Организация деятельности классного руководителя с детьми группы риска в школе

Обновлено: 04.07.2024

Трудный подросток – это учащийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Это проблемы в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Их проявлением может быть нарушение поведения (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения (совершение противоправных действий).

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту учащегося.

Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

1. Каждому классному руководителю необходимо:

  • составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
  • вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями

Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.

Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:

  • нарушение Устава школы;
  • систематическое невыполнение домашнего задания;
  • отказ от работы на уроке;
  • нарушение дисциплины на уроке;
  • прогулы учебных занятий;
  • драки, грубость, сквернословие;
  • курение;
  • употребление спиртных напитков;
  • совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
  • совершение преступления;
  • систематическая порча государственного и личного имущества;
  • издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
  • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
  • совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

3. Постановка на учет возможна:

  • по заявлению классного руководителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

4. Предоставление документов для постановки на учет.

  1. Заявление классного руководителя
  2. Характеристика на учащегося
  3. Акт посещения на дому
  4. Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
  5. Выписка оценок за текущую четверть

Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.

Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.

Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.

На учащегося заводится учетная карточка.

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений.

Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.

Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.

Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.

Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних.

6. Снятие учащегося с внутришкольного профилактического учета.

Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:

ВложениеРазмер
formy_raboty_klassnogo_rukovoditelya_s_detmi_gruppy_riskavystuplenie_na_mo.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

Учитель начальных классов

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями, некоторые - злым

чертополохом. В. Солоухин

Но что это такое? Что оно означает?

Отвечая на этот вопрос, мы представляем себе детей, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики. То есть, детей, чьё поведение не соответствует, отклоняется от общепринятых норм поведения в обществе.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

∙ дети с проблемами в развитии;

∙ дети, оставшиеся без попечения родителей;

∙ дети из неблагополучных, асоциальных семей;

∙ дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

∙ дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

До сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей, чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному:

Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогические запущенными детьми не утрачивается.

Социально запущенные дети отчуждаются не только школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.

Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожидание и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.

Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:

- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

- Какие поступки являются антисоциальными ?

Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными;

Порча чужого имущества;

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

Какие поступки являются асоциальными?

Систематические пропуски в школе;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Какие поступки являются аутодеструктивными?

Беспорядочные половые связи.

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Когда ребенка не замечают в семье … .

Когда ребенка не принимают сверстники… .

Когда ребенка не понимают учителя … .

Когда он перестает верить в себя… .

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Какие факторы риска подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение:

- Проблемы в подростковом возрасте

- Отсутствие прочных социальных связей.

А) Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

Б) Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье (конституционная предрасположенность) – это:

- Поражение нервной системы при родах;

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;

- Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика .

В) Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников. Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;

- Принуждение совершать поступки против воли.

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни ребенка толкают его на деструктивное поведение.

К сожалению, часто, мы – взрослые не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными. Где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.

Дезадаптация это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованием новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия

Проблема детей "группы риска"– особенно актуальна для возраста от 10 до 16 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходимы по трем причинам:

  1. морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.
  2. именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.
  3. естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

Практика показывает, что непонимание или нежелание со стороны школы и родителей вникнуть в проблемы каждого отдельного ребенка кратно увеличивают его риск стать социальным дезадаптантом, необратимо деформируют и личность, и человеческую судьбу.

Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, которые имеют проблемы со здоровьем, с обучением, проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.

Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации.

Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста можно считать отсутствие любви и заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие.

Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.

Основные направления работы с детьми группы риска

В процессе воспитания я использую следующие формы работы :

  • словесно – логические,
  • образно – художественные,
  • трудовые формы внеурочной работы,
  • игровые или досуговые.

В основе этой типизации легли главные средства воспитательного воздействия: слово, образ, переживание, чувства, деятельность, работа, игра, психологические упражнения (тренинг).

1. Словесно – логические формы работы , где основным средством воздействия на детей является слово (убеждение словом), слово, вызывающее ответные эмоции у детей.

К этому типу форм относятся: беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и прочее.

2. Образно – художественные формы объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках и других сходных ситуациях.

Совместно переживаемые чувства имеют огромную возвышающую и объединяющую силу.

3. Трудовые формы внеурочной работы .

Совместный труд может вдохновлять не меньше театра или праздника. Положительно воздействует на детей любая совместная работа, любой труд.

Работу надо строить таким образом, чтобы каждый ученик был заинтересован в итоге своего труда.

4.Игровые или досуговые формы работы.

Игры занимают важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматриваются педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игра помогает воспитателю сплотить детский коллектив.

Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению определённых правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игры могут быть спортивными, познавательными, соревновательными, конкурсными. Это могут быть и подготовка спектаклей или концертов, и соревнования, и конкурсы и многое другое.

Какова же роль педагогов и родителей? В профилактической работе. Профилактика заключается не в избежание конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.

Итак, что должны знать взрослые о работе с такими детьми?

МЫ должены знать:

-Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;

-Факторы риска, формирующие девиантное поведение;

-Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

Сейчас мы рассмотрим методы воздействия и помощи девиантному ребенку.

Основные направления работы с девиантными детьми.

Нарушения в обучении:

Оказание учителями индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

В первую очередь мы используем диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

Нарушения в поведении:

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком .

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

Создание комфортных условий ребенку в коллективе:

Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями церкви и т.д.

Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории.

- Групповое изучение класса ( выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);

- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;

- Анализ полученных данных;

- Выявление причин отклонений

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

Что касается моего класса, я стараюсь создать для всех детей благоприятные условия для работы и учебы. Поэтому у меня таких детей в классе нет. В классе регулярно проводятся беседы, классные и воспитательские часы по сплочению детского коллектива, беседы индивидуально стараюсь проводить на переменах с каждым ребенком.

Сейчас дети стали подходить на переменах и делится удачами или неудачами (оценки на уроке, поведение коллектива на перемене или уроке и т.д.).

С трудными детьми всегда стараюсь поговорить, выяснить настроение. Привлекаю, по возможности, родителей к воспитанию и контролю за детьми.

Но, к сожалению, не все дети идут на контакт (Ганин Александр). С классом продолжается работа.

В 2014 – 2015 учебном году, в нашей школе, количество учащихся седьмых классов увеличилось и был создан третий седьмой класс. Класс сформирован, в основном, из учащихся, прибывших из других школ нашего района. Количество детей – 11, среди них педагогически запущенные дети и дети из неблагополучных семей. С созданием класса сразу же появились трудности: проблемы с посещением уроков, пробелы в знаниях практически по всем предметам, низкая мотивация к учёбе, социальные (семейные) проблемы. Я являлась классным руководителем этого класса три года. Основная работа с классом легла на плечи классного руководителя. Многие проблемы мне пришлось решать собственными силами.
В первую очередь я составила подробный социальный паспорт класса. Почти во всех семьях, в которых были трудности в воспитании детей; это семьи, где господствует безнадзорность. Ниже – краткие сведения о классе:


Родители безработные – 5,
Родители пенсионеры – 1;

Для каждого учащегося группы риска я завела индивидуальный лист контроля по форме:
Индивидуальный лист контроля учащегося И.Д.


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа классного руководителя с "детьми группы риска"

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:

слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определѐнной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.

Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса.

Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является - оказание квалифицированной социально-педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:

выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

Если выстраивать определѐнную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом:

выявление детей группы риска;

диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;

составление определѐнной программы профилактики или коррекции;

воплощение программы в жизнь;

подведение итогов, коррекция полученных результатов.

эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:

личные дела учащихся;

результаты медицинского обследования;

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

результаты диагностирования педагога-психолога;

жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится

актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

2 этап - Выявление учащихся группы риска:

составляет карту класса по выявлению детей группы риска; выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;

составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребѐнка и социального педагога;

классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учѐтом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребѐнка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

воспитание нравственно-правовой убеждѐнности;

формирование адекватной самооценки, способности критически

относиться к самому себе;

развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребѐнком виде деятельности;

организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

обеспечение благоприятного социально-психологического климата; способствование заполнению пробелов в знаниях.

Программа индивидуального сопровождения ребѐнка группы социального риска может включать в себя:

взаимодействие педагога и ребѐнка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

организацию досуга ребѐнка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

помощь в преодолении учебных затруднений;

помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);

организацию и предоставление бесплатного питания в школе;

обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи;

защиту прав ребѐнка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;

Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств

Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности

Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и

своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, медицинской службой и представителями администрации.

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов;

участие учащегося в общественной жизни класса;

приемлемые (позитивные) качества личности;

взаимоотношения со сверстниками;

досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);

каково влияние семьи;

имеют ли место конфликты в классе и их причины;

эффективность или неэффективность проведѐнных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

На основании предоставленной информации от классных руководителей, социальный педагог приводит все сведения в систему.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей.

Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребѐнка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребѐнку, испытывающему трудности.

Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы

переходят в группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой проблемной детской группы особой программой социально-педагогической поддержки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы могут использоваться классным руководителем при планировании работы с детьми из "группы риска".

Работа классного руководителя с "детьми группы риска"

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и, которую он не может преодолеть самостоятельно: (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определённого места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.).

"ГРУППА РИСКА"

Дети, пострадавшие от различных форм насилия (пренебрежение в удовлетворении их биологических и социальных потребностей, физическое, сексуальное насилие, жестокое обращение).

Дети, вовлечённые в криминальную среду и проявляющие криминальную, противоправную, асоциальную активность (совершение правонарушений) до возраста достижения уголовной ответственности, подростки-правонарушители, дети, отбывающие наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

Дети с особыми потребностями и особыми условиями социализации в результате дефектов их физического или психического развития (дети-инвалиды, дети с умственной отсталостью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и другими формами дефектов).

Дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях.

В группу риска также часто попадают дети:

находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети, с отклонениями в поведении;

дети с проблемами в школьной адаптации, испытывающие трудности в обучении.

дети, имеющие опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ).

В силу генетических, биологических, социальных причин, часто переплетающихся, дети группы риска имеют различные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. В младших классах на первый план выступают затруднения в обучении, в средних и старших - трудности поведения.

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины каждой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:

Социальной запущенностью. Это школьники, которые имеют криминальный опыт, формирующий антисоциальные, преступные и бесчеловечные наклонности: воришки, участники различных уличных банд, несовершеннолетние проститутки и т.д.

Отклонениями в состоянии здоровья.

Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:

- взаимоотношения со сверстниками;

- взаимоотношения со взрослыми;

- проведение свободного времени;

- отношение к труду и профессиональная ориентация;

- проведение и поступки.

Способы получения необходимой информации:

- анализ классных журналов;

- опрос мнения учителей о школьнике;

- анализ учета посещаемости занятий;

- анализ зафиксированных нарушений дисциплины;

- беседы с родителями школьника;

- беседы со школьником;

- запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, и учебно-производственных комбинатов (УПК);

- запрос информации из психолого-педагогических центров, если школьнику оказывали там помощь;

- запрос информации из подразделения по делам несовершеннолетних;

- запрос информации с последующего места учебы школьника;

- любимые и нелюбимые предметы;

- причины школьных успехов и неудач;

- отношение с учителями;

- участие в общешкольной работе;

- случаи нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками:

- предпочтение одного близкого друга или компании приятелей;

- критерии выбора приятелей (по определению личным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т.п.);

4. Увлечения в настоящем и прошлом:

- под чьим влиянием был сделан выбор увлечения;

-каковы достигнутые результаты;

- почему те или иные увлечения заброшены и т.д.

5. Отношения с родителями: внутрисемейные отношения, состав семьи:

- кто назван первым;

- о ком забыл упомянуть;

- кто занимался его воспитанием;

- наиболее близкий член семьи;

- с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членными семьи, отношение к ним подростка.

В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно бывает услышать мнение учащегося о характере его родителей (если об этом заходит речь).

6. Отклонения в поведении (прошлые):

- курение и выпивки;

-знакомство с различными дурманящими средствами;

- был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).

7. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы):

а) первая влюбленность и связанные с этим психологические травмы;

б) оценка привлекательности;

в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности.

Для ранней диагностики отклоняющегося поведения была разработана карта наблюдения, которая заполняется один раз в полугодие классным руководителем. Данная карта наблюдений поможет определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основой для разработки коррекционной программы и определения степени ее эффективности.

Ф.И. учащегося _______________________ Класс

-затруднения в освоении учебных программ;

- систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

- противопоставление себя коллективу;

Взаимоотношения со сверстниками:

- жестокое обращение со слабыми и младшими;

- пренебрежительное отношение к сверстникам;

- принадлежность к той или иной .молодежной группе

Взаимоотношения со взрослыми

- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

Проведение свободного времени:

- бросил заниматься в кружке, секции, студии;

- в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

- употребляет спиртные напитки;

- зарабатывает себе на жизнь

Отношение к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

- незнание своих возможностей и способностей;

- неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии.

Отношение к труду:

- отрицательное отношение к работе;

- невыполнение трудовых обязанностей в школе;

- неисполнение трудовых обязанностей дома;

-недобросовестное отношение к труду

Поведение и поступки

- нарушение школьной дисциплины;

-порча школьного имущества;

- невыполнение домашних обязанностей;

- нанесение телесных повреждений (в результате драки)

Основные направления работы классного руководителя

Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения детей: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать подростков нелегко. Вместе с тем многие учителя умеют продуктивно и эффективно работать с подростками, потому что проявляют терпение и знают об их возрастных особенностях.

Сбор информации, изучение, анализ влияний окружающей жизни. На этом этапе (совместно с психологом) осуществляют анализ проблемы: (ребенок боится экзаменов, не хочет ходить в школу. ), осуществляют постановку психолого-педагогического диагноза.

Формулировка целей и задам работы, оценка и выбор методов, приемов, условий и средств воздействия на ребенка на его социальную ситуацию (беседы, консультации, игры, тренинги и т. д.). На этом этапе необходимы нейтрализация или хотя бы ослабление отрицательных влияний, создание нужной установки, отношения к себе, к тому или иному явлению (фактору, влиянию), к другим.

Составление плана работы с указанием сроков, методов воздействия, привлеченных специалистов и др.

включение в воспитывающую общественно значимую деятельность,

оптимизация общения в ходе воспитательного процесса,

преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе, в семье,

изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимся, с коллективом,

регулирование отношений с семьей,

анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций,

дискуссии, коррекционно-развивающие игры, специальные тренинги.

Осуществление промежуточного контроля, оценка полученных результатов, корректировка плана.

Подведение итогов работы.

Освобождение от груза негативных переживаний.

Восстановление позитивного отношения к миру.

Актуализация потенциальных ресурсов ребёнка.

При работе с этими детьми, следует помнить о том, что у большинства из них - очень сложная семейная ситуация:

-некоторые из них потеряли родителей;

-семьи этих детей испытывают жилищные и материальные затруднения;

-многие родители, сами находятся в постоянном стрессе, и не могут в полном объёме помочь своим детям.

Обсуждать с ребенком особенности состояния его близких, помочь понять истоки этого состояния и убедить в том, что он не является их причиной, так как дети склонны испытывать вину за происходящее с их родителями.

Обсудить с ребёнком возможное расширение круга его интересов, занятий, в которых он мог бы проявить свою успешность и способности.

Постараться обеспечить ребёнку поддержку со стороны сверстников, значимых взрослых, родственников.

Постараться помочь ребёнку осознать свои трудности, позволить выразить свои мысли и чувства.

1. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных и дидактогенных) факторов социальной среды (семья, школа, улица), травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие.

Формирование характера и личности, преодоление микросоциально - педагогической запущенности.

Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, формирование благоприятных взаимоотношений с окружающими, повышение (изменение) социального статуса личности, создание ситуации успеха.

Формирование эмоциональных и социальных способов совершенствования и саморегуляции (познавательных, этических, трудовых, эстетических).

Что является показателями к использованию коррекционной функции:

Низкий уровень социальных достижений личности и коллектива, значительно расходящийся с потенциальным уровнем.

Наличие поведения, отклоняющегося от социальной нормы, демонстративный, систематический отказ от выполнения педагогических требований;

Стресс, депрессия, высокая тревожность и конфликтность.

1. Включение в воспитывающую общественно значимую деятельность.

2. Оптимизация общения в ходе воспитательного процесса.

3. Преобразование позиции школьника, его статуса и роли в классе.

4.Изменение классным руководителем стиля взаимодействия с учащимися, коллективом.

5. Регулирование отношений с семьёй.

6.Анализ реальных и предполагаемых классным руководителем задач и воспитательных ситуаций.

Читайте также: