Основные направления развития школы как важнейшего института

Обновлено: 07.07.2024

Гуманизм постоянного образования определяется его направлением к человеку как субъекту образовательного процесса, основой предельно благоприятных возможностей для формирования его творческой индивидуальности. Важность и стандарты культуры, искусство, нравственность, все преимущества сферы духовной жизни преобразовываются из предмета изучения в органический компонент учебно-воспитательной и учебно-познавательной работы, в ту основу, которая предопределяет не только содержимое образования, но и формы взаимосвязи между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составляет содержательную основу этого процесса и является важным средством преодоления технократического отношения к реальности.

Демократизация образования

Демократизм образования предопределяется его общедоступностью, обеспечением каждому человеку шанс получить и развить свои знания. Его неотделимая сторона – демократизация всего образа жизни образовательных учреждений, их деятельность на основе самоуправления, вовлечение самих обучающихся и увлеченность групп населения к решению всех задач, охватывая и вопросы субсидирования образования. Демократизм образования предполагает создание условий для удовлетворенности запросов представителей различных общественных, общенациональных, возрастных, региональных и других социальных групп, предоставление потенциала для свободного стремления и самовыражения каждого человека.

Демократизация школы

Готовые работы на аналогичную тему

Это – самый безопасный механизм образования, один из определяющих факторов демократизации общества.

Первый шаг к демократизации образования сегодня - это отказ от стереотипа, который контролирует государственные школы, стереотипа понимание ее как государственного учреждения.

Нужно преодолеть отчужденность общества от школы и школы от общества, оторванность школы от процессов, осуществляющихся в общественной жизни.

Гуманизация школы

Перебороть отчужденность преподавателя и ученика от учебной работы и друг от друга можно лишь на пути гуманизации школы.

Гуманизация – это поворот школы к ребенку, внимание к его личности, заслугам, вера в него, утверждение его личностных стремлений, запросов и интересов. Это – образование максимально благополучных условий для выявления и формирования его способностей, для его самоопределения. Это – нацеленность школы не только на подготовленность ребенка к будущей жизни, но и на предоставление полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов – в детстве, отрочестве, юности.

Гуманизация – главный элемент нового педагогического понимания.

Она в корне изменяет саму суть и природу этого процесса, устанавливая ребенка в центре. Главным содержанием педагогического процесса является воспитание ученика.

Главную роль в гуманизации школы, воспитания играет искусство. Оно является средством развития и формирования творческих особенностей, выразительного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности.

Основные направления развития и признаки современной образовательной системы

Значение демократизации содержимого, форм и методов образования – в предоставление всем и каждому возможностей к высшим этажам культуры, в предельно возможном раскрытии талантов детей, в ликвидации любых препятствий на пути их формирования.

Информатизация образования

Информатизация образования – это часть процесса информатизации общества, совокупность социально-педагогических изменений, зависящих от введения вычислительной техники и информационных технологий образовательных организациях и в образовательный процесс. Информатизация образования широко распространилась во всем мире именно в последнее десятилетие – это связанно с доступностью для системы образования и относительной легкостью употреблением различных видов современной видео-, аудио-техники и компьютеров.

Стратегия развития образования Минпросвещения России подразумевает создание новой образовательной среды, позволяющей непрерывно получать и совершенствовать знания и умения для успешной самореализации. Об этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, выступая на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации. Главными темами обсуждения на Коллегии стали развитие среднего профессионального образования, совершенствование подготовки и профессионального развития педагогов, концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
























По словам Сергея Кравцова, философия современной школы должна заключаться в непрерывном получении системных знаний и практических умений, навыков, которые принесут пользу в будущем.

Это, прежде всего, требует повышения престижа педагогической профессии, её совершенствования, в том числе через систему наставничества и долговременной поддержки, живое общение с учительским сообществом. Сергей Кравцов отметил, что современный учитель должен не только давать знания, но и воспитывать, помогать ребёнку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, подкреплять его веру в свои силы.

Сергей Кравцов также обратил особое внимание на важность воспитания, основанного на вдохновляющих примерах из реальной жизни, взаимопомощи и насыщенной внеклассной работе.

Говоря о развитии СПО, Министр отметил, что в весь образовательный процесс колледжей и техникумов – от программ подготовки до прохождения практики – должны быть включены работодатели, чтобы в будущем они могли принять на работу полностью готовых к ней специалистов.

Кроме того, развитию образования будут способствовать использование современных инструментов управления его качеством, внедрение цифровой образовательной среды, которая позволит упорядочить образовательные и организационные процессы, а также дальнейшее развитие российской педагогической науки, одной из самых авторитетных и признанных в мире.

Он подчеркнул, что в этом процессе Министерство будет прислушиваться к мнению всех участников образовательного процесса – представителей экспертного и педагогического сообщества, родителей и, конечно, детей.

Первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко сообщил о начале разработки новых направлений и стратегии развития СПО до 2030 года. По его словам, один из приоритетов для Министерства – постоянное обновление содержания СПО.

Также планируется обучать педагогов компетенциям, необходимым для работы в новых, современных условиях, по двум направлениям, которые включают подготовку специалистов, имеющих опыт работы на производстве, и кадров с педагогическим образованием, но без практического опыта.

Отдельное внимание уделяется повышению качества и доступности образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, развитию воспитательной функции организаций СПО, созданию нового типа управленческих команд из представителей региональных органов исполнительной власти.

Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Галина Меркулова обратила особое внимание на важность ранней профориентационной работы со школьниками, обновления содержания профессиональной деятельности педагогов, развития системы методической поддержки.

Заместитель Министра просвещения Виктор Басюк и научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян представили проект концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. По словам Виктора Басюка, проект позволит обеспечить единство образовательного пространства и преемственность в сфере общего образования. Он отметил, что при его подготовке были учтены замечания и предложения, которые поступили от научной и педагогической общественности, включая ведущие научные организации, ассоциации учителей-предметников, Российскую академию наук, Российскую академию образования и Федеральный институт педагогических измерений.

Современное общество нуждается в компетентных, образованных, нравственно развитых, инициативных личностях, способных брать на себя ответственность за принимаемые решения, прогнозировать результаты последствий своего выбора. В связи с развитием научно-технического прогресса, упрощением доступа к информационным ресурсам возникла необходимость модернизации системы образования.

Среди тенденций развития современной системы образования можно выделить

  1. Непрерывность — открывает возможность для непрекращающегося процесса образования на протяжении всей жизни, для углубления и пересмотра имеющихся знаний.
  2. Универсализация — подготовка специалиста с универсальными знаниями умениями, навыками, который при соответствующей переподготовке сможет сменить квалификацию и профильное направление деятельности.
  3. Интегративность — усиление связей между изучаемыми дисциплинами, когда обучение ведется через решение поставленной проблемы с использованием сразу нескольких областей знаний.
  4. Индивидуализация — направленность на раскрытие и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
  5. Компьютеризация — использование современных компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе.
  6. Прагматизация — направление образования в сторону актуальных сфер общественной жизнедеятельности.
  7. Открытость — определение целей образования не только государственной необходимостью, но и изменяющимися потребностями самого социума.
  8. Разноуровневость — многоступенчатость образовательного процесса, обеспечивающего достижение определенного уровня образованности. Каждый этап соответствует интересам конкретного человека и дает возможность дальнейшего повышения уровня образования. Он имеет свои характерные особенности, функции, сроки и цели обучения.
  9. Вариативность — возможность выбрать уровень и направление образования, наиболее соответствующее способностям и интересам субъекта.
  10. Стандартизация — соответствие образовательных процессов государственной системе стандартов.
  11. Дифференциация — подход к обучению, при котором можно разным группам учащихся (объединенным по каким-либо признакам) предлагать различные программы обучения. Составление индивидуальных учебных планов в соответствии с потребностью учащихся.
  12. Инновационный подход к обучению — уход от понятия строгого регламента в образовании в пользу развития творческого подхода к решению поставленных задач, включение в образовательный процесс самостоятельной деятельности учащихся, научного поиска наилучшего пути решения проблемы.
  13. Деятельностный подход к обучению — наделяет теоретические знания практическим смыслом, способствуя продуктивной трудовой, учебной, познавательной, творческой деятельности учащегося.
  14. Национализация — способствует сохранению и развитию национальных ценностей, основанных на народных традициях и исторических особенностях культурного наследия своей страны.
  15. Интернационализация — направлена на сближение и нахождение общности, универсальных составляющих национальных систем образования для взаимного сотрудничества и обогащения.
  16. Гуманитаризация — развитие всех сторон личности в гармонии с общечеловеческой культурой.
  17. Гуманизация — рассмотрение личности каждого человека как наивысшей ценности. Развитие отношений взаимоуважения между преподавателем и учащимися, основанных на признании незыблемых прав каждой личности, на формировании ее потенциала, на сохранении чувства собственного достоинства.

Основные направления, краткое описание

По мере появления и развития новых технологий они начали активно внедряться в образовательные программы. Педагогам приходится переосмысливать учебные стратегии, повышать свою квалификацию, перестраиваться под современные инновационные методы обучения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основной упор делается на целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся. В связи с этим стали возникать совершенно новые, современные тенденции в развитии образования, основанные на развитии научно-технического прогресса.

Электронное обучение

В современном мире невозможно обойтись без умения ориентироваться в гигантском информационном потоке. Электронные устройства стали инструментами, помогающими оперировать информацией, хранящейся в электронном виде. Допустимость использования в системе современного преподавания возможностей глобальной мировой сети Интернет сформировало новый тип образования — электронное обучение. Оно представлено тремя вариантами:

  1. Сочетание личного обучения с электронным, при котором учащимся надо самостоятельно найти нужную информацию, используя компьютер или иное электронное устройство с выходом в интернет.
  2. Преподавание в классе, оборудованном монитором, через который преподаватель может общаться с учениками, находясь далеко от них.
  3. Интернет-курсы в виде вебинаров, когда учащиеся могут заниматься индивидуально, с применением домашней компьютерной техники.

Появление современной технологии обучения с использованием интернета говорит о возникновении новой образовательной системы, ориентированной на учащегося. Применение электронной модели обучения не отменяет живое общение с преподавателем, а лишь является эффективным способом в работе с информацией и инструментом, облегчающим труд учителя.

Онлайн курсы

При разработке обучающих онлайн-курсов учитывается множество моментов, позволяющих сделать их использование интуитивно понятным, а сами курсы максимально эффективными. Разрабатываются курсы при участии преподавателей этих дисциплин и веб-дизайнера, осуществляющего учебный и графический дизайн.

Учебный дизайн зависит от конкретной цели, стоящей перед обучающей программой, от возрастной аудитории, от желаемых результатов. Программист создает техническую архитектуру проекта. Прежде чем запустить курсы в работу, они проходят тщательное тестирование и проверку со стороны технологии и качества обучения.

Нелинейные образовательные технологии

Мы живем в эпоху глобальных перемен в современном обществе, которые формируют принципиально новое мышление и мировоззрение, в первую очередь под воздействием информационных и компьютерных технологий. Вследствие этих изменений основополагающей концепцией современной системы образования становится активное формирование нелинейного мышления.

Образовательная система постепенно уходит от привычной линейной передачи знаний от учителя ученикам, при которой от учащихся требовалось внимательно слушать преподавателя и повторять за ним. При этом они слепо следовали его примеру и выполняли задания по указанному им шаблону.

Нелинейные образовательные технологии позволяют выбрать любой из множества способов получения знаний альтернативными методами, прийти к правильному выводу, следуя различными путями.

Мобильное обучение

Мобильные технологии связи являются фактором, способствующим активному внедрению индивидуальной направленности преподавания. В рамках одного портативного электронного устройства объединены возможности телефона, интернета, компьютера, хранения информации и других функций.

Мобильные устройства позволяют не зависеть от места учебы и тем самым кардинально поменять образовательные методики. Наличие различных приложений, включая обучающие, позволяет не отрываться от учебного процесса, где бы человек ни находился.

Определение и реализация национальных образовательных стандартов

Национальным образовательным стандартом в России является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который представляет собой совокупность требований к образованию каждого конкретного уровня и направления, специальности, профессии.

Целью образовательных стандартов является обеспечение:

  • единства процессов образования на всей территории РФ;
  • воспитания и развития духовно-нравственных ценностей учащихся;
  • преемственности основных программ дошкольного, школьного, профессионального (начального, среднего и высшего уровня) образования;
  • выработка профессиональных и общекультурных компетенций студентов вузов.

При разработке национальных образовательных стандартов учитываются потребности развития:

  • личности;
  • государства и общества;
  • социальной сферы;
  • экономики;
  • техники и технологий;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • обороны и безопасности государства.

Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную общеобразовательную программу, которая включает в себя:

  • методические и оценочные материалы;
  • рабочие программы по всем учебным дисциплинам, предметам, курсам;
  • календарный учебный график;
  • учебный план.

Образовательные стандарты высшего образования являются обязательными для вузов, имеющих государственную аккредитацию. Внутренние стандарты вузов не могут быть ниже требований установленных на законодательном уровне федеральных стандартов.

Гуманизация и гуманитаризация содержания базового образования

Гуманизация базового образования заключается в создании нового образца получения знаний, умений, навыков, взамен устаревшего, который был ориентирован на наиболее полное усвоение знаний по предмету, переданных линейным путем от учителя одновременно большой группе учащихся.

Понятие нового подхода к образованию базируется на признании главной социальной ценностью самого человека. Он ориентирован на личность каждого конкретного ученика, позволяет наиболее полно раскрыть его индивидуальные способности, удовлетворить разнообразные образовательные потребности всех учащихся.

Гуманизация образования способствует воспитанию чувства собственного достоинства, гармонии в отношениях с окружающим миром, свободы личности и самовыражения.

Гуманитаризация образовательного процесса нацелена на формирование у учащихся целостной картины мира, планетарного мышления, гармоничного духовного и культурного развития личности. Она неразрывно связана с усвоением базовой гуманитарной общечеловеческой культуры.

Эта культура является основой, формирующей всесторонне развитую личность с учетом ее субъективных образовательных потребностей и объективных материальных и кадровых условий процесса образования. В связи с этим определяющим фактором гуманитаризации содержания базового образования является самоопределение личности по отношению к мировой культуре.

Система образования 21 столетия часто меняется, на что влияют такие факторы:

  • Увеличение доступного информационного поля.
  • Прогресс.
  • Развитие экономики, которое нуждается в квалифицированных кадрах.

Новое образование 21 столетия

Выделяют такие тенденции в развитии современного образования:

  • Гуманизация.
  • Гуманитаризация.
  • Национализация.
  • Открытость.
  • Правильный подход.
  • Анализ и осмысление.
  • Переход к самореализации и самообучению.
  • Сотрудничество.
  • Творческая сфера.
  • Применение мотивации и методик для развития.
  • Результат и его оценка.
  • Непрерывность.
  • Взаимодействие образования и воспитания.

На рисунке представлены направления современных тенденций в образовании.

Новое образование 21 столетия

Основные тенденции современного образования

Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное обучение учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности ученика в образовании, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения.

Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей.

Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость – ещё одна тенденция образования, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться. При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Современное образование нуждается в переходе внимания учителя с учебной работы на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура должна побуждать человека на продуктивную работу, только в таком случае она выполнит функцию развития личности. Лучше овладеть культурой возможно при выполнении разнообразной работы, которая значима для человека. Подход деятельности к обучению поможет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом работы человека.

Раньше часто применялись информативные формы образования, которые на сегодня перестали быть актуальными. Современное образование требует применение элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике.

Сегодня важно давать ученикам возможность для самоутверждения и самореализации, что помогает наладить самоорганизацию. Учитель и ученик являются сотрудниками. Преобразование форм взаимодействия зависит от изменения ролей и функций всех участников процесса обучения.

Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд. Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения, до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.

Творческую направленность легко проследить в современном образовании. Проявление творческой стороны образования и использование творческого процесса поможет ученику легко пройти стадию индивидуального роста и развития, удовлетворение от результата. Творчество способствует получению положительных эмоций от образовательного процесса.

Строгая регламентация процесса обучения уже в прошлом. На сегодняшний день педагог свободен от правил и регламентов. Это поможет добиться эффективного результата и сделать обучение индивидуально направленным.

Результат любой работы требует оценки. То поможет понять уровень эффективности обучения. Оценка ставится по определённым требованиям и стандартам, унифицированными независимо от формы и специфики образования.

Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни.

Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование личности.

Технический прогресс идет вперед, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни.

Читайте также: