Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня в МЧС России идет серьезная работа по совершенствованию системы гражданской обороны и уточнению подходов к защите населения в военное время. В этом направлении выполняются научные работы, осуществляется корректировка нормативной правовой базы. В соответствии с планом работы МЧС только в течение этого года предполагается разработать заново, уточнить и откорректировать более восьмидесяти документов, начиная с федеральных законов и заканчивая различными методическими рекомендациями.

История создания и итоги деятельности гражданской обороны в нашей стране свидетельствуют о ее актуальности и высокой значимости как оборонной функции государства. Гражданская оборона была, есть и, вполне очевидно, сохранится в будущем как жизненно важная потребность российского общества.

На всех исторических этапах функционирования гражданской обороны основными ее целями всегда являлись обеспечение высокой готовности гражданской обороны и повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей.

Каковы же причины и направления совершенствования гражданской обороны РФ на современном этапе?

По оценкам большинства отечественных и зарубежных специалистов в будущем сохранится устойчивая тенденция роста рисков вследствие применения средств вооруженной борьбы, а также рисков природного и техногенного характера.

Для рисков природного и техногенного характера это будет вызвано неравномерностью роста населения регионов планеты (прежде всего в развитых и развивающихся странах), повышением плотности населения в городах и усилением антропогенной нагрузки на территории.

На рост рисков вооруженной борьбы будут оказывать влияние неравномерность концентрации населения на территориях регионов планеты, катастрофическое снижение количества невозобновляемых полезных ископаемых, углеводородных энергетических носителей, плодородных почв, питьевой воды.

Все это будет способствовать эскалации экономической, политической, а затем и военной напряженности.

Риски вооруженной борьбы в современных условиях кардинально изменяются. Прежде всего, это связано с концепцией перехода от площадного эффекта оружия, когда велики интенсивность и размеры полей поражающих факторов и мала точность и избирательность, к точечному эффекту оружия, связанному с не такими значительными поражающими факторами и крайне высокой точностью и избирательностью. В этой связи население, объекты и территории предстоит защищать, в первую очередь, от поражающих факторов высокоточного и обычного оружия, вторичных поражающих факторов, возникающих при разрушении потенциально-опасных объектов, и только во вторую - от косвенного воздействия ядерного оружия.

Наиболее вероятным типом военного противоборства между государствами первой половины XXI века могут быть региональные и локальные войны, а также вооруженные конфликты, характерными чертами которых являются: массированное применение высокоточного оружия в обычном снаряжении; возрастающая роль воздушно космического нападения; приоритетное огневое поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры; наличие угрозы расширения масштабов военных конфликтов до масштабов локальных или региональных войн; появление оружия, основанного на новых поражающих принципах; расширение роли массированного информационного воздействия; активное применение сил специального назначения; возрастающий террористический характер вооруженной борьбы.

Уже имевшие место в конце XX - начале XXI века вооруженные конфликты и войны обладали именно перечисленными выше чертами. Хотя следует признать, что возникновение военного конфликта с применением обычных средств поражения, ставящего под угрозу существование государства, обладающего ядерным оружием, с высокой вероятностью может привести к перерастанию такого конфликта в ядерный военный конфликт.

Как показывают локальные войны и вооруженные конфликты последних десятилетий их возможными последствиями для населения и территорий будут являться: ограниченные потери среди населения; массированное психологическое и информационное воздействие; нарушение систем управления; нарушение деятельности объектов жизнеобеспечения населения; поражение транспортной и иных видов инфраструктуры, а также ключевых объектов экономики; формирование масштабных очагов поражения от разрушения обычными средствами поражения химически и радиационно-опасных объектов, гидротехнических сооружений.

При этом, большинство научно-практических подходов к обеспечению гражданской обороны нашей страны, сформированные 30 и более лет назад, не учитывают современную военно-политическую обстановку в мире, социально-экономическую ситуацию в стране, научно-технический прогресс в области средств и методов защиты населения, морально устарели и, следовательно, не позволяют обеспечить эффективную защиту населения и зачастую представляют собой существенные административные и экономические барьеры на пути инновационного развития страны.

В сложившейся ситуации одной из важнейших задач МЧС России как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области гражданской обороны, является существенное реформирование гражданской обороны.

При этом, основными факторами, определяющими новые подходы к развитию гражданской обороны, являются: изменение геополитической ситуации в современном мире; снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т.ч. ядерного оружия; совершенствование современных средств поражения; сложившиеся в России новые социально-экономические условия; создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства; совершенствование системы государственного управления нашей страной; возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций; возрастание угрозы терроризма.

Какие факторы определяют развитие гражданской обороны в настоящее время?

Факторы возникновения чрезвычайных ситуаций, а также туда входят оповещение, эвакуация и защита населения от наводнений и стихийных бедствий.

Состояние и развитие гражданской обороны в современных условиях определяют следующие факторы:
•природно-техногенные опасности;
•возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
•совершенствование системы государственного управления нашей страной;
•экономические возможности государства,
•сложившиеся в России новые социально-экономические условия;
•ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и
•демографическая ситуация в стране;
•военная опасность;
•изменение геополитической ситуации в современном мире;
•наличие конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;
•сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;
•наличие и совершенствование оружия массового поражения, появление оружия нового поколения;
•создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства;
•снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т. ч. ядерного оружия;
•усиление угроз невоенного характера, связанных с применением качественно новых средств экономической, технологической, миграционной, информационной, этнической, конфессиональной и нравственно-психологической экспансий;
•возрастание угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;
•недостаточность финансовых возможностей государства для повышения уровня материального стимулирования военнослужащих и приравненных к ним лиц, для обеспечения их жильем.

Гражданская оборона (ГО) – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по защите населения и объектов экономики начали активно проводиться в ряде стран уже в первую мировую войну 1914-1918 годы и играли важную роль во второй мировой войне 1939-1945 годы, когда удары с воздуха наносились по всей территории многих воевавших государств. В 50-60-х гг. XX в. в связи с появлением и развитием ядерного оружия, ракет, значительным повышением боевых возможностей авиации и др. средств вооруженной борьбы уязвимость тыла значительно возросла. В этих условиях гражданская оборона приобрела значение стратегического фактора и в большинстве крупных государств была оформлена организационно. В СССР гражданская оборона была создана в 1961 году. До этого функции защиты населения, промышленных объектов и городов от нападения противника с воздуха выполняла Местная противовоздушная оборона (См. Местная противовоздушная оборона).

Гражданская оборона (ГО)

Цели, основные задачи, мероприятия и сколько их

  1. Подготовка населения в области гражданской обороны.
  2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  4. Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
  6. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  7. Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  8. Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
  9. Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному заражению.
  10. Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий.
  11. Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  12. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
  13. Срочное захоронение трупов в военное время.
  14. Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
  15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Кроме того, в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Гражданская оборона организуется и ведется на территории всей страны.

Организация и ведение ГО

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны, как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государство выполняет три важнейшие функции:

  • обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
  • сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
  • сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики выживания населения в военное время, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).

Гражданская оборона предусматривает заблаговременную в мирное время подготовку государства к ведению гражданской обороны с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Это продиктовано необходимостью принятия упредительных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ведения войн с применением современных средств поражения, способных нанести значительный ущерб экономике страны и вызвать неоправданный рост потерь населения. Заблаговременная подготовка государства к ведению гражданской обороны включает целый комплекс мероприятий, проводимых в мирное время и обеспечивающих успешную реализацию каждой из основных задач в области гражданской обороны (см. Подготовка государства к ведению гражданской обороны ). Ведение гражданской обороны, т.е. практическое осуществление мероприятий по непосредственной защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или отдельных ее местностях.

Организационное построение гражданской обороны позволяет обеспечивать:

  • соответствие ее структуры федеральному устройству страны;
  • преемственность методов управления, требующих относительной перестройки их в военное время;
  • необходимую централизацию и децентрализацию руководства.

Организационную основу гражданской обороны составляет:

  • руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;
  • силы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти на соответствующих территориях и в организациях.

Органы управления

В системе гражданской обороны и единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в настоящее время создана и функционирует стройная система органов управления. В эту систему входят федеральные, региональные, муниципальные и объектовые органы управления.

Федеральные органы управления представляют МЧС России и структурные подразделения, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

На территориях субъектов Российской Федерации функцию органов управления гражданской обороны несут главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации. Например, на территории Омской области органом управления гражданской обороны является Главное управление МЧС России по Омской области и т.д.

На территориях муниципальных образований органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются управления (отделы, секторы) ГОЧС администраций городов и сельских районов.

В администрациях сельских и городских поселений могут быть созданы нештатные органы управления гражданской обороны или функции органа управления могут быть возложены на заместителя главы сельского поселения.

Во всех организациях, независимо от сфер хозяйственной деятельности, форм собственности, органы управления гражданской обороны могут быть представлены штатными структурными подразделениями администраций, учреждений, предприятий (отделами, секторами и др.), уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны или нештатными органами (например, штабами гражданской обороны).

Органы управления гражданской обороны, создаваемые в организациях, называются объектовыми.

Органы управления ГО

Органы управления гражданской обороной

Таким образом, на всех уровнях государственного и муниципального управления в настоящее время созданы и функционируют соответствующие органы управления гражданской обороной.

В свою очередь они:

  • планируют и организуют выполнение мероприятий гражданской обороной, подготовку руководства состава гражданской обороной и всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществляют контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания, соблюдением требований норм инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • организуют оповещение населения по сигналам гражданской обороны и обеспечивают готовность систем управления, связи и оповещения;
  • организуют и контролируют создание, подготовку и поддержание в состоянии постоянной готовности сил гражданской обороны;
  • обеспечивают управление силами гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организуют взаимодействие органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе и органах военного командования и др.

Следовательно, органы управления гражданской обороной играют главную роль в защите населений и территорий от опасностей, возникающих во время военных действий и занимают ведущее место в обеспечении устойчивого их функционирования в любых условиях обстановки.

В любом органе управления гражданской обороны, будь он штатный или нештатный, должны быть лица, выполняющие функции:

  • по решению внезапно возникающих задач (помощник руководителя органа управления по оперативным вопросам);
  • специалиста по связи;
  • специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны;
  • специалиста по решению задач материально-технического обеспечения;
  • специалиста по организации обучения работников учреждения, предприятия по вопросам гражданской обороны.

В орган управления гражданской обороной могут входить и другие специалисты.

При формировании органа управления гражданской обороны и включения в его состав должностных лиц необходимо учитывать профиль специальности их по занимаемой им штатной должности в данной организации. Например, в качестве специалиста по созданию, комплектованию сил гражданской обороны можно определить руководителя (работника) кадрового органа, а в качестве специалиста по связи – руководителя (работника) подразделения, обеспечивающего связь в данной организации.

Целесообразно, чтобы руководитель органа управления гражданской обороной в организациях имел властные полномочия, позволяющие ему, в отсутствии первого руководителя, осуществлять все мероприятия, направленные на защиту работников от опасностей, возникающих во время военных действий, сохранение производственного потенциала, материальных и культурных ценностей и обеспечение устойчивого функционирования организации в любых условиях обстановки в полном объеме.

В связи с тем, что в организациях властными полномочиями обладают только первые руководители и его заместители (частично), при формировании нештатного органа управления гражданской обороной необходимо его руководителем определить одного из заместителей первого руководителя (может быть – первого заместителя). А в случаях, когда в организациях создан и функционирует штатный орган управления гражданской обороной, его руководителя необходимо наделить соответствующими полномочиями. Эти полномочия должны находить отражение в положении об органе управления гражданской обороной, которое утверждается и вводится в действие распорядительным документом первого руководителя организации, который является руководителем гражданской обороны организации.

Такой вопрос возникает потому, что кроме органа управления гражданской обороны в организациях создаются органы управления объектового звена территориальной подсистемы РСЧС.

К ним относятся:

  • координирующий орган управления объектовым звеном – КЧСиОПБ, постоянно действующий орган управления – структурное подразделение, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны администрации организации;
  • орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).

Важно. Организация и ведение гражданской обороны в МЧС России регламентировано приказом МЧС России № 783 от 17.12.2008

Силы ГО

Силы гражданской обороны состоят из воинских формирований, специально предназначенных для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенных в войска гражданской обороны, спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований. Последние создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться в установленном порядке Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.


Серьезное значение придается гражданской обороне и в зарубежных странах. Законы о гражданской обороне приняты в большинстве ведущих и развитых стран: в США (1950), Великобритании (1948 и 1960), ФРГ (1957), Финляндии (1958), Швеции (1948), Норвегии (1953) и т.д. Органы руководства гражданской обороны в центре и на местах созданы с учетом особенностей государственного устройства стран. За последние годы в ряде ведущих зарубежных стран в связи с изменившимися военно-политическими и военно-техническими условиями происходит определенная трансформация взглядов на концептуальные основы гражданской обороны. К основным тенденциям в развитии гражданской обороны зарубежных стран следует отнести следующие. В большинстве стран полагают, что в современных условиях необходима гражданская оборона нового типа, способная быть эффективной не только в военное, но и в мирное время. Целесообразно и необходимо использовать силы и средства гражданской обороны для оказания помощи населению в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Гражданская оборона все больше отходит от военной организации, так как ее мероприятия приобретают скорее социальный, чем военно-стратегический характер. В большинстве государств ответственность за гражданскую оборону возложена на министерства внутренних дел. В США органы гражданской обороны подчинены министерству внутренней безопасности, в Канаде – федеральному правительству, в Норвегии и Испании – министерству защиты населения. Только в отдельных странах гражданская оборона находится в ведении министерства обороны (Португалия, Швеция и др.). Особое внимание уделяется вопросам мобилизационной готовности гражданской обороны, так как значительно возрастает объем мероприятий на период развертывания систем гражданской обороны при переходе ее с мирного на военное время. Отмечается процесс перераспределения функций в области гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов власти в решении задач гражданской обороны, передачи части управленческих функций из центра местным органам власти. Приоритетными мероприятиями в области гражданской обороны являются накопление фонда защитных сооружений (за счет строительства подземных сооружений двойного назначения), модернизация и растущие возможности оповещения населения, создание автоматизированной системы радиационного контроля, создание резервов материально-технических средств гражданской обороны в оптимально обоснованных объемах, качественная разработка планов гражданской обороны, совершенствование организационной структуры и технической оснащенности сил гражданской обороны, создание системы управления.

Состояние и развитие гражданской обороны в современных условиях определяют следующие факторы:

•возрастание угроз возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;

•совершенствование системы государственного управления нашей страной;

•экономические возможности государства,

•сложившиеся в России новые социально-экономические условия;

•ограниченный потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и

•демографическая ситуация в стране;

•изменение геополитической ситуации в современном мире;

•наличие конфликтных ситуаций вблизи государственных границ Российской Федерации;

•сохранение тенденции развития и укрепления НАТО;

•наличие и совершенствование оружия массового поражения, появление оружия нового поколения;

•создание видов оружия, основанного на новых поражающих принципах, новых форм и методов противоборства;

•снижение вероятности применения в локальных войнах и военных конфликтах оружия массового поражения, в т. ч. ядерного оружия;

•усиление угроз невоенного характера, связанных с применением качественно новых средств экономической, технологической, миграционной, информационной, этнической, конфессиональной и нравственно-психологической экспансий;

•возрастание угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения;

•недостаточность финансовых возможностей государства для повышения уровня материального стимулирования военнослужащих и приравненных к ним лиц, для обеспечения их жильем.

Друзi могли б на нього розiзлитися, але Петро розповiв ïм все як було.Друзi зрозумiли його.Вони пiшли далi на прогулянку The end

первоначально использовался в телеграфной связи. Сейчас о бедствии можно сообщить несколькими способами. Мы расскажем о восьми способах подать сигнал бедствия.

В дневное время дым будет очень хорошо заметен на больших расстояниях. Необходимо сложить несколько дымовых сигнальных костров, прикрыть их от непогоды и содержать в постоянной готовности к моментальному действию. Постарайтесь, чтобы дым от сигнального костра по цвету отличался от цвета окружающей местности. Если положите в костер свежую листву, мох или сырое дерево, то получите белый дым. Резина или промасленная ветошь дадут черный дым.

Световые сигналы очень эффективны в темное время суток. Сложите костер, дающий максимум света. Горящее дерево является прекрасным способом дать о себе знать. Лучше всего поджигать деревья с дуплами — они легко загораются. Чтобы поджечь дерево, поместите на его нижние ветки сухие дрова и подожгите их. От них займется крона дерева. Помните, что для подачи сигнала огнем необходимо выбирать отдельно стоящие деревья, иначе вы рискуете устроить лесной пожар.

В солнечную погоду зеркало, полированная металлическая посуда, поясная пряжка или любой другой предмет, хорошо отражающий свет, может быть использован для подачи световых сигналов. Световой зайчик при прозрачной атмосфере можно заметить с огромного расстояния — на обычной местности за 60 км, а в пустыне даже за 160 км. Не направляйте световой зайчик от вашего рефлектора на кабину поискового летательного аппарата более чем на 2-3 секунды, иначе вы можете ослепить пилота.

Подать сигнал о помощи можно и более простым способом. Для этого достаточно серии из шести свистков, световых вспышек или взмахов рукой в минуту, разделенных минутным интервалом.

Запуск воздушного змея — это простой, но не бесполезный способ подачи сигнала бедствия. Желательно, чтобы змей был изготовлен из яркой заметной бумаги, а хвост — из полосок пестрой ткани.

Флаг-сигнал можно повесить на высоком дереве или на какой-нибудь вышке. Хорошо различимы сверху и большие оранжево-красные флаги (этот цвет — общепринятый сигнал бедствия). Полотнище необходимо растянуть с помощью веревок над озером или параллельно реке. В крайнем случае можно использовать и пеструю ткань.

На военном языке знаков перевернутый флаг означает признание критического положения, призыв о помощи. Поэтому, если у вас имеется флаг своей или чужой страны, вы можете перевернуть его, и знающие люди поймут, в чем дело. Впрочем, нужно быть осторожным: в некоторых странах перевернутый флаг символизирует состояние войны.

Читайте также: