Организация и содержание диагностической деятельности логопеда кратко

Обновлено: 04.07.2024

11.1. Общие требования к диагностической деятельности

Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое их которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством.

Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, направленное на то, чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, о протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском ; саду (школе) и многое другое.

Обычно клиническое обследование включает:

- обследование терапевта с целью получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

- обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие нарушений центральной нервной системы и их характер. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство;

- обследование невропатолога в случае органических нарушений дополняют объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании;

- при афазии необходимо проведение нейропсихологического обследования, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Педагогическое обследование проводит педагог с целью определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:

- для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, с тем чтобы достичь наилучшего результата;

- для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.

Психологическое обследование ведущий вид обследования. в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.

Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств (см.: Лалаева Р. И., 2000).

В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения.

Этапы диагностики:

1) ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования;

2) проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист;

3) анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определение программы коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению образовательном учреждении.

Процедура диагностического обследования начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями.

Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.

Обследование речи обычно осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности; к стандартизации условий проведения обследования также не предъявляется обычно жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка, предлагается ниже.

I. Материал для исследования фонетической стороны речи:

1) предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце);

2) речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки).

II. Материал для исследования фонематической стороны речи:

картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.).

III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи:

1) предметные и сюжетные картинки по лексическимтемам;

2) картинки с изображением действий;

3) картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т.д.);

4) картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина т.д.).

IV. Материал для исследования состояния связной речи:

1) сюжетные картинки;

2) серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп.

V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза:

1) речевой материал (предложения, слова различной звукослоговой структуры);

2) предметные и сюжетные картинки.

VI. Материал для исследования состояния письменной речи:

1) тексты для чтения (различной сложности);

2) слоговые таблицы;

4) тексты диктантов и изложений;

5) печатные и рукописные тексты для списывания. Что касается психолога, то он, напротив, пользуется в обследовании только тем психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностяхих развития.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Диагностика любых недостатков в развитии должна включать три этапа.

Первый этап - скрининговое (скрин – просеивать, сортировать) обследование. На этом этапе выявляются дети с наличием у них любого рода речевых нарушений без точной квалификации характера и глубины. Посещение массовых детских садов, начальных классов общеобразовательных школ. Метод быстрого интервьюирования / беседы? В течение 5 -15 минут необходимо так провести беседу, чтобы обнаружить даже легкие недостатки речи и составить предварительный диагноз.

Второй этап - дифференциальная диагностика. Цель этого этапа - определить тип речевого нарушения. Вынести психолого-педагогический и клинико-педагогический диагнозы, например ОНР, заикание. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа общеобразовательного учреждения. Группы для детей с ФФНР, с ОНР, с заиканием, с НПОЗ. Этот этап осуществляется деятельностью ПМПК.

Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей проявления речевого нарушения ребенка, тех характеристик речевой системы (степень речевых расстройств), познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые помогут квалифицированно спланировать индивидуальную и групповую работу. (Большую роль здесь играют психолого-педагогические консилиумы. Центр.)

На данном этапе происходит развернутое объемное, привычное нам, логопедическое обследование.

Технология проведения логопедического обследования. Это обследование может проводиться на 2 и 3 этапе.

Выделяют 5 этапов:

5. Информирование родителей.

1. Ориентировочный этап.

  • Сбор анамнестических данных;
  • Выяснение запроса родителей;
  • Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • Изучение медицинской и педагогической документации;
  • Изучение работ ребенка;
  • Беседа с родителями.

1. изучение медицинской и педагогической документации в отсутствии родителей. При записи на обследование обговаривается перечень документов.

  • Мед.книжка + заключения специалистов, ЭЭГ и др. (Очаговые изменения – органический характер, число Апгар обычно завышается – жизнестойкость плода). Неточность и неполнота данных – намечаются вопросы. Помните о врачебной тайне.
  • Пед.документация – характеристика от воспитателя, учителя, психолога, социального педагога и др. + дневник. С одной стороны – поведенческие особенности ребенка, с другой стороны – непонимание и неприятие ребенка педагогом, что усиливает дезадаптацию ребенка. Встаньте на сторону ребенка.

2. изучение работ ребенка (рисунки, школьные тетради и дневник).

· Рисунки и творческие поделки характеризуют его склонности, уровень сформированности графо-моторных навыков

· Родителям школьников следует принести рабочие тетради по русскому (где почерк лучше и аккуратнее, там выше уровень внешнего контроля), для контрольных работ (состояние слухового восприятия). Тетради для творческих работ (изложения и сочинения) – дефекты строения текста, ЛГНР, нарушение слоговой структуры. Тетради по математике – недостаточность пространственных представлений и как ребенок ориентируется на листе бумаги. Старших школьников просим принести тетрадь по одному из учебных предметов (химия, история) - ребенок не задумывается над грамотностью и можно увидеть максимальный набор ошибок. Дневник - и ошибки, и манера ведения дневника говорит о характере ребенка, об особенностях его учебной деятельности, а также поможет выявить несформированность некоторых психических функций, которые обуславливают наличие дисграфии или дислексии. Все это позволит правильно выстроить беседу с родителями.

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

  • выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
  • выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
  • выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О.Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1 этап. Ориентировочный этап;

2 этап. Дифференцировочный этап;

3 этап. Основной;

4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследования, которые предлагает Грибова О.Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

  • сбор анамнестических данных;
  • выяснение запроса родителей;
  • выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

  • изучение медицинской и педагогической документации;
  • изучение работ ребенка;
  • беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся:

  • Медицинская карта ребёнка;
  • Выписки специалистов;
  • Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся:

  • Педагогическая характеристика;
  • Логопедическая характеристика;
  • Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка.

К данному виду документации относятся:

Беседа с родителями.

  • Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.
  • Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
  • Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

  • какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
  • какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  • характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

  • в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);
  • какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования:

  • педагогический эксперимент;
  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

  • от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
  • от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
  • от уровня психического развития ребенка;
  • от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

4. От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

  • Состояние связной речи;
  • Состояние словарного запаса;
  • Состояние грамматического строя речи;
  • Состояние звукопроизношения;
  • Обследование слоговой структуры слова;
  • Состояние артикуляционного аппарата;
  • Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы:

  • Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;
  • Анамнестические данные;
  • Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
  • Раздел, посвященный характеристике речи;
  • Логопедическое заключение.

IV этап. Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов:

  • Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
  • Групповые занятия по определенной коррекционной программе;
  • Подгрупповые занятия;
  • Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
  • Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.

V этап. Информационный.

Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

  • Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
  • Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;
  • Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой.

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

- строения артикуляционного аппарата,

- просодической стороны речи,

- понимания грамматических форм,

- грамматического строя языка,

- навыков построения предложения,

- грамматических изменений слов в предложении,

- грамматического оформления на морфологическом уровне,

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика.

Понятие диагностики, диагноза, диагностической деятельности

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России и во всем мире.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи.

Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение грамотой, правильным чтением, письмом. В свою очередь трудности овладения чтением и письмом резко снижают учебную мотивацию, а иногда даже порождают асоциальное или криминальное поведение.

Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе (И.Т. Власенко, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.).

В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика.

Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.

Понятие диагностики, диагноза, диагностической деятельности.

1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие.

2.Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении.

3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).

Диагностика — это теория и практика постановки диагноза. Различают два значения:

Постановка диагноза, с чем имеет дело теоретическая диагностика.

Сам процесс постановки диагноза, чем занимается практическая диагностика.

Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его развития. Она позволяет эффективно влиять на процессы развития объекта с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции.

С позиций общей методологии науки диагностика рассматривается как специализированная область познания, включающая в себя теорию и методы организации процессов распознавания, а также принципы организации и построения средств диагноза.

Основные принципы диагностики аномального развития были заложены в трудах Л. С. Выготского: комплексный подход; принцип целостного системного изучения ребенка; принцип динамического изучения; принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психологической диагностики.

Под диагнозом:

подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного, обследования.

под диагнозом может пониматься всестороннее, целостное обследование объекта с целью уточнения его общего состояния.

Речевой диагноз (логопедическое заключение) - это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции.

Постановка диагноза – тонкое и сложное дело, которое требует большого искусства и профессионального мастерства.

На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно - развивающего обучения и его исход (прогноз).

Диагностика всегда представляет собой научно-практическую, диагностическую деятельность.

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого посредством использования диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, идет наблюдение за детьми, обрабатываются полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз.

Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Диагностическая деятельность учителя-логопеда предполагает:

1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.

2) Логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).

3) Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.

4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы, с целью анализа результативности коррекционно-педагогического процесса.

Комплексная диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые в перспективе выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы.

В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причин­но-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивиду­ально-личностном становлении субъектов образования (обучае­мых или воспитанников, а также их родителей и педагогов). Ина­че говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, ха­рактеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность про­фессиональной деятельности педагога.

Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности, достижения цели.

Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая состав­ляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодей­ствия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.

Диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Трудность диагностики заключается в дифференциации не только самого дизонтогенеза, но и симптомов внутри нарушения, в отграничении друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза, так как многие синдромы имеют ряд схожих симптомов. Знание структуры нарушения позволяет выявить первичные и вторичные нарушения.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.

Заключение дифференциальной диагностики дает возможность прогнозировать пути дальнейшего развития и обучения и средств коррекционно-развивающей работы. И так, чтобы выполнить дифференциальную диагностику педагогу нужно понимать причины, механизмы, ведущие симптомы, структуры каждого нарушения, сходства и отличия.

Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями психического развития, для которых обучение в соответствии с типовыми образовательными программами является недоступным. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.

Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов диагностики (эксперимент, тест, проективные методики и тд.) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.

В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество.

Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, – это проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.

Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.

Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов.

Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.

На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.

Список литературы:

Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.

Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.: ил. — (Вни-мание: дети!).

Читайте также: