаях общается с воображаемым партнером);
  • внешний (высказывание, направленное в адрес других слушателей).

Таким образом, в русском языке наблюдается большое разнообразие видов и форм речи. Это главное коммуникативное средство в жизни человека, которое используется ежедневно в любых сферах деятельности с различными целями.

Читайте также: