Организация деятельности классного руководителя с детьми группы риска в школе
Обновлено: 04.07.2024
Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.
Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося.
Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
1. Каждому классному руководителю необходимо:
- составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
- вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями
Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
- нарушение Устава школы;
- систематическое невыполнение домашнего задания;
- отказ от работы на уроке;
- нарушение дисциплины на уроке;
- прогулы учебных занятий;
- драки, грубость, сквернословие;
- курение;
- употребление спиртных напитков;
- совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
- совершение преступления;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
- совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
3. Постановка на учет возможна:
- по заявлению классного руководителя;
- по заявлению администрации школы;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет.
- Заявление классного руководителя
- Характеристика на учащегося
- Акт посещения на дому
- Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
- Выписка оценок за текущую четверть
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.
Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.
6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.
Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_klassnogo_rukovoditelya_s_detmi_gruppy_riskavystuplenie_na_mo.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию:
Учитель начальных классов
Детство, как почва, в которую падают семена.
Они крохотные, их не видно, но они есть.
Потом они начинают прорастать…
Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,
некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым
чертополохом. В. Солоухин
Но что это такое? Что оно означает?
Отвечая на этот вопрос, мы представляем себе детей, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики. То есть, детей, чьё поведение не соответствует, отклоняется от общепринятых норм поведения в обществе.
Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.
∙ дети с проблемами в развитии;
∙ дети, оставшиеся без попечения родителей;
∙ дети из неблагополучных, асоциальных семей;
∙ дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
∙ дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
До сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному:
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогические запущенными детьми не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожидание и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?
По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения:
- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.
- Какие поступки являются антисоциальными ?
Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;
Порча чужого имущества;
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.
Какие поступки являются асоциальными?
Систематические пропуски в школе;
Настенные надписи и рисунки непристойного характера;
Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:
Какие поступки являются аутодеструктивными?
Беспорядочные половые связи.
Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?
Когда ребенка не замечают в семье … .
Когда ребенка не принимают сверстники… .
Когда ребенка не понимают учителя … .
Когда он перестает верить в себя… .
Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?
Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.
Какие факторы риска подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение:
- Проблемы в подростковом возрасте
- Отсутствие прочных социальных связей.
А) Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
Б) Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье (конституционная предрасположенность) – это:
- Поражение нервной системы при родах;
- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;
- Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика .
В) Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников. Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;
- Вымогательства денег, давление, шантаж;
- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;
- Принуждение совершать поступки против воли.
Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни ребенка толкают его на деструктивное поведение.
К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными. Где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.
Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованием новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия
Проблема детей "группы риска"– особенно актуальна для возраста от 10 до 16 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам:
- морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
- именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.
- естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.
Практика показывает, что непонимание или нежелание со стороны школы и родителей вникнуть в проблемы каждого отдельного ребенка кратно увеличивают его риск стать социальным дезадаптантом, необратимо деформируют и личность, и человеческую судьбу.
Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, которые имеют проблемы со здоровьем, с обучением, проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.
Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации.
Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста можно считать отсутствие любви и заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.
Основные направления работы с детьми группы риска
В процессе воспитания я использую следующие формы работы :
- словесно – логические,
- образно – художественные,
- трудовые формы внеурочной работы,
- игровые или досуговые.
В основе этой типизации легли главные средства воспитательного воздействия: слово, образ, переживание, чувства, деятельность, работа, игра, психологические упражнения (тренинг).
1. Словесно – логические формы работы , где основным средством воздействия на детей является слово (убеждение словом), слово, вызывающее ответные эмоции у детей.
К этому типу форм относятся: беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и прочее.
2. Образно – художественные формы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках и других сходных ситуациях.
Совместно переживаемые чувства имеют огромную возвышающую и объединяющую силу.
3. Трудовые формы внеурочной работы .
Совместный труд может вдохновлять не меньше театра или праздника. Положительно воздействует на детей любая совместная работа, любой труд.
Работу надо строить таким образом, чтобы каждый ученик был заинтересован в итоге своего труда.
4.Игровые или досуговые формы работы.
Игры занимают важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания.
Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив.
Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению определённых правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными, конкурсными. Это могут быть и подготовка спектаклей или концертов, и соревнования, и конкурсы и многое другое.
Какова же роль педагогов и родителей? В профилактической работе. Профилактика заключается не в избежание конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.
Итак, что должны знать взрослые о работе с такими детьми?
МЫ должены знать:
-Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;
-Факторы риска, формирующие девиантное поведение;
-Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.
Сейчас мы рассмотрим методы воздействия и помощи девиантному ребенку.
Основные направления работы с девиантными детьми.
Нарушения в обучении:
Оказание учителями индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.
Нарушения в поведении:
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком .
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.
Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:
Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе:
Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.
Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.
Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями церкви и т.д.
Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.
- Групповое изучение класса ( выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);
- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;
- Анализ полученных данных;
- Выявление причин отклонений
- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);
- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;
- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;
- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.
Что касается моего класса, я стараюсь создать для всех детей благоприятные условия для работы и учебы. Поэтому у меня таких детей в классе нет. В классе регулярно проводятся беседы, классные и воспитательские часы по сплочению детского коллектива, беседы индивидуально стараюсь проводить на переменах с каждым ребенком.
Сейчас дети стали подходить на переменах и делится удачами или неудачами (оценки на уроке, поведение коллектива на перемене или уроке и т.д.).
С трудными детьми всегда стараюсь поговорить, выяснить настроение. Привлекаю, по возможности, родителей к воспитанию и контролю за детьми.
Но, к сожалению, не все дети идут на контакт (Ганин Александр). С классом продолжается работа.
В 2014 – 2015 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами.
В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:
Родители безработные – 5,
Родители пенсионеры – 1;
Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме:
Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Работа классного руководителя с "детьми группы риска"
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:
слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определѐнной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.
Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса.
Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
Если выстраивать определѐнную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом:
выявление детей группы риска;
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
составление определѐнной программы профилактики или коррекции;
воплощение программы в жизнь;
подведение итогов, коррекция полученных результатов.
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
личные дела учащихся;
результаты медицинского обследования;
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
результаты диагностирования педагога-психолога;
жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы;
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится
актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска:
составляет карту класса по выявлению детей группы риска; выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребѐнка и социального педагога;
классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учѐтом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребѐнка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
воспитание нравственно-правовой убеждѐнности;
формирование адекватной самооценки, способности критически
относиться к самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребѐнком виде деятельности;
организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
обеспечение благоприятного социально-психологического климата; способствование заполнению пробелов в знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребѐнка группы социального риска может включать в себя:
взаимодействие педагога и ребѐнка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;
организацию досуга ребѐнка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав ребѐнка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;
Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и
своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов;
участие учащегося в общественной жизни класса;
приемлемые (позитивные) качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
эффективность или неэффективность проведѐнных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей.
Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребѐнка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребѐнку, испытывающему трудности.
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы
переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.
Данные материалы могут использоваться классным руководителем при планировании работы с детьми из "группы риска".
Работа классного руководителя с "детьми группы риска"
Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и, которую он не может преодолеть самостоятельно: (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определённого места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.).
"ГРУППА РИСКА"
Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их биологических и социальных потребностей, физическое, сексуальное насилие, жестокое обращение).
Дети, вовлечённые в криминальную среду и проявляющие криминальную, противоправную, асоциальную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения уголовной ответственности, подростки-правонарушители, дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов их физического или психического развития (дети-инвалиды, дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов).
Дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.
В группу риска также часто попадают дети:
находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети, с отклонениями в поведении;
дети с проблемами в школьной адаптации, испытывающие трудности в обучении.
дети, имеющие опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ).
В силу генетических, биологических, социальных причин, часто переплетающихся, дети группы риска имеют различные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. В младших классах на первый план выступают затруднения в обучении, в средних и старших - трудности поведения.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.
Отклонениями в состоянии здоровья.
Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
- взаимоотношения со сверстниками;
- взаимоотношения со взрослыми;
- проведение свободного времени;
- отношение к труду и профессиональная ориентация;
- проведение и поступки.
Способы получения необходимой информации:
- анализ классных журналов;
- опрос мнения учителей о школьнике;
- анализ учета посещаемости занятий;
- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
- беседы с родителями школьника;
- беседы со школьником;
- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);
- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;
- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;
- запрос информации с последующего места учебы школьника;
- любимые и нелюбимые предметы;
- причины школьных успехов и неудач;
- отношение с учителями;
- участие в общешкольной работе;
- случаи нарушения дисциплины.
2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками:
- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;
- критерии выбора приятелей (по определению личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.);
4. Увлечения в настоящем и прошлом:
- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;
-каковы достигнутые результаты;
- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.
5. Отношения с родителями: внутрисемейные отношения, состав семьи:
- кто назван первым;
- о ком забыл упомянуть;
- кто занимался его воспитанием;
- наиболее близкий член семьи;
- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членными семьи, отношение к ним подростка.
В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).
6. Отклонения в поведении (прошлые):
- курение и выпивки;
-знакомство с различными дурманящими средствами;
- был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).
7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):
а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;
б) оценка привлекательности;
в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.
Для ранней диагностики отклоняющегося поведения была разработана карта наблюдения, которая заполняется один раз в полугодие классным руководителем. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.
Ф.И. учащегося _______________________ Класс
-затруднения в освоении учебных программ;
- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
Взаимоотношения со сверстниками.
Положение в классе:
- противопоставление себя коллективу;
Взаимоотношения со сверстниками:
- жестокое обращение со слабыми и младшими;
- пренебрежительное отношение к сверстникам;
- принадлежность к той или иной .молодежной группе
Взаимоотношения со взрослыми
- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
Проведение свободного времени:
- бросил заниматься в кружке, секции, студии;
- в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
- употребляет спиртные напитки;
- зарабатывает себе на жизнь
Отношение к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников):
- незнание своих возможностей и способностей;
- неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.
Отношение к труду:
- отрицательное отношение к работе;
- невыполнение трудовых обязанностей в школе;
- неисполнение трудовых обязанностей дома;
-недобросовестное отношение к труду
Поведение и поступки
- нарушение школьной дисциплины;
-порча школьного имущества;
- невыполнение домашних обязанностей;
- нанесение телесных повреждений (в результате драки)
Основные направления работы классного руководителя
Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения детей: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.
Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу. ), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.
Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.
Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.
включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,
оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,
преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,
изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,
регулирование отношений с семьей,
анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,
дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.
Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.
Подведение итогов работы.
Освобождение от груза негативных переживаний.
Восстановление позитивного отношения к миру.
Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.
При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них - очень сложная семейная ситуация:
-некоторые из них потеряли родителей;
-семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;
-многие родители, сами находятся в постоянном стрессе, и не могут в полном объёме помочь своим детям.
Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.
Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.
Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.
Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.
1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.
Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.
Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.
Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).
Что является показателями к использованию коррекционной функции:
Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.
Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;
Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.
1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.
2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.
3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.
4.Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.
5. Регулирование отношений с семьёй.
6.Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.
Читайте также:
- О в эрлих санкт петербург взаимодействие семьи и школы в новых социально педагогических условиях
- Как природные условия влияют на жизнь людей кратко
- Что изучает биология кратко 3 класс
- Что собой представляет теория вечности жизни астрономия кратко
- Какие природные предпосылки способствовали развитию экономики западной европы кратко