Особенности деятельности органов внутренних дел советской россии в период военного коммунизма кратко

Обновлено: 08.07.2024

Военный коммунизм был системой чрезвычайных мер управления экономикой, характерных для периода Гражданской войны. Причиной перехода к чрезвычайному управлению послужили тяжелое экономическое положение страны и реформы, проведенные сразу же после прихода к власти.

Страна была объявлена военным лагерем. Это означало, что везде устанавливался военный режим, а для внедрения его в жизнь был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. С 1918 г. проводилась национализация промышленности, ввели безденежные расчеты, сделали бесплатными транспорт и коммунальные услуги, перешли к оплате труда натурой и установили продовольственную диктатуру.

Поскольку жесткая система контроля и распределения основывалась на уравнительном распределении для трудящихся, она получила название коммунизма, а поскольку система возникла как чрезвычайная мера в период войны — название военного коммунизма.

Одновременно началось проведение политики по уничтожению нетрудовых классов. ВЧК стала центральным органом, объединявшим деятельность местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР. Появились ревтрибуналы, которые имели право вынесения приговоров по делам, расследуемым чрезвычайными комиссиями, они стали превращаться в чрезвычайные специальные судебные органы. Под зачистку попали слои населения, не принадлежавшие к трудовым классам, попал туда и трудовой класс — крестьянство. Крестьяне видели в политике Советов насилие и грабеж. Распределение продуктов в городах приводило к опустошению на селе.

Советы ввели монополию хлебной торговли и насильственные меры по заготовке хлеба. В деревню направляли продотряды, продразверстка была распространена на все продукты питания: масло, молоко, картофель, мед, мясо. С 1920 г. введена всеобщая трудовая повинность (прежде она касалась только эксплуататорских классов), которая больнее всего ударила по крестьянам. Не заинтересованные в результатах своего труда, крестьяне стали сокращать посевные площади. Большевики назвали такую реакцию крестьян экономическим саботажем. Для борьбы создали штрафные рабочие команды и концентрационные лагеря.

К концу 1920 г. стало ясно, что военный коммунизм себя исчерпал. Никакие принудительные меры не могли накормить и одеть страну. С окончанием Гражданской войны он был отменен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Тема 24 Режим военного положения

53. Правовой режим военного плена

53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира -наказывается ограничением

Статья 348. Утрата военного имущества

Статья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, -наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля

Статья 345. Оставление погибающего военного корабля Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава команды корабля без надлежащего на то распоряжения командира –наказывается

Статья 348. Утрата военного имущества

Статья 348. Утрата военного имущества Нарушение правил сбережения вверенных для служебного пользования оружия, боеприпасов или предметов военной техники, если это повлекло по неосторожности их утрату, –(в ред. Федерального закона от 25.06.1998 №92-ФЗ)наказывается штрафом в

69. Законодательство периода Военного коммунизма и гражданской войны

69. Законодательство периода Военного коммунизма и гражданской войны Период Военного коммунизма – 1918–1920 гг. Характерные черты Военного коммунизма:1) национализация промышленности (наиболее крупные промышленные предприятия полностью перешли в собственность

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Фирсов Иван Федорович
Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД


Аннотация
В статье на материалах Тюменской губернии рассматриваются некоторые аспекты деятельности органов милиции в период военного коммунизма и начальный период НЭПа. На основе широкого круга архивных источников анализируется исполнение милицией таких специфических функций как борьба со спекуляцией, контрабандой, контроль за соблюдением правил торговли, борьба с дезертирством.

Firsov Ivan Fedorovich
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
Candidate of History Sciences, associate professor of the chair of philosophy, foreign languages and humanitarian training of law enforcement officers


Abstract
The article on the materials of the Tyumen province considers some aspects of the activities of the police in the period of war communism and the initial period of the NEP. On the basis of a wide range of archival sources, the article considers the performance of the police specific functions such as the fight against speculation, smuggling, control over observance of rules of trade, the fight against desertion.

Борьбу со спекуляцией тюменские органы милиции вели совместно с ЧК, ревкомами, продкомами и политбюро. Так, 13 июля 1921 г. Тобольский уездный ревком в целях борьбы со спекуляцией хлебопродуктами и их незаконным вывозом из уезда предложил милиции вести тщательное наблюдение за всеми передвижениями граждан по территории уезда. Проверку документов и багажа у лиц, прибывающих в г. Тобольск и убывающих из него, производили местные отделения речной ЧК и речной милиции. Провоз продовольственного груза разрешался только водным путем не более четырех пудов на пассажира, обнаруженный свыше этой нормы груз подлежал конфискации и передаче в райпродком или его местные органы. Лица, не имеющие пропусков или удостоверений личности, а также лица, скупающие продукты без наличия у них разрешения от Тобольского уездного отдела управления, арестовывались и направлялись в г. Тобольск для заключения в концентрационный лагерь. Контроль за выполнением этого решения возлагался на уездную милицию и Тобольское политбюро. Соответствующий приказ был подписан предревкома К. Шмуклером и заведующим отделом управления Волокитиным [2].

Тюменская милиция и ЧК вели борьбу с незаконной охотой и контрабандой пушного зверя и рыбы. Органам речной ЧК и речной милиции вменялось в обязанность осматривать все пароходы и суда, идущие с Тобольского Севера, и контролировать провоз пушнины и продовольствия. Все заготовки пушнины и рыбы советскими и кооперативными учреждениями должны были производиться только с разрешения органов власти и по нарядам Тюменского губернского Союза кооператоров. Грузы, провозимые без нарядов, подлежали конфискации, продукты питания передавались в райпродком, пушнина и другое сырье – уполномоченным губсовнархоза.

Органы милиции регистрировали также патенты лиц, занимающихся личным промыслом (приказчиков, сапожников, портных, шорников и т.д.) и лиц свободных профессий (врачей, акушерок, фельдшеров, членов коллегии защитников, актеров, антрепренеров и т.д.) и осуществляли надзор за их деятельностью, контролировали соблюдение при производстве торговли пищевыми продуктами санитарных правил. Например, органам милиции предписывалось не допускать продажу пищевых продуктов на земле, для этой цели должны были иметься табуретки или столики. Все розничные торговцы пирожками, пельменями, котлетами, шаньгами и подобными продуктами должны были иметь чистые фартуки и нарукавники, чистую посуду и полотенца. Все продаваемые на открытом воздухе продукты должны были быть покрыты чистыми салфетками и крышками [6]. Все сомнительные и спорные вопросы решались органами милиции при участии представителей санитарного надзора.

Органы милиции осуществляли также контроль за соблюдением правил торговли. Например, Тюменским губисполкомом была запрещена продажа и покупка в необандероленном[1] виде табака, папирос и сигарет, спичек, чая, дрожжей, свечей и т.д., органы милиции составляли на нарушителей протоколы, подвергали их штрафу до 300 руб. золотом или принудительным работам до 3-х месяцев [7]. 17 декабря 1921 г. приказом Тобольской городской милиции и политбюро была запрещена продажа на рынках города пороха, капсюлей и других охотничьих припасов. Все охотничьи припасы, находящиеся в распоряжении военных, общественных и частных учреждений и организаций города и уезда было предложено сдать по актам в Тобольское отделение союза охотников [8].

Еще одна из специфических функций органов милиции в военный период – борьба с дезертирством. Ослабляя находившуюся в стадии формирования Красную армию, дезертирство в годы гражданской войны представляло большую опасность для государства. Милиция способствовала осуществлению мероприятий центральных и местных властей, направленных на искоренение этого явления. Постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 5 марта 1919 г. отделы милиции обязывались немедленно проводить в жизнь все декреты центральной власти, касающиеся борьбы с дезертирством, и постановления центральной и местных комиссий по борьбе с дезертирством. В соответствии с этим указанием в Тюменской губернии были созданы Губернская комиссия по борьбе с дезертирством – Губкомдезертир и уездные комиссии по борьбе с дезертирством.

В целях предупреждения дезертирства из эшелонов железнодорожная милиция при подходе воинского поезда к станции обязана была освободить платформу станции от посторонних лиц, содействовать команде, сопровождающей поезд, следить, чтобы солдаты, едущие в поезде, не расходились по станции и не входили в станционные буфеты. Милиция организовывала наблюдение у кипятильников, ларьков с продуктами, отхожих мест, за территорией вокруг станции.

Органам милиции и железнодорожной охране вменялось в обязанность выявлять расхитителей казенного обмундирования, арестовывать их и препровождать в ЧК для привлечения к ответственности, а также при производстве облав на городских рынках и станциях железных дорог арестовывать всех продавцов и покупателей казенного обмундирования.

В 1921 г. ситуация по-прежнему оставалась сложной. С 24 июня по 1 декабря 1921 г. милицией было задержано 157 военных дезертиров и 325 трудовых. Только в Ишимском уезде с 1 декабря 1921 г. по 1 января 1922 г. было задержано и передано в отделы рабочей силы 8 дезертиров труда, 17 военных дезертиров были переданы в соответствующие военкоматы [12].

В целом необходимо отметить, что в начальный период своего существования советская милиция была чрезвычайно перегружена несвойственными ей функциями, это значительно ограничивало ее возможности по выполнению непосредственной задачи – борьбы с правонарушениями и преступностью. Лишь в начале 1923 г. после нескольких реорганизаций и пересмотра организационно-правовой основы деятельности правоохранительных органов милиция перешла наконец-то к выполнению основных целей своей деятельности – охране общественного спокойствия и порядка.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Некоторые аспекты деятельности органов милиции в период военного коммунизма и начальный период НЭПа. Анализ исполнения милицией таких специфических функций как борьба со спекуляцией, контроль за соблюдением правил торговли, борьба с дезертирством.

Рубрика История и исторические личности
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.11.2016
Размер файла 19,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МИЛИЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Фирсов Иван Федорович

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников ОВД

Аннотация

милиция коммунизм спекуляция дезертирство

В статье на материалах Тюменской губернии рассматриваются некоторые аспекты деятельности органов милиции в период военного коммунизма и начальный период НЭПа. На основе широкого круга архивных источников анализируется исполнение милицией таких специфических функций как борьба со спекуляцией, контрабандой, контроль за соблюдением правил торговли, борьба с дезертирством.

Ключевые слова: борьба с преступностью, военный коммунизм, дезертирство, контрабанда, советская милиция,спекуляция

Борьбу со спекуляцией тюменские органы милиции вели совместно с ЧК, ревкомами, продкомами и политбюро. Так, 13 июля 1921 г. Тобольский уездный ревком в целях борьбы со спекуляцией хлебопродуктами и их незаконным вывозом из уезда предложил милиции вести тщательное наблюдение за всеми передвижениями граждан по территории уезда. Проверку документов и багажа у лиц, прибывающих в г. Тобольск и убывающих из него, производили местные отделения речной ЧК и речной милиции. Провоз продовольственного груза разрешался только водным путем не более четырех пудов на пассажира, обнаруженный свыше этой нормы груз подлежал конфискации и передаче в райпродком или его местные органы. Лица, не имеющие пропусков или удостоверений личности, а также лица, скупающие продукты без наличия у них разрешения от Тобольского уездного отдела управления, арестовывались и направлялись в г. Тобольск для заключения в концентрационный лагерь. Контроль за выполнением этого решения возлагался на уездную милицию и Тобольское политбюро. Соответствующий приказ был подписан предревкома К. Шмуклером и заведующим отделом управления Волокитиным [2].

Тюменская милиция и ЧК вели борьбу с незаконной охотой и контрабандой пушного зверя и рыбы. Органам речной ЧК и речной милиции вменялось в обязанность осматривать все пароходы и суда, идущие с Тобольского Севера, и контролировать провоз пушнины и продовольствия. Все заготовки пушнины и рыбы советскими и кооперативными учреждениями должны были производиться только с разрешения органов власти и по нарядам Тюменского губернского Союза кооператоров. Грузы, провозимые без нарядов, подлежали конфискации, продукты питания передавались в райпродком, пушнина и другое сырье - уполномоченным губсовнархоза.

Органы милиции регистрировали также патенты лиц, занимающихся личным промыслом (приказчиков, сапожников, портных, шорников и т.д.) и лиц свободных профессий (врачей, акушерок, фельдшеров, членов коллегии защитников, актеров, антрепренеров и т.д.) и осуществляли надзор за их деятельностью, контролировали соблюдение при производстве торговли пищевыми продуктами санитарных правил. Например, органам милиции предписывалось не допускать продажу пищевых продуктов на земле, для этой цели должны были иметься табуретки или столики. Все розничные торговцы пирожками, пельменями, котлетами, шаньгами и подобными продуктами должны были иметь чистые фартуки и нарукавники, чистую посуду и полотенца. Все продаваемые на открытом воздухе продукты должны были быть покрыты чистыми салфетками и крышками [6]. Все сомнительные и спорные вопросы решались органами милиции при участии представителей санитарного надзора.

Еще одна из специфических функций органов милиции в военный период - борьба с дезертирством. Ослабляя находившуюся в стадии формирования Красную армию, дезертирство в годы гражданской войны представляло большую опасность для государства. Милиция способствовала осуществлению мероприятий центральных и местных властей, направленных на искоренение этого явления. Постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 5 марта 1919 г. отделы милиции обязывались немедленно проводить в жизнь все декреты центральной власти, касающиеся борьбы с дезертирством, и постановления центральной и местных комиссий по борьбе с дезертирством. В соответствии с этим указанием в Тюменской губернии были созданы Губернская комиссия по борьбе с дезертирством - Губкомдезертир и уездные комиссии по борьбе с дезертирством.

В целях предупреждения дезертирства из эшелонов железнодорожная милиция при подходе воинского поезда к станции обязана была освободить платформу станции от посторонних лиц, содействовать команде, сопровождающей поезд, следить, чтобы солдаты, едущие в поезде, не расходились по станции и не входили в станционные буфеты. Милиция организовывала наблюдение у кипятильников, ларьков с продуктами, отхожих мест, за территорией вокруг станции.

Органам милиции и железнодорожной охране вменялось в обязанность выявлять расхитителей казенного обмундирования, арестовывать их и препровождать в ЧК для привлечения к ответственности, а также при производстве облав на городских рынках и станциях железных дорог арестовывать всех продавцов и покупателей казенного обмундирования.

В 1921 г. ситуация по-прежнему оставалась сложной. С 24 июня по 1 декабря 1921 г. милицией было задержано 157 военных дезертиров и 325 трудовых. Только в Ишимском уезде с 1 декабря 1921 г. по 1 января 1922 г. было задержано и передано в отделы рабочей силы 8 дезертиров труда, 17 военных дезертиров были переданы в соответствующие военкоматы [12].

В целом необходимо отметить, что в начальный период своего существования советская милиция была чрезвычайно перегружена несвойственными ей функциями, это значительно ограничивало ее возможности по выполнению непосредственной задачи - борьбы с правонарушениями и преступностью. Лишь в начале 1923 г. после нескольких реорганизаций и пересмотра организационно-правовой основы деятельности правоохранительных органов милиция перешла наконец-то к выполнению основных целей своей деятельности - охране общественного спокойствия и порядка.

Библиографический список

1. Щетинов Ю.А., История России. XX век, М., Издательская фирма Манускрипт, 1995.

В 1921 г. создается Детская социальная комиссия для борьбы с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, преступностью, эксплуатацией и дурным обращением с детьми.

Численность РКМ в республике в 1921-1922 гг. сократили на 60%, в связи с нехваткой кадров в советских и партийных органах, их замещали руководителями милиции разного уровня, что породило текучесть кадров, особенно среди командного состава.

С января 1921 г. под руководством Коллегии НКВД РСФСР шла разработка проекта общего Положения об НКВД, однако, из-за сложной обстановки в республике и часто меняющейся компетенции и организационной структуры наркомата, принятие документа постоянно тормозилось. Проект обсуждался долго на Коллегии НКВД, в СНК, в Президиуме ВЦИК, где его одобрили и 10 июня 1921 г. ввели в действие.

- наблюдение за организацией и деятельностью органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК;

- наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение с их выполнению всеми имеющимися в его распоряжении средствами;

- руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.

Поставленные перед НКВД РСФСР задачи определили его структуру, она состояла из следующих подразделений: Организационно-административное управление; Главное управление милиции; Главное управление принудительных работ; Центральное управление по эвакуации населения; Главное управление коммунального хозяйства, в состав которого входил Пожарный отдел; Управление делами.

На Главное управление милиции возлагались следующие задачи:

- поддержание порядка и спокойствия в стране и наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера;

- окарауливание гражданских учреждений и сооружений общегосударственного и исключительного значения, а также фабрик, заводов, рудников и т.п.;

- содействие органам всех ведомств, при выполнении возложенных на них задач.

ГУМ НКВД РСФСР руководило всей системой органов милиции, на местах действовали губернские, уездные и районные управления милиции. Губернские города с населением от 50 тыс. чел. и более имели городскую милицию. Руководители губернской и уездной милиции назначались решениями соответствующих Исполнительных Советов. В Положении впервые было закреплено организационное построение, задачи, компетенция центральных и местных органов внутренних дел в масштабе всей страны.

Учитывая некоторые из этих предложений, а также обстановку резкого всплеска уголовной преступности, вызванной проведением новой экономической политики государства, НКВД РСФСР весной 1922 г. реорганизовал Отдел уголовного розыска ГУМ в самостоятельное управление – Центральное управление уголовного розыска (ЦУУР) НКВД РСФСР. ЦУУР строился по той же схеме, что и ГУМ НКВД РСФСР. Задачи ему определялись следующие:

- организация и направление деятельности местных органов УР, их ревизия и замещение ответственных должностей;

- разработка и применение в уголовно-розыскной работе научно-технических методов и средств раскрытия преступлений;

- непосредственное производство розыска и дознания по наиболее важным преступлениям.

При ЦУУР на базе кабинета судебных экспертиз был организован научно-технический отдел, который состоял из подотделов: дактилоскопического, статистического, фотохимического, экспертного и музея. Начат был картотечный учет преступлений и преступников, как в УР, так и в отделениях милиции, что не преминуло сказаться на повышении уровня розыскной работы в годы НЭПа.

Позже, в начале 30-х годов, подобная практика советского и партийного руководства страны и лично И.Сталина позволила создать механизм массовых репрессий, главными элементами которого были органы НКВД, ОГПУ-НКГБ и Прокуратуры.

В 1922 г. проблема пленных и беженцев практически была решена, поэтому Центропленбеж наркомата внутренних дел был ликвидирован. После образования Советского Союза, в ноябре 1923 г., было создано Объединенной государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР и органы государственной безопасности были выведены из состава НКВД РСФСР. Внутренние войска также передали в ОГПУ, где они и находились до 1943 г., до образования НКВД СССР.

20 декабря 1922 года Постановлением СНК всю милицию перевели на местный бюджет и сократили ее штаты примерно на 30%, в основном второстепенные должности, подняв зарплату ее основным сотрудникам. Этим же Постановлением милиции разрешалось использовать 50% от штрафов за незаконное изготовление, хранение и сбыт спиртных напитков для премирования своих сотрудников. Ранее, 9 ноября, ВЦИК утвердил новую форму милиции.

Повсеместно не хватало квалифицированных милицейских кадров. С 1922 г. начали подготовку работников УгРо в специальных ведомственных учебных заведениях. Численность милиции РСФСР к осени 1923 г. почти в два раза была меньше численности полиции царской России на этой же территории. Слабо работал сам аппарат НКВД, о чем утверждал его руководитель А.Г.Белобородов (1923–1927 гг.), который хорошо ориентировался в проблемах наркомата и отстаивал целостность и независимость системы внутренних дел.

Объединением в августе 1923 г. Организационно административного управления, ГУМ и Отдела уголовного розыска в Центральное административное управление (ЦАУ) НКВД РСФСР руководство Наркомата пыталось, во-первых, снять претензии ГПУ к органам милиции и уголовного розыска, во-вторых, действительно приблизить НКВД к сосредоточению в его ведении функций охраны общественного порядка, в-третьих сократить административно-управленче­ских расходов. Режим строжайшей экономии, проводившийся в это время в стране в общегосударственном масшта­бе, привел к сокращению штатов наркомата в 2 раза и расхо­ды на его содержание уменьшились на 30 процентов.

Структура ЦАУ состояла из административного отдела, отдела мили­ции, отдела уголовного розыска и секретариата. Начальник ЦАУ являлся высшим должностным лицом милиции (начальником РКМ страны). Администра­тивный отдел наблюдал за правильностью применения мер административного воздейст­вия к нарушителям обязательных постановлений. К его ведению были отнесены вопросы правового положения иностранцев, ру­ководство деятельностью органов ЗАГС.

Отдел милиции разрабатывал положения, инструкции и уставы по милицейской службе, определял численность милиции на местах и источники ее комплектования, руководил службой и специальной подготовкой личного состава. Так, приказом ЦАУ от 2 сентября была принята инструкция постовому милиционеру, где ему определялось контролировать поддержание чистоты на улицах и бульварах, следить за соблюдением правил торговли и др. Приказом от 20 ноября – инструкция участковому надзирателю, который был вправе задерживать граждан и составлять протоколы за нарушения существующего законодательства.

Отдел уголовного розыска (ОУР) руководил уголовно-розыскными подразделениями, готовил нормативные акты по их деятельности, разрабатывал методы борьбы с преступностью, вел статистический учет преступлений и преступников, производил дознание по наиболее важным уголовным преступлениям.

Местные органы внутренних дел реформировались поэтапно. При губисполкомах создавались административные отделы из трех подотделов: общего, милиции и уголовного розыска. В подотдел милиции входили строевая часть, служба милиции, адресный стол. В Ленинграде еще и городские отделения милиции, конный отряд и резерв. До 1923 года местные органы НКВД РСФСР действовали на основании Положения об отделах управления, утвержденного СНК РСФСР в январе 1920 года.

27 сентября 1922 г. СТО своим Постановлением передало в ведение НКВД РСФСР конвойную стражу. В последующем на НКВД в дополнение к имеющимся функциям были возложены: выдача разрешений на фотосъемку внутренней жизни; регистрация и учет охотничьего оружия; регистрация религиозных обществ и союзов и некоторые другие функции.

7 июля 1923 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации отделов уп­равления уездных исполкомов, передав административно-ис­полнительные функции в управления милиции.

НЭП способствовал ликвидации в декабре 1921 года промышленной ми­лиции и организации новой формы охраны – ведомственной милиции. На местах в 1922 стали формироваться различные виды вооруженной охраны предприятий и учреждений (фабрично-заводская, горно-приисковая, промысловая, торговая и др.), которые подчинялись местному начальнику милиции, а содержались за счет охраняемых ими объектов.

6 февраля 1924 года СНК РСФСР при­нял Постановление о создании ведомственной милиции, которая входила в состав общегосударственной милиции и руководство­валась ее правовыми актами. Особенность построения ведомственной милиции заключалась в том, что ее подразделения создавались на договорных началах с определенным ведомством и на основе договоров отдельных предприятий и учреждений с начальника­ми местной милиции, и содержались за счет средств обслужи­ваемых объектов.

На ведомственную милицию возлагались следующие задачи:

- охрана имущества государственного предприятия и учреждения, а также частного, имеющего государственное значение;

- охрана общественного порядка в пределах охраняемого объекта.

В связи с тем, что институт ведомственной милиции зарекомендовал себя, как эффективная форма охраны государственного имущества, были созданы различные виды ве­домственной милиции, в за­висимости от объекта охраны.

Некоторые руководители НКВД отрицали возможность использования сотрудниками УР оперативно-розыскной работы. И все же практика работы ВЧК показала ее незаменимость. Следовательно, оперативный состав уголовного розыска поначалу и строил ее по образу и подобию и по нормативным актам ВЧК.

2 ноября 1921 г. была утверждена пер­вая ведомственная инструкция по оперативной работе, которая определила, что негласный аппарат призван предупреждать и раскрывать преступления путем за­благовременного осведомления о предполагающихся преступлениях и сбора сведений по уже совершенным. В инструкции не было ограничений в отборе негласных сотруд­ников, основным мерилом их деятельности была эффективность.

К 1924 г., несмотря на трудности становления, оперативно-розыск­ная работа заняла надлежащее место в работе сотрудников УР, она совершенствовалась, постепенно накапливался опыт, приобретались умение и навыки.

Подавляющее число сотрудников УР к октябрю 1923 г. имело низшее образование (89,5%), работники милиции и того хуже – 90,2%, были и неграмотные.

В это время среди работников милиции и УР наблюдаются снижение дисциплины, рост преступности среди сотрудников, большая текучесть и как следствие хронический некомплект. Это стало следствием нарушения социальной справедливости, выразившееся в неадекватной оценке труда работников милиции по сравнению с другими трудящимися страны.

Выход из создавшегося положения руководство СССР видело в укреплении кадров милиции путем направления в РКМ рабочих от станка, а крестьян от сохи или по партийным мобилизациям, а также в чистках состава милиции. По общегосударственной чистке в 1922-1923 гг. было уволено около 20% личного состава.

Для улучшения материального положения работников милиции проводились разовые повышения окладов, вводились различные премии за успехи по службе, отличные показатели в борьбе с правонарушениями и преступлениями, устанавливались шефства предприятий и организаций над органами милиции. Материальное стимулирование труда работников милиции наиболее полно оправдало себя, отвечая принципам и идеям новой экономической политики.

Центральное регистрационное бюро к 1924 г. накопило значительный объем информации, что позволило милиции быстрее и эффективнее устанавливать преступников по вновь совершенным преступлениям.

ВЦИК и СНК РСФСР в марте 1924 года ввел институт сельских исполнителей с правом задержания преступников, конвоирования, наблюдением за охраной общественного порядка.

Одним из важнейших направлений в деятельности милиции к этому времени становится надзор за соблюдением обязательных постановлений и наложение административных взысканий за нарушения, что отразилось и в статистических отчетах губернских административных отделов.

В 20-е годы продолжает развиваться и советская пенитенциарная система. 15 ноября 1920 г. НКЮ РСФСР принимает Положение об общих местах заключения, куда направлялись лица, состоящие под следствием и судом, осужденные к лишению свободы и пересылаемые по этапу. Положение позволило провести классификацию заключенных в зависимости от состава и направленности преступления, а также определять условия и порядок содержания от их поведения.

С ноября 1917 г. по начало 1918 г. и с 1920 г. по 1921 г. официально высшая мера наказания (ВМН) не применялась.

В 1921 году губернские карательные отделы переименовываются в исправительно-трудовые, а ДПР – в исправительно-трудовые дома (ИТД), где для наиболее опасных преступников создаются изоляционные отделения.

С окончание Гражданской войны и иностранной интервенции чрезвычайные полномочия РКМ и ВЧК существенно ограничили. В связи с тем, что в начале 20-х годов ряд ведомств (НКЮ, НКВД, ВЧК и другие) решали одну и ту же задачу – исполнение наказания Постановлением от 12 октября 1922 г. СНК сосредоточил все места заключения в НКВД РСФСР, а конкретно в ГУМЗ НКВД с управлениями в губерниях. НКЮ РСФСР сохранил за собой право надзора за законностью и режимом содержания арестованных.

В 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР определил отбывание лишения свободы в аграрных и ремесленных колониях, ИТД и переходных исправительных домах.

Весной 1923 г. по ходатайству ГПУ в бывших монастырях создаются лагеря. Так был открыт Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) ОГПУ СССР тюремного режима с целью наибольшей изоляции заключенных. Впоследствии количество их только возрастало.

В это время в очередной раз происходит переименование губернских управлений мест заключения в инспекции мест заключения административных отделов губисполкомов и исправительно-трудовых домов в изоляторы.

Законодательным окончанием становления советской пенитенциарной системы можно считать принятие в 1924 г. Исправительно-трудового кодекса РСФСР, который классифицировал учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, медико-педагогического и медицинского характера. В Кодексе закреплялось: обязательность труда для всех заключенных и посещение курсов по ликвидации безграмотности, возможность отпусков на сельскохозяйственные работы, создание контрольных комиссий и возможность льготного зачета рабочих дней за дни лишения свободы (2 рабочих дня за 3 дня лишения свободы) и др.

С 1924 г. Судебная коллегия и Особое совещание при Коллегии ОГПУ, куда вначале входили Г.Й. Бокий, В.Р. Менжинский и Г.Г. Ягода, проводили утверждение внесудебных приговоров, которые стали расправами над политическими противниками.

В декабре 1923 г. СТО принимает постановление «О статистическом учете пожаров, которым определяет, что Главное управление государственного страхование должно ввести на всей территории СССР единую государственную систему статистического учета пожаров.

На 1924 г. в 41 губернском городе насчитывалось 243 пожарных организации численностью 11.031 чел., 2.820 чел. из которых были добровольцы. В 207 уездных городах – 370 пожарных формирований численностью 9.878 чел., из которых 2.295 чел. – добровольцы. Только в 1924 г. произошло 70 тыс. пожаров и такого количества пожарных было явно недостаточно для эффективной противопожарной безопасности.

Несмотря на классовый характер комплектования органов внутренних дел, господствующую идеологию охраны революционного порядка и гражданской безопасности, прежде всего, рабочих и беднейшего крестьянства в период проведения Советским правительством и РКП (б) новой экономической политики, правоохранительным органам удалось своими методами и средствами способствовать экономическому и социальному подъему страны, укреплению однопартийной системы СССР.

Военный коммунизм был системой чрезвычайных мер управления экономикой, характерных для периода Гражданской войны. Причиной перехода к чрезвычайному управлению послужили тяжелое экономическое положение страны и реформы, проведенные сразу же после прихода к власти. Страна была объявлена военным лагерем. Это означало, что везде устанавливался военный режим, а для внедрения его в жизнь был создан Совет рабочей и крестьянской обороны. С 1918 г. проводилась национализация промышленности, ввели безденежные расчеты, сделали бесплатными транспорт и коммунальные услуги, перешли к оплате труда натурой и установили продовольственную диктатуру. Поскольку жесткая система контроля и распределения основывалась на уравнительном распределении для трудящихся, она получила название коммунизма, а поскольку система возникла как чрезвычайная мера в период войны — название военного коммунизма. Одновременно началось проведение политики по уничтожению нетрудовых классов. ВЧК стала центральным органом, объединявшим деятельность местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР. Появились ревтрибуналы, которые имели право вынесения приговоров по делам, расследуемым чрезвычайными комиссиями, они стали превращаться в чрезвычайные спе¬циальные судебные органы. Под зачистку попали слои населения, не принадлежавшие к трудовым классам, попал туда и трудовой класс — крестьянство. Крестьяне видели в политике Советов насилие и грабеж. Распределение продуктов в городах приводило к опустошению на селе. Советы ввели монополию хлебной торговли и насильственные меры по заготовке хлеба. В деревню направляли продотряды, продразверстка была распространена на все продукты питания: масло, молоко, картофель, мед, мясо. С1920 г. введена всеобщая трудовая повинность (прежде она касалась только эксплуататорских классов) , которая больнее всего ударила по крестьянам. Не заинтересованные в результатах своего труда, крестьяне стали сокращать посевные площади. Большевики назвали такую реакцию крестьян экономическим саботажем. Для борьбы создали штрафные рабочие команды и концентрационные лагеря. К концу 1920 г. стало ясно, что военный коммунизм себя исчерпал. Никакие принудительные меры не могли накормить и одеть страну. С окончанием Гражданской войны он был отменен.

Читайте также: