Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

2 Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром Что означает двигательная активность? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня. Сущность и значимость двигательной активности для детей? - развитие нервной системы -психики - интеллекта - физических качеств - формирование личностных качеств - здоровье - психолого-эмоциональное состояние. Основные причины нервно- психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

4 Модель режима двигательной активности детей в ДОУ 1. Физкультурно-оздоровительные занятия в ходе режимных моментов 1.1 Утренняя гимнастика ежедневно в сп/зале, группе, на воздухе 1.2 Двигательная разминка во время перерыва м/занятие ежедневно 1.3 Физкульт. минутка (до 3 мин) ежедневно по необходимости от вида, содержания занятия 1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулках ежедневно во время прогулок 1.5 Дифференцированные игры-упражнения на прогулке ежедневно во время вечерних прогулок 1.6 Физ. упражнения после дневного сна ежедневно

5 1.7 Оздоровительный бег 2 раза в неделю на прогулке. Организованная двигательная деятельность 1.8 По физической культуре 3 раза в неделю, одно - на участке для детей 5-7 лет В непогоду - в спорт/зале Самостоятельная двигательная деятельность. 1.9 Самостоятельная двигательная активность. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей Ежедневно в помещении и на открытом воздухе 2. Физкультурные досуги 1 раз в месяц. 3. Физкультурный спортивный праздник - 2 раза в год в сп/зале или на воздухе (летний и зимний) 4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи 5. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях ДОУ

6 Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, из чего следует, что недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности детей

7 Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные возможности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни. Двигательная активность - необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия!

8 Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально

9 Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции: Оздоровительные: охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности. Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки. Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения. Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к ЗОЖ, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

12 На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движения могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку. Воспитатель сам определяет время, содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами и др. Очень хорошо, если дети старшего возраста обучены игре в шахматы, которые развивают логику и активность мышления, сосредоточенность и целеустремленность.

13 Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим удовлетворению потребности в движениях.

14 Одной из причин низкой двигательной активности детей в самостоятельных играх является недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря (мячей, обручей, скакалок, велосипедов, самокатов и др.). Учитывая индивидуальные особенности детей и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями.

15 Для удовлетворения двигательных потребностей детей должны быть созданы специальные условия, основанные на следующих принципах: непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью.

17 В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

18 Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей могут быть выделены два основных этапа. Вначале устанавливаются непосредственные контакты воспитателя с каждым ребенком, выясняется его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие у него двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия: своевременная помощь каждому ребенку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приемы: совместное выполнение упражнений ребенка с воспитателем или с другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движений; поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение ее разнообразными движениями.

19 На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольников. Малоподвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Очень подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая будет способствовать снижению их двигательной активности и формированию внимания.

20 Необходимым приемом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (игры с песком, дидактические игры, ходьба по буму, перелезание через обруч и т. д.), а малоподвижных на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазанье, метание, бег со скакалкой и т. д.).

22 Рекомендации: 1. Предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода использовать в работе с учетом интересов ребенка к играм и разным видам деятельности. 2. Воспитателям учитывать при организации самостоятельной двигательной активности детей предшествующую и последующую деятельность детей. 3. Контролировать и направлять деятельность детей с учетом индивидуальных особенностей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

24 Вопросы для педагогов: 1. Что такое двигательная активность детей? Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня 2. Дайте определение самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ Это развитие нервной системы -психики - интеллекта - физических качеств - формирование личностных качеств - здоровье - психолого- эмоциональное состояние. 3. Основные педагогические условия формирования физических качеств детей посредством организации самостоятельной двигательной активности? - Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом

25 - Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня 4. На развитие каких функций влияет самостоятельная двигательная активность детей? - Определенная часть двигательного режима - Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно. Самые высокие двигательно-физические нагрузки приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Оздоровительная Образовательная Развивающая Воспитательная 3. Основные педагогические условия формирования физических качеств детей посредством организации самостоятельной двигательной активности?

26 непрерывность (с утра до вечера); добровольность (вызывать желание, а не принуждать); доступность упражнений; чередование организованных форм с самостоятельной двигательной деятельностью. 5 Какие принципы организации самостоятельной двигательной активности детей? Игровая деятельность Показ Использование физкультурного оборудования и др 6 Какие приемы руководства может использовать педагог при организации самостоятельной двигательной активности детей?

27 7. Каким образом самостоятельная двигательная активность соответствует ФГОС? (признаки) Влияет на развитие личностных и физических качеств, развивает самостоятельность, развивает творчество детей, развивает самооценку, формирует навыки сотрудничества и др. Подведение итогов, награждение

28 Посмотрите на картинку и придумаете физкультурные задания для самостоятельной деятельности с использованием представленного оборудования

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок способен к волевым усилиям;

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- способен к принятию собственных решений.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Формирует у детей умение выбирать и выполнять (без помощи взрослых, физические упражнения, воспитывает в то же время инициативу, активность, организаторские способности, творческую деятельность.

Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности и возникает по инициативе ребенка. По данным физиологов, дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Гармоничное развитие ребенка невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на здоровье и физическое развитие ребенка. Однако, согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой, не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства!

Этому способствуют ряд факторов:

- Запреты взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. д.);

- Генетическая наследственность (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми);

- Преобладание статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные игры и т. д. ;

- Недостаточное и нерациональное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря;

- Ограничение ДА на прогулках, небольшие по площади игровые участки, группы.

Самостоятельная двигательная активность детей требует особого, опосредованного руководства. При её организации необходимо учитывать:

- интересы ребёнка к играм и различным видам деятельности;

- предшествующую и последующую деятельность детей;

-индивидуальные особенности детей, своевременно переключая с одного вида занятий на другой, с большей или меньшей степенью подвижностью.

Руководить самостоятельной двигательной деятельностью необходимо осторожно, тактично, ненавязчиво: подбадривать, поощрять, предлагать. Не стесняя инициативы детей направлять деятельность каждого ребенка и следить одновременно за всей группой (например, детям, долго прыгающим через скакалку, предлагаю поиграть в кегли, или другие спокойные игры; поддерживаю детей при неудачных попытках)

- учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь, на их интересы, показываю разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок;

- наблюдая за детьми, стараюсь видеть всех и при необходимости оказываю помощь;

-предусматриваю каждому ребенку место для движений, чтобы никто никому не мешал;

-привлекаю детей к размещению физкультурных пособий стимулируя этим желание выполнять те или иные движения;

-пытаюсь без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч, скакалку и т. д.);

-отдаю предпочтение пособиям, требующим активных действий;

Детям и в зале, и на улице предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой и спортивной площадке.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для формирования у детей знаний о здоровом образе жизни, потребности в движениях, а также для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей, вместе с педагогами организовываем пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Дети в самостоятельной деятельности хорошо используют многообразные тренажёры, как стандартное так и нестандартное оборудование. Кольцебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки,

Имеется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящих из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Оформлены альбомы о спорте, углублённые знания о физической культуре способствуют и собирание детьми разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря, решение кроссвордов.

В результате наблюдения показывают, что снизилась хаотичная спонтанная ДА дошкольников. Дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Большая часть детей самостоятельно выбирают вид деятельности, сами могут инициировать ее.

Например, уже в середине учебного года (вследствие систематической работы в данном направлении) младшие дошкольники способны самостоятельно придумывать новые движения, упражнения с известными пособиями; старшие дошкольники – обогащать знакомые подвижные игры большим количеством вариантов, а также создавать новые.

Таким образом, правильная организация самостоятельной двигательной деятельности способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, развитию творчества.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС Выступление на тему "Детям о православных праздниках"«Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО В законе об образовании говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые идут в ногу.

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Организация безопасной предметно-пространственной среды для детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС ДО В настоящее время, в условиях проводимой государством модернизации различных сфер деятельности, особое значение для устойчивого развития.

Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Организация игровой деятельности в условиях реализации ФГОС В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной.

Организация индивидуальных логопедических занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию.

Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Организация социального партнерства ДОУ с учреждениями социума в условиях реализации ФГОС ДО Воспитатели: Дружкина С. П. Прохорова Н. Ю.

Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре отражается реальная действительность, но в воображаемых обстоятельствах. Это свободная.

Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС Взаимодействие с семьей как условие развития двигательной активности дошкольников в реализации ФГОС ДОО. На родителей ложится особая ответственность.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма является двигательная активность.

Массажные коврики и мячи
Массажные кольца

Фото 1, 2. Новое игровое оборудование.

С этой целью в ДОУ систематически обновляется материальная база для физического развития воспитанников.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в течении дня.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Сущность и значимость двигательной активности для детей?

- развитие нервной системы

- формирование личностных качеств

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности.

Поэтому, можно сказать, что работа по реализации данной задачи актуальна в нашем ДОУ.

Группа детей играет с
Девочка выполняет упражнения на

Фото 3. Игра "Пружинки" Фото 4. "Упражнения на гимнастическом комплексе"

Рассмотрим последовательность, план, условия и особенности реализации двигательного режима поэтапно, в течении дня.

Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно- оздоровительными мероприятиями. Планируем игры малой или средней подвижности .В этот период обязательно проводятся индивидуальная работа, игры, упражнения оздоровительного характера.

1. Утренняя гимнастика

2. Физминутки

Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Девочка поднимается вверх по канату.
Девочка крутит обруч вокруг ног.

Фото 5. "Лазание по канату" Фото 6. "Игры с обручем"

Вторая половина дня

1.Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры сочетаются с другими оздоровительными процедурами:

дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем и другими упражнениями.

2.Организованная двигательная активность включает в себя занятия по физической культуре.

В нашем ДОУ есть дети, страдающие общим нарушением речи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики .

3.Самостоятельная двигательная активность

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. При этом берется во внимание возрастные и психо-эмоциональные особенности детей.

Педагог, организуя двигательную деятельность, учитывает половые особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим ДА. Поэтому продумываем дополнительные двигательные занятия для мальчиков. А девочки нуждаются в побуждении к двигательной деятельности, поэтому их привлекаем к организации подвижных игр.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Движения играют большую роль в повседневной жизни человека и, особенно в развитии детей. Благодаря движениям ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему.

Чем разнообразнее движения, тем больше информации ребенок получает, тем интенсивнее идет его психическое развитие.

Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности. Дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны. Это говорит о том, что для укрепления здоровья, нормального физического и психического развития ребенка ему с самого раннего возраста жизненно необходима двигательная активность, а особенно самостоятельная двигательная деятельность (не бессмысленная беготня).

Организация двигательного режима дошкольников в детском саду ограничивается созданными условиями:

Рассмотрим требования и задачи ФГОС и детского сада.

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Один из основных принципов дошкольного образования: поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае, они приучаются сами в любой игровой и двигательной ситуации, регулировать степень внимания и мышечного напряжения. Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Двигательная активность в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности.

Приоритетное направление по основной программе - двигательное развитие.

Рассмотрим и обозначим следующие проблемы:

Двигательный центр активности не соответствует всем требованиям ФГОС.

Центр двигательной активности является местом для хранения физкультурного оборудования, нет реализации его функционального предназначения.

У воспитанников нет обогащения накопленного двигательного опыта.

Дошкольники очень активны и не могут соотносить свои желания с возможностями группы.

Несмотря на большую физкультурно-оздоровительную работу, существует проблема – дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Учитывая создавшуюся проблему необходимо поставить перед педагогами цели и задачи.

Цель: Развитие у детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Привести в соответствие с ФГОС спортивные центры

При организации физкультурного уголка необходимо учитывать

(предполагает возможность изменений в организации двигательной среды в зависимости от различных образовательных ситуаций или интересов детей)

Вариативность (разнообразие спортивных предметов)

В большинстве случаев не просматривается четкой интеграции в организации двигательной деятельности в группе (это отведенные места для выполнения той или иной двигательной активности).

Поднять интерес детей к двигательной деятельности (мотивация) .

Разнообразить творческие игры, введя в них подвижные (игры с бегом заменить на другие виды движений это ходьба, прыжки, лазание)

Снизить спонтанность двигательной активности дошкольников (когда дети накопят опыт в организации самостоятельной двигательной деятельности, только тогда ребенок будет ставить задачу и ее выполнять, а это произойдет только тогда, когда работа в этом направлении будет вестись систематично, планомерно)

Повысить продолжительность и интенсивность движений

* систематическое, грамотное планирование двигательной деятельности на протяжении всего дня

* индивидуальный учет развития физических качеств детей

* постоянное внедрение, как нового оборудования, так и обогащение игрового сюжета

* рациональное размещение спортивного уголка

* пополнение спортивного уголка нетрадиционным и современным оборудованием

* использование картотек, схем для двигательной активности и зож.

Разнообразить сами движения

* внедряя новые игры

* придумывая новые игры с детьми, а также с родителями

* придумывая движения опираясь на любимых героев из мультфильмов или сказок

Для выполнения поставленной цели и задач необходимо учесть:

1. Индивидуальные предпочтения дошкольников: любимые игры, спортивное оборудование, виды движений, чаще всего используемые в самостоятельной деятельности и т. д. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного помещения.

2. Индивидуальный уровень двигательной активности детей.

3. Результаты диагностического исследования и рекомендации инструктора по физической культуре.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей

Воспитатели могут детей разделить или объединить в спортивные кампании, команды, секции. Каждая из образованных кампаний может определить для команды отличительный знак это могут быть: браслеты, наклейки, повязки, легкие шарфики, придумать название команды, задача педагога для спортивных групп определить мотивацию, упражнения, выбрать капитана, тренера, фитнес-инструктора ,а образованные группы выполняют его задания. Позже, когда дети приобретут определенный опыт, они смогут выполнить самостоятельно выше перечисленный алгоритм действий.

Из выше изложенного рекомендую педагогам:

Создавать спортивные компании по результатам диагностики

скоростно-силовые качества прыжки в длину

координация броски мяча вверх или броски мяча в пол на количество раз подряд не уронив мяча, а в подготовительных группах отбивание или броски вверх.

Равновесие упражнение цапля в ограниченной плоскости – обруч

гибкость стоя на возвышенности выполнить наклон вниз.

скоростно-силовые бросок набивного мяча из-за головы

Объединять детей в спортивные компании по интересам

упражнения с мячом

упражнения с предметами

метание в различные цели

Организовывать детей в спортивные компании по уровню двигательной активности

дети с низким уровнем двигательной активности

со средним уровнем двигательной активности

высоким уровнем активности

Организация спортивной развивающей среды в группе должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальные физические качества каждого ребёнка с учётом его физического развития, склонностей, интересов, уровня активности и учета п ринципов построения развивающей среды для двигательного развития.

Принцип активности, самостоятельности, творчества

Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка в движении, его волевых качеств, эмоций, чувств.

На стене наклеены стопы ладошки (ладошки и стопы педагог вместе с детьми или дети с родителями могут изготовить самостоятельно). Ребенок может свободно подойти отодвинуть стол или другую мебель (парикмахерскую, кушетку и.т.д. не надо выделять стену специально) и выполнить двигательное действие. В спортивном уголке так разложено оборудование, что хочется манипулировать с предметами и проявлять инициативу, причем творческую и все в совместной деятельности с детьми и родителями.

В проекте пространственной развивающей двигательной среды должна быть заложена возможность её изменения. В группе должны выделяться определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов, мягких модулей, конусов, кубов, цветных резинок, различных пластиковых бутылочек и баночек. Дети должны знать, что означает тот или иной предмет – разграничитель пространства и где его использовать.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Пространство для двигательной активности должно быть организовано таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер двигательной активности. Поэтому необходимы ориентиры – маячки в разных видах движений. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами двигательной деятельности, не мешая друг другу.

Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость пространства для проявления двигательной активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Трансформация зон для двигательной активности в группе обеспечивается разметкой зон, конусами маячками, различными стойками. Педагоги могут совместно с детьми и родителями могут придумать и изготовить маячки.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов организации двигательной среды.

Также целесообразно одно двигательное действие выполнять с разными предметами или предметами – замещение , например: общеразвивающие упражнения дети могут выполнять выбрав себе любой предмет, даже не спортивный (кукла, мягкая игрушка, машинка, декоративная подушка)

Создавая мотивацию, проблемную ситуацию, педагог может предложить детям превратиться в космических пришельцев, которые попали на Землю, и выполнить ходьбу через препятствия или змейкой, перешагивая через машинки или между ними, путешествуя и обследуя Землю. Использовать в виде ворот столы или построить ворота и из конструктора придвинув их к стене, для выполнения элементов футбола – ведение мяча, прокатывания мяча в ворота.

Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Построение среды с учётом половых различий. Это предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам, проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе, мужественности и женственности. Зона для девочек (классики, ленточки, платочки, степ - платформы, помпоны, резиночки). Зона мальчиков (площадка для мини футбола, мини-бокс, бои с дубинками, городки, мини баскетбол)

Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны, красочны. Аналогичные требования и к построению двигательной среды для мальчиков.

Зону упражнений для мальчиков можно зонировать зеленым цветом, розовым девочкам.

Принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка

На примере старших подготовительных групп:

Мультимедийная гимнастика – разучили на утренней гимнастике, картинки с упражнениями раздаются в группы, где дети самостоятельно работают по карточкам.

Для средних групп можно предложить карточки от колобка, разложи по схеме модули по цвету и проползи как ежики, перепрыгни как зайка, перешагни как белочка. Или по схеме разложи морковки на красный пенечек, орехи на зеленый, шишки желтый.

Для младших детей используются игрушки, зайка живет в синем домике – обруч, белочка в оранжевом, мишка в зеленом. Угости зайку морковкой, белочку орешками, мишку шишками все угощения лежат в условленном месте. Усложнить - перенеси на тарелочке картонной. Рассыпать по группе угощения. Усложняя, добавляется двигательное действие например: пройди по мостику – ограниченная поверхность (использовать можно картон бумагу цветную или ткань виде полосы мостика, или две полосы, пройди по тропинке). На первом этапе, воспитатель выкладывает мостик, в последствии дети делают это самостоятельно, а усложняя можно выкладывать по цвету и чередуя с другими спортивными предметами)

Движение для сказок может придумать как воспитатель, так и сами дети или в совместной деятельности педагог, дети, родители.

С учетом всех поставленных задач педагоги групп могут условно разделить пространство групп по тематическим спортивным зонам:

Зона для метения

Зона игровых модулей

Зона спортивных игр (игры с мячом – футбол, баскетбол, пионербол, волейбошка)

Зона для девочек

Зона для мальчиков

При этом назначить ребенка ответственным, за определенную двигательный центр.

Для ориентации детей в зонах двигательного пространства группы, используются следующие ориентиры:

Воспитатели старших, подготовительных групп продумывают, и изготавливают вместе с детьми.

Для выполнения поставленных целей и задач рекомендую воспитателям ввести в практику внедрять нетрадиционные формы и методы, таким относятся:

тренировка в фитнес зале

день спортивных предметов (день скакалки и мяча, обруча и гимнастической палки)

день подвижных игр

спортивная компании или спорт в компании

Приемы руководства и поддержки развития самостоятельной двигательной активности и инициативы в двигательной деятельности

Помните, что центр двигательной активности – это не место для хранения оборудования, а площадка для движений. На основании документов, обеспечивающих содержание ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобразования РФ № 2151 от 20.07.2011 года) она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Поэтому при выборе места для центра двигательной активности подумайте о пространстве, удобном рациональном размещении каждого пособия, чтобы дети имели свободный доступ к нему.

Развитию движений способствуют и частая смена обстановки, это заставляет детей все время по-разному приспосабливаться к новому, применять различные способы движений, находить оптимальные варианты в каждом конкретном случае. Для малыша выполнение даже хорошо знакомого движения, но с использованием другого физкультурного пособия, представляет определенную трудность. Поэтому, чем чаще меняются обстановка в групповой комнате, игрушки и физкультурное оборудование, тем больший двигательный опыт приобретают дети.

Музыкальное сопровождение - еще один способ заинтересовать детей. Весёлая музыка, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией. Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей

Рекомендую педагогам групп выполнить следующую работу:

1. Систематизировать планирование двигательной деятельности на протяжении дня, включая здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, самомассаж, психогимнастику, музыкотерапию, физкультурные паузы, корригирующую гимнастику.

2. Разработать правила по работе в спортивных зонах вместе со старшими детьми, а младших ознакомить , непросто рассказать, а ввести какой - нибудь персонаж и в игровой форме преподнести детям зоны и кто будет давать им спортивные задания.

3. Разработать совместно с детьми и родителями спортивные маячки и изготовить их.

4. Внести необходимые изменения и коррективы в двигательную зону в соответствии с тематикой – инвентаря для спортивных игр.

Читайте также: