Оснащение педагогического процесса в доу по фгос план
Обновлено: 05.07.2024
Пояснительная записка
В настоящее время в дошкольных образовательных организациях города Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.
Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем виды детской деятельности в течение месяца, недели.
В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.
Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких дошкольных образовательных организаций и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организаций.
Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.
В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.
Программа разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Программа должна быть направлена:
– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;
– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.
В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Если меняется механизм управления, то, как следствие, меняется механизм планирования.
Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.
Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.
Интегративными формами в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д. Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности.
Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.
В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога:
– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;
– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;
– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;
– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;
– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;
– видеть проблему и решать ее по собственному замыслу.
Вариант № 1
Планирование воспитательно-образовательной деятельности – это рабочий отчётный документ педагога, в котором заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.
Мы предлагаем рассмотреть систему планирования для педагогов с учётом современных тенденций и требований в дошкольном образовании. В основу нашего планирования мы положили основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Наши рекомендации содержат таблицы с примерным содержанием планирования. Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:
Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:
– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;
– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);
– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);
– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
– восприятия художественной литературы и фольклора;
– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);
– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);
– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).
Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной деятельности педагога
Наше планирование состоит из трех разделов: организационного, воспитательно-образовательного, методического.
I раздел. Организационная деятельность
1. Титульный лист: содержит название документа, название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.
Воспитатели: Прохорова Н.В., Зайцева Л.А.
2. Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников, адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику.
Техническая характеристика группы
Группа находится на третьем этаже детского сада.
Мебелью занято 1/3 части всей площади.
Площадь для занятий, игр, движений –2/3 от общей площади помещения.
Освещенность группы :
естественное – три окна и четыре больших оконных пролета стеклопакеты, что соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам. Пол покрыт линолеумом, стены окрашены акриловой краской светлого цвета, (соответствуют Сан. Пин гл VII п 5.1, 5.3, 5.4, 5.5., искусственное – люминесцентное (20ламп, освещение соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам.
Помещение группы Содержание Цели
1 Приемная 1. Информационный стенд для родителей;
4. Советы специалистов (консультации);
5. Советы воспитателей (консультации);
7. Тетрадь отзывов и предложений;
9. Полочка для обуви;
10. Индивидуальные шкафчики для раздевания. 1. Обучение детей навыкам самообслуживания.
2. Осуществление педагогического просвещения родителей, консультативной помощи семьи.
2 Групповая комната 1. 8 столов детских, и 40 детских стульев маркированные в соответствии с ростом детей;
2. Полки для игрушек, для книг;
3 Интерактивная доска
6. Бактерицидная лампа;
7. Шкафчики для пособий, для настольных игр и т. д. (8шт.);
8. Посудный шкаф;
9. Раздаточный стол;
10. Два стула для взрослых.
1. Обеспечение комфортного проживания детьми периода дошкольного детства.
3 Спальня 1. Маркированные детские кроватки (35шт)
2. Список детей на кроватки
3. Письменный стол для воспитателя
4. Стул для воспитателя
6. Жалюзи 1. Обеспечение детям полноценного сна и отдыха.
2. Осуществление качественной подготовки воспитателя к рабочему дню.
4 - Комната для умывания и закаливания
- Туалетная комната 1. Список на полотенца
2. Маркированные шкафчики для ручных и ножных полотенец.
4. Пять унитазов
5. Шкаф для моющих средств.
7. Шкаф для верхней одежды. 1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
2. Обучения навыкам самообслуживания, умение содержать свое тело в чистоте и порядке.
3. Развитие культурно-гигиенических навыков.
4. Формирование навыков опрятности.
Оборудование Дидактическое обеспечение
Спортивный центр (атрибуты к подвижным и спортивным играм, спортинвентарь) :
Цель: Формирование основ двигательной культуры
1. Маски для подвижных игр в группе
2. Для игр с прыжками
- Гимнастические палки – 10 шт.
3. Для игр с бросанием, ловлей, метанием
- Кегли – 2 набора
- Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);
4. Спортивные игры: бадминтон, баскетбол, кольцеброс – по 1 набору
Бубен большой и маленький;
Кегли (большие и маленькие);
Ворота, для прокатывания мяча;
Мешочки с песком;
Спортивные атрибуты для самомассажа:
2. Центр здоровья
Цель: Формирование основ ЗОЖ
1. Картотека - Дыхательная гимнастика
2. Картотека - Подвижные игры
3. Картотека - Игры и упражнения на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопии
4. Картотека - Гимнастики после сна
5. Картотека - Пальчиковая гимнастика
2. Методические разработки, конспекты занятий.
Центр Художественно-эстетического развития:
Центр продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,
• инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
• Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)
• наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; цветные мелки и т. п.
• индивидуальные палитры для смешения красок;
• кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски;
• бумага для рисования разного формата;
• кисти; салфетки для рук;
• губки из поролона;
• доски для лепки;
• стеки разной формы;
• розетки для клея;
• подносы для форм и обрезков бумаги;
• печатки для нанесения узора;
Цель: Организация активного экспериментирования со звуками, с целью накопления первоначального музыкального опыта.
• Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, металлофон, ложки, гармошка, пианино и др.)
• Картотеки музыкальных дидактических игр, музыкальных игровых упражнений, хоровых игр
• Аудиозаписи классической, народной музыки, детских песенок
1. Музыкальные диски;
2. Детские песни;
3. Музыкальные занятия. Старшая группа. Е. Н. Арсенина. -Волгоград 2013
4. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. О. Н. Арсеневская. – Волгоград:Учитель 2012
Центр социально – коммуникативного развития
Центр социально – коммуникативного развития
Центр игровой деятельности.
Цель: Приобщение детей к социализации в обществе.
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театрализованным играм, картотеки подвижных игр
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);
• куклы крупные (35-40 см, средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики;
• фигурки средней величины : дикие и домашние животные;
• наборы кухонной и чайной посуды;
• набор овощей и фруктов;
• машины крупные и средние; грузовые и легковые;
• Корабль. 1. Эстетическое воспитание дошкольника. -М1961
2. Экспериментальная психология эмоций. -М. ,1979
Центр нравственно-патриотического воспитания.
Цель: Формировать представление о родном крае, стране.
• Семья, детский сад, родная страна и город
• Мини музеи и пр.
• Флаг Республики Саха Якутии
• Кукла в русском национальном костюме
• Кукла в якутском национальном костюме
1. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/Научн. ред Р. С. Буре. -3изд. -М. ,2006
Центр безопасности и ПДД. Цель: Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.
• Дидактические настольные игры по ОБЖ
• Настольные игры по ОБЖ и ПДД
• Подборка иллюстраций с ситуациями по ОБЖ
• Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов
• Макет перекрёстка и улицы
1. Орлов Ю. Б. Правила дорожного движения: учебн. пособие. - М., 1981
Цель: Приобщение к труду воспитывает желание помочь взрослым.
• Фартуки, шапочки для дежурства
• Тазики, тряпочки для ручного труда
• Иллюстрации разных профессий
• Набор для уборки
• Лейки 1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005
Центр познавательного и речевого развития
Центр познавательного и речевого развития
Цель: Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке; способствовать установлений первых естественных взаимоотношений детей с окружающим миром природы.
• изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой
• муляжи фруктов, овощей
• природный материал (шишки, ракушки, желуди, камешки)
Инвентарь для ухода за комнатными растениями;
• палочки для рыхления
Центр занимательной математики.
Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление
Материал по ФЭМП:
• набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине;
• набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);
• набор плоскостных геометрических фигур для составления мозаика;
• настольно -печатные игры
• набор карточек цифр
Материал по познавательному развитию:
• наборы картинок для группировки и обобщения;
Цель: Развивать детский интеллект, активизировать познавательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге. • Детская литература (журналы, книги в соответствие с возрастом)
• Развитие речи: книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;
• иллюстрации к сказкам
• дидактические игры по развитию речи. Тематическая подборка детской художественной литературы;
Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. Е. В. Белинская. -СПБ. : Речь,2006
Портреты писателей и поэтов;
Цель: Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук.
• песочные часы, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
• Природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, семена и т. д.
• проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
• бумага: обычная, картон, наждачная, копировальная.
• Красители: пищевые и непищевые;
• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы.
• зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, Дополнительное оборудование:
• Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. 1. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб, 2002
2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. -М. : Мозаика-Синтез, 2007
3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника. -М. ,1985
Центр строительно – конструктивной игры.
Цель: Развивать конструктивные способности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики.
• строительные наборы с деталями разных форм и размеров;
• конструкторы разной величины, формы и размера,
• коробки большие и маленькие;
• рисунки, схемы для строительства и конструирования
• машины разной величины (игрушки для обыгрывания крупных сооружений)
1. Комарова Т,С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез 2005
2. Маркова Т. А Воспитание трудолюбия у дошкольников. -М., 1991
Центр отдыха (уединения)
Цель: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. • палатка
Мультимедийные наглядно – дидактические пособия:
Презентации (на электронных носителях)
Презентации по развитию речи: картинки Электронные модули упражнений для глаз: зима, снежинки, бабочки, точки, светофор, лето, дождик. Видеотека: материалы
1 по временам года
4 сказки по ОБЖ
5 Игры на развитие речи, познавательной деятельности.
Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы
От рождения до школы.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ В связи с изменениями в современном обществе, экономическими социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ - При создании среды не всегда учитываются особенности детей, посещающих ДОУ: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные.
Организация предметно — развивающей среды в средней группе Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.
Читайте также:
- Почему именно право медицина и богословие стали высшими предметами в университетах кратко
- Что такое рифма 2 класс литературное чтение определение кратко
- Аппликация на тему как звери готовятся к зиме в старшей группе детского сада
- Почему в польше не сложилась абсолютная монархия кратко
- Как же привыкал герасим к новому житью расскажите об этом близко к тексту кратко