Органы чувств проект в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игнатьева Н.В. воспитатель

Припузова Н.В. воспитатель

Г. Санкт- Петербург,2020

Аннотация проекта

Срок реализации: краткосрочный одна неделя.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

1. Познакомить детей с органами чувств человека, их функциями, ролью в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработать с детьми правила ухода за органами чувств, и выполнять их дома и в детском саду 3. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Педагоги:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.

3. Обогатить развивающую среду по темам проекта.

1. Участвовать в совместной реализации проекта.

2. Оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья.

Актуальность:

Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позволяют нам познавать мир. Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека один раз и на всю жизнь. Поэтому так важно научиться, правильно ими пользоваться. Взрослым порой бывает очень трудно убедить детей не кричать громко, не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать её целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор. А ведь, если мы не научим детей это делать, это может привести к большим проблемам. Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

1. Познакомятся с органами чувств человека, их функциями, ролью и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработают правила ухода за органами чувств.

1. Разработан практический и методический материал по проекту.

2. Пополнены картотеки дидактических игр, стихов, загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.

3. Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.

1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств, их уходе.

2. Совместное осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.

Реализации проекта:

Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта: картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта, настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

Подбор литературы: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по теме проекта.

Участие в фестивале проектов.

Продукты проекта:

Используемая литература.

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

5. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.

6. Митюгин И.Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991

Приложение к проекту:

Понедельник

Цель: Формировать представление у детей о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей).

Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Воспитатель: Ребята, а что может случится с нашими глаза если мы о них будем плохо заботиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что надо делать, чтобы глаза были здоровыми? (Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты содержащие витамины и т.д.)

Воспитатель: Правильно ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, тренировать их, подпитывать витаминами. Надо есть морковку, чернику, шиповник. Давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели: 1.Нельзя тереть глаза грязными руками. 2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. 3.Нужно оберегать глаза от едких и опасных жидкостей. 4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. 5.Нужно есть продукты с витаминами. 6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль. 7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Подвижные игры

Оборудование: колокольчик, повязки.Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. В нашей группе возникла проблема смены зубов у детей и частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в исследовательскую деятельность своего организма и в частности, изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов чувств, можно, применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия,научить детей их эффективно развивать и бережно к ним относиться.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем об органах чувств?

Носом - мы дышим.

Кожей мы чувствуем.

Что мы хотим узнать?

• Как беречь органы чувств?

• Зачем человеку язык?

• Для чего человеку нужна кожа?

• Легко ли жить человеку без органов чувств?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект

Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.

С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.

Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.

Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.

Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.

Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

Цель проекта :

При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека.

Задачи проекта :

1. Привить детям элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.

3. Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.

4. Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

5. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.

6. Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.

7. Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.

Гипотеза проекта. В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. Элементарное ознакомление детей со строением своего организма, с органами является лишь средством для понимания и ощущения неразрывной связи человека и природы. Если сформировать у детей представления о роли органов чувства в жизнедеятельности человека, научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, используя при этом специальные игры, упражнения, занятия, то у ребенка:

- возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье;

- воспитается привычка к ведению здорового образа жизни;

- повысится познавательный уровень

Словарная работа: органы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус, язык, нос, уши, глаза, руки, кожа.

- воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их

- дети демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;

Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие.

Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.

Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок, слуховой нерв, молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.

Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.

Орган осязания, эпидермис, дерма, жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.

Цель: Закрепить знания о роли органов чувств. Напомнить, что у каждого есть помощники, которые нам помогают узнавать предметы, делают они это по-разному. Предложить найти определённый предмет.

С закрытыми глазами (на ощупь)

Понюхать и назвать предмет

С закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты.

Найдите и назовите приборы, помогающие людям лучше видеть ( Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба)

В баночках лежат пропитанные ватные диски (Запах пихтового масла, чеснока, лимона, йода). Задание: понюхать и определить, что это такое.

Нужно найти спрятанный будильник. (Дети ищут будильник).

На столе лежат 5 мелких предметов, различной фактуры: кусочек меха, кисточка, платочек, шпатель. Ребёнку предложить оголить руку по локоть и с закрытыми глазами определить, какой предмет прикасался к руке.

Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Материал: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Цель: дифференциация запахов с помощью обоняния.

Материал: два набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.).

Ход игры: 1 этап — предложить детям понюхать все коробочки одного набора, затем воспитатель вынимает коробочки из второго набора — предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор пока не найдется пара для каждой коробочки.

2 этап — предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т. к. при отсутствии зрительного восприятия — возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

Лунтик предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)

(Лунтик делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши. (Руки)

В. : Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?

Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.

Вопрос: - Какой орган чувств помог вам найти отличия?

Для чего нам нужны руки?

- Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая.

Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.

Вопрос: С помощью какого органа чувств ты угадал?

- А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…. (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

В. : Отгадайте загадку, чтобы узнать название этой станции:

А не проглотишь.

Что это? (Язык)

- Зачем человеку язык? (Ответы детей)

- Язык - орган вкуса у человека.

- Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).

- Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?

Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?

- Для чего нам нужен рот, язык?

- Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.

Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.

Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).

Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.

При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.

Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.

Цель: определение связи уха с носоглоткой.

Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.

Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т. п.).

Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.

Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.

-Чтение художественной литературы

- познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества валеологической направленности.

- развивать творческую фантазию, умение видеть красоту организма человека в целом и органов чувств, как единицу всего живого.

- Отгадывание загадок про органы чувств Цель : Расширять знания детей об органах чувств через восприятие произведений народного творчества

Два братца глядятся,

А друг друга не видят. (Глаза)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора,

Назови их, детвора! (Глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Да не проглотишь. (Язык)

Слышат всё они вокруг,

Кто есть враг, а кто есть друг.

Люди носят в них серёжки,

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки,

И зовут сестричек (Ушки)

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже на ночь снять не можем,

Потому, что это (Кожа)

В этой одежде я родился,

В этой одежде в ванной помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется… (Кожа).

-Рассказ воспитателя детям о строении уха.

-Беседа о значении зрения в жизни людей. Цель: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения

_ Рассматривание себя в зеркало. Цель: описать свой портрет.

- Наблюдения, экскурсии. Цель: Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное восприятие

Экскурсия в медицинский кабинет.

-Выставки детских работ. Цель: Учить передавать в рисунках образ человека, животных, форму глаз, носа, положение и форму ушей, губ, через рисунок передавать настроение, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций.

2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина. – М. : ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.

4. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. СПб. 1997.

6. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель,2010.

7. Григорьева Л. П., Вернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.

9. Митюгин И. Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991.

11. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Москва. Физкультура и спорт, 1992.


Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая к ценностям здорового образа жизни.


Слайд 3

Задачи: - Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира. - Развивать осязание, обоняние, вкусовое, слуховое, зрительное восприятие. - Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развивать уверенности в себе. - Воспитывать потребность быть здоровыми.


Слайд 4

Реализуемые образовательные области: Здоровье, Познание, Коммуникация. Этапы формирования совместной деятельности: - чтение художественной литературы; - дидактические игры; - отгадывание загадок; - беседы.


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11

Экскурсия в Институт здоровья К ребятам в гости приходит Знайка. Рассказывает о разных органах чувств. Предлагает отправится на экскурсию в институт здоровья.


Слайд 12

- В этой лаборатории изучают зрение Отгадывание загадки о глазах, Беседа о роли зрения в жизни человека, Выполнение зрительной гимнастики.


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19


Полный текст материала Проект для дошкольных учреждений "Наши органы чувств" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект иследовательской деятельности.Расчитан на одну неделю.Каждый день посвящен одному из пяти органов чувств.



Игнатьева Н.В. воспитатель

Припузова Н.В. воспитатель

Г. Санкт- Петербург,2020

Аннотация проекта

Срок реализации: краткосрочный одна неделя.

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

1. Познакомить детей с органами чувств человека, их функциями, ролью в жизни человека и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработать с детьми правила ухода за органами чувств, и выполнять их дома и в детском саду 3. Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности. Педагоги:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте.

3. Обогатить развивающую среду по темам проекта.

1. Участвовать в совместной реализации проекта.

2. Оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья.

Актуальность:

Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позволяют нам познавать мир. Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека один раз и на всю жизнь. Поэтому так важно научиться, правильно ими пользоваться. Взрослым порой бывает очень трудно убедить детей не кричать громко, не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать её целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор. А ведь, если мы не научим детей это делать, это может привести к большим проблемам. Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

1. Познакомятся с органами чувств человека, их функциями, ролью и правилами ухода за ними с целью сохранения здоровья.

2. Разработают правила ухода за органами чувств.

1. Разработан практический и методический материал по проекту.

2. Пополнены картотеки дидактических игр, стихов, загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.

3. Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.

1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств, их уходе.

2. Совместное осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.

Реализации проекта:

Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта: картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта, настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

Подбор литературы: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по теме проекта.

Участие в фестивале проектов.

Продукты проекта:

Используемая литература.

1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.

2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.

4. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

5. Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.

6. Митюгин И.Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991

Приложение к проекту:

Понедельник

Цель: Формировать представление у детей о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей).

Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

Воспитатель: Ребята, а что может случится с нашими глаза если мы о них будем плохо заботиться? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, что надо делать, чтобы глаза были здоровыми? (Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты содержащие витамины и т.д.)

Воспитатель: Правильно ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, тренировать их, подпитывать витаминами. Надо есть морковку, чернику, шиповник. Давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели: 1.Нельзя тереть глаза грязными руками. 2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры. 3.Нужно оберегать глаза от едких и опасных жидкостей. 4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов. 5.Нужно есть продукты с витаминами. 6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль. 7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Подвижные игры

Оборудование: колокольчик, повязки.Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.

Вариант. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны поймать его.

Цель: развитие межличностного доверия, умения чувствовать других.

Авторы проекта: Воспитатель: Щуцкая Т.Е. Учитель-логопед: Березкина Ю.В. Воспитатель: Шалыгина Н.В.


Вид проекта:

По доминирующей деятельности:познавательно – исследовательскийПо составу участников: групповой

Характер контактов:дети и родители I подготовительной группы, воспитатели, логопед.

По продолжительности:среднесрочный (2 месяца: ноябрь-декабрь)

1. Проблема:

В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т.к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. В нашей группе возникла проблема смены зубов у детей и частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в исследовательскую деятельность своего организма и в частности, изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов чувств, можно, применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия,научить детей их эффективно развивать и бережно к ним относиться.

2.Актуальность темы:

Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.

С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.

Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.

Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.

Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.

Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.

Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.

3. Цель проекта:

При помощи специально подобранных игр, упражнений, занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека.

4. Задачи проекта по участникам:

Дети:

1. Привить детям элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

2. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.

3. Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.

4. Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

5. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.

6. Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.

7.Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.

Педагоги:

1.Составить единый план работы воспитателей и специалистов ГБДОУ по работе в проекте

2.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.

3. Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте. Обогатить развивающую среду по темам проекта.

4. Познакомить детей с органами чувств человека, их функциями и ролью в жизни человека и правилах ухода за ними с целью сохранения здоровья.5. Воспитывать интерес и любовь к своему организму, желание о нем заботиться и развивать свои способности.

6. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом. Включать родителей в процесс физического воспитания дошкольников.

7. Подвести детей к пониманию того, как нелегко живется людям с ограниченными возможностями, воспитывать толерантное отношение к инвалидам.

Родители:

1.Участвовать в совместной реализации проекта.

2.Оказывать помощь детям в поисках информации, выполнении творческих заданий, в уходе и сохранении своего здоровья.

5. Этапы проекта

5.1. Организационный этап.

1. Проведение педагогического совещания по теме проекта.

2. Родительское собрание по ознакомлению с темой проекта и планирование работы по проекту.

3. Разработка диагностического материала, проведение первичной диагностики детей подготовительной группы по теме проекта.

4.Подбор наглядных и дидактических материалов по теме проекта

из различных интернет-ресурсов, газет, журналов, энциклопедий:

картинок, иллюстраций, плакатов по теме проекта, настольно-дидактических игр, картотек опытов и экспериментов.

5.Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, сказок, загадок, поговорок по темам, затрагиваемым проектом.

6.Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ и книжек по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.

7. Оснащение развивающей среды:

- организовать место для экспериментирования, в котором детям обеспечена возможность проводить несложные опыты, проверять свои предположения;

- подобрать или изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Краткий план реализации проекта

(Структурно-содержательная модель)

Мероприятия, направленные на повышение педагогической компетенции. Совещание педагоговРодительское собрание.Анкетирование родителей.

Предпроектная диагностика детей.

Подбор дидактических материалов, литературы, иллюстраций, слайдов, энциклопедий, настольно-печатных игр. Березкина Ю.В.Щуцкая Т.Е.Шалыгина Н.В.

Постановка опытов как действуют вредные продукты на наш организм. (кока-кола,уксус)

Картотека загадок об органах чувств.

Сказка про зубную фею.

Алгоритм чистки зубов.

Правила личной гигиены.

Картотека пальчиковых игр

Правила закаливания и профилактика простудных заболеваний.

Картотека музыкальных произведений.

Картотека игр по развитию фонематического слуха.

5.2. Практическая часть проекта . Деятельностный этап.

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Познавательное развитие.

-Систематизировать знания детей об органах чувств человека,

отметить существенные признаки строения.

-Уточнить и расширить значение органов чувств для жизнедеятельности организма.

-Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным назначением.

-Развивать культурно- гигиенические навыки.

-Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.

-Воспитывать желание заботится о своём здоровье, знать несложные приёмы самооздоровления, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.

- Развивать внимание, наблюдательность, мышление и воображение

-Способствовать формированию интереса к познанию своего тела.

Художественно-эстетическое развитие.

-познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества валеологической направленности.

-Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту организма человека в целом и органов чувств, как единицу всего живого.

Речевое развитие.

-Формировать умение у детей более полно описывать свое тело и органы чувств, строить сложноподчинённые предложения по теме.

-Совершенствовать грамматический строй речи детей.

-Активизировать словарь детей.

-Обогатить словарный запас детей словами:

Орган зрения, глазное яблоко, радужная оболочка,зрачок, веки, ресницы, брови, зрительное восприятие.

Орган обоняния, ноздри, носовой лабиринт, ворсинки, органы дыхания, бронхи, легкие.

Орган слуха, ушная раковина, барабанная перепонка, козелок, слуховой нерв, молоточек, стремечко, наковальня, вестибулярный аппарат, улитка.

Язык, орган вкуса, вкусовые сосочки, типун, органы пищеварения, желудок.

Орган осязания, эпидермис, дерма, жировой слой, нервные окончания, волосяные мешочки.

Социально-коммуникативное развитие.

-Способствовать развитию основ валеологического сознания детей .

- Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил правильного образа жизни и основных правил гигиены.

- Продолжать воспитывать у детей интерес к изучению своего тела, бережное отношение к нему, желание ухаживать и заботиться о нём.

-Воспитывать у детей желание участвовать в совместной исследовательской деятельности.

-Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить начатое до конца.

-Развивать творчество и инициативу при выполнении поручений по желанию детей.

Физическое развитие.

-Развивать мелкую и крупную моторику.

- Развивать и упражнять органы чувств, что дает возможность лучше видеть, слышать и различать звуки, узнавать запахи и вкус продуктов, поверхности предметов, их свойства и качество.

-Развивать координацию движений и двигательную активность детей.

- Формировать умение повторять и запоминать движения за воспитателем в подвижных играх,гимнастиках и массажах.

- Закрепить движения в сочетании со словами.

Методы, используемые педагогами:

  1. 1.Словесные: беседы, рассказы, слушание, обсуждения.
  2. 2.Наглядные: иллюстрации, фото, плакаты, слайды,видео
  3. 3.Практические: создание карточек-моделей, мнемотаблиц, схем, настольных дидактических игр, используемых для совместной и самостоятельной деятельности
  4. 4.Исследовательские: опыты, эксперименты, наблюдения, проблемные вопросы.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная: отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры.

Восприятие художественной литературы: чтение и обсуждение рассказов и сказок, разгадывание загадок, слушание стихов, пословиц и поговорок.

Двигательная: речь с движением, физ. минутки, дыхательная, зрительная гимнастики, самомассажи, пальчиковые игры, подвижные игры по теме проекта.

Изобразительная: рисование, лепка, аппликация.

Конструирование: различные виды конструкторов и материалов

Самообслуживание и элементарный бытовой труд: уход за своим организмом, личная гигиена.

Игровая: дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры на основе готовых сюжетов.

Познавательно-исследовательская: наблюдения, опыты, эксперименты,проблемные ситуации, образовательные ситуации.

5.3. Заключительный этап.

5.3.1. Ожидаемые результаты проекта:

У детей:

1. Сформированы умения и навыки по уходу за своими органами чувств, бережное отношение к своему здоровью , желание изучать и познавать себя и своё тело.

2. Знают и умеют ориентироваться и соблюдать правила личной гигиены.

3. Дети умеют самостоятельно наблюдать и развивать свои органы чувств.

4.Дети умеют использовать полученные знания в своей повседневной жизни.

У педагогов:

1. Разработан практический и методический материал по проекту.

2. Пополнены картотеки дидактических игр, стихов, загадок, опытов и экспериментов по теме проекта.

3. Пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями.

4. Привлечены родители к совместной реализации проекта.

У родителей:

1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств,их уходе.

2. Совместное осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.

4.Создание совместно с родителями картотек по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастике и игр для глаз.

6.Рефлексия проекта (выводы):

В результате проведенного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.

Проведенное в конце проекта диагностическое исследование показало положительную динамику.

Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическомувоспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей оборганах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.

Читайте также: