Органы чувств план урока 8 класс

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока будет удобен на уроке биологи для 8 класса, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, открытие нового. Развитие речи. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к анализу.

Совершенствовать, воображение, внимание, память, мышление.

Конспект урока по биологии для 8 класса на тему: Органы чувств. Анализаторы

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Каким путем вы получаете информацию о предметах?

Об отдельных предметах нам сообщают наши ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые.

Ощущение – это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире.

Сколько у человека чувств?

5: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, шестое – чувство равновесия.

Мозг каждый миг получает разнообразную информацию о функциях организма, об их изменениях. Всю информацию о внешних изменениях окружающей среды организм получает от рецепторов.

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рецепторы располагаются в органах чувств. Они строго специализированны, воспринимают и переводят информацию в нервные импульсы.

III. Работа по новой теме.

Анализаторы – называют системы, состоящие из рецепторов, проводящих путей и центров в коре большого мозга.

Анализатор состоит из трех отделов:

Периферический отдел- (органы чувств) – воспринимают раздражение.

Проводниковый отдел – (нервы) - передают информацию.

Центральный отдел – (отдел КБП) – анализ и синтез воспринимаемых раздражений.

Вспомните, как вы составляете характеристику предмета. Пальцы ощупывают поверхность, глаза воспринимают форму, цвет и др. Все это приводит к образованию соответствующих связей в коре, благодаря им возникло отражение предмета в целом. Оно называется восприятием.

Процессы анализа и синтеза совершаются в мозгу таких высокоразвитых организмов, как человек, очень быстро, практически одновременно. Большое значение в восприятии имеет прошлый опыт. Он позволяет по отдельным деталям быстро восстанавливать весь образ.

Как вы думаете, как воспринимают лес люди разных специальностей: лесовод, работник лесной промышленности, охотник, врач, художник?

Таким образом, восприятия – результат деятельности системы анализаторов.

Стр. 196 – сформулировать особенности анализатора.

Обладают своей модальностью, т.е. воспринимает только определенный вид энергии, различает только специфические для него раздражения и в процессе эволюции приобрел к ним высокую чувствительность.

Анализаторные функции можно тренировать. Любой анализатор имеет свой предел, или порог чувствительности. Каждый рецептор настроен таким образом, чтобы слишком слабые раздражители мозг не беспокоят.

Ткачиха определяет на слух момент, когда заканчивается нитка в челноке.

Мукомол на ощупь определяет сорт муки.

Любой анализатор способен приспосабливаться к разной силе раздражителей. Если выйти из темной комнаты после продолжительного пребывания в ней в ярко освещенную, то в начале наступает слепота.

Возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно сказывается действие и на другие анализаторы. Например, при ярком освещении обостряется слух, поэтому в концертных залах не гасят свет.

Анализаторы способны к взаимовыручке. Например, если человек лишается одного из чувств, остальные начинают работать усиленно. Слепые могут узнать по запаху.

Анализаторы действуют согласованно и контролируют друг друга.

Что такое иллюзии и на чем они основаны?

Иллюзии – это искажение, ошибочное восприятие.

Ошибки обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Например, зрительные иллюзии; иллюзии, связанные с перспективой (изменение размеров при удалении); иллюзии, связанные с явлением контраста.

IV. Закреплени е

Какое значение в жизни человека имеют анализаторы?

Из каких частей состоит зрительный анализатор?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я могу отличить физические, физиологические и психические процессы в восприятии анализаторов

Я знаю о роли ощущений и восприятия в жизни человека

Я умею используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предметов охарактеризовать их

Тема: Органы чувств и их значение

Я могу отличить физические, физиологические и психические процессы в восприятии анализаторов

Я знаю о роли ощущений и восприятия в жизни человека

Я умею используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предметов охарактеризовать их

Актуализация опорных знаний (работа в группах). На столах у учащихся лежат коробочки, склеенные из бумаги. В них находятся различные предметы (плоды, соцветия и тд.). Учащиеся по сигналу учителя открывают коробочки и рассматривают предмет. После этого дается задание, составить полную характеристику этого предмета. Учащиеся работают в течение 2-3 минут, затем происходит обмен полученной информацией.

- каким путем вы получили эту информацию о предмете?

Используя органы чувств и знания о свойствах и качествах предметов. Об отдельных свойствах предметов нам сообщают наши ощущения: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые. Ощущение: это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире.

- сколько у человека чувств?

5-зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Оказывается есть еще и шестое чувство – чувство равновесия. Все это внешние чувства. Есть еще и те, что слушают организм изнутри.

РЕЦЕПТОРЫ НЕРВНЫЕ ПУТИ МОЗГОВЫЕ ЦЕНТРЫ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ (затылочная зона)

СЛУХОВОЙ (височная зона)

ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ (теменная зона)

ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ (центральная часть)

- что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды?

Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Например, на 1 см 2 кожи имеется от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела до 8 мм. Во всех внутренних органах около 1 млрд рецепторов.

- как вы думаете, почему И.П.Павлов назвал рецепторы своеобразными щупальцами мозга?

- что произойдет, если человек лишится рецепторов?

Лучшим ответом на этот вопрос представляется следующий факт. В свое время С.П.Боткин показал И. М. Сеченову больную, которая ощущала внешний мир только через осязание одной руки. Все ее органы чувств были повреждены. Больная все время спала, и, только постучав по руке, ее можно было разбудить. Говорила она очень мало и отвечала, когда писали по ее руке.

Физический Физиологический Психический

орган чувств (рецептор)

химический процессы процесс процесс

Центр в коре головного мозга

раздражение Проводящие пути

Предлагается следующий эксперимент: вызываются 5 учащихся. Каждому будет предоставлена конфета. 1 – может только смотреть на ее, 2 – пощупать, 3 – понюхать, 4 – будет сказано, что ему дадут конфету, 5 – может конфету съесть. Ни у кого из ребят не будет полного представления о конфете.

- какой вывод можно сделать?

Только задействовав все органы чувств мы можем полностью охарактеризовать предмет, знать о нем все.

Анализаторные функции можно тренировать (парфюмеры узнают тонкие нотки запаха, мукомолы на ощупь определяют сорт муки)

Любой анализатор способен приспосабливаться к разной силе раздражителей (из темной комнаты – в светлую – слепота – приспособление – все видно. Аналогично из светлой в темную. Приспособляемость в 200000 раз)

Рецепторы анализаторов способны не реагировать на раздражитель, если его сила не меняется в течение длительного времени. Адаптация ( не ощущаем вес собственной одежды, запах, шум)

Анализаторы проявляют повышенную возбудимость под влиянием резко различающихся контрастных раздражителей (после черного ярче воспринимается белое)

Явление последействия (на пленке – отдельные кадры составляют целостное кино, ноты – из отдельных звуков – мелодия, свет в лампочке из вспышек – равномерное освещение)

Компенсаторное усиление работы анализаторов (слепые узнают по запаху, по слуху. Слепой мальчик научился ездить на велосипеде, объезжая прохожих)

1. Ничего не вижу

Перед уроком на столах лежат платки разного цвета: красные, желтые, синие, зеленые – по два на стол. Цвета подобраны для каждого ученика индивидуально после консультации с психологом. Двое за партой разделены – один завязывает себе глаза (он не видит), другой завязывает себе рот – он не может говорить.

Я беру ящик, в котором лежат приготовленные предметы (яблоко, каменная вазочка, металлическая пирамидка, апельсин, карандаш, часы …) Всего 15 предметов, по одному на стол.

2. Ничего не слышу

Прошу выйти добровольца для демонстрации следующего эксперимента. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только она через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Вопросы на экране.

Через компьютер включаю веселую музыку (детская). Ученик танцует.

Прошу высказываться учащихся. Практически никто не угадал. Делаем вывод. Без органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках.


Цель: Цель нашего занятия “связать воедино разрозненные факты”, показать, что целостную картину окружающего мира мы получаем благодаря взаимодействию всех органов чувств.

Учащиеся делятся на 5 команд(разбирая по одному органу чувств)Приветствие.

Проверка д/з работа в группе

(сопоставить) зоны и где они располагаются ( 1 работает у доски ) остальные вспоминают что такое головной мозг.

Проблемный вопрос урока: “Как мы ощущаем мир?

Итак , сегодня мы поговорим с вами об органах чувств ( запись темы урока) . Вопрос для чего нужны органы чувств. Дети пытаются выйти на цель.

– Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

1) Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)

2) Один говорит,
Двое глядят,
А они слушают (уши)

3) Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта (кожа)

4) Между двух светил Я в середине один (нос)

5) Всегда он в работе,
Когда говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим (язык)

Анализаторы или сенсорные системы - это системы чувствительных нервных образований воспринимающих и анализирующих различные внешние и внутренние раздражения


Ощущение: это средство, с помощью которого формируются наши знания об окружающем мире.
-сколько у человека чувств? (Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание) (слайд)
Оказывается и шестое чувство у нас имеется - чувство равновесия. Все это внешние чувства. Есть еще и те, что слушают организм изнутри.
Мозг каждый миг получает разнообразную информацию: о взаимоотношениях костей и суставов, о напряжении мышц и и натяжении сухожилий (так называемое костно-мышечное чувство, которое позволяет с закрытыми глазами знать, в каком положении друг от друга находятся части тела).
Поступают в мозг также сигналы о химическом составе крови, о давлении крови в сосудах, о степени наполнении желудка, кишечника, мочевого пузыря и т. д.
Не все из этих внутренних чувств человек осознает.
- что первым принимает на себя воздействия раздражителей внешней и внутренней среды? (рецепторы).

Задание: продолжить предложение ( 2 мин) (на доске) (музыка) Полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, температурных, осязательных рецепторов, расположенных в слизистой оболочке ротовой полости, и соответствующих анализаторов, поэтому при насморке еда кажется безвкусной.

Полость среднего уха (барабанная полость) продолжается в слуховую трубу, которая открывается в глотку, поэтому при воспалительных заболеваниях носоглотки, микроорганизмы могут попасть в полость среднего уха и вызвать его воспаление.

И совсем понятно, почему при сильных резких звуках и, тем более, взрывах, необходимо открывать рот, ведь при этом выравнивается давление в полости уха с атмосферным, и, тем самым, предотвращается повреждение барабанной перепонки (учащиеся проверяют правильность выполнения задания в тетрадях)

Проведем графический диктант (Если “да”, то +, если “нет” то -).

1. Нос – орган обоняния.
2. Язык – орган слух.
3. Уши – орган вкуса.
4. Кожа – орган осязания.
5. У человека 6 органов чувств.
6. Человек с помощью ушей различает голос и звук.
7. Вредные привычки помогают человеку.

Оценивание в паре. Ключ проверки: + – – + – + + -.
“5”– без ошибок
“4” – 1-2 ошибки
“3” – 3-4 ошибки.

РЕФЛЕКСИЯ: С каким настроением вы уходите (смайлы)

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это?

Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.

Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.

Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения. Молодцы.

Рефлексия: Какую новую информацию вы узнали? (ответы уч-ся)

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию?

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.

Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!

Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!

Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

VII. Рефлексия.

поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;

… красную, если у вас возникли новые вопросы;

…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.

На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.

Если позволяет время (слайд 21)

Придумать вопросы к кроссворду приложение 3

Задание:1.Кому тяжелей: незрячим с рождения или поздно ослепшим людям? 2.Какое значение для млекопитающих животных имеет слух? У каких животных он особенно развит?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспри- нимает лишь световые волны. Эта информация переда - ётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предме – тов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Описание слайда: 6

Отгадайте загадку! У зверушки – на макушке. А у нас – ниже глаз. Уши – орган слуха. Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

8. Второй по важности орган чувств – ухо. Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг. Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право. Значит ухо – это орган слуха и равновесия.

Описание слайда: 9

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Берегите уши!

Описание слайда: 11

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте. Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.

Описание слайда:16

– Окружающий мир мы воспринимаем как целое, не выделяя какой-то один вид ощущений. Формирующиеся у нас образы внешних предметов и явлений – это результат объединенной работы многих анализаторов. Взаимодействие отдельных ощущений происходит в коре головного мозга, куда сходится информация от всех анализаторов.

Ощущение. Что это?

Это элементарное психическое состояние, возникающее непосредственно при действии раздражителей на органы чувств, составляющая часть восприятия.

Взаимодействие ощущений – непременное условие полноценной трудовой деятельности. Например, когда токарь работает на станке, то у него действуют все анализаторы. Зрением он контролирует основные операции на станке, слухом – скорость вращения, осязанием – качество выточки детали, кожным и мышечным чувством – положение собственного тела у станка.

Это осознание состояния окружающей среды, возникающее благодаря анализу ощущений, получаемых от органов чувств, сопоставлению их с имеющимися данными прошлого опыта и опознаванию предмета или явления. Иными словами, восприятие представляет собой процесс формирования психического образа, основанный на анализе ощущений и интерпретации их в свете опыта.

Богатство восприятия мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов.

Учитель: поднимите руку, если вы правильно закончили все предложения. Молодцы.

Учитель: какую информацию вы узнали?

Учитель: ребята, как вы считаете, что обычно происходит, если функция какого-либо анализатора нарушается? Могут ли другие анализаторы заменить их функцию?

Если по какой-либо причине, один или несколько органов чувств (анализаторов) пропадает, то другой усиливается. Например, глухонемые люди лучше видят. А у людей, лишенных зрения и слуха, осязание — основной источник информации о внешнем мире.

при потере зрения обостряется слух, обоняние и осязание.

Это доказывает, что повреждение одного из органов чувств компенсируется за счет других, то есть анализаторы взаимозаменяемы

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!

Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!

Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов!

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов (сенсорных систем) свидетельствует о неисчерпаемых и до конца непознанных возможностях организма.

Учитель: а теперь наступило время проверить свои знания по изучаемой теме (демонстрируется слайд 18, 19 с заданиями для письменной работы).

выполняется 5 минут под тихую мелодию

VI. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание (слайд 22)

Повторить материал об анализаторах по учебнику и конспекту в тетради;

VII. Рефлексия.

поднимите зелёную карточку, если вы усвоили тему урока в полной мере;

… красную, если у вас возникли новые вопросы;

…жёлтую, если у вас остались вопросы по изученной теме.

На основе полученных данных учитель делает вывод о продуктивности урока.

Если позволяет время (слайд 21)

Придумать вопросы к кроссворду приложение 3


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это обобщающий урок по анализаторам, проводится в форме исследования с решением биологических задач,содержит интересную информацию об органах чувств. Урок построен на межпредметных связях с ИЗО, литературой, физикой, историей


ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

учитель биологии

Королева Светлана Михайловна

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

Цель урока: сформировать представление о взаимосвязи органов чувств для восприятия окружающего мира

Образовательные: Обобщить знания о строении и функциях различных анализаторов, их специфичности , сформировать представление о значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека; раскрыть взаимодействие анализаторов, роль ощущений и восприятия в жизни человека, в познании окружающего мира

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению биологии, исследовательский метод работы, развивать критическое мышление, внимательность, умение находить, формировать и объяснять причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитание культуры здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитание культуры общения

Планируемые результаты:

Личностные: формирование познавательного интереса; культуры здорового образа жизни; развитие интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Предметные: умение объяснять механизмы действия анализаторов , взаимосвязь между ними, знание условий необходимых для эффективного восприятия окружающей среды

Метапредметные:

Регулятивные: развитие умения формулировать тему урока, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Познавательные: выполнение самостоятельной работы по поиску дополнительной информации, работа с текстом, формирование навыка решения проблемных вопросов.

Коммуникативные: развитие умения слушать ответы одноклассников, дополнять их, обсуждать проблемные вопросы, развитие монологической речи.

Тип урока: урок обобщения

Форма урока: урок – исследование

Эпиграф к уроку: Наши чувства – это клавиши , по которым ударяет окружающий мир. Дидро

Организационный этап.

Добрый день, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу! И с хорошим настроением начнем наш урок .Надеюсь урок будет для вас продуктивным, а самое главное – полезным!

Стадия вызова

Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов.

Давайте еще полюбуемся ими.

- Какие эмоции у вас вызвало увиденное?

Гармонично и красиво

Нас природа сотворила,

По желанию Творца

Миром чувств нас наградила.

Чтоб могли мы видеть слышать ,

Мир собою осязать

Сладость жизни, вкус Вселенной

Существом своим познать.

Мы ежедневно познаем окружающий мир . И это все происходит благодаря анализаторам. Давайте вспомним , что мы знаем о них

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

АНАЛИЗАТОРЫ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ СЛУХОВОЙ ОБОНЯТЕЛЬНЫЙ ВКУСОВОЙ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЙ

ГЛАЗ УХО НОС РОТ КОЖА

КОЛБОЧКИ И ПАЛОЧКИ РЕЦЕПТОРЫ НОСА РЕЦЕПТОРЫ

СЛУХОВЫЕ КОСТОЧКИ СОСОЧКИ ЯЗЫКА

ЗАТЫЛОЧНАЯ ВИСОЧНАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВИСОЧНАЯ ТЕМЕННАЯ

Стадия осмысления

I Орган зрение

Способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.

Глаза- широкие ворота.

Весь мир проходит через них.

Идет без спроса и отчета

Добро и зло любых мастей.

Благодаря каким частям глаза мы моем видеть окружающий мир?

Очень часто говорят : Глаза – зеркало души…. Как это понять?

Действительно, глаза – это не только орган зрения ., но и орган передачи эмоций.

Художники, поэты и писатели всех эпох, создавая свои шедевры, отводили большую роль описанию глаз. Посмотрите на портрет Струйской, принадлежащий кисти русского художника Федора Рокотова. Взгляд этой прекрасной женщины завораживает, притягивает, заставляет задуматься. А вот как описал его Мастер поэтических строк Николай Заболоцкий:

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полу плач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок.
Полу восторг, полу испуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза

Однако, как доказывают, глаза еще и могут раскрыть ваш характер.. Точнее, их цвет. Так ли это?

-Что произойдет, если у человека нарушено зрение?

Еще в Древнем Египте именно глаза помогали ставить диагнозы больным. Этот метод известен и в настоящее время и называется “иридодиагностика”. Каждый орган имеет свою зону пятен на радужке глаза, и при заболеваниях эти пятна темнеют. “Береги как зеницу ока”, – говорят о самом дорогом

II Орган слуха

Если же у человека нарушено зрение, его заменяет слух и осязание.

- Вы хорошо знаете, что при взлете самолёта пассажирам рекомендуется сосать леденцы. Чем это можно объяснить?

-Как Бетховен сочинял музыку, если он был глухим?

- Людвиг ван Бетховен (1770–1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. В 1817 году Бетховен у известного производителя Страйхера заказывает рояль, настроенный на максимальную громкость, а другого производителя – Графа просит изготовить резонатор, чтобы инструмент звучал еще громче.

Очень важным в жизни является кожно – мышечная чувствительность. На нашем деле находится множество рецепторов, которые воспринимают холод и тепло , помогают определять форму предмета. Удивительно, но

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: Кожная чувствительность: 1) Часто, при небольших операциях, хирурги применяют местный наркоз, то есть обезболивают небольшой участок кожи и лежащих под ней тканей. Во время такой операции больной чувствует прикосновение ножа хирурга, но не ощущает боли. Дайте объяснение этому явлению

- Деятельность организма обеспечивает нервная система, однако, кожу без преувеличений называют зеркалом организма. Так ли это?

III Орган вкуса

Вкус - ощущение сложное. Оно, как правило, возникает при восприятии пищи одновременно с запахом. Это химические лаборатории организма. Все вещества, которые растворяются в воде, обладают вкусом. Вкусовые рецепторы расположены на поверхности языка – на вкусовых сосочках. Разные участки языка по-разному ощущают вкус: кончик языка более всего чувствителен к сладкому, задняя часть языка – к горькому, боковые края – к кислому, передняя и боковые части языка – к соленому. По нервным волокнам сигналы поступают в определенные отделы головного мозга. При обычном восприятии пищи работают все вкусовые рецепторы языка. Из четырех простых вкусов: кислого, сладкого, горького и соленого – мозг создает сложный вкусовой образ, который возникает, когда мы едим мороженое, лимон, арбуз, клубнику и другое. Обоняние обязательно участвует в восприятии пищи.

- В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности

Решение. Испытание рисом основано на том, что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать и невиновный.

-Какое условие необходимо соблюсти, чтобы обычный репчатый лук при употреблении стал таким же сладким, как и сладкое яблоко?

IV Орган обоняния

Около 90 % информации поступает к человеку через глаза, 5 % – через уши и только 2 % – через обоняние. Но обоняние – чрезвычайно сильный канал, так как он воздействует непосредственно на подсознание, а значит и на наши чувства, мышление, поведение.

Запах … Вдыхаю невольно

Это холодное пламя…

Оно омывает память ,

Как музыкальные волны.

Восприятие окружающего мира обеспечивается согласованной работой всех анализаторов!

Повреждение одной из частей анализатора приводит к невозможности различать раздражители!

Повреждение одних органов чувств компенсируется за счёт усиления функций других анализаторов

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

Личная гигиена. Ведь недаром говорят, что чистота – залог здоровья. Ежедневные водные процедуры должны стать правилом

Не употребляй слишком горячую пищу.

Соблюдай режим и рацион питания

Необходимо регулярно проветривать помещение.

Особенно опасна для здоровья человека банальная пыль, поэтому важна ежедневная влажная уборка.

Никогда не кричи никому в ухо, и не слушай долго громкую музыку в наушниках.

Не читай в транспорте.

Не смотри долго телевизор, и не сиди часами за компьютером.

Не читай при плохом освещении и береги глаза от яркого света и вспышек.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовиться к письменной работе, составить синквейн , подобрать занимательные вопросы

Спасибо за урок.

Как определить характер по цвету глаз?

Глаза человека ― это зеркало его души. Именно глаза могут рассказать очень много о человеке: о его состоянии здоровья, настроении и конечно характере. Наука, которая занимается определением характера личности по его внешности, называется физиогномика.

Тот, кого природа наделила карими глазами, обладает чувством собственного достоинства. Такие люди самостоятельные и настойчивые во всех своих делах. Принимая решение они всегда с уверенностью говорят о своих желаниях, но кроме того это очень капризные личности. Часто страдают из-за своей вспыльчивости, легко могут обидеть человека. Но, не смотря на свою прямолинейность сами они не злопамятный, очень быстро прощают своих обидчиков. Благодаря своей общительность, без проблем находят общий язык к разными людьми.

Зеленые глаза имеют люди с твердым характером. Они всегда знают, как убедить человека. Коммуникативные, талантливые, инициативные и с хорошо развитым чувством справедливости. Кто бы ни обратился к ним за помощью, всегда помогут. Часто они сами страдают через чрезмерную доброту. В любви обладателей зеленых глаз всегда доказывают свои чувства поступками, очень верные и заботливые. Не редко люди с такими глазами добиваются больших успехов в бизнесе, а также стают знаменитым художниками, учеными и писателями

Голубые глаза всегда привлекают нас своим необыкновенным, манящие цветом. Но это на самом деле скрытные и жесткие люди. У них всё в жизни зависит от настроения, а оно очень резко меняется. Их легко обидеть и они будут долго вспоминать об этом. Но, не смотря на эти отрицательные качества такие люди щедрые и честные.

В характере таких людей присутствует большая нерешительность, они всегда думают о последствиях. Но, не смотря на это в их жизни всё последовательно. Всегда ведут себя сдержано в отношениях, а не выставляют свои эмоции на показ. Хорошо относятся к окружающим людям, честно и справедливо. Спокойно и уравновешенно воспринимают всё, что происходит вокруг них

ОТПЕЧАТКИ ПАЛЬЦЕВ

Дерматоглифика - наука, изучающая узоры на пальцах.Ее родоначальник англичанин Френсис Гальтон, опубликовавший монографию об отпечатках пальцев в конце ХIХ века.Термин"дерматоглифика" появился меньше века назад - в 1926 году и переводится, как "гравировка кожи".

По мнению проф. Богданова, "гравировка кожи" - наше второе лицо, которое может рассказать о нас куда больше первого.

Папилярные узоры на подушечках пальцев формируются еще в утробе матери и не исчезают после смерти (в отличие от линий судьбы на ладонях).Они не меняются в течение жизни.

Этот рисунок соответствует кармическим предначертаниям человека на конкретное воплощение.

Пальцы являются биорезонаторами, которые принимают вибрации из информационного поля, с которым взаимодействует человек и каждый в своем строго определенном режиме.

Специалисты по дерматоглифике часто говорят, что отпечаток пальцев — это геном, вывернутый наизнанку. Его строение отражает способность человека адаптироваться к окружающему миру. С помощью отпечатков пальцев можно прогнозировать действия человека в экстремальных ситуациях

Три главных узора

Люди, у которых основной рисунок пальцевых узоров — петля, обладают взрывным темпераментом. Они не выносят длинной и монотонной работы, информацию усваивают медленно, но запоминают её надолго.

Самый сложный петлевой узор. Так же сложно организованы и его обладатели — трепетные, ранимые, но чрезвычайно способные люди. Они мобильны, активны, выносливы, с лёгкостью адаптируются к любым условиям, но при этом концентрируются на своём внутреннем мире. Чем больше на руке завитков, тем сложнее натура и тем сильнее у неё склонность к самоедству.

В виноделии, в парфюмерной промышленности, на предприятиях, торгующих купажированным чаем или кофе, помощь дегустатора нужна и при закупке сырья, и при разработке нового купажа, и уже в процессе производства.

Дегустатор — это человек, от природы обладающий способностью различать тончайшие нюансы вкуса и запаха. По статистике, природной способностью к профессиональному дегустированию обладают не более 15% людей.
Научить чувствительности нельзя, но если способности есть, их можно развить.
Дегустаторы целенаправленно работают над этим, упражняясь в различении запахов и вкусов

настоящий дегустатор не курит, не пьет и не пользуется духами, так как это может снизить чувствительность его вкусовых рецепторов, которые для этой профессии являются "золотыми".

ЯЗЫК ЖЕСТОВ ДЛЯ ГЛУХОНЕМЫХ

В мире много языков, но особое место среди них занимает жестовый. С целью общения глухонемых людей, в XVIII веке был разработан первый язык жестов, получивший название Амслен. Впоследствии ближе к XX веку, он имел много ответвлений и интерпретаций. В середине XX века для стандартизации языка глухонемых была разработана международная жестовая речь — Жестуно, которая до сих пор актуальна. Главным образом она основывается на жестах, которые говорящий показывает руками, в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ,, а также за счет различных поворотов корпуса.



Азубка Брайля (или Шрифт Брайля)

Он существенно облегчает обучение и коммуникацию для незрячих, а также применяется для оказания заботы о них.

По шрифту Брайля могут читать: люди потерявшие зрение в течении жизни, люди слепые от рождения, слепоглухонемые люди (если они научены им пользоваться).

Барбье также предусмотрел инструменты для записи текстов слепыми — специальную доску для письма и острый инструмент для нанесения точек.

Среди участников презентации был 12-летний мальчик – Луи Брайль. В возрасте трёх лет он поранился в мастерской отца шорным ножом (подобие шила); из-за чего началось воспаление глаз и мальчик потерял зрение.

Луи счёл азбуку Барбье очень перспективной и внёс ряд предложений по её модификации — в частности, предложил сократить матрицу Барбье размером 6 × 6 рядов до 6 точек в 2 ряда, чтобы легче осязать запись. Но Барбье отнёсся неприязненно к идее мальчика и отклонил его предложения.

Через 3 года Луи Брайль разработал собственный рельефно-точечный шрифт, который впоследствии и получил огромное распространение в мире

Читайте также: