Органон аристотеля кратко о чем

Обновлено: 01.07.2024

- Учение о понятии и предложении.

- Учение о доказательстве.

Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.

При изучении логики развиваются:

1. точное мышление и ясная речь;

2. умение убеждать и обосновывать свои идеи;

3. умение спорить;

Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека

2. Объясните суть положения Аристотеля о материи и форме. Был ли это материализм? Какие учения в истории философии опирались на концепцию Аристотеля?

Истинное бытие, т.е. материальный объект, он понимается как сочетание материи и формы. Материя – пассивное первичное начало, содержит в себе потенцию всех веществ, чтобы потенция стала действительной, материя должна получить форму. Формой является эйдос (идея) – это активное начало жизни, форма оформляет материю и даёт ей естественное существование. Форма, как эйдос, тождественна сущности вещи. У живых существ материя – это тело, а форма – душа. Все сущности Аристотель делит на низшие, состоящие из формы и материи, и на высшие, т.е. чистые формы, или идеи. Учение о форме и материи привело к вопросу о перводвигателе, т.е. кто даёт движение всем процессам. Таким двигателем у Аристотеля становится Бог – форма всех существ, причина вершины мировоззрения. Таким образом, Аристотель отделил форму от самой вещи и превратил её в самостоятельную субстанцию, т.е. перешёл к объективному идеализму, сходному с Платоновским.

Однако же основной вопрос философии, вопрос об отношении сущего, бытия к мышлению, выступает у Аристотеля в своеобразной форме, неявно, он колеблется между материализмом и идеализмом.

(от греч. eudamonia блаженство) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.

Основоположник этики счастья (эвдемонизма), знаменитый античный философ Эпикур (341 - 270 до н.э.).

4. Сопоставьте онтологию античной и средневековой философии.

В древнегреческой философии понятие бытия, как и понятие совершенства, связано с принципом предела, единого, неделимого; определение и форма суть условия мыслимости сущего, познаваемости его. Напротив, беспредельное, безграничное осознается как хаос, несовершенство, небытие. Общим для греческого мышления является также убеждение в том, что бытие есть нечто благое.

В средние века понимание бытия определялось не только античной философией (прежде всего Платоном, Аристотелем и неоплатониками), но и христианским откровением, восходившим к несколько иной культурной традиции. В Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее — бог — есть беспредельное всемогущество, а потому всякое ограничение и определенность воспринимаются здесь как признак конечности и несовершенства.

Не удивительно, что эти две традиции с самого начала осознавались как несовместимые. Так, греческий врач и философ Гален (129—199) писал в этой связи: «Нашему богу недостаточно только захотеть, чтобы возникли или были созданы вещи той или иной природы. Ибо если бы он захотел мгновенно превратить камень в человека, это было бы не в его силах. Именно здесь наше собственное учение, так же как и учение Платона и остальных греков. отличается от учения Моисея. Согласно Моисею, богу достаточно пожелать, чтобы материя приобрела ту или иную форму, и она тем самым приобретает ее. Он считает, что для бога все возможно, даже если он захочет превратить золу в лошадь или быка.

5. Объясните смысл принципа откровения. Какое отношение он имеет к гносеологии средневековой философии? Какие другие принципы этой философии вам известны.

Согласно принципу откровения:

 мир можно познать, только познав Бога;

 Бог недоступен для познания;

 несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

 единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере. С точки зрения религии познать - значит уверовать. Вера - это социально-психологический принцип, который лежит в основе познания. Первичная, первосортная гносеология ориентирована на факте веры, которая есть познание и бытие разом.

К другим принципам гносеологии можно отнести:

 теоцентризм - центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

 креационизм (creatio - творение, создание) - Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

6. Сопоставьте философию гносеологию античной и средневековой философии.

У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (лат. transcendens — прешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является трансцендентным. а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, трансцендентным может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие трансцендентции двумя дополнительными значениями. Во-первых, трансцендентция обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).

Этот термин употребляется в философии ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА.

Автор учения Иммануил Кант .

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях (универсалии - это общие понятия). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.
2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм - продолжение традиций Аристотеля
3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

9. Приведите пример доказательства бытия божьего по Фоме Аквинскому. Можете ли их опровергнуть? Кто из философов опровергал их своим учением?

Доказательство первое (Фома Аквинский):

В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог - недвижимый Движитель.

Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский):

Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

Библиография:

1. Düring I. Aristoteles. Hdlb., 1966;

2. Brandis Chr. Über die Reihenfolge der Bücher des aristotelischen Organons. В., 1833.

2. Hintikka K.J. Time and Necessity. Studies of Aristotleʼs Theory of Modality. Oxf., 1973.

1. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959;

2. Becker A. Die aristotelische Theorie der Möglichkeitsschlüsse. В., 1933;

3. Patzig G. Die aristotelische Syllogistik. Logisch-philologische Untersuchungen über das Buch A der ʻErsten Analytikenʼ. Gött., 1969;

4. Ebbinghaus K. Ein formales Modell der Syllogistik des Aristoteles. Gött., 1964.

Содержание

Краткая характеристика

В состав Органона входят:

    (греч. Κατηγορίαι ; лат. Categoriae, или Praedicamenta)
  • Об истолковании (греч. Περὶ ἑρμηνείας ; лат. De interpretatione)
  • Первая аналитика (греч. Ἀναλυτικὰ πρότερα ; лат. Analytica priora)
  • Вторая аналитика (греч. Ἀναλυτικὰ ὕστερα ; лат. Analytica posteriora)
  • Топика (греч. Τοπικά ; лат. Topica)
  • Софистические опровержения (греч. Περὶ τῶν σοφιστικῶν ἐλέγχων , букв. О софистических опровержениях; лат. Sophistici elenchi, часто просто Elenchi)

Примечания

Издания

Литература

Ссылки

  • Философия Древней Греции
  • Сочинения Аристотеля
  • Книги по логике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Органон (Аристотель)" в других словарях:

АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

“ОРГАНОН” — “ОРГАНОН” (греч. όργανον, лат. organum орудие, инструмент) общее название логических сочинений Аристотеля. Принято считать, что поздняя античность усвоила это название вслед за первым издателем и комментатором Аристотеля Андроником Родосским… … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит — (Aristoteles) (род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого. В 335 до Р. X. основал в Афинах т. н. перипатетическую… … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ — АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (Ἀριστοτέλης Σταγειρίτης) (384, Стагира в Халкидике 322 до н. э., Халкида на Эвбее), др. греч. философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Биография. Жизнь А. распадается на… … Античная философия

Аристотель — один из величайших философов Греции, творец самойзаконченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основательистинного естествознания и глава перипатетической школы; Род. 384 до Р.Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н.э.) древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально временную логику и систему… … История Философии: Энциклопедия

Аристотель — Аристотель, Aristoteles, из Стагиры, 384 322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367 347) был учеником и соратником Платона, а после … Античные писатели

АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до нашей эры), древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. В 335 основал Лицей (перипатетическую школу). Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат,… … Современная энциклопедия

Логика Аристотеля ( in )

Точный состав "Органона" варьировался среди комментаторов, некоторые, в частности, хотели включить Риторику и Поэтику . Единство концепции, которое приписывают этим трактатам, зависит от композиции, которую он выполняет; и наоборот, нельзя представить себе одно и то же значение и одну и ту же функцию в "Органоне" в зависимости от того, включает ли он такой или такой договор.

В средних веках , изучение аристотелевской логики традиционно предшествуют Исагогика , Порфирий комментарии .

Резюме

Договоры, составляющие Органон

Аристотель систематически разоблачает формы мышления и демонстрации как условие науки . Таким образом, договоры образуют единое целое, части которого следуют одна за другой в определенном порядке. Фактически, эту кажущуюся систематичность создали в большей степени сами комментаторы. Таким образом, именно Боэций ставит Категории на первое место, что позволяет ему составлять органическую единицу, что остается под вопросом.

Согласно использованной классификации "Органон" понимает и классифицируется следующим образом:

  • Категории , разбор простейших элементов предложений ;
  • Толкование , изучение предложения и введение в философиюлогического квадрата ;
  • Первая аналитика , в которой излагаются правила и формы силлогизма в целом;
  • Вторая аналитика , излагающая теорию научного силлогизма (или собственно демонстрации), основанную нанепосредственно истинных предпосылках ;
  • Темы , раскрывающие места диалектики ;
  • Изощренные опровержения , раскрывающие основные заблуждения и способы их опровержения.

Иногда мы добавляем Риторику и Поэтику .

Хронология Органона

Разве Аристотель расположил эти книги в том порядке, в котором мы их знаем сегодня? Слова Аристотеля, кажется, показывают, что он имел точное представление о порядке своей логики . По его мнению, демонстрации должны основываться на определенных элементах или принципах (т.е. категориях ); тогда рассуждение бывает трех видов:

  • Логический силлогизм;
  • Диалектический силлогизм;
  • Софистический силлогизм.

Система Аристотеля в истории мысли. Органон Аристотеля как сборник его философско-логических трудов, которые основоположили логику и современное мышление человечества. Практическая философия: этика, экономика, политика согласно разъяснениям Аристотеля.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.06.2014
Размер файла 28,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Научно-философская система Аристотеля

1.Система Аристотеля в истории мысли

Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым- Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом путем соединения дедукции и индукции:

1. Знание о каждом отдельном свойстве объекта должно быть приобретено из опыта ;

2. Убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы - категорическим силлогизмом.

Аристотель показал, что совокупность научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, поскольку существует огромное разнообразие предметов и явлений. Поэтому он разделил все предметы и явления на так называемые категории, - объединения явлений наивысшего порядка, на которые делится все, существующее в мире. Представления о категориях - фундаментальных характеристиках вещи, та сторона научной парадигмы Аристотеля, которой мы пользуемся до сих пор. (Категории были введены им для того, чтобы упорядочить подход к познанию объекта). Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории.

В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это : сущность - количество - качество - отношение (различие в активности) - место - время - положение (находиться) - обладание (иметь) - действование (воздействие предметов друг на друга) -страдание ( испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.

2.Органон

Органон (Орудие,инструмент) Аристотеля- это сборник его философско-логических трудов, которые основоположили логику и современное мышление человечества.

3.Теоретическая философия: физика, математика и метафизика как первая философия; зоология, психология, физиогномика

Физиогноммика (от греч. цэуйт -- природа, гнюмщн -- мысль, познавательная способность) (устар., прозопология[1][2] (др.-греч. рсьущрпн -- лицо, лЭоз -- слово) или прозопомантия[1](др.-греч. рсьущрпн -- лицо, мбнфеЯб -- гадание) -- вненаучный метод определения типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.

Психология -- наука о душе (греч. -- душа и -- понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение "О душе", в 3 книгах, и ряд специальных сочинений: о памяти и воспоминании, о сне и бодрствовании, о сновидениях, об ощущениях и их предметах и т. д.

Аристотель, изложив в первой книге сочинения "О душе" воззрения предшественников, рассматривает в двух книгах, в форме систематической, все назревшие в его время психологические проблемы, посвящая более подробному обсуждению специальные сочинения некоторых из них. У Аристотеля психология является наукой о душевных силах или способностях, их отношениях, развитии и проявлениях, начиная с мира растительного и кончая человеком, в котором присутствует частица деятельного, божественного ума, по самой природе бессмертная и воссоединяющаяся с божественным умом после смерти тела.

Наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии. Предметом ее служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Первая попытка положить основание научной зоологии принадлежит Аристотелю. Он собрал накопившийся до его времени фактический материал и дополнил его множеством собственных наблюдений. Существенную помощь оказал его трудам ученик его Александр Македонский, доставлявший ему богатый зоологический материал из своих походов. Аристотель не ограничивался описанием внешнего вида животных, но стремился изучать их строение, психическую жизнь, историю развития, биологию и многие из его наблюдений подтвердились в новейшее время. До нас сочинения Аристотеля по естественной истории дошли в весьма неполном виде. Важнейшее из них: "История животных" дошло не целиком, и многие части его написаны, вероятно, другими. Аристотель дал первую попытку классификации животных, и при всей бедности знаний в его время система его стоит гораздо выше, чем системы его преемников (в древние и средние века). Животное царство он подразделял на две больших группы: животных, имеющих кровь и лишенных крови. Первые имеют красную кровь и скелет (позвоночные современной системы), вторые будто бы лишены крови. Эти группы он разделяет на следующие "большие роды":

* Животных имеющих кровь - на четвероногих живородящих, птиц; четвероногих и безногих яйцеродящих, живородящих безногих (киты) и рыб;

* Животных не имеющих крови -- на мягких (головоногие), мягкокожих многоногих (высшие раки), многоногих членистых (все остальные членистоногие) и раковинных безногих (раковинные моллюски и морские ежи).

философский аристотель органон

4.Практическая философия: этика,экономика, политика

Практическая философия, согласно разъяснениям Аристотеля, не есть ни “искусство”, ни наука. Она не говорит ни о том, что существует, ни о деятельности человека, направленной на изменение существующего (природы) и его использование в интересах человека. Её предмет - поведение, поступки, иначе говоря, деятельность людей, направленная на других людей, а не на природный материал. Практическая философия - это знание не об отношении людей к природе (ремесленное, техническое, производственное), но знание об отношениях между людьми. “Технология” описывает отношения между человеком и вещами, а практическое касается взаимных отношений между личностями. И если цель теоретической философии - истина, то цель практической философии - благо. Практическая философия в школе Аристотеля была далее разделена на три части - этику, экономику и политику, т. е. науки о благе соответственно личности, семьи и государства.

Политика-наука,знание о том,как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

5.Творческая философия:риторика и поэтика

Риторику Аристотель ставит в общую систему своего учения, выделяя в нем теоретическую часть - учение о бытии, практическую часть - учение о человеческой деятельности и поэтическую часть - учение о творчестве.

Поэтика -- трактат Аристотеля, посвященный теории драмы.

6.Первая философия как теоретическое обобщение всех знаний о сущем

Бытие -- живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Органон (логика)Аристотеля как ключ к его философии.

1.Анализ слов, сложных выражений, силлогизмов, доказательств, топов, или общих приемов мышления, используемых в диалоге, способствующем достижению истины, и анализ логических ошибок, или паралогизмов.

Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское

Понятно, что логика должна предшествовать философии. Саму философию Аристотель делит на две части - теоретическую, которая стремится к достижению истины, независимой от чьего-либо желания, и практическую, занятую умом и человеческими устремлениями, которые совместными усилиями стараются уяснить суть человеческого блага и его достигнуть. В свою очередь теоретическая философия делится на три части: исследование изменяющегося бытия (физика и естествознание, включая науку о человеке); исследование бытия абстрактных математических объектов (различные разделы математики);

исследование бытия как такового (то, что мы называем метафизикой).

Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”(

Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.

Главной и самой интересной частью аристотелевской логики - это доктрина силлогизма. Силлогизм - “речь, в которой, если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от положенного в силу того, что положенное есть”. Силлогизмом является заключение, состоящее из трех частей главной предпосылки, вторичной предпосылки и вывода.

Физика Аристотеля.

1.Умозрительное учение о природе.

Физика Аристотеля - продукт сознательно умозрительного метода: "Учение о природе должно быть умозрительным"

У Аристотеля нет категории пространства, у него есть категория места; это означает, по мнению философа, что пространства без тел не бывает, следовательно, в природе нет пустоты. Аристотель отрицает пустоту на том основании, что ее признание влечет за собой массу трудностей для понимания космоса. Многие философы, отмечает Аристотель, считают необходимым допустить существование пустоты, раз есть движение (атомисты), с другой стороны, отрицание пустоты приводит к отрицанию движения (Мелисс). Те и другие не правы: движение есть, но пустоты нет

В области биологии одна из заслуг Аристотеля -- его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе он видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д.

2.Концепция природы.

3.Вопрос о движении.

Разновидности движения.

В физике Аристотель видит учение бытии материальном и подвижном. Оба эти свойства он сводит к единству, ибо считает, что материальный предмет есть предмет подвижный, а движущееся не может не быть движущимся предметом, т. е. чем-то материальным. Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит: 1) понятие о движении и 2) понятие о находящемся в движении, или о движущемся. Как это было сделано им при определении числа и вида причин, Аристотель и в своем учении о движении принимает во внимание все добытое по этому вопросу его предшественниками -- людьми повседневного опыта и философии. И те, и другие указали, что возможны только четыре вида движения: 1) увеличение и уменьшение; 2) качественное изменение, или превращение; 3) возникновение и уничтожение и 4) движение как перемещение в пространстве. Подобно тому как при исследовании видов причин был поставлен вопрос о причинах взаимно сводимых и несводимых, так и при исследовании проблемы движения Аристотель задается вопросом, какой из четырех видов движения -- главный, несводимый к остальным. Таково, по Аристотелю, движение в пространстве: именно оно -- условие всех остальных видов движения. Например, когда предмет увеличивается, это значит, что к нему приближается и с ним соединяется какое-то другое вещество; преобразуясь, оно становится веществом увеличивающегося предмета. И точно так же, когда предмет уменьшается, это значит, что от этого предмета удаляется, перемещаясь в пространстве, какая-то часть его вещества; преобразуясь, она становится веществом другого предмета. Стало быть, и увеличение, и уменьшение предполагают в качестве необходимого условия перемещение в пространстве.

Но то же самое приходится сказать и относительно превращения, или качественного изменения.

Если в предмете изменяется его качество, то причиной изменения или превращения может быть, по Аристотелю, только соединение изменяющегося предмета с тем предметом, который производит в нем изменение. Но условием соединения может быть только сближение, а сближение означает движение в пространстве.

Так доказывается, будто основной вид движения -- перемещение тел в пространстве, или пространственное движение. Тезис этот доказывается у Аристотеля и другим способом Из всех видов движения только движение в пространстве, продолжаясь в вечность, может оставаться непрерывным. Но как раз таким и должен быть, по Аристотелю, основной вид движения. Так как первая причина есть бытие вечное и единое, то и движение, источником которого является первопричина, должно быть непрерывным. Но именно это свойство, доказывает Аристотель, не может иметь качественного изменения. Такое изменение всегда есть переход данного качества в иное. В тот момент, когда переход этот произошел, процесс перехода оказывается уже завершенным, т. е. процесс этот прерывается, утрачивает свойство непрерывности. И дело, по Аристотелю, ничуть не меняется оттого, что за одним переходом данного качества в иное качество может последовать переход, в свою очередь, этого нового качества в свое иное или даже может последовать множество таких, все новых, переходов.

5.Вечный двигатель.

Доказательство вечного существования мира и вечного существования мирового движения необходимо ведет, согласно Аристотелю, к предположению вечной причины мира и вечного двигателя мира. Этот вечный двигатель есть в то же время первый двигатель (перводвигатель) мира; без первого двигателя не может быть никаких других двигателей, не может быть никакого движения.

Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно мысли Аристотеля, бог.

Вечный двигатель- или Бог- содержит в себе все возможные формы и вступает первотолчком мироздания. Все остальные предметы, весь мир, переходя от возможности к действительности, всего лишь переводит бесконечные потенции Бога из потенциального в актуальное. Причем, бесконечность-это всегда потенциальная бесконечность. Бесконечность не может восприниматься в виде реального, актуально-бесконечного тела. Бесконечное не может быть субстанцией, оно представляет собой у Аристотеля чувственный континуум, то есть Аристотель идентифицирует бесконечность с количественной бесконечностью.

Подобные документы

Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии. Философия и учение Аристотеля. Исходный пункт философии Аристотеля. Аристотелевская метафизика. Природа для Аристотеля. Практическая философия Аристотеля. Поэтическая философия.

контрольная работа [29,8 K], добавлен 24.02.2007

Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии. Философия и учение Аристотеля. Исходный пункт философии Аристотеля. Аристотелевская метафизика. Природа для Аристотеля. Практическая философия Аристотеля: государство.

контрольная работа [28,4 K], добавлен 11.02.2007

Биография Аристотеля. Учение об общности и целостности вещи, ее идее и структуре. Художественно-творческий первопринцип. Политические взгляды и логика Аристотеля. Законы запрещения противоречия и исключенного третьего. Этика в сочинениях Аристотеля.

реферат [52,8 K], добавлен 26.01.2011

Жизнь Аристотеля и основные трактаты. Классификация наук согласно философу. Метафизика или "первая философия". Проблема соотношения формы и материи. Перводвигатель, который вносит движение в мироздание. Учение Аристотеля о душе. Этика и политика.

контрольная работа [15,6 K], добавлен 01.05.2009

Аристотель-сын врача и ученик Платона. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания. Учение Аристотеля о человеке и душе: душа, как движущее начало. Логика и методология Аристотеля, изложенная им в собрании сочинений "Органон".

контрольная работа [34,0 K], добавлен 15.12.2007

Творчество Аристотеля в области философии и науки. "Рождение" метафизического учения Аристотеля. Философское и метафизическое учение Аристотеля. Основные постулаты физики Аристотеля. Цитаты из "Физики" Аристотеля. Основной принцип греческой философии.

реферат [34,0 K], добавлен 25.07.2010

Краткая биография Аристотеля. Первая философия Аристотеля: учение о причинах начала бытия и знания. Учение Аристотеля о человеке и душе. Логика и методология Аристотеля. Аристотель является создателем самой обширной научной системы античности.

Читайте также: