Основные направления валеологической деятельности учителя кратко

Обновлено: 02.07.2024

Принципы и основные направления практической деятельности валеологической службы в системе образования, ее структура, оценка необходимости и этапы формирования. Работа валеологических служб в Санкт-Петербурге, анализ и определение их эффективности.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.09.2011
Размер файла 9,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Валеологическая служба

валеологический образование служба

Валеологическая служба в системе образования

Но возможен и третий путь - переосмысление стратегии, начиная с пересмотра цели и методологических основ образования и кончая пересмотром профессиограммы педагога и системы управления образованием.

Итак, если цель образования - развитие человека, то в сложившейся ситуации главным направлением общего образования должно немедленно стать обучение здоровью.

Ухудшение состояния здоровья детей и подростков на протяжении их школьного обучения явилось сигналом о необходимости создания службы формирования здоровья в структуре региональной образовательной системы.

Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу и не является альтернативой ее. Валеологическая служба объединяет усилия специалистов разного профиля деятельности в педагогическом, психологическом, медицинском, социальном, правовом и любом другом содействии реализации прав каждого человека на созидание, охрану, укрепление и воспроизводство своего здоровья. Валеологическая служба может создаваться на предприятиях, в учреждениях, в том числе образовательных, и в общественных объединениях.

Организация деятельности валеологической службы представлена четырьмя основными направлениями: 1) диагностический скрининг; 2) мониторинг здоровья; 3) прогностический скрининг; 4) подбор валеогенных и оздоровительных технологий; 5) осуществление коррекции образа жизни, количества и качества здоровья. Диагностика (греч. diagnostikos - способный распознавать) - процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний субъекта или объекта, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полуенных результатов и их обобщении в виде заключения (диагноза).

Скрининг (aHrvi.screening - просеивание, сортировка) - массовое обследование контингентов населения с целью выявления лиц с определенной болезнью (определенными болезнями) для оперативного принятия лечебно-профилактических мер.

Мониторинг (лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает) - постоянное слежение за какими-либо объектами, явлениями или процессами. В общем смысле - многоцелевая информационная система, основные задачи которой - наблюдение, оценка и прогнозирование состояний объекта (субъекта) с целью предупреждения о создающихся критических ситуациях или состояниях.

Мониторинг здоровья (мониторирование, мониторное наблюдение) - длительное наблюдение за состоянием ряда жизненно важных функций организма путем регистрации показателей этих функций.

Целью валеологической службы образовательного учреждения является всемерное содействие всем субъектам образовательного процесса в выборе путей, способов и средств индивидуальной здравоторческой деятельности, начиная с создания мотивации и условий для осуществления этой деятельности, поиска стимулов для утверждения здорового образа жизни и кончая расширением круга лиц, вовлеченных в позитивный процесс созидания здоровья, развития личности и повышения эффективности образования в соответствии с психофизиологическими, конституциональными и половозрастными возможностями человека.

Структура валеологической службы может быть различной в зависимости от типа, наполняемости и сменности образовательного учреждения или структуры муниципальной системы образования.

Деятельность службы ориентирована преимущественно на учащихя, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам валеологического процесса.

Валеологическую службу образовательного учреждения возглавляет заместитель директора по валеологической работе. Методическое руководство службой в муниципальной системе образования осуществляют методисты-валеологи, имеющие соответствующую квалификацию.

Основное ядро службы в образовательном учреждении составляют специально подготовленные педагогиалеологи, однако в работе службы участвует весь педагогический коллектив при условии его валеограмотности.

Работа валеологических служб в Санкт - Петербурге

На стадии становления валеологической службы в образовательных учреждениях в регионе последовательно решались следующие задачи.

1. Диагностика потребностно-мотивационной сферы учащихся и педагогов.

2. Разработка и внедрение организационно-педагогических мероприятий по валеологическому обеспечению образовательных учреждений.

3. Создание условий жизнедеятельности школы, адекватных образовательному процессу и наиболее благоприятных для саморазвития, самосовершенствования личности и повышения уровня здоровья учащихся.

4. Целевое обучение педагогов основам валеологических знаний.

6. Разработка программ непрерывного валеологического образования.

7. Обеспечение психоэмоциональной устойчивости и психологической защищенности ребенка, подростка в микросоциуме (в группе, классе, семье).

8. Паспортизация здоровья и формирование базы данных о состоянии здоровья, о психофизиологических особенностях и возможностях детей, подростков и педагогических работников. Обобщение информации и использование ее для дальнейшего планирования работы учреждения.

9. Валеологическое сопровождение образовательного процесса с дифференцированным выбором образовательных маршрутов учащихся.

11. Создание консультативной сети по проблемам валеологии для учащихся, родителей, учителей, воспитателей.

Работа валеологических служб районов координируется и анализируется двумя главными специалистами-валеологами (по дошкольному и школьному образованию) городских органов управления образованием. С целью оперативного обмена опытом валеологической работы в городе функционирует постоянно действующий семинар для руководителей образовательных учреждений, учителей, воспитателей и валеологов-организаторов. Руководство валеологической службой в городе осуществляет первый заместитель председателя Комитета по обраованию, председатель Координационного совета по охране жизни и здоровья детей.

Таковы особенности валеологической работы в образовательной системе Санкт-Петербурга. Аналогичный опыт сейчас накапливается и в других регионах России, но содержание и формы его отличаются большим разнообразием. Однако общая закономерность в этой области выражается в том, что преобладает тенденция создания валеологических центров, а не валеологической службы образовательных учреждений. Будучи удаленными от большинства образовательных учреждений, эти центры успешно справляются с диагностико-реабилитационными задачами, но не могут решить педагогические проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни, не могут даже определить степень соответствия педагогического процесса индивидуальным возможностям ребенка.

Различие климатических, географических, национальных, демографических и экономических условий не позволяет создать однотипные штатно-организационные структуры валеологической службы в стране, хотя методологическая основа создания и развития валеологической службы образовательной системы должна быть единой.

Подобные документы

Формирование валеологической культуры ребенка в системе образования, роль родителей в этом процессе. Использование фольклора в формировании валеологических знаний дошкольников. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании с фольклором.

реферат [33,2 K], добавлен 22.05.2009

Экспертиза деятельности региональных психологических служб является составной частью мониторинговых исследований качества образования. Этапы экспертизы. Нормативно-правовое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение деятельности службы.

методичка [25,1 K], добавлен 15.02.2009

Определение и оценка необходимости, основные этапы и направления реализации реформ в области российского образования на современном этапе развития. Система освоения концепции основного, базового содержания, обозначенного в Государственных стандартах.

презентация [221,9 K], добавлен 04.10.2011

Знакомство с основными особенностями формирования у школьника интереса к научному творчеству и развития творческого мышления и самостоятельности. Роль теоретической и практической исследовательской деятельности в системе современного образования в школе.

презентация [2,1 M], добавлен 13.05.2019

Общие положения стандартизации в системе образования в Республике Беларусь. Основные положения получения высшего образования и проблематика его получения. Барьеры на пути развития качественного образования. Меры по реформированию сферы образования.

реферат [234,1 K], добавлен 14.11.2010

Проблема дефицита квалифицированных методических кадров. Основные функции методической службы. Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей, ее структура, цели и особенности организации. Основные элементы методической работы.

реферат [19,5 K], добавлен 28.11.2010

Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и воспитания лежит концепция формирования здорового человека, осуществляемого через нравственное, физическое и половое воспитание, обучение способам психосаморигуляции, передачу и освоение гигиенических, физиологических, экологических и мед. заданий.

Конечная цель валеологического воспитания - сформировать личность, которая обладает развиваемыми качествами: стремлением к заботе о своем здоровье, раскрытием оздоровительных возможностей человека, развитием саморегуляции организма, валеологической активностью, то есть деятельностью, направленной на оздоровление организма, умением вести здоровый образ жизни.

Учебно-воспитательная валеологическая работа. Валеологическое воспитание в образовательном учреждении осуществляется через следующие виды деятельности:

ü валеологизация основных предметов;

ü спортивные секции;

ü встречи с выдающимися спортсменами города;

ü выпуск стенгазет, посвященных здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек;

Диагностическая работа, включает в себя комплекс мероприятий по выявлению, уровня здоровья детей, основывается на психологических, клиникофизиологических, гигиенических и других методах исследования. Профилактический осмотр учащихся осуществлен врачом-педиатром и врачами – специалистами городской детской поликлиники г. Канаш. Учащиеся с отклонениями в здоровье, выявленные с помощью скринг-тестов, после уточнения диагноза, взяты на диспансерный учёт для дальнейшего лечения.




После заключения диагноза врачами-специалистами медработник проводит комплектование специальных учебных групп, которые подразделяются на три подгруппы:

¾ с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

¾ с заболеваниями органов дыхания;

¾ с нарушением функций эндокринной системы;

¾ с наличием значительной близорукости;

¾ с заболеванием пищеварительного тракта;

¾ нарушением обмена веществ;

¾ с гинекологическими заболеваниями;

¾ с двигательным и статическими расстройствами;

¾ с заболеванием суставов ревматического и неревматического происхождения;

¾ с травматическими последствиями.

Консультативная работа проводится по нескольким направлениям одновременно - с учащимися, учителями, родителями. Она представляет собой многоплановую повседневную текущую работу, направленную на оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях.

В рамках санитарно-гигиенического образования для инженерно-педагогических работников проводились семинары и занятия:

1. Здоровьесбережение, как необходимое условие формирования образовательной среды учащихся.

2. Психофизиологические особенности подросткового возраста.

3. Формирование ЗОЖ во время проведения внеклассных мероприятий.

В конкретных случаях и ситуациях педагогам, родителям, учащимся оказывалась консультативную помощь.

Таким образом, учитывая комплексность и поликомпонентность столь сложной проблемы, как сохранение здоровья будущих специалистов, для ее решения оптимизирована деятельность всего образовательного учреждения с привлечением к этой работе инженерно-педагогических работников, специалистов физической культуры, психологов Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции города, специалистов здравоохранения и гигиены, безопасности жизнедеятельности.

Все, что относится к образовательному учреждению (характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д.), имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы.

Смысл здоровьесберегающей технологии заключается в формировании у учащихся потребности в здоровом образе жизни, осознании ответственности за свое здоровье.

Здоровьесберегающему обучению и воспитанию способствуют:

ü систематическая актуализация внимания учащихся на их здоровье и здоровом образе жизни;

ü создание комфортной образовательной среды для всех учащихся;

ü оптимизация учебной нагрузки учащихся, особенно при постановке домашних заданий, чередование их учебного труда и отдыха;

ü усиление диагностических функций для выявления: во-первых, резервных возможностей здоровьесберегающего обучения и воспитания; во- вторых, для усиления рефлексии педагога и учащегося с целью развития их способностей к самопознанию, самосовершенствованию.

В училище применяются такие педагогические технологии, как метод проектов, модульное обучение, коллективный способ обучения, и являются здоровьесберегающими, так как дают педагогам возможность обучать творчески, а учащимся работать увлеченно с экономией времени.

Любая применяемая в учреждении профессионального образования педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.

В училище существуют все необходимые элементы структуры управления, организации и проведения воспитательной работы по профилактике негативных явлений и пропаганде здорового образа жизни: заместитель директора по воспитательной работе и социальным вопросам, Совет профилактики, психологическая служба, Совет ученического самоуправления.

Училище осуществляет необходимые контакты с правоохранительными органами и медицинскими учреждениями. В плане работы училища имеется отдельный раздел, направленный на профилактику наркомании, табакокурения и формирование здорового образа жизни.

Ежегодно проводится медицинское обследование учащихся всех курсов.

Силами психологической службы училища проводится психодиагностическая работа с использованием методов анкетирования и опроса.

Вопросы профилактики наркомании и других негативных явлений в молодежной среде тесно связаны с организацией досуга, широкой внеучебной работой. В училище действуют 7 спортивных секций и более 20 кружков, клубов, секций по интересам, проводятся культурно-массовые и зрелищные мероприятия, как в масштабе училища, так и в группах. При общежитиях действуют тренажёрный зал, спортивная площадка.

В течение всего учебного года проводятся спартакиады, соревнования по игровым видам спорта, легкоатлетические соревнования, охватывающие практически весь контингент обучаемых.

Побудить учащихся к повышению уровня культуры здоровья и ведению здорового образа жизни - трудная задача, однако образование в области культуры здоровья в молодом возрасте поможет в принятии наиболее правильных и полезных для здоровья решений в выборе образа жизни, ориентированных на его сохранение и укрепление.

1. Афанаскина М.С., Афанаскина О.В., Рябов В.М. Культура здоровья студентов как одна из компетенций будущего специалиста // Методист. 2009. №3. С. 46-49.

3. Вестник образования. 1996. № 7.

4. Вестник Чувашского Республиканского института образования. Выпуск II. Чебоксары: Издательство ЧРИО. 2002. С. 56.

5. Горячев В. Здоровье - категория педагогическая // Народное образование. 1999. №9. С. 219.

6. Евстифеева О., Куличенко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. 2001. № 2. С. 167.

7. Здоровьесберегающее обучение и воспитание/ под научной редакцией Андреева В.И./ Казань: Центр инновационных технологий. 2000. С. 267.

8. Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Сыианюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005. С. 49.

9. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 2.

10. Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. № 3.

11. Кузнир Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования // Методист. 2005. № 4. С. 42.

12. Медицинская энциклопедия [Электронный ресурс] / 2 электрон, опт. диска (CO-КОМ): зв.цв. М.: Золотой Фонд российских энциклопедий, 2003.

13. Подласый И. Перегружены ли школьники? // Народное образование. 2003. №9. С. 103.

15. Рыбачук Н.А. Педагогическая технология здоровьесбережения студен-тов // Педагогика. 2003. № 4. С.70.

16. Сократов Н., Брагирова О., Маннакова С. Мотивационные основы здо-ровьесберегающего воспитания детей // Воспитания школьников. 2003. № 9. С. 44.

17. Тихомирова А.Ф. Экспертный подход в здоровьесберегающей деятельности педагога // Школьные технологии. 2003. № 3. С. 53.

18. Федулов В., Брызгалова Т., Фадеев О., Кириличев В. Система, сберегающая здоровье школьников: физиологические аспекты //Директор школы. 2003. № 4. С. 28.

19. Шклярова О.А., Сураева Л.М., Федоракина О.В. Технология педагогики здоровья // Методист. 2002. №6. С.54.

Анкета для анализа собственного здоровья.

Заполни анкету и проанализируй ответы.

1. Какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

2. Болел ли ты последние полгода?

3. Если болел, перечисли заболевания

4. Сколько дней ты болел?

5. Что явилось причиной твоих болезней?

6. Как считаешь, хорошо ли ты заботишься о своем здоровье?_________________________

7. Какое у тебя здоровье и как оно зависит от твоего образа жизни?

Выдели (подчеркни) те тенденции в здоровье, которые у тебя преобладают (проявляются сильнее). Дай краткую характеристику отдельным элементам своего образа жизни (опиши их). Определи (проведи стрелку), от чего в наибольшей степени зависят изменения твоего здоровья.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОГАОУ “Центр образования “Ступени” Отчет по теме самообразования “Валеологиче.

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОГАОУ “Центр образования “Ступени” Отчет по теме самообразования “Валеологиче.

ОГАОУ “Центр образования “Ступени” Отчет по теме самообразования “Валеологический аспект в работе учителя” Номоконовой А.А., учителя биологии и географии г. Биробиджан

Наука о здоровье. Валеология – наука о здоровье ( от лат.valeo- быть здоро.

Наука о здоровье. Валеология – наука о здоровье ( от лат.valeo- быть здоровым). Ее концепция –установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое и, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.

Гармония Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично.

Гармония Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя вспомним легенду. У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить.

Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками и микстурами.

Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками и микстурами, а Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

Задачи валеологического образования: - объяснение необходимости знаний о здор.

Задачи валеологического образования: - объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека ; - определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ; - применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях ; -формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации, принятии решения; ;

Задачи валеологического образования: - способы самодиагностики состояния здор.

Задачи валеологического образования: - способы самодиагностики состояния здоровья ; - объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье ; - анализ и оценка образа жизни ( своего и семьи ) , составление индивидуальной программы укрепления здоровья ; - формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек ; - развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения , умения делать выбор и нести за него ответственность

Наше здоровье Наше здоровье определяется комплексом факторов : - наследствен.

Наше здоровье Наше здоровье определяется комплексом факторов : - наследственностью, - качеством окружающей среды, качеством жизни ( степенью удовлетворения потребностей), - образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.

ЗОЖ Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, раци.

ЗОЖ Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном питании, соблюдении правильного режима дня ,отсутствии вредных привычек. Так как молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, то формирование у обучающихся валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья.

В связи с этим в нашем Центре, кроме образовательных функций выполняются и со.

В связи с этим в нашем Центре, кроме образовательных функций выполняются и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня обучающегося, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы, которые помогают подросткам принять правильные решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.

Огромное значение в формировании знаний обучающихся о здоровье и профилактич.

Огромное значение в формировании знаний обучающихся о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежит естественно-научным дисциплинам. Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды .

На уроках естественно-научных дисциплин Обучающиеся знакомятся с антропогенны.

На уроках естественно-научных дисциплин Обучающиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду ; способами их нейтрализации ; получают основы экологического мировоззрения , предполагающего гуманное отношение к окружающей природе.

На уроках биологии

На уроках биологии

На уроках естественно-научных дисциплин В процессе исследовательских и практи.

На уроках естественно-научных дисциплин В процессе исследовательских и практических занятий обучающиеся - оценивают экологическое состояние изучаемой местности; - участвуют в улучшении ландшафта, - ведут пропаганду здорового образа жизни..

На уроках географии

На уроках географии

Основные вопросы На занятиях с обучающимися я рассматриваю следующие основные.

Основные вопросы На занятиях с обучающимися я рассматриваю следующие основные вопросы : - здоровье и болезнь ; - показатели здоровья ; продолжительность жизни ; - факторы риска для здоровья ; - самодиагностика здоровья ;

Основные вопросы - наследственные болезни, их предупреждение ; - биологически.

Основные вопросы - наследственные болезни, их предупреждение ; - биологические ритмы и здоровье ; - неинфекционные болезни ( для нашей местности – эндемический зоб ) ; - требования к жилым и рабочим помещениям ; здоровый образ жизни ; - болезни цивилизации : гипоксия , утомление, гиподинамия, переедание .

Моя задача, как учителя. Сегодня мы можем сказать, что здоровье для человек.

Моя задача, как учителя. Сегодня мы можем сказать, что здоровье для человека - это все, потому что без него человек лишается многих повседневных радостей: активной жизни, труда, любви. Поэтому считаю очень важным вести разговор о здоровом образе жизни с детьми начиная с детского сада, но так чтобы это было не навязчиво, но в тоже время интересно. Моя задача , как учителя биологии, - развивать этот интерес, не назидая. Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. И решить эту проблему могут лишь знания, ставшие нормой жизни.

Основная задача моей деятельности Знания, воспитывающие любознательность ребе.

Основная задача моей деятельности Знания, воспитывающие любознательность ребенка, стремление познать самого себя и окружающий мир. Добывание этих знаний через развитие творческой активности детей – это и есть основная задача моей педагогической деятельности. .

Я всегда говорила и говорю о том , что каждый ребенок талантлив и нам педагог.

Я всегда говорила и говорю о том , что каждый ребенок талантлив и нам педагогам надо вовремя разглядеть этот талант.Как это сделать ? Самое главное – найти контакт с обучающимися, не оттолкнуть их от себя. Никогда не употреблять обидные слова, которые теряют веру ребенка в себя. Во многом именно от нас зависит, насколько разовьются таланты, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям. Считаю, что биология и география – это те предметы, которые позволяют развивать интерес к науке, к самому человеку с его способностью творчески мыслить, созидать, учитывая при этом возрастные особенности и темперамент каждого ребенка.

Как осуществить сказанное на деле? Поиск веду по многим направлениям. Среди н.

Как осуществить сказанное на деле? Поиск веду по многим направлениям. Среди них – использование средств активизации эмоциональных и мыслительных процессов, познавательного интереса учащихся. На многих уроках почетное место занимает игра. Как известно, играть любят все дети, и включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных обучающихся, привлечь их внимание к казалось бы, сухому и мало интересному материалу. Приведу несколько конкретных примеров.

На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу обучающи.

На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу обучающихся обратить внимание на симптомы заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов В, С, А, Д. На следующем уроке при опросе предлагаю выполнить роль врача обучающемуся, а я обращаюсь к нему с жалобами на плохое самочувствие ( называю симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов ). Врач должен поставить диагноз, назначить лечение и дать советы по профилактике авитаминоза. Я уверена , что такие уроки не оставляют равнодушными никого из обучающихся, воспитывают в них интерес, способствуют формированию всесторонне развитого человека, способного чувствовать и утверждать прекрасное в жизни.

Уроки биологии должны быть. Урок биологии должен быть не только проблемным.

Уроки биологии должны быть. Урок биологии должен быть не только проблемным , но и ярким, ведь яркое дольше остается в памяти. Цель таких уроков проста – оживить скучное , заинтересовать обыденным , увлечь творчеством, в каждом ребенке отыскать художника, оратора или поэта.

В работе использую В структуре валеологических занятий кроме игры использую л.

В работе использую В структуре валеологических занятий кроме игры использую лекции, беседы, видеофильмы, тренинги, устные журналы,знакомство с системами оздоровления. Особое место занимают валеопаузы. Это короткие , на 5 – 10 мин, эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. В создании проблемных ситуаций неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.

Азбука народной мудрости Болезнь , что пожар : чем раньше ее обнаружишь, тем.

Азбука народной мудрости Болезнь , что пожар : чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит. Твое здоровье – в твоих руках. Когда я ем, то глух и нем. Здоровье не купишь – его разум дарит. Ешь , да не жирей – будешь здоровей.

Афоризмы о здоровье и ЗОЖ «Единственная красота ,которую я знаю, -это здоровь.

Предметная неделя Предметная неделя – это одна из форм внеклассной работы . В.

Внеклассная работа

Конечно же не все всегда получается одинаково успешно , но с годами накаплива.

Конечно же не все всегда получается одинаково успешно , но с годами накапливается опыт , исправляются ошибки. Порой катастрофически не хватает времени, но я все же пытаюсь что-то делать не лекарствами вроде нравственных поучений и наказаний, а натуральными средствами – принятием, заботой, терпимостью.

Методик и рекомендаций много. Таким образом, формирование развития образова.

Методик и рекомендаций много. Таким образом, формирование развития образовательной системы создает благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время. Методик и рекомендаций много, но надо выбрать ту, которая принесет вам и вашим воспитанникам удовлетворение и радость.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Сегодня мы можем сказать, что здоровье для человека - это все, потому что без него человек лишается многих повседневных радостей: активной жизни, труда, любви. Поэтому считаю очень важным вести разговор о здоровом образе жизни с детьми начиная с детского сада, но так чтобы это было не навязчиво, но в тоже время интересно. Моя задача , как учителя биологии, - развивать этот интерес, не назидая. Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. И решить эту проблему могут лишь знания, ставшие нормой жизни.

Предлагаю вашему вниманию презентацию- отчет по теме самообразования "Валеологический аспект в работе учителя биологии", в которой перечислены задачи валеологического образования, рассказано как я формирую навыки ЗОЖ на своих уроках и во внеклассной деятельности, работая с детьми с ОВЗ.

Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (На материалах нач. обучения)

Актуальность исследования обусловлена противоречием между развитием системы образования на рубеже XX и XXI веков и ухудшением на этом фоне здоровья детей школьного возраста. Педагогическая валеология, формирующаяся в конце XX века как интегративная научно-практическая область, призвана изменить к лучшему ситуацию, решая стратегически важную задачу объединения педагогической проблематики (образование, просвещение) с проблематикой детского здоровья.

Современные исследования показывают, что решение проблемы здорового детства должно быть связано не с традиционными гигиеническими, медицинскими и др. мероприятиями и даже не с системой этих мероприятий, осуществляемых параллельно с учебным процессом, а с такой стратегически осмысленной организацией этой системы, когда составляющие ее компоненты органически вплетались бы в ткань педагогического процесса.

В связи с этим важной задачей педагогической валеологии является, на наш взгляд, разработка таких стратегий деятельности педагога, которые были бы основаны на перспективных целях, учитывающих потребности общества и отдельного человека, а также здоровья учащихся в качестве приоритетов этой деятельности. Такая стратегия названа нами - валеологическая стратегия педагогической деятельности (ВСПД). Это явление актуально, прежде всего, с точки зрения стратегического характера педагогической деятельности в условиях современного образования, где важно видеть не сиюминутные его результаты, а далеко идущие цели воспитания Человека, способного преобразовывать себя и обстоятельства своей жизни.

Валеологическая стратегия педагогической деятельности рассматривается в педагогическом контексте (не в гигиеническом, медицинском и др.) потому, что педагогический контекст является

сущностным и объемлющим по отношению к жизнедеятельности учащегося как в школе, в урочное время, так и во внеурочное время. Кроме того, именно учителям, необходимо учитывать в своей работе, во-первых, что в школу приходят уже физически ослабленные дети, во-вторых, то, что именно педагогическими средствами возможно формирование у подрастающего поколения активного отношения к здоровью и потребности в здоровом образе жизни.

Особенность такого видения проблемы здоровья подрастающего поколения может быть охарактеризована также противоречием между провозглашаемыми целями и идеалами школы (ценность Жизни, Здоровья, Любви, Добра, Природы, Образования) и действительными целями и ценностями определенных социальных групп и семей. Семья, которая изначально должна закладывать в ребенке основные понятия и представления о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, по многим причинам не всегда выполняет свою воспитательную функцию. Часто опыт семьи не является примером для подражания.

Это обстоятельство делает актуальным еще один аспект проблемы здоровья подрастающего поколения, который определяет необходимость осознания современным молодым человеком ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Таким образом, речь идет о формировании у учащихся индивидуальной философии здоровья на основе знаний и умений, полученных в школе.

В связи с этим актуализируется и проблема реализации идей гуманизации образования. Гуманизация образования невозможна без учета валеологических основ, предполагающих наличие специфических (валеологических) знаний у учащихся и их родителей, у учителей, а также построение педагогических систем, основанных на приоритетах здоровья всех участников образовательного процесса.

Однако наш опыт работы в школах позволил выявить следующие проблемы, которые необходимо учитывать при решении обозначенных проблем;

недостаточное осознание большинством учителей актуальности валеологических знаний применительно к самому себе и учащимся;

недопустимо низкий уровень готовности учителей к валеологической деятельности;

разрушающий здоровье учащихся учебный процесс, характеризующийся все повышающейся интенсификацией, и, как следствие -перегрузкой детей.

В связи с этим, актуальной становится проблема формирования валеологической стратегии педагогической деятельности.

Для разработки педагогической технологии формирования валеологической стратегии педагогической деятельности выбран период начального обучения детей в школе, так как детство человека - это путь к становлению, на котором ребенок осуществляет более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегуляции (по И.М. Воронцову). Именно учителя начальной школы призваны помочь ребенку на этом пути.

Объект исследования: педагогическая деятельность учителя начальной школы.

Предмет исследования: валеологическая стратегия педагогической деятельности.

Цель исследования: Обосновать и разработать основы валеологическои стратегии педагогической деятельности, включая критерии оценки, методы планирования, способы освоения и эффективного ее использования.

Гипотеза исследования: о сформированности валеологическои стратегии педагогической деятельности можно говорить если:

валеологические знания являются личностно-значимыми в профессиональной жизнедеятельности учителя;

деятельность учителя осознанно строится на основе рефлексии по поводу валеологических знаний и опыта;

выбранная тактика педагогической деятельности учителя направлена на осуществимость потенциала индивидуальности учителя и учащихся с учетом приоритета здоровья.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач.

Обосновать теоретическую модель валеологическои стратегии педагогической деятельности и разработать критерии ее оценки.

Обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность валеологической стратегии педагогической деятельности и разработать рекомендации по ее формированию.

Организовать экспериментальное обучение по курсу валеологии в начальной школе.

Теоретико-методологические основы исследования составляют работы, рассматривающие:

философско-педагогические аспекты образования: цивилизационный, антропологический, парадигмальныи подходы к изучению образовательных процессов (Г.С. Батищев, Б.М. Бим-Бад, В.И. Гинецинский, М.С. Каган, И.А. Колесникова, В.Н. Сагатовский, А.И. Субетто);

идеи гуманизации и гуманитаризации образования (И.Ю. Алексашина, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, О.Е. Лебедев, Е.Э. Смирнова, Л.Г. Татарникова, Н.И. Элиасберг)

теоретические исследования интегральных характеристик человека как педагогического феномена (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Ю.А. Гагин, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн);

психологические теории профессиональной деятельности (К .А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.М, Русалов);

психофизиологические характеристики трудовой деятельности (И.А. Аршавский, В.В, Аршавский, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, B.C. Ротенберг, А.А. Ухтомский);

исследования в области валеологии и педагогической валеологии (М.И. Брелмаж^.ЙЖ Воронцов, И.Ю. Глинянова, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, BJB, Колбаыов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова, З.И. Тюмасева);

совремеивдые теоретико-методологические подходы к проектированиями развитию образовательных систем (Ю.А. Гагин, Е.С. Заир-

Бек, Е.И. Казакова, ОГ. Прикот, В.Е. Радионов, Л.Г. Татарникова, А.П. Тряпицына);

классические исследования по педагогике, психологии, биологии, затрагивающие одновременно проблематику здоровья (Э.С. Бауэр, Н.А. Бернштейн, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский);

современные разработки психолого-педагогических основ повышения квалификации учителей (Т.Г. Браже, А.В. Даринский, В.Ю. Кричевский, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская).

Цели и задачи исследования определили выбор методов исследования:

теоретический анализ философской, педагогической, психолого-педагогической, психофизиологической и валеологическои литературы по исследуемой проблеме;

экспериментальное обучение, связанное с внедрением и апробацией курса валеологии в начальной школе;

метод включенного наблюдения;

опрос (анкетирование и интервьюирование);

саморефлексия автора исследования в позиции учителя;

анализ документов (протоколов педсоветов и педконсилиумов, материалов аттестации учителей), научных статей учителей, рефератов, докладов по обобщению опыта, высказываний, видеозаписей уроков.

Экспериментальная база исследования.

Основные этапы исследования:

1. Поисковый этап (1992-1994гг.):

практическое знакомство с проблемой освоения учителями валеологическои стратегии педагогической деятельности в позиции учителя валеологии и руководителя валеологическои службы гимназии № 192;

формирование исходной гипотезы исследования.

2. Этап экспериментальной работы (1994-1996гг.):

- проведение эксперимента с целью:

а) изучения влияния валеологических знаний на мировоззрение
учащихся;

б) исследования рефлексии валеологических знаний учителей
различных групп;

исследования изменений, происходящих в валеологически ориентированной педагогической системе;

разработка и проверка в эксперименте критериев оценки валеологическои стратегии педагогической деятельности.

3. Заключительно-обобщающий этап (1996-1997 гг.):

выявление условий совершенствования валеологическои стратегии педагогической деятельности:

экспериментальная проверка предложенной гипотезы и разработанных критериев валеологическои стратегии деятельности педагогов контрольной школы;

оценка результатов проверки гипотезы исследования, определение направлений дальнейшей разработки проблемы.

На защиту выносятся следующие положения:

Валеологическая стратегия выражается в устойчивом проявлении в деятельности учителя приоритетов, связанных со становлением и реализацией потенциала здоровья учащихся.

Валеологическая стратегия педагогической деятельности должна основываться и в итоге оцениваться на основе единства ее мотивационного, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного компонентов.

Формирование валеологической стратегии педагогической деятельности должно происходить в совместной духовно-практической деятельности, основанной на принципах осуществимости потенциала индивидуальности учителя и учащихся.

Валеологическая среда, формируемая на основе валеологических знаний, как индивидуально-личностных, так и всего педагогического коллектива, и соответствующей деятельности является необходимым внешним условием, обеспечивающим освоение валеологической стратегии педагогической деятельности.

Педагогическая рефлексия валеологических знаний является внутренним условием совершенствования валеологической стратегии педагогической деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в комплексном обосновании валеологической стратегии педагогической деятельности.

Впервые теоретически обоснована трехкомпонентная модель валеологической стратегии педагогической деятельности и разработаны критерии ее оценки.

Предложена концепция здоровья на основе становления и реализации индивидуального потенциала здоровья.

На теоретическом и практическом уровне показана возможность овладения учителем валеологической стратегией педагогической деятельности.

Выявлены внешние и внутренние условия совершенствования валеологической стратегии педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в реализации задач валеологического сопровождения образовательного маршрута ребенка.

Предложена педагогическая технология поэтапного формирования валеологической стратегии педагогической деятельности на основе трехкомпонентной модели ВСПД.

Создан дидактический комплекс по курсу валеологии:

Надежность и достоверность полученных результатов, основных положений и выводов исследования обеспечена концептуальным единством использованных теоретико-методологических оснований исследования; согласованностью всех уровней междисциплинарного изучения предмета исследования; использованием методов педагогического исследования, адекватных реальной практике внедрения валеологии в жизнедеятельность образовательных учреждений; совпадением основных результатов эксперимента, полученных на разных выборках; успешной апробацией разработанных дидактических материалов в реальных условиях современной школы.

Апробация результатов и основных выводов исследования проходила в процессе обсуждения основных положений, хода и результатов научного поиска:

на заседаниях кафедры педагогического мастерства СПбГУПМ;

на III Национальном конгрессе по практической медицине и валеологии, СПб. (1996г.);

- в ходе обучения различных категорий слушателей СПбГУПМ (1996-
1998).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Теоретико-методологическое обоснование актуальности исследования валеологической стратегии педагогической деятельности

Обоснование актуальности исследования валеологической стратегии педагогической деятельности и основных понятий, раскрывающих ее сущность, строится, исходя из концептуального единства теоретико-методологических оснований исследования. Такими основаниями является:

2) парадигмальный подход к анализу педагогической реальности (И.А. Колесникова);

3) концепция осуществимости потенциала индивидуальности (Ю.А. Гагин);

4) концепция педагогической валеологии (Л.Г. Татарникова).

- состояние оптимальной жизнедеятельности человека;

- полнокровное существование и естественное саморазвитие присущих человеку сущностных свойств и качеств;

- процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических возможностей человека;

- вершина, на которую человек должен подняться сам. Характерным для этого подхода является признание социальной

деятельности самого индивида в качестве одного из индикаторов здоровья.

Валеологическая стратегия педагогической деятельности на начальном этапе эксперимента

При изучении характера и условий реализации учителями валеологической стратегии на экспериментальном этапе ее формирования использовались следующие методы:

- анкетирование и интервьюирование;

- саморефлексия автора исследования в позиции учителя;

- наблюдения за занятиями и экзаменами учителей на курсах повышения квалификации;

- анализ документов (аттестация учителей, протоколы педсоветов и педконсилиумов), научных статей учителей, рефератов, докладов по обобщению своего опыта;

- видеозаписи уроков и наблюдения за их анализом и самоанализом учителями.

Анализ результатов исследования на этом этапе представлен в логике хода экспериментальной работы по изучению начального этапа формирования валеологической стратегии педагогической деятельности.

В трехкомпонентной модели валеологической стратегии педагогической деятельности выделено три взаимосвязанных части валеологической стратегии, отрая ающие ее специфические особенности:

2, Содержательн схнологтеская;

Анкета состоит из 7 вопросов (Приложение 1). Ответы на 1, 2, 3 вопросы использовались при анализе рефлексивного компонента валеологической стратегии педагогической деятельности. Ответы на 4, 5, при анализе мотивационного компонента. Ответ на 6 вопрос использовался при анализе технологического компонента валеологической стратегии педагогической деятельности. Все анкеты были распределены на три группы. Учитывался педагогический стаж: I. - 5-10 лет; II. - 11-20 лет; Ш. -21 и более.

Анализ эффективности валеологической стратегии педагогической деятельности (на примере учителя -валеолога)

Из данных таблицы 4 видно, что наибольшее значение имеет ориентация на детей, как у учителей начальных классов, так и у учителей валеологов. Однако, овладевая валеологическими знаниями в процессе учебы на курсах СПбГУПМ, а также в процессе своей профессиональной деятельности, направленной на обучение детей валеологическим знаниям, учителя валеологии значительно чаще называли в качестве значимых такие направления педагогической деятельности как:

1) создание благоприятного для учебы и отдыха эмоционального климата;

2) создание такой образовательной среды, которая была бы направлена на формирование у учащихся ориентация на здоровый образ жизни;

3) соблюдение валеологических требований к учебному процессу,

Кроме этого, в ходе экспериментально-исследовательской работы

В дальнейшем, на основании качественного анализа выступлений педагогов на педагогических консилиумах, на заседаниях валеологической службы, была выявлена устойчивая тенденция изменения приоритетов педагогической деятельности.

Значительная часть учителей, анализируя результаты своей деятельности, обращала внимание на психологический климат на уроке, на создание условий для реализации возможностей учащихся и развития их индивидуальных способностей. Для достижения этих целей учителя актуализировали свой творческий потенциал, считая, что в условиях эксперимента для этого есть больше возможностей.

Результаты обработки данных, полученных в ходе опроса, свидетельствуют, что в целом у 56 % учителей прослеживается направленность в педагогической деятельности, ориентированная прежде всего на Человека.

Читайте также: