Основные направления деятельности детской поликлиники кратко

Обновлено: 05.07.2024

Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение по оказанию внебольничной медицинской помощи детям от рождения до 15 лет и учащимся образовательных учреждений независимо от возраста.

Детские поликлиники могут быть самостоятельными или являются структурными подразделениями детской больницы, крупной городской поликлиники, ЦРБ и т.д.

Главное направление деятельности детской поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание лечебной помощи больным детям, организация лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья.

В настоящее время детская городская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности:

1) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:

— наблюдения за новорожденными, проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;

— проведения профилактических прививок в установленные Министерством здравоохранения сроки;

— проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и тд.;

2)лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь; направление детей на лечение в стационары, на восстановительное лечение в санатории; проводит отбор детей в оздоровительные учреждения;

3) противоэпидемические мероприятия (совместно с центром санитарно-эпидемиологического надзора);

4) лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах.

Структура детской поликлиники строится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает:

— фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

— кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка);

— отделение восстановительного лечения;

— лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры и др.);

— регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания;

— административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках.

В современных условиях в городах организуются и строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600—800 посещений в смену, имеющие все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейна для плавания, водо— и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений.

Вся деятельность участкового врача-педиатра строится в соответствии с задачами детской поликлиники в четырех основных направлениях:

— лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах.

Анализ деятельности детской поликлиникивключает следующие пункты:

· общую характеристику поликлиники;

· численность и состав детского населения;

· медицинское обслуживание новорожденных детей и детей 1 года жизни;

· организацию приёма детей в поликлинике и обслуживание их на дому;

· профилактическую работу детской поликлиники и её результаты

Основные показатели работы детской поликлиникирассчитываются следующим образом:

1. Обеспеченность населения врачами-педиатрами:

число врачебных должностей врачей-педиатров х 10 000

среднегодовая численность населения

2. Показатель участковости на дому:

число посещений, сделанных участковыми педиатрами к детям своего участка на дому х 100%

число посещений участковым и педиатрами на дому

Этот показатель при правильной работе участковых врачей-педиатров достигает 85-90%.

3. Укомплектованность поликлиники врачами:




число занятых врачебных должностей х 100%

число штатных врачебных должностей

4. Возрастной состав детей на конец года:

число детей в возрасте до 1 года, состоящих под наблюдением поликлиники х 100%

общее число детей, состоящих под наблюдением поликлиники

5. Среднее число детей на одном участке:

количество детей, обслуживаемых поликлиникой

число педиатрических участков

6. Среднее число детей первого года жизни на участке:

среднегодовое число детей в возрасте до 1 года в поликлинике

число педиатрических участков

7. Объем врачебной помощи больным детям на дому:

число посещений педиатрами на дому х100 %

общее число всех посещений к педиатрам (в поликлинике + на дому)

8. Полнота охвата детей периодическими осмотрами:

число лиц, фактически осмотренных

число лиц, подлежащих осмотру

9. Показатель участковости на приёме участковых врачей-педиатров характеризует организацию приёма:

число посещений участкового педиатра детьми своего участках100 %

общее число посещений, сделанных к участковым педиатрам

Величина этого показателя может быть разной (90-95%) и зависит от организации приёма к участковым педиатрам.

число посещений на дому, сделанных активно х 100%

число посещений участковым педиатром больных на дому

В норме показатель составляет 30-60%.

11. Среднее число посещений на врачебную должность в год (функции врачебной должности):

число посещений в поликлинике + число посещений на дому

число занятых врачебных должностей

12.Среднечасовая нагрузка врача-педиатра. Её можно рассчитать при разработке данных дневника врача (Ф. 039/у). Этот показатель получают в расчёте на год, за месяц:

число посещений врача в поликлинике

число фактически проработанных часов по графику на приеме в поликлинике

Оценка ведётся путём сравнения с нормативом: 5 посещений в час. Аналогично рассчитывают показатель среднечасовой нагрузки при работе педиатра на дому.

13. Общая заболеваемость:

средняя численность обслуживаемого населения

14. Частота и распространённость важнейших заболеваний:

средняя численность обслуживаемых детей

15. Показатель диспансеризации больных детей:

число больных, состоящих на диспансерном учёте на конец годах 100%

общее количество больных детей на участке

Важное значение имеет расчёт показателей профилактической работыдетской поликлиники:

16. Охват дородовым патронажем:

число детей, к матерям которых был выполнен дородовой

патронаж участковой медицинской сестрой детской поликлиники х100 %

общее число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники

17. Ранний охват новорожденных наблюдением участкового врача (медицинской сестры):

число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники, которых врач

(медицинская сестра) посетил в первые 2-3 дня после выписки из родильного домах 100 %

число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники

18. Систематичность наблюдения детей первого года жизни врачом (медицинской сестрой):

число детей, достигших 12 мес в отчетном году и наблюдавшихся врачом

(медицинской сестрой) без длительных перерывов.100%

число детей, достигших 12 мес в отчетном году

При расчёте этого показателя следует учитывать детей, достигших 12 месяцев в отчётном году, поскольку важно охарактеризовать качество наблюдений за весь год жизни данного ребёнка, а не за календарный год. Систематическим наблюдением за ребёнком в возрасте до 1 года является наблюдение с перерывом не более 2 месяцев. В летнее время допускается перерыв до 3 месяцев.

19. Показатель частоты грудного вскармливания:

число детей, находившихся только на грудном вскармливании до 4 мес.100%

число детей, достигших 12 мес в отчетном году

20. Показатель частоты раннего прикорма или искусственного вскармливания:

число детей первых 4 месяцев жизни, находившихся

на раннем прикорме или искусственном вскармливании .100%

число детей, достигших 12 мес в отчетном году

21. Показатель частоты рахита (гипотрофии II-III степени) у детей к 1 году жизни:

число детей, у которых сохранились проявления

рахита (гипотрофии II – III степени) у детей к 1 году жизни.100%

число детей, достигших 1 года

22. Качество профилактической помощи детям раннего возраста оценивают с помощью так называемого индекса здоровья:

число ни разу не болевших детей на первом году жизни (достигших 1 года жизни).100%

ЦЕЛЬ Занятия: изучить общие положения об организации лечебно-профилактической помощи детям и подросткам в РФ, знать задачи, структуру и организацию работы детской поликлиники. Изучить особенности организации работы в детских больницах, функциональные обязанности медицинского персонала. Овладеть методикой расчета и анализа показателей работы детской поликлиники и больницы.

Методика проведения занятия: Студенты самостоятельно готовятся к практическому занятию по рекомендованной литературе и выполняют индивидуальное домашнее задание. Преподаватель в течение 10 минут проверяет правильность выполнения домашнего задания и указывает на допущенные ошибки, проверяет степень подготовки с использованием тестирования и устного опроса. Затем студенты самостоятельно по годовому отчету лечебно-профилактического учреждения производят вычисление общих и специальных показателей деятельности детской поликлиники и стационара детской больницы. Анализируют полученные данные и формулируют заключение. В конце занятия преподаватель проверяет самостоятельную работу студентов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. В чем принципиальные отличия в организации работы детской поликлиники от поликлиники для взрослого населения?

2. Для чего организован фильтр в детской поликлинике? Каковы функциональные обязанности медицинской сестры работающей в фильтре.

3. Каков порядок работы и функции регистратуры в детской поликлинике?

4. Каково содержание и организация работы педиатрического отделения детской поликлиники?

5. Каковы функциональные обязанности участкового педиатра и участковой медицинской сестры?

6. В чем выражается преемственность в работе детской поликлиники, родильного дома, женской консультации, центра ГСЭН и др. учреждений?

7. Как осуществляется диспансеризация детского населения?

8. С какой частотой наблюдает педиатр здорового ребенка на участке? Каковы цели каждого из этих патронажей?

9. Что представляет собой комплексная оценка состояния здоровья детей?

10. Как проводится противоэпидемическая и санитарно-просветительная работа в детской поликлинике?

11. Какие существуют общие и специальные показатели деятельности детской поликлиники? Какова методика их вычисления и оценки?

12. Каковы особенности структуры и организации работы детской больницы?

13. Назовите основные показатели деятельности стационара детской больницы.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ:

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются:

§ непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни;

§ преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям;

Этапность в лечении - поликлиника, стационар, санаторий.

К учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям относятся: детские городская и краевая больницы, специализированные детские больницы, диспансеры, детские городские поликлиники, детские стоматологические поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома), детские бальнеологические и грязелечебницы, санатории, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее амбулаторно-поликлиническую помощь детям и подросткам до 18 (17 лет 11 месяцев 29 дней включительно) лет. Детские поликлиники организуются в целях обеспечения детей, не нуждающихся в госпитализации, доступной и качественной первичной медико-санитарной, квалифицированной и специализированной помощью, направленной на профилактику, снижение уровня заболеваемости, детской инвалидности, младенческой и детской смертности. В зависимости от числа врачебных должностей выделяют пять категорий городских детских поликлиник. В настоящее время в городах преимущественно функционирую крупные поликлиники (1-2 категории), имеющие достаточный набор помещений, высококвалифицированные кадры, необходимые лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры, массажа, водолечения, грязелечения и др.).

Таблица №1.

Категории поликлиник Число врачебных должностей Число посещений в смену
50 - 70
40 - 50
30 - 40
20 - 30
15 - 20

Оптимальный режим работы детских поликлиник: с 8 часов до 20 часов в рабочие дни, а в выходные дни до 14 часов. Детская поликлиника работает по участковому принципу. Вся обслуживаемая поликлиникой территория разделена на участки. На педиатрическом участке в норме проживает 800 детей и для их обслуживания выделяется 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности участковой медсестры. Кроме того, в детской поликлинике предусмотрены должности врачей-педиатров и медсестер (фельдшеров) для оказания лечебно-профилактической помощи в дошкольных учреждениях, школах и отделения специализированной медицинской помощи. Основным методом в обслуживании детей является метод диспансеризации.

Основные задачи детской поликлиники:

• Организация и проведение профилактических мероприятий в поликлинике, на дому, в дошкольных учреждениях и школах – диспансеризация детей (активное и динамическое наблюдение за здоровьем детей), санитарно-просветительная работа, пропаганда здорового образа жизни, проведение противоэпидемических мероприятий совместно с центрами ГСЭН;

• Оказание квалифицированной и специализированной лечебной помощи в поликлинике и на дому;

• Качественное проведение клинико-экспертной работы - экспертиза временной и стойкой нетрудоспособности;

• Своевременная госпитализация детей, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

• Соблюдение преемственных связей с другими ЛПУ: женскими консультациями, родильными домами, детскими больницами и санаториями, диспансерами.

Основным направлением деятельности детской поликлиники, является профилактическая работа, осуществляющаяся путем:

1. проведения дородового патронажа беременных женщин;

2. учета детского населения и диспансеризации здоровых, больных и детей из группы риска соответственно возрасту, особенностям нервно-психического и физического развития;

3. вакцинации детей;

4. подготовки детей к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;

5. предупреждения инфекционных заболеваний;

Санитарно-просветительной работы с целью гигиенического воспитания и прививания навыков по рациональному питанию, уходу, закаливанию, оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди детей, их родителей и членов семьи.

Детскую городскую поликлинику возглавляет главный врач, который непосредственно руководит всей ее деятельностью: обеспечивает своевременность, доступность и качество всех видов лечебно-профилактической помощи детям, осуществляет планирование, финансирование, устанавливает штат, организует работу сотрудников, анализирует результаты работы, отвечает за оснащение медицинским оборудованием, хозяйственным инвентарем. Штат медицинского и педагогического персонала в детской поликлинике устанавливается исходя из следующих нормативов: на 10 тысяч детей прикрепленных к поликлинике предусматривается - 12,5 должностей участковых педиатров, 0,5 ставки детского хирурга, 0,75 ставки травматолога-ортопеда, 1,25 ставки отоларинголога, по 1,5 ставки офтальмолога и невролога, а также должности других специалистов. Для обеспечения работы в дошкольных и школьных учреждениях дополнительно выделяются 1 должность врача-педиатра из расчета на: 180 -200 детей в детских яслях, 600 детей детских садов, 2000 учащихся образовательных учреждений.

В структуре детской поликлиники имеются свои особенности, так, в отличие от поликлиник, обслуживающих взрослое население, в детской поликлинике предусмотрено два входа. Через главный вход (вход для здоровых детей) заходят дети, не имеющие симптомов острых инфекционных заболеваний.

Все заболевшие дети должны обслуживаются на дому, однако, если родители по тем или иным причинам приводят заболевшего ребенка в поликлинику, они должны войти во вход для больных детей, который ведет в помещение называющееся фильтром. Там работает опытная медицинская сестра, которая опрашивает, осматривает ребёнка, ставит предварительный диагноз и решает – может ли ребенок посетить поликлинику или нуждается в консультации врача и изоляции. Если есть подозрение на инфекцию, то ребёнка помещают в бокс, где его осматривает врач, вызванный медицинской сестрой. После осмотра врача и назначения необходимых лечебных мероприятий ребенка через отдельный выход из бокса отправляют домой или при показаниях на машине скорой помощи перевозят в стационар. Бокс, в котором находился больной, дезинфицируют.

В вестибюльном помещении должна быть сосредоточена информация об услугах поликлиники, пространственной и функциональной структуре учреждения. В детских поликлиниках у входа следует предусматривать помещение для хранения детских колясок, а в вестибюле - предусматривать столы для пеленания грудных детей.

Функциональные обязанности участкового педиатра:

• формирует врачебный участок из прикрепленного контингента;

• проводит динамическое медицинское наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием детей;

• проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в амбулаторных условиях;

• осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

• проводит первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста в установленные сроки;

• организует и принимает участие в проведении профилактических осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретированные возрастные сроки;

• разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;

• обеспечивает своевременное направление детей на консультации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях - на госпитализацию;

• обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;

• проводит динамическое наблюдение за детьми с хронической патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их своевременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;

• обеспечивает подготовку детей к поступлению в образовательные учреждения;

• обеспечивает поступление информации о детях и семьях социального риска в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники, органы опеки, попечительства;

• обеспечивает работу стационара на дому;

• обеспечивает выполнение индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;

• обеспечивает проведение дополнительного лекарственного обеспечения детей, имеющих право на получение набора социальных услуг;

• выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;

• обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита B и C, ВИЧ-инфекции;

• осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследственными заболеваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;

• своевременно направляет извещения в установленном порядке в территориальные органы санэпиднадзора о случаях инфекционных заболеваний и поствакцинальных осложнениях;

• обеспечивает медицинскую помощь юношам в период подготовки к военной службе;

• проводит работу по врачебному консультированию и профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;

• проводит подготовку медицинской документации по переводу детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;

• руководит деятельностью среднего медицинского персонала, осуществляющего оказание первичной медико-санитарной помощи;

• ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализируя состояние здоровья прикрепленного контингента к врачебному педиатрическому участку и деятельность врачебного педиатрического участка;

• систематически повышает свою квалификацию.

Диспансерный метод широко используется участковым педиатром для улучшения состояния здоровья детского населения. Профилактические осмотры являются первым и обязательным этапом в диспансеризации детского населения. Объем и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному, физическому, функциональному и нервно-психическому развитию ребенка. Проведение профилактических медицинских осмотров детей предусмотрено Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, то есть, гарантировано государством. Обязательное проведение профилактических медицинских осмотров детей в определенные возрастные периоды предусмотрено рядом приказов Минздрава и Министерства здравоохранения и социального развития России: №186/272 от 1992 г., №151 от 1997 г., №154 от 1999 г., №241 от 2000 г., №623 от 2003г., №28 от 2006г. Эти приказы являются действующими на настоящий момент. В связи с тем, что профилактическая работа гарантирована государством, проведение профосмотров в муниципальных поликлинических учреждениях является бесплатным. Участковый педиатр и медицинская сестра в первые два дня после выписки ребенка из роддома проводят на дому совместный активный профилактический осмотр (патронаж) новорожденного. Первый год жизни ребенка чрезвычайно важен с точки зрения становления функции всех органов и систем организма, нервно-психического развития, поэтому необходимо регулярное медицинское профилактическое наблюдение за малышом. Активные посещения новорожденного на дому проводятся участковым педиатром на 10-й, 14-й и 21-й дни жизни ребенка, далее – ежемесячно мама с малышом посещает участкового педиатра в поликлинике. При осмотре педиатр уточняет антропометрические параметры (массу и длину тела, окружность грудной клетки и головы, оценивает состояния швов и родничков на голове), оценивает нервно-психическое и физическое развитие, функциональное состояние других органов и систем. Даются рекомендации по уходу за ребенком, по его питанию, другие советы для обеспечения здорового роста и развития. В возрасте 1 месяца, наряду с педиатром, малыша осматривают невролог, ортопед, офтальмолог, хирург. Кроме того, в 1 месяц жизни проводится вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая - обычно проводится в роддоме в первые 12 часов жизни ребенка). Прививка выполняется после осмотра педиатром для исключения острых заболеваний. По результатам профилактического осмотра в зависимости от состояния здоровья малыша, врач может назначить дополнительные исследования (общий анализ крови и мочи, исследования кала и пр.).

Невропатолог (невролог) выяснит, правильно ли происходит развитие нервной системы ребенка, проверит, научился ли он держать голову, реагирует ли на резкие звуки, на свет и т.д. Именно в этом возрасте чаще всего выявляются перинатальные, то есть возникшие в период беременности и родов, поражения центральной нервной системы. Невролог даст рекомендации по поводу оздоровительного массажа, гимнастики, посещения бассейна, а при необходимости - назначит медикаментозное лечение.

Ортопед оценит развитие костно-мышечной системы ребенка, а также исключит наличие какой-либо врожденной патологии развития (например, врожденная косолапость, врожденный подвывих или вывих тазобедренного сустава и др.), может быть назначено ультразвуковое или рентгенологическое исследование тазобедренных суставов. Чем раньше специалист заметит отклонение в развитии опорно-двигательного аппарата малыша, тем эффективнее будет лечение.


Детская поликлиника ― государственное учреждение. Обеспечивает лечебно-профилактическую помощь: детям от рождения до 14 лет включительно (14 лет 11 месяцев 29 дней) и подросткам в возрасте 15–17 лет.

Выделяют 5 категорий детских поликлиник:

I. ― 800 посещений в день;

II. ― 700 посещений в день;

III. ― 500 посещений в день;

IV. ― 300 посещений в день;

V. ― 150 посещений в день.

Основные направления деятельности детской поликлиники

· Организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (диспансеризация здоровых детей, профилактические прививки, санитарно-просветительная работа);

· Лечебно-консультативная помощь на дому, в поликлинике, направление на стационарное, санаторное лечение, отбор в специализированные ясли-сады, лагеря отдыха;

· Лечебно-профилактическая помощь в дошкольных учреждениях и школах;

· Противоэпидемическая работа совместно с СЭС;

· Правовая защита детей.

Основной принцип работы детской поликлиники: участково-территориальный.

Количество детей на участке ― 800 (предусмотрена 1 должность участкового педиатра и 1,5 должности патронажной сестры).

Каждые 9 педиатрических участков объединены в отделения во главе с заведующим.

Штатные нормативы

В ДДУ: 1 должность педиатра на 180–200 детей ясельного возраста и 600 детей дошкольного возраста.

В школах: 1 должность педиатра на 1800 школьников.

Руководит деятельностью поликлиники главный врач, который несет полную ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, административно-хозяйственную и финансовую деятельность учреждения.

Основные задачи участкового педиатра

Проведение профилактической и лечебной работы, направленной на укрепление здоровья обслуживаемых детей, улучшение их физического и нервно-психического развития, снижение заболеваемости и смертности.

Обязанности участкового педиатра

· Постоянно поддерживать связь с женской консультацией, обеспечивая преемственность в наблюдении за беременными групп риска.

· Посещать новорожденных на дому в первые 3 дня после выписки из роддома.

· Проводить прием детей в поликлинике, оценивать физическое и нервно-психическое развитие, назначать режим, рациональное питание, профилактику фоновых заболеваний.

· Планировать профилактические прививки, обоснованно оформлять медицинские отводы от них.

· Осуществлять диспансерный учет за детьми с хронической патологией, оздоравливать, анализировать эффективность диспансеризации.

· Организовывать профилактические мероприятия, обследовать детей перед поступлением в ДДУ, школу.

· Оказывать медицинскую помощь больным детям в день вызова и при необходимости активное наблюдение в динамике.

· Направлять ребенка на лечение в стационар, на санаторное лечение.

· Совместная работа с СЭС, направленная на снижение инфекционной заболеваемости.

Дородовый патронаж

· Установить контакт с будущей матерью;

· Выяснить состояние ее здоровья, социальное положение, психологический климат, условия жизни будущего ребенка;

· Дать рекомендации по режиму труда и отдыха, питанию;

· Предостеречь женщину от вредных привычек, приема медикаментов без назначения врача;

· Рекомендации по подготовке уголка для новорожденного, обучить правилам ухода за ребенком и вскармливанию.

Первый патронаж проводится после поступления сведений о постановке беременной на учет в женскую консультацию. Второй в 31–32 недели беременности.

Диспансеризация

Система медицинских мероприятий, проводимых с целью оценки состояния здоровья, а также выявления заболеваний или факторов риска, способствующих их возникновению или развитию.

Диспансеризация здорового ребенка (первый год жизни)

I патронаж (врачебно-сестринский): в первые 3 дня после выписки из роддома. В первые сутки осматриваются первенцы, дети из социально-неблагополучных семей, дети II–V групп здоровья.

IIпатронаж: 14 день жизни.

III патронаж: 20–21 день жизни.

Затем педиатр осматривает 1 раз в месяц в условиях поликлиники.

· Оценка физического и психо-моторного развития;

· Профилактическая работа по организации режима дня, физического воспитания, закаливания, вскармливания, профилактике фоновых заболеваний.

Ежеквартально (3, 6, 9, 12 мес.) составляется подробный квартальный эпикриз.

На 1 месяце жизни – определение остроты слуха.

В возрасте 2–3 мес. здоровых детей должен осмотреть ортопед, невролог, офтальмолог.

Лабораторно: в 3 мес. ― общий анализ крови, общий анализ мочи.


Родителям нередко приходится сталкиваться с различными болезнями у своего малыша, которые, увы, сопровождают его во время всего периода взросления, а потому неизбежным и частым событием для них является посещение врачей детской поликлиники. Структура и организационная система этого заведения, тем не менее, не для всех прозрачна и понятна, а потому в сегодняшней статье мы разберемся в этом вопросе. Также выясним, каков порядок обращения к участковым педиатрам, и какова сфера их ответственности.

детской поликлиники структура

Определение лечебного заведения

Итак, что же такое детская поликлиника? Задачи, структура и особенности этого амбулаторно-профилактического подразделения государственной системы здравоохранения предполагают оказание помощи детям от рождения и до достижения ими совершеннолетия.

При этом основная работа должна быть направлена не на лечение ребенка по факту, а на профилактику у него болезней, его своевременную диспансеризацию. Структура детской поликлиники не дает возможности проводить активные манипуляции с пациентами. Там в большей мере предусмотрена диагностическая и консультационная помощь. В некоторых случаях амбулаторное лечение в поликлинике также возможно, если схема, предписанная врачом, позволяет оказание медикаментозной и других видов помощи в условиях дневного стационара и не требует круглосуточного наблюдения за пациентом.

детская поликлиника структура задачи принципы работы

Функции поликлиники

Основной функцией данного учреждения является обслуживание пациентов, не нуждающихся в срочной госпитализации. При этом оказание услуг медицинским персоналом происходит не только в условиях детской поликлиники. Структура заведения гарантирует выезд врачей-педиатров и патронажных медсестер на дом.

Также в перечень функций входит организация профилактических мер, направленных на снижение уровня заболеваемости среди детей. Добиться этого можно разными способами:

  • налаживание системы периодических плановых осмотров пациентов всех возрастных групп. При этом особое внимание уделяется малышам до года;
  • популяризация здорового образа жизни среди детей, своевременные противоэпидемические мероприятия;
  • в обязательном порядке должна проводиться массовая иммунизация от инфекционных заболеваний согласно стандартам и предписаниям ВОЗ.

Структура детской поликлиники предполагает наличие в штате ее сотрудников профильных специалистов, способных оказать первичную консультационно-диагностическую помощь пациентам. В обязательном порядке это хирург, ортопед, невролог, оториноларинголог и офтальмолог. За крупными поликлиниками 1-2-й категории закреплены также кардиолог, инфекционист, стоматолог, психолог, логопед и другие специалисты.

Кроме того, функциональные обязанности медицинского персонала, занятого в детских поликлиниках, предполагают налаживание системы мероприятий, направленных на подготовку ребят к поступлению в школы и детские сады.

структура и задачи детской поликлиники

Задачи учреждения

Кроме непосредственного лечения больных и проведения мероприятий по предупреждению заболеваний среди детей поликлиничные службы делают работу по даче клинико-экспертных заключений. Именно в этом учреждении проводится экспертиза нетрудоспособности детей и подростков (временной и стойкой).

Не менее важной задачей является грамотное оформление статистической, учетной и отчетной документации. На данный момент за каждой поликлиникой закреплен определенный участок. Педиатры, отвечающие за вверенную им территорию, обязаны отслеживать ситуацию с физическим и психическим развитием детей из своего района, вести учет подопечных из группы риска.

Какие еще услуги может оказать пациентам детская поликлиника? Структура, задачи и принципы работы каждого учреждения прямо зависят от того, какая ему приписана категория. Более подробно мы об этом расскажем дальше.

структура детской поликлиники схема

Деление по категориям

Детские поликлиники подразделяются всего на пять категорий. Данное деление зависит от количества пациентов, которым предоставляет свои услуги конкретное медицинское учреждение. В больших городах это преимущественно поликлиники 1-й и 2-й категорий, которые соответственно могут принять в день до 800 или 700 пациентов. При этом структура и организация детской поликлиники первой категории ложится на плечи 50-70 врачей, а меньшее по посещаемости учреждение в штате может содержать до 50 врачебных должностей.

Такие поликлиники чаще всего очень хорошо оснащены и имеют в своей структуре дополнительные службы:

  • кабинет физиотерапии и ЛФК;
  • массажный кабинет;
  • стоматологический кабинет;
  • клиническую лабораторию, в том числе и рентгенологический кабинет;
  • подразделение, работающее по направлению психологической реабилитации детей.

Небольшие поликлиники 4-й и 3-й категории в день могут принять до 500 пациентов, в их штате задействовано не более сорока докторов. Наименьшую нагрузку имеют учреждения 5-й категории (сюда приходит до 150 человек). Чаще всего это поликлиники, расположенные в малочисленных населенных пунктах, такие медицинские учреждения имеют небольшой штат, который в основном представляют специалисты общей практики (педиатр или семейный врач).

структура и функции детской поликлиники

Организационная структура работы детской поликлиники

Вне зависимости от своей категории детская поликлиника должна соответствовать общепринятым государственным нормативам. Структура описываемого медицинского учреждения состоит из таких отделений:

  • Руководство поликлиники (главный врач). Сюда же подчиняется административно-хозяйственная часть медучреждения.
  • Информационное отделение, которое включает регистратуру и методкабинет.
  • Педиатрическое отделение, занимающееся лечебно-профилактической деятельностью (участковые педиатры, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурная).
  • Отделение консультирования и диагностики (кабинеты узкопрофильных специалистов, помещения, где пациентам проводят диагностические мероприятия, физпроцедуры).
  • Лаборатория.
  • Отделение скорой помощи.
  • Кабинет по работе со школьными и дошкольными учебными заведениями.
  • Дневной стационар.

Если рассматривать амбулаторию для взрослых и детскую поликлинику, то между ними есть существенное отличие. Чем же отличается структура детской поликлиники? Схема помещения предполагает создание двух отдельных входов в медицинское учреждение с тем, чтобы здоровые и больные дети не контактировали друг с другом.

структура прививочного кабинета в детской поликлинике

Медперсонал

Основу сотрудников любой детской поликлиники составляют врачи-педиатры. По нормативам на одного специалиста приходится порядка 800 пациентов. На практике это число гораздо выше ввиду недостаточного количества квалифицированных специалистов (особенно в небольших городах и поселках).

В течение одного приемного часа педиатру необходимо осмотреть в среднем 6 человек; время, которое специалист может уделить каждому пациенту – не более 15 минут. А при выезде на дом на одного больного он может потратить максимум 30 минут. Во время профосмотров нагрузка врача возрастает, так, за один час ему необходимо отпустить семерых детей.

По штатскому расписанию на одну ставку участкового педиатра приходится 1,5 медсестринской ставки. Сотрудники из числа среднего медицинского персонала ведут прием совместно с докторами, проводят процедуры в манипуляционных кабинетах. Патронажные медсестры выезжают к новорожденным детям для оказания консультаций молодым матерям и учета грудничков.

Структура и задачи детской поликлиники имеют серьезную направленность на оказание медицинских услуг детям первого года жизни. До исполнения малышом 24 дней от роду к нему еженедельно (поочередно) приходит педиатр и медсестра. Эта мера помогает снизить заболеваемость и смертность среди новорожденных.

структура и организация работы детской поликлиники

Оказание профильной помощи

Количество специалистов узкой специализации прямо зависит от категории поликлиники. Об их функциональных обязанностях мы сейчас поговорим более подробно. В возрасте одного месяца каждый ребенок подлежит осмотру таких врачей, как невролог, хирург, ортопед и офтальмолог. Эти специалисты помогают в раннем возрасте выявить возможные проблемы со здоровьем малыша, в том числе отставание в психическом и физическом развитии.

Не всегда структура и функции детской поликлиники позволяют сделать все эти манипуляции на базе одного учреждения, поэтому врачи могут дать путевку в районную или городскую детскую больницу.

структура и организация детской поликлиники

Иммунизация детей

Массовая вакцинация населения от некоторых инфекционных болезней – это одна из главных задач медицинских учреждений. Процедура проведения прививок проста и прозрачна. Прежде всего педиатр должен осмотреть своего пациента и сделать заключение о состоянии его здоровья. Здоровому ребенку, у которого нет причин для медотвода от прививок, вводят вакцину. Манипуляцию проводят в специальном кабинете.

Структура прививочного кабинета в детской поликлинике – это обособленная служба ввиду того, что здесь организована работа по поставкам, хранению и использованию подотчетных препаратов. В этом помещении поддерживается необходимая температура воздуха, предусмотрено специальное оборудование.

структура работы детской поликлиники

Манипуляции и дневной стационар

В условиях детской поликлиники детям доступна не только консультационно-диагностическая помощь, но и проведение лечебных мероприятий, реабилитационные процедуры:

  • бальнеотерапия;
  • грязетерапия;
  • водные процедуры;
  • ЛФК, лечебный массаж;
  • УВЧ, тубус, ингаляции, прогревание парафином и т. д.

Все эти процедуры проводят лишь после назначения врачом. Младший и средний медицинский персонал не может проводить манипуляции с пациентом, основываясь на собственных решениях.

детская поликлиника задачи структура особенности

Работа на дому

Структура и организация детской поликлиники допускает посещение пациентов в домашних условиях. Выезды педиатры производят согласно графику, каждый на своем участке. Вызов врача на дом делается по телефону через регистратуру.

При этом дома доктор может осматривать ребенка не только лишь на первичной стадии болезни. Повторное обращение возможно, если пациент не чувствует себя лучше или его состояние усугубилось. Оформление документации (выписка рецепта, направление на анализы, УЗИ или рентгенографию, обращение к профильному специалисту) в домашних условиях также возможно.

Возраст подопечных детской поликлиники

Обращаться в детскую поликлинику можно пациентам с рождения и до исполнения им 18 лет. При этом помощь здесь оказывают и беременным женщинам, у которых диагностировано осложнение внутриутробного развитием плода. Посещение участкового педиатра запланировано также у будущих матерей вполне здоровых малышей. Детский врач должен провести с будущей роженицей разъяснительную работу о способах ухода за новорожденным, проконсультировать ее в вопросах естественного вскармливания.

По достижении ребенком совершеннолетия участковый педиатр переводит своего пациента к семейному врачу или терапевту, оформляет всю необходимую для этого процесса медицинскую документацию.

Читайте также: