Организация игровой деятельности в условиях семьи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду. Причём в семейной обстановке общение взрослых с ребёнком на фоне доверительных отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте ещё является фактически игрой.

При правильном руководстве со стороны родителей и педагогов детского сада игровые навыки у детей формируются во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить трёхлетнему сыну или дочке кукольный таз, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером за семейным ужином рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Можно попросить ребёнка помыть в этом же тазу куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять её самостоятельно.

Взрослые должны понимать, что ребёнку важно с самых ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.

Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, устраиваемых в повседневной жизни.

Стремясь с ранних лет готовить ребёнка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, счёту, чтению. Некоторые молодые неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвёт их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако, ребёнок, несмотря на то, что ему внушают, наказывают его, растёт непослушным.

Родители воспитывают детей в процессе повседневного общения. Это осуществляется естественно, каждодневно, но вместе с тем и стихийно. Они уделяют много времени физическому развитию детей, особенно маленьких. Однако, решаться должны и другие воспитательные задачи. В бытовой деятельности взрослым понятна необходимость помочь ребёнку (одеться, раздеться, накормить, уложить). Цели и задачи игры для людей, не знакомых с педагогикой, не лежат на поверхности. Они скрыты за действиями ребёнка с игрушками, а потому и не осознаются как педагогически ценные.

Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие в игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, наблюдая за ростом и развитием ребёнка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.




В детском саду большое значение придаётся подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные друзьями, родственниками родителей. Как правило взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное – доставить ребёнку радость, сиюминутное удовольствие.

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности. В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба), и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).

Предметом особого разговора являются игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим не броским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей наборов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.

2.Иванова, В.М. Игра дошкольников в условиях семейного воспитания / В. М. Иванова // Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.— С. 194-201.

Дома у детей больше времени для игр, чем в детском саду. Причём в семейной обстановке общение взрослых с ребёнком на фоне доверительных отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте ещё является фактически игрой.

При правильном руководстве со стороны родителей и педагогов детского сада игровые навыки у детей формируются во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки мать может предложить трёхлетнему сыну или дочке кукольный таз, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером за семейным ужином рассказать, как хорошо трудился Саша (Оля). Можно попросить ребёнка помыть в этом же тазу куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять её самостоятельно.

Взрослые должны понимать, что ребёнку важно с самых ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.

Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, устраиваемых в повседневной жизни.

Стремясь с ранних лет готовить ребёнка к школе, родители вместо игр занимают его беспорядочным чтением книг, обучением письму, счёту, чтению. Некоторые молодые неуверенные в себе мамы и папы, боясь, что игра подорвёт их авторитет, помешает воспитывать сына или дочь в строгости, игнорируют игру как воспитательное средство. Они прибегают в основном к назиданию, морализации, забывают о великой силе игрушки, юмора. Однако, ребёнок, несмотря на то, что ему внушают, наказывают его, растёт непослушным.

Родители воспитывают детей в процессе повседневного общения. Это осуществляется естественно, каждодневно, но вместе с тем и стихийно. Они уделяют много времени физическому развитию детей, особенно маленьких. Однако, решаться должны и другие воспитательные задачи. В бытовой деятельности взрослым понятна необходимость помочь ребёнку (одеться, раздеться, накормить, уложить). Цели и задачи игры для людей, не знакомых с педагогикой, не лежат на поверхности. Они скрыты за действиями ребёнка с игрушками, а потому и не осознаются как педагогически ценные.

Взрослые не всегда осознают, что для ребёнка любого возраста важно даже самое малое участие в игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, наблюдая за ростом и развитием ребёнка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.

В детском саду большое значение придаётся подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные друзьями, родственниками родителей. Как правило взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное – доставить ребёнку радость, сиюминутное удовольствие.

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности. В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба), и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.).

Предметом особого разговора являются игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим не броским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей наборов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.

2.Иванова, В.М. Игра дошкольников в условиях семейного воспитания / В. М. Иванова // Игра дошкольника / под ред. С.Л.Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989.— С. 194-201.

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.

• Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий. Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности - игре. И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное, время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними.

Одной из основополагающих задач, стоящих перед сотрудниками детского сада, мы считаем формирование взаимоотношений родителей с детьми в процессе игры.

Игра – это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника.

Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, драматизации - все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр. В Игре формируется произвольность поведения: активизируются познавательные процессы.

В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

Умение играть ребенок приобретает в процессе своего развития. Правильно развивающийся ребенок – это, без сомнения, играющий ребенок. Игра - определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка ко взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику, сверстника к нему.

В возрасте 4-6 лет, т. е. во второй период развития детской игры она также заключает в себе характерные черты роста и развития ребенка. Играм этого периода свойственны свободное движение (преимущественно ради самого движения, не ради его результатов, сосредоточенность на обыденных предметах и на том, что можно сними сделать, а также игра воображения и подражание (игры в дом, магазин, в железную дорогу, в шитье, в стряпню) .

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ:

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности.

В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба), и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.) .

Для режиссерских игр можно приобретать или изготавливать вместе с ребенком миниатюрные игрушки, что ещё интереснее для ребёнка, т.к. он в полной мере сможет почувствовать себя в роли творца и художника.

Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (детское лото, домино)

…..Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребёнок учится не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих, тем более близких людей.

В первое время можно понаблюдать за играми ребенка дома и рассказать (по желанию) о них воспитателям, выяснив, чем отличаются игры в группе от игр дома. Сравнив, вы сможете дополнить игровую развивающую среду у вас дома.

Главное, проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.

В процессе совместной игры старайтесь побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль.

Необходимо стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.

Постепенно нужно способствовать формированию у детей самого сложного способа построения игры — совместного сюжето-сложения, под которым понимается умение ребенка выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером.

Нужно научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами. Наравне с взрослым, ребёнку можно доверять выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Важно не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них, подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть.

По окончании игры необходимо выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в новой игре..

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Игровая деятельность

в семье

(консультация для родителей)

Составитель: воспитатель Попкова Ю.А.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Игровая деятельность - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Играть ребенок учится в процессе своего развития. Если ребёнок играет, он правильно развивается. Игра - это то, как ребёнок относится к миру и мир к ребенку, ребенок к взрослому и взрослый к ребенку, ребенок к сверстнику и сверстник к нему.

Взрослые часто стараются окружить своего ребёнка любовью, заботой и вниманием. Они учат его получать радость от жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Всё это происходит в игре, потому что именно игра незаменима в дошкольном детстве. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка , она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра способствует сообразительности, наблюдательности, ловкости, выносливости, умению общаться. Детская игровая культура приобщает ребенка к миру людей - взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность развивает у детей навыки творческой деятельности .

Об особой роли игры в семье

Играя и общаясь с ребёнком в семье , взрослые заботятся о его развитии, психологическом и эмоциональном здоровье. Создавая благоприятную игровую среду дома , родители позволяют ребенку передавать знания об окружающей действительности, полученные вне дома. Необходимо, чтобы взрослые в семье больше играли с ребенком, показывая малышу игровые способы . Выполняя игровую роль , осуществляется связь ребенка с окружающим миром. Именно игровая роль предполагает связь ребенка с обществом.

Игра проникает в жизнь ребёнка, особенно дома. Поэтому нужно использовать её, как средство воспитания в семье . Но, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени жертвовать своим личным временем.

Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

Но если сами взрослые не показывают малышу игровые способы овладения связями и отношениями взрослого мира, он чаще всего остается на уровне зависимости от этого мира и не готов успешно решать жизненные ситуации. Вот почему так важно повышать компетентность родителей во взглядах на игру , ее роль в развитии ребенка, помогать осознать, что игра и игровое общение с малышом в семье — это забота о его развитии, эмоциональном и психологическом здоровье.

Условия, необходимые для организации игровой деятельности в семье

В любой семье родителям , конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности . В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба, и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.)

Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребёнок учится не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих, тем более близких людей.

Главное проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить.

В процессе совместной игры старайтесь побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль. Необходимо стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие , показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

ПАМЯТКА О РУКОВОДСТВЕ ИГРОЙ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

1. Для всестороннего развития ребёнка надо приобретать игрушки разных видов. Чем разнообразнее игрушки, тем разнообразнее игры детей. Чтобы игры детей дома были интересны, стремитесь приобретать игрушки в соответствии с возрастом вашего ребёнка.

2. Не следует иметь специальные игрушки только для мальчиков или только для девочек. Куклам, мишкам и другим игрушкам, изображающим человека или животных, следует подобрать для хранения определённое место отдельно от остальных игрушек, чтобы они были размещены в естественном положении (сидя, стоя).

3. Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней играть, подскажите, что каждую игрушку можно использовать в разных играх, поиграйте вместе с ребёнком. Приглашайте по возможности сверстников для совместных игр. Наблюдайте за играми.

4. От взрослых зависит, как ребёнок будет относиться к игрушкам: любить их, обращаться как со своими друзьями или, наоборот, равнодушно проходить мимо.

5. Приучайте детей к порядку и бережливости. Для хранения игрушек выделите ребёнку удобную полку или ящик с отделениями, ящик на колесиках. Хорошо, если у сына или дочери есть отдельный уголок.

6. Книги, карандаши, пластилин не игрушки. Это учебные пособия, которые надо хранить отдельно.

7. Приучите ребёнка к тому, что каждая вещь, включая игрушки, должна иметь своё место.

8. Если игрушек много, их надо периодически менять. Неупотребляемые игрушки временно хранятся отдельно.

9. Приучайте малыша с вашей помощью наводить порядок в игровом хозяйстве.

10. Помните, что приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от их педагогической целесообразности. Соблюдайте чувство меры – обилие игрушек не улучшает детские игры.

11. Сломавшуюся игрушку следует починить, привлекая к посильной помощи ребёнка (подержать, принести). Это воспитывает бережливое отношение к вещам, любовь и уважение к родителям.

12. Совместные игры взрослых с ребёнком не только обогащают игровой опыт детей, но и повышают их эмоциональные проявления; взрослым общение с ребёнком в игре помогает лучше понять его потребности, интересы, умения, черты характера.

Сказки про все на свете . Говорят, что великий сказочник Андерсен мог придумать удивительную историю абсолютно о каждом предмете, который попадался ему на глаза : от швейной иголки до подорожника во дворе. Если вашему карапузу не нравится, например, лечиться во время болезни, придумайте всей семьей сказку про зловредного гномика, который во время прогулки залетает детям в носик и своим длинным колпачком щекочет нос и царапает горлышко. Боится он, понятное дело, соленой воды, которую на специальном вертолете доставили для такого случая Крокодил Гена и Чебурашка. Нужно только залить эту воду в носик и как следует высморкаться. А, быть может, у вас будет совсем другой герой?

Что изменилось? Классическая игра на внимательность и память. Для самых маленьких можно поставить в ряд несколько игрушек, а потом, когда кроха закроет глаза, убрать одну из них или поменять местами. Теперь ваша очередь закрывать глаза, а малыш будет менять изначальную расстановку. Ребятишки, поднаторевшие в этом искусстве, ставят порой для родителей весьма непростые задачи. Весь мир – театр

Дети не ставят в игре каких – то иных целей, чем цель играть. Они сами устанавливают правила перед игрой или в процессе ее. Правила эти обусловлены содержанием сюжета, его развитием, они придают устойчивость сюжету, предупреждают его нарушение или нарушение поведения самих играющих.

Возможности игры огромны:

• развивают познавательную деятельность ребенка;

• обогащают представление об окружающем мире;

• формируют культуру поведения;

• развивают двигательную сферу, в том числе и мелкую моторику.

Очень важна и роль родителей в организации и руководстве игровой деятельностью. Когда взрослые постоянно проявляют заботу о расширении жизненных ситуаций своих детей, то это обязательно проявится в играх, которые будут отражать не только жизнь семьи, но и труд людей разных профессий.

Ребенок очень рад когда родители принимают участие и играют вместе с ним. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше ребенок находится в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви меду ними в дальнейшем. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают родителям доступ к самым глубинным тайнам детской души.

Еще одна интересная группа увлекательных и полезных игр – это дидактические игры. Они развивают внимание, воображение, память, наблюдательность. Эти игры больше подходят в семейной обстановке. Ну кто из нас в детстве не играл в старую семейную забаву-лото? Данная игра хороша тем, что в неё можно играть не только вдвоём с ребёнком, но и взять в компанию бабушек и дедушек, младших и старших братьев и сестёр. Но опять же именно родители побуждают ребёнка пользоваться воображением для продвижения вперёд, для познания нового и неизведанного в мире и не дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах.

Организация игровой среды в домашних условиях для детей дошкольного возраста Общие принципы подбора игрушек для сюжетной игры (соответствующие специфике деятельности и возрастным особенностям, действующие в детском.

Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из значимых явлений детского развития. Игра является потребностью ребенка.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Организация экспериментирования для детей дошкольного возраста в домашних условиях Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Педагогические рекомендации для родителей по развитию игровой деятельности детей в условиях семьи Что такое игра? С точки зрения ребенка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения специалиста, игра — это.

Читайте также: