Организация волонтерской деятельности в доу лекция

Обновлено: 07.07.2024

Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни он окружен себе подобными. С самого начала своего пути он включен во взаимодействия. В процессе взаимодействия человек приобретает социальный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Процесс социализации неразрывно связан с общением, совместной деятельностью людей, приносящей пользу обществу.

В настоящее время большое значение в социальном обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах. Причем труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым в городах России.

Волонтёр (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Волонтерская деятельность это:

• посадка цветов, кустов и деревьев;

• помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодежь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключенные и другие;

• благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

• благотворительные концерты и театральные выступления;

• экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

• пропаганда здорового образа жизни; и др.

Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды В.А. Сухомлинского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

Формирование у дошкольников доброжелательности рассматривалось в работах Л.М. Шипицыной, О.В. Заширинской, Е.И. Кульчицкой. П.Г. Саморукова изучала бережное отношения дошкольников к природе.

Волонтерское движение имеет ряд особенностей при условии его организации в дошкольном образовательном учреждении.

Актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств:

умение общаться с разными социальными группами людей;

Дошкольный возраст характеризуется, как период сенситивности, для развития всех психических функций, а также как важный этап развития, формирования личности ребенка. Это и послужило стимулом для создания волонтерского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются вышеперечисленные личностные качества детей.

Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Цель проекта: Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно – нравственной личности дошкольников.

Расширить представления о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников детского сада

Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса;

Сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующую в данном движении;

Составить план мероприятий и реализовать его в течение 2019 – 2020 учебного года.

Вид проекта: образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный 2019-2020уч. г.

Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип проекта: Групповой, информационно-просветительский, индивидуально – развивающий.

Основная часть

Взрослые неоднозначно относятся к волонтерской деятельности. Одни считают ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.

Таким образом, волонтерство в нашем детском саду направлено на развитие нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды); повышение специальных знаний педагогов по волонтерской деятельности; знакомство родителей воспитанников 6-7 лет с методикой работы волонтерского движения в детском саду.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения мы выделили следующие блоки работы:

• работа с детьми 6-7 лет (волонтёрское движение);

• работа с педагогами;

• работа с семьёй.

Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты деятельности в блоке “Работа с детьми”:

• воспитание потребности к здоровому образу жизни.

• Формирование сознательного, непрагматичного отношения к природе,

• Формирование доброжелательности в общении со сверстниками.

Эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у старших дошкольников в волонтерской деятельности возможно в контексте обшей системы нравственного воспитания при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности, создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств, преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организация самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.

Таким образом, волонтёры - это, во – первых, дети - старшие дошкольники. Во – вторых, это активные творческие педагоги образовательного учреждения и родители воспитанников.

Работа с педагогами и родителями предполагает 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтёрского движения в детском саду

2 этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров.

3 этап. Развитие волонтёрского движения.

На 2 этапе проходит тренировка навыков эффективной коммуникации, развитие уверенности в себе, разработка атрибутов волонтёрского движения.

На 3 этапе происходит разработка, подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий; привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтёрского движения.

Руководитель волонтерского движения в нашем детском саду - это воспитатель подготовительной группы, который координирует всю деятельность, организуют работу в детском саду и волонтёров по различным направлениям, обеспечивают связь с городским волонтёрским движением и осуществляют планирование деятельности.

Таким образом, формирование новых видов деятельности в старшем дошкольном возрасте оказывают существенное влияние на развитие нравственных качеств детей. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с одной стороны способствуют раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности, а с другой - высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердия в отношении людей друг к другу. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.

Практическая значимость проекта:

Успешная реализация проекта может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта позволят сформировать такие качества личности дошкольника как трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни, доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что будет являться основой волонтёрской направленности личности ребёнка в дальнейшем. Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.

Критерии оценки эффективности проекта:

Доля (%) педагогов и родителей воспитанников, принявших участия в добровольческих акциях и мероприятиях детского сада

Уровень толерантности, трудолюбия, милосердия у детей старшего дошкольного возраста.

Количество партнеров - участников проекта.

Отзывы целевых групп волонтерского движения (младшие дошкольники, пожилые, другие детские сады)

Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ.

ВложениеРазмер
волонтерская деятельность в ДОУ 27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации. Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Эта задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества? – Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им? –Что могут сделать педагоги в условиях детского сада?

Примеры волонтерских проектов и акций из опыта сторонних ДОУ:

Рассмотрим подробнее этапы подготовки организации волонтерской деятельности в детском саду:

  1. Постановка цели деятельности. Например: развитие дошкольного волонтёрского движения в ДОУ, главной целью которого, является воспитание духовно нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Определение задач. Например:

1. рассмотреть процесс организации волонтерской деятельности в детском саду.

3. Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий работы с детьми по организации волонтерского движения:

- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;

- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;

- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;

- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.);

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- развитие коммуникативных навыков.

Этапы организации волонтёрской деятельности.

б)мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения). Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей используются в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.) Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.

2. Доведи начатое дело до конца.

3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.

4. Умеешь сам – научи другого.

5. Уважай мнение других.

6. Будь настойчив в достижении целей.

3. Практический. Путешествие в мир добрых дел и поступков. Развитие волонтерского движения, проведение акций и мероприятий. На третьем этапе происходит подготовка и проведение просветительско-профилактических мероприятий, привлечение общественности родительского и педагогического контингента к поддержке развития волонтерского движения. Наиболее очевидным и доступным способом реализации волонтёрских инициатив является деятельность по социальному проектированию. Соответственно, результатом социального проектирования является создание социальных проектов, реализация которых должна служить разрешению актуальных, позволяющих успешно строить настоящую и будущую жизнь общества. Любая проектная деятельность сопровождается процессом принятия решения. Участие в процессе принятия решений – это возможность выразить свою точку зрения, быть услышанным и повлиять на результат в решении вопросов, затрагивающих интересы. Это процесс, который помогает и детям, и взрослым, не только услышать мнения и пожелания друг друга, но и построить систему партнёрских взаимоотношений, организовать совместную работу и добиться высокого уровня ответственности за решения, которые принимаются совместно.

4.Перспективный - определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации. Но в наше время нелегко привить идеи добровольчества, так как у многих людей существует стереотип, что человек, занимающийся честным трудом на благо обществу и безвозмездно, он или странный или вовсе неудачник. А это значит, что создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для страны задач.

В теории и методике воспитания прослеживается идея о том, что детское движение, объединяющее детей, является важным фактором развития личности, ее социализации, истоком гражданственности, развития творческого потенциала в обществе. А волонтерское движение — это такая организация, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. Поэтому возникла идея создания волонтерского движения "Мы - волонтеры". Считаю, что создание волонтерского движения детей по их собственной инициативе, приведет к более эффективному формированию у дошкольников социально - значимых личностных качеств, таких как милосердие, ответственность, самостоятельность, инициативность, умение сотрудничать в команде.

Новизна опыта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада.

Цель: Разработать и внедрить комплекс педагогических мероприятий, обеспечивающий успешность повышения волонтерского движения

С учетом поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Проанализировать учебно-методическую литературу и периодическую печать по данной теме;

2. Определить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, как коммуникативной личности, сопереживание, сорадование, сочувствие;

Теоретическое обоснование проблемы

Волонтер (фр. volontaire - доброволец) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства, осуществляя волонтерскую деятельность.

Волонтерская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение .

Отмечено, что вопросы воспитания социальной активности личности всегда были в центре внимания отечественной педагогики. Идеи о воспитании общественной активности подрастающего поколения отражены в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С.Макаренко. Современные теоретико - методологические подходы к развитию социальной активности молодежи отражены в работах М.И.Рожкова, в отечественной науке появляется все больше исследований, в которых явление социальной личности рассматривается в контексте социализации (М.В.Поддубная, М.В.Демиденко и др.)

Ведущие современные психологи, педагоги, социологи и философы считают, что молодежная добровольная общественная деятельность сегодня не только поможет решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально - значимых качеств молодежи, формированию у нее активной жизненной позиции.

Исходя из анализа, можно сделать вывод, что вопросам волонтерства, общественной активности детей школьного и подросткового возраста литературе уделяется достаточное внимание. Учебно – методическая литература, направленная на развитие волонтерского движения в дошкольном возрасте отсутствует.

Определение уровня у детей старшего дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств

Волонтерское движение детей дошкольного возраста не может успешно осуществляться без приобщения их к реально функционирующим в обществе ценностям. Используемые мной диагностики позволили составить более полное и точное представление об интересах детей, их ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, с целью установления уровня развития у детей старшего дошкольного возраста социально - значимых личностных качеств, применила следующие диагностики:

- методика Урунтаевой Г.А. "Незаконченный рассказ";

- опросник Щетининой А.М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей";

- методика Урунтаевой Г.А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке";

- проективная методика Гавриловой Т.П. "Неоконченные рассказы";

Для выявления значимости ценностей в жизни детей и ориентации на них, стремления к проявлению гуманных отношений использовала методику Урунтаевой Г.А. "Незаконченный рассказ" (Приложение 1), где детям предлагала продолжить рассказ, выразив чувства героя. В ходе этой диагностики выяснилось, что 20% детей не может содержательно раскрыть роль ценностей в жизни человека, общества в целом, 70% - понимает их смысл в жизни человека, других людей, называет основные ценности, однако не всегда руководствуется ими при выборе ответа и только 10% детей называют все ценности, руководствуются ими при выборе ответа.

Для выявления особенности восприятия и понимания детьми эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления, интереса людей при разных условиях, применила методику Урунтаевой Г.А. "Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке" (Приложение 2), результаты которой показали, что только 20% детей не понимают эмоционального состояния или делают грубые ошибки при его определении.

Определить характер эмпатий у детей помогли проективная методика Гавриловой Т.П. "Неоконченные рассказы" (Приложение 4) и опросник Щетининой А.М. "Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей" (Приложение 3). В ходе наблюдений в разных ситуациях обращала внимание на поведение каждого ребенка, проявление его интереса к состоянию другого, активное включение в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого. Данные наблюдения и ответы детей показали, что у большинства ребят (60%) эмпатии гуманистического характера (когда ребенок решает ситуацию в пользу другого), и только у 20% - эгоцентрического характера (принятие решения в свою пользу).

Анкета "Коммуникативный личностный опросник" (Приложение 6), предложенная родителям, помогла выявить уровень компетентности взрослых по вопросам социально - нравственного воспитания детей. По итогам опросника и в беседе с родителями выяснила, что многие из них боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что детям будет трудно социально адаптироваться в современном мире, когда они вырастут. А вот, если у них выработать более жесткий характер и научить жить только для своего блага, можно достичь больших успехов в жизни.

Проведенная диагностика выявила недостаток у детей опыта в проявлении социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека.

Описание технологии опыта

Предпосылкой для возникновения волонтерского движения в детском саду стали школьники - волонтеры, оказавшие помощь в покраске участка летом. У дошкольников возник интерес, почему школьники приходят им на помощь? Когда я рассказала им о волонтерской деятельности, многие ребята выразили желание участвовать в ней. Так сформировалась команда.

Создав группу волонтерского движения, определив уровень сформированности социально - значимых личностных качеств детей - волонтеров, мной были определены следующие задачи:

- формирование позитивных установок на добровольческую деятельность;

- формирование практических навыков участия в волонтерском движении;

- воспитание духовно - нравственной личности с активной жизненной позицией;

- развитие коммуникативных навыков.

В процессе работы придерживалась таких принципов:

- партнерства и сотрудничества;

- творчества и соавторства;

- развития и самореализации;

- создания ситуации успеха.

Организация волонтерства осуществлялась в три этапа:

I этап - социально-психологическая подготовка волонтёров;

II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий;

III этап – определение перспектив дальнейшего развития волонтёрского движения.

Практика показала, что дети не могут сразу оказывать помощь другим, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков, поэтому задача первого этапа заключалась в обучении детей – волонтеров. Для тренировки эффективной коммуникации и развитии уверенности в себе, обучение осуществляла по двум направлениям:

1.информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением).

2. мотивационно-поведенческий (апробация способов желательных типов поведения).

Чтобы развивать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей использовала в работе игры, упражнения, тренинги ("Как бы ты поступил?", "Тренинг эмоций", "Подарок на всех" и т. д.). Игровое моделирование проблемных ситуаций помогает принять детям правильное решение в жизненных поступках.

Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды вовлекли своих родителей. Эмблема получилась яркая. Множество цветных рук означало - "мы", то что мы все разные, но ведем совместную работу и связаны одним делом. Тянущиеся вверх руки с сердцами на них, говорят о готовности оказать помощь всем кто в ней нуждается. И крупными буквами надпись "волонтеры" говорит о том, что помощь оказывается безвозмездно, от души. Девиз так же отражает сплоченность, выносливость, стойкость команды, ее решительные действия (Приложение 13). Разработали правила волонтера (Приложение 14)

Чтобы команда действительно была сплоченная, проводила игры, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных способностей детей, такие как: "Овации", "Снежный ком", "Передай свое настроение", "Как сказать, чтоб не обидеть" и др.

Первой акцией "Волонтеры - друзья малышей", стал поход в первую младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление на осеннюю тематику, поиграли с ними в игры. На протяжении всего времени волонтерской работы старшие дошкольники систематически посещают малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.

Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе. (Приложение 15)

В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.

Для того чтобы не упустить ничего важного, учесть все нюансы, разрабатывался план работы на месяц или более, в зависимости от сложности выбранной ребятами деятельности. В процессе составления плана учитывались интересы, возможности, социальный опыт, выдвинутые предложения детей. (Приложение 16)

Совместно с ребятами в течение года разработали и осуществили четыре проекта.

Волонтерская деятельность осуществлялась по первому проекту "Сохраним елочку - красавицу леса" в предновогодние праздники. Волонтеры решили помочь лесной красавице. Принимая участие в акции "Елочка живи!", ребята создали совместно с родителями и педагогами листовки, плакаты на тему "Не рубите елки!", видеоролик в защиту елочек, фоторепортаж (Приложение 17). Такими действиями ребята пытались убедить в значимости проблемы сохранения лесных ресурсов дошкольников других групп, сотрудников детского сада и родителей.

У ребят волонтеров появилась надежда, что хоть несколько елочек, но были спасены, а это уже маленькая победа.

Тема второго экологического проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать" (Приложение 18). Я помогла детям осознать серьезность проблемы: изучали видеоматериалы, читали художественную литературу о жизни зимующих птиц, познакомились с разными способами изготовления эко - кормушек. Затем развесили изготовленные своими руками листовки в детском саду, ознакомили с ними взрослых и предложили поучаствовать в акции "Помоги зимующим птицам" - изготовить кормушки для птиц. Родители поддержали это предложение и совместно с детьми изготовили кормушки из разных материалов, которые развесили не только на территории детского сада, но и в поселке, возле своего дома. Волонтеры, рассказывая о том, как трудно птицам пережить зимний тяжелый период, привлекли к заботе о пернатых других детей детского сада и сотрудников. А так же показали им мастер - класс "Чем кормить зимующих птиц" (Приложение 19). Весь холодный период дети заботились о птицах, ежедневно в "птичьей столовой" чистили от снега кормушки, пополняли их кормом. Такой проект явился прекрасной возможностью проявить сочувствие, заботу.

В этом году ребята волонтеры приняли активное участие в глобальном проекте детского сада, посвященного 80-летию Хабаровского края. Наши юные волонтеры с любовью относятся к своим родным местам, поэтому в свои волонтерские планы решили внести частичку заботы о своем поселке, желая сохранить его красивым и чистым. В проект "Поселок Солнечный - наш дом" вошло несколько экологических акций: "Посади дерево", "Субботник "Зеленая весна", "Экологическая тропа", "Благоустроим наш поселок" (конкурс макетов дворовых территорий). Ребята считают, что бережное отношение к окружающей среде поможет избежать экологических проблем в будущем. В процессе реализаций этих акций дети вовлекли и родителей, и детей детского сада.

В ходе создания экологической тропы, посадки деревьев, я отметила, что дети были неравнодушны к обустройству территории детского сада, творчески отнеслись к этим акциям, вносили свои интересные предложения. (Приложение 20).

Для формирования у дошкольников патриотических чувств личности предложила разработать проект "Этот день Победы". К этому событию ребята отнеслись с большой ответственностью. В план волонтерского движения вошла акция "Ветеран живет рядом". Накануне празднования великой Победы волонтеры посетили ветеранов с целью оказания им социальной помощи: помогали по дому, покупали продукты. А потом все вместе душевно беседовали за кружечкой чая с конфетами, заботливо приобретенными ребятами вместе с родителями.

Следующим пунктом по намеченному плану - поздравление ветеранов. На совете волонтеров после долгих споров, каким подарком порадовать ветеранов, решили сделать для них своими руками георгиевские банты. Волонтеры и их родители приняли активное участие в мастер - классе по изготовлению украшения из георгиевской ленты, который провели Арсений Мулин и его мама.

Для ребят было огромной честью поздравить ветеранов войны. Живые гвоздики и, с любовью изготовленные георгиевские банты, волонтеры преподнесли участникам войны и труженикам тыла: Тепляшиной Евдокии Федоровне, Апполонскому Ивану Григорьевичу, Терентьеву Ивану Яковлевичу, Морозовой Анне Васильевне, Кафтанюк Вере Никифоровне. Дети поздравляли ветеранов с праздником, благодарили за счастливое и мирное детство, желали им здоровья, бодрости духа, фотографировались с ними на память. Обратив внимание, как одиноко живется Тепляшиной Евдокии Федоровне, пригласили ее в детский сад. Окружая ветеранов таким вниманием и заботой, волонтеры дают понять им, что о них всегда помнят.

В знак глубокого уважения и внимания к людям старшего поколения в новом учебном году первого октября прошла акция "День пожилых людей". Волонтеры своими руками сделали открытки с пожеланиями здоровья и благополучия и вручили их всем, приходящим в детский сад, пожилым людям, поздравляя с праздником. Проявляя заботу и внимание, волонтеры посетили одиноких стариков и старушек, почитали им стихи, подарили сладкие подарки, постарались развеять их одиночество душевной беседой. Для волонтеров участие в такой социально-значимой акции стало прекрасной возможностью подарить пожилым людям частичку душевного тепла и внимания. Наблюдения показали, ребята стали более вежливо и внимательно относиться к людям старшего возраста.

Проанализировав "Личные книжки волонтеров" выяснила, что 10% детей, входящие в команду, не принимают участия в волонтерской деятельности. Поэтому, с целью мотивации желания как можно больше проявлять активность, создала "Паровозик добрых дел", вагончики которого за каждую проделанную работу пополнялись смайликами. Всем хотелось, чтобы их вагончики были наполнены "добрыми делами". Это побудило малоактивных детей быть инициативными, а застенчивых - более решительными. Активные ребята награждались благодарностями.

Так как у дошкольников - волонтеров недостаточно опыта и умений, а возникло желание решать более глобальные проблемы, в этом году начали сотрудничать с волонтерами - школьниками станции юных натуралистов. Уже прошли совместные мероприятия. На первой совместной встрече волонтеры - экологи познакомили ребят со своей волонтерской деятельностью, поиграли в совместные экологические игры, отгадывали загадки. А затем экологический волонтерский отряд, во главе с руководителем Екатериной Юрьевной, торжественно приняли в свои ряды дошколят, вручив им медали - эмблемы. Вторая встреча носила патриотический характер, где школьники рассказали о георгиевской ленте. Очень продуктивно и творчески прошло совместное мероприятие - посадка огорода на окне "Витаминный огород", "Корм для животных", где ребята не только посадили лук и овес, ну еще и красиво все это оформили.

В дальнейшем волонтеры - дошкольники планируют поддерживать тесное сотрудничество с волонтерами СЮН. В перспективе планируется акции "Помоги братьям меньшим" (помощь животным в приюте), "Цветущие клумбы поселка" (посадка рассады цветов), совместные постановки экологических сказок.

Проведя сравнительный анализ итогов диагностики (Приложение 23), полученных на начальном и завершающих этапах, сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались: личностная и нравственная саморегуляция, моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Дети понимают переживания других, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Некоторые ребята уже могут самостоятельно провести мастер - класс. А разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности.

Я считаю, что идея организации волонтерского движения в детском саду способствует позитивной социализации дошкольников. И, надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат заниматься волонтерской деятельностью. А родители, активно принимавшие участие в волонтерской работе, будут своих детей поддерживать и помогать им.

Результаты своей работы представляла перед педагогами своего образовательного учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Пояснительная записка

Проблема и ее актуальность:

Дошкольный возраст период активной социализации ребенка. В этом возрасте закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, происходит развитие духовно-нравственной личности детей дошкольного возраста, формирование базовых ценностей. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, сложность общения между поколениями, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Детское волонтерство – целенаправленная, продуктивная,

добровольная, безвозмездная, коллективная деятельность детей, направленная на решение каких-либо социальных проблем. Юные волонтеры осуществляют свои проекты и акции при участии взрослых наставников организационных структур.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. Объединение родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью приведет:

к более эффективному формированию у дошкольников милосердия,

ответственности, самостоятельности и инициативы; к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в

Волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Волонтерство – это активная форма общения в детской среде – от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Цель проекта: организация волонтерского движения в МАДОУ через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста, и их участие в добровольческих мероприятиях.

Задачи проекта:

- расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов МАДОУ, родителей воспитанников;

- помочь овладеть практическими навыками волонтерского движения всем участникам воспитательного процесса;

- сформировать инициативную группу педагогов и родителей, участвующих в данном движении;

- создать систему работы по организации волонтерского движения в МАДОУ;

- создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в МАДОУ и распространить опыт работы в другие МАДОУ;

разработать новые формы и методы, объединяющие усилия педагогов и родителей, по воспитанию у детей милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности;

- развить определенные жизненные качества: ответственность; милосердие; самостоятельность; умение общаться с разными социальными группами людей; личностный позитивизм;

- развитие нравственных качеств ребенка в воспитательной среде, способствующее формированию у детей адекватной самооценки; навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям,

- помочь таким социальным категориям граждан как: престарелые, люди-инвалиды;

- повысить знания педагогов по вопросам волонтерской деятельности;

- познакомить родителей воспитанников с волонтерским движением в МАДОУ.

Целевая группа проекта:

Педагоги, воспитанники старших и подготовительных к школе групп, родители, социальные партнёры.

География проекта:

Сроки реализации проекта:

2021-2022 учебный год

Содержание проекта:

I (подготовительный) этап

Изучение литературы, интернет – ресурсов по данному направлению, изучение опыта работы других дошкольных образовательных организаций.

Сбор информации. Анкетирование родителей. Планирование работы.

Мероприятия сентября 2021

-подготовка различных атрибутов для работы отряда волонтёрского движения (значки, эмблема, футболки);

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи;

II (основной) этап

Мероприятия октября 2021

- размещение на сайте ДОУ информации по созданию волонтёрского движения в детском саду;

- оформление стенда с информацией о работе отряда;

Мероприятия ноября 2021

-неделя добра – помогаем малышам;

Мероприятия декабря 2021

- чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких;

детский совет: чем я могу помочь и как на самом деле помогаю;

- приглашение в детский сад волонтёров-школьников (социальные партнеры РДШ). Совместная деятельность;

Мероприятия января 2021

- оформление стенда с информацией о работе отряда;

Мероприятия февраля 2021

- чтение художественной литературы о добре и зле;

Мероприятия марта 2021

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта;

-игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации;

Мероприятия апреля 2021

Мероприятия мая 2021

публикации на сайте МАДОУ о работе волонтёрского движения в

III (аналитический) этап

- анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в

- на основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий; - распространение опыта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Качественный:

• Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с окружающим социумом;

• Развитие у детей таких качеств как милосердие, доброта, толерантность, любовь к природе;

• Обеспечение благоприятных условий для развития и саморазвития дошкольников;

• Создание методического обеспечения для работы по данному проекту;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов;

• Улучшение отношений между всеми участниками образовательных отношений: дети – родители - педагоги;

• Вовлечение социальных партнеров в совместную деятельность; (проведение акций, мастер-классов, экскурсий и др. для детей, педагогов и родителей);

Количественный:

• Расширить методическое обеспечение по данной теме на 50%

• Увеличить в два раза количество воспитанников, которые примут участие в проекте;

• Расширить участие родителей в совместной деятельности в рамках проекта до 60%

• Увеличить число социальных партнеров на 30%;

• Увеличить доли педагогов, представивших опыт работы через мероприятия, форумы, конкурсы профессиональной направленности муниципального и регионального уровней, в профессиональных изданиях и средствах массовой информации.

• Повысить в два раза информационный охват (общее число человек, которые узнали о проекте в течении его реализации).

Методы измерения и оценки: социальный опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, метод документального анализа, методика оценки эффективности проекта.

Показатели эффективности проекта:

Качественные показатели эффективности проекта: позитивные изменения в жизни благополучателей, участников проекта: изменение моделей поведения, изменение отношения к волонтерской помощи.

Показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел – научился, не знал – узнал; качество продуктов социальнотворческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции).

Показатели социальной адаптации личности (повышение уровня социальной успешности участников, активность).

Показатели общественного мнения (популярность проекта, заинтересованность социальных партнеров).

• проведение на базе МАДОУ внеплановых мероприятий;

• период массовых заболеваний (карантин);

• некомпетентность педагогических сотрудников;

• нежелание родителей принимать участие в проекте.

Пути преодоления:

• Четкое планирование, формирование команд;

• Дистанционное участие в мероприятиях социальных партнеров;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в данном вопросе, привлечение специалистов дополнительного образования;

• Повышение мотивации родителей через включение в волонтёрскую деятельность в различные мероприятия.

Список литературы

1. Добровольцы России : единая информационная система : офиц.

3. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное

воспитание дошкольников / Н. В. Микляева – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 144с.

4. Певная М. В. Детское и подростковое волонтерство: социальная эффективность и условия ее достижения (кейс Екатеринбурга) / М. В. Певная, П. А. Амбарова // Социология образования. – 2017. – № 5. – С. 57- 69.

5. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Примерная Программа Воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол N 2/21 от 1 июля 2021 года). – Москва, 2021.

6. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Москва : УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на семинаре учитель-логопед Головина О.В.

(сл1)В современном мире мы очень часто наблюдаем картину, когда занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации маленького человека. Как известно, дошкольный возраст характеризуется, как сенситивный период для формирования личности ребенка, именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей и др.

(сл2)На наш взгляд, очень важно, чтобы дети умели распространять гуманные чувства, умели сострадать другим людям, быть милосердными. Дети должны уметь отвечать на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. Это и послужило нам стимулом для создания волонтерского движения в детском саду.

(сл4)Выбранная нами форма работы, объединяющая родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско - родительских отношений и умению работать в команде;

- к повышению рейтинга образовательного учреждения.

(сл6)Учитывая возраст и психологические особенности воспитанников, приоритетным направлением волонтёрской деятельности в детском саду является

1. Оказание помощи младшим дошкольникам

2.Взаимодействие с людьми преклонного возраста

3. Проведение различных акций.

(сл7)Организация волонтерского отряда "Теплые ладошки" начиналась в условиях детского сада в подготовительной группе и осуществлялась поэтапно. Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

(сл8) Для ознакомления с технологией эффективной социализации детей дошкольного возраста "Дети - волонтеры" педагоги дошкольного учреждения прослушали авторский вебинар Н.П. Гришаевой "Современные технологии социализации дошкольников в образовательном комплексе", провели в ДОУ семинар по технологиям социализации дошкольников. Два педагога выразили желание участвовать в организации детского волонтерства. Был составлен проект внедрения технологии в детском саду, обсудили вопросы курирования практики, время в распорядке дня, наиболее удобное для посещения для старших и младших дошкольников, организация запуска, содержание и формы детской волонтерской деятельности. (сл9)Составили план деятельности будущей команды, определили ответственность каждого педагога в организации данной культурной практике.

-Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Следующий этап - практический. На этом этапе реализовались конкретные дела волонтерской команды.

(сл12) В ноябре мы провели акцию "Игрушки для малышей", где дети подготовительной группы передали игрушки и игры, из которых они "выросли" малышам.

(сл13) Сейчас волонтерские акции проходят в нашем образовательном учреждении регулярно, они связаны с комплексно - тематическим планированием.

На этом же этапе в дальнейшем будут проводиться разные мероприятия, например, "Сказка в гости к нам пришла", дети волонтеры расскажут во второй младшей группе русскую народную сказку "Колобок". В неделю "Космос" покажут презентацию и расскажут о космосе для детей 4-5 лет группы, с детьми 5-6 лет проведут мастер –класс по изготовлению ракет из бросового материала.

(сл18)Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности в группе после посещения малышей. Из всех детей подготовительной группы, в которой организована команда волонтеров, 50% детей с 5 до 7 лет попробовали свои силы в волонтерской деятельности.(сл –фото-обсуждение)

В настоящее время мы отметили для себя:

- Наши дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, они готовы адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У них отмечены более развитые коммуникативно - речевые умения и навыки.

- Ребята-волонтеры считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим в течении дня, они получили отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

- Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

- Дети раннего возраста стали больше говорить, охотнее идут на контакт со старшими детьми, с удовольствием слушают сказки, потешки, песенки. Отмечается и речевая активность: стали употреблять в речи больше сложных предложений, задавать много вопросов "Почему?", "Зачем?", "Где?".

(сл19) Считаем, что главный ресурс технологии - волонтерства - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

(сл20)Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют. Но в одном мы уверенны - наши малыши вырастут добрыми, порядочными гражданами РОССИИ!

Читайте также: