Основные понятия учебно исследовательской деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Научно-исследовательская деятельность — такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знаний с заранее неизвестным результатом.

Логика каждого исследования специфична. Исследователь должен исходить из характера интересующей его проблемы. И лишь потом, ставятся цели и задачи предстоящей работы. После чего обязательно анализируется уже имеющийся конкретный материал, которым располагает ученик, а также оснащённость исследования и свои возможности.

Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть, доказать.

Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основой замысел, создавая, тем самым, предпосылки успеха работы в целом.

Объект исследования — это область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Это совокупность связей, отношений и свойств, которая служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования. Метод ика — это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Приёмы исследования: теоретические, эмпирические, философские, общенаучные, специальные, качественные, количественные, диалектические, статистические, исторические, социологические, анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, идеализация, формализация, аналогия, измерение, наблюдение, эксперимент, моделирование, классификация, типизация, дифференциация, гипотетика, прогностика.

В эмпирических методах познания (сбор, первичная обработка научных фактов) используются такие способы и приемы, как наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

В эмпирическо-теоретических методах применяются: аналогия, классификация, анализ, индукция, дедукция. Теоретические методы исследований связаны с методом восхождения от абстрактного к конкретному, моделированием, экспериментом.

Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования, рекомендуется выделение нескольких этапов исследования:

- первый этап исследования — подготовительный — включает в себя обучение участников исследования выбору проблемы и темы, определению и подготовке объекта и предмета, целей и задач, разработке гипотезы исследования, подготовке инструментария.

второй этап - конструирующий -это формирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.

третий этап – экспериментальный.

четвёртый этап - контрольный.

пятый-заключительный-подведение итогов и оформление результатов.

Таким образом, исследовательская деятельность создает определенные условия для формирования собственного социального опыта. Когда ученик соприкасается с наукой, он самореализуется и наблюдает развитие творческого потенциала других детей. Это становится для него очевидным и не вызывает отрицания. Прежде всего, наука развивает ум. Она требует от ученика и, следовательно, воспитывает в нём системность и последовательность, обучает различным схемам мышления, показывает перспективу знаний, а потому заряжает азартом добывать их.

Исследовательская деятельность воспитывает интеллектуальный подход к решению любой проблемы, помогая ученику стать более внимательным, спокойным, конструктивным. Такая деятельность развивает речь, пополняет лингвистический багаж, совершенствует, обогащает лексику, формирует коммуникативную компетентность. Учит умению описывать проблему, находить способы её решения, докладывать полученные результаты слушателю. Она учит деликатно вести научный спор, научную дискуссию, вежливо и уважительно выслушивать оппонента, принимая или не принимая его точку зрения, уважать себя, других и сам интеллектуальный труд.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Понятие и значение научно-исследовательской деятельности

Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.

Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.

Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.

Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.

При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.

Основными свойствами научного исследования являются:

  1. Целенаправленность. Исследование всегда имеет определенную цель и задачи, которых необходимо достигнуть;
  2. Новизна и нестандартность. Исследование направлено на проверку известных науке фактов и характеристик объекта;
  3. Однократность. Исследование проводится один раз и не требует повторения при обосновании, подтверждении научной теории или идеи;
  4. Уникальность подхода. В исследовании требуется применять новый подход, использовать креативные идеи, чтобы достичь успешного результата;
  5. Вероятностный характер и рискованность. Любое исследование сопряжено с риском неудачного исхода. Имеется, лишь, определенная доля вероятности достижения поставленных целей и задач исследования, а также имеется риск безвозвратной и необоснованной потери ресурсов, потраченных на исследование.

Готовые работы на аналогичную тему

Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.

Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:

  1. Требования Федеральных образовательных стандартов;
  2. Содержанием компетенций, на развитие которых ориентирована дисциплина;
  3. Особенностями учебной дисциплины и технологиями, используемыми учебным заведением в учебном процессе;
  4. Трудоемкостью учебного процесса и уровнем образования;
  5. Уровнем развития и уровнем подготовки обучающегося.

Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:

Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.

Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.

Стадии учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:


Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача, учебное исследование.

Учебно-исследовательская деятельность рассматривается как:

1) целенаправленная и упорядоченная совокупность действий, обеспечивающих мотивационное и активное вхождение учащегося в процесс учебного познания, в ходе которого он исследует объективно новую для себя проблему (Т. И. Чернецкая) [1];

2) деятельность, направленная на получение, переработку, хранение, использование и передачу информации, необходимой для получения субъективно нового знания и развития личностных характеристик учащегося, способствующих продолжению его образования (Е. А. Маркова) [2];

3) вид деятельности, характеризуемой определенной профильной направленностью, которая предопределяет возможности повышения эффективности профессионального самоопределения с точки зрения соответствия особенностям личности, способствующую развитию потребностей познания, а также удовлетворению интересов учащихся (В. И. Андреев) [3];

4) форма проявления учебно-познавательной творческой деятельности учащихся школ, которая заключается в приобретении ими субъективно нового знания при решении учебных исследовательских задач и способствующая развитию личности субъекта учения (К. А. Халатян) [4].

Вследствие всего вышесказанного определим понятие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся понимается учебная деятельность учащихся по приобретению практических и теоретических знаний с преимущественно самостоятельным применением научных методов познания, что представляет собой условие и средство развития у учащихся творческих исследовательских умений.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся состоит из следующих основных этапов: ориентирование, проблематизация, планирование, определение средств, сбор материалов или проведение эксперимента, анализ и рефлексия (таблица 1) [5].

Основные этапы учебно-исследовательской деятельности

Этап учебно-исследовательской деятельности

Операционная составляющая (действия на этапе) учащегося

Операционная составляющая (действия на этапе) педагога

Выделение предметной области осуществления исследования

Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося

Выделение и осознание проблемы — конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования

Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий

Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска

Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения

Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования

Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой

Сбор материалов или проведение эксперимента

Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных

Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала

Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных

Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы

Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными

Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований

Участие учащихся в учебно-исследовательской деятельности, особенно по математике (в силу специфики математической учебно-исследовательской деятельности) требует от учащихся определенной интеллектуальной и психологической подготовки, поэтому многие разработанные в настоящее время методики адресованы более подготовленным учащимся классов и школ с углубленным изучением математики, при этом перенос таких методик в обычный класс весьма затруднителен [6].

Учебно-исследовательскую деятельность учащихся целесообразно организовывать при: выявлении существенных свойств понятий или отношений между ними; установлении связей данного понятия с другими; ознакомлении с фактом, отраженном в формулировке теоремы, в доказательстве теоремы; обобщении теоремы; составлении обратной теоремы и проверке ее истинности; выделении частных случаев некоторого факта в математике; обобщении различных вопросов; классификации математических объектов, отношений между ними, основных фактов данного раздела математики; решении задач различными способами; составлении новых задач, вытекающих из решения данных; построении контрпримеров и т. д. [7].

В качестве средств организации учебно-исследовательской деятельности учащихся целесообразно использовать учебно-исследовательские задачи и учебные исследования [6].

Под учебно-исследовательской задачей понимается математическая задача, процесс решения которой предполагает осуществление учащимся учебно-исследовательской деятельности в полном объеме или отдельных ее этапов.

Учебно-исследовательская задача занимает промежуточное положение между учебной задачей, алгоритм решения которой неизвестен только учащемуся, и научно-исследовательской задачей, которая формулируется самим исследователем, способ решения которой, как правило, неизвестен, а ее решение представляет собой объективно новые знания [8].

Пример 1. Докажите, что два соседних числа Фибоначчи и взаимно просты.

Пример 2. Пусть – различные простые числа. Докажите, что числа не могут быть членами одной арифметической прогрессии.

Под учебным исследованием будем понимать такой вид познавательной деятельности учащихся, который способствует формированию следующих умений: добывать новые предметные знания, приемы и способы действий; самостоятельно организовывать поиск; достигать поставленных целей обучения; формировать мыслительные операции, такие как аналогия, классификация, обобщение и т. п. [9].

Учебное исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний, и имеет своим результатом изменения, которые происходят в учащемся [10].

Учебные исследования как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся могут проводиться в форме мастерских и исследовательских проектов.

Учитывая все вышеизложенное, отметим, что для эффективной организации учебно-исследовательской деятельности необходимо учитывать исходный исследовательский потенциал учащихся, стимулировать положительную мотивацию учащихся на участие в учебно-исследовательской деятельности, формировать недостаточно развитые умения посредством организации соответствующих этапов учебно-исследовательской деятельности. Эффективными средствами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся и ее отдельных этапов являются учебно-исследовательские задачи и учебные исследования. Цель использования данных средств состоит в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно открыть новые знания и способы деятельности, углубить и систематизировать изученное [6].

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность учащихся, учащийся, проведение эксперимента, сбор материалов, учебно-исследовательская задача, этап, знание, средство организации.

Ключевые слова

учебно-исследовательская деятельность, учебное исследование, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача

учебно-исследовательская деятельность, этапы учебно-исследовательской деятельности учащихся, средства организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, учебно-исследовательская задача, учебное исследование

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке.

Библиографическое описание: Байбакова Ю. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке химии: организация и проведение по

Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений учащихся способствует учебный эксперимент.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

Учебно-исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности, иерархичности

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся является перспективным способом формирования у них мотивации к.

Организация учебно-исследовательской деятельности.

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии. Автор: Казарина Наталья Владимировна.

Одной из форм такой работы является учебно–исследовательская работа (УИР) учащихся, которая гармонично дополняет традиционную систему обучения и.

Формирование исследовательских умений обучающихся как одно.

В статье раскрывается сущность исследовательской работы обучающихся как условия

Исследовательская работа студентов на данном этапе включает проведение несложных исследований в рамках предмета.

Учебно-исследовательская деятельность студентов как.

Система организации исследовательской деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся — одно из важных условий развития познавательной активности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся направлена на поиск творческого подхода к решению исследовательской задачи с заранее.

Организация учебно-исследовательской деятельности.

Двойнова Н. Ф. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса «Основы безопасности

Учебно-исследовательская деятельность (УИД) выступает как образовательная работа, связанная с решением творческих задач в области.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения.

Учебно-исследовательская деятельность в процессе обучения математике. Автор: Глотова Татьяна Александровна.

При решении исследовательских задач у учащихся часто возникают затруднения, поэтому учителю следует задавать наталкивающие вопросы.

Исследовательская деятельность как средство развития.

Занятие исследовательской деятельностью в рамках научного объединения учащихся

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой

Организация и проведение проектной и исследовательской деятельности на занятиях в.

По мнению М.В. Степановой учебно-исследовательская деятельность школьников понимается как процесс решения ими научных и личностных проблем. Основная цель такого обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других

Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека. (Кузнецов В.И.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ


В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться .


После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности.


01.06.2020 УД Учебно-исследовательская деятельность: индивидуальный проект Тема Определение методов исследования группа 202-от/18 преподаватель Ушакова О.А.


Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче.

Читайте также: