Основным критерием оценки деятельности педагога и школы в отечественной образовательной практике выступает

Обновлено: 05.07.2024

• Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

• Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

• Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

• Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

• Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

ВложениеРазмер
professionalnyy_standart_pedagoga.doc 181 КБ
professionalnyy_standart_pedagoga.ppt 357 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки качества педагогической деятельности

учитель начальных классов

Зачем нужен профессиональный стандарт?

  • Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
  • Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
  • Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
  • Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
  • Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Каждый руководитель, хоть немного заботящийся о престиже своего образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации.

С этой целью в содержание профессионального стандарта включены общие сведения, характеристика трудовых функций и иные специальные сведения.

В нем определяются:

  • основные требования к квалификации педагога;
  • он может дополняться региональными требованиями;
  • может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения;
  • является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного учреждения и школы;
  • отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
  • выдвигает требования к личностным качествам педагога.

К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы, условия допуска к реализации функций, необходимые умения и знания.

Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы, повышение качества образования.

Область применения стандарта

  • при приеме на работу в образовательное учреждение;
  • при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
  • при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий .

Методы оценки выполнения требований профстандарта

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.)

Профессиональная деятельность педагога начальной школы оценивается комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к школе и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь школы.

Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.

Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.

Но, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя новые требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Ну а в целом, нас никакими стандартами уже не напугаешь. Если педагог проработал в школе несколько лет и перестал задумываться о смене профессии, несмотря ни на что, он уже всецело отвечает всем требованиям всех стандартов, написанных умными словами. Я думаю, что таких профессионалов в этом зале преобладающее большинство.

Поздравляю всех с наступлением нового учебного года. И желаю всем здоровья, оптимизма и веры в лучшее.

Спасибо за внимание.

Содержание профессионального стандарта педагога

Профессиональный стандарт педагога содержит квалификационные требования в сферах обучения, воспитания, развития обучающихся, психолого – педагогические требования к квалификации учителя.

Часть первая: обучение

1. Иметь высшее образование.

2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.

3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).

4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.

7. Владеть ИКТ-компетенциями

Часть вторая: воспитательная работа

1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.

3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.

4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.

8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.

10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) .

11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).

12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.

14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.

15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка) .

16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.

17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.

5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).

6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.

7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.

8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.

9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.

11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.

12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.

13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.

14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.

15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.

16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.

18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.

20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе

Педагог начальной школы должен

1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.

3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.

5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.

6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.

Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.

Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.

Онлайн-книги

насколько каждый учитель добросовестно выполняет свои должностные обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности. С другой стороны, часто встаёт вопрос о том, как оценить педагога, его вклад в образовательный процесс, чтобы при этом всем членам педагогического персонала эта оценка была понятна и не вызывала вопросов, как повысить мотивацию учителя на повышение его педагогического мастерства, на достижение нового качества образования.

Деятельность учителя настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к её оценке просто не существует: ведь порой слабые стороны одного педагога становятся основным козырем другого; а воспитательное воздействие педагога на души его воспитанников порой бывает более важным, чем качественное овладение ими учебного материала.

Критерии качества учебного плана.

Критерии качества элективных курсов.

Критерии и уровни эффективности деятельности предметных методических объединений, кафедр.

Критерии конкурсного отбора учителей для работы в классах повышенного уровня.

Критерии эффективности профессиональной деятельности каждого учителя.

Критерии оценки инновационной деятельности педагога.

Критерии оценки деятельности учителя по формированию общеучебных умений и навыков.

Критерии оценки состояния учебного кабинета.

Критерии оценки смотра лабораторий и учебных мастерских.

Критерии оценки профессиональных конкурсов .

Но одно дело разработать критерии, а обсудить, ввести и принять их в образовательном учреждении – очень непросто, потому что приходится балансировать между необходимостью соблюдать, выполнять эти критерии и сохранять индивидуальность, самобытность каждого учителя.

Педагог, привыкший оценивать своих учеников, в большинстве случаев очень тяжело переносит ситуацию оценивания себя, поэтому мы разработали разные способы оценивания педагогического персонала и в первое время использовали их при аттестации педагогов, например,

Мы все знаем, что саморазвитие личности невозможно без самопознания, самооценки характера развития способностей и других личностных качеств, поэтому, используя методику доктора педагогических наук В.И. Андреева, мы получили возможность оценить уровень творческого потенциала личности учителя, установить как самые сильные, так и слабые качества его личности. Такие диаграммы у нас составлены на каждого учителя.

Результаты данного оценивания могут применяться при поступлении на работу, при назначении на какую-то должность, но самое главное – они являются стимулом для целенаправленного саморазвития учителя.

Школьная практика доказывает, что качество образования тем выше, чем выше стремление педагога самообразовываться, поэтому мы проводим диагностику по определению уровня способности к саморазвитию и самообразованию не каждого педагога, но и коллектива в целом:

Одной из приоритетных педагогических проблем является построение психологически комфортных и гуманистических взаимоотношений, которое,

Следующим шагом проведения оценочных процедур была диагностика

Методика диагностики содержит восемь показателей:

Оценка преподавательской деятельности учителя по стимулированию познавательной самостоятельности учащихся.

Владение организационными формами диагностической работы с учащимися.

Оценка внеурочной организационно-воспитательной работы учителя.

Реализация учителем индивидуальных программ обучения.

Оценка умений учителя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы.

Профессиональная компетентность учителя.

Творческое отношение к преподаванию.

Оценка работы учителя над повышением своего профессионального уровня.

Показатели 1-4 – относятся непосредственно к практической деятельности учителя; показатели 5-8 – отражают аналитическую деятельность.

Средством получения первичной информации о качестве преподавания служат посещения уроков, по результатам которых заполняются различные схемы, диагностические карты. В практике работы чаще всего мы используем несколько схем анализа урока:

программа наблюдений на уроке (Шамова Т.И.);

картограмма оценок умений учителя при посещении урока (Третьяков П.И.);

нотограмма урока (Раченко И.П.);

анализ урока (Конаржевский Ю.А.) и др.

Оценка эффективности урока

Ф.И.О. учителя: .

Предмет: . Класс: . Дата 16.04.2011

Параметры оценки

Оценка деятельности учителя

Оценка деятельности учащихся

организационная

воспитательная

Количество баллов

% качества урока

85% - оптимальный уровень урока

Диагностическая карта учителя

Ф.И.О. учителя: .

Оценки деятельности учителя и учащихся

Даты посещения уроков

Дата 30.11.2010

Организационная

Воспитательная

Оценка деятельности

Уровень урока

Таким образом, мы можем оценивать различные стороны педагогической деятельности учителя, выявлять проблемы, намечать пути их решения.

Особое значение мы придаем такому способу оценки, как самоанализ или рефлексия собственной деятельности педагога. Для этого мы используем анкету, разработанную доктором философских наук А. И. Севруком.

Основная задача состоит в том, чтобы:

1) каждый учитель объективно смог оценить себя;

2) воспринимал анкету как полезную для себя;

3) знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки;

4) хотел их устранить;

5) знал, был уверен, что ему окажут методическую помощь.

Оценивание деятельности учителя, например за учебный год, происходит:

по качеству преподавательской деятельности;

по учебно-методической работе;

по выполнению правил внутреннего трудового распорядка;

по участию в воспитательной работе;

по участию в административной работе

Большую роль в становлении личности учителя играет коллектив, в котором он живёт и трудится. Практика показала, что только дружный и сплочённый педагогический коллектив способствует профессиональному росту учителя, позволяет ему реализовать себя, раскрыться разным граням, поэтому мы проводим оценивание и по определению психолого-педагогического микроклимата в коллективе, в методических объединениях учителей.

В поисках проведения новых оценочных процедур деятельности педагогического персонала мы пришли к выводу, что оценка качества работы учителя тесно связана с вопросами переподготовки и повышения квалификации педагогов, продвижения их по службе, материального стимулирования и т.д. Поэтому первоочередной задачей явилась выработка критериев оценивания деятельности педагога и создание механизмов мотивирования перехода на новые стандарты работы. В связи с этим нами была разработана рейтинговая оценка деятельности педагога . При создании критериев оценки деятельности педагога мы преследовали следующие цели:

Во-первых, она может осуществляться с административными целями, т.е. для принятия каких-либо административных решений на уровне управления школой. Это может быть оценка деятельности педагога для повышения ему заработной платы (в виде премий, доплат за творческий характер работы, за расширение зоны педагогической деятельности и т.д.).

Во-вторых, это оценка текущей деятельности учителя, которая может и должна стать обязательной и регулярной, например, 1 раз в год. Эта оценка нужна не для того, чтобы делать административные выводы и сравнивать учителей между собой, а для подведения итогов и достижений учителя за какой-то конкретный период деятельности, выявления рабочих проблем в преподавании и организации учебного процесса в целом.

В-третьих, оценка деятельности педагогов необходима для самого учителя. Это важно с точки зрения получения каждым учителем обратной связи от администрации и коллег, признания их заслуг и работы, что для многих педагогов несёт более высокую мотивацию, чем материальные стимулы. Кроме того, можно отметить выявление личного потенциала сотрудников. Например, для выдвижения на руководящие должности, участия в инновационной работе школы и т.д.

Именно комплексное использование этих подходов к оценке педагогической деятельности учителей позволяет не только повысить качество преподавания и организации образовательного процесса, но и работу школы в целом.

Таким образом, внедряя в практику новые процедуры, критерии, показатели оценки деятельности педагогов, нам предоставляется возможность:

достичь нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС;

достичь высокого уровня готовности педагогов к инновационной деятельности и профессиональной компетенции;

сформировать позитивный имидж школы, укрепить доверие к ней со стороны общественности города;

осознать уникальность нашей школы;

способствовать высокой удовлетворённости потребителей (родители, обучающиеся) качеством оказываемых образовательных услуг.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания нормативных документов и локальных актов превышают уровень, достаточный для качественного выполнения своих должностных обязанностей. Постоянно совершенствует знания нормативных документов, участвует в разработке локальных актов образовательного учреждения

Соблюдение требований СанПиН

Постоянно не соблюдает требования СанПиН

Периодически допускает грубые нарушения требований СанПиН

Иногда 5 допускает негрубые нарушения требований СанПиН

Изредка допускает негрубые нарушения требований СанПиН

Постоянно соблюдает требования СанПиН

Обязательность

Обязательства в пределах своей компетенции выполняет в исключительных случаях 6 даже при наличии жесткого контроля

Иногда выполняет обязательства в пределах своей компетенции при наличии жесткого контроля

Выполняет основные обязательства в пределах своей компетенции

Выполняет практически всегда 7 обязательства в пределах своей компетенции

Постоянно выполняет все обязательства, в том числе и за пределами своей компетенции

Дисциплинированность (посещение различного рода совещаний, семинаров и т.п.)

Допускает пропуски обязательных мероприятий даже после напоминания

Чаще всего опаздывает на обязательные мероприятия даже после напоминания; изредка допускает их пропуски без уважительных причин

Периодически допускает опоздания на обязательные мероприятия даже после напоминания

Практически всегда своевременно посещает мероприятия, но иногда требуется дополнительное напоминание

Постоянно и своевременно посещает все мероприятия без дополнительного напоминания

Исполнительность (своевременность разработки и (или) предоставления документации)

Постоянно допускает срыв сроков подготовки и (или) предоставления документации

Достаточно часто допускает задержку подготовки и (или) представления документации

Периодически допускает задержку подготовки и (или) представления документации

Иногда допускает задержку подготовки и (или) представления документации

Документацию постоянно готовит и (или) представляет в срок

Требовательность к себе

Требовательность к себе почти никогда не проявляет

Иногда проявляет требовательность к себе

Периодически проявляет требовательность к себе

Достаточно часто проявляет требовательность к себе

Постоянно проявляет требовательность к себе

Планирование собственной деятельности

Планирует свою работу лишь в исключительных случаях и не видит необходимости в изменении ситуации

Понимает необходимость планирования, однако свою работу планирует лишь иногда

Достаточно часто планирует свою работу, но не рефлексирует ее результаты

Постоянно планирует свою работу, однако иногда не рефлексирует ее результаты

Постоянно планирует свою работу и рефлексирует ее результаты

Целеустремленность

Настойчивость в достижении цели проявляет в исключительных случаях

Иногда проявляет настойчивость в достижении цели, но может остановиться на полпути

Периодически проявляет настойчивость в достижении цели, если ее достижение зависит только от него

Достаточно часто проявляет настойчивость в достижении цели, обычно доводит дело до конца

Постоянно достигает поставленной цели

Умение обосновать собственную точку зрения

Обосновать собственную точку зрения может лишь в исключительных случаях

Иногда может обосновать собственную точку зрения

Периодически обосновывает свою точку зрения

Достаточно часто обосновывает свою точку зрения

Постоянно очень четко обосновывает свою точку зрения

Самостоятельность в принятии решений

Принять самостоятельное решение способен лишь в исключительных случаях

Иногда самостоятельно принимает решения

Периодически принимает самостоятельные решения

Достаточно часто принимает самостоятельные решения

Постоянно, даже в экстремальных ситуациях, принимает самостоятельные решения

Способность к определению приоритетов в работе

Не умеет самостоятельно определить приоритеты в своей работе

Способен самостоятельно определить приоритеты в своей работе и в исключительных случаях это делает

Иногда самостоятельно определяет приоритеты в своей работе

Чаще всего самостоятельно определяет приоритеты в своей работе

Всегда самостоятельно определяет приоритеты в своей работе

Коммуникабельность

Достаточно часто имеет проблемы при общении с коллегами и родителями учащихся

Не всегда способен к эффективному общению, хотя понимает его необходимость

Чаще всего доброжелателен, приветлив, корректен, умеет разрешать проблемы в общении

Коммуникабелен, чаще всего эффективно разрешает возникшие конфликты

Коммуникабелен, очень естественно и эффективно использует технологии общения и разрешения конфликтных ситуаций

Внешний вид

Опрятным и аккуратным выглядит в исключительных случаях

Иногда выглядит неопрятным или неаккуратным

Постоянно опрятен и аккуратен, но периодически не соблюдает принятый в школе стиль одежды

Постоянно опрятен и аккуратен, иногда не соблюдает принятый в школе стиль одежды

Постоянно опрятен и аккуратен, соблюдает принятый в школе стиль одежды

Содержание рабочего места

Рабочее место находится в порядке лишь в исключительных случаях

На рабочем месте достаточно часто бывает беспорядок

На своем рабочем месте порядок поддерживает лишь периодически

Рабочее место достаточно часто находится в порядке

Рабочее место постоянно находится в порядке

Владение информационно-коммуникационными технологиями

Использует компьютер только в качестве печатной машинки

Иногда использует информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности

Достаточно часто использует информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности

Постоянно использует информационно-коммуникационные технологи в своей деятельности и помогает другим

Качество подготовки документации

Лишь в исключительных случаях готовит документацию в соответствии с требованиями Положения о делопроизводстве в школе

Документация изредка соответствует требованиям Положения о делопроизводстве в школе

Подготовленная документация периодически не соответствует требованиям Положения о делопроизводстве в школе

Документация лишь в исключительных случаях не соответствует требованиям Положения о делопроизводстве в школе

Вся документация постоянно соответствует требованиям Положения о делопроизводстве в школе

Оценка деятельности коллегами

Большинство отзывов — негативные

Отсутствуют как негативные, так и позитивные отзывы или есть как позитивные, так и негативные отзывы

Имеются единичные позитивные отзывы при отсутствии негативных

Имеется достаточное количество позитивных отзывов

Имеется большое количество позитивных отзывов, есть пожелания о распространении его опыта

Оценка деятельности учащимися

Большинство отзывов — негативные

Отсутствуют как негативные, так и позитивные отзывы или есть как позитивные, так и негативные отзывы

Имеются единичные позитивные отзывы при отсутствии негативных

Имеется достаточное количество позитивных отзывов

Имеется большое количество позитивных отзывов

Оценка деятельности родителями учащихся

Большинство отзывов — негативные

Отсутствуют как негативные, так и позитивные отзывы или есть как позитивные, так и негативные отзывы

Имеются единичные позитивные отзывы при отсутствии негативных

Имеется достаточное количество позитивных отзывов

Имеется большое количество позитивных отзывов, есть благодарности

Наличие печатных работ

Есть единичные работы в школьных изданиях

Периодически публикуется в школьных изданиях

Есть публикации в муниципальных изданиях (районных, городских)

Есть публикации в региональных изданиях (республиканских, краевых, областных, окружных, городов Москвы и Санкт-Петербурга)

Есть публикации в федеральных изданиях

Участие в профессиональных конкурсах

Участие в школьных конкурсах

Победа в школьных конкурсах или участие в городских (районных) конкурсах

Победа или призовое место в городских (районных) конкурсах или участие в конкурсах регионального уровня

Победа или призовое место в региональных конкурсах или участие в федеральных конкурсах

Победа или призовое место в федеральных конкурсах

Дополнительные критерии для оценки деятельности администрации школы

Сохранение контингента учащихся в течение года

99,2% без учета учащихся, выбывших по объективным причинам

99,4% без учета учащихся, выбывших по объективным причинам

99,6% без учета учащихся, выбывших по объективным причинам

99,8% без учета учащихся, выбывших по объективным причинам

100% без учета учащихся, выбывших по объективным причинам

Организация методической работы

40% активно участвующих педагогов

50% активно участвующих педагогов

60% активно участвующих педагогов

70% активно участвующих педагогов

80% активно участвующих педагогов

Организация научно-исследовательской работы

10% участвующих педагогов

20% участвующих педагогов

30% участвующих педагогов

40% участвующих педагогов

50% участвующих педагогов

Организация занятий блока дополнительного образования

60% участвующих учащихся

70% участвующих учащихся

80% участвующих учащихся

90% участвующих учащихся

99% участвующих учащихся

Организация использования педагогами ИКТ

10% педагогов активно используют ИКТ

20% педагогов активно используют ИКТ

30% педагогов активно используют ИКТ

40% педагогов активно используют ИКТ

50% педагогов активно используют ИКТ

Организация семинаров, конференций, совещаний и т.п.

Единичные мероприятия для работников школы

Единичные мероприятия муниципального (городского, районного) уровня

Система мероприятий для работников школы, регулярное проведение мероприятий на муниципальном уровне

Система мероприятий на муниципальном уровне и единичные мероприятия на региональном уровне

Система мероприятий на региональном уровне, мероприятия федерального уровня

В настоящее время четкая количественная оценка деятельности учителя, преподавателя или тренера невозможна из-за отсутствия единой методологической базы концептуального и математического моделирования управления процессом индивидуального развития обучающегося. Необходимо подобрать критерии, отражающие качество деятельности педагога (учителя, преподавателя или тренера). В соответствии с теорией латентных переменных выделим эти показатели и предложим методику их оценки по пятибалльной шкале.

I. Степень корректности постановки целей и задач дидактического процесса.

"5" - основные цели деятельности педагога полностью соответствуют требованиям времени, практически реализуемы, согласуются с целями педагогической системы более высокого порядка, а поставленные задачи полностью соответствуют основным целям с учетом динамики развития.

"4" - цели и задачи деятельности в основном соответствуют объективно необходимым.

"3" - цели деятельности в основном соответствуют требованиям времени, но не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня.

"2" - цели деятельности в основном не соответствуют требованиям времени, не согласуются с целями педагогической системы более высокого уровня, задачи не соответствуют основным целям.

II. Уровень контроля основных факторов достижений обучающихся.

"5" - педагог создает дидактическую структуру, обеспечивающую непрерывную коррекцию объемов, интенсивности, формы педагогических воздействий, направленных на достижение актуальных и долгосрочных целей обучения и воспитания, прогнозирование их результативности.

"4" - педагог допускает незначительные ошибки в регулировании деятельности занимающихся, в небольшой степени отражающиеся на некоторых аспектах результатов, достигнутых ими.

"3" - педагог ведет "стрельбу по площадям": программу обучения и воспитания, педагогическое планирование создает на основе усредненных (статистических) показателей управляемой им группы занимающихся (при этом оптимизации подлежит стратегическое планирование, но не оперативное).

"2" - педагог каббалически организует дидактический процесс: жестко заданы средства, методы и алгоритм управления процессом индивидуального развития занимающихся (при этом педагог руководствуется лишь усредненными нормативами, а его педагогические воздействия не соответствуют даже статистическим показателям управляемых им группами обучающихся).

III. Уровень методической деятельности педагога.

"5" - педагог отличается рационализаторскими способностями: систематически знакомится с достижениями научно-технического прогресса (либо сам ведет научно-исследовательскую деятельность), стремится находить новые решения различных педагогических задач, улучшает условия дидактического процесса при существующих условиях.

"4" - педагог активно совершенствует условия дидактического процесса, но при этом не всегда ориентируется на новые научные достижения.

"3" - педагог в основном положительно относится к совершенствованию условий дидактического процесса, внедрению новых идей в практику, но реализует всё это без достаточной активности.

"2" - педагог скептически, а порой отрицательно относится к новым идеям, с трудом вовлекается в процесс совершенствования условий дидактического процесса.

IV. Уровень противодействия случайным и негативным факторам.

"5" - педагог постоянно измеряет, оценивает случайные и негативные факторы, минимизирует их воздействие, стремится их прогнозировать и предупреждать.

"4" - педагог в основном предпринимает меры по минимизации воздействия случайных и негативных факторов.

"3" - педагог формально выполняет рекомендации по противодействию случайным и негативным факторам, почти не предпринимает мер по их прогнозированию и предупреждению.

"2" - педагог при построении учебно-воспитательного процесса ориентируется лишь на реализацию управляющих воздействий, направленных на достижение решение педагогических задач, не предпринимая мер по уменьшению воздействия случайных и негативных факторов.

V. Уровень объективности и справедливости оценивания обучающихся.

"5" - педагог при оценивании обучающихся исходит из соотношения между должным уровнем культуры личности и деятельности занимающихся с фактическим, а поведение обучающихся оценивает с точки зрения социальной значимости.

"4" - педагог допускает незначительные ошибки и недочеты в оценивании занимающихся.

"3" - педагог оценивает культуру личности и деятельности обучающихся согласно усредненным нормативам, не учитывая при этом условия индивидуального развития занимающихся.

"2" - педагог при оценивании культуры личности и деятельности обучающихся субъективен, допускает предвзятое отношение к занимающимся, использует оценивание как средство "сведения счетов" с обучающимся.

Общую интегральную оценку деятельности педагога целесообразно рассчитывать по формуле:

Здесь: w1, w2, w3, w4 - весовые коэффициенты соответствующих критериев (каждый из весовых коэффициентов - действительное число больше 0, но меньше 1), K2, K3, K4, K5 - критерии оценки деятельности педагога.

Возникает вполне правомерный вопрос: почему общая оценка деятельности педагога не может превышать оценку за первый критерий? Ответ очевиден: некорректная постановка целей и задач делает бессмысленным педагогический труд.

Не менее важен следующий вопрос: какими должны быть значения весовых коэффициентов? Очевидно, что они должны быть детерминированы степенью вклада каждого фактора эффективности педагогической деятельности (т.е. критерия оценки деятельности педагога): чем выше процентный вклад, тем выше значение весового коэффициента.

Следует отметить, что для разных педагогических систем вклад факторов в эффективность педагогического процесса, следовательно, и соответствующие им весовые коэффициенты неодинаковы. Но и в педагогике образования, и в системе физического воспитания, и в тренировочном процессе выделенные критерии сравнимы по значимости.

Выделенные критерии оценки деятельности педагога - один из вариантов подхода к проблеме. Данная система показателей со временем должна быть дополнена, модернизирована и уточнена.

Читайте также: