Основные психолого педагогические аспекты деятельности медсестры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

ВложениеРазмер
doklad_tsukanova_v.a.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Психология как наука занимает промежуточное место в системе между общественными науками с одной стороны, естественными - с другой, техническими - с третьей. Многогранность проблем человека значима не только для психологии, но и для медицины. В центре внимания всех ученых остается человек, как главное действующее лицо современного прогресса. Медицина и психология – это науки, дающие знание о человеке, об особенностях его организма и возможностях воздействия на него. Психология помогает лучше разобраться в собственных эмоциях и переживаниях окружающих. Особенно она важна для медицинского работника, важнейшей целью которого является понимание психологического состояния пациента. Знание психологии позволяет научиться управлять своим поведением и преодолевать порой возникающее непонимание и запутанную речь пациента при общении с ним.

Профессиональная активность медицинской сестры направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Задача медицинской сестры - сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья.

При этом действовать она должна так, чтобы цели её деятельности были внутренне приняты пациентом. Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медсестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем, что касается целей, планов, действий. Представление об идеальной медсестре среди врачей и пациентов диаметрально противоположно: врачу, в первую очередь, нужна рядом - медсестра умелая, а пациенту - медсестра общающаяся.

Профессионализм медицинской сестры состоит не только в осуществлении манипуляционной деятельности на высоком уровне, но и непременно содержит психологический компонент - отношение человека к труду, его психологическую установку.

Известно, что протекание любой болезни зависит не только от болезнетворного агента и состояния организма, но и от того, как больной сам представляет свою болезнь, как относится к ней, как описывает ее, т.е. от внутренней картины болезни.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами; выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения; восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с медицинским работником. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психологического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с медицинским работником, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению.

Профессия медицинского работника - это специфическая отрасль науки, для занятий которой нужны вполне определенные задатки и способности. Она требует высоко развитого уровня эмпатии, немаловажную роль при этом играет темперамент медицинского работника и его коммуникабельность.

Одной из основ сестринской деятельности является умение медработника понять, выслушать больного человека, что представляется необходимым для формирования контакта и оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт медработника и пациента.

Взаимодействие между пациентом и медицинским работником не есть нечто не всегда заданное. Под воздействием различных обстоятельств они могут изменяться, на них могут повлиять более внимательное отношение к больному, более глубокое внимание к его проблемам. При этом сами хорошие отношения медработника и пациента способствуют и большей эффективности лечения. И наоборот - положительные результаты лечения улучшают взаимодействие между пациентом и медработником.

При общение с пациентом необходимо оценить серьёзность жалоб, манеру их предъявления, отделить главное от второстепенного, не обижая больного недоверием. Всё это требует большого такта, в особенности, когда речь идёт о выяснении душевного состояния, психических травм, играющих большую роль в развитии болезни.

Во время общения больного нужно всегда учитывать его культурный уровень, степень интеллектуального развития, профессию и другие обстоятельства. Следует избегать пустых, ничего не значащих слов, то есть нельзя предложить стандартную форму разговора медработника с пациентом. Здесь необходимы изобретательность и творческое отношение.

Особое внимание следует обратить на больных престарелого возраста и детей. Отношение медсестры к ребёнку, пациенту зрелого возраста и старику, даже при одинаковой болезни, должно быть совершенно различным, что обусловлено возрастными особенностями этих пациентов.

Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медицинского работника.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинского работника неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен.

Наличие психологической подготовки медицинского работника и изучение психологии в системе среднего медицинского образования способствуют существенному повышению качества лечения пациентов и подготовке высококвалифицированных специалистов, способных целенаправленно передавать свой опыт другим, что рассматривается в современном обществе как наиболее значимая ценность, формирующая фундамент развития креативной личности, смело смотрящей в будущее.

Социально-экономические реформы, происходящие в РФ, значительно повысили потребность общества в оказании высококвалифицированной медицинской помощи. Возникла настоятельная необходимость в медицинских сестрах, не только владеющих современными методами ухода, соответствующими мировым стандартам, но также способных решать социально-психологические проблемы больного человека.

Следует отметить, что умение определить стиль своего поведения и подход к пациенту, развеять гнетущие его мысли – это важные качества медсестры. От того, насколько внимательно медсестра относится к пациенту, как налаживается первый контакт между ними, в значительной степени зависит психологический настрой пациента, а также улучшение его физического состояния. Учитывая индивидуальные особенности пациента и его семьи, необходимо поддерживать его, помочь адаптироваться к своему состоянию, чаще беседовать с пациентом, создать благоприятную атмосферу в отделении, обучить больного и членов его семьи навыкам ухода за ним.

Анализ медицинской психолого-педагогической литературы, а также данные социологических исследований показал, что наиболее значимыми личностными качествами медсестер являются:

· Профессиональные знания и умения.

· Общий уровень культуры.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время практическому здравоохранению настоятельно необходима медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и обладающая высокими морально-психологическими, высоким уровнем культуры, умением общаться с людьми в любых обстоятельствах, используя знания по психологии и педагогике.

Современная медицинская сестра принимает решения в условиях нестандартных ситуаций. Медсестринская помощь требует подчас нестандартных решений в работе с детьми в экстремальных ситуациях при лимите времени.

Для успешного выполнения этих задач медицинской сестре недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием профессиональной компетентности медицинской сестры; становится её психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с детским населением, видение будущего и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.

Работа медсестры детской поликлиники сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому медсестра должна быть своего рода психологом, учителем и наставником.

Анализируя деятельность медицинских работников, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных медсестер разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности медсестры. Успешность работы находится в определенной зависимости не только от профессионального мастерства, но и от личностных качеств, особенностей психики, свойств нервной системы, направленности личности.

Рост дефектов и ошибок в оказании медицинской помощи детям, нарушений профессиональных технологий, неуменьшающееся количество жалоб на качество работы медицинских учреждений, могут быть связаны с личностными качествами, степенью эмоционального выгорания, а также обусловлены уровнем психолого-педагогического профессионализма медицинских работников.

В организации работы медицинских сестёр в любом лечебно-профилактическом учреждении педиатрического профиля, важную роль играет специфическое общение, в первую очередь с ребенком и его родителями. Качество психолого-педагогической деятельности медсестры в отделении детской поликлиники не удовлетворяет современное общество (насколько можно судить по отзывам родственников детей, количеству нелицеприятных публикаций в средствах массовой информации).

Таким образом, назрело основное противоречие между социальной потребностью в квалифицированном, компетентном медицинском работнике, способным к самостоятельному продуктивному решению профессиональных задач и уровнем психолого-педагогической подготовки сестринского персонала.

Для снятия этого противоречия необходимо разрешение проблемы процесса профессионального становления медицинских сестёр в психолого-педагогической деятельности, что позволит полнее использовать человеческий фактор в здравоохранении.

На современном этапе сестринский персонал является активным участником лечебно – диагностического процесса, поэтому кроме профессиональных навыков необходима хорошая деонтологическая и психологическая подготовка.

Основная задача сестринского персонала – сделать пациента активным участником борьбы со своей болезнью.

ВОЗ определяет 4 функции сестринского персонала:

1. Оказание сестринской помощи и руководство ей. Включает укрепление здоровья, профилактику заболеваний, лечение и реабилитацию отдельных людей, семей или групп лиц.

2. Обучение пациентов и персонала ЛПУ. Включает предоставление информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, оценку результатов просветительских программ.

3. Деятельность в качестве эффективного члена команды. Включает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке эффективности сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения.

4. Развитие сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Включает разработку новых методов работы, определение сферы исследований и участие в них.

На основании функций, выделяют основные профессиональные роли сестринского персонала:

Профессиональный труд сестринского персонала

Профессиональная Профессиональная Профессиональное

деятельность личность общение

анализ ситуации самосознание умение устанавливать контакт

формулирование проблемы темперамент умение взаимодействовать

планирование характер правильное восприятие пациента

осуществление плана мотивация

оценка результатов способности

Специфика профессионального труда сестринского персонала состоит в том, что:

· Труд ориентирован на больного человека, личность которого изменена и дополнена теми особенностями, которые привнесла болезнь в результате перестройки функционирования его физиологических систем и нарушения социальных связей.

· Характер поведения медработника может влиять на течение болезни и состояние больного, тем самым, делая профессиональное общение таким же фактором деятельности как лечебные и диагностические процедуры.

· Отсутствие у медработника знаний, умений и навыков профессионального общения делает его абсолютно профессионально непригодным.

Личность медицинского работника.

Типология сестринского персонала Иштвана Харди:

1. Практический тип. Отличаются точностью и педантизмом в работе, но склонны забывать о человеческой сущности больного. В крайних случаях могут доходить до абсурда, например, будить больного, чтобы дать ему назначенное снотворное.

2. Артистический тип. Старается без меры произвести впечатление на больного, окружить себя ореолом важности.

3. Нервный тип. Медработники этого типа раздражительные, капризные, обидчивые, могут уклоняться от некоторых обязанностей. Больные рядом с ними не чувствуют себя спокойно.

4. Мужской тип. Не зависимо от пола, являются решительными, уверенными, энергичными. Могут иметь хорошие взаимоотношения с больными, но в неблагоприятных случаях склонны проявлять агрессивность.

5. Материнский тип. Это воспитанные, вежливые, заботливые, услужливые люди. Больные их обычно выделяют из всего персонала, и строят с ними чаще всего благоприятные взаимоотношения.

6. Тип-специалист. Они работают в диагностических кабинетах, операционных, манипуляционных и нередко демонстрируют своё превосходство над больными и другим персоналом, что может служить причиной напряжения и ятрогении.

Эмоциональный стресс.

Стресс (нажим, давление). Понятие ввел Ганс Селье. Он установил, что на воздействия разного рода (усталость, страх, унижение, боль, холод) организм кроме конкретной защитной реакции отвечает однотипным комплексным реагированием.

Стресс– это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования.

1. Фаза тревоги.

Происходит мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением, но на этом этапе он ещё справляется с нагрузкой без глубоких структурных перестроек

2. Фаза стабилизации.

Все параметры, выведенные из равновесия на первой стадии, закрепляются на новом уровне. Если стресс продолжается долго или стрессоры очень интенсивны, то неизбежно наступает следующая фаза.

3. Фаза истощения.

Все резервы организма уже исчерпаны, происходят структурные перестройки. Когда не хватает и этого, то дальнейшее приспособление осуществляется за счёт невосполнимых энергоресурсов организма и проводит к истощению.

Сущность стрессовой реакции в активации организма для готовности к физическому напряжению. Умеренно выраженный стресс оказывает положительное влияние на организм в целом и улучшает внимание. Память и мышление. Но существуют стрессы, оказывающие крайне отрицательное, дестабилизирующее действие на организм – дистресс (затяжной, хронический стресс).

Признаки хронического стресса:

· Невозможность сосредоточиться, частые ошибки в работе

· Частое чувство усталости

· Очень быстрая речь

· Частые головные боли, боли в спине, желудке

· Работа не приносит прежней радости

· Потеря чувства юмора

· Пристрастие к алкоголю, никотину

· Ощущение недоедания или потеря аппетита.

Профессиональная деформация личности медработника. Синдром эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания формируется постепенно и начинается с искреннего желания отдать всего себя на благое дело, с экстремально высокой положительной установки на профессиональную деятельность.

1. Чрезмерная активность, чувство собственной незаменимости, отказ от всего, что не связано с работой. Какое-то время человек способен жить в таком режиме, но затем вместо того, чтобы придавать человеку максимальную работоспособность, избыточная энергия становится неуправляемой и приводит к следующему этапу.

2. Разочарование, усталость, бессонница, потеря положительного восприятия пациентов и коллег, преобладание стереотипов в работе, переход на авторитарную стратегию в поведении, безразличие, отсутствие эмпатии, циничные оценки происходящего. Это не может не огорчать, и неизбежно приводит к следующему этапу.

3. Постоянное чувство вины и тревоги, снижение самооценки, искусственное неосознанное продление перерывов в работе, опоздания, подозрительность и конфликты с окружающими. Внутри – ощущение того, что всё происходит не так, как надо и как Вам хотелось бы. Ощущение втянутости в какой-то водоворот и невозможности из него выбраться. Жизнь под таким эмоциональным прессом не может не привести к последнему этапу.

4. Психосоматические реакции, неспособность к расслаблению, отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности в жизни.

Эмоциональное выгорание – это по сути выработка человеком механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

3 фактора эмоционального выгорания

1. Личностный

· Чем более эмоционально восприимчив человек, тем быстрее он выгорает

(меланхолики выгорают быстрее всех, флегматики медленнее всех).

· Чем выше образован человек, тем сильнее эмоционально он выгорает.

· Чем выше социальный статус и материальное положение, тем больше подверженность эмоциональному выгоранию.

· Чем выше интеллектуальный уровень, тем выше риск эмоционального выгорания.

2. Ролевой или профессиональный

· Человек работает в коллективе. Если ответственность распределена между коллегами, то эмоциональное выгорание невысоко. Если есть ролевой конфликт (моё представление о том, что и как я должен делать не совпадает с мнением коллег или администрации) или ролевая неопределённость (я не понимаю, что от меня требуется, не понимаю в чём суть того, что я должен делать) – то высока вероятность сгорания.

3. Организационный.

· Профессиональный рост должен быть параллелен и адекватен личностному. Только в этом случае риск выгорания минимален. Если то, что я делаю, мне интересно, если я понимаю, что я должен делать и как я это должен делать, если это соответствует моим потребностям и способностям, тогда я спокойно, без лишних эмоций могу трудиться. Человек в коллективе должен удовлетворять свои потребности. Он должен быть уверен, что администрация встанет на его защиту, если он попадёт в трудную ситуацию. Он должен знать, что его не обойдут при распределении благ, полученных при выполнении той работы, в которой он участвовал.

Работа, выполняемая вопреки желанию, с чувством её бессмысленности, всегда скучна и тяжела. Это приводит к тому, что ощущение усталости наступает очень быстро, т к наряду с физическим усилием возникает эмоциональная мобилизация организма, связанная с пониженным настроения. В такой ситуации даже отдых малоэффективен, потому что много сил тратится на поддержание негативных чувств. Безразличие и тем более активное неприятие своей работы вызывает напряжение и даже вспышки агрессивности. После неё человек не может расслабиться, позабыть пережитые неприятности, усталость сохраняется до утра, и, усталый, он снова идёт на работу.

Прокрутить вверх


Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).

Значение психологических знаний в работе медицинской сестры с больными

На выздоровление больного человека помимо своевременного назначения рационального лечения значительное влияние оказывает отношение персонала к пациенту, наличие доверительных отношений между ними и создание чувства уверенности в своем выздоровлении

Чаще всего больные, находящиеся на стационарном лечении или приходящие на процедуры в амбулаторные лечебные учреждения, из медицинского персонала контактируют с медицинскими сестрами. Поэтому для качественного выполнения своей работы медицинские сестры должны обладать знаниями и умениями в области психологии.

Наличие психологических знаний и умения применять их на практике у медицинского персонала не только обеспечивает успех лечения, поднимает настроение и улучшает душевное состояние пациента, но и помогает избежать конфликтов в лечебных учреждениях, основная часть которых возникает из-за незнания медицинской психологии, неумения понять чувства пациента и его родственников.

Основные моменты, на которые должна обращать внимание и выявлять медицинская сестра, для обеспечения комфортного общения с пациентом:

  • психологические особенности пациентов;
  • отношение пациентов к своему заболеванию, а также к методам диагностики и лечения;
  • особенности поведения и черты характера больных;
  • степень эмоциональности пациентов;
  • особенности поведения и характера родственников больных.

Психологические аспекты работы медицинской сестры с пациентами

Основные моменты правильного психологического взаимодействия медицинской сестры с пациентами:

Таким образом, работа медицинской сестры с больными предполагает не только выполнение назначенных манипуляций и процедур, но и грамотное психологическое взаимодействие с ними.

Человек, желающий выздороветь, ищет поддержки, помощи и заботы со стороны окружающих, в условиях стационара периодических посещений родственников для выполнения данной потребности больного может быть недостаточно, а медицинская сестра контактирует с пациентами ежедневно. Поэтому если пациент не получает необходимых ему эмоций со стороны медицинской сестры, он может стать замкнутым, обидчивым, испытывать чувство неудовлетворенности, что отрицательно сказывается на процессе выздоровления.

Читайте также: