Основные педагогические категории кратко

Обновлено: 02.07.2024

Педагогические категории (категориально понятийный аппарат) – это основные педагогические понятия, выступающие научными обобщениями. Они представляют собой самые общие и содержательные понятия, в которых отражается сущность науки, ее характерные черты.

В любой науке категории играют важную роль, так как пронизывают все научные познания и объединяют в совокупность. Рассмотрим что представляет собой категориальный аппарат.

Общее понятие о категориальном аппарате педагогики

В педагогике существует множество подходов к описанию ее понятий и категорий (понятийного аппарата педагогики). Нужно отметить, что в центре педагогического познания заложена личность, а вернее, факторы и процессы, оказывающие влияние на ее развитие. Выделяют следующие основополагающие значения педагогики:

  • Воспитание;
  • Образование;
  • Развитие;
  • Обучение;
  • Формирование.

Основные категории педагогики

Обучение представляет собой целевой, регулярный процесс координированной работы педагога с учеником, концентрированный на развитие у воспитанника системы ЗУН и совершенствование индивидуальных и психологических особенностей.

Воспитание является процессом направленного формирования личности в условиях намеренно созданной системы, обеспечивающей связь преподавателей и учеников.

Развитием называется процесс количественных и качественных преобразований наследственных и приобретенных особенностей человека.

Формирование представляет собой процесс и результат совершенствования личности под влиянием внешних и внутренних факторов.

Категориальный аппарат педагогики – это система, включающая 4 категории:

  1. Философские категории отражают наиболее полные черты и связи, особенности и свойства реальности, способствуют осознанию и отображению закономерностей и тенденций развития самой педагогики и той части действительности, которую она познает. Педагогика немыслима без таких слов, как социализация, явление, сущность, действительность, закон, закономерность, противоречие, общее, практика и др.
  2. Общенаучные категории – это общие для множества отдельных наук категории, однако отличающиеся от философских. При педагогическом исследовании трудно обойтись без таких понятий, как полнота, элемент, строение, функция, модель, оптимальность, состояние, уровень и др.
  3. Частно-научные категории представляют собой персональные понятия в педагогике. К ним относятся следующие понятия: образование, самообразование, развитие, ситуация, педагог, ученик, учебный материал, учитель, студент и т.д.
  4. Категории из других наук: кибернетики – обратная связь, динамическая система, психологии – усвоение, умственное развитие, восприятие, навык, умение. Рассмотрение общенаучных терминов используемых в педагогической науке приводит к появлению таких понятий, как педагогическая система, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие. Охарактеризуем данные понятия.

Персональная терминология

Система представляет собой неделимую совокупность элементов, взаимосвязанных таким образом, что при изменении одного меняются и другие.

Педагогическая система определяется как множество взаимозависимых структурных элементов, объединенных общей образовательной целью формирования личности.

С позиции философии, деятельность характеризуется как специфическая форма предприимчивого взаимоотношения к окружающей среде, содержимое которой образует эффективные преобразования и изменения.

Педагогическая деятельность представляет собой совокупность видов деятельности, выполняющих функцию приобщения личности к жизни общества.

Педагогическая действительность – это доля реальности, взятая для научного наблюдения в аспекте педагогической деятельности.

Педагогический процесс представляет собой изменение положений системы образования как деятельности.

Педагогическое взаимодействие – это оценка педагогического процесса, которая изображает намеренный контакт (длительный либо временный) воспитателя и ученика, вследствие чего появляется обоюдная смена в поведении, работе и взаимоотношениях.

Педагогическое взаимодействие включает в себя совокупность педагогического влияния, его активность восприятия и понимания воспитанником собственной активности последнего, выражающуюся в ответных непосредственных или опосредованных воздействиях на учителя и самого себя (самовоспитание).

Такой подход к педагогическому воздействию выделяет в педагогическом процессе 2 главных элемента: преподавателей и учеников. Активность участников педагогического взаимодействия говорит о них, как о субъектах педагогического процесса, которые воздействуют на его развитие и результаты.

В общепринятом подходе педагогический процесс сравнивается с работой преподавателя и преподавательской деятельностью, то есть с особым видом профессиональной деятельности, нацеленным на выполнение планов обучения:

  • Передачу старшим поколением накопленного опыта младшему;
  • Образование условий для персонального формирования личности;
  • Подготовку к выполнению конкретных общественных задач в мире.

Данный подход закрепляет отношения субъекта и объекта педагогического процесса.

Таким образом, в педагогике справедливо высказывание: “Если существует субъект управления, то обязательно должен быть и объект”. В педагогике субъектом является преподаватель, а объектом – ребенок, школьник или обучающийся взрослый. Понятие преподавательского процесса в отношениях между субъектом и объектом укрепилось с момента утверждения в образовательной системе такого социального события, как авторитаризм.

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

По характеру и направленности образование можно разделить на:

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

7) органы правопорядка и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.Постоянные задачи1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:1) философией;2) психологией;3) школьной

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.Основные направления:1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип

Образование, воспитание

Образование, воспитание Этика должна доминировать над экономикой, воспитание - над образованием, дело - над

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

2. КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы

Чем западное воспитание и образование отличается от нашего?

Чем западное воспитание и образование отличается от нашего? Школьное образование является ярким примером национальной традиции воспитания. И здесь мы остаемся верными себе: молчим о главном, парализуем любопытство и инициативу детей, подавляем их своими авторитетами,

Стыд, воспитание и образование

Стыд, воспитание и образование Стыд начинается дома. К счастью, стыдоустойчивость – тоже. Мы, родители, имеем возможность вырастить детей храбрыми, сочувствующими и умеющими устанавливать связи. Мы можем не включать стыд в число инструментов воспитания. Мы даже можем

Обучение и образование: дефиниции понятий

Обучение и образование: дефиниции понятий Приступая к обсуждения проблем отечественной системы ВПО – высшего профессионального образования, необходимо определиться, что же такое образование и как его понимать. Ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы

Воспитание через обучение Отец русской педагогики

Воспитание через обучение Отец русской педагогики С чего начинается воспитание? Большинство родителей тут же даст ответ: конечно же с внушения ребенку правил поведения. Ясно ведь, что послушный ребенок куда как удобнее непослушного. И стараются родители пораньше свое

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

5. Понятие о педагогике. Основные педагогические понятия (категории)

Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.

Объектом педагогики является педагогический процесс, протекающий в определенных условиях, а также факты воспитания, образования и развития категорий обучаемых.

Предмет педагогики - поиск и изучение закономерностей управления педагогическим процессом, выявление лучших форм, методов, приемов и средств воспитания и обучения различных категорий людей.

Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Функции педагогики:

1. Общетеоретическая функция состоит в теоретическом анализе закономерностей пед.процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.

2. Прогностическая функция состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование.

3. Практическая (преобразовательная) состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется пед.практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Задачи педагогики — описание, объяснение, прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования.

К основным педагогическим категориям относятся воспитание, развитие, образование, самосовершенствование (самовоспитание) .

Виды воспитания: умственное; нравственное; физическое; трудовое; эстетическое и т. д.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

• Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его.

• Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека.

Образование трактуется как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Ядро образования – это обучение .

• Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

• Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних духовных факторов, обеспечивающих развитие.

Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Воспитание — одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

Педагогическая деятельность — один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание. Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко — как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическим, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс, как и любой другой, приводит к определенному результату, возникающему как продукт преднамеренного взаимодействия педагога и воспитанника. Причем результат — это изменение в поведении и деятельности как ученика, так и учителя. Педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.

Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. Как процесс, состояший из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогические технологии — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг. Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная. Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю — спроектировать траекторию индивидуального развития ученика.

Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое. Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа — функциональные (ФПЗ) — являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.




Связь между ними:

Воспитание подразумевает постепенное и целенаправленное формирование личности человека через формирование его мировоззрения и поведения и усвоение общественно-исторического опыта, которое подготовит человека к культурной и общественной жизни. Также под воспитанием понимают решение конкретной воспитательной задачи и передачу накопленного опыта последующим поколениям.

Воспитание невозможно без развития и формирования. Развитие являет собой процесс количественных и качественных изменений психических, духовных, физических и социальных начал человека, подразумевающий непрерывные переходы из одного состояния в другое. Формирование – это происходящий под действием различных факторов процесс социального становления человека. Отличие формирования от развития заключается в том, что формирование подразумевает законченность личности и достижение некоего уровня.

Главной функцией воспитания является передача накопленного опыта из поколения в поколение. Эта функция осуществляется через другую категорию педагогики – образование. Образование в широком смысле представляет собой систему культурных и научных ценностей, передаваемых в специально созданных образовательных учреждениях. Знания, умения и навыки (ЗУН), усвоенные человеком, и возможность с помощью цепочки логических рассуждений восстанавливать пробелы в системе знаний составляют его образование. Исходя из объемов знаний и заданного уровня самостоятельности мышления, образование делится на начальное, среднее и высшее, а направленность и характер определяют общее, профессиональное и политехническое образование.


Процесс, обозначающий непосредственно передачу и усвоение опыта, называют обучением. Это целенаправленный и организованный акт взаимодействия учителей и учащихся, в результате которого учащиеся осваивают ЗУН, раскрывают потенциал умственных возможностей и приобретают собственное мировоззрение. Ведущую роль в процессе обучения имеет педагог, именно он придает направленность знаниям и формирует социальные, нравственные, мировоззренческие и идеологические установки.

Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ). И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.

Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов. Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную. Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.

Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Обучение обеспечивает преемственность поколений, полноценное функционирование общества и соответствующий уровень развития личности. Главными механизмами освоения содержания в процессе обучения является целенаправленно организованная в специальных формах взаимодействия совместная деятельность детей и взрослых, их содержательное познавательное общение.

Воспитание — одно из тех многозначных понятий, которые существенно зависят от конкретных исторических условий развития общества. Воспитание рассматривают как общественное явление, особый вид деятельности, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие.

Педагогическая деятельность — один из видов профессиональной деятельности, направленной на реализацию целей образования. К основным видам педагогической деятельности относятся обучение и воспитание. Педагогическую деятельность можно рассматривать и более широко — как особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическим, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. В педагогическом процессе реализуются цели образования, и воспитания в условиях педагогической системы. Педагогический процесс, как и любой другой, приводит к определенному результату, возникающему как продукт преднамеренного взаимодействия педагога и воспитанника. Причем результат — это изменение в поведении и деятельности как ученика, так и учителя. Педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью и непрерывностью.

Педагогическое взаимодействие — процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности учащегося. Как процесс, состояший из взаимосвязанных компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических, он обусловлен и опосредован учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания.

Педагогические технологии — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Это направление, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, как новая категория педагогики появилось в 1950-х гг. Главное отличие педагогической технологии от методики (понятие, используемое в классической модели образования) заключается в том, что эта категория системно-деятельностная. Технология позволяет ученику занять позицию субъекта собственной познавательной деятельности, а учителю — спроектировать траекторию индивидуального развития ученика.

Педагогическая задача рассматривается как некая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. Существуют различные типы и виды задач, которые, так или иначе, являются задачами социального управления. К первому типу относятся содержательные педагогические задачи (СПЗ), направленные на изменение ученика, перевод его из одного состояния в другое. Эти цели описываются через задаваемые качества личности. Педагогические задачи второго типа — функциональные (ФПЗ) — являются частными по отношению к первому типу и связаны с отдельным педагогическим актом. Эти задачи выстраиваются в виде четко прописанной системы, которая должна привести к формированию заданных свойств учеников, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

Связь между ними:

Воспитание подразумевает постепенное и целенаправленное формирование личности человека через формирование его мировоззрения и поведения и усвоение общественно-исторического опыта, которое подготовит человека к культурной и общественной жизни. Также под воспитанием понимают решение конкретной воспитательной задачи и передачу накопленного опыта последующим поколениям.

Воспитание невозможно без развития и формирования. Развитие являет собой процесс количественных и качественных изменений психических, духовных, физических и социальных начал человека, подразумевающий непрерывные переходы из одного состояния в другое. Формирование – это происходящий под действием различных факторов процесс социального становления человека. Отличие формирования от развития заключается в том, что формирование подразумевает законченность личности и достижение некоего уровня.

Главной функцией воспитания является передача накопленного опыта из поколения в поколение. Эта функция осуществляется через другую категорию педагогики – образование. Образование в широком смысле представляет собой систему культурных и научных ценностей, передаваемых в специально созданных образовательных учреждениях. Знания, умения и навыки (ЗУН), усвоенные человеком, и возможность с помощью цепочки логических рассуждений восстанавливать пробелы в системе знаний составляют его образование. Исходя из объемов знаний и заданного уровня самостоятельности мышления, образование делится на начальное, среднее и высшее, а направленность и характер определяют общее, профессиональное и политехническое образование.


Процесс, обозначающий непосредственно передачу и усвоение опыта, называют обучением. Это целенаправленный и организованный акт взаимодействия учителей и учащихся, в результате которого учащиеся осваивают ЗУН, раскрывают потенциал умственных возможностей и приобретают собственное мировоззрение. Ведущую роль в процессе обучения имеет педагог, именно он придает направленность знаниям и формирует социальные, нравственные, мировоззренческие и идеологические установки.

Процесс, при котором происходит полная интеграция человека в обществе, его приспособление к социологическим, культурным и психологическим факторам, называется социализацией. Это непрерывный процесс адаптации, саморазвития, самореализации и интеграции человека в окружающей среде, в обществе, происходящий в течение всей жизни. Поскольку социализация неотрывно связана с факторами окружающей среды, логично будет назвать их. Согласно систематизации А.В.Мудрика, факторы социализации делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, мир, планета, страна, государство и общество. Мезофакторы включают в себя место и тип поселения, этнос, региональные условия и средства массовой информации (СМИ). И, наконец, микрофакторы – это институты воспитания, семья, микросоциум и религиозные организации. Управляет процессами социализации воспитание.

Педагогическая деятельность – это деятельность, в процессе которой происходит образование, то есть передача и усвоение ЗУН и формирование многих социальных, нравственных и других взглядов. Педагогическая деятельность бывает двух направлений: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность имеет целью приобретение новых знаний о педагогических взаимоотношениях детей и взрослых и их развитие. В свою очередь, научная педагогическая деятельность делится на теоретическую и экспериментальную. Именно благодаря научной педагогической деятельности совершенствуются педагогические процессы взаимодействия учителей и учащихся. Практическая педагогическая деятельность есть непосредственно процесс, цель которого – передача культуры и опыта от старшего поколения младшему.

Читайте также: