Основные семейства цветковых растений план урока

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка к уроку биологии

Учитель: Шельгорн Л.В.

Должность: учитель биологии.

Место работы: МАОУ СОШ №11 г. Томска

Направление конкурса: Естественнонаучное.

Тип урока: Обобщающий урок-игра.

Раздел: Систематика цветковых растений.

Учебная нагрузка класса: 35 часов

Характеристика класса: 6 класс, 25 человек, 2000 г.р., 11 девочек, 14 мальчиков.

В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом.

Мы все любим говорить, “Что наша жизнь - игра”, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающего урока я выбрала игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Цель данного урока - формировать универсальные учебные действия (УУД):

-общеучебные УУД (п овторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств);

- познавательные УУД (умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; извлекать информацию, представленную в разных формах).

-логические УУД (продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике).

-коммуникативные УУД (формировать навыки групповой работы) .

Для развития УУД используются разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Практические задания направлены прежде всего на реализацию следующих умений:

Общеучебное универсальное умение - повторение и обобщение знаний о классах цветковых растений, о характерных признаках растений различных семейств;

Универсальное познавательное умение – находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

Логическое умение – различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику, применять полученные знания на практике (работа с гербарием);

Коммуникативные умения – оформлять свои мысли в устной форме, умение вступать в диалог и вести его, работать в группе.

На уроке используются следующие методы обучения:

по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

по степени взаимодействия учителя и учащихся: опрос, беседа, самостоятельная работа;

по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный, обобщающий.

Основные виды учебной деятельности учащихся: применение полученных знаний и умений на уроках (необходимый уровень) и в жизни (повышенный уровень).

На уроки используются возможности ИКТ, это позволяет эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам биологии; активизируют познавательную деятельность учащихся.

На уроке использовался интерактивный метод обучения, ориентированный на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивном уроке сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности

· формирование класса как групповой общности;

· повышение познавательного интереса;

· развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

· нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

· формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использованные методические приёмы организации учебного процесса обеспечили усвоение материала и позволили создать необходимые условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.

Тема: Семейства цветковых растений (слайд 1).

Тип урока: Обобщающий урок-игра.

Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств.

Продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике.

Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, любовь к окружающему нас растительному миру, умения работать в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями (см. Приложения), гербарные экземпляры растений (земляника, одуванчик, редька), листок активности группы (см. Приложение 1), листок индивидуальной активности (см. Приложение 2).

Подведение итогов урока.

1. Организация класса:

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Обозначение цели урока (слайд 2).

Инструктаж по правилам игры (слайд 3).

2. Обобщение знаний:

Задание: команды по очереди отгадывают загадки, если даётся неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 1 балл за название растение и 1 балл за определение семейства, к которому относится данное растение.

Мощностью и высотой знаменита она
и початок золотой, полновесный, налитой,
для неё не обуза – это… (кукуруза; семейство Злаки)

Главный принцип у него, в общем-то, простой:
голова на солнце, ноги под водой (рис; сем-во Злаки)

Она древностью гордится уже десять тысяч лет.
Шумит в полях по синим небом
И кормит всех нас белым хлебом
(пшеница; сем-во Злаки)

На плечах Игнашки сорок три рубашки –
все из ткани отбелённой, а поверх пиджак зелёный.
(капуста; сем-во Крестоцветные)

Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков –
столько беленьких жильцов.
(подсолнечник; сем-во Сложноцветные)

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(одуванчик; сем-во Сложноцветные)

У мамки дочки на шнурочке.
(усы земляники; сем-во Розоцветные)

Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох!
(акация; сем-во Бобовые)

Цветок напрасный, плод – опасный.
А поле всё засажено. (картофель; сем-во Паслёновые)

Расту в лесу под кустиком на длинном стебельке.
Кругом четыре листика, а в самой глубине
Чернее ночи ягода, да сильный яд во мне.
(вороний глаз; сем-во Паслёновые)

Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зелёной ножке.
(ландыш; сем-во Лилейные)

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(лук; сем-во Лилейные)

Задание: Слова, относящиеся к какому-либо понятию, записываются слитно: необходимо их вычленить и записать.

Карта с заданием – см. Приложение 3.

(Ответы: 1. Яснотка, 2. Капуста, 3. Арахис, 4. Свекла, 5. Ландыш, 6. Шиповник, 7. Календула, 8. Аконит, 9. Тополь, 10. Льнянка, 11. Калина, 12. Аронник.)

Задание: распределить названия растений по соответствующим семействам.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Карта с заданием - см. Приложение 4.

А – 11, 25, 27, 28; Д – 2,10, 12, 22;
Б – 1, 6, 19, 21; Е – 5, 8, 20, 24;
В – 4, 7, 13, 16; Ж – 9, 15, 18, 26.
Г – 3, 14, 17, 23;

Задание: к прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений.

(Например, отец-и-отчим = мать-и-мачеха.)

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Задания для команд - см. Приложение 5.

Карточка с заданием – см. Приложение 6.

Задание: из списка растений, найти лишнее, назвать его и определить принадлежность к семействам данного растения и трех оставшихся.

Оценка: 1 балл – за правильное название лишнего растения.

1 балл – за правильное название семейства, к которому оно относится.

1 балл – за правильное название семейства, к которому относятся оставшиеся 3 вида растений.

Задание: в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.

Оценка: 2 балла за каждое растение.

Задание: командам роздано по одному гербарному экземпляру растений семейств Розоцветные (земляника), Сложноцветные (одуванчик), Крестоцветные (редька), нужно определить данное растение, и назвать признаки принадлежности к определенному семейству.

Оценка: 3 балла.

Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов.

Оценка: 1 балл за вопрос.

Вопросы для 1 команды:

К какому семейству относится картофель? (паслёновые)

Сколько тычинок у розы? (много)

Как называется плод у вишни? (костянка)

Какое соцветие у ромашки? (корзинка)

Какое жилкование листа у пшеницы? (линейное)

Из какого растения получают масло? (подсолнечник)

Какое лакомство из картофеля любят дети во всём мире? (чипсы)

Без какого простого агротехнического приёма невозможно вырастить картофель? (окучивание)

Каким способом опыляются цветы подсолнечника? (насекомыми)

Какой плод у малины? (многокостянка)

Вопросы для 2 команды:

Какой континент является родиной картофеля? (Ю. Америка)

Как называется плод у гороха? (боб)

Какое жилкование у листьев ландыша? (дуговое)

Помидор – овощ или фрукт? (овощ)

Сколько лепестков в цветке вишни? (пять)

Как называется плод у капусты? (стручок)

Какое насекомое – главный враг картофеля? (колорадский жук)

Как называются подземные побеги картофеля? (столоны)

Какое соцветие у ландыша? (кисть)

Какая корневая система у злаков? (мочковатая)

Вопросы для 3 команды:

Какого органического вещества больше всего в картофеле? (крахмала)

К какому семейству относится горчица? (крестоцветные)

Какая корневая система у одуванчика? (стержневая)

Сколько семядолей в семени яблони/ (две)

Какое соцветие у черёмухи? (кисть)

Как называется плод у помидора? (ягода)

С именами каких русских царей связано распространение в России картофеля? (Пётр I; Екатерина II)

Какое ядовитое вещество образуется в клубнях картофеля при прорастании? (соланин)

Какие видоизменённые подземные побеги имеют представители семейства лилейных? (корневище и луковица)

Сколько лепестков в цветке капусты? (четыре)

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся сдают “Листок активности группы” – см. Приложение 1.

Выявляется самая рейтинговая группа. Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов:

По листку индивидуальной активности (см. Приложение 2.) выставляются дополнительные оценки учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цельурока: На основе изучения строения цветка выявить общую характеристику семейств. На уроке используются следующие материалы: карточки с заданями.текст, натуральные объекты. Этапы урока: Мотивация, информация новой темы, осмысление, физкультминутка, закрепление,рефлексия, домашнее задание

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе

Разработчик

Кайгородова А.В. Маркова М.В.

Открытие нового знания

Технология построения урока

Системно- деятельностная

Семейства покрытосеменных растений

На основе изучения строения цветка выявить общую характеристику семейств.

Основные термины, понятия

Формула цветка, диаграмма цветка, соцветия.

Планируемый образовательный результат

Должны уметь: распознавать и описывать характеристики семейств класса Двудольные;

- диаграмму и формулу цветка

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные:

- познакомиться с отличительными признаками семейств класса двудольных, сравнивать и выделять их

- работать с информационными текстами

- использовать символы для передачи информации

-расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений

- обосновать необходимость бережного отношения к природе

коммуникативные :

-участвовать в групповой работе ( малая группа, класс)

-строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре

-находить ответы на вопросы, формулировать их

регулятивные :

-определять цели урока

-адекватно воспринимать информацию текста

Личностные умения:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатов

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Регулятивные УУД:

-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- определять цели урока

Метапредметные универсальные учебные действия ( УУД):

познавательные :

- познакомить с отличительными признаками семейств класса двудольных

- работать с информационными текстами

- сравнивать и выделять признаки

- использовать символы для структурирования информации

-расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений

- уметь давать морфологическую характеристику

- обосновать необходимость бережного отношения и охрану природы.

коммуникативные :

-участвовать в групповой работе ( малая группа, класс)

-строить понятные монологические высказывания, обмениваться мнениями в паре

- находить ответы на вопросы, формулировать их

регулятивные :

- адекватно воспринимать информацию текста

- определять критерии изучения семейств класса Двудольные

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Технология изучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный и мотивационный блоки

– Подвести учащихся к формулировке темы и цели урока

– Проинструктировать учащихся относительно форм работы на уроке.

1.С помощью вопросов подводит учащихся к формулировке темы и цели урока.

2.Раздаёт рабочие листы

Учащиеся формулируют цель урока: - Выявить общую характеристику семейств.

Знакомятся с раздаточным материалом.

Информационный блок

– Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний.

1.Раздает текст новой темы и карточки с заданиями.

Организует работу в паре, результатом которой должны стать схемы и рисунки.

1.Семейство Бобовые ( Мотыльковые)

2. Семейство Крестоцветные

1. Выполняют задания

2. Делятся на группы переменного состава. Выбирают звеньевого.

Работают в группах.

2.Организует контроль выполнения задания.

Представляют результаты проделанной работы

3. Организует диалог, подводит к общим признакам семейств

Собирают результаты работы в паре в один лист.

Выполняют упражнения для снятия напряжения

Аналитический блок

Через изучение строения цветков сделать вывод, что цветки являются главными признаками для определения семейств.

2.Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Совместное составление описание изученных семейств ( устная работа: дается текст с пропусками; в скобках указаны варианты продолжения предложений)

Оценочно-рефлексивный блок

Подведение итогов занятия, оценивание, рефлексия, домашнее задание

Проводит рефлексию содержания учебного материала

Проводят оценку информации по степени значимости и практической направленности.

Цель: в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес и познавательную активность учащихся.

Ход игры

Задание: команды по очереди отгадывают загадки, если даётся неправильный ответ, другие команды могут ответить и заработать дополнительные баллы.

Оценка: 1 балл за название растение и 1 балл за определение семейства, к которому относится данное растение.

Мощностью и высотой знаменита она
и початок золотой, полновесный, налитой,
для неё не обуза (кукуруза ; семейство Злаки)

Главный принцип у него, в общем-то, простой:
голова на солнце, ноги под водой (рис; сем-во Злаки)

С ним сдружились мы давно, дарит он крупу и толокно,
и муку, и кашу, и печенье…
Поблагодарим за угощенье! (овёс; сем-во Злаки)

Она древностью гордится уже десять тысяч лет.
Шумит в полях по синим небом
И кормит всех нас белым хлебом
(пшеница; сем-во Злаки)

А вот он похож и на пшеницу, и на рожь,
но в колосе один цветок –
так будь внимательней, знаток!
(ячмень; сем-во Злаки)

На плечах Игнашки сорок три рубашки –
все из ткани отбелённой, а поверх пиджак зелёный.
(капуста; сем-во Крестоцветные)

Золотое решето чёрных домиков полно.
Сколько чёрненьких домков –
столько беленьких жильцов.
(подсолнечник; сем-во Крестоцветные)

Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
(одуванчик; сем-во Сложноцветные)

Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитайка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать…
Тут легко со счёта сбиться.
У кого желанье есть дольки снова перечесть?
(тысячелистник; сем-во Сложноцветные)

Постарайся угадать, кто такие братьев пять:
двое бородатые, двое безбородые,
а последний, пятый, выглядит уродом:
только справа борода, слева нету ни следа…
(чашелистики розы; сем-во Розоцветные)

У мамки дочки на шнурочке.
(усы земляники; сем-во Розоцветные)

Что же это за подвох? Вдруг на дереве горох!
(акация; сем-во Бобовые)

Голодный шмелик вздыхает тяжко:
– Поесть бы кашки….
– Да вот же кашка!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый –
Шмелям и пчёлам обед готовый.
(клевер; сем-во Бобовые)

Цветок напрасный, плод – опасный.
А поле всё засажено. (картофель; сем-во Паслёновые)

Помидору брат, а кумачу не рад:
он в лиловой рос одёжке, не краснеет даже в лёжке.
(баклажан; сем-во Паслёновые)

Расту в лесу под кустиком на длинном стебельке.
Кругом четыре листика, а в самой глубине
Чернее ночи ягода, да сильный яд во мне.
(вороний глаз; сем-во Паслёновые)

Появились бубенчики – белые горошки.
Распустились колокольчики на зелёной ножке.
(ландыш; сем-во Лилейные)

Кто его раздевает, тот слёзы проливает.
(лук; сем-во Лилейные)

Условия: члены команды по очереди пишут по одному признаку семейства.

Оценка: 1 балл за каждый признак.

1 команда: семейства – Злаки; Паслёновые;

2 команда: семейства – Лилейные; Бобовые;

3 команда: семейства – Сложноцветные; Крестоцветные;

Задание: каждой команде раздаются гербарии с растениями разных семейств; нужно определить к каким семействам относятся данные растения и если возможно, назвать их;

Оценка: 1 балл за определение семейства и 1 балл за название растения;

Задание: распределить названия растений по соответствующим семействам.

Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.

Семейства:

А. Крестоцветные:
Б. Бобовые:
В. Паслёновые:
Г. Сложноцветные:
Д. Розоцветные:
Е. Злаковые:
Ж. Лилейные:

Представители:

  1. горох посевной;
  2. малина;
  3. одуванчик;
  4. дурман;
  5. тимофеевка;
  6. клевер;
  7. перец;
  8. овёс;
  9. ландыш;
  10. рябина;
  11. редька;
  12. роза;
  13. белена;
  14. георгин;
  15. чеснок;
  16. картофель;
  17. ромашка;
  18. тюльпан;
  19. бобы;
  20. ячмень;
  21. фасоль;
  22. яблоня;
  23. подсолнечник;
  24. рожь;
  25. капуста;
  26. лук;
  27. редис;
  28. горчица.

Ответы:

А – 11, 25, 27, 28;
Б – 1, 6, 19, 21;
В – 4, 7, 13, 16;
Г – 3, 14, 17, 23;
Д – 2,10, 12, 22;
Е – 5, 8, 20, 24;
Ж – 9, 15, 18, 26.

Задание: к прямо противоположным по смыслу названиям несуществующих растений подберите названия хорошо известных вам растений.

Например, отец-и-отчим = мать-и-мачеха.

Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.

Задания для команд:

1 команда:

  • заячье лыко = волчье лыко;
  • забывалка = незабудка;
  • огородник = пустырник.

2 команда:

  • марья-кофе = иван-чай
  • зверолюб = зверобой
  • подопушник = подорожник

3 команда:

  • василий-да-ольга = иван-да-марья
  • позднецвет = первоцвет
  • здоровоголов = болиголов

Задание: команды по очереди называют растения из изученных семейств, название которых начинается на букву предыдущего растения. Названия не должны повторяться.

Оценка: 1 балл за каждое название.

Условия: команды вытаскивают из бочонка фишки с номерами вопросов и отвечают на вопрос под данным номером.

Оценка: 3 балла за каждый правильный ответ.

Для большинства дикорастущих растений этого семейства характерно содержание в побегах, корнях, цветках и плодах сильных растительных ядов – алкалоидов. Однако многие культурные растения этого семейства являются овощными культурами. Как называется это семейство? (паслёновые)

Оба эти растения – ближайшие родственники. В Древнем Риме они входили в обязательный рацион воинов, так как считалось, что они увеличивают силу и мужество солдат. В Египте, во время строительства пирамиды Хеопса, как гласит надпись на камне, на эти растения было потрачено 1660 талантов, то есть более 40 тонн чистого серебра. Одно из этих растений древние греки и славяне считали незаменимым средством против укусов ядовитых змей. Другое растение считалось священным: его помещали в саркофаги вместе с мумиями. А английский король Ричард Львиное Сердце носил это растение в качестве амулета. Назовите эти растения. (лук и чеснок)

Стилизованное изображение соцветия этого растения стало эмблемой Японии. Его можно увидеть на гербе, орденах и монетах этой страны. В Японии и Китае в октябре отмечают праздник этого растения. Им украшают дома, улицы, одежду и даже устраивают карнавалы с пейзажем, фигурками людей и животных, сделанных из соцветий этого растения. (хризантема)

Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды и, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте на берегу вырос прекрасный белый цветок. (нарцисс)

Ни одно растение не играло в истории культуры человечества такой роли, как это. Его первым стали выращивать ради красоты. В древности его посвящали богам: греки – богине любви Афродите, римляне – богу молчания Гарпократу. Присутствие цветка означало обещание хранить всё сказанное в тайне. Стилизованное изображение этого цветка – розетка – является архитектурным украшением многих зданий. (роза)

В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – цветки с пятью отогнутыми лопастями вместо четырёх. Если найдёшь такой цветочек, то его надо съесть. А трёхлопастные цветки, наоборот, сулят несчастья и беды. (сирень)

Впервые эти растения и их цветки были воспеты персидскими поэтами. 3 тысячи лет назад они украшали сады Персии (нынешний Иран). Их назвали тогда тюрбанами, поскольку они напоминали этот головной убор мусульман. Изображением этого растения украшали ковры, ткани, кружева. В наше время центром разведения этого растения является Голландия. (тюльпан)

Задание: в словах перепутаны буквы, переставьте их таким образом, чтобы получились названия растений, определите семейство, к которому относится это растение.

Оценка: 2 балла за каждое растение.

Задания:

1 команда:

  • нпиюл (люпин)
  • црепе (перец)
  • ргохо (горох)
  • циганит (гиацинт)

2 команда:

  • схараи (арахис)
  • нсёлап (паслён)
  • жипам (пижма)
  • шданлы (ландыш)

3 команда:

  • кшпиниво (шиповник)
  • льсафо (фасоль)
  • рмдуна (дурман)
  • кнесоч (чеснок)

Задание: написать наибольшее количество фамилий, произошедших от названий растений из изученных семейств.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

Условия: команды за короткое время должны ответить на 10 вопросов.


Покрытосеменные таблица

ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, или ЦВЕТКОВЫЕ

Покрытосеменные (Цветковые) — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является; 1) наличие цветка в качестве органа полового размножения 2) замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные), 3) двойное оплодотворение.

Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками.

Общая характеристика Цветковых растений:

  • древесные, кустарниковые и травянистые формы
  • однолетние, двулетние и многолетние растения
  • более 250 000 видов
  • повсеместное распространение (на всех континентах и во всех средах обитания)
  • семенное и вегетативное размножение
  • генеративные органы — цветки
  • после двойного оплодотворения происходит развитие семени с запасом питательных веществ; семя защищено околоплодником и находится внутри плода

Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт:

  1. наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения;
  2. образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды;
  3. двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм;
  4. редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная делится, образуя два спермия). Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка.

Классы Покрытосеменных (Цветковых)

Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.

цветковые растения

Признаки двудольных растений:

  1. Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками.
  2. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием.
  3. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы.
  4. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень.
  5. Жизненные формы древесные и травянистые.
  6. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4.

однодольные цветковые

Признаки однодольных растений:

  1. Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка.
  2. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
  3. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации.
  4. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней.
  5. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
  6. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4.

Основные различия между Двудольными и Однодольными

Жизненный цикл Цветковых растений

Цикл развития цветкового растения

Цикл развития. Нажми для увеличения картинки!

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Семейства Покрытосеменных (Цветковых)

Покрытосеменные таблица

Читайте также: