Основные формы патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности школы

Обновлено: 16.05.2024

Автор: Карпова Светлана Ильинична
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Амгинская СОШ им РИКонстантинова
Населённый пункт: с Мындагай Чурапчинского улуса РС(Я)
Наименование материала: Опыт работы
Тема: Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность
Раздел: среднее образование

журнал
Проведение устных журналов призвано удовлетворять любознательность учащихся. От других форм внеурочной работы он отличается широтой информации. Устные журналы — эффективная форма, способствующая популяризации курсов ОБЖ, история. Эта форма работы тесно связана с другими формами: викторинами, конференциями и т. д., они за короткое время дают возможность познакомить учащихся со многими вопросами курса основы безопасности жизнедеятельности.
Викторины

проведения недели основ безопасности жизнедеятельности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы : ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации[2]подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.

Своеобразие проявления и особенности формирования патриотизма у младших школьников. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся младшего школьного возраста педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, как показывает опыт многолетней деятельности, является личностный рост каждого ребенка, подростка, молодого человека, позитивная система его отношения к миру.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.

В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.

Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает. Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают. Поэтому наша задача разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.

Школьники выполняют различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, театрализованные представления, мини-проекты, мини-спектакли, фотовыставки, выставки прикладного творчества.

Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Опыт работы по патриотическому воспитанию младших школьников показывает успешность выбранной стратегии и тактики воспитательной работы.

Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество Нравственно-патриотическое воспитание через художественное творчество Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное… Побереги святые.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. В этом возрасте начинает формироваться любовь к Родине - самое великое.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в ДОУ Конюхова Юлия Вячеславовна Воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 142 Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через уголок краеведения в.

Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников «Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников" «Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный.

Автор: Мишина Анастасия Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №17
Населённый пункт: город Кировград
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание через интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.
Раздел: полное образование

Патриотическое воспитание через

интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников.

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания

знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях

современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

интересах детей на период до 2025 года. Стратегия учитывает положения

Российской Федерации и иных нормативных

правовых актов Российской

Федерации, затрагивающих сферы образования, спорта, культуры, семейной

молодёжной политики, а также международных документов в сфере защиты

прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей.

человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство,

вера в добро и стремление к выполнению нравственного долга перед самим

собой, своей семьёй и своим Отечеством.

2022 года составлена в соответствие со стратегией развития воспитания РФ,

Концепцией духовно-нравственного развития и ФГОС второго поколения.

которые обусловили актуальность её разработки:

агрессивное воздействие внешней среды

информационное безразличие молодёжи

отсутствие душевной толерантности

Это привело к обновлению воспитательного процесса и выделением в нём

гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с учётом

современных достижений науки и на основе отечественных традиций

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия

педагогических понятий , одним из которых является патриотизм.

патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к

выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите

интересов личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время и

Одним из механизмов для создания условий для патриотического воспитания

является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической ,

истории страны. Одним из видов деятельности по духовно-нравственному

воспитанию и развитию школьников является ознакомление с героическими

обязанностями гражданина,ознакомление с историей и культурой родного

деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской

Данное направление осуществляется через интеграцию внеклассной работы

школы и краеведческого кружка при музее «Становление и развитие посёлка

Лёвиха, который существует только 6 лет.

На основе работы кружка образовательный процесс выстраивается в

исследовательские проекты, волонтёрское движение.

Так ,например, благодаря материалам Всесоюзной переписи ветеранов

Великой Отечественной войны в 80-е годы прошлого века учащимися школы

исследовательской работе школьников количество портретов данной акции

увеличилось от 40 до 142.

На основе музейного материала учащиеся школы пишут проекты, а

результаты новых исследовательских проектов часто становятся достоянием

краеведческого музея. Видео-экскурсию по посёлку Мамченко Екатерины

можно увидеть на сайте школы , а проект Кораблёвой Лизы « История

Гелинджеке. Ученица 4 класса Поникаровская Соня учится работать с

передовиков производства Левихинского рудника с 1958года, где увидела

фамилию своего прадеда. Учителя литературы Кораблёва Венера Кимовна и

Пестрикова Татьяна Владимировна подготовили детей для конкурса стихов о

войне, который прошёл в Комнате боевой славы музея. Ученики Зариповой

Ольги Михайловны результаты проектной деятельности всегда приносят в

Древней Руси Куманеевой Яны стал новым экспонатом стилизованной

русской избы. Кроме того Ольга Михайловна активно проводит уроки по

окружающему миру среди источников и экспозиций краеведческого музея.

уроков размещены на сайте школы)

К 75-летию Уральского Добровольческого Танкового корпуса в музее новая

экспозиция, прошли встречи с родственниками танкистов УДТК. Учителя

школы проводили Уроки Мужества в комнате Боевой Славы. Мамченко

Ирина Рафкатовна организовала совместную работу родителей и учеников

новая экспозиция музея.

Например, материал о левихинцах –танкистах УДТК был не только отмечен

медалью и грамотой Совета ветеранов УДТК, но и послужил основой для

отправлен в этом году для издания областной Книги Памяти к юбилею

В таких маленьких территориях , как посёлок Лёвиха, только интеграция

урочной и внеурочной деятельности, которая объединяет и взрослых и детей,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о воспитании патриотизма у младших школьниковчерез урочную ивнеурочную деятельность.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УРОЧНУЮ И ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.

Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных ценностей – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом, Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формирует у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с ощущением красоты родных мест.

Актуальность:

Становление самосознания личности – тонкая сфера познания, чувств, психологического личностного восприятия мира и себя, собственного я в мире человеческих отношений, в обществе, в котором живет, учится, трудится человек. Это, конечно, и лично принятие учащимися мировоззренческие идеи, законы, категории и принципы морали, гражданственности, права, личные притязания на собственные решения, интересы и запросы, стремление приобщиться к освоению природного, социального, культурного потенциала окружающей среды.

Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на знания о гражданственности, в то время как сегодня в первую очередь требуется разработать процедуры формирования поведения, свойственного члену демократического общества. Сформировать у молодого поколения чувство ответственности, присущее гражданину, уверенность в возможности влияния на ситуацию в обществе и изменять ее к лучшему, реализуя свою активную гражданскую позицию.

Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности. Актуальность проблемы развития гражданского самосознания обусловлена потребностью общества и государства в формировании гражданина, который должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромисс), а также желанием участвовать в общественно - политической жизни.

В становлении гражданского самосознания детей младшего школьного возраста важное место занимает изучение правовых основ своего государства, символами страны и их историей, знакомство с правами и обязанностями гражданина. С этим материалом наиболее эффективно знакомить учащихся во внеучебной воспитательной работе, так как необходим дополнительный материал, которого в учебниках просто недостаточно для более точного освящения всех вопросов.

Теоретическая часть

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [10].

Формирование патриотизма происходит во время обучения, социализации и воспитания учащихся. Но развитие патриотизма не ограничивается социальным пространством в рамках школьных стен. Большое значение имеет влияние семьи и других социальных институтов общества, таких как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Подобные факты нужно учитывать педагогам во время воспитания учащихся.

Система работы по патриотическому воспитанию включает в себя три основных компонента:

Патриотическое воспитание в системе уроков.

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Цель патриотического воспитания ‒ развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Задачи патриотического воспитания включают:

формировать понятия о большой и малой Родине, первоначальные знания о её истории, исторических личностях; бережного отношения к жизни и ко всему живому;

прививать трудовые навыки, воспитывать уважительное отношение к труду другого человека;

воспитывать уважительное отношение к общественной собственности, к собственности другого человека;

Формы патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание в урочной и внеурочной деятельности включает в себя различные формы:

Круглый стол, диспут

Конкурс, викторина, КВН, станционная игра

Встреча с интересными людьми и др.

Классный час ‒ это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Типы классного часа:

Нравственный классный час

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений;

3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников;

4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, и др.).

Интеллектуально-познавательный классный час

1. Развивать познавательный интерес учащихся.

2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности, стремление к самосовершенствованию.

1. Развивать кругозор учащихся;

2. Способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей.

1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района;

2. Применение знаний, полученных на уроках;

3. Формирование своего отношения к происходящему;

4. Развитие исследовательских умений.

Одна из форм работы ‒ экскурсия.

Экскурсия — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Экскурсия выполняет несколько функций:

Функция научной пропаганды;

Функция формирования интересов;

Функция расширения культурного кругозора;

Функция организации культурного досуга.

Проведение экскурсий способствует:

1.Углублению знаний учащихся о родине, своём родном крае, месте рождения;

2.Углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

3.Воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

Родительские собрания – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания.

Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Существуют следующие виды родительских собраний

Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Предполагаемые положительные изменения в поведении учеников:

проявление интереса к русским традициям и промыслам, к истории и культуре России;

проявление уважительного отношение к труду;

проявление чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

проявление чувства гордости за достижения Родины;

демонстрация развитых коммуникативных навыков, умение вести диалог;

В качестве условий реализации можно назвать следующие:

1.Создание благоприятных материально-технических и социальных условий для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

2.Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала патриотической направленности с опорой на опыт и чувства детей.

3.Обращение к культурному наследию, призванному обеспечить формирование духовного мира человека.

4.Работа на уроке и во внеурочное время.

Для достижения цели формирования патриотизма учеников младшего класса с помощью средств эстетического воспитания ставятся задачи:

1. Развитие нравственно-патриотических качеств таких как: гордость, гуманизм, желание сберечь и увеличить богатство своей родины.

2. Расширение представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем.

3. Формирование интереса к историческому наследию страны, города, семьи.

Комплекс уроков литературного чтения, ориентированный на воспитание патриотизма учащихся младшего класса.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система учебной и внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. наиболее продуктивно это воспитание осуществлять комплексно: в учебное и в свободное от обучения время.

Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных задач. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги в современных условиях.

Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача - вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, как активная сопричастность с её историей, культурой, с современной жизнью, её достижениями и проблемами.

Для школы, имеющей свою определённую социальную характеристику вопрос воспитания патриотических чувств, любви к Родине, к своему народу, служение Отечеству, готовности к самостоятельной жизни в правовом многонациональном государстве, стоит очень остро.

Многие школьные дисциплины касаются вопросов патриотического воспитания и формирования гражданственности. Внеурочные занятия по способны существенно улучшить патриотическое воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Для формирования патриотизма учебного материала недостаточно, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в учебно-воспитательной сфере.

Истинный патриотизм предполагает формирование и развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельности, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Список используемой литературы

А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).

Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика.- № 5. -2007.

Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2006 №8 – С. 17

Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.1 – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. – 24 с.

Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. №3. – С. 52-56.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

Читайте также: