Организация планирования деятельности по достижению учебной цели в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В статье раскрываются научные подходы к формированию умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. Дается характеристика основных методов, систематическое применение которых на уроках будет способствовать поэтапному формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе.

Ключевые слова

Текст научной работы

Для успешной социализации в современном постиндустриальном, высоко динамичном обществе необходимо формирование у молодого поколения умения четко распределять многообразие видов деятельности для выполнения их в течение ограниченного времени, конструировать различные варианты выполнения деятельности и осуществлять выбор оптимального. При этом успешное выполнение личностью деятельности обеспечит высокий уровень развития у неё умения планирования.

Целенаправленное формирование умения у младших школьников планировать связано с началом обучения ребенка в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, развитие умения планирования у обучающихся является необходимым для достижения ими высоких образовательных результатов в учебной деятельности, поскольку оно способствует упорядочиванию и систематизации детьми учебных действий, своевременному прогнозированию возможных трудностей и путей их преодоления[ ].

Проблема формирования умения планирования у младших школьников раскрывается в работах А.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, В.Х. Магкаева. По мнению А.Г. Асмолова, планирование является универсальным учебным действием обучающегося, обеспечивающим его способность к организации процесса овладения новыми знаниями и способами действий и к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Формирование умения планирования у младших школьников осуществляется поэтапно: приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация; формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами; тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция; контроль [1].

В.В. Давыдов рассматривает планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Он отмечает, что успешность осуществления деятельности планирования младшим школьником зависит от количества предусмотренных им пошаговых действий и тщательного сопоставления их между собой Автор указывает, что формирование планирования у младших школьников связано с развитием теоретического мышления[2].

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что основу умения планирования составляет развитие у обучающегося внутреннего плана действий. Данные исследователи выделяют пять этапов развития внутреннего плана действий у младших школьников. На первом этапе планирование носит внешней характер: дети при помощи педагога озвучивают последовательность своих действий. На втором этапе при составлении плана младшие школьники опираются на поставленную цель и конечный результат, в процессе выполнения действий по реализации плана у них проявляются ошибки и несовпадение с необходимым результатом. На третьем этапе у младших школьников проявляется способность к мысленному формированию плана действий, к представлению промежуточных результатов. Обучающиеся выполняют действие во внутреннем плане, а затем реализовывают его в практической деятельности, регулируют свою деятельность в соответствии с планом. На четвертом этапе при построении плана решения младшие школьники преобразуют практическую задачу в теоретическую. Оценка результата осуществляется на основе рефлексии и логики достижения цели. На пятом этапе у обучающихся проявляется самостоятельность в процессе формирования внутреннего плана действий. Действия во внутреннем и внешнем плане согласованы, последовательны, логичны. Построение плана предваряется анализом собственной структуры задачи[4].

В.Х. Магкаев считает, что умение планирования у младших школьников проявляется в способности выстраивать последовательность мысленных действий и реализовать эти действия в практической деятельности. Основу планирования составляют предвидение и преднамеренность. В.X. Магкаевым выявлены четыре типа реализации планирующей функции мышления у младших школьников: манипулятивный тип (отсутствие планирования), пошаговый (определение способа действия на основе анализа выполнения предыдущего действия), ближайшее планирование (представление во внутреннем плане частичного решения задачи), рациональное планирование (выбор во внутреннем плане наиболее оптимального способа решения задачи из нескольких вариантов)[ ].

В работах О.В. Якубенко отмечается, что на формирование умения планирования учебной деятельности у младших школьников оказывает влияние организация сотрудничества обучающихся на уроках. В связи с этим педагогу необходимо создавать оптимальные условия для развития гуманистических межличностных отношений детей, активно применять на уроке технологии группового и коллективного способов обучения[ ]. При этом с целью профилактики агрессивного, конфликтного поведения детей исследователь рекомендует использование средств арт-терапии[ ]. Формирование у младших школьников умения планирования учебной деятельности будет способствовать профилактике их дезадаптации к условиям школьного обучения[ ].

В работах П.И. Фроловой рассматриваются педагогические технологии, способствующие формированию умения планирования у обучающихся в начальной школе: проблемное обучение, кейс-технология, игровые технологии, технология организации учебного сотрудничества. По мнению исследователя, систематическое использование указанных технологий на уроках в начальной школе обеспечит активное осмысление младшими школьниками структуры и содержания учебных задач, создание универсальных алгоритмов их решения[ ].

Основываясь на данных исследованиях, рассмотрим методы формирования умения планирования у младших школьников в учебной деятельности. На начальном этапе обучения обучающихся планированию учителю необходимо использовать метод обсуждения готового плана решения учебной задачи. При этом педагог проговаривает все этапы действия, организует коллективный анализ детьми последовательности действий. В процессе анализа у младших школьников формируются способности соотносить выполненные действия, их промежуточные результаты, определять последовательность действий, приводящую к необходимому результату.

Формированию умения планирования у обучающихся учебной деятельности способствует также применение педагогом метода анализа деформированного плана решения учебной задачи, в основе которого - обсуждение учителем с младшими школьниками имеющего плана с целью выявления типичных ошибок и нерациональных действий и последующей коррекции[5].

В процессе формирования умения планирования у детей в начальной школе эффективным методом также является использование учителем плана с недостающими или избыточными действиями. Педагог может предложить обучающимся детализировать план решения учебной задачи, составленный в общем виде, или дополнить план, в котором пропущены некоторые действия.

После освоения младшими школьниками рассмотренных выше методов планирования учебной деятельности учителю необходимо предложить им самостоятельно составить собственный план решения учебной задачи. Сначала педагог предлагает детям ориентировочную основу деятельности – алгоритм составления плана. Обучающиеся составляют план решения учебной задачи по алгоритму, учитель оказывает им необходимую помощь. По мере овладения данной деятельностью до уровня автоматизации дети приобретают способность осуществлять планирование самостоятельно, без опоры на алгоритм. На данном этапе у младших школьников формируется рациональное планирование учебной деятельности.

Таким образом, формирование умения планирования у младших школьников необходимо осуществлять целенаправленно и поэтапно. При этом необходимо предлагать детям ориентировочную основу деятельности, образцы различных видов готовых планов решения учебной задачи, оказывать необходимую помощь.

Список литературы

Цитировать

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

ВложениеРазмер
1111.doc 91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование регулятивного универсального учебного действия планирования по достижению поставленной цели в начальной школе

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель: показать, как формировать регулятивное УУД планирования в начальной школе

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

А.Г Асмолов, выделяет следующие Универсальные учебные действия:

  • Личностные - смыслообразование, мотивация учения; Я-концепция и самооценка; морально-нравственное развитие; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание; саморегуляция.
  • Познавательные – поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации, анализ и синтез; постановка и решение проблемы.
  • Коммуникативные – социальная компетентность; навыки общения; сотрудничество и взаимодействие в группе; разрешение конфликтов.
  1. Понятие регулятивных УУД учебной деятельности

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия о беспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

  1. Приемы формирования регулятивного УУД планирования на уроках в начальной школе

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий планирования.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • работа с деформированным планом решения учебной задачи;
  • использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.
  • Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

  • Осуществить действия по реализации плана
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,

исправлять ошибки с помощью учителя.

  • Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся регулятивных УУД планирования, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. По данным УМК учителю при формировании УУД планирования следует активной использовать и дополнительные средства:

Помимо учебника следует использовать различные дополнительные средства:

  • Справочные методические пособия
  • Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, (Например, таблицы с алгоритмами решений различных видов заданий , )
  • Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать разработка типовых заданий для формирования УУД планирования на разных уроках в начальной школе . Подобрать такие задания учитель может самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках. Например, на уроках математики такими заданиями могут стать решения примеров с несколькими и более действиями. Нужно задавать определенные вопросы типа. В каком порядке будешь выполнять действия? Таким образом намечается план на решение данного примера. Или на уроках литературного чтения, обсуждение героев. Как нужно поступить герою в этой ситуации?

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

Щелковского муниципального района Московской области

Тема выступления на методическом объединении:

Учитель: Орлова Ольга Валентиновна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Введение Актуальность

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования второго поколения одной из важнейших функций начальной школы – формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД). УУД – система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования.

Теоретико-методологической основной разработки программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Цель: показать, как формировать регулятивное УУД планирования в начальной школе

Дать определение регулятивного УУД планирования

Рассмотреть приемы формирования регулятивного УУД планирования

Выявить влияние разработанной системы упражнений на формирование регулятивного УУД планирования учащихся младших классов на уроках русского языка.

Теоретические основы формирования регулятивных УУД планирования в начальной школе

Сущность и пути формирования регулятивного УУД планирования учебной деятельности на уроке

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

А.Г Асмолов, выделяет следующие Универсальные учебные действия:

Личностные - смыслообразование, мотивация учения; Я-концепция и самооценка; морально-нравственное развитие; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные – целеполагание, планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание; саморегуляция.

Познавательные – поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации, анализ и синтез; постановка и решение проблемы.

Коммуникативные – социальная компетентность; навыки общения; сотрудничество и взаимодействие в группе; разрешение конфликтов.

Важное место в формировании умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности.

Регулятивные действия о беспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция как внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

Оценка как выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Перед учителем встаёт проблема отбора методических приёмов формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Рассмотрим подробнее приёмы формирования действий планирования.

План решения учебной задачи может быть предложен учителем в устной форме: познакомимся с новым звуком; узнаем букву этого звука; научимся читать слова с новой буквой.

Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

обсуждение готового плана решения учебной задачи;

работа с деформированным планом решения учебной задачи;

использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи.

Для первоклассников, пока ещё не умеющих читать, уместен графический план урока из условных обозначений учебника.

Отметим, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.

Работа по планированию своих действий способствует развитию осознанности выполняемой деятельности, контроля за достижением цели, оценивания, выявления причин ошибок и их коррекции.

Осуществить действия по реализации плана

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся регулятивных УУД планирования, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника . Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Практически все учебники для начальной школы прошли экспертизу на соответствие требованиям ФГОС НОО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены . По данным УМК учителю при формировании УУД планирования следует активной использовать и дополнительные средства:

Помимо учебника следует использовать различные дополнительные средства:

Справочные методические пособия

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы, (Например, таблицы с алгоритмами решений различных видов заданий , )

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать разработка типовых заданий для формирования УУД планирования на разных уроках в начальной школе . Подобрать такие задания учитель может самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках. Например, на уроках математики такими заданиями могут стать решения примеров с несколькими и более действиями. Нужно задавать определенные вопросы типа. В каком порядке будешь выполнять действия? Таким образом намечается план на решение данного примера. Или на уроках литературного чтения, обсуждение героев. Как нужно поступить герою в этой ситуации?

Источники литературы:

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результативность любого урока начинается с умения учителя определить цель конкретного учебного занятия. Результативность предполагает движение от цели к отбору содержания и затем к выбору форм организации познавательной деятельности детей. Именно цель урока будет определять формы, способы и характер деятельности учителя и учащихся. Однако даже грамотно сформулированная цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью ученика. Школьник должен понимать значимость достижения цели, где он может использовать знания и умения, полученные на уроке. Цели объясняют ученику, что он изучает, зачем он работает.

3) Задача – это то, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Другими словами, это средство для достижения цели. Чтобы её охарактеризовать, надо ответить на вопрос: как будет достигаться цель?

Учебная задача – не просто задание, которое выполняет ученик на уроке или дома, это цель по овладению обобщёнными способами действий, задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. Является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида.

4) Целеполагание в обучении – это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определённых его этапах, определение и его принятие учебной задачи на определённом отрезке учебной деятельности.

5) Организация целеполагания на уроке – совокупность действий по определению, осознанию и конкретизации целей и задач урока.

Процесс целеполагания формирует не только мотив, потребность действия, учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает познавательные и творческие способности. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.

Планирование (подготовка учителя к уроку) и проведение уроков в начальных классах.

Эффективный урок – это не только рациональная конструкция, но и творческий проект учителя, включающий идею, замысел, индивидуальный замысел.

Подготовка к уроку представляет собой комплекс мер, выбор такой организации, которая обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке к уроку выделяются следующие этапы :

  • Диагностика
  • Прогнозирование
  • Проектирование

Диагностика заключается в изучении всех обстоятельств проведения урока:

  • Возможности уч-ся
  • Мотивы их деят и поведения
  • Структура урока и затрата времени
  • Характер учеб материала и т.д.

Прогнозирование направленно на оценку различных вариантов проведения урока и выбор из них оптимального на решение целей урока.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, оканчивающаяся разработкой плана (для опытных учителей) или конспектом урока (для начинающих)

Технологическая карта – обобщённо-графическая модель (схема) его проведения.

Особенности самоорганизации учителя:

  • подготовленность к уроку;
  • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
  • педагогический такт;
  • психологический климат на уроке.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  • проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  • дифференцированный подход к ученикам.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  • урок должен быть эмоциональным;
  • темп и ритм урока должны быть оптимальными;
  • полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;
  • атмосфера доброжелательности;
  • следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА

  • Разработка системы уроков по теме или разделу.
  • Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы.
  • Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.
  • Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке.
  • Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
  • Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала.
  • Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
  • Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
  • Проверка оборудования и технических средств обучения.
  • Планирование записей и зарисовок на доске.
  • Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке.
  • Определение форм и приемов закрепления полученных знаний.
  • Определение содержания, объема и форм домашнего задания.
  • Планирование форм подведения итогов урока.
  • Планирование внеклассной работы по данной теме.

Современный подход к проведению урока в специальных (коррекционных) классах

Общедидактические принципы современного урока в коррекционном классе:

1) учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения

2) урок должен быть воспитывающим и развивающим;

3) на каждом уроке должна присутствовать коррекционно-развивающая работа;

4) излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей;

5) на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся;

6) на уроке должны осуществляться межпредметные связи;

7) урок должен быть оснащён:

- техническими средствами обучения;

- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, схемы алгоритмов рассуждений, перфокарты, опоры и т.д.);

- весь материал должен соответствовать уровню развития ребёнка и логике урока.

9) необходимо введение ИКТ в образовательный процесс в классе VII вида;

10) должны строго соблюдаться принципы здоровьесбережения:

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка и специфическим особенностям детей с ЗПР;

- проведение физминуток общего воздействия и для снятия локального утомления в соответствии с требованиями СанПиН

11) урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребёнку с ЗПР;

- способствовать социальной адаптации школьников с ОВЗ.

Специальные требования:

1) замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов у детей с ЗПР;

2) упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

3) осуществление повторности в процессе обучения на всех этапах и звеньях урока;

4) максимальная опора на чувственный опыт ребёнка, что обусловлено конкретностью его мышления;

5) максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

6) опора на более развитые способности ребёнка;

7) осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребёнка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и коррекцию действий учащихся членением целостной деятельности на отдельные части, операции (алгоритмизация, пошаговая деятельность)

Примерная структура комбинированного урока в классах VII вида:

1.Оргмомент (подготовка к уроку, психологический настрой на урок).

2.Мотивация учебной деятельности

3.Проверка домашнего задания

4.Актуализация знаний по теме (повторение ранее изученного материала)+ рефлексия

5. Подготовка к восприятию нового материала

6.Изучение новых знаний + рефлексия

7.Коррекция в процессе получения новых знаний

8.Закрепление нового материала

9.Подведение итогов + рефлексия

10.Домашнее задание (прокомментировать)

11. Самооценка и оценка работы на уроке

Коррекционно-развивающие задачи урока в специальном (коррекционном) классе VIIвида:

  • коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения…;
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая, планирующая, анализирующая функции, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение.;
  • коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом и т.д.);
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения…;
  • коррекция и развитие зрительных восприятий;
  • развитие слухового восприятия;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установления логических и причинно-следственных связей, планирующей функции мышления);
  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, их эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои чувства и т.д.)

Проведение уроков в условиях инклюзивного обучения в начальной школе.

Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования - создать им для этого соответствующие условия.

Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств. Этому нам помогают ИТ.

Читайте также: