Основные направления психолого педагогического сопровождения одаренных детей в доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Косторнова Елена Викторовна
Должность: воспитатель, педагог–психолог
Учебное заведение: "Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида сприоритетным осуществлением деятельности по художественно–эстетическому направлению развития детей №7 "Колосокс.Благодатное" Петровскийгородской округ Ставропольский край
Населённый пункт: с.Благодатное Петровский городской округ Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Раздел: дошкольное образование

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ

ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.В. Косторнова

«Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому направлению развития детей

Петровский городской округ

дошкольного педагога-психолога по выявлению и сопровождению одаренных

детей, теоретические основы одаренности, условия развития значительных

с помощью индивидуальных и групповых занятий, направленных на расширение

потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей.

потребность, сопровождение одаренных детей.

Текст Статьи. Среди самых интересных и загадочных явлений природы

детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребёнка в условиях ДОУ.

Статью подготовил педагог-психолог Волкова А.С.


В настоящее время очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных детей это аналитический процесс, связанный с установлением уровня развития конкретного ребенка. Условия эффективной идентификации одаренности: индивидуализация образования, обучение по индивидуальной образовательной программе.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2–3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе — пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3–4 года) — Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4–5 лет) — интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5–6 лет) — яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Поскольку одаренный ребенок всегда требует к себе неординарного подхода, на консультациях с родителями, как правило, вначале выясняются причины конфликта, затем путь к взаимопониманию и выработке конструктивных способов взаимодействия родителей со своими детьми.

Психологическое просвещение направлено на приобщение одаренных детей и взрослых к психологическим знаниям. Просветительская деятельность осуществляю в разной форме: лекции, беседы, семинары, подбор литературы, стендовая информация и другие формы. Основной смысл просветительской работы - знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи одаренному ребенку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психологические знания особенно необходимы педагогам, которые в своей повседневной профессиональной деятельности постоянно общаются с одаренными детьми и их родителями.

-формирование позитивного самоощущения, позитивного эмоционального настроения, позитивного восприятия окружающего мира;

- развитие высокого уровня рефлексии;

- желание улучшать качество основных видов деятельности;

- успешное прохождение возрастных кризисов.

Одаренные дети — особая психологическая реальность. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься. Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям. Во-первых, это реализация задач авторской программы составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Программой достигается большая мыслительная логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. Занятия содержат индивидуальные и общие задания повышенной сложности для одаренных детей. При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений. Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно. И поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является кружковая работа.

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

В заключении следует отметить, что сегодня психологическая служба является необходимым компонентом системы образования. Забота психолога о психологическом здоровье одаренных детей предполагает внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания одарённых детей.

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психо-логических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятель-ности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной де-ятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ре-бенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанни-ков в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одно-временно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

2. Пояснительная записка

2.1. Актуальность темы.

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста харак-терна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется осо-бая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образова-тельных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпо-сылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную актив-ность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.2 Основание для разработки Программы

-Конвенция о правах ребенка

-Семейный кодекс РФ

2.3 Цель программы :

Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способ-ностей одаренных детей на основе создания технологии организации рабо-ты с одаренными детьми в детском саду.

2.4. Задачи программы :

• Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с ода-ренными детьми по развитию физических, творческих и интеллекту-альных способностей;

• Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;

• Создание условий для самореализации одаренных и талантливых де-тей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;

• Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;

• Организация объединений педагогов по реализации технологий ра-боты с одаренными детьми;

• Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;

• Взаимодействие с родителями, детскими общественными организа-циями, учреждениями дополнительного образования города;

2.5. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми :

– принцип учета возрастных возможностей;

– принцип развивающего и воспитывающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи Мероприятия Сроки Ответст Итог (резуль-тат)

1. Обеспечение условий для систематиче-ского повыше-ния мастерства педагогов Семинары, педсоветы,

курсы ПК посто-янно Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Повышение ин-новационного потенциала пе-дагогов

4. Корректи-ровка и апро-бация про-граммы ДОУ Корректировка с педагогами и специалистами ДОУ В тече-ние года Заведующий

Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Программа ДОУ

Организация и содержание

1. Проведение родительских собраний в группах ДОУ для родителей Консультатив-ная помощь В тече-ние года Педагог-психолог Родительское собрание

2. Проведение практических занятий с педа-гогами ДОУ Организаци-онный методи-ческий час

Практические занятия, ма-стер-классы, тренинги В тече-ние года Педагог-психолог Размещение материалов, фотоматериа-лов на сайте ДОУ

3. Организа-ция и осу-ществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных де-тей

Материалы по итогам мони-торинга

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвое-ния программ-ных требова-ния по направ-лениям дея-тельности В тече-ние года воспитатели Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Анализ педаго-гами ДОУ

Поддержка и поощрение ро-дителей ода-ренных детей

4. Проектирование в ДОУ ин-дивидуального образователь-ного маршру-та ребенка Разработка индивидуаль-ного образова-тельного маршрута ре-бенка-дошкольника В тече-ние года Воспитатели

Создание инди-видуальной карты развития личности ре-бенка.

5. Отслеживание занятости де-тей в кружках. Создание бан-ка данных В тече-ние года Воспитатели Создание банка данных

6. Использование условий ДОУ и социу-ма для разви-тия воспитан-ников с опере-жением в раз-витии Совместная работа со спе-циалистами дополнитель-ного образо-вания, воспи-тателями и специалистами ДОУ (кружки в ДОУ, мастер-классы, тема-тические неде-ли, конкурсы) В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую работу Создание плана работы на учебный год.

Привлечение к сотрудничеству в рамках соци-ального парт-нерства педаго-гов дополни-тельного обра-зования.

программ по сопровождению

специальной одаренности де-тей

7. Участие де-тей, родителей и педагогов в конкурсах

Краевые, рай-онные конкур-сы В тече-ние года Положения о конкурсах

с детьми под-готовительных к школе групп

1 раз в год Воспитатели Положение о конкурсе, сце-нарий виктори-ны,

9. Привлечение к сотрудниче-ству в рамках социального партнерства

учителей школы и спе-циалистов ДОУ в каче-стве консуль-тантов по во-просам иссле-дований детей Открытые ме-роприятия в школе и ДОУ В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую рабо-ту Создание плана работы с воспи-танниками на учебный год

10. Создание методической копилки дет-ского сада Тесты, игровые развивающие задания, кон-сультативный материал, кон-спекты откры-тых мероприя-тий по работе с одаренными детьми В тече-ние года Воспита-тель, ответ-ственный за методиче-скую рабо-ту Размещение ма-териалов на сайте ДОУ

карты одарен-ного ребенка,

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей В тече-ние года Воспитате-ли

карты одарен-ного ребенка,

12. Совместная работа с СОШ №1 взаимопосеще-ния В тече-ние года Специали-сты СОШ,

ДОУ Совместный план работы

(результаты анализа)

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического

сопровождения талантливых детей.

1 Подбор и апробация пакета диагно-стических методик. август

2 Изучение индивидуальных особенно-стей и интересов дошкольников сентябрь Новикова М. Н.

4 Консультирование педагогов и роди-телей октябрь

апрель Самарина Н. А.

6 Отслеживание эмоционального настроя детей на занятиях. октябрь

апрель Самарина Н. А.

8 Мониторинг эффективности работы. май Самарина Н. А.

4. Основные этапы реализации программы

1этап — диагностико-организационный (сентябрь- октябрь)

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

· Изучение нормативной базы;

· Разработка программы работы с одаренными детьми;

· Анализ материально-технических, педагогических условий реализации

программы.

1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики инди-видуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;

2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий : интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.

4. Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию програм-мы.

5. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педа-гогов по работе с одаренными детьми.

6. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых меропри-ятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2этап — реализационный (ноябрь- апрель)

Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

· Диагностика склонностей воспитанников.

· Формирование методической копилки детского сада по работе с ода-ренными детьми.

· Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

учителей школы (СОШ №1) и специалистов ДОУ.

- Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.

- Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.

1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности

2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, па-мяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сай-те ДОУ.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

3. Дополнительное образование (кружковая работа).

3 этап — аналитический (апрель- май)

Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирова-ния.

· Анализ итогов реализации программы.

· Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.

- Оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации про-граммы.

· Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализа-ции программы.

1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.

2. Изменения и уточнение программы.

3 Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.

4 Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изда-ниях.

5. Ожидаемый результат

1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным ви-дам деятельности.

2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организа-ции работы с одаренными детьми.

3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.

4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отно-шения к одаренным детям.

6. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.

7. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по ра-боте с одаренными детьми.

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в ме-роприятиях разного уровня и творческих конкурсах.

2 Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различ-ным видам деятельности.

3 Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.

4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с ода-рёнными детьми.

5. Уровень социальной успешности воспитанников.

7. Мониторинг достижения запланированных результатов

1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.

2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.

3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.

4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной рабо-той в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению ода-ренных детей.

8. Показатели эффективности реализации программы

• Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.

• Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка мето-дического обеспечения поддержки одаренных детей;

• Внедрение в образовательное пространство детского сада альтерна-тивного варианта обучения и развития одаренных детей через инди-видуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребен-ка-дошкольника;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов по акту-альным вопросам педагогики одаренности;

• Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализирован-ной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способ-ностей, дарования.

• Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

9. Список литературы

1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград : Учитель, 2012.

2. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : СОЮЗ, 1997.

3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М. : 2000

5. Савенков А. И. Детская одаренность : развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.

6. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность М. : Про-свещение, 1996

План работы с одаренным ребенком :

Содержание рабо-ты Форма

работы Сроки Ответствен-ные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование пси-хических процес-сов (память, вос-приятие, внимание) Наблюдения

Май Педагог - психолог

Исследование эмо-циональных про-цессов (страхи, тревожность)

Исследование ка-честв личности (самооценка, про-извольность, уро-вень притязаний)

Исследование со-циальных отноше-ний (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика худо-жественно-эстетического раз-вития Воспитатель

Взаимодействие с педагогами

Информирование о ре-зультатах диагностиче-ских исследований Беседы

1 раз в квартал Педагог-психолог

Консультирование педаго-гов на тему

Создание условий для раз-вития художественно-творческих способностей:

-наполнение центра твор-чества художественными материалами

-организации оформление индивидуальных выставок Октябрь-ноябрь Воспитатель

Оформление и пополнение портфолио 1 раз в месяц Воспитатель

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей

Психолого-педагогическое просве-щение родителей

Консультации По мере необхо-димости Воспитатель

Поддержание интереса ребёнка, поощрение. Родитель

Создание дома индиви-дуальных условий для творчества. Родители

Работа с портфолио. Родители

Помощь в создании ин-дивидуальных выставок, пополнение их совмест-ными работами. Выставка Родители

Посещение выставок в му-зее Родители

Создание творческих проектов

Просмотр ви-деофильмов Октябрь

Изготовление открыток к праздникам

Участие в творческих конкурсах

мастерская По мере желания ребёнка

ТРИЗ 1 раз в месяц

Участие в дизайне инте-рьера Творческая

мастерская 1 раз в квартал

Психолого-педагогическая поддержка

Развитие позитив-ной самоидентифи-кации Игры

Беседы 2 раза в месяц

с педагогами и сверстниками

Кружок 4 раз в месяц

Взаимодействие с социальными партнёрами

Посещение выста-вок, открытых ме-роприятий в

Беседы 1 раз в квартал Педагог, ро-дители

8. Оценка промежуточных результатов:

Индивидуальная психоло-го-педагогическая диагно-стика -Результаты диагностики

Взаимодействие с педаго-гами -Психолого-педагогическая компе-тентность педагогов

-Создание предметно-пространственной среды для раз-вития творческих способностей ребёнка

Взаимодействие с семьёй. Деятельность родителей -Психолого-педагогическая компе-тентность родителей

Художественно-изобразительная деятель-ность -Индивидуальные выставки худо-жественного творчества

-Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого-педагогического сопро-вождения -Положительное эмоциональное состояние ребёнка

-Формирование предпосылок коммуникативных действий

Дополнительное образо-вание -Уровень развития творческих способностей

Взаимодействие с соци-альными партнёрами -Посещение выставок и открытых мероприятий

9. Расписание занятий специалистами по индивидуальному маршруту

Фамилия, имя ребёнка Папкиаури Маша

Специали-сты Понедель-ник Вторник Среда Четверг Пятница

Взаимо-действие с музыкаль-ным руко-водителем 15. 40-16.00

Взаимодей-ствие с ро-дителями 11.00-11.30

Воспита-тель Работа ведётся систематически и отражается в календарном плане

10. Срок реализации индивидуальной программы развития 2020-2021 учебный год

Подпись родителей ___

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.

Автор: Филимонова Мария Евгеньевна

Организация: МБДОУ д/с №49

Населенный пункт: г. Белгород

Автор: Назарчук Наталья Викторовна

Организация: МБДОУ д/с №49

Населенный пункт: г. Белгород

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне государства, так и на уровне региона. Одаренность в дошкольном возрасте следует рассматривать в качестве потенциала развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования. Решающая роль в развитии одаренности детей принадлежит сфере дошкольного образования. Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации должна строиться методически грамотно.

Проблема одаренных детей в дошкольной образовательной организации является одной из главных задач дошкольного образования, так как взгляд на одаренность детей с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы выявления и развития одаренных детей в дошкольной образовательной организации. В трудах И.Е. Емельянова, Л.В. Пасечник, В.С. Юркевич и др. раскрыты основные характеристики и признаки одаренности детей.

Под одаренностью понимается совокупность способностей, направленных на освоение ребенком определенных достижений. Компоненты различных видов одаренности у разных детей могут быть выражены в разной степени, а проявление таких компонентов возможно только при условии, если резервы самых разных человеческих возможностей позволяют дополнить недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для правильного и успешного осуществления деятельности.

Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И.Е. Емельяновой, А.М. Матюшкина, И.Ю. Тишиной, А.В. Хуторского и др.

Особенности педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста заключаются в том, что педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо быть в центре проблемы развития одаренности, понимать актуальные вопросы, связанные с ней, понимать принцип совместной деятельность и важность создания особой предметной среды для развития одаренности детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

По мнению О.С. Газмана, рассматривая педагогическое сопровождение как особую целостную систему педагогической деятельности, следует обратить внимание, прежде всего, на триаду обязательных взаимосвязанных между собой компонентов, которые составляют структуру педагогического сопровождения:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания.

С момента вхождения ребенка в образовательный процесс, в его сознании начинает собираться и накапливаться информация о различных сторонах общественной жизни, об окружающем мире. Поэтому возникает необходимость создания таких условий, в которых ребенок будет продуктивно повышать личностный рост и увеличивать свои личностные качества в образовательном пространстве. Для сбора и впоследствии анализа полученной информации используются особые методы диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе.

Благодаря полученным данным диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы педагогического сопровождения различных субъектов образовательного процесса, с их помощью определяются условия для успешной социализации и развития ребенка, уточняются цели и задачи в соответствии с исходными данными, осуществляется подбор методов и средств работы с конкретным ребенком. Реализация этого компонента предполагает, что образовательный процесс должен быть построен по гибким схемам, которые могут быть изменены в соответствии с различными задачами и запросами, может трансформироваться и подстраиваться под особые способности и особенности каждого ребенка.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющим проблемы в психосоциальном развитии и обучении, а так же другим лицам, взаимодействующим с ними.

В данном направлении мы говорим о том, что деятельность должна быть ориентирована на тех детей, у которых с помощью различных диагностик были выделены и определены особые проблемы, например: с усвоением материала в процессе развития и обучения, вопросы, касающиеся социальной жизни, общения со сверстниками или усвоению социально принятых норм поведения и пр.

Целью педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольное образование в данном случае характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, нацеленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Важной частью процесса формирования интеллектуального потенциала государства является выявление, развитие и поддержка одаренных детей.

Поэтому среди основных задач дошкольного образования выделяются такие, как создание условий, способствующих выявлению и развитию талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей. Педагогическое сопровождение одаренных детей призвано решать следующие задачи:

– формирование системы выявления одаренных детей;

– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

– формирование адекватной самооценки;

– охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;

– контроль за положением одаренных детей в группе сверстников;

– развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

В дошкольных образовательных организациях Белгородской области работа с одаренными детьми базируется в условиях ФГОС ДО и строится на основе образовательной программы ДОО. При этом следует соблюдать основные принципы организации занятий в дошкольной образовательной организации:

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;

- принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей, способов действий и доводов по поводу решаемой задачи.

Все перечисленные принципы находят отражение в основных идеях ФГОС ДО. Кроме того, среди современных педагогических технологий наиболее эффективными в работе с одаренными детьми являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода, проектного подхода. Использование данных технологий помогает увидеть интересующие стороны объектов с точки зрения одаренных детей и использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

Организация работы по повышению качества педагогического сопровождения одаренных детей сводится к следующему:

– систематическое обучение педагогов и родителей (курсы, семинары, мастер-классы, самоподготовка);

– проведение промежуточных и итоговых обсуждений по результатам работы (педагогические советы).

В дошкольной образовательной организации для выявления и развития способностей детей создаются следующие условия:

− работа педагогов ДОО направлена на развитие самостоятельности, эмоциональности , инициативности, творческих способностей каждого ребенка;

− проведение анкетирования родителей и грамотное педагогическое наблюдение – основа для выявления способностей детей;

− организация кружковой работы, способствующая развитию как специальных, так и общих способностей дошкольников;

− привлечение родителей к активному участию детей в соревнованиях, творческих конкурсах, интеллектуальных турнирах.

Работу в дошкольной образовательной организации необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

- повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

- создание системы выявления, поддержки и педагогического сопровождения одаренных детей;

- создание педагогически эффективность условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;

- организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников.

Результатом эффективности работы по выявлению и сопровождению одаренных детей является удовлетворенность детей их деятельностью, которая способствует повышению индивидуальных показателей детей: увеличению количества участников фестивалей и конкурсов, что отражается в личном портфолио воспитанников.

В дошкольных образовательных организациях Белгородской области приедается большое значение педагогическому сопровождению одаренных детей, которое предполагает индивидуально ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, творческих способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида.

Также работа по педагогическому сопровождению детей в дошкольной образовательной организации проводится при тесном контакте с родителями.

Значительно повышает эффективность образовательного процесса с одарёнными детьми, помогает созданная в ДОО система дополнительных образовательных услуг по различным направлениям:

В данной дошкольной образовательной организации педагогами эффективно осуществляется педагогическое сопровождение одаренных детей: ведутся кружки, проектная деятельность, проводятся различные конкурсы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

Изучив опыт педагогического сопровождения одаренных детей в дошкольных образовательных организациях с помощью персональных сайтов, было установлено, что в каждом детском саду работа педагогами проводится надлежащим образом: с помощью диагностических методик выявляются одаренные дети, с которыми впоследствии педагогами проводится целенаправленная работа по педагогическому сопровождению детской одаренности.

Говоря о специфике педагогического сопровождения по развитию одаренности детей дошкольного возраста, следует отметить что в дошкольной образовательной организации должно процесс сопровождения должен осуществляться целенаправленно, обеспечивая максимально свободную реализацию креативности, нравственной основы жизнедеятельности, самостоятельности и воли в исследовательской, творческой, игровой деятельности, как базовых для раскрытия и развития одаренности, и тех индивидуальных природных потенциалов и качеств личности, которые обусловлены фенотипом: физический, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, духовный и другой. Педагогическое сопровождение в своем своеобразии имеет определенную структуру, цели и задачи. Планирование работы по сопровождению одаренных детей начинается с диагностирования потенциально способных детей. Одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях. Поэтому существует особая необходимость обогатить процесс развития личности со всеми ее качествами системой взаимодействия с социальной, окружающей и благоприятной психологической средой.

Одаренные дети являются ценнейшим генофондом российского общества и мирового пространства. Благодаря реализации ресурсов способных детей происходит полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка, что является важной задачей не только для него самого, его родителей, но и специалистов в области педагогики и психологии. Педагогическое сопровождение одаренных детей является неотъемлемым элементом гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в дошкольном возрасте берет начало для полного развития и раскрытия потенциала по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, а выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Богоявленская Д.Б. Современные концепции творчества и одаренности / Д.Б.Богоявленская. - М.: БЕК, 2011. – 203 с.

3. Боева Е.Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей / Е.Л. Боева. – М.: Астрель, 2014. – 178 с.

4. Галянт И.Г. Проблемы развития детской одаренности / И.Г. Галянт //

5. Дошкольное учреждение – семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: примерная программа самообразования для педагогов и родителей / под ред. Е.А. Панько. – М.: Проспект, 2014. – 116 с.

6. Емельянова И.Е. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И.Е. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-31.

8. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2017. – 312 с.

9. Тишина И.Ю. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Ю. Тишина. – Челябинск: Глобус, 2017. – 226 с.

Читайте также: