Каким способом будет показана соленость вод мирового океана на картах в школьных атласах

Обновлено: 06.07.2024

Гидросфера – водная оболочка Земли. На физической карте можно увидеть моря и океаны, реки и озера, болота, ледники. Элементы гидросферы на физической карте отражаются разными оттенками синего и голубого цвета. Моря и океаны показаны синими и голубыми цветами, глубина определяется по шкале глубин. Озера обозначаются также голубым цветом. Соленые озера – фиолетовым, сиреневым. Реки показаны извилистыми линиями, повторяющими форму русла реки. Болота отмечаются горизонтальной штриховкой поверх рельефа. Ледники показаны на картах белым цветов с мелкими Темными точками. На физической карте не отражены подземные воды.

2. В чем состоит особая роль круговорота воды для природы?

Круговорот воды обеспечивает связь всех частей гидросферы в единое целое. Это дает возможность для формирования осадков и получения воды разными территориями.

3. Какие явления, подтверждающие круговорот воды, вы наблюдаете в природе?

Испарение воды, конденсацию водяного пара, осадки, просачивание воды в почву, течения.

4. Каково значение гидросферы для человека и Земли в целом?

Гидросфера – обязательное условие жизни на Земле. Вода жизненно необходима всем живым организмам. Гидросфера влияет на рельеф, климат.

5. Чем окраинное море отличается от внутреннего? С помощью карты приведите примеры окраинных и внутренних морей.

Окраинные моря незначительно вдаются в материки и ограничены со стороны океанов островами и поднятиями подводного рельефа. Внутренние моря далеко врезаются в сушу. Окраинные моря – Охотское, море Лаптевых, Северное. Внутренние моря – Черное, Средиземное море.

6. Назовите моря, омывающую нашу страну. К каким океанам они относятся?

К бассейну Северного Ледовитого океана относятся шесть морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское. К бассейну Тихого океана относятся три моря: Берингово, Охотское и Японское, омывающие восточное побережье страны. К бассейну Атлантического океана принадлежат три моря: Балтийское, Черное и Азовское. К бассейну внутреннего стока относится Каспийское море.

7. Зачем человек изучает океан?

8. Используя карту мира, опишите географическое положение Средиземного моря, заполнив пропуски в предложениях:

Относится к Атлантическому океану. Располагается в северной части Атлантического океана. Соединяется с Атлантическим океаном через Гибралтарский пролив. Имеет приблизительную длину 3800 км и ширину 130 км (определите с помощью масштаба). Северной, западной и восточной частями омывает материк Евразия, а южной — материк Африка. Имеет крупные острова: Сицилия, Сардиния, Крит.

9. Перечислите свойства океанических вод. Везде ли в океане они одинаковы?

Свойства океанических вод – цвет, прозрачность, температура, соленость. Эти свойства на разных территориях разные.

10. Чем обусловлены различия в свойствах вод разных районов Мирового океана?

Различия свойств вод в большинстве случаев зависит от количества поступающей солнечной энергии.

Используя рисунки 146 и 147, проследите, как изменяется температура и соленость поверхностных океанических вод вдоль меридиана 180°. Результаты оформите в тетради в виде таблицы.

ТЕМПЕРАТУРА И СОЛЕНОСТЬ ВОД ОКЕАНА ВДОЛЬ МЕРИДИАНА 180°

Как изменяется температура и соленость поверхностных океанических вод вдоль меридиана 180°

Проследите, как изменяются температура и соленость поверхностных вод в зависимости от географической широты. Сделайте выводы из установленных фактов.

Температура поверхностных вод уменьшается в направлении от экватора к полюсам, что связано с уменьшением солнечного тепла, которое получает поверхность. Соленость поверхностных вод зависит от температуры и испарения. Чем теплее воды, тем выше их соленость. Поэтому соленость вод так же уменьшается от экватора к полюсам. Однако, максимальной солености достигают воды в тропиках, а не на экваторе. Это связано с тем, что на экваторе выпадает большое количество осадков, которые опресняют воду.

11. Какие основные виды движений воды в океанах существуют? Какова главная причина этих движений в приповерхностных слоях вод?

Основные виды движения воды в океане – волны и течения. Главная причина этих движений – ветер.

12. Назовите главную реку вашей местности и найдите ее на карте. Охарактеризуйте эту реку.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕКИ ВОЛГА

a. Где начинается.

Волга берет начало на Валдайской возвышенности

Впадает в Каспийское море

c. К бассейну какой реки (озера, моря) относится.

Относится к бассейну Каспийского моря

d. По какой местности течет (по равнине, горам).

Течет по Восточно-Европейской равнине

e. Какие имеет притоки.

Имеет множество притоков. Крупнейшие притоки – Ока, Кама, Ветлуга, Кострома, Унжа, Сура.

f. Какие имеет источники питания и особенности режима.

Основное питание Волги осуществляется снеговыми (60 % годового стока), грунтовыми (30 %) и дождевыми (10 %) водами. Естественный режим характеризуется весенним половодьем (апрель — июнь), малой водностью в период летней и зимней межени и осенними дождевыми паводками (октябрь).

g. Как используется в хозяйстве.

Волга используется как судоходная артерия. На реке построены гидроэлектростанции. Забор вод осуществляется для нужд промышленности и сельского хозяйства.

h. Какие опасные явления наблюдаются.

До зарегулирования стока на реке часто случались паводки.

i. Как можно охранять реку от загрязнения.

Для охраны вод реки целесообразно устанавливать очистные сооружения на прилегающих предприятиях и контролировать сбросы сточных вод. Так же нужно правильно использовать химикаты и удобрения на сельскохозяйственных угодьях в бассейне реки.

13. Проведите классификацию озер по происхождению котловины, наличию стока, солености. Результаты оформите в виде таблицы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЗЕР ПО РАЗНЫМ ПРИНЦИПАМ

Проведите классификацию озер по происхождению котловины, наличию стока, солености

14. С помощью физической карты установите озера-рекордсмены. Заполните таблицу в тетради.

С помощью физической карты установите озера-рекордсмены

15. Что такое подземные воды? Какое значение они имеют в жизни людей?

Подземные воды — это воды, находящиеся в горных породах земной коры. Подземные воды используются для водоснабжения. Минеральные воды используются в лечебных целях.

16. Может ли хозяйственная деятельность человека способствовать таянию ледников и многолетней мерзлоты? Приведите примеры таких видов хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность человека может способствовать таянию ледников и многолетней мерзлоты. В результате работы промышленных предприятий и транспорта в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа. Углекислый газ удерживает тепло в атмосфере, что становится причиной глобального потепления и таяния ледников. Таяние многолетней мерзлоты может быть связано так же с работой предприятий и электростанций. Тепловые электростанции используют воды из озер и водохранилищ для охлаждения. Это приводит к повышению температуры в водоеме и может вызывать таяние многолетней мерзлоты.

17. Какие меры вы можете предложить для сокращения потребления водных ресурсов человеком?

Для сокращения потребления водных ресурсов необходимо внедрять новые технологии, позволяющие использовать воды на предприятиях многократно.

Любое существенное уменьшение потерь воды, её использования или загрязнения, равно как и сохранение качества водных ресурсов. Внедрение систем управления водными ресурсами, сокращающих или благоприятствующих уменьшению избыточного потребления воды. Это может реализоваться в форме установки счетчиков воды, повторного использования сточных вод, использование морской и дождевой воды для слива и т.п.

И ещё: Почему вода в Индийском океане солёнее чем в Северном Ледовитом океане?

Чем выше температура воды в океане, тем солонее вода. Вода при высокой температуре испаряется, концентрация соли увеличивается. По этой причине Средиземное море солонее Черного - оно находится ближе к экватору и вода в нем теплее.

Спасибо, я неделю думал, в контрольной был такой вопрос.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.


Чтобы ответить на вопрос и определить солёность вод определённых морей и океанов, необходимо знать средний показатель и какие факторы влияют на солёность воды.

Среднее значение показателя по всем морям и океанам планеты (мировой океан) составляет 35 %, то есть это значит, что в килограмме океанической воды содержится 35 граммов соли.
Солёность океанов зависит от нескольких факторов, вот основные:

  • впадения рек в море или океан — солёность понижается
  • испарение воды с поверхности моря — солёность повышается
  • льдообразование или таяние повышается или понижается
  • глубина моря

Вот данные по морям России:

Если говорить о солёности океанов (среднегодовая):
Атлантический океан — 35%
Северный Ледовитый океан — 32%
Тихий океан — 34,5%
Индийский океан — 34,8%

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Свойства вод Мирового океана.

Цель: сформировать представления о свойствах вод Мирового океана и познакомить учащихся с факторами природы, влияющими на них.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса и познавательной деятельности путем связи теоретического материала с ежедневными явлениями в жизни учеников, формировать умения работать в группах, повышать интерес к изучению предмета; развивать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Метапредметные: развивать умения представлять информацию в разных формах и уметь ее читать; учить находить ту информацию, которая необходима для решения учебных задач.

Предметные: сформировать представление детей о свойствах океанической воды: солености, температуре, прозрачности; развивать навыки высчитывать соленость вод Мирового океана; показать взаимосвязь между свойствами вод Мирового океана и географической широтой.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: эвристический, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Оборудование: физическая карта полушарий, презентация, компьютер, соль, вода, предметное стекло.

Организационный момент (приветствие учащихся).

(на доске написана тема урока, но слова в теме пропущены, кроме слова ВОД)

- Ребята, вам надо помочь восстановить мне её. Для этого давайте с вами предстоит решить задания на карточках. И составить из первых букв терминов слово.

(каждому ряду раздаю карточки, которые они решают коллективом и составляют слово)

Актуализация ранее изученного.

Твердые осадки, выпадающие в холодное время года. (Снег)

Колебательные движения воды. (Волны)

Видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся в тропосфере. (Облака)

Лекарство, которым обрабатывают раны (Йод)

Расстояние от гребня волны до подошвы (Склон)

Нижний слой атмосферы (Тропосфера).

Единственное вещество на Земле, которое находится в трех состояниях (Вода).

Скопление островов (Архипелаг).

Ветры, меняющие направление на противоположное два раза в год (Муссоны).

Тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающихся из водяного пара атмосферы на охлажденной поверхности почвы, травы, предметов (Иней).

Капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара в воздухе (Роса).

Вся влага, выпавшая из атмосферы на землю (Осадки).

Колебательные движения воды (Волны).

Видимые скопления капель воды и кристалликов льда, находящиеся в тропосфере (Облака).

Водная оболочка Земли (Гидросфера).

Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Остров).

Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой (Остров).

Многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности (Климат).

Самый большой материк (Евразия).

Разница между самой высокой и самой низкой температурой (Амплитуда).

Равнина, расположенная на высоте от 0 до 200 метров от уровня моря (Низменность).

Самый холодный материк на Земле (Антарктида).

- Хорошо, а давайте теперь с вами сформулируем цель нашего урока. (Дети формулируют цели урока, я высвечиваю их на слайде в презентации)

Изучение нового материала.

Беседа с учащимися с опорой на известный материал:

- Какая вода в океане на вкус? Почему?

- Найдите ответ на вопрос в параграфе вашего учебника. (Работа с учебником)

- Итак что же такое соленость, найдите определение этого термина в учебнике. (Зачитывают определение)

- Соленость измеряется в промилле - %0. На какую единицу похожа промилле? (на %)

- Что показывает солёность? (сколько соли содержится в воде)

- Средняя соленость Мирового океана – 35 промилле. Что это значит? (В одном литре океанической воды содержится 35 грамм соли).

- Сможем ли мы сейчас сделать воду со средней соленостью Мирового океана?

- Можем. А попробуйте навести среднюю соленость океана 35 промилле в литровой банке (в 1 столовой ложке – 30 граммов соли, в 1 чайной ложке – 10 граммов).

(учащиеся проделывают опыт)

Это одно из свойств вод Мирового океана.

- Давайте же составим кластер.

- А теперь давайте решим задачу.

Решение задачи на определение солености.

Сколько граммов соли различных веществ можно получить из 1 тонны черноморской воды, если ее соленость 18 промилле? Во сколько раз меньше будет ее количество, чем из 1 тонны воды Красного моря, соленость которого 42 промилле?

Соленость Черного моря – 18 промилле

Соленость Красного моря – 42 промилле

Найти: сколько соли можно получить из 1 т воды этих морей.

1000*18=18000 (кг) – масса соли, которую можно получить из черноморской воды.

Ответ: из воды Красного моря можно получить в 2,3 раза больше соли, чем из воды Черного моря.

- Дождь начинается - потираем ладоши;

- Дождь идет сильнее – хлопаем в ладоши;

- Дождь идет ещё сильнее – хлопки по передней части ног;

- Начался ливень – топаем ногами;

- Дождь постепенно утихает – повторяется всё в обратном порядке.

- Итак, напомните, пожалуйста, соленость Красного моря и соленость Черного моря (18 и 42 промилле)

- А еще сравните – средняя соленость Балтийского моря – 11 промилле, в центрально части – 6-8 промилле, в Финском заливе до 1 промилле. Какой вывод напрашивается? (соленость в разных морях разная).

- Ка вы думаете, на какие вопросы мы должны еще ответить сегодня на уроке? (Почему солёность в разных частях Мирового океана разная? Какие причины влияют на соленость?)

Самостоятельная работа учащихся.

- Эту задачу вы будете решать самостоятельно, работая с учебником. Внимательно прочитайте текст и заполните схему, время на работу - 5 минут.

Среди свойств вод Мирового океана выделяют температуру и соленость.

Температура воды Мирового океана изменяется в вертикальном направлении (понижается с глубиной, т. к. солнечные лучи не проникают на большую глубину) и горизонтальном (температура поверхностных вод понижается от экватора к полюсам от +25 °С до — 2 °С в связи с разницей количества получаемого солнечного тепла).

Температура и соленость Мирового океана

Температура поверхностных вод. Вода океана нагревается от притока солнечного тепла на его поверхность. Температура поверхностных вод зависит от широты места. В отдельных районах океана это распределение нарушается неравномерным размещением суши, океаническими течениями, постоянными ветрами, стоком вод с материков. Температура изменяется, естественно, и с глубиной. Причем вначале температура понижается очень быстро, а затем довольно медленно. Среднегодовая температура поверхностных вод Мирового океана +17,5 °С. На глубине 3—4 тыс. м она обычно держится в пределах от +2 до 0 °С.

изменение темп с глубиной

Соленость воды Мирового океана.

В океанической воде концентрируются разные соли: хлористого натрия (придает воде соленый вкус) – 78% всего количества солей, хлористого магния (придает воде горький вкус) – 11%, другие вещества. Соленость морской воды вычисляется в промилле (в соотношении определенного количества вещества к 1000 весовым единицам), обозначается ‰. Соленость океана неодинакова, она изменяется от 32‰ до 38‰.

Степень солености зависит от количества осадков, испарения, а также опреснения водами рек, впадающих в море. Соленость изменяется также с глубиной. До глубины 1500 м соленость несколько уменьшается по сравнению с поверхностью. Глубже изменения солености воды незначительны, она почти везде составляет 35‰. Минимальная соленость – 5‰ – в Балтийском море, максимальная – до 41‰ – в Красном море.

Таким образом, соленость воды зависит: 1) от соотношения атмосферных осадков и испарения, которое изменяется в зависимости от географической широты (т. к. изменяется температура, давление); меньше соленость может быть там, где количество осадков превышает испарение, где велик приток речных вод, где тают льды; 2) от глубины.

соленость океанов

свойство вод океана таблица

Читайте также: