Организация исследовательской деятельности в сельской школе

Обновлено: 08.07.2024

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

У спех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании.

Главное, чтобы работа была нацелена не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, ввести в проблемную ситуацию, доступную для понимания

Цель программы: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем.

- формировать навыки сотрудничества;

- формировать навыки устной презентации;

- обучить способам сбора и первичной обработки информации;

- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;

- формировать умение планировать свою работу над проектом;

- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.

Программа творческого объединения состоит из трёх разделов:

I. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества.

II. Основы проектной деятельности.

III. Работа над проектом

Работая в условиях дополнительного образования сельской школы, считаю, что результаты работы во многом зависят не только от педагога , но и от состава группы, от подбора детей, и от уровня их желания учиться.

Дополнительное образование даёт нам большие возможности по организации и комплектации творческих объединений. Группы формируются по 10-12 человек, с учётом того, что группы разновозрастные, есть определённые сложности в обучении. Поэтому при организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, когда в большей степени нужно осуществлять индивидуальный подход к детям, в планировании учебного процесса большое количество времени уделено на индивидуальное обучение, что бы каждый смог в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (учащегося) в образовании и обучении.

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития учащихся ;

возможностями дополнительного образования ;

Работа над исследовательской и проектной деятельностью – сложный процесс и для ученика и для педагога. Успех во многом зависит от ее четкой организации. Вместе с учащимися составляем план-график выполнения творческого исследования: определяем временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Как правило, организуется начало работы над проектом или исследованием в начале учебного года и завершается к срокам проведения муниципального тура конкурсов исследовательских и проектных работ .Большую помощь оказывают родители: они являются и источниками информации, и проводниками, и фоторепортерами , и помощниками в реализации практических задач.

Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе.

В своей педагогической деятельности я часто использую индивидуальную и групповую исследовательскую деятельность. Каждый участник исследования выполняет в своей группе посильную и интересную для него работу.

Обычно тему дети выбирают сами , что важно для мотивации ученика, ведь в таком случае интерес к поисковой деятельности не навязан педагогом, а заставляет ученика самого найти ответы на проблемные вопросы.

Работая в системе дополнительного образования сельской школы, стараюсь организовывать работу над проектно – исследовательской деятельностью совместно с учителями предметниками.

Например, хочется отметить что была проведена серия исследовательских работ совместно с учителем технологии. которая направлена на экономию семейного бюджета( что не маловажно в наше не простое время) работа была посвящена дизайнерским изделиям.

Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования. Организация и подготовка такого вида деятельности требует от педагога и учащихся огромных затрат времени, поиска и анализа большого количества источников. Но важен результат, когда ребенок осознает себя автором открытия, пусть небольшого, пусть уже давно известного. И, конечно, здесь педагог должен стать достойным руководителем, опорой в развитии интересов своих подопечных.

На современном этапе большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения в образовательный процесс.

ВложениеРазмер
issledovatelskay_deytelnost.doc 88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трефилова Раиса Поликарповна

учитель биологии, руководитель школьного экологического центра

Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской школы

(из опыта работы)

Основные задачи курса: научить учащихся работать с научной литературой, познакомить с методами научных исследований, со способами применения ИКТ на разных этапах исследования, развивать умения по подготовке публичного выступления и защите исследовательской работы.

На занятиях рассматриваются следующие темы:

1. Исследование как способ познавательной деятельности.

2. Методы исследования.

3. Подготовка к исследованию.

4. Этапы исследовательской деятельности.

5. Применение ИКТ в исследовании.

6. Оформление результатов исследования.

7. Способы представления результатов исследовательских работы.

Занятия курса посещают учащиеся, которые проявляют интерес к исследовательской работе, стремятся реализовать свои способности в новом увлекательном деле. На первом занятии необходимо показать значение исследовательских умений и навыков для дальнейшего обучения, создать условия для мотивации к самообразованию и саморазвитию личности. Ожидаемые результаты дифференцируются в зависимости от возраста. Подростки участвуют в коллективной исследовательской работе, старшеклассники выполняют индивидуальное исследование, в том числе используют проектную методику.

Элективный курс был апробирован в течение двух лет. В школе создано научное объединение учащихся, члены которого получают специальное удостоверение. Работает совет НОУ, раз в год проводится общешкольная конференция. На конференцию учащиеся представляют работы, как связанные с учебными предметами (химия, история, биология, география, математика, музыка, физика), так и междисциплинарные (краеведение, экологический мониторинг, исследование социальных явлений).

Для исследовательских работ характерно использование научной методики, собственного экспериментального материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы), презентация полученных результатов. Главная особенность исследовательских работ: получение новых, заранее неизвестных результатов.

ЦЕЛЬ РЗШЮЭИ: создание условий для самореализации личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся через различные формы эколого-ориентированной деятельности.

  • формирование у юных экологов основ научного экологического мировоззрения и современного экологического мышления;
  • предпрофильная подготовка выпускников основной школы;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, выявление индивидуальных интересов при выборе тематики для учебных исследований, разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • развитие у школьников ключевых компетентностей;
  • углублённое изучение основ экологических знаний, содействие становлению экологически грамотного поведения в окружающей среде и здорового образа жизни;
  • научно-методическая помощь учащимся ЗШЮЭИ и их руководителям в организации и выполнении учебно-исследовательских работ.

Разработаны основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся ЗШЮЭИ должны знать основные экологические понятия:

экология, экологические факторы среды, экосистема, природные ресурсы, природопользование, охрана природы, экологическое равновесие, мониторинг окружающей среды и его виды, биоиндикация и организмы-индикаторы, приспособления растений и животных к среде обитания, экологические группы растений и животных, охраняемые природные территории, охраняемые виды растений и животных, Красная книга России, Среднего Урала, Пермского края, ООПТ края, устойчивое развитие территории.

Учащиеся ЗШЮЭИ должны уметь:

  • соблюдать правила поведения в природе, правила здорового образа жизни;
  • давать оценку экологического состояния природных экосистем, определять, какие экологические факторы действуют на экосистему;
  • проводить самостоятельно несложное исследование в природе и более сложное исследование - под руководством преподавателя, научного руководителя;
  • анализировать собранный материал, оформлять таблицы, графики, диаграммы;
  • написать исследовательскую работу и защитить ее на конференции НОУ, на районном и краевом конкурсе исследовательских работ учащихся;
  • выступить перед учащимися с докладом по итогам своей исследовательской работы, написать заметку о своей работе, оформить плакат или листовку по охране природы.

Обучение в РЗШЮЭИ проводится по направлениям, выбранным учащимися в ходе предварительного анкетирования:

  • Экология водоёмов.
  • Ботаника. Основы геоботаники.
  • Зоология.
  • Медицинская экология и фармакогнозия.
  • Экология населенных пунктов.
  • Анкетирование на выявление общего уровня развития и индивидуальных интересов учащегося, проводится ежегодно в сентябре-октябре.
  • Первая сессия (осенняя). Сроки – осенние каникулы.
  • Первое творческое задание. Слушатели получают краткую информационную справку и список литературы для изучения, знакомятся с материалом по теме исследования и методиками, выполняют задания областной школы юных экологов- исследователей.
  • Вторая сессия (зимняя). Сроки – январь, каникулы.
  • Слушатели продолжают обучение по выбранной тематике, выполняют практикумы, приглашаются на районные экологические мероприятия, получают индивидуальные консультации по темам исследования.
  • Третья сессия (весенняя). Сроки – март, каникулы.
  • Учащиеся оформляют исследовательские работы, выступают на конференции ЗШЮЭИ, представляют результаты своих исследований на конференции научных объединений учащихся и участвуют в районном, межрайонном и краевом конкурсе учебно-исследовательских работ.
  • Четвертая сессия (летняя). Сроки – июнь.

Проводятся практикумы в природе по темам исследовательских работ. Для проведения практикума приглашаются ученые вузов на договорной основе. Наиболее отличившиеся учащиеся получают направление в школьный и краевой экологический лагерь.

В межсессионный период проводятся консультации по выполнению заданий районной заочной школы юных экологов- исследователей и краевой заочной школы естественных наук, по организации исследований на территориях, где проживают учащиеся, проводятся районные экологические мероприятия для расширения кругозора и углубления знаний учащихся, экскурсии в вузы г. Перми, краевой эколого-биологический Центр.

В ходе обучения учащиеся школ района получают:

помощь в выборе тематики самостоятельной исследовательской работы;

обеспечение необходимыми методическими пособиями;

помощь в методологическом оснащении исследования;

помощь в оформлении выполненной учебно-исследовательской работы;

оценку уровня выполненной работы в соответствии с разработанными критериями.

Теоретические занятия проводятся для всего состава учащихся одновременно. Практикумы, в связи с учетом интересов учащихся, организуются в группах разновозрастного состава по 12-15 человек. Обучение в разновозрастных группах имеет большое воспитательное значение: старшие помогают младшим в освоении научных методик, а младшие учатся трудолюбию, целеустремленности и ответственности за порученное дело на примере старших. Групповые консультации проводятся с выездом в школы района. Индивидуальные – по телефону, электронной почте, а также путем размещения соответствующих материалов на сайте школы. Для учащихся организуются консультации учёных из вузов г. Перми.

Основными формами работы РЗШЮЭИ являются: лекции; семинары; индивидуальные консультации; работа со специальной литературой и реферативными журналами в библиотеках ВУЗов; зимние и летние практикумы (сбор полевых материалов и их обработка и анализ); экспедиции; экскурсии; слеты; просмотр учебных фильмов; викторины, конкурсы, интеллектуальные игры.

Большое внимание уделяется использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): обучающих компьютерных программ, электронных учебников, дисков с учебными фильмами и электронными презентациями. Использование ЦОР приводит к изменению характера взаимодействия учителя и ученика (в том числе, самостоятельное прохождение материала с оценкой результатов, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала), формированию новых видов учебной деятельности (в том числе, дистанционного обучения, использование электронной почты, поиск информации на сайтах различных экологических организаций).

За десять лет существования в РЗШЮЭИ обучалось более 400 учащихся, которые приобщились к прекрасному миру природы, внесли свой вклад в изучение родного края, овладели опытом реальной экологической деятельности и решения конкретных экологических проблем. Для проведения занятий и консультаций в заочную школу приглашались ученые пермских вузов: Алексевнина Маргарита Степановна - заведующая кафедрой зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГУ, к.б.н.; Новоселова Лариса Викторовна - доцент кафедры ботаники ПГУ, д.б.н.; Сайкинова Наталья Николаевна - преподаватель Пермской государственной медицинской академии, к.м.н.; Преснова Елена Владимировна - преподаватель кафедры зоологии беспозвоночных и водной экологии ПГУ, к.б.н.; Воронов Георгий Анатольевич - заведующий кафедрой биогеоценологии ПГУ, доктор географических наук; Иванова Галина Анатольевна, доктор фармацевтических наук, ПГФА. Кроме этого, для занятий привлекались студенты вузов: Слюсарь Наталья и Трефилова Марина - из ПГТУ, Урамбаева Яна, Кудымов Борис - из ПГУ, Коняева Елена - из сельхозакадемии. Все это позволило обеспечить научный подход к изучению экосистем Карагайского района. Учащиеся пользовались научными методиками, адаптированными к местным условиям, а также получали информацию о тех специальностях, которые их интересовали в данных вузах.

За последние три года в заочной школе обучалось 124 человека, в т.ч. 25 человек закончили трехгодичное обучение, 56 - двухгодичное обучение. Занятия посещали учащиеся из всех школ района.

Учащиеся РЗШЮЭИ активно проявляют себя в различных краевых конкурсах:

Дальнейшее обучение учащихся азам исследовательской деятельности продолжается в краевой заочной школе естественных наук (КЗШЕН)на следующих отделениях:

математика, физика, химия, география, биология, астрономия, эколог-исследователь, эколог- флорист.

Анализ работы школьного научного общества, РЗШЮЭИ, КЗШЕН показывает, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности в условиях сельской школы решает несколько важных педагогических проблем:

Значимость вовлечения подростков в научно-исследовательскую деятельность, сегодня определено социально-экономическим положением страны и общества в целом. Талантливые, предприимчивые, инициативные, конкурентоспособные молодые люди, способные перерабатывать большие потоки информации, ориентироваться в постоянно меняющейся условиях и оперативно принимающие решения в самых нестандартных ситуациях, смогут свободно шагнуть в завтрашней день, и быть востребованными.

Повышения компетентностей учителей-руководителей, занимающихся исследовательской деятельностью, реализуется через консультативные пары, мастер-классы, методические фестивали, презентации собственного опыта педагогов, имеющих положительные результаты в данном направлении работы со школьниками.

Исследовательская работа в школе осуществляется по нескольким направлениям: естественнонаучное, гуманитарное, историко-краеведческое и физико-математическое.

Последние годы школа тесно сотрудничает с дошкольными образовательными организациями, привлекая совсем еще юных исследователей к познанию себя и окружающего мира. Данное партнерство приносит положительные плоды: возросло количество и качество представляемых работ, участники конференций более уверено держатся во время выступления, хорошо ориентируются в работе и умело презентуют результаты своих изысканий.

Изучением разнообразия, происхождения и экологического состояния местной флоры и фауны мы с ребятами занимается на протяжении последних пяти лет. Благодаря этой деятельности, наряду с общими навыками исследовательской работы, которые приобретают ребята, у них формируется экологическая культура, чувство патриотизма, любовь к малой родине и России в целом.

Определяя цели и задачи будущей работы, необходимо оценивать реальные возможности: наличие приборов, инструментов, реактивов, материальной базы, уровень подготовленности ребенка и его желания заниматься исследованием в данном направлении.

Особое место в работах эколого-биологического направления отводится умению ведения дневника наблюдений, первого документа юного исследователя, где фиксируется дата, время, число проведенных опытов и количество повторностей, описываются физиологические процессы и стадии развития растений, экологическое состояние исследуемого объекта.

Таблицы, графики, рисунки и другие вспомогательные материалы, вставленные в основной текст работы, должны иметь сквозную нумерацию и четкие названия.

Рисунок подписывается снизу по центру. Например:

Рис. 1 Окраска микропрепараты исследуемых образцов кефира

Фазы развития картофеля

Фазы развития картофеля

Появление всходов (начало) Бутонизация

(начало) Цветение

(начало) Отмирание ботвы

22 – 23 июня 10 – 1 1июля 23 – 24 июля 26 – 27 августа

По результатам исследований делаются выводы, указывается их практическая значимость, и определяются перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Исследования экологического состояния родного края, его истории и развития мои воспитанники представляют на научно-исследовательских конференциях и конкурсах различного уровня.

Список литературы и ресурсов Интернет

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования:

  • повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы;
  • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
  • обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными.

Поэтому, одной из важнейших задач, стоящих перед школами, сегодня является подготовка школьника-исследователя, владеющего современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путем самообразования.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в течение всего учебного года в школе обусловлена и объективным фактором в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный учащийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность ведется, практически во всех общеобразовательных учреждениях, но делается это в основном через творческие объединения дополнительного образования – школьные научные общества, ведутся и элективные курсы по данному направлению, занятия внеурочной деятельности. Но на сегодняшний день этого недостаточно. Анализ требований, которые предъявляются ФГОС к обучающимся, свидетельствует о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся и, если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей.

Однако, на сегодняшний день, в школе еще большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий, и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний.

Не каждый учитель сегодня сможет организовать такую деятельность, поэтому задача администрации состоит в том, чтобы создать условия для овладения педагогами технологиями проектной и исследовательской деятельности как на методическом, так и на практическом уровнях. Решению данной проблемы могут способствовать методические мероприятия (семинары, мастер-классы, творческие и проблемные группы), как на школьном, так и на муниципальном уровнях, курсовая подготовка. Однако, учитывая, что всеми педагогами, реализующими ФГОС, пройдены специальные курсы, можно утверждать, что теоретическими основами они владеют. А вот применяют ли на практике данные технологии – это вопрос внутришкольного контроля. Своеобразным мониторингом может быть и эффективное участие учителя в различных профессиональных конкурсах проектно-исследовательских работ среди педагогов.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или проекта. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников. [3]

Низкая материально-техническая учебно-воспитательного процесса (оснащение учебным оборудованием, ТСО, мультимедийным оборудованием; оборудование школьного методического кабинета; пополнение школьной библиотеки педагогической литературой, периодическими методическими изданиями). С такими проблемами можно столкнутся в сельской школе.

Как же решить их:

Сельская образовательная среда, в отличии от городской, имеет свои специфические особенности. Основными факторами, воздействующими на личность ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения, а также близость природы, локальность сельской среды, небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность, большее, чем в городе, число многодетных и многопоколенных семей, неразвитость социальной инфраструктуры, низкий образовательный и культурный уровень населения, приверженность сельского человека как носителя крестьянской культуры предшествующих поколений к сельскохозяйственному труду. Но огромным плюсом сельского поселения я считаю огромное поле направлений для организации исследовательской деятельности. И именно учителя сельских школ должны выступать инициаторами и проводниками различных исследований родного края.

Но для большинства сельских школ характерно, что педагоги сами не имеют опыта исследовательской деятельности, не обладают исследовательской компетентностью и начинать формирование исследовательской культуры начинать надо именно с них. Какие на мой взгляд вижу пути привлечения и подготовки сельских педагогов к исследовательской деятельности:

1. Проблемные курсы повышения квалификации

2. Обучающие семинары для педагогов в рамках МО, РМО, проблемных творческих групп педагогов и т.д.

3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения, представления и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми, престижными и популярными не только на всероссийском и региональном, но и на муниципальном, межшкольном и школьном уровнях.

4. В условиях сельской школы исследовательскую деятельность эффективнее организовать на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с окружающим социумом: Домом культуры, библиотекой, школьным и районным краеведческим музеем, районным Домом детского творчества, со школами ближайшего окружения (в сети) и т.д. Вертикальная интеграция, предполагающая движение вперед – выход на научно-практические конференции регионального, российского и международного уровней. Интеграция общего, профильного предпрофильного и дополнительного образования на основе исследовательской деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций школьников на поиск и приобретение знаний и созданию определенных учебных компетенций, но и ведет к инновационному развитию школы в целом.

Цель данного проекта - определить, какие условия должны быть созданы в школе для развития исследовательской деятельности учащихся.

Содержимое публикации

Педагогический проект

"Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

Горевалова Наталья Юрьевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Новопогореловская СШ им. Л.И. Буинцева

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования привели к формированию новых методов обучения, ориентированных на формирование активной и инициативной позиции учащихся в обучении на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний), развивающих такие общеучебные навыки и умения, как исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Эти методы позволяют формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности и направленные на развитие познавательного интереса. Одним из таких методов обучения является исследовательская деятельность. Именно исследовательская деятельность учащихся формирует навыки анализа, синтеза, выявления причинно-следственных связей, прогнозирования, которые требуются каждому человеку при оценке жизненных ситуаций. В основу этого метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной задачи или проведения исследования.

Но, мы редко отдаем себе отчет в том, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе.

Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?

Таким образом, в ходе проблемного анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки.

Этим обусловлен выбор темы проекта: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе”.

Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.

Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.

Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.

Основной результат эффективной самореализации – достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.

Цельданного проекта - определить, какие условия должны быть созданы в школе для развития исследовательской деятельности учащихся.

В соответствии с целью, были поставленызадачи проекта:

1. Узнать, сформирована ли исследовательская культура у учащихся и учителя и можно ли ее сформировать. Происходит ли организация исследовательской деятельности учащихся в рамках всей школы.

2.Наметить пути подготовки педагогов к исследовательской деятельности.

3. Выявить, с какими ещё проблемами сталкиваются участники исследовательской деятельности в рамках школы.

4. Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития детей.

План исследования.

Изучение нормативной и методической литературы.

2. Анкетирование среди учащихся и учителей.

3. Опрос учителей.

Подведя итоги исследования можно сделать следующие выводы:

Существует несколько проблем, которые тормозят развитие исследовательской деятельности в сельской школе. Во-первых: необходимость организации исследовательской деятельности учащихся в рамках всей школы – т.е. привлечение не только учащихся, но и педагогов, создание научных объединений, оказание методической помощи и т.д. В сельских школах педагогический коллектив особенный – средний возраст – за 40 лет, а то и выше. Молодежи в школе почти нет. Поэтому наши опытные, закаленные реформами, и уже почти необучаемые педагоги, – именно тот костяк, который надо убедить, заинтересовать, морально и материально стимулировать, а то и заставить работать по-новому. Многие педагоги школы не имеют опыта проведения исследований, а некоторые из них не осознают необходимости отказа от только классно-урочной системы передачи знаний и умений, не понимают и не принимают исследовательскую и проектную деятельность как одно из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Для них весь учебно-воспитательный процесс заканчивался со звонком с последнего урока.

В-третьих: низкая материально-техническая база учебно-воспитательного процесса (оснащение учебным оборудованием, ТСО, мультимедийным оборудованием; оборудование школьного методического кабинета; пополнение школьной библиотеки педагогической литературой, периодическими методическими изданиями);

Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.

Сроки реализации проекта:

февраль 2014 год

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Сроки исполнения

Задачи этапа

Ожидаемый результат

1. Подготовительный

Разработать план по разработке и реализации проекта.

Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов

Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.

Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта

Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта.

Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта

Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами.

Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне.

Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса.

Информационная готовность участников проекта.

Система мониторинга проекта.

2. Практический

1. Осуществить апробацию проекта

Реализация целей и задач проекта

2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта

Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта

3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта

Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании

4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта

Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта

3. Контрольно-оценочный

Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе.

Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта.

Формы организации исследовательской деятельности учащихся:

Элементы исследования в рамках учебных предметов

Предметы в рамках базисного компонента

Элективные курсы – школьный компонент

Группы дополнительного образования

Поход или экспедиция

Конференция или конкурс

Клуб или молодежное объединение

Критерии оценки ожидаемых результатов:

Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.

Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.

Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.

Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.

Организация исследовательской деятельности учащихся:

Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества в школе, основанного на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.

Основной целью должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

формирование и внедрение методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований, данные рекомендации способствуют повышению эффективности проблемно-ориентированного совершенствования профессиональной компетентности педагогов;

создание и внедрение методических рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность.

создание базы данных одаренных детей, желающих заниматься исследовательской деятельностью, базы данных учителей, работающих с одаренными детьми, базы данных исследовательских работ учащихся;

применение различных видов диагностирования учащихся, педагогов, отражающего уровень исследовательской культуры, отношения к исследовательской деятельности, изучения затруднений учителей и учеников и т.д.

Совершенствование методической службы в школе. В задачу методической службы школ входит не только руководство научно-исследовательской работой в школе и деятельностью школьных научных обществ, но и подготовка педагогов школы к работе в русле идей исследовательского обучения.

Сельская образовательная среда, в отличии от городской, имеет свои специфические особенности. Основными факторами, воздействующими на личность ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения, а также близость природы, локальность сельской среды, небольшое количество, малая плотность населения и его стабильность, большее, чем в городе, число многодетных и многопоколенных семей, неразвитость социальной инфраструктуры, низкий образовательный и культурный уровень населения, приверженность сельского человека как носителя крестьянской культуры предшествующих поколений к сельскохозяйственному труду. Но огромным плюсом сельского поселения я считаю огромное поле направлений для организации исследовательской деятельности. Где как не в селе сохраняется традиционная русская культура, фольклор. Именно в селе живы воспоминания о минувшем времени, о предках, живших на этой земле. Именно в селе при сельскохозяйственных работах делаются замечательные палеонтологические и археологические находки. И именно учителя сельских школ должны выступать инициаторами и проводниками различных исследований родного края.

Но для большинства сельских школ характерно, что педагоги сами не имеют опыта исследовательской деятельности, не обладают исследовательской компетентностью и начинать формирование исследовательской культуры начинать надо именно с них.

Пути привлечения и подготовки сельских педагогов к исследовательской деятельности:

1. Проблемные курсы повышения квалификации (но в связи с затянувшимся экономическим кризисом, не всегда есть возможность пройти курсы на базе региональных институтов).

2. Обучающие семинары для педагогов в рамках ШМО, РМО, проблемных творческих групп педагогов и т.д. Огромная потенциальная возможность заложена в проведении таких обучающих семинаров в рамках Ассоциации и сетевого взаимодействия.

3. Научно-практические конференции – на районном уровне, в рамках Ассоциации, внутришкольные конференции, школьные Дни науки и т.д., которые дают опыт подготовки, проведения, представления и защиты исследования. Необходимо сделать такие конференции традиционными, массовыми, престижными и популярными не только на всероссийском и региональном, но и на муниципальном, межшкольном и школьном уровнях.

4. В условиях сельской школы исследовательскую деятельность эффективнее организовать на принципах горизонтальной и вертикальной интеграции. Горизонтальная интеграция – это взаимодействие с окружающим социумом: Домом культуры, библиотекой, школьным и районным краеведческим музеем, районным Домом детского творчества, со школами ближайшего окружения (в сети) и т.д. Вертикальная интеграция, предполагающая движение вперед – выход на научно-практические конференции регионального, российского и международного уровней.

Использованная литература:

Обухов А. Учить учителя// Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 3.

Рождественская И.В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся //Исследовательская работа школьников. – 2007.- № 4. – с.44-51.

Савенков А.И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. – 2007. - № 3. – с. 4-8.

Читайте также: