Особенности педагогического сопровождения детских общественных объединений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зачастую, особенно в малых городах молодежная политика реализуется с помощью детей и молодежи, состоящих в объединениях, педагоги качественно и эффективно сопровождают данную деятельность, благодаря своему педагогическому опыту. Специфика деятельности детских общественных объединений на муниципальном уровне диктует свои условия, связывая деятельность как детей, так и взрослых с социальным проектированием.

Цель педагогического сопровождения детских общественных объединений - поддержка групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Основными выявленными особенностями деятельности детских общественных объединений можно считать: принцип функционирования – команда; деятельность, главной целью которой выступает создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни; своеобразная организационная культура, определяющая уникальность объединения; ресурсное обеспечение деятельности объединения; реклама и информационная деятельность; необходимость работы с новыми и потенциальными участниками объединения, обязательное установление контактов с другими общественными объединениями; эффективное педагогическое сопровождение деятельности детского объединения как необходимое условие его развития.

Главная цель педагогического сопровождения как междисциплинарного понятия, на наш взгляд, может быть определена как изучение и создание социально-педагогических условий, в которых субъекту предоставляются максимальные возможности для развития своей деятельности, общения; оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях жизненного выбора; осознание особенностей взаимодействия с образовательной средой.

В рассмотренной статье авторы разделяли позицию М.И. Рожкова [4], который определяет цель педагогического сопровождения детских и молодежных общественных объединений как поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания.

Такое сопровождение предполагает решение следующих задач:

– информационной (информирование подростков, их родителей и педагогов о существующих общественных объединениях и их роли в социальной структуре общества);

– организационной (помощь в решении организационных проблем объединений и знакомство с технологией организаторской деятельности);

– координационной (обеспечение взаимодействия общественных объединений с другими социальными институтами в целях социальной защиты детей и реализации их прав).

По мнению авторов М.Р. Битяновой и Е.А. Козыревой, Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова, компонентами педагогического сопровождения являются: диагностический, консультационный, прогностический и практический. Педагогическое сопровождение подростка выполняет следующие функции [2]:

- воспитательная - предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;

- компенсаторная - заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;

- стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка; она реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам;

- корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентации и установок в общении и поведении.

В статье описано проведённое исследование где педагогическое сопровождение направлено на поддержку каждого субъекта данного процесса, к коим на организационном уровне относятся:

- детские общественные объединения на муниципальном уровне;

- специальные учреждения, организации, занимающиеся этими вопросами;

- органы власти, занимающиеся вопросами детского движения.

Субъектами педагогического сопровождения на личностном уровне считаются:

- дети, участники детского общественного объединения;

- взрослые (руководители объединений, специалисты по работе с молодежью, педагоги-волонтеры).

Только системный подход и свободное структурирование внешних, внутренних связей способствуют реализации стоящих перед ДОО задач, и именно педагог при помощи своего профессионального подхода выводит детскую общественную организацию на уровень социально значимой, общественно полезной деятельности, оптимального сочетания личностных, корпоративных интересов, активного взаимодействия данной системы с обществом.

Педагогическое сопровождение детской общественной организации должно быть направлено на поддержку каждого ребенка в построении ими своих социальных взаимоотношений, на преодоление оргтрудностей, максимальное решение задач социального воспитания внутри ДОО за счет действенных поддерживающих и корректирующих программ.

Педагогическое сопровождение и воспитание диалектично связаны между собой в ДОО: педагогическое сопровождение деятельности ДОО выступает как фактор воспитания, воспитание – это целевая функция этой деятельности, приобретающее все более значимую роль в формировании новообразований личности детей.

Важен такой процесс педагогической помощи и поддержки детей, где проблемы детей не решаются полностью за детей, а стимулируется их самостоятельность в решении возникающих проблем за счет совместного с ребенком очерчивания его собственных целей, возможностей, интересов, путей преодоления проблем и достижения желаемых результатов в обучении.

Итак, педагогическое сопровождение деятельности ДОО опирается на имеющиеся у ребенка силы, потенциальные возможности и веру взрослых в эти возможности. Это довольно самостоятельный педагогический процесс, нацеленный на усиление позитивных, нейтрализацию негативных тенденций в развитии детского общественного объединения. Применительно к выделенным особенностям детских общественных объединений существует 2 уровня педагогического сопровождения:

- организационный, где рассматриваются вопросы предупреждения / решения проблем детского общественного объединения в целом;

- личностный, направленный на помощь в решении проблем конкретных участников детского общественного объединения, на поддержку в построении социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия.

Вопросы социально-педагогического сопровождения рассмотрены во многих работах. Так, Т.Н. Гущина определяет его как целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся.

Психолого-педагогическое сопровождение. М.Р. Битянова определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Информационно-педагогическому сопровождению на сегодняшний момент посвящена одна работа. Л.М. Калнинш говорит о создании профессионально-динамической системы самообразования учителя с использованием информационных технологий. Автор дает определение организационно-педагогического сопровождения учителя как комплекса мер, направленных на организацию и обеспечение функционирования названной системы, благодаря которой происходит взаимообмен опытом коллег. Основным методом для функционирования данной системы он считает педагогическое консультирование и совместный поиск.

Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений, особенно на ранних этапах реализации, связано с социальной адаптацией подростков. В своих трудах [7] Г.И. Симонова анализирует специфику педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся и выделяет его логическую структуру, этапы, говоря о трех видах сопровождения: индивидуальном, групповом, социальном. Социальное сопровождение социальной адаптации школьников осуществляется с учетом того, что каждая личность является членом того общества, к которому принадлежит. Важная роль принадлежит работе с органами управления обществом, образовательными учреждениями, семьей, которая выступает основной ячейкой общества и транслирует нормы и ценности, присущие этому обществу. Задача педагогического сопровождения состоит в том, чтобы способствовать успешной адаптации учащихся к условиям современного общества. Педагогическое сопровождение осуществляется более эффективно и целенаправленно, если выстраивается поэтапно:

1) Стратегический этап педагогического сопровождения включает:

- постановку цели и определение задач; - определение объектов и субъектов процесса сопровождения;

- выделение основных идей;

- формирование общего информационного банка данных;

- определение критериев и показателей;

- отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям. Тактический этап рассматривается как расположение и перемещение компонентов сопровождения и реализуется на технологическом уровне.

2) Тактический этап педагогического сопровождения учащихся:

- реализуется в рамках парадигмы взаимообмена, которая включает четыре функциональных аспекта: личностный, деятельностный, культурный, социальный;

- обеспечивается реализацией базовых и частных технологий педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся;

- предполагает создание оптимальной организационной структуры управления процессом педагогического сопровождения социальной адаптации;

- включает деятельность по анализу эффективности модели внутренними и внешними экспертами и внесение необходимых коррективов в процесс педагогического сопровождения.

3) Технический этап включает совокупность методов, приемов, средств, направленных на оптимизацию процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

Эффективность реализации выделенных этапов обеспечивается концептуальной основой педагогического сопровождения, которую составляет единство полипарадигмальной целостности психолого-педагогических.

Эффективность от лат. Effectivus – дающий определенный результат, действенный, предполагает отношение достигнутого результата (по определенному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Мы выделяем три уровня эффективности: социальный (макроуровень), организационный (мезо-уровень) и личностный (микроуровень). Также выделяются три вида эффективности: ценностная, потребностная, целевая и практическая. Критерии эффективности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений приведены в Таблице:


Подводя итог выше изложенному: педагогическое сопровождение детских общественных объединений – важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность будет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей, действующих детских общественных объединений на муниципальном уровне и социального движения города и региона в целом.

Таким образом, сегодня мы видим актуальность педагогического сопровождения во многих областях деятельности, в особенности в деятельности детских общественных объединений. Педагогическое сопровождение в отличие от педагогической поддержки направлено на старшеклассников, детей более старшего возраста. Педагогическое сопровождение характеризуют как процесс, который имеет определенную динамику: направление и протяженность. То есть, в конечном счете, оно помогает добиться сопровождаемому поставленных перед собой целей. Педагогическая поддержка статична, но она подразумевает более тесное сотрудничество ее субъектов, нежели сопровождение. Существенным для организации педагогического сопровождения является формирование общего информационного банка данных; определение критериев и отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям. Информационно-аналитический компонент обеспечивает получение необходимой информации об учащихся и среде, а также отслеживание процесса педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений, что позволяет более адекватно отбирать содержание и способы его реализации.

4. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций. / Педагогика. 2008. №1(54)

5. Рудко А.М. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений. / Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3

6. Рудко А.М. О процессе сопровождения детских общественных объединений. / Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. - №4

7. Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся [Текст]: монография / Г. И. Симонова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.-318 с. (20,0 п. л.)

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Аннотация. Педагогическое сопровождение детских общественных объединений – важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность будет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей действующих детских общественных объединений на муниципальном уровне и социального движения города и региона в целом.

Зачастую, особенно в малых городах молодежная политика реализуется с помощью детей и молодежи, состоящих в объединениях, педагоги качественно и эффективно сопровождают данную деятельность, благодаря своему педагогическому опыту. Специфика деятельности детских общественных объединений на муниципальном уровне диктует свои условия, связывая деятельность как детей, так и взрослых с социальным проектированием.

Цель педагогического сопровождения детских общественных объединений - поддержка групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Основными выявленными особенностями деятельности детских общественных объединений можно считать: принцип функционирования – команда; деятельность, главной целью которой выступает создание условий для всестороннего развития ребенка в различных сферах общественной жизни; своеобразная организационная культура, определяющая уникальность объединения; ресурсное обеспечение деятельности объединения; реклама и информационная деятельность; необходимость работы с новыми и потенциальными участниками объединения, обязательное установление контактов с другими общественными объединениями; эффективное педагогическое сопровождение деятельности детского объединения как необходимое условие его развития.

Главная цель педагогического сопровождения как междисциплинарного понятия, на наш взгляд, может быть определена как изучение и создание социально-педагогических условий, в которых субъекту предоставляются максимальные возможности для развития своей деятельности, общения; оказание помощи и поддержки в сложных ситуациях жизненного выбора; осознание особенностей взаимодействия с образовательной средой.

Мы разделяем позицию М.И. Рожкова [1], который определяет цель педагогического сопровождения детских и молодежных общественных объединений как поддержку групп детей и каждого ребенка в отдельности в построении ими своих социальных отношений, в преодолении организационных трудностей и максимальное использование этих объединений для решения задач социального воспитания. Такое сопровождение предполагает решение следующих задач:

– информационной (информирование подростков, их родителей и педагогов о существующих общественных объединениях и их роли в социальной структуре общества);

– организационной (помощь в решении организационных проблем объединений и знакомство с технологией организаторской деятельности);

– координационной (обеспечение взаимодействия общественных объединений с другими социальными институтами в целях социальной защиты детей и реализации их прав).

По мнению авторов М.Р. Битяновой и Е.А. Козыревой, Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова, компонентами педагогического сопровождения являются: диагностический, консультационный, прогностический и практический. П Педагогическое сопровождение подростка выполняет следующие функции [2]:

- воспитательная - предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;

- компенсаторная - заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении;

- стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка; она реализуется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам;

- корректирующая - связана с исправлением отрицательных качеств личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентации и установок в общении и поведении

В нашем исследовании педагогическое сопровождение направлено на поддержку каждого субъекта данного процесса, к коим на организационном уровне относятся:

- детские общественные объединения на муниципальном уровне;

- специальные учреждения, организации, занимающиеся этими вопросами;

- органы власти, занимающиеся вопросами детского движения.

Субъектами педагогического сопровождения на личностном уровне считаются:

- дети, участники детского общественного объединения;

- взрослые (руководители объединений, специалисты по работе с молодежью, педагоги-волонтеры).

Только системный подход и свободное структурирование внешних, внутренних связей способствуют реализации стоящих перед ДОО задач, и именно педагог при помощи своего профессионального подхода выводит детскую общественную организацию на уровень социально значимой, общественно полезной деятельности, оптимального сочетания личностных, корпоративных интересов, активного взаимодействия данной системы с обществом.

Педагогическое сопровождение детской общественной организации должно быть направлено на поддержку каждого ребенка в построении ими своих социальных взаимоотношений, на преодоление оргтрудностей, максимальное решение задач социального воспитания внутри ДОО за счет действенных поддерживающих и корректирующих программ.

Педагогическое сопровождение и воспитание диалектично связаны между собой в ДОО: педагогическое сопровождение деятельности ДОО выступает как фактор воспитания, воспитание – это целевая функция этой деятельности, приобретающее все более значимую роль в формировании новообразований личности детей.

Важен такой процесс педагогической помощи и поддержки детей, где проблемы детей не решаются полностью за детей, а стимулируется их самостоятельность в решении возникающих проблем за счет совместного с ребенком очерчивания его собственных целей, возможностей, интересов, путей преодоления проблем и достижения желаемых результатов в обучении.

Итак, педагогическое сопровождение деятельности ДОО опирается на имеющиеся у ребенка силы, потенциальные возможности и веру взрослых в эти возможности. Это довольно самостоятельный педагогический процесс, нацеленный на усиление позитивных, нейтрализацию негативных тенденций в развитии детского общественного объединения. Применительно к выделенным нами особенностям детских общественных объединений существует 2 уровня педагогического сопровождения:

- организационный, где рассматриваются вопросы предупреждения / решения проблем детского общественного объединения в целом;

- личностный, направленный на помощь в решении проблем конкретных участников детского общественного объединения, на поддержку в построении социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия.

Проанализировав литературу по видам сопровождения в педагогике можно сделать вывод, что в настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического, психолого-педагогического и валеолого-педагогического сопровождения [3].

Вопросы социально-педагогического сопровождения рассмотрены во многих работах. Так, Т.Н. Гущина определяет его как целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее решению проблем самим обучающимся.

Психолого-педагогическое сопровождение. М.Р. Битянова определяет его как систему профессиональной деятельности психолога, направленную на успешное обучения и психологическое развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Вопросам валеолого-педагогического сопровождения уделено внимания значительно меньше, например, Л.Г. Татарниковао определяет данное узкое, на наш взгляд, направление довольно широко как помощь в интеллектуальном развитии ребенка.

Информационно-педагогическому сопровождению на сегодняшний момент посвящена одна работа. Л.М. Калнинш говорит о создании профессионально-динамической системы самообразования учителя с использованием информационных технологий. Автор дает определение организационно-педагогического сопровождения учителя как комплекса мер, направленных на организацию и обеспечение функционирования названной системы, благодаря которой происходит взаимообмен опытом коллег. Основным методом для функционирования данной системы он считает педагогическое консультирование и совместный поиск.

Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений, особенно на ранних этапах реализации, связано с социальной адаптацией подростков. В своих трудах [4] Г.И. Симонова анализирует специфику педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся и выделяет его логическую структуру, этапы, говоря о трех видах сопровождения: индивидуальном, групповом, социальном. Социальное сопровождение социальной адаптации школьников осуществляется с учетом того, что каждая личность является членом того общества, к которому принадлежит. Важная роль принадлежит работе с органами управления обществом, образовательными учреждениями, семьей, которая выступает основной ячейкой общества и транслирует нормы и ценности, присущие этому обществу. Задача педагогического сопровождения состоит в том, чтобы способствовать успешной адаптации учащихся к условиям современного общества. Педагогическое сопровождение осуществляется более эффективно и целенаправленно, если выстраивается поэтапно:

1). Стратегический этап педагогического сопровождения включает:

- постановку цели и определение задач;

- определение объектов и субъектов процесса сопровождения;

- выделение основных идей;

- формирование общего информационного банка данных;

- определение критериев и показателей;

- отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям.

Тактический этап рассматривается как расположение и перемещение компонентов сопровождения и реализуется на технологическом уровне.

2). Тактический этап педагогического сопровождения учащихся:

- реализуется в рамках парадигмы взаимообмена, которая включает четыре функциональных аспекта: личностный, деятельностный, культурный, социальный;

- обеспечивается реализацией базовых и частных технологий педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся;

- предполагает создание оптимальной организационной структуры управления процессом педагогического сопровождения социальной адаптации;

- включает деятельность по анализу эффективности модели внутренними и внешними экспертами и внесение необходимых коррективов в процесс педагогического сопровождения.

3). Технический этап включает совокупность методов, приемов, средств, направленных на оптимизацию процесса педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся.

Эффективность реализации выделенных этапов обеспечивается концептуальной основой педагогического сопровождения, которую составляет единство полипарадигмальной целостности психолого-педагогических
Эффективность от лат. Effectivus – дающий определенный результат, действенный, предполагает отношение достигнутого результата (по определенному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Мы выделяем три уровня эффективности: социальный (макроуровень), организационный (мезо-уровень) и личностный (микроуровень). Также выделяются три вида эффективности: ценностная, потребностная, целевая и практическая. Критерии эффективности педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений приведены в Таблице:

Таблица 1. Критерии эффективности педагогического сопровождения деятельности молодежных и детских объединений по уровням и видам

Социальная эффективность (макроуровень)

Соответствие результатов деятельности объединения ценностям, нормам и правилам общества, ценностям молодежи

Соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям общества, потребностям и интересам молодежи

Социальная значимость изменений, осуществляемых объединением, его вклад в формирование общественного мнения, общественных настроений.

Соотношение социальных изменений, осуществляемых объединением, и используемых для этого средств, ресурсов, механизмов деятельности.

Организационная эффективность (мезоуровень)

Деятельность, направление на обеспечение функционирования и развития объединения (управление, связи с внешней средой, вклад объединения в развитие общественной сферы

Обеспеченность объединения ресурсами, необходимыми для функционирования и развития (человеческими, информационными, финансовыми, политическими, административными)

Личностная эффективность (микроуровень)

Соответствие результатов деятельности объединения жизненным ценностям его участников

Соответствие целей и направлений деятельности объединения актуальным потребностям его участников

Удовлетворенность участников деятельностью объединения, вклад объединения в процесс развития личности (с точки зрения поиска идентичности, реализации личностного потенциала)

Соотношение материальных и нематериальных затрат объединения на своих участников и личного вклада каждого участника в деятельность объединения)

Подводя итог вышеизложенному, обобщим: педагогическое сопровождение детских общественных объединений – важный фактор эффективной реализации их социально-педагогического потенциала. Педагогическое сопровождение как непрерывный процесс требует периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность будет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей, действующих детских общественных объединений на муниципальном уровне и социального движения города и региона в целом.

Таким образом, сегодня мы видим актуальность педагогического сопровождения во многих областях деятельности, в особенности в деятельности детских общественных объединений. Педагогическое сопровождение в отличие от педагогической поддержки направлено на старшеклассников, детей более старшего возраста. Педагогическое сопровождение характеризуют как процесс, который имеет определенную динамику: направление и протяженность. То есть, в конечном счете, оно помогает добиться сопровождаемому поставленных перед собой целей. Педагогическая поддержка статична, но она подразумевает более тесное сотрудничество ее субъектов, нежели сопровождение. Существенным для организации педагогического сопровождения является формирование общего информационного банка данных; определение критериев и отбор диагностических методик в соответствии с показателями по отобранным критериям. Информационно-аналитический компонент обеспечивает получение необходимой информации об учащихся и среде, а также отслеживание процесса педагогического сопровождения деятельности детских общественных объединений, что позволяет более адекватно отбирать содержание и способы его реализации.

1. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение детских объединений и организаций. / Педагогика. 2008. №1(54)

4. Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся [Текст]: монография / Г. И. Симонова. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005.-318 с. (20,0 п. л.)

5. Рудко А.М. Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений. / Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3

7. Рудко А.М. О процессе сопровождения детских общественных объединений. / Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2011. - №4

Детское движение – это реальность общественной системы. Социальная среда, которая окружает современных детей, является основой детского движения.

Позитивное развитие детских общественных объединений как субъектов социализации, воспитания подрастающего поколения, находится в прямой зависимости от состояния и роли общественных структур, их взаимоотношений с государством.

Целенаправленно конструируемое детское движение – субъект определенной общественно-государственной системы воспитания.

Характерные черты детского движения как субъекта воспитания заключается:

Право на объединение, закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации.

В процессе педагогической поддержки обучающихся в создании общественных объединений необходимо учитывать следующие ключевые параметры:

  • социальный, культурологический, воспитательный потенциал детского движения;
  • принципы, способы и методы реализации воспитательного потенциала в широком пространстве социума;
  • конструирование на базе детского движения инновационных реальностей разной позитивной ценностно-целевой направленности;
  • виды, направления, формы детского движения, их специфику и др.

Педагогическое сопровождение детских общественных объединений заключается в изучении и создании социально-педагогических условий для развития деятельности детского общественного объединения; оказании помощи и поддержки в сложных ситуациях жизненного выбора; осознании особенностей взаимодействия с образовательной средой.

Сопровождение предполагает решение следующих задач:

  • информационной (информирование обучающихся и их родителей о действующих объединениях, их статусе);
  • организационной (помощь в организационных вопросах);
  • координационной (организация взаимодействия объединения с другими социальными институтами).

Вовлечение обучающихся в процесс управления образовательной организацией также решает вопросы социального воспитания. В этом случае открываются возможности для активизации учащихся собственной деятельности в решении школьных проблем.

Ученическое самоуправление – это право, закрепленное Федеральным законом РФ № 273-ФЗ. Предполагает право на учет мнения учащихся в управлении образовательной организацией.

С социологической точки зрения, самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.

Самоуправление – это действенный способ включения каждого обучающегося в организацию, проведение, оценку деятельности объединения на основе творчества, инициатив, самостоятельности и ответственности.

Самоуправленческая деятельность не сводится лишь к созданию стабильных органов управления. Она более многообразна и включает в себя:

В статье сделана попытка научного осмысления содержания и организации педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростка, который мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, принципы, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Предложена модель данного процесса, состоящая из целевого, содержательного, организационно-деятельностного, результативного блока. Описаны компоненты данного процесса на организационном и личностном уровне. На организационном - решаются вопросы предупреждения и решения проблем детского общественного объединения на каждом этапе своего развития: создание, функционирование, расширение. Личностный уровень ориентирован на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в формировании его системы ценностных ориентаций через построение им социальных отношений с окружающими людьми, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, развитие организаторских компетенций (целеполагания, социально-творческого проектирования, конструктивного общения). В качестве средств педагогического сопровождения детских общественных объединений предложены методическая обеспеченность их деятельности и специальная подготовка руководителей детских общественных объединений к осуществлению данной деятельности.


2. Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания приемного ребенка в замещающей семье: монография. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. 428 с.

5. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства : дис. . д-ра пед. наук. Кострома, 2004. 318 c.

Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, проактивность жизненной позиции. Напротив, противоречивость или неразвитость ценностных ориентаций людей порождает непоследовательность в их поведении, инфантилизм. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, на основе которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.

Широкие возможности активного влияния на процессы становления гуманистических ценностных ориентаций личности имеют детские общественные объединения с их добровольностью, активной творческой деятельностью на пользу самих детей и окружающих. Именно с подростковым возрастом связан уровень формирования ценностных ориентаций как системы, которая оказывает влияние на активную социальную позицию и направленность личности.

Методологической основой исследования стали подходы: гуманистический, признающий человека ценностью и целью социального развития; аксиологический, ориентирующий современное воспитание на освоение гуманистических ценностей и смыслов; деятельностный, воплощающий идею взаимодействия человека и общества в процессе воспитания.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить условия эффективности педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Одна из задач исследования определена нами как необходимость разработки и обоснования модели педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

В современных исследованиях наблюдается тенденция перенесения внимания ученых на конкретные аспекты процесса педагогического сопровождения: сопровождение явления, к примеру, детского лидерства (А. Л. Уманский); сопровождение процесса, к примеру, деятельности детских и молодежных организаций (М. И. Рожков); сопровождение субъекта (А. В. Мудрик, Ж. А. Захарова, М. Р. Битянова и др.).

Ж. А. Захарова понимает сопровождение как особый вид практики педагога, основывающийся на помогающих действиях субъекту в формировании ориентационного поля развития и жизнедеятельности, квалифицированные и адресные конкретные меры содействия взрослым и детям [2].

А. Л. Уманский изучал педагогическое сопровождение детского лидерства, которое рассматривал как процесс взаимодействия педагогов с группой детей с целью оказания помощи в реализации лидерского потенциала каждого ребенка [5]. Исследователь представил технологию педагогического сопровождения, обеспечивающую создание условий, при которых проявление имеющихся у ребенка лидерских качеств будет максимально эффективным.

Так, М. И. Рожков обращает внимание на диалектическую связь воспитания и социально-педагогического сопровождения, утверждая, если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения [3, 4]. Именно сопровождение приобретает все более значимую роль в формировании новообразований личности ребенка, так как, включая в себя поддержку и помощь, предполагает не решение проблем за детей, а стимулирование их самостоятельности в решении своих возникающих проблем.

В этой связи предметом нашего исследования является педагогическое сопровождение детских общественных объединений, которое мы понимаем как целостный педагогический процесс, имеющий характерные особенности: свои субъекты, принципы, цели, задачи, функции, содержание, средства, результаты. Добровольность и самодеятельность, опыт новых социальных отношений и социального творчества, возможность изменить свой социальный статус и обогатить мировоззрение - вот основные возможности, которые предоставляются ребенку и делают детские общественные объединения уникальным общественным институтом.

Именно детские общественные объединения в настоящее время наиболее остро нуждаются в педагогическом сопровождении, без которого испытывают серьезные трудности в достижении поставленных перед ними целей. Руководители детских общественных объединений сегодня не всегда имеют педагогическое образование и необходимый опыт работы с детьми, у них зачастую отсутствует также личной опыт участия в общественных организациях. Руководители, которые имеют педагогическое образование, также не всегда знакомы со спецификой деятельности общественных объединений. Таким образом, усилий руководителей детских общественных организаций бывает недостаточно для создания полноценных условий для раскрытия личностного потенциала подростков, их личностного роста, удовлетворения социально-психологических потребностей. Поэтому в нашем исследовании речь идет именно о программно-методическом обеспечении педагогического сопровождения детского общественного объединения в целом, необходимого для раскрытия всех потенциалов объединения и решения задач социализации детей, и конкретную их реализацию мы рассмотрели в процессе формирования ценностных ориентаций подростков.

Модель педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков имеет следующие блоки: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный.

Целевой блок содержит определение подходов, цели, задач, принципов и функции педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Цель заключается в поддержке сообществ детей и каждого ребенка в отдельности в процессе формирования ценностных ориентаций на следующих принципах: взаимодействия и сотрудничества; самоорганизации; субъект-субъектных отношений. При этом необходимо решить задачи ориентации подростков в мире ценностей, а также создать условия для интериоризации (присвоения) гуманистических ценностей подростками.

Педагогическое сопровождение детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков реализует следующие функции:

информирования - обеспечение подростков, их родителей и педагогов сведениями о существующих детских общественных объединениях, их роли в социальной структуре общества в целом и в системе образования и воспитания местного сообщества;

планирования - определение сферы интересов и потребностей участников детских общественных объединений, прогнозирование совместной деятельности детей и взрослых;

организации - реализация взаимодействия детей и взрослых в практической деятельности, помощь в решении организационных вопросов объединений, а также обучение участников детского общественного объединения технологиям организаторской работы;

координации - обеспечение взаимодействия с другими социальными институтами, такими, как школа, семья, власть, средства массовой информации;

развития - реализация направленности деятельности и общения на позитивную динамику личности участников и детских общественных объединений как сообществ.

При разработке и реализации областных программ учтены и реализованы такие принципы, как:

  • добровольность, то есть всегда происходит выбор подростками как самих программ, так и отдельных направлений и мероприятий из них;
  • непротиворечивость социально и личностно значимых интересов и потребностей подростков и взрослых; согласованность с другими сферами жизни подростка: участие в детском общественном объединении по отношению к основной учебной деятельности является дополнительным занятием в жизни подростков, поэтому не должно возникать конфликтных или противоречивых ситуаций в сроках и объеме занятости подростка;
  • глубина разработанности методического обеспечения программ, что обеспечивает возможность ее реализации при любом уровне подготовленности руководителей и на любом этапе развития детского общественного объединения (создания, функционирования, расширения);
  • поддержки позитивной мотивации подростков и взрослых к участию в детских общественных объединениях.

Организационно-деятельностный блок. В зависимости от особенностей содержания, субъектов, этапов выделяются два уровня процесса педагогического сопровождения детских общественных объединений: организационный и личностный.

Личностный уровень педагогического сопровождения ориентирован на помощь в решении проблем конкретного участника детского общественного объединения, на поддержку в формировании его системы ценностных ориентаций через построение им социальных отношений с окружающими людьми, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, через развитие организаторских компетенций (целеполагания, социально-творческого проектирования, конструктивного общения).

Педагогическое сопровождение детских общественных объединений направлено на поддержку каждого субъекта этого процесса, к которым на личностном уровне мы относим подростков - участников детского общественного объединения, их родителей, руководителей детских общественных объединений, в том числе членов педагогических отрядов.

На личностном уровне педагогическое сопровождение должно осуществляться на каждой стадии участиях подростков в деятельности объединения:

  • выбор объединения;
  • вхождение в него и адаптация к новым моделям взаимодействия и взаимоотношений;
  • участие (обеспечение динамики позиций от пассивного зрителя до активного участника, организатора и инициатора через обучение и развитие организаторских компетенций в практической деятельности по программам);
  • выход и реадаптация (к примеру, ритуал выпускного вечера, посвященного окончанию школы и отъезду в город для поступления в высшее учебное заведение).

Сквозь все эти мероприятия проходит эмоциональная составляющая - это система традиций, ритуалов, обрядов и символики детских объединений.

Необходимыми компонентами педагогического сопровождения детских общественных объединений являются методическая обеспеченность их деятельности и специальная подготовка руководителей детских общественных объединений к осуществлению данной деятельности.

В результативном блоке модели обозначены результаты педагогического сопровождения, критерии и показатели успешности изучаемого процесса.

На организационном уровне можно выделить количественный и качественный критерии успешности педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Если детям интересно участвовать в предлагаемых содержательных программах, то их активность, стабильность и качество работ повышаются. Если формы и методы деятельности, предлагаемые в содержательных программах, перестают учитывать и реализовывать потребности подростков, то интерес снижается, и программы необходимо корректировать.

На личностном уровне успешность предложенной модели педагогического сопровождения детских общественных объединений определяется сформированностью ценностных ориентаций подростков. Мы выделяем когнитивный, эмоциональный, деятельностный критерии; начальный, средний, высокий уровни сформированности у подростков ценностных ориентаций.

Апробация предложенной модели в течение трех лет в детских общественных объединениях Вологодской области показала, что доля подростков, имеющих высокий уровень сформированности ценностных ориентаций, выросла в обеих группах, но в экспериментальной группе с 15,9 % до 40,9 %; в контрольной - с 10,9 % до 17,4 %. Доля подростков, имеющих начальный уровень сформированности ценностных ориентаций, в экспериментальной группе уменьшилось с 47,7 % до 4,5 %, тогда как в контрольной - с 56,5 % до 45,7 %.

Таким образом, реализация данной модели педагогического сопровождения детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков способствует повышению эффективности решения социально-педагогических задач, стоящих перед детским общественным объединением, если:

  • сформирована позитивная мотивация у субъектов педагогического сопровождения к длительному участию в деятельности детского общественного объединения;
  • реализован аксиологический подход в разработке программно-методического обеспечения и организации деятельности детских общественных объединений;
  • содержание деятельности детского общественного объединения разнообразно по формам и методам, насыщено реальным опытом социальных отношений подростков между собой и взрослых с детьми и практикой действий;
  • осуществлена специальная подготовка руководителей к организации деятельности детских общественных объединений в процессе формирования ценностных ориентаций подростков на разных этапах развития объединения.

Педагогическое сопровождение детского общественного объединения как непрерывный процесс требует от взрослых, которые его реализуют, периодического анализа, определения достигнутого качественного уровня и эффективности, а также соответствующей корректировки. Такая деятельность станет более эффективна, если будет иметь опережающий характер и основываться на прогнозировании потребностей действующих детских объединений и в целом общественного движения региона.

Психолого-педагогическая деятельность – это один из видов педагогической деятельности, который направлен на интеллектуальное, личностное, социальное и эмоциональное развитие субъектов образовательного процесса, являющееся в свою очередь основой его самосовершенствования и саморазвития.

Особенности психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях

В настоящее время, молодежная политика, реализуется через разнообразные детские и молодежные объединения, в рамках которых психологи и педагоги осуществляют необходимую профессиональную помощь и сопровождение.

Основными направлениями психолого-педагогической деятельности детских и молодёжных объединений является:

  1. Опора на принцип командного функционирования объединения.
  2. Наличие главной цели, которая является основой всей деятельности объединения, определяет направления по созданию эффективных условий для всестороннего личностного развития детей в рамках современного общества.
  3. Наличие своеобразной организационной культуры, которая определяет оригинальность каждого отдельного объединения.
  4. Обязательное наличие ресурсного обеспечения деятельности объединений.
  5. Наличие информационной и рекламной деятельности.
  6. Необходимость работать не только с действующими членами объединения, но и с его потенциальными участниками, установление продуктивных взаимоотношений и контактов с иными общественными объединениями.
  7. Осуществление эффективного педагогического сопровождения деятельности детского или молодежного объединения, с целью его развития и совершенствования реализуемой деятельности.

Одной из основных особенностей психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях является организация психолого-педагогического сопровождения.

Готовые работы на аналогичную тему

Психолого-педагогическое сопровождение – это исследование и создание оптимальных социально-педагогических условий, в рамках которых субъект объединения имеет возможность реализовать свою потребность в общении и деятельности.

Кроме того, психолого-педагогическое сопровождение направлено на оказание участникам детских и молодежных объединений профессиональной помощи и поддержки во взаимодействии с окружающей социальной средой.

Цель и задачи психолого-педагогической деятельности в детских и молодёжных объединениях

Целью психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях является оказание всесторонней поддержки детям и молодежи (группам и отдельным лицам) в построении эффективных социальных взаимоотношений с окружающими, преодолении жизненных трудностей, а также использование возможностей объединения в разрешении фундаментальных задач социального воспитания.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством последовательного решения ряда задач:

  1. Информационная задача – предполагает своевременное информирование детей и молодежи, их родителей и педагогов о функционирующих объединениях, их роли и значимости в жизни общества.
  2. Организационная задача – оказание необходимой профессиональной помощи в решении разнообразных организационных проблем, которые могут возникнуть в рамках конкретного объединения, ознакомление с эффективными технологиями организаторской деятельности.
  3. Координационная задача – направлена на обеспечение эффективного и продуктивного взаимодействия между общественными объединениями и иными социальными институтами, с целью оказания необходимой социальной поддержки и защиты детей.

Основными компонентами психолого-педагогической деятельности в детских и молодежных объединениях являются: прогностический, диагностический, практический и педагогический.

Ведущими функциями психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений являются:

  1. Воспитательная функция – направлена на воспитание у субъектов объединений положительных личностных качества, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно в окружающем обществе.
  2. Компенсаторная функция – состоит в формировании у участников объединения стремления к компенсации и устранении недостатков в поведении, личных качествах и т.д., желания всегда достигать высоких результатов.
  3. Стимулирующая функция – предполагает активизацию у субъектов объединений положительной предметно-практической и социально-полезной деятельности.
  4. Корректирующая функция – направлена на исправление у субъектов объединения отрицательных личностных качеств, ценностных ориентаций и установок во взаимодействии с окружающими.

Этапы организации психолого-педагогической деятельности

Психолого-педагогическая деятельность организуется в несколько последовательных этапов:

Стратегический этап, включает в себя:

  • формулировку и постановку главной цели, определение задач, последовательное решение которых приведет к достижению цели;
  • определение субъектов и объектов психолого-педагогической деятельности;
  • выделение ведущих идей деятельности;
  • формирование банка информационных данных;
  • установка показателей и критериев;
  • подбор диагностических методик, в соответствии с установленными показателями и критериями.

Тактический этап – рассматривается как процесс перемещения и расположения компонентов психолого-педагогической деятельности, его реализация осуществляется на технологическом уровне. Данный этап осуществляется:

  • в рамках парадигму взаимообмена, включает в себя ряд функциональных аспектов: деятельностный, личностный, социальный и культурный;
  • в обеспечении частных и базовых технологий психолого-педагогической деятельности;
  • в создании оптимальной структуры управления психолого-педагогической деятельности.

Технический этап – представлен совокупностью методов, средств и приемов, которые направлены на оптимизацию психолого-педагогической деятельности в рамках детских и молодежных объединений.

Читайте также: