Организация и содержание диагностической деятельности логопеда кратко
Обновлено: 04.07.2024
11.1. Общие требования к диагностической деятельности
Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое их которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством.
Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, направленное на то, чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, о протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском ; саду (школе) и многое другое.
Обычно клиническое обследование включает:
- обследование терапевта с целью получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;
- обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие нарушений центральной нервной системы и их характер. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство;
- обследование невропатолога в случае органических нарушений дополняют объективные данные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании;
- при афазии необходимо проведение нейропсихологического обследования, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.
Педагогическое обследование проводит педагог с целью определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.
Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:
- для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, с тем чтобы достичь наилучшего результата;
- для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.
Психологическое обследование — ведущий вид обследования. в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.
Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.
Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств (см.: Лалаева Р. И., 2000).
В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения.
Этапы диагностики:
1) ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования;
2) проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист;
3) анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определение программы коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению образовательном учреждении.
Процедура диагностического обследования начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями.
Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.
Обследование речи обычно осуществляется логопедом с помощью различных нестандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности; к стандартизации условий проведения обследования также не предъявляется обычно жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка, предлагается ниже.
I. Материал для исследования фонетической стороны речи:
1) предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце);
2) речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки).
II. Материал для исследования фонематической стороны речи:
картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.).
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи:
1) предметные и сюжетные картинки по лексическимтемам;
2) картинки с изображением действий;
3) картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т.д.);
4) картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина т.д.).
IV. Материал для исследования состояния связной речи:
1) сюжетные картинки;
2) серии сюжетных картин (2, 3, 4, 5) для разных возрастных групп.
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза:
1) речевой материал (предложения, слова различной звукослоговой структуры);
2) предметные и сюжетные картинки.
VI. Материал для исследования состояния письменной речи:
1) тексты для чтения (различной сложности);
2) слоговые таблицы;
4) тексты диктантов и изложений;
5) печатные и рукописные тексты для списывания. Что касается психолога, то он, напротив, пользуется в обследовании только тем психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами, причем имеются стандартизированные данные об особенностяхих развития.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Диагностика любых недостатков в развитии должна включать три этапа.
Первый этап - скрининговое (скрин – просеивать, сортировать) обследование. На этом этапе выявляются дети с наличием у них любого рода речевых нарушений без точной квалификации характера и глубины. Посещение массовых детских садов, начальных классов общеобразовательных школ. Метод быстрого интервьюирования / беседы? В течение 5 -15 минут необходимо так провести беседу, чтобы обнаружить даже легкие недостатки речи и составить предварительный диагноз.
Второй этап - дифференциальная диагностика. Цель этого этапа - определить тип речевого нарушения. Вынести психолого-педагогический и клинико-педагогический диагнозы, например ОНР, заикание. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа общеобразовательного учреждения. Группы для детей с ФФНР, с ОНР, с заиканием, с НПОЗ. Этот этап осуществляется деятельностью ПМПК.
Третий этап - феноменологический. Его цель - выявление индивидуальных особенностей проявления речевого нарушения ребенка, тех характеристик речевой системы (степень речевых расстройств), познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые помогут квалифицированно спланировать индивидуальную и групповую работу. (Большую роль здесь играют психолого-педагогические консилиумы. Центр.)
На данном этапе происходит развернутое объемное, привычное нам, логопедическое обследование.
Технология проведения логопедического обследования. Это обследование может проводиться на 2 и 3 этапе.
Выделяют 5 этапов:
5. Информирование родителей.
1. Ориентировочный этап.
- Сбор анамнестических данных;
- Выяснение запроса родителей;
- Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
- Изучение медицинской и педагогической документации;
- Изучение работ ребенка;
- Беседа с родителями.
1. изучение медицинской и педагогической документации в отсутствии родителей. При записи на обследование обговаривается перечень документов.
- Мед.книжка + заключения специалистов, ЭЭГ и др. (Очаговые изменения – органический характер, число Апгар обычно завышается – жизнестойкость плода). Неточность и неполнота данных – намечаются вопросы. Помните о врачебной тайне.
- Пед.документация – характеристика от воспитателя, учителя, психолога, социального педагога и др. + дневник. С одной стороны – поведенческие особенности ребенка, с другой стороны – непонимание и неприятие ребенка педагогом, что усиливает дезадаптацию ребенка. Встаньте на сторону ребенка.
2. изучение работ ребенка (рисунки, школьные тетради и дневник).
· Рисунки и творческие поделки характеризуют его склонности, уровень сформированности графо-моторных навыков
· Родителям школьников следует принести рабочие тетради по русскому (где почерк лучше и аккуратнее, там выше уровень внешнего контроля), для контрольных работ (состояние слухового восприятия). Тетради для творческих работ (изложения и сочинения) – дефекты строения текста, ЛГНР, нарушение слоговой структуры. Тетради по математике – недостаточность пространственных представлений и как ребенок ориентируется на листе бумаги. Старших школьников просим принести тетрадь по одному из учебных предметов (химия, история) - ребенок не задумывается над грамотностью и можно увидеть максимальный набор ошибок. Дневник - и ошибки, и манера ведения дневника говорит о характере ребенка, об особенностях его учебной деятельности, а также поможет выявить несформированность некоторых психических функций, которые обуславливают наличие дисграфии или дислексии. Все это позволит правильно выстроить беседу с родителями.
Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи:
- выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
- выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
- выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О.Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.
1 этап. Ориентировочный.
2 этап. Диагностический.
3 этап. Аналитический.
4 этап. Прогностический.
5 этап. Информирование родителей.
Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап. Ориентировочный этап;
2 этап. Дифференцировочный этап;
3 этап. Основной;
4 этап. Заключительный (уточняющий этап).
Рассмотрим этапы логопедического обследования, которые предлагает Грибова О.Е.
I этап. Ориентировочный.
Задачи первого этапа:
- сбор анамнестических данных;
- выяснение запроса родителей;
- выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
Виды деятельности:
- изучение медицинской и педагогической документации;
- изучение работ ребенка;
- беседа с родителями.
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
- Медицинская карта ребёнка;
- Выписки специалистов;
- Заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
- Педагогическая характеристика;
- Логопедическая характеристика;
- Психологическая характеристика.
Изучение работ ребёнка.
К данному виду документации относятся:
Беседа с родителями.
- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.
- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
- Рекомендации для родителей.
II этап. Диагностический.
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:
- какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- характер несформированности языковых средств.
Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.
Кроме этого, мы должны рассмотреть:
- в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);
- какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования:
- педагогический эксперимент;
- беседа с ребенком;
- наблюдение за ребенком;
- игра.
Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
- от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
- от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
- от уровня психического развития ребенка;
- от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком).
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
4. От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.
5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.
Направления обследования:
- Состояние связной речи;
- Состояние словарного запаса;
- Состояние грамматического строя речи;
- Состояние звукопроизношения;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Состояние артикуляционного аппарата;
- Обследование фонематического восприятия;
III этап. Аналитический.
Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
- Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;
- Анамнестические данные;
- Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
- Раздел, посвященный характеристике речи;
- Логопедическое заключение.
IV этап. Прогностический.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
- Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
- Групповые занятия по определенной коррекционной программе;
- Подгрупповые занятия;
- Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
- Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.
V этап. Информационный.
Информирование родителей - деликатный и сложный этап обследования ребёнка.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.
Требования к информированию родителей:
- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;
- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В.Чиркиной и Т.Б.Филичевой.
I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком).
II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта.
III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:
- строения артикуляционного аппарата,
- просодической стороны речи,
- понимания грамматических форм,
- грамматического строя языка,
- навыков построения предложения,
- грамматических изменений слов в предложении,
- грамматического оформления на морфологическом уровне,
IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.
В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика.
Понятие диагностики, диагноза, диагностической деятельности
Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России и во всем мире.
Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи.
Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение грамотой, правильным чтением, письмом. В свою очередь трудности овладения чтением и письмом резко снижают учебную мотивацию, а иногда даже порождают асоциальное или криминальное поведение.
Патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе (И.Т. Власенко, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович, О.Н. Усанова, С.Н. Шаховская и др.).
В целях выявления особенностей развития речи детей, установления диагноза и определения адекватных условий обучения, воспитания, коррекции и развития используется логопедическая диагностика.
Важным компонентом образовательного процесса является диагностика в целом, с помощью которой определяется результат достижения поставленных целей.
Понятие диагностики, диагноза, диагностической деятельности.
1.Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие.
2.Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении.
3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).
Диагностика — это теория и практика постановки диагноза. Различают два значения:
Постановка диагноза, с чем имеет дело теоретическая диагностика.
Сам процесс постановки диагноза, чем занимается практическая диагностика.
Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его развития. Она позволяет эффективно влиять на процессы развития объекта с целью его торможения или ускорения, совершенствования или коррекции.
С позиций общей методологии науки диагностика рассматривается как специализированная область познания, включающая в себя теорию и методы организации процессов распознавания, а также принципы организации и построения средств диагноза.
Основные принципы диагностики аномального развития были заложены в трудах Л. С. Выготского: комплексный подход; принцип целостного системного изучения ребенка; принцип динамического изучения; принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психологической диагностики.
Под диагнозом:
подразумевается определение сущности, причины какого-либо нарушения с целью его коррекции, что влечет за собой определенное решение о педагогическом воздействии на данный объект. Установив причины речевых нарушений, намечаются меры по их устранению, компенсации с учетом резервных возможностей каждого ребенка, что требует частичного, обследования.
под диагнозом может пониматься всестороннее, целостное обследование объекта с целью уточнения его общего состояния.
Речевой диагноз (логопедическое заключение) - это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции.
Постановка диагноза – тонкое и сложное дело, которое требует большого искусства и профессионального мастерства.
На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно - развивающего обучения и его исход (прогноз).
Диагностика всегда представляет собой научно-практическую, диагностическую деятельность.
Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого посредством использования диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, идет наблюдение за детьми, обрабатываются полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз.
Диагностическая деятельность учителя-логопеда позволяет определить тактику коррекционного воздействия, выбор средств и способов достижения поставленных целей.
Диагностическая деятельность учителя-логопеда предполагает:
1) Раннее выявление детей с проблемами в развитии, то есть обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи. Результатом проведенной диагностической работы является подготовка материалов для ПМПк с целью комплектования специализированных групп для детей с нарушением речи и индивидуальных занятий с учителем-логопедом.
2) Логопедическое и психолого - педагогическое обследование детей, которое подразумевает изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Целью такого обследования детей является установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии, что позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год).
3) Сбор медицинского и педагогического анамнеза, сведений о раннем развитии.
4) Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы, с целью анализа результативности коррекционно-педагогического процесса.
Комплексная диагностическая деятельность – это средство выявления особенностей и трудностей в развитии ребенка, под которые в перспективе выстраивается вся система коррекционно-воспитательной работы.
В качестве предмета диагностической деятельности педагога можно выделить проявляющиеся на уровне тенденций причинно-следственные связи между условиями (или применяемыми средствами) и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования (обучаемых или воспитанников, а также их родителей и педагогов). Иначе говоря, предмет диагностики — это состояния, свойства, характеристики учащегося (воспитанника) или образовательного процесса, а также тенденции, определяющие результативность профессиональной деятельности педагога.
Целью диагностической деятельности педагога в конечном счете является получение объективной информации для управления (контроля и коррекции) качеством педагогического процесса, повышения эффективности педагогической деятельности, достижения цели.
Диагностическая деятельность педагога — неотъемлемая составляющая его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений.
Диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Трудность диагностики заключается в дифференциации не только самого дизонтогенеза, но и симптомов внутри нарушения, в отграничении друг от друга сходных состояний аномального развития различного генеза, так как многие синдромы имеют ряд схожих симптомов. Знание структуры нарушения позволяет выявить первичные и вторичные нарушения.
Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.
Заключение дифференциальной диагностики дает возможность прогнозировать пути дальнейшего развития и обучения и средств коррекционно-развивающей работы. И так, чтобы выполнить дифференциальную диагностику педагогу нужно понимать причины, механизмы, ведущие симптомы, структуры каждого нарушения, сходства и отличия.
Сегодня роль диагностики очень велика: требуется своевременное выявление детей с нарушениями развития; определение их оптимального образовательного маршрута; обеспечение индивидуального сопровождения в учреждении общего типа; разработка программ индивидуального обучения для детей со сложными и тяжёлыми нарушениями психического развития, для которых обучение в соответствии с типовыми образовательными программами является недоступным. Вся эта работа может быть осуществлена только на основе глубокого всестороннего изучения ребёнка. Построение психолого-педагогического обследования ребёнка с особенностями психофизического развития должно отличаться разнообразием и большим количеством применяемых методик, что позволяет правильно квалифицировать разные нарушения и их соотношения.
Правильный выбор апробированных диагностических методик, сочетание различных методов диагностики (эксперимент, тест, проективные методики и тд.) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей будут способствовать повышению эффективности диагностического процесса, предупреждению ошибок при выявлении причин трудностей в обучении и определении уровня познавательного и личностного развития ребенка.
В ходе обследования вскрываются причины, обуславливающие трудности в обучении, определяются пути компенсации имеющегося нарушения, а также условия, необходимые для достижения ребенком максимально возможного уровня образованности, интеграции в общество.
Непременное условие, которое неукоснительно должно выполняться, – это проведение психолого-медико-педагогического обследования ребенка с согласия и в присутствии одного из его родителей или законного представителя.
Выбор той или иной психолого-педагогической методики обследования в каждом конкретном случае зависит от целей и задач проводимого обследования, возраста ребенка и присущего ему ведущего вида деятельности, а также имеющегося у ребенка нарушения развития, социального фактора и др.
Необходимым условием при осуществлении диагностики является создание комфортной среды: освещение, звуковой фон, качество мебели, организация пространства, удобное размещение необходимых материалов.
Процедура обследования должна быть адекватной возможностям ребенка с особенностями психофизического развития по характеру стимульного материала и последовательности его подачи.
На результаты обследования также оказывает влияние личность взрослого, проводящего диагностику. От его профессионализма, манеры поведения зависит создание благожелательной атмосферы, установление контакта с ребенком, снятие у него тревожности и неуверенности.
Список литературы:
Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. 190 с.
Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.: ил. — (Вни-мание: дети!).
Читайте также: