Организация проектной деятельности в школе щербакова

Обновлено: 07.07.2024

Естественное вовлечение ребенка в активный познавательный и творческий процесс – главная идея метода проектов. Активизация познавательной деятельности способствует развитию словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного видов мышления. Этот подход органично сочетается и с групповым подходом к обучению. Метод проектов успешно реализуется в условиях классно-урочной системы: тема проекта может быть тождественна учебной теме, участники проекта – все ученики класса. Завершив проект, обучающийся в строго лимитированный отрезок времени устно, с помощью изобразительных средств, презентует свои наработки одноклассникам, отвечает на вопросы, определенным образом реагирует на замечания, а потом преобразует свой устный доклад в письменный текст.

Проектная деятельность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рассматривается как образовательная технология, позволяющая решать педагогические задачи, которые имеют не только предметный, но и универсальный характер.

Требование ФГОС освоить проектную деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, сложная для внедрения из всех фгосовских нововведений, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было.

Изменения в подходах к итоговому оцениванию и привели нас к необходимости проанализировать образовательный процесс с точки зрения результативности проектной деятельности в училище и рассмотреть вопрос, как эффективно подготовить обучающихся к защите проектов.

Проектно-исследовательская деятельность давно стала неотъемлемой частью организации образовательного процесса. Но следует признать, что охват детей, занятых активной проектной деятельностью, не составляет и половины. А итоговую аттестацию проходить всем. В связи с этим в училище во всех классах введена защита группового проекта.

Данная статья рассматривает одну из актуальных педагогических проблем – проблему внедрения в образовательную практику проектной деятельности. В краткой форме изложены подходы к основным вопросам организации проектной деятельности обучающихся в суворовском училище: что такое проектная деятельность, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность и др.

В статье приведены примеры представления проектной деятельности, базирующиеся на конкретном педагогическом опыте Казанского СВУ.

Целью данной работы является обобщение опыта по организации проектной деятельности обучающихся 5-х классов.

1. Объединение и систематизация теоретических и практических вопросов по организации проектной обучающихся в единое целое.

2. Представление основных требований к проектной деятельности.

3. Представление методических рекомендаций по организации проектной деятельности в 5-х классах.

1. Основные положения

Проектная деятельность обучающихся – один из путей повышения эффективности учебной и внеурочной деятельности.

В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса. Правильно организованное учебное проектирование способствует формированию целого ряда метапредметных компетенций: целеполагание, планирование, прогнозирование, самостоятельное выделение и формулирование цели, поиск необходимой информации, учебное сотрудничество и т.д.

  • описание актуальности;
  • целеполагание,
  • выбор средств и методов, соответственных поставленным целям;
  • планирование, определение последовательности и сроков работ;
  • проведение проектных работ или исследования;
  • оформление результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  • представление результатов.
  • проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования, а в ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ;
  • реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана, т.е. результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле; а логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

2. Цели и задачи проектной деятельности

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся через освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития (умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности); освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения; развитие компетентности общения;
  • овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения основных этапов, характерных для исследования и проектной работы; методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования; технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; владения приёмами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, преподавателей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач, видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение проектной деятельности направлены на создание условий для решения следующих задач:

3. Основные требования к проектной деятельности

Наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, теоретическая, социальная значимость предполагаемых результатов.

Возможность самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) работы обучающихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильма, альбома, компьютерной программы, альманаха, доклада, стендового доклада и т.п.)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях преподаватели могут определять тематику по своему предмету в соответствии с учебной ситуацией (монопроекты) и с учетом интересов и способностей обучающихся. В других – тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые ориентируются на собственные познавательные и прикладные интересы.

4. Организация проектной деятельности в 5-ых классах

Промежуточную аттестацию в форме защиты проектов проходят обучающиеся 5-ых классов, в конце 4 четверти.

Обучающиеся делятся на группы, каждой группе предлагается тема проекта.

Проведение защиты проектов организуется в два этапа.

По окончании процедуры обучающиеся получают сертификат.

Проект защищается группой обучающихся в составе не менее трех человек.

Процедура защиты состоит из:

- заключительного слова обучающихся, в которых они высказывают свое отношение к замечаниям и пожеланиям;

- коллективного обсуждения качества работы членами комиссии и выставления оценки.

Рекомендации по структуре, содержанию и оформлению работы

Примерная структура работы:

- основное содержание работы;

- список использованной литературы;

- знакомство с основными терминами;

- алгоритм разработки проекта – проблема-цель-результат;

- структура проекта: введение, основная часть, заключение;

- этапы работы над проектом: организация исследования, подготовка к защите и защита работы, рефлексия.

Алгоритм проведения защиты проектов в рамках промежуточной аттестации.

1. Установочное занятие, консультации по теме проекта.

2. Знакомство с предложенными темами, определение целей и задач проектов (обязательное условие – тема должна представлять интерес для обучающихся).

Примеры предложенных тем:

3. Формирование групп для выполнения проектов.

4. Групповое обсуждение идей будущих проектов.

5. Распределение обязанностей в группе.

6. Поисковый этап.

7. Выполнение работы.

8. Промежуточный отчет.

9. Подготовка к защите.

10. Предзащита проектов с учетом замечаний и предложений в роте.

11. Защита проектов (в присутствии родителей и администрации училища).

12. Подведение итогов. Рефлексия.

13. Заполнение членами экзаменационной комиссии листа оценки проектной работы обучающихся, итоговых протоколов оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

14. Вручение сертификатов участникам, подтверждающих, что обучающиеся успешно представили результаты проектной деятельности.

15. Обобщение материалов.

Функцию консультантов по проектной деятельности осуществляют классные руководители.

Обязательное условие – оформление суворовцами проектной папки. В заполнении проектной папки принимают участие все члены группы.

Задача папки на защите – показать ход работы.

Участники проекта. Распределение обязанностей между участниками проекта.

Введение

Вид проекта (краткосрочный, групповой, информационный, проблемный, творческий, учебно-исследовательский).

Форма представления проекта – продукт.

Использованные средства и методы.

Основная часть

Сбор, обработка, оформление информации.

Этапы работы: начинание, планирование, поиск информации, выполнение, рефлексия, проведенное исследование в рамках проекта, примеры.

Заключение

Подведение итогов работы, перечисление того, что удалось, а что нет, выводы, рекомендации.

Защита проекта (презентация).

Защита проекта – итог работы обучающихся, это один из главных этапов. Без защиты проекта работа не может считаться завершенной. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (администрация, преподаватели, родители). Таким образом, ребенок учится излагать полученную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь преподавателей и классных руководителей. Даже очень хорошо подготовленные обучающиеся на публике могут растеряться, оказать помощь может мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей, а ещё хорошо бы приглашать родителей, это успокоит обучающихся и укрепит связь семьи и училища.

1. Оценка проекта (обучающимся предлагается оценить проект по предложенным параметрам по пятибалльной системе – достигнутые результаты, оформление, объем выполненной работы, представление проекта, ответы на вопросы, научность, творчество, практическая ценность, умение работать в команде).

2. Оценка работы над проектом (обучающимся предлагается раскрасить звезду: красный – есть проблема, нужна помощь; желтый – не все понятно; зеленый – все хорошо). Практически все суворовцы отметили, что все хорошо, трудностей не возникло.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению обучающимися собственных действий. Суворовцы осознают сделанное, примененные ими способы деятельности, еще раз обдумывают, какая и как была проведена работа.

Записи обучающихся в проектной папке должны быть краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. По сути это метод недописанных тезисов.

В день защиты проектов оформленная проектная папка и продукт сдается экспертной комиссии.

По итогам проведения защиты проектных работ среди обучающихся целесообразно провести анкетирование. Важно узнать мнение суворовцев об этой работе. Обучающимся предлагается завершить предложения.

Промежуточная аттестация обучающихся 5-ых классов в форме защиты групповых проектов позволяет сделать выводы об уровне сформированности у пятиклассников универсальных учебных действий. Обучающиеся приобретают опыт анализа проблемы, критического анализа информации, учатся соотносить реальные и планируемые результаты своей образовательной деятельности и делать выводы, создавать единый продукт коллективной деятельности. Работа в группе способствует развитию коммуникативных УУД, в первую очередь, умение учитывать разные мнения, формулировать и аргументировать собственную позицию, делать выбор и принимать коллективное решение; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Завершается проектная работа анализом и оценкой работы в соответствии с критериями и определением уровня развития метапредметных УУД (базовый, средний, повышенный).

Технология проектной деятельности позволяет достичь новых образовательных результатов. Имеет важное место в формировании личностных и метапредметных результатов.

Проблемы проектной деятельности обучающихся в настоящее время занимают далеко не последнее место. Учебные проекты предусмотрены на всех ступенях школьного образования. В данном пособии были раскрыты теоретические и практические вопросы организации проектной деятельности обучающихся, иллюстрированные примерами из опыта работы педагогического коллектива Казанского СВУ.

Список литературы

1. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2015.

2. Миронов А.В. Самообразовательная деятельность учителя. Проектирование и реализация урока в свете требований ФГОС ООО / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2017.

3. Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

5. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы. Методическое пособие для учителей и руководителей школ. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2015.

2 Метод проектов как средство решения актуальных проблем: обучающиеся не умеют превращать информацию в знание, осуществлять поиск информации; отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний; ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися – репродуктивный, воспроизводящий.

3 Ключевые компетенции: общенаучная; информационная; познавательная; коммуникативная; социальная; компетенция личностного самосовершенствования.

5 Преимущества метода проектов: легко вписывается в учебный процесс; обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность; развивает коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; реализует идею профессиональной ориентации; позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.

6 Цель: разработать механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс Задачи : создать условия для организации проектной деятельности обучающихся и педагогов школы; способствовать развитию проектных умений обучающихся, повышению их самостоятельности, осознанию значимости совместной деятельности в процессе проектирования.

8 Социальный заказЦель Участники Условия Внеурочная деятельность Урок Этапы работы 1.Начинание 2.Планирование 3.Исследование 4.Защита 5.Рефлексия 6.Презентация Результат Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся Пояснение к структурно- логической схеме

9 Презентация учебных проектов

10 Участники проектной деятельности учащиеся, учителя, администрация, руководители опытно-экспериментальных предметных лабораторий, классные руководители, библиотекарь, психологи. Функции участников проектной деятельности

11 Участники проектной деятельности

12 информационные кадровые материально-технические учебно-методические организационно-управленческие Условия обеспечения проектной деятельности

14 Начинание 1 Планирование 2 Исследование 3 Защита проектов 4 Рефлексия 5 Презентация 6 Этапы выполнения проекта Пояснение к схеме

15 1. Начинание учительученик 2. Планирование учительученик 3. Исследование учительученик 5. Рефлексия6. Презентация учительученикучительученик 4. Зашита учительученик Схема взаимодействия учителя и учащихся на этапах проектирования

16 Место проектов в образовательном процессе школы На уроках Проектный урок Урок с элементами проектной деятельности Во внеурочной деятельности Факультатив Кружок Элективный курс Курс по выбору Школьная газета Клуб Свободная самостоятельная деятельность Научное общество учащихся Академия школьных наук Проекты

17 Общешкольная проектная деятельность Этапы: Подготовительный Основной Заключительный Пояснение к этапам

19 Доклад Слайд-шоу Игра Концерт Литературный альманах Виды презентаций проектов: Видеофильм Реклама Заочная экскурсия Мультимедийная презентация

21 Литературный альманах Слайд-шоу

22 Номинации проектов: Открытие Удивление Уникальность Забавный Академический Размышление Полет фантазии Эрудиция Гармония Исследование Проблема Эврика Обозрение Универсальный Панорама Творчество Сюрприз Мини Глобальный Свободный выбор

23 Номинации присваиваются каждому проекту

25 Проектные умения: умение – проблематизация; умение – целеполагание; умение – планирование; поисковые (исследовательские) умения; коммуникативные умения; презентационные умения; рефлексивные умения.

Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно — ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

ВложениеРазмер
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_obrazovatelnom_uchrezhdenii_nedospasova_l.m.doc 144 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«Организация проектной деятельности обучающихся 1 класса

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

(Вариативный блок, 36 часов).

Слушатель ________________ Л.М.Недоспасова

Руководитель ________________ В.И. Юдин

  1. Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств

Список использованных источников

Образование является стратегическим ресурсом общества из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания.

Сегодня большинство обучающихся воспринимают информацию по каждому предмету абстрагировано от других, не прослеживается умение обобщать знания, полученные на всех предметах школьного курса и, как следствие, не формируется целостная картина мира. Учёба как простое воспроизведение знаний уже не отвечает современным требованиям выпускника. Сейчас необходимы люди критически мыслящие, способные ставить исследовательские вопросы, формулировать гипотезы, искать решения и анализировать. Вот почему проблема формирования масштабного, глобального мышления у школьников, как системы, которая ориентирует на воспитание нового целостного виденья мира и места человека в нём — актуальна.

Цель формирования глобального мышления у обучающихся — это создание условий для понимания целостности мира и взаимосвязи в нём, через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира школьников [2, стр.3]. Главным результатом педагога учебно-исследовательской работы должны стать приобретённый обучающимися опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые исследовательские знания, умения и навыки. Именно поэтому огромную роль в моей педагогической деятельности я отвожу организации написания исследовательских творческих работ детьми.

Проектная деятельность — культурная форма деятельности, в которой формируются способности к осуществлению ответственного выбора. Базой образовательных технологий, поддерживающей компетентностно — ориентированный подход в образовании, является метод проектов, который по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта новое развитие в учебно-воспитательном процессе образовательной организации получил метод проектов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, применение которого предполагает формирование у обучаемого

- готовности к саморазвитию,

- активную учебно-познавательную деятельность,

- создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы,

- обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности,

- развитие навыков исследовательской деятельности.

Все перечисленные выше качества личности и условия организации образовательного процесса можно реализовать в проектной деятельности.

Под проектом подразумевают

специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы;

под методом проектов подразумевают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем [2, стр. 14 ].

Метод проектов позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.

Рассматривая проектную деятельность в образовательном процессе, следует отметить, что цель учащегося должна быть связана с изменением реальности, учащийся должен выполнить все шаги алгоритма проектной деятельности. Дидактическая цель учителя — формирование ключевых компетентностей учащихся, а алгоритм её достижения выражается в технологии создания ситуаций, в которых разворачиваются проекты, учащихся.

Поскольку предметом исследования является организация проектной деятельности младших школьников для их успешной социализации, то для определения данного понятия мы обратились к научным журналам, учебно-методическим и учебным изданиям последних десятилетий, в которых рассматривался данный вопрос.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъективности школьника.

В центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

Проектное обучение направлено на вооружение обучающихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др.

Таким образом, согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения , ученик получает возможность в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности научиться:

- самостоятельно задумываться, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний на основе анкетирования;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

- планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы [5, стр. 33].

При написании проектов, исследовательских работ обучающиеся, на моих уроках для решения поставленной проблемы должны обладать всей суммой знаний о естественных и социальных закономерностях, при этом школьники оперируют компетенциями смежных, пограничных наук . В результате чего, формируется у обучающихся глобальное мышление, позволяющее воспринимать мир целостно и находится в процессе саморазвития. Таким образом, на мой взгляд, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель образования — развитие у учащихся мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

Типология учебных проектов

В специальной литературе предлагается несколько вариантов типологии учебных проектов, которые основываются на :

— комплексности или предметно-содержательной области

(моно- и межпредметные);

— характере контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные);

— количестве участников (индивидуальные и групповые);

— продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

— доминирующей деятельности учащихся, в которой выделяют:

игровой или ролевой проект.

Формы и методы проведения занятий, использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.

Содержание программного материала, структура Программы и новые ФГОСы предопределяют некоторые особенности методики преподавания данного курса и кардинальные изменения в деятельности учителя, в выборе технологий и дидактических средств.

Формы проведения урока , как правило, нестандартные : , игра, диалог, практикумы, экскурсии, эксперимент, опыт, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, оргдеятельностные игры, публичная защита проектов и исследовательских работ, самостоятельная работа, мини- конференция, консультация и т.д.

Методы проведения урока, как правило, интерактивные: мозговой штурм, групповая дискуссия, звездочка обдумывания, ролевые, деловые игры и т .д .

Целесообразно как можно активнее использовать в практике деятельности эффективные передовые информационно- коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом про здоровьесберегающие технологии на протяжении всего учебного процесса.

- указание на то, что должно стать объектом обсуждения детей;

- об исследовании и проекте;

- придумываем название проекту;

- высказываем предположения( гипотезы);

-обдумываем продукт проектирования.

-обдумываем предмет и объект исследования;

-как люди исследуют , методы исследования;

- этапы работы проекта и их содержание;

-как составить план исследования и др.

По мере работы с учащимися над тем или иным видом проекта или исследовательской работы и в результате поступления от учащихся вопросов о ходе первого этапа проектирования и исследования, учитель добавляет материалы в существующие разделы или формирует новые.

Выполнив проект, учащиеся переходят к последнему, третьему этапу, где организуется защита выполненных проектов. На обучающем сайте предусмотрена специальная веб- страничка, которая становится местом презентации всех созданных детьми проектов. Эта страничка организуется по типу форума , где дети могут не только увидеть созданные одноклассниками проекты, но и высказать свое мнение о них в письменной форме.

Несомненно, этот обучающий сайт должен быть направлен на оказание помощи детям, учитывая их возраст: сайт для учащихся 1 класса, для 2 класса, для 3 класса и для 4 класса. Такой сайт должен стать своеобразным электронным учебником по основам проектно- исследовательской деятельности младших школьников ( 1-4 классы). Такой сайт может иметь как постоянный материал, так и сменный, сменный материал учитель готовит до работы учащихся над проектом, во время работы по запросам школьников и после завершения в результате корректировки работы школьников над проектом.

При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск учащихся.

На разных этапах проектно - исследовательской деятельности учитель выступает в различных ролевых позициях:

-проектировщик ( проектирует основные вехи проектно- исследовательской деятельности учащихся, вплоть до ее выполнения);

-фасилитатор – консультант ( побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения);

-координатор (помогает отслеживать движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет отдельные функции, например, очередность высказывания).

На других этапах исследования и проектирования, где учащемуся требуются дополнительные знания или умения, учитель работает в роли Мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами (и только тогда он сможет научить этому учащихся) :

-эмоциональные позиции (позиции непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя);

-игровые позиции ( герой- вдохновитель, заказчик, спорщик) ;

-рефлексивные позиции ( Я-дерево, я - птичка, я - камень, я облако, я - взрослый и т. д.)

Именно в особой методике преподавания и создании особого электронного пособия- учебника для осуществления проектно- исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов и особой роли учителя в процессе обучения и заключается новизна данной программы.

В заключении хочется подчеркнуть, что в центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Один из главных смыслов деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.

Проектное обучение направлено на вооружение обучающихся умениями делать проекты, которые потом могут осуществиться в жизни. При этом у детей формируются многие значимые умения: добывать нужную информацию, сотрудничать с партнёрами, руководить другими людьми, делать дело и доводить его до конца, др.

Таким образом, согласно примерной основной образовательной программе образовательного учреждения , ученик получает возможность в результате учебно-исследовательской и проектной деятельности научиться:

- самостоятельно задумываться, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

- использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей;

- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

- использовать некоторые методы получения знаний на основе анкетирования;

- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности.

- планировать учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы [5, стр. 33].

При написании проектов, исследовательских работ обучающиеся на моих занятиях для решения поставленной проблемы должны обладать всей суммой знаний о естественных и социальных закономерностях, при этом школьники оперируют компетенциями смежных, пограничных наук . В результате чего, формируется у обучающихся глобальное мышление, позволяющее воспринимать мир целостно и находится в процессе саморазвития.

Таким образом, на мой взгляд, через исследовательскую и проектную деятельность выполняется главная цель образования — развитие у учащихся мышления, навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений, умение строить научные гипотезы и планировать поиск доказательств для их проверки.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: