Основные образовательные проекты рф с 1992 года кратко

Обновлено: 05.07.2024

В любой развитой стране образовательная система находится в состоянии постоянного совершенствования. В большинстве случаев этот процесс имеет постепенный, эволюционный характер. Постсоветский период развития нашей страны характеризуется резким ускорением реформ в этой сфере. Россия пыталась преодолеть пережитки советского прошлого и дать адекватные ответы на вызовы, характерные для всего мира.

Наши десять историй написаны для тех, кто хотел бы получить самое общее представление об истоках и тенденциях развития современного российского образования. В них рассказывается о ключевых событиях реформы 1992–2017 годов, о главных тенденциях образовательной политики этих лет, о ключевых персонажах, оказавших на нее значительное влияние.

Задача осветить вклад Высшей школы экономики в образовательную реформу не ставилась, и эта тема возникает в наших повествованиях ровно в той мере, в какой это необходимо для восстановления происходивших событий.

Как менялась структура управления образованием в России (1992 – 2017 гг.)

История I, в которой выясняется, кто на самом деле рулит российским образованием, как разрабатываются концепции и принимаются законы

История II, в которой рассказывается, как система образования за 20 лет выбралась из нищеты, но констатируется, что денег на ее опережающее развитие до сих пор не хватает

История III, в которой общественность живо интересуется содержанием школьного образования, а государство ратует за обязательный минимум и единое образовательное пространство

История IV, в которой рассказывается, почему дошкольника нужно ценить, а не оценивать, как поднять престиж рабочих профессий и как изменились за четверть века подходы к образованию особых детей

История V, в которой выявляются причины прорыва российских вузов в мировые рейтинги и рассказывается, как государство боролось с псевдообразованием, но под каток попал Европейский университет

История VI, в которой вспоминаются обстоятельства перехода к ЕГЭ и причины отказа от ГИФО, а также намечаются контуры общероссийской системы оценки качества образования

История VII, в которой разъясняется, какие изменения происходят в образовании благодаря нормативно-подушевому финансированию и почему у большого учебного заведения шансов преуспеть больше

История VIII, в которой в образовании внедряются инновации, государство оснащает школы Wi-Fi и теплыми туалетами, а ведущие вузы включают онлайн-курсы в свои учебные планы

История IX, в которой выясняется, зачем в Тюмени придумали ученико-час и почему учитель в России – всегда больше, чем учитель

История X, в которой работодатели создают Национальную систему квалификаций и выражают недовольство системой образования, но все же не упускают возможности оказать ей поддержку

Команда проекта

Десять историй о российском образовании появились на свет благодаря проекту Высшей школы экономики, описывающему культурную, экономическую, социальную и образовательную историю России за последние 25 лет. Над ним работали сотрудники Дирекции по связям с общественностью и информационным ресурсам и Института образования НИУ ВШЭ.

Автор текстов — Борис Старцев, журналист, обозреватель новостной службы портала НИУ ВШЭ. Точка зрения автора не является официальной позицией университета.

Произошедшие в 1990-е годы в России кардинальные перемены в политической, социально-экономической и других сферах настоятельно требовали адекватных шагов в образовательной сфере. Модернизация образования в России была необходима и как ответ на вызов времени — общепризнанно, что в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, ее способность развивать прогрессивные технологии. По данным ЮНЕСКО, Россия к середине 1990-х годов по качеству образования занимала 13-е место в последней, третьей группе слаборазвитых стран. Но это касалось лишь школ среднего уровня. По оценкам той же международной организации, Россия находилась на 3-м месте по числу завоеванных на школьных олимпиадах наград, то есть лучшие школы России сохранили свой высокий образовательный потенциал.

Осуществить с 1 января 1992 г. повышение заработной платы работникам системы образования полностью так и не удалось. Повышение проводилось неоднократно, но в незначительных размерах. В указе ставилась задача направлять ежегодно за рубеж для обучения, стажировки, повышения квалификации не менее 10 тыс. учащихся, аспирантов, преподавателей и научно-педагогических работников. Однако бюджетные средства на эти цели не выделялись. Ежегодно для обучения, стажировки, повышения квалификации за границу направлялись от 1,5 до 2 тыс. человек, но оплачивались расходы за счет принимающей стороны.

Задание 2. Письменно ответить на вопросы

1) Какие нововведения появились в российской системе образования в 1990-е годы, чем они были вызваны?

2) С какими проблемами столкнулось реформирование российского образования, как Вы думаете с чем они были связаны?

3) Какие положительные и отрицательные изменения в российской системе образования Вы могли бы выделить?

- неполное высшее образование (не менее 2 лет обучения);

На программы, по освоении которых присваивалась традиционная квалификация специалиста, можно было поступить после школы, либо продолжить образование по ним после первых двух ступеней.

После обучения по первым двум ступеням можно было продолжить его по следующим ступеням.

При этом неполное высшее образование выводилось из категории ступени высшего профессионального образования.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля или хорошие способности, могли получать высшее профессиональное образование по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата.

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (с этого времени по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков.




- подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции [42] .

- неполное высшее образование (не менее 2 лет обучения);

На программы, по освоении которых присваивалась традиционная квалификация специалиста, можно было поступить после школы, либо продолжить образование по ним после первых двух ступеней.

После обучения по первым двум ступеням можно было продолжить его по следующим ступеням.

При этом неполное высшее образование выводилось из категории ступени высшего профессионального образования.

Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля или хорошие способности, могли получать высшее профессиональное образование по сокращенным или по ускоренным программам бакалавриата.

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения (с этого времени по каждой специальности и каждому направлению подготовки по ступеням образования).

С 2005 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения, ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков.

- подготовка специалиста, магистратура.

Тем самым бакалавриат, подготовка специалиста и магистратура стали формально самостоятельными видами высшего профессионального образования (срок обучения в магистратуре, например, в связи с этим положением стал 2 года, а не 6). Но при этом (поскольку подготовка специалиста и магистратура стали одним уровнем образования) по получении диплома специалиста поступление на программу магистратуры стало рассматриваться как получение второго высшего образования.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции [42] .

(в соответствии с Приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации")

Оценка качества

Спасибо за сотрудничество!

Реализация ИОП

Наши ресурсы

Вакансии в НКСЭ

срочно требуются: - ЛАБОРАНТ; - МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО БУЧЕНИЯ; - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; - РАБОЧИЙ ПО…

Родителям

Объявления

Информация для работников предпенсионного возраста

Внимание


Студенческий пресс-центр

Международная конференция

18 февраля 2022 года в Новороссийском колледже строительства и экономики…

Копилка колледжа пополнилась золотой медалью

17 февраля 2022 года в Новороссийском колледже строительства и экономики…

Волонтеры всегда готовы оказать помощь

Волонтеры готовы всегда оказать помощь! В связи с пандемией на…

Календарь событий

На сайте

Основные образовательные проекты РФ с 1992 года

Тип урока : комбинированный

Цель презентации - охарактеризовать законопроекты в области образования с 1992 года в России.

Использование данной презентации способствует закреплению полученных знаний.

Читайте также: