Модели журналистики и журналистской деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

социальной среды , в которой журналистика существует.

культурные традиции и национально- этнические особенности,

уровень зрелости профессии журналиста

1. Феодально-монархическая пресса

Отражение авторитарной концепции печати

Подконтрольность редакционно- издательского дела – через лицензирование, цензуру, назначение руководителей, поощрение лояльных издателей и публицистов, наказание инакомыслящих

Свобода печати принадлежит правящим

Пресса – орудие государственного строительства и управления в стране в духе политики монархической власти

1. Феодально-монархическая пресса

В идеологическом плане ФМЖ демонстрирует патриотизм (от искреннего до показного). В коммуникативных потоках присутствует легитимизированная

1.Феодально-монархическая пресса

документы Франсуа Ренодо

1.Феодально-монархическая пресса

Инструментальный подход к прессе определил содержание и литературную

манеру промонархических изданий. Главные темы:

Описание придворной жизни;

Наряды и манеры монарха и свиты;

Пропагандистские приемы и интонации, высокопарный слог, безаппеляционность при утверждении официально признанных духовных ценностей

2. Религиозно-клерикальная модель

Имеет самостоятельное значение в тех системах, где церковь осуществляет политическую власть

Начало данной модели в Европе положили попытки церковных правителей взять под контроль распространение новостей

Церковь выступала в единстве с государством в попытках подавить свободу печати

2. Религиозно-клерикальная модель

РКМ во многом похожа на ФММ,

Сильна собственно религиозная направленность , пресса утверждает монополизм духовной жизни

3. Буржуазная модель

Деятельность прессы имеет антифеодальную и антиклерикальную направленность

Выступает за утверждение бессословного

равенства и гражданских свобод

Пресса сатирична и полемична

Насыщенность текстов нравственно-

философскими, экономическими, политическими

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Журналистика предполагает творчество и уникальность, однако сама она развивается по определенным, достаточно общим законам. Выделяется несколько моделей журналистики, их необходимо знать, чтобы сразу определить, что ждет вас в будущей профессии. К тому же, история повторяется, ушедшие модели вернутся вновь.

Модель журналистики – это исторически сложившийся тип, социальная ориентация журналистики, соответствующие ценности и методы работы. Какие же они бывают?

Феодально-монархическая

  • Е. П. Прохоров выделяет ее как самую раннюю, именно с этой модели и начиналась журналистика. Основная функция такого типа – укрепление и поддержка абсолютной власти монарха, утверждение его избранности, оправдание социального неравенства. Такая журналистика служит власти, утверждает только ее интересы. СМИ подвержены регламентации и цензуре. В тоталитарных государствах современности до сих пор такая модель.
  • С. Г. Корконосенко добавляет к характеристике данной модели то, что она воплощает авторитарную концепцию власти. Ориентация на идеологическое управление – причина помещения в изданиях подробных отчетов об официальных событиях. Тон изложения высокопарный, безапелляционный по отношению к оппонентам. Патриотизм смешивается с восхвалением власти.
  • В. В. Ворошилов в дополнение говорит о важных признаках модели: установка на укрепление государства, его национальной культуры (что нельзя не отметить как положительные качества). С развитием государства такая печать переходит от действительно полезной к консервативной, а потом и реакционной.

Религиозно-клерикальная

  • Е. П. Прохоров считает, что данная модель сосуществует с предыдущей, так как помогает утверждению власти, подтверждая ее божественную природу и непререкаемый авторитет. Также данная модель поддерживала и авторитет самой церкви, подчас ставя ее выше светской власти. Модель реализуется и в современности в виде тематических СМИ.
  • С. Г. Корконосенко находит схожие признаки у первых двух моделей, только вместо монарха здесь священнослужитель. Данный тип характеризуется догматизмом и радикализмом. В современном мире данная модель также реализуется, но СМИ приобрели специализированный характер, а значит, утратили радикальность.
  • В. В. Ворошилов отмечает, что основа этой модели – концепция объединения церкви и народа против бесконтрольной светской власти (конечно, не народу предлагалось контролировать власть, а именно церкви). Главная цель модели – укрепление авторитета церкви, повышение ее влияния.

Буржуазная

Социалистическая

  • Е. П. Прохоров связывает развитие модели с социалистическими учениями, идеями марксизма. В прессе данного типа остро ставится вопрос социального неравенства. В центре внимания рабочий класс и его проблемы. Внимание к социальной сфере, активное участие в формировании гражданского общества – вот главные заслуги модели. Однако в социалистических государствах пресса теряла самостоятельность.
  • С. Г. Корконосенко прослеживает развитие данной модели от зарождения марксизма до упадка этих идей и исчезновения соответствующих политических строев (распад СССР, капитуляция нацистской Германии и т.д.). Данная модель изначально декларировала права и свободы, но далее была поставлена под контроль новой власти, удовлетворяя ее требования. Еще одна важная черта – высшая степень централизации.
  • В. В. Ворошилов считает, что главная черта журналистики этого типа – защита интересов рабочего класса любыми, даже самыми радикальными, методами.

Коммунистическая

В. В. Ворошилов выделяет ее отдельно, в отличие от других исследователей, которые включают коммунистическую модель в состав социалистической. Здесь СМИ находятся под контролем государства, чтобы наиболее полно служить обществу. Но на деле такое положение вещей означает полный контроль со стороны власти.

Современная журналистика – многогранное и многослойное явление, в котором сочетаются элементы всех моделей. Как можно заметить, никакая модель не является эталоном. Но на то, какой будет современная журналистика, влияют специалисты, которые сейчас работают или получают профессию журналиста, потому что дело создают люди.

На основе теоретических концепций журналистики сложились модели (исторические типы) журналистики как общественного явления.

1. Феодально-монархическая пресса - воплощает авторитарную концепцию, отражает породившую ее социально-политическую систему. Ее свойства: подконтрольность редакционно-издательского дела (лицензирование, цензура, назначение руководителей, поощрение лояльности). Свобода печати находится в руках правящего сословия. В контексте абсолютистских государств Англии, Германии, Испании, Италии и других прессе запрещалось обсуждать политические проблемы. Источниками мнений о политике служили немногочисленные официальные издания, которые определяли единый общегосударственный стандарт мышления. Монархическая пресса отличается патриотизмом и прославлением вождей.

2. Религиозно-клерикальная модель имеет самостоятельное значение и существует в таких социальных системах, где церковь фактически осуществляет политическую власть. Данной модели присущи многие черты феодально-монархической, однако собственно религиозная направленность ярко выражена. Вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный лидер, вместо национально-государственного патриотизма - ценность единоверия. Религиозно-клерикальная пресса догматизирована по содержанию и стилю подачи материалов.

3. Развитие буржуазной модели прессы разделяют на 2 фазы - ранюю и зрелую. На ранней стадии устремления журналистики носят буржуазно-демократический характер. Заявив о себе при феодализме, она имела ярко выраженную антифеодальную и антиклерикальную направленность, выступая против монархии, за гражданские права и свободы. Характерными чертами демократической прессы на этом этапе были сатиричность и полемичность, а также насыщенность журналистских материалов экономическими, политическими, философскими, нравственными рассуждениями. В период зрелой фазы буржуазная пресса утрачивает принципиальную оппозиционность системе власти - журналисты критикуют правительства, но не основы государственного устройства. Поскольку к этому времени пресса становится областью предпринимательства и вложения капиталов, и стимулом деятельности и критерием успешности предприятия становится финансовая прибыль, то ключевой фигурой в журналистике является не редактор или корреспондент, а собственник СМИ.

4. Социалистическая модель журналистики появляется в буржуазном обществе как одно из достижений буржуазной демократии. Главный признак этой прессы - служение социалистической идее. В социалистическом обществе пресса становится инструментом хозяйственного и административного управления, решает задачи хозяйственного контроля и просвещения трудящихся. Социалистическая журналистика также остается инструментом идейно-политической борьбы, находясь под строгим контролем правящей партии, выполняя ее идеологические заказы.

Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Cтровский Д.Л. Собственник газеты и редакционный коллектив: особенности

взаимоотношений (на примере национальной прессы Великобритании). Акценты.1997. Вып. 3-4.

ЛЕКЦИЯ 8

На основе теоретических концепций журналистики сложились модели (исторические типы) журналистики как общественного явления.

1. Феодально-монархическая пресса - воплощает авторитарную концепцию, отражает породившую ее социально-политическую систему. Ее свойства: подконтрольность редакционно-издательского дела (лицензирование, цензура, назначение руководителей, поощрение лояльности). Свобода печати находится в руках правящего сословия. В контексте абсолютистских государств Англии, Германии, Испании, Италии и других прессе запрещалось обсуждать политические проблемы. Источниками мнений о политике служили немногочисленные официальные издания, которые определяли единый общегосударственный стандарт мышления. Монархическая пресса отличается патриотизмом и прославлением вождей.




2. Религиозно-клерикальная модель имеет самостоятельное значение и существует в таких социальных системах, где церковь фактически осуществляет политическую власть. Данной модели присущи многие черты феодально-монархической, однако собственно религиозная направленность ярко выражена. Вместо монарха в центре внимания оказывается религиозный лидер, вместо национально-государственного патриотизма - ценность единоверия. Религиозно-клерикальная пресса догматизирована по содержанию и стилю подачи материалов.

3. Развитие буржуазной модели прессы разделяют на 2 фазы - ранюю и зрелую. На ранней стадии устремления журналистики носят буржуазно-демократический характер. Заявив о себе при феодализме, она имела ярко выраженную антифеодальную и антиклерикальную направленность, выступая против монархии, за гражданские права и свободы. Характерными чертами демократической прессы на этом этапе были сатиричность и полемичность, а также насыщенность журналистских материалов экономическими, политическими, философскими, нравственными рассуждениями. В период зрелой фазы буржуазная пресса утрачивает принципиальную оппозиционность системе власти - журналисты критикуют правительства, но не основы государственного устройства. Поскольку к этому времени пресса становится областью предпринимательства и вложения капиталов, и стимулом деятельности и критерием успешности предприятия становится финансовая прибыль, то ключевой фигурой в журналистике является не редактор или корреспондент, а собственник СМИ.

4. Социалистическая модель журналистики появляется в буржуазном обществе как одно из достижений буржуазной демократии. Главный признак этой прессы - служение социалистической идее. В социалистическом обществе пресса становится инструментом хозяйственного и административного управления, решает задачи хозяйственного контроля и просвещения трудящихся. Социалистическая журналистика также остается инструментом идейно-политической борьбы, находясь под строгим контролем правящей партии, выполняя ее идеологические заказы.

Ворошилов В.В. Журналистика. СПб., 2001.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2004.

Cтровский Д.Л. Собственник газеты и редакционный коллектив: особенности

взаимоотношений (на примере национальной прессы Великобритании). Акценты.1997. Вып. 3-4.

Вспомним, что периодическая печать в России возникла благодаря державной воле Петра I. Прошлое нашей страны дает классически чистый образец данной модели. Ей были свойственны подконтрольностъ редакционно-издательского дела — через лицензирование, цензуру, назначение руководителей, поощрение лояльных издателей и публицистов и наказание строптивых. В идеологическом отношении монархическую журналистику отличает патриотизм широкого спектра тонов — от искренней преданности своему народу до, так называемого, казенного и квасного.

Современная российская журналистика находится в поиске оптимальной модели своего построения и функционирования. С точки зрения своего статуса она простилась с наследием советского режима: в России провозглашены свобода массовой информации и недопустимость любого внешнего вмешательства в практику редакций, и эти положения препятствуют использованию СМИ в качестве орудий авторитарной власти. Действительно, недостатки рыночного регулирования прессы не менее очевидны для непредвзятых специалистов, чем изъяны других моделей. Еще в середине XIX в. русский исследователь печати Н. В. Соколов предупреждал об опасности коммерциализации журналистики, об ущербе, который погоня за рекламой наносит публицистике. Во второй половине XX столетия за рубежом шли напряженные поиски подлинно независимого типа прессы. Одним из воплощений этой идеи стало так называемое общественное (или общественно-правовое) телевидение, которое с успехом развивается в Европе и Америке наряду с другими формами собственности на СМИ. Замысел заключается в том, чтобы исключить чье-либо стороннее вмешательство в вещательную практику телекомпаний, но при этом обеспечить их конкурентоспособность на рынке информации.

Правовое регулирование СМИ

Авторское право действует в течение всей жизни создателя произведения и еще 50 лет после его смерти. Это общее положение, но кроме него в законодательстве предусмотрены различные частные случаи. По истечении данного срока произведение переходит в общественное достояние и им можно свободно пользоваться, соблюдая права на имя, авторство и защиту репутации автора.





В статье автор пытается понять, к какой системе Д. Халлина и П. Манчини можно отнести российскую журналистику, и определяет ее характерные черты.

Ключевые слова: журналистика, медиасистема.

Исследователи часто стараются поделить мировую журналистику на определенные медиасистемы, чтобы оптимизировать работу в разных регионах мира и лучше понимать, что ждать в будущем от журналистов, работающих в разных государствах. Один из известнейших трудов принадлежит Д. Халлину и П. Манчини [1, с. 5], они оптимизировали мировые системы журналистики по следующим критериям: развитие массовой печати, политический плюрализм, степень развития журналистской профессии, свобода журналистов и роль государства в СМИ.

У них получилось три крупных группы:

– Средиземноморская

1) Сильное влияние государства на СМИ

2) В приоритете политическое освещение

3) Ориентация на элиту общества

4) Журналистика мнений

5) ТВ — основное СМИ

– Североевропейская

1) Политический плюрализм

2) Свобода прессы обусловлена исторически

3) Вмешательство государства регулируется законом

4) Высокие тиражи печатных СМИ

5) Мужская и женская аудитория равномерны

6) Ориентация не на элиту

– Североатлантическая

1) Коммерческая ориентация прессы

2) Журналистика новостей, а не мнений

4) Ориентация на средний класс аудитории

5) Либерализм власти

6) Нет острой борьбы государства и оппозиции, поэтому СМИ не ориентированы политически

В итоге практически все мировые центры в области журналистики подошли под эти правила. Они совпали по ряду критериев, обозначенные Халлиным и Манчини, которые характеризуют работу СМИ в регионе. Россию ученые не смогли определить ни к одной из обозначенных систем, о чем прямо заявили. По некоторым критериям российские СМИ можно сравнить с другими мировыми центрами медиа, но четкого попадания во все критерии одной группы, выделенной исследователями, нет. Это связано с историческим развитием России и особенностями политического режима.

В современной российской журналистике можно выявить несколько тенденций:

– Коммерческая ориентация. Многие СМИ принадлежат бизнесменам, которые владеют отдельными изданиями или медиа холдингами, куда входят газеты, телеканалы и интернет-СМИ.

– Журналистика мнений. В России очень развита именно журналистика мнений, авторы не любят преподносить факты, не комментируя их.

Исходя из этого, можно точно сказать, что меньше всего российская журналистика походит на Североевропейскую модель. В стране не регулируется законом вмешательство государства, тиражи печатных изданий уступают в объеме массовости телевещания, свобода прессы не обусловлена исторически. Однако российская журналистика так же, как в Североевропейской модели, не ориентируется на элиту в обществе, что может говорить о схожести целевой аудитории.

Те критерии, которые выбрали Халлин и Манчини, не относят Россию полностью ни к одной указанной ими модели. Однако какие-то общие черты проследить можно практически со всеми. Из-за сложного исторического развития, которое не похоже ни на одну другую страну, Россия сформировала свою собственную систему журналистики, которая переняла определенные качества и особенности с разных стран, объединив это и оптимизировав. Однако классифицировать российскую систему СМИ и сравнить с чем-то происходящем в мире очень сложно.

  1. Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics, Daniel C. Hallin, Paolo Mancini

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, российская журналистика, журналистика мнений, СМИ, сильное влияние государства, коммерческая ориентация, Политический плюрализм, Североатлантическая модель, Североевропейская модель, Средиземноморская.

Читайте также: