Основатель французской социологической школы и предшественник структурно функционального анализа

Обновлено: 04.07.2024

Эмиль Дюркгейм является одним из самых известных социологов и философов. Ученого по праву признают основателем французской социологической школы, и генератором множества других идей. Прежде всего, это идея структурно-функционального анализа, который по сей день используется современными социологами как один из самых популярных методов исследования. Также благодаря разработкам Дюркгейма социология смогла выйти на качественно новый уровень, что сделало ее самостоятельной наукой.

Благодаря Эмилю Дюркгейму была разработана четкая концепция предмета социологии, и именно в связи с этим Дюркгейм считается классиком теории социологического метода и особого подхода – социального реализма. К основным положениям социологии, в соответствии с разработками Эмиля Дюркгейма, можно отнести следующие:

  1. Общество – это неотъемлемая часть объективной реальности. Общество также включено в общий порядок развития природы, но при этом обладает своими специфическими чертами и особенностями.
  2. Общество первично, если мы говорим об отношении общества к составляющим его людям
  3. Социальные факты, которые исследуются социологией, объективны. Они не могут зависеть от личного мнения индивида, от человеческого произвола, поскольку факты остаются фактами.

По мнению Дюркгейма, социология должна изучать социальную действительность, которая есть на самом деле. Она обладает огромным количеством специфических качеств и черт, и по этой же причине в рамках социологии должна использоваться собственные специфические методы, которые обладают уникальными чертами и набором характеристик в зависимости от сферы, в которой эти самые методы применяются исследователем.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальные факты – это предмет изучения социологической науки. Они существуют вне жизнедеятельности индивида, но могут оказывать на его жизнь огромное воздействие.

Задачи социологической науки сводятся к элементарному обоснованию и пониманию, что именно мотивирует человека вступать во взаимосвязи с другими членами общества, и почему для индивида стабильность в социальном порядке является самой важнейшей ценностью. Также крайне важно определить, какие законы могут контролировать межличностные процессы и управлять ими. Социология по Э. Дюркгейму – это свободная объективная наука, которая не имеет в своем бэкграунде никаких предрассудков или спекуляций, в связи с чем она в большей степени предпочтительна в рамках исследований социальной реальности, чем какие-либо иные научно-исследовательские направления.

Положения социологии Дюркгейма

С точки зрения исследовательских взглядов Эмиля Дюркгейма и французской социологической школы, основателем которой он является, общество предстает перед нами в качестве системы нравственных связей, которые образуются между людьми. Эти отношения могут быть навязаны человеку, могут принуждать его к осуществлению той или иной деятельности. Общество нуждается в том, чтобы его изучали, и делать это можно через анализ отдельных социальных фактов. Причем, социальные факты должны соответствовать категориям социального.

В социальных фактах важную роль играет сознание человека. Оно может рассматриваться с точки зрения двух своих форм:

  • индивидуальное человеческое сознание;
  • коллективное сознание.

Коллективное сознание может проявляться в качестве некоторых коллективных представлений, которые могут сделать общество однородным, более стабильным и устойчивым, а это играет немалую роль в исследовании современной социальной реальности.

Дюркгейм придавал большое значение концепции социальной солидарности. Он стремился реализовать ее в любых ситуациях, которые сменяют друг друга на каждом историческом этапе. С позиций солидарности человек может понять, как он поступает, как его поступки сказываются на жизнедеятельности других людей, и могут ли данные действия создать ситуации риска. К тому же, в рамках либеральных позиций солидарность могла бы помочь достигнуть мирного разрешения противоречий, с учетом интересов не только богатых категорий населения, но и беднейших слоев, которые как раз чаще, чем все остальные, подвергаются давлению со стороны.

Также очень важно указать на такие положения, как выделение объективной социальной действительности и в качестве сферы бытия, и в качестве отдельного вида деятельности. Социальная действительность может быть выделена по отношению к биологической природе человека или к его эмоционально-психическому началу. В любом случае, возрастает роль человеческой личности, ее установок, ценностных ориентаций, желаний и возможностей, стремлений удовлетворить свои потребности. Индивидуальное поведение теперь регулируется объективными нормами контроля, которые распространяются на все категории общества.

Общество рассматривается в качестве особой структуры, где все элементы очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Особенность состоит в том, что каждый компонент общества наделен своими функциями, и при должном их исполнении общество в целом может успешно функционировать. Если нарушится жизнедеятельность какого-либо элемента, то это попросту может привести к тому, что будет разрушена вся социальная система. В систему входят социальные институты, которые в основном отвечают за четыре ключевые сферы жизни общества: социальную, экономическую, политическую и духовную. Между ними существуют зависимости, они могут соединяться друг с другом, образуя совершенно новую систему со своими направленностями действий.

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Э. Дюркгейм о предмете социологии и о структуре социологического знания.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Э. Дюркгейм о предмете социологии и о структуре социологического знания.

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей.

Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).

Жизнь и научная деятельность Э. Дюркгейма. Предпосылки социологии Э. Дюркгейма

На протяжении своей научной карьеры Дюркгейм стремился претворить в жизнь три основные цели. Прежде всего, он желал видеть социологию полноценной академической дисциплиной. Во-вторых, Дюркгейм пытался проанализировать то, как общества поддерживают свою сплочённость и слаженность в условиях модерна, когда религиозные и этнические факторы уже не способны служить связующим звеном человеческого общежития. Исследуя социальную интеграцию, Дюркгейм писал о праве, религии, образовании и иных институтах. Третий интерес социолога был связан с прикладными формами научного знания. В годы студенчества на Дюркгейма оказали влияния два неокантианца, Шарль Ренувье и Эмиль Бутру. Дюркгейм заимствовал у них такие принципы, как рационализм, научный подход к исследованию нравственности, антиутилитаризм и принцип светского образования. На методологию Дюркгейма повлиял Нюма-Дени Фюстель де Куланж, последователь научного метода. В качестве одного из фундаментальных влияний Дюркгейм воспринял социологический позитивизм Огюста Конта, искавшего способы применения метода естественных наук в областях знания, связанных с обществом.

Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями индивидов, но качественно от­личается по своей природе от того, что происходит на уровне индиви­дуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой суб­страт — коллективное сознание.

Содержание

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Он стремился, прежде всего, к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций.

В отличие от М. Вебера Э. Дюркгейм считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии.

--- Немного про аномию ----

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения может привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномиеи (состояние отсутствия норм). При этом Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма

Как отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самосто­ятельной отрасли знания вследствие своей претензии на научное ис­следование общества. Однако в истории социологии никогда не су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым говорить о последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней мере, трех типов научности: классического, не­классического и промежуточного, эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим:

  • а) социальные факты внешни для индивидов;
  • б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны;
  • в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фак­тов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
  • а) социология преж­де всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личност­ными пристрастиями;
  • б) она также должна освободиться от всех предрас­судков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:

  • а) источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
  • б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями индивидов, но качественно от­личается по своей природе от того, что происходит на уровне индиви­дуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой суб­страт — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбина­ция породила какой-то новый результат, поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он обра­зуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, цен­ностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объек­тивной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Дюркгейм Эмиль

Давид Эмиль Дюркгейм (фр. David Émile Durkheim, 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом Контом, Карлом Марксом и Максом Вебером считается основоположником социологии как самостоятельной науки.

Ученому удалось завершить становление социологии как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.

Книги (4)

Так как право воспроизводит главные формы социальной солидарности, то нам остается только классифицировать различные виды права, чтобы исследовать затем, каковы различные соответствующие им виды социальной солидарности.

Вероятно, что среди них есть один, символизирующий ту специальную солидарность, причина которой — разделение труда.

Социология находит себе все новых и новых сторонников, и в публике слагается какое-то предвзято благосклонное отношение к этой новой науке, на которую возлагаются самые большие надежды. Нельзя, однако, не признать, что полученные до сих пор результаты не вполне оправдывают ни большого количества опубликованных по этому вопросу трудов, ни затраченного на них интереса читателей.

В данный том вошли работы, которые представляют взгляды основателя Французской социологической школы Э. Дюркгейма (1858–1917) на содержание социологического знания, его место в науках о человеке и роль в обществе.

Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся социологией, религиоведением и антропологией.

Читайте также: