Органы высших растений растение как целостный организм кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по теме

« Растение – целостный организм.

Взаимосвязь частей растения.

Учитель биологии

Арсентьева В.И.

7 класс. 01.12.2021 года.

обобщение и систематизация знаний обучающихся об органах растений и их взаимосвязи;

формирование представлений о целостности растительного организма.

Задачи урока :

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания о строении органов цветковых растений и их взаимосвязи, создать условия для осознанного применения знаний.

Коррекционно – развивающие :

продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания;

коррекция памяти на основе упражнений в припоминании изученного;

развивать умения применять предложенный учителем способ получения и воспроизведения информации из учебника , дополнительного материала .

Воспитательные :

воспитывать культуру общения, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержке;

воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.

Оборудование : картинка дерева, листья разноцветные, карточки.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята, садитесь. У нас на уроке присутствует Т.Б.. поздоровайтесь с ней. А теперь все внимание на меня.

А сейчас представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Вам хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.

Обратите внимание, на доске есть одинокое дерево. На столе есть листочки определенного цвета. Я попрошу вас взять любой листочек и прикрепить его на дерево, помочь ему покрыться разноцветной листвой. (ребята укрепляют по одному листику ).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем уроке.

Те, кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Коричневый — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений, стараний и успехов.

Актуализация знаний. Мотивация.

Ребята, кто скажет мне, что относится к растениям? (травы, кустарники, деревья). Правильно.

Но у всех этих растений имеются общие одинаковые органы. Вспомнить, какие органы есть у растений.

Молодцы ребята. Вы все очень хорошо знаете органы растений.

Теперь отгадайте загадку: Один в земле копается,

Другой в свету купается,

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя.

О каких друзьях идет речь? (об органах растений: корне и листе).

Почему они друзья? (потому что они связаны друг с другом).

Какой орган помогает им дружить, поддерживать их взаимосвязь? (стебель).

Можно сказать, что эти органы взаимосвязаны друг с другом? (да ).

Да, корень, стебель, листья, цветки и плоды образуют единый организм. Значит организм растения – единое целое.

II. Изучение нового материала.

Итак, тема нашего урока, кто назовет?

Исходя из темы попробуйте определить цели урока. Правильно

обобщим и систематизируем знания об органах растений и их взаимосвязи ;

докажем, что растение целостный организм.

А так ли это? Мы сейчас попробуем выяснить. Чтобы в этом убедиться, что мы должны вспомнить об этих органах? ( их строение и работу).

Для этого наш класс превращается на несколько минут в научное учреждение, где работают 4 лаборатории, изучающие органы растения.

Произвольно разделились на группы.

1 .Организация деятельности по группам.

1 группа : обучающимся предлагается загадка.

Не рыли, не бурили,

А воду добыли. ( корни )

2 группа : обучающимся предлагается загадка.

Вверх по стене крутой,

По бетонке литой,

С собой листья везет. (стебель ).

3 группа: обучающимся предлагается загадка.

Из почек появляются,

Осенью летят. ( листья ).

4 лаборатория изучает цветы и плоды : предлагается загадка.

Он в саду моем расцвел,

В удивленье всех привел-

А внутри на ниточках –

Туфельки хрустальные. (цветок).

Группы получают листы с заданиями и различные источники информации.

2. Осуществление деятельности.

1 . Используя учебник стр.44- 53 и дополнительный материал, изучите строение и функцию корня. Ответьте на вопрос: Что такое корень?

2. По таблице составьте рассказы по вопросам:

- типы корневых систем;

Типы корневых систем

Стержневая корневая система

Мочковатая корневая система

2 .Всасывает воду и минеральные соли из почвы для всех органов.

3 .Запасает питательные вещества (корнеплод).

Участвует в размножении.

1. Используя учебник стр. 71-79 и дополнительный материал, изучите строение стебля и его значение для растения. Ответьте на вопрос : Что такое стебель?

2. Используя таблицу составьте рассказы по вопросам:

- строение древесного стебля;

Строение древесного стебля

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

1.Используя учебник стр.54-70 и дополнительный материал, изучите строение и значение листьев для организма растения. Ответьте на вопрос: Что такое лист?

2. Используя таблицу, составьте рассказы по вопросам :

- типы жилкования листьев;

- значение листьев для растения.

Молодые зеленые стебли на свету образуют органические вещества

1.Используя учебник на стр. 16-18 и дополнительный материал, изучите строение цветка и его значение в жизни растения. Ответьте на вопрос: Что такое цветок?

Чашечка из чашелистиков

Венчик из лепестков

Пестик и тычинки –главные части цветка

Цветок – орган размножения

Из пестика образуется плод с семенами

Проблемные вопросы задаются классу:

Почему растение погибнет, если у него поврежден корень ?

Почему растение погибнет, если у него поврежден стебель ?

Что произойдет с растением, если на нем погибнут зеленые листья ?

Что произойдет, если погибнет цветок ?

Мы заслушали отчеты. А какой из органов важнее?

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.

– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.

А кроме того я самый красивый из Вас…

А какой чудесный аромат исходит от меня…

– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Он бы продолжался до сегодняшнего дня, если бы вовремя не вмешался в разговор человек .

И все-таки, давайте поможем разрешить их спор. Какой же орган для растения самый главный? (Воспитанники называют органы, пытаются доказать). – А может ли растение расти без КОРНЯ? СТЕБЛЯ? ЛИСТЬЕВ? ЦВЕТОВ? Почему?

- И что же получается? Все-таки, конечно же, все органы растения главные, и нет таких органов, которые были бы главнее и важнее, ведь если убрать хоть один орган растения, то растение просто погибнет.

Как вы думаете, что сказал человек корням, стеблям, листьям и цветку?

4.Подведение итогов групповой работы.

Живет растение как единый целостный организм. Ведь все части растения связаны между собой. Корень переходит в стебель. К стеблю прикреплены листья. От стебля растут цветки.

Каждая часть растения выполняет свою работу. Корни берут из почвы воду и минеральные соли, которые используют другие части растения. Листья образуют органические вещества, необходимые для питания корням, цветкам, стеблям. Стебли проводят эти вещества во все части растения. В разных частях растения – накапливаются питательные вещества , которые расходует на дыхание, рост, питание. Связь всех частей растения друг с другом показана на схеме на доске.

Зарисуйте в тетрадь схему, подписать название органов, стрелками обозначить движение веществ по растению.

organy rasteniy

Все растения разнообразны и отличаются друг от друга по строению. Существуют растения, чьи тела не подразделяются на отдельные органы и все клетки имеют сходное строение.

К таким представителям растительного мира относятся водоросли. Тело водорослей не делится на органы и называется талломом или слоевищем.

Их упрощенное строение определило их название — низшие растения.

Тело водоросли

Тело водоросли (таллом)

Растения, тела которых состоят из разных органов (стебля, листьев), называют высшими ра­стениями. К ним относятся мхи, папоротники, хвощи, плауны, семенные растения.

Органы растений

Орган — это часть тела организма, которая имеет определенное строение и выполняет одну или несколько функций. Органы цветкового ра­стения — побег (стебель, листья, почки), корень, цветок, плод, семя.

У высших растений различа­ют два типа органов:

  • вегетативные (от лат. вегетативус — растительный) — побег и корень;
  • генеративные (от лат. генераре — рождать, про­изводить) — цветок, плод, семя, ответственные за размножение.

К вегетативным органам относятся части тела растений, обеспечивающие рост, пи­тание, дыхание, водоснабжение и т. д. Особенно хорошо они развиты у цветковых растений. Раз­множение растений вегетативными органами на­зывается вегетативным.

Органы цветкового растения

Органы цветкового растения

Корень и побег

Корень и побег — два главных органа высших растений. С их помощью растение получает не­обходимые для своей жизни вещества, т. е. это охватывает природную среду, почву и воздух.

Побег состоит из стебля, листьев и почек. Стебель, лист и почка — части по­бега, их тоже называют органами растения.

Органы растения

Органы, осуществляющие половое размножение, называются генеративны­ми. К генеративным органам относится цветок, из которого появляется плод с семенем.

В генеративном органе развиваются особые по­ловые клетки, или гаметы.На побегах некоторых растений бывают образо­вания, где развиваются споры. Споры — это особые клетки, покрытые двойной оболочкой. С помощью спор такие растения, как папоротник, размножают­ся и распространяются по земле.

Семенные и споровые растения

Растения, у которых образуются семена, называют семенными. Цветущие семенные растения называют цветковы­ми.

Цветковые (покрытосеменные) растения

Рис.4 Цветковые (покрытосеменные) растения

Голосеменные растения образуют семена, но не цветут, поэтому у них нет плодов. За это свойство их называют голосеменными. Особенно рас­пространены хвойные. Они называются хвойными потому, что у них, в отличие от других растений, листья имеют форму иголок.

Голосеменные растения

К ним относятся сосна, ель и др. Хвойные по­явились на несколько миллионов лет раньше, чем цветковые.

Споры — очень мелкие, невидимые глазу клет­ки. Они очень легкие, сухие, далеко распространя­ются по воздуху или воде. Попадая в благоприятные условия, споры начинают расти, и из них образуется новое поколение растений.

К растениям, размножающимся и распространяющимся с помощью спор, отно­сятся мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Споровые растения

Растения, размножающиеся с помощью спор, называются споровыми.

Прорастание спор мха

Прорастание спор мха

Семенные и споровые растения — представители растительного царства. Они зеленого цвета, так как в их клетках содержится хлорофилл. За счет хлорофилла растения на свету образуют органические вещества и выделяют кислород. Бла­годаря этому свойству растения имеют огромное значение для жизни на Земле.

Растительные ткани
Увеличительные приборы

Водоросли называют низшими растениями, их тела не состоят из отдельных орга­нов, все клетки их тел одинаковы. Растения, тела которых состоят из разных органов (стебля, листьев), называют высшими растениями. У высших растений различают два типа органов: вегетативные — побег и корень и генеративные цветок, плод, семя, ответственные за размножение. Растения, у которых образуются семена, называют семенными. Цветковые растения еще называют покрытосеменными. Голосеменные растения образуют семена, но не цветут, поэтому у них нет плодов. Растения, размно­жающиеся с помощью спор, называются споровыми.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Орган — это часть растительного организма, приспособленная к исполнению одной или нескольких функций.

органы растений5

У растений различают две группы взаимосвязанных в целостную систему органов — вегетативные и генеративные.

К вегетативным относятся корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек, а к генеративным — цветок, плод и семя (у споровых это спорангий, у голосемянных — шишка).

Вегетативными органами (от лат. vegetativas - растительный) у растений называются те, которые поддерживают основные жизненные процессы, то есть исполняют основные функции его питания и обмена веществ со средой.

К общим признакам строения вегетативных органов относятся:

- полярность, когда вершина и основание растения находятся в противоположных направлениях одной прямой, то есть на разных полюсах;

- геотропизм - способность различных растительных органов ощущать земное притяжение и расти в определённом направлении по отношению к центру земного шара.

Корни характеризуются положительным геотропизмом, так как направление их роста совпадает с направлением силы тяжести. Наземные части обладают отрицательным, так как они растут в противоположном направлении от действия земного притяжения.

Подземный вегетативный орган - корень характеризуется неограниченным ростом. К его основным функциям относятся обеспечение растительного тела питанием, водой, закрепление в субстрате.

Стебель - осевой надземный вегетативный орган неограниченного верхушечного роста. Во многих случаях характеризуется полисимметричностью. Он служит опорой для листьев, обеспечивает доставку питания в виде растворов необходимых минеральных веществ и оптимальное размещение относительно источников света.

Лист - боковой вегетативный орган ограниченного роста. В его состав входят листовая пластина, прилистники, черешок. Распространены сидячие листья без черешка. У однодольных растений он нарастает основанием, у двудольных - всей поверхностью. Протяжённость его жизни у однолетних растений равна продолжительности жизни всей надземной части. На деревьях и кустарниках он является временным, возобновляемым органом. Главное назначение листа - обеспечение процессов фотосинтеза, испарения воды, газообмена. У разных видов они могут служить источниками питания, водоснабжения. Выполнять защитную функцию с помощью колючек, очистительную во время листопада.

Вегетативные растительные части – усы, корневища, луковицы, клубни, черенки являются основными материалами при вегетативном способе размножения, когда новый растительный организм образуется из многоклеточной части материнского.

Тело растений, состоящее из большого количества вегетативных органов, способно обеспечить себя необходимой фотосинтезирующей поверхностью, водой и минеральных веществами в необходимом объеме.

Генеративные (репродуктивные) органы (от лат. genero - рождаю) растений возникли значительно позже, чем вегетативные. Цветок, семя и плод, которые из него образуются, считают высшим достижением процесса размножения в растительном мире. Благодаря генеративным органам обеспечивается процесс полового размножения.

Почка у растений — это зачаточный побег. Вегетативная почка имеет зачаточный стебель с конусом нарастания и зачаточные листья. В цветочной почке на­ходятся зачаточные цветки. Почки снаружи покрыты по­чечными чешуями. После периода покоя почки раскры­ваются. Развертывание побегов из почек связано с ростом междоузлий и листьев.

Читайте также: