Оснащение педагогического процесса в доу по фгос план

Обновлено: 05.07.2024

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях города Москвы осуществляется введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Все педагогические коллективы работают над повышением качества дошкольного образования. Воспитателям предстоит освоить новые образовательные программы, принять участие в реализации примерной основной образовательной программы образовательной организации, в которой они работают. Особая роль отводится методическому сопровождению педагогов в дошкольной образовательной организации по введению ФГОС дошкольного образования. Переход на новое содержание работы с детьми дошкольного возраста требует вдумчивого отношения к планированию воспитательно-образовательной работы с детьми.

Цель методических рекомендаций – помочь воспитателям в планировании воспитательно-образовательного взаимодействия воспитателя с детьми в дошкольной образовательной организации по всем виды детской деятельности в течение месяца, недели.

В методических рекомендациях представлены структура рабочего журнала воспитателя, схема календарного планирования и приложения с пояснениями. Циклограмма планирования рабочего дня поможет воспитателям дошкольных образовательных организаций планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной образовательной организации.

Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта работы нескольких дошкольных образовательных организаций и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Актуальность данной формы планирования – практическая помощь педагогам в реализации образовательных областей, а также осуществлении интеграции всех видов детской деятельности в режиме дня.

В новом законе образовательные организации получили гораздо более широкие права в определении собственной образовательной деятельности.

Программа разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа должна быть направлена:

– на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;

– создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа включает требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

При планировании не стоит забывать и о требованиях к результатам освоения Программы.

В Законе прописано, что требования к результатам – это не требования к ребенку, которые можно и нужно измерять. Аттестация ребенка, то есть оценивание ребенка в дошкольном возрасте, в законе запрещена, результат определяется как целевой ориентир. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. Если меняется механизм управления, то, как следствие, меняется механизм планирования.

Новый вид планирования позволит воспитателю планомерно и последовательно организовать образовательную деятельность в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации для создания условий появления нового образовательного продукта, в создании которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Согласно ФГОС ДО, идет распределение видов деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями (п. 2.7 ФГОС ДО). И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача – разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области. Это новый подход к дошкольному образованию. В дошкольной образовательной организации существовала предметная система обучения и воспитания, и получалось, что знания оставались разрозненными, разбитыми по предметному принципу. Обеспечение систематического интеграционного процесса позволяет создавать целостную систему развития у дошкольников познавательной активности и даёт возможность целостно воспринимать окружающий мир, не нарушая его природу.

Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, чтения художественной литературы и фольклора. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители. Таким образовательным продуктом могут выступать новое знание, рисунок, танец, спектакль, составленный ребёнком текст и др.

В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.

Интегративными формами в дошкольной образовательной организации могут выступать совместные праздники, спектакли, досуги, экскурсии, творческие проекты, сюжетно-ролевые игры, эксперименты, и т.д. Особенность организации такого процесса в дошкольной образовательной организации такова, что все перечисленные формы не могут существовать сами по себе, выбор определённой темы предполагает их интеграцию. Некоторые темы могут рассматриваться через организацию проекта, где и будет прослеживаться интеграция всех образовательных областей развития и интеграция видов детской деятельности.

Таким образом, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста осуществляется в дошкольном образовании через интеграцию всего образовательного процесса, объединяющую образовательные области, разные виды детской деятельности, приёмы и методы в единую систему. Следовательно, педагог планирует свою деятельность, следуя за ребенком, наблюдая за его развитием, за его интересами.

В качестве ожидаемых результатов при условии использования данного способа планирования воспитательно-образовательной работы можно назвать возможности и способности педагога:

– планировать разные виды и содержание детской деятельности в соответствии с интересами воспитанников;

– рационально организовывать образовательный процесс, оптимально определять направление развития каждого ребенка;

– реализовывать творческий подход к осуществлению профессиональной деятельности;

– создавать необходимую свободу выбора воспитанниками способов общения и поведения;

– управлять образовательным процессом, использовать самостоятельно выбранные технологии и методы, способы, направленные на развитие детей, и осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;

– видеть проблему и решать ее по собственному замыслу.

Вариант № 1

Планирование воспитательно-образовательной деятельности – это рабочий отчётный документ педагога, в котором заблаговременно определяется порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

Мы предлагаем рассмотреть систему планирования для педагогов с учётом современных тенденций и требований в дошкольном образовании. В основу нашего планирования мы положили основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Наши рекомендации содержат таблицы с примерным содержанием планирования. Следует помнить, что планирование непрерывной образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы (образовательные области), представляющие определенные направления развития и образования детей, с последующим закреплением материала утром или вечером в режиме дня.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил следующие образовательные области:

Планирование отражает решение воспитательных, развивающих и образовательных задач и направлено на приобретение воспитанником опыта в следующих видах деятельности:

– двигательной, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровой (сюжетной игры, в том числе сюжетно-ролевой, режиссёрской и игры с правилами);

– коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения);

– познавательно-исследовательской (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятия художественной литературы и фольклора;

– элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);

– конструирования из различных материалов (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и т. д.);

– изобразительной (рисования, лепки, аппликации);

– музыкальной (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах).

Алгоритм составления планирования воспитательно-образовательной деятельности педагога

Наше планирование состоит из трех разделов: организационного, воспитательно-образовательного, методического.

I раздел. Организационная деятельность

1. Титульный лист: содержит название документа, название образовательной организации, название возрастной группы, учебный год, Ф.И.О. специалистов, работающих в данной группе.

Воспитатели: Прохорова Н.В., Зайцева Л.А.

2. Список воспитанников, сведения о них (представлен в виде таблицы). Содержит Ф.И. воспитанников, адрес и телефон, Ф.И.О. родителей, особенности воспитанников. Подробная информация важна для организации индивидуально-личностного подхода к каждому воспитаннику.

Техническая характеристика группы

Группа находится на третьем этаже детского сада.

Мебелью занято 1/3 части всей площади.

Площадь для занятий, игр, движений –2/3 от общей площади помещения.

Освещенность группы :

естественное – три окна и четыре больших оконных пролета стеклопакеты, что соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам. Пол покрыт линолеумом, стены окрашены акриловой краской светлого цвета, (соответствуют Сан. Пин гл VII п 5.1, 5.3, 5.4, 5.5., искусственное – люминесцентное (20ламп, освещение соответствует принятым санитарно-гигиеническим нормам.

Помещение группы Содержание Цели

1 Приемная 1. Информационный стенд для родителей;

4. Советы специалистов (консультации);

5. Советы воспитателей (консультации);

7. Тетрадь отзывов и предложений;

9. Полочка для обуви;

10. Индивидуальные шкафчики для раздевания. 1. Обучение детей навыкам самообслуживания.

2. Осуществление педагогического просвещения родителей, консультативной помощи семьи.

2 Групповая комната 1. 8 столов детских, и 40 детских стульев маркированные в соответствии с ростом детей;

2. Полки для игрушек, для книг;

3 Интерактивная доска

6. Бактерицидная лампа;

7. Шкафчики для пособий, для настольных игр и т. д. (8шт.);

8. Посудный шкаф;

9. Раздаточный стол;

10. Два стула для взрослых.

1. Обеспечение комфортного проживания детьми периода дошкольного детства.

3 Спальня 1. Маркированные детские кроватки (35шт)

2. Список детей на кроватки

3. Письменный стол для воспитателя

4. Стул для воспитателя

6. Жалюзи 1. Обеспечение детям полноценного сна и отдыха.

2. Осуществление качественной подготовки воспитателя к рабочему дню.

4 - Комната для умывания и закаливания

- Туалетная комната 1. Список на полотенца

2. Маркированные шкафчики для ручных и ножных полотенец.

4. Пять унитазов

5. Шкаф для моющих средств.

7. Шкаф для верхней одежды. 1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.

2. Обучения навыкам самообслуживания, умение содержать свое тело в чистоте и порядке.

3. Развитие культурно-гигиенических навыков.

4. Формирование навыков опрятности.

Оборудование Дидактическое обеспечение

Спортивный центр (атрибуты к подвижным и спортивным играм, спортинвентарь) :

Цель: Формирование основ двигательной культуры

1. Маски для подвижных игр в группе

2. Для игр с прыжками

- Гимнастические палки – 10 шт.

3. Для игр с бросанием, ловлей, метанием

- Кегли – 2 набора

- Мячи резиновые, мячи пластмассовые (разного размера);

4. Спортивные игры: бадминтон, баскетбол, кольцеброс – по 1 набору

Бубен большой и маленький;

Кегли (большие и маленькие);

Ворота, для прокатывания мяча;

Мешочки с песком;

Спортивные атрибуты для самомассажа:

2. Центр здоровья

Цель: Формирование основ ЗОЖ

1. Картотека - Дыхательная гимнастика

2. Картотека - Подвижные игры

3. Картотека - Игры и упражнения на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопии

4. Картотека - Гимнастики после сна

5. Картотека - Пальчиковая гимнастика

2. Методические разработки, конспекты занятий.

Центр Художественно-эстетического развития:

Центр продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация,

инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

• Бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.)

• наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; цветные мелки и т. п.

• индивидуальные палитры для смешения красок;

• кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски;

• бумага для рисования разного формата;

• кисти; салфетки для рук;

• губки из поролона;

• доски для лепки;

• стеки разной формы;

• розетки для клея;

• подносы для форм и обрезков бумаги;

• печатки для нанесения узора;

Цель: Организация активного экспериментирования со звуками, с целью накопления первоначального музыкального опыта.

• Игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы, металлофон, ложки, гармошка, пианино и др.)

• Картотеки музыкальных дидактических игр, музыкальных игровых упражнений, хоровых игр

• Аудиозаписи классической, народной музыки, детских песенок

1. Музыкальные диски;

2. Детские песни;

3. Музыкальные занятия. Старшая группа. Е. Н. Арсенина. -Волгоград 2013

4. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. О. Н. Арсеневская. – Волгоград:Учитель 2012

Центр социально – коммуникативного развития

Центр социально – коммуникативного развития

Центр игровой деятельности.

Цель: Приобщение детей к социализации в обществе.

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм, театрализованным играм, картотеки подвижных игр

• атрибуты для сюжетно-ролевых игр (шапочки, фартуки, наборы медицинских, парикмахерских принадлежностей и др.);

• куклы крупные (35-40 см, средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики;

• фигурки средней величины : дикие и домашние животные;

• наборы кухонной и чайной посуды;

• набор овощей и фруктов;

• машины крупные и средние; грузовые и легковые;

• Корабль. 1. Эстетическое воспитание дошкольника. -М1961

2. Экспериментальная психология эмоций. -М. ,1979

Центр нравственно-патриотического воспитания.

Цель: Формировать представление о родном крае, стране.

• Семья, детский сад, родная страна и город

• Мини музеи и пр.

• Флаг Республики Саха Якутии

• Кукла в русском национальном костюме

• Кукла в якутском национальном костюме

1. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей/Научн. ред Р. С. Буре. -3изд. -М. ,2006

Центр безопасности и ПДД. Цель: Сформировать основы безопасности собственной жизнедеятельности.

• Дидактические настольные игры по ОБЖ

• Настольные игры по ОБЖ и ПДД

• Подборка иллюстраций с ситуациями по ОБЖ

• Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов

• Макет перекрёстка и улицы

1. Орлов Ю. Б. Правила дорожного движения: учебн. пособие. - М., 1981

Цель: Приобщение к труду воспитывает желание помочь взрослым.

• Фартуки, шапочки для дежурства

• Тазики, тряпочки для ручного труда

• Иллюстрации разных профессий

• Набор для уборки

• Лейки 1. Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005

Центр познавательного и речевого развития

Центр познавательного и речевого развития

Цель: Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке; способствовать установлений первых естественных взаимоотношений детей с окружающим миром природы.

• изображение явлений природы (солнце, пасмурно, ветер, дождь, снег и др.) со стрелкой

• муляжи фруктов, овощей

• природный материал (шишки, ракушки, желуди, камешки)

Инвентарь для ухода за комнатными растениями;

• палочки для рыхления

Центр занимательной математики.

Цель: Формировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление

Материал по ФЭМП:

• набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине;

• набор объёмных геометрических тел (разного цвета и величины);

• набор плоскостных геометрических фигур для составления мозаика;

• настольно -печатные игры

• набор карточек цифр

Материал по познавательному развитию:

• наборы картинок для группировки и обобщения;

Цель: Развивать детский интеллект, активизировать познавательные способности детей. Открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любовь к книге. • Детская литература (журналы, книги в соответствие с возрастом)

Развитие речи: книжные уголки с соответствующей возрасту литературой;

• иллюстрации к сказкам

• дидактические игры по развитию речи. Тематическая подборка детской художественной литературы;

Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. Е. В. Белинская. -СПБ. : Речь,2006

Портреты писателей и поэтов;

Цель: Развитие представлений о физических качествах предметов и явлений. Развитие тактильной чувствительности пальцев рук.

• песочные часы, компас, магниты;

• Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

Природный материал: камешки, песок, ракушки, шишки, семена и т. д.

• проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

бумага: обычная, картон, наждачная, копировальная.

Красители: пищевые и непищевые;

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы.

• зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, Дополнительное оборудование:

• Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. 1. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб, 2002

2. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. -М. : Мозаика-Синтез, 2007

3. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника. -М. ,1985

Центр строительно – конструктивной игры.

Цель: Развивать конструктивные способности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности; развитие моторики.

• строительные наборы с деталями разных форм и размеров;

• конструкторы разной величины, формы и размера,

• коробки большие и маленькие;

• рисунки, схемы для строительства и конструирования

• машины разной величины (игрушки для обыгрывания крупных сооружений)

1. Комарова Т,С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез 2005

2. Маркова Т. А Воспитание трудолюбия у дошкольников. -М., 1991

Центр отдыха (уединения)

Цель: Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. • палатка

Мультимедийные наглядно – дидактические пособия:

Презентации (на электронных носителях)

Презентации по развитию речи: картинки Электронные модули упражнений для глаз: зима, снежинки, бабочки, точки, светофор, лето, дождик. Видеотека: материалы

1 по временам года

4 сказки по ОБЖ

5 Игры на развитие речи, познавательной деятельности.

Организация предметно-развивающей среды и методического оснащения группы

От рождения до школы.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ В связи с изменениями в современном обществе, экономическими социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ - При создании среды не всегда учитываются особенности детей, посещающих ДОУ: возраст, уровень их развития, интересы, склонность, личностные.

Организация предметно — развивающей среды в средней группе Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Читайте также: