Основные направления деятельности педагога организатора в школе

Обновлено: 17.05.2024

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.

Класс профессии: творческий (эвристический); профессия педагога-организатора связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.

Описание профессии

Педагог-организатор – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией досуговой деятельности детей в образовательных организациях разных типов.

Основная деятельность педагога-организатора связана с планированием работы детских кружков, секций и объединений, проведением праздников, походов или экскурсий.

К основным обязанностям работника относятся:

— организация культурно-досуговой деятельности детей, подростков, молодежи, взрослого населения в учреждениях культуры, внешкольных учреждениях досуга, общественных организациях, по месту жительства совместно с учреждениями культуры и спорта, другими организациями;

— создание и развитие сети кружков, секций, клубов, любительских объединений, привлечение к этой работе квалифицированных специалистов;

— развитие у обучающихся активности, самостоятельности и инициативы, воспитание в них чувства коллективизма, сплоченности и дружбы;

— оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученикам.

Разработка и проведение массовых мероприятий, участие в организации работы детских объединений, работа с педагогами дополнительного образования, анализ процесса и результатов реализации дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ

В течение учебного года согласно графику работы

На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Возникает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами являются: массовые мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д.

Создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие социализации ребенка.

- повышение уровня художественного развития учащихся;

- развитие интереса учащихся к культуре и истории родного края;

- популяризация туристско-краеведческой деятельности;

- выявление одаренных и талантливых учащихся;

- привлечение учащихся к изучению истории, возрождению культуры и традиций Донского края, сохранение исторической памяти;

- развитие творческих способностей, социализация учащихся;

- совершенствование нравственного воспитания учащихся;

- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;

- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

- формирование у учащихся информационной активности и медиаграмотности;

- развитие и совершенствование культуры речи учащихся;

- профессиональная ориентация учащихся.

результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника МБУ ДО ЦДЮТур, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим потенциалом и на достаточном уровне овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития. Сформированный у учащихся нравственный потенциал, широкий кругозор, коммуникативный потенциал, развитая потребность к самовыражению, познавательной, творческой активности.

Формы подведения итогов реализации

Аналитическая деятельность, отчет о деятельности за учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы. Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи учащимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала, развитии творческих способностей, становление их самосознания и самоопределения.

На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.

Возникает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами являются: массовые мероприятия: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины и т.д.

Педагогическая целесообразность программы. Главный акцент работы педагога-организатора делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности, создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей, развитие предметных и содержательных связей между детьми в процессе творческой деятельности. Такой подход позволяет выделить из массы детей наиболее одаренных, что поможет педагогам ДО в их работе. Участие в воспитательно-досуговых мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но МБУ ДО ЦДЮТур в целом. Участие в досуговой деятельности помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Цель: создание благоприятных условий для организации содержательного, интересного и познавательного досуга учащихся, в результате которого осуществляется воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, обладающей личностными качествами, которые могут быть востребованы сегодня и завтра, способствующие социализации ребенка.

- повышение уровня художественного развития учащихся;

- развитие интереса учащихся к культуре и истории родного края;

- популяризация туристско-краеведческой деятельности;

- выявление одаренных и талантливых учащихся;

- привлечение учащихся к изучению истории, возрождению культуры и традиций Донского края, сохранение исторической памяти;

- развитие творческих способностей, социализация учащихся;

- совершенствование нравственного воспитания учащихся;

- воспитание у учащихся патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;

- формирование у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;

- формирование у учащихся информационной активности и медиаграмотности;

- развитие и совершенствование культуры речи учащихся;

- профессиональная ориентация учащихся.

Адресат программы: учащиеся МБУ ДО ЦДЮТур, учащиеся образовательных учреждений города, педагоги.

Объем программы. Программа рассчитана на учебный год.

Формы организации: очные, заочные, дистанционные.

Ожидаемый результат: результат, выраженный в предполагаемом образе выпускника МБУ ДО ЦДЮТур, обладающего достаточно сформированным интеллектуальным, нравственным, коммуникативным, эстетическим потенциалом и на достаточном уровне овладевшим практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития. Сформированный у учащихся нравственный потенциал, широкий кругозор, коммуникативный потенциал, развитая потребность к самовыражению, познавательной, творческой активности.

Ведущими функциями педагога-организатора являются:

1. Воспитательная функция, реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития учащихся.

2. Защитная функция содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению учащихся от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

3. Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.

4. Методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

5. Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала учащихся и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Основные формы проведения мероприятий: конкурсы, фестивали, конференции, семинары, интеллектуальные игры, викторины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также организация внеурочной и досуговой деятельности с обучающимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора..

Основное назначение должности педагог-организатор заключается в организации воспитательного процесса, внеурочной и досуговой работы с детьми. Педагог-организатор входит в состав педагогического совета, как член педагогического коллектива он находится в административном подчинении ЗДВР и директора. Согласно квалификационным требованиям педагог-организатор должен меть среднее специальное педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы) или высшее педагогическое образование (без предъявления требований к стажу работы).

В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыраже­ния воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора яв­ляются:

содействие воспитанию, обучению, развитию общей культуры обучающихся;

руководство работой по воспитательно – досуговой деятельности, отдыху и развлечениям среди обучающихся;

содействие развитию и деятельности детских объединений;

разработка и реализация программ и проектов воспитания.

Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях.

Координация деятельности детских и молодежных общественных объединений.

В настоящее время общепризнанной является педагогическая значимость детского и молодежного общественного движения, которое предстает сегодня как сложная социально-педагогическая реальность, проявляющаяся в добровольной деятельности учащихся в соответствии с их запросами, потребностями, нуждами и инициативами как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.

Основными задачами детского и молодежного общественного движения являются:

—формирование у воспитанников активной гражданской позиции;

— создание необходимых механизмов для участия детей и учащихся молодежи в принятии решений, касающихся интересов детства;

— создание условий для приобретения воспитанниками опыта социально значимых отношений и т.д.

— развитие творческой личности.

В обосновании роли и места детского и молодежного движения в процессе воспитания подрастающего поколения важно учитывать тенденции во взаимоотношениях детских и молодежных объединений с учреждениями образования. На современном этапе государственные учреждения образования строят отношения с детскими и молодежными общественными объединениями как равные партнеры с учетом интересов детей, подростков и молодежи. В функции педагога-организатора, прежде всего, входит информирование детей и подростков об имеющихся в социальном окружении детских и молодежных формированиях, содержании их деятельности, целях, задачах этих организаций.

Задачи деятельности педагога-организатора - оказать помощь в самоорганизации социально активных детей и подростков, способствовать формированию творческой активности, реализации социально значимых проектов. От подготовленности взрослого к сотрудничеству, способности стать равноправным членом объединений в первую очередь зависит, сумеет ли педагог - организатор заразить детей и подростков личным примером социальной активности.

Педагог-организатор совместно с администрацией и педагогическим коллективом школы определяет модель взаимодействия с общественными структурами, созданными с участием детей. При этом педагогическая позиция педагога-организатора в детском объединении предполагает:

— добровольность его участия в деятельности объединения;

— педагогическое целеполагание при организации планирования работы объединения;

— согласованное с детьми выявление проблем, принятие решений и организация их выполнения;

— уважение прав детей-членов организации и административное невмешательство в деятельность организации, учет приоритета детской самодеятельности в управлении делами организации;

— эмоциональная и ресурсная поддержка деятельности организации.

Направления деятельности педагога-организатора по взаимодействию с детскими и молодежными общественными объединениями могут быть следующие:

1. Оказание необходимой помощи организациям, объединениям в подготовке и про­ведении выборов их органов самоуп­равления.

2. Ознакомление членов детских и молодежных общественных объединений и их органов самоуправ­ления с планом (программой развития) учебно-воспитательной работы учреждения, педагога-организатора (на год, полуго­дие, четверть, каникулы) с целью оп­ределения участия их в осуществлении указанных планов, а также обсуждения поступивших предложений, при этом формы проведения такой работы могут быть раз­ными — КТД, деловая игра, большой сбор ак­тива, экспресс-интервью, групповые со­беседования и т.д.

Организация свободного времени учащихся.

Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация свободного времени учащихся. В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.

В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.

Автор: Поливина Елена Аркадьевна
В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников. Удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Автор: Поливина Елена Аркадьевна

МУНИЦИПА ЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Д ОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК, УЛ. МЕНДЕЛЕЕВА, 30, ТЕЛ.(34675) 2-65-62

в учреждении дополнительного

Автор: Поливина Елена Аркадьевна

В соответствии с нормативными документами в Российской Федерации воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников. Удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ведущими функциями педагога-организатора нашего Центра являются: воспитательная , защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Остановимся на них поподробнее.

Итак, воспитательная функция , реализуемая педагогом-организатором, обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и обучающейся молодежи; создание условий для достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития воспитанников.

Защитная функция содействует реализации прав и свобод, зафиксированных в законодательных актах Российской Федерации, Конвенц ии ОО Н о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.

Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления воспитанников и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, секций и помогать им в реализации своих целей.

Методическая функция предполагает оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, руководителям детских и молодежных общественных объединений. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.

Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие воспитанников, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков, побуждает педагога-организатора к созданию условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

Следует отметить, что все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствие с которыми , педагог-организатор нашего Центра:

- организует воспитательную работу во внешкольное время;

- координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;

- содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;

- строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и обучающейся молодежи;

- создает условия, позволяющие воспитанникам раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;

- формирует общую культуру воспитанников;

- изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и обучающейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;

- содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

- проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

- заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;

- совершенствует свой профессиональный и методический уровень.

Педагог - организатор осуществляет в Центре педагогическую и воспитательную деятельность по направлениям:

- гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию;

- координации деятельности детских и молодежных общественных объединений;

- организации совместных мероприятий с семьями воспитанников;

- формированию здорового образа жизни;

- по профилактике противоправного поведения.

Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.

Не менее важным специфическим направлением в работе педагога-организатора является защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Педагог-организатор создает в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживает, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль соответствовала его статусу.

Интеграция воспитательных сил в социуме является также еще одной особенностью деятельности педагога-организатора. Он укрепляет единство усилий семьи, образовательных учреждений, общественных организаций и других социальных институтов, совершенствует планирование, координирует работу всех воспитательных средств, для достижения поставленных воспитательных целей.

Таким образом, поле деятельности педагога-организатора широко, разнопланово и многообразно, оно не ограничивается только стенами нашего Центра, а распространяется на сферу их ближайшего окружения и отношений. Педагог-организатор работает с детьми всех возрастных групп. Однако он действует не только сам, но и привлекает широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения. Он ищет связи с семьями детей, специалистами различных областей науки и искусства, находит единомышленников и добровольных помощников, включает в воспитательную работу представителей социального окружения.

Педагог-организатор нашего Центра, как и любого другого учреждения образования, в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с воспитанниками. Учитывать в своей работе воспитательный потенциал среды, самостоятельно искать пути взаимодействия с разными социальными институтами, привлекать широкий круг людей, заинтересованных в эффективных результатах воспитания подрастающего поколения, интегрировать воспитательные воздействия в социальной системе, а также адекватно оценивать и анализировать результаты воспитательной деятельности

Именно поэтому успехи в деятельности нашего Центра я неразрывно связываю со своей профессиональной деятельностью, успехи учреждения, в котором я работаю, успехи детей, с которыми я работаю – это и мои успехи, это мой педагогический опыт. Ведь я, как и мои коллеги – часть этого учреждения и живу жизнью своего Центра. Все достижения нашего коллектива, как детского, так и взрослого – это результат сплоченной работы, дружного, талантливого содружества детей и взрослых.

В своей работе я всегда придерживаюсь командного принципа , и на данный момент могу с уверенностью сказать, что в нашем Центре сложилась сильная, креативная , готовая всегда идти вперед команда единомышленников. На мой взгляд – это очень важно, идти в ногу со временем, и работать рука об руку с коллегами, с детьми. Ведь именно дети, которые занимаются в нашем Центре – главный, индикатор и, пожалуй, самый ценный результат нашей педагогической деятельности.

Читайте также: