Организационные формы совместной деятельности семьи и школы

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрим организационные формы работы вспомогательной школы с родителями.

1. Индивидуальная форма работы.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные собрания.

4. Работа с родительским активом.

Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки.

Приведем такой пример. В класс поступила новая ученица, бледненькая, худенькая. Прошло несколько дней, и у нее на занятиях случился обморок. Школьный врач установил, что это следствие недоедания. Когда же учитель побывал в семье, оказалось, что дом — полная чаша (мебель, хрусталь, телевизор черно-белый, телевизор цветной). Родители имели хороший заработок, считали обязательным иметь престижные вещи. Но наладить в семье горячее питание, проследить за тем, что ест дочь, им не приходило в голову.

Другой случай. Мальчик был всегда опрятен, все необходимое у него было. Посетив семью, учитель обнаружил крайнюю бедность. Семья состояла из ба-°Ушки, которая поучала маленькую пенсию, мамы — нянечки в детском саду и мальчика, на которого мать Не получала даже алиментов.

Еще один пример. В школе знали, что ученик живет с родителями, маленьким братишкой и бабушкой в отдельной квартире. Оказалось же, что у мамы новый муж, который и является Отцом младшего братишки. Родной отец и его мать живут в этой же квартире, в соседней комнате, причем оба спившиеся алкоголики. Нетрудно представить, какая жизнь у ребенка в этих условиях.

Приходя в дом, учитель невольно знакомится с соседями учащегося по квартире, по подъезду. Не сообщая ничего порочащего о своем ученике, он узнает мнение соседей о семье ученика.

Рассмотрим организационные формы работы вспомогательной школы с родителями.

1. Индивидуальная форма работы.

2. Классные родительские собрания.

3. Общешкольные собрания.

4. Работа с родительским активом.

Индивидуальная работа с родителями будет успешной в том случае, если учитель хорошо знает, как и чем живет семья. Хотя бы один раз в году, если есть такая возможность, учитель посещает семью каждого из своих учеников. Его интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, учитель не сможет оказать ученику необходимой поддержки.

Приведем такой пример. В класс поступила новая ученица, бледненькая, худенькая. Прошло несколько дней, и у нее на занятиях случился обморок. Школьный врач установил, что это следствие недоедания. Когда же учитель побывал в семье, оказалось, что дом — полная чаша (мебель, хрусталь, телевизор черно-белый, телевизор цветной). Родители имели хороший заработок, считали обязательным иметь престижные вещи. Но наладить в семье горячее питание, проследить за тем, что ест дочь, им не приходило в голову.

Другой случай. Мальчик был всегда опрятен, все необходимое у него было. Посетив семью, учитель обнаружил крайнюю бедность. Семья состояла из ба-°Ушки, которая поучала маленькую пенсию, мамы — нянечки в детском саду и мальчика, на которого мать Не получала даже алиментов.

Еще один пример. В школе знали, что ученик живет с родителями, маленьким братишкой и бабушкой в отдельной квартире. Оказалось же, что у мамы новый муж, который и является Отцом младшего братишки. Родной отец и его мать живут в этой же квартире, в соседней комнате, причем оба спившиеся алкоголики. Нетрудно представить, какая жизнь у ребенка в этих условиях.

Приходя в семью ученика, знакомясь с условиями, в которых протекает домашняя жизнь школьника, учитель узнает, кем и где работают члены семьи, чем интересуются, как любят проводить веря, какой в семье достаток. В домашней обстановке, иногда за чашкой чая, в дружеской беседе люди становятся откровеннее. Рассказывая подробности своей жизни, вспоминая судьбы родственников, приводя некоторые подробности развития ребенка, они раскрывают то, о чем, может быть, не говорит на МПК, в беседе со школьным врачом и что так важно для установления точного диагноза ребенка. Учитель вспомогательной школы знает, как часто родители скрывают истинную причину состояния своего ребенка, особенно если это относится к наследственным заболеваниям.

Учитель может пригласить родителей в школу. Однако не всегда возможно создать для встречи необходимую обстановку: нет удобного места, нет достаточного времени, неотложные дела не позволяют учителю вести спокойную беседу. Часто приход родителей в школу бывает вынужденным: их вызывают, чтобы пожаловаться на ребенка. Такие жалобы — свидетельство педагогической беспомощ-

ности учителя. Многие умственно отсталые дети совершают проступки под воздействием мгновенной эмоции, импульсивно. Чаще всего возбуждение ребенка бывает спровоцировано обстоятельствами, и если не изменить обстановку усилиями учителя, происходит срыв в поведении. Жалобы родителям ни к чему не приведут, просто нужно быть постоянно с детьми и уметь вовремя разрядить ситуацию, принимающую неприятный оборот, вызывающую напряжение.

Приходя в дом, учитель невольно знакомится с соседями учащегося по квартире, по подъезду. Не сообщая ничего порочащего о своем ученике, он узнает мнение соседей о семье ученика.

Родителей лучше приглашать в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Ребенок участвует в театральной постановке, ему нужен костюм, надо помочь его изготовить, поучить с ним слова роли и т. д.

В школах-интернатах много специфических сложностей в работе с родителями. Если они находятся в другом поселке, городе, между учителем и родителями должна быть налажена переписка. Учитель вместе с учеником поздравляет его родителей с праздниками, может быть, с днем рождения, вместе с ребенком решает, что сообщить о жизни, учебе в школе. Часто ответ на письмо представляет для родителей большую сложность. Многие из них не умеют свободно излагать мысли. Поэтому при личной встрече необходимо, во-первых, заручиться обещанием родителей отвечать на письма, во-вторых, научить их пользоваться при ответе вопросами учителя.

Классные собрания проводятся, как правило, после окончания учебной четверти, года и разговор учителя с родителями сводится к обзору успехов и неудач учащихся. Обычно на собрания приходят те родители, чьи дети старательны и добросовестны, и не приходят те, кто боится услышать неприятные для себя замечания учителя. Классные собрания можно сделать более привлекательными для Родителей, если, например, рассказывать, что проходят Дети, в чем они испытывают трудности, кто на каком Уровне овладел материалом. Можно информировать родителей о материале, который будет изучаться в следующей четверти, о том какими видами заданий должны овладеть Дети, как им помогать. Можно познакомить родителей с Учебными книгами, показать, как дети работают с ними. Родителям не безразлично, какая внеклассная работа

проводится в классе. Им интересно узнать, какие планируются экскурсии, какова их цель, какие спектакли увидят дети и т. д.

В отдельных случаях нельзя не сказать об особых трудностях поведения или усвоения материала, но с родителями таких учеников учитель должен поговорить наедине, после собрания.

Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза в году. На таком собрании родителям рассказывают о жизни школы в целом. Могут выступить директор, его заместитель, врач, старший воспитатель и другие. К собраниям приурочиваются выставки детских работ, причем всех школьников без исключения. Каждый родитель ищет на выставке работу своего ребенка, поэтому надо помочь детям подготовить работу как можно лучше.

Собрания могут начинаться или заканчиваться выступлениями школьников. Выступления должны быть короткими, яркими и с большим количеством участников. Большое впечатление остается у родителей от спектаклей, исполненных учащимися. Сказки А. С. Пушкина, Я. С. Маршака доступны для учеников всех классов, они интересны и легко запоминаются. Изготовление костюмов, декораций идет с привлечением большого количества детей. К тому же чтение части текста (и не только от автора) может быть поручено взрослому человеку (учителю). Такой спектакль придает собранию характер праздника.

На общешкольных собраниях родителей проходят выборы родительского актива.

Существует еще одна группа взрослых, которых школа может привлечь себе в помощь. Это бабушки и дедушки, дожидающиеся окончания занятий, встречающие детей после уроков. Они с удовольствием становятся зрителями на всех внеклассных мероприятиях, отправляются с детьми в кинотеатр, на экскурсию. Но тут требуется работа со стороны педагогов: дети не всегда считают мнение своих дедушек и бабушек авторитетными. Следует рассказать школьникам о жизненном пути стариков, на глазах у учащихся обращаться к ним за помощью, научить их некоторым приемам общения с детьми, объяснить школьникам, что необходимо считаться с их требованиями (ведь они только выполняют распоряжения учителей) — не побояться взять на себя эту лишнюю заботу, и получить в лице этих людей хороших помощников.

Каждый из родителей рад оказать посильную помощь школе, тем более если он чувствует, что эта помощь нужна и за нее благодарны педагоги и учащиеся. На общешкольном родительском собрании, на торжественной линейке возможно отметить участие родителей в общей работе, поблагодарить их в присутствии детей. Таким образом не только укрепляется дружба школы с родителями, но и улучшаются отношения в семье, становятся более уважительными, теплыми.

Воспитание у школьников привязанности к семье

В работе школы с родителями должна решаться еще одна важная задача — укрепление семейных уз школьников с их родителями. Учителя знают, что какой бы

ученик ни был трудный, к его сердцу можно найти ключик только при условии, если у ребенка имеется жалость, сострадание к матери или отцу. Из ребенка, лишенного привязанности к матери, не получится настоящего человека. Самый тяжелый ребенок, страдающий психопатоподобными расстройствами, ради матери будет стремиться сдерживать себя, стараться загладить совершенные проступки.

Юра Б. — высокий, очень сильный физически подросток, бы подвержен вспышкам гнева, из-за чего возникали в школе конфликты. Остановить его в момент аффекта обычно не удавалось, но сразу же по его окончании мысль о том, как расстроится мама, узнав о его проступке (а у нее больное сердце), заставляла его жалеть о случившемся. Он просил прощения, переделывал работу, оставался после уроков, убирал за собой и т. д. Юра был привязан к матери, беспокоился о состоянии ее здоровья, не хотел доставлять ей тяжелых переживаний.

Какая бы ни была мать, ребенок, любящий ее, всегда выступает в ее защиту. У Коли Г. грязная рубашка. Ему задаются вопросы о том, чисто ли у них в доме, следит ли за порядком мама и т. д. И хотя учитель знает, что в доме грязно, никогда не моется посуда, на постелях отсутствует белье, мальчик уверяет, что мама

следит за чистотой в доме, ей только было некогда постирать рубашку. На другой день он является в школу в неумело выстиранной, неловко отглаженной рубашке. Ясно, что рубашку приводил в порядок он сам и сделал он это, чтобы защитить доброе имя матери. Такой ребенок не потерян для общества.

Школа не должна жалеть усилий на то, чтобы формировать, поддерживать, усиливать чувство привязанности школьников к семье, и делать это, постоянно ведя кропотливую работу с семьей, стимулируя положительные проявления в семейных взаимоотношениях, стремясь разбудить теплые, добрые чувства детей и родителей друг к другу.

Родители не всегда умеют объяснит своим детям те трудности, которые они переживают: плохие жилищные условия, нет денег даже на необходимые вещи. Инвалидность одного из родителей, уход отца из семьи, в которой осталось несколько маленьких детей, — подобные ситуации не столь уж редки. Учитель должен обязательно, и не однажды, побеседовать со школьником, разъяснить как трудно матери, как она бьется, чтобы наладить жизнь детей.

Бывает и так; что деньги зарабатываются большие, но расходуются неразумно. Следует помочь школьнику, если он уже достаточно большой, положительно воздействовать на родителей. Прежде всего объяснить ребенку, что родителям трудно себя перестроить, возможно, придется говорить об алкоголизме — страшной, трудно излечимой болезни. Пусть школьник сам следит за правильным расходованием денег, в день получения зарплаты вместе с матерью (или отцом) приобретает, продукты, покупает необходимые вещи.

Иногда школьнику дается задание: «Приведи маму, проследи, чтобы на ней было чистое платье и она могла в школе снять пальто. Не отходи от мамы, пока она

Таким образом, как бы оправдывая родителей и не заставляя краснеть за них, учитель поручает ученику их опекать, учит снисходительно относиться к их недостаткам. Учащиеся старших классов — часто более грамотные, воспитанные, чем их родители, и задача школы подсказать учащимся, как относиться к родителям, как попытаться изменить их жизнь, их поведение к лучшему.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Большое внимание как классный руководитель я уделяю формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволило вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Целью моей работы с родителями является: вовлечение в единое образовательное пространство родителей; оказание помощи современной семье в вопросах воспитания и обучения детей, установление доверительных и партнерских отношений, в чем очень помогает различные встречи, праздники с участием родителей. Но некоторые родители сначала отнеслись настороженно, но результаты проведенных мероприятий превзошли все ожидания.

Первая работа в которую я вовлекла родителей –это подготовка к Дню матери, изготовление поделок детей совместно с родителями. Мне было очень приятно , что откликнулись многие родители. (Тлукашаова Ш.Х,Хлякина Я.С.Цыганкова Н.С.)

Следующим был новогодний праздник , родители активно принимали участие в подготовке к нему(украшение класса).Также привлекла родителей на праздник 8 марта. Дети с нетерпением ждали прихода мам на праздник, приготовили им поделки.

Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в школьных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников школьного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы школьных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Наша работа нацелена на раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в школьных учреждениях, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса.

Я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы учреждения. (ХлякинаЯ.С.,Ужирова Б.М,Тлукашаова Ш.Х.)

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.(Цыганкова Н.С,Утегушева М.А,Байрамукова Ф.У.)

Родители – критические наблюдатели.(Лучанинова Я.А,Гочияева С.А.)

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работу с родителями провожу активно, применяю не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. Так же дифференцирую работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи ( активные семьи; семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи; семьи групп риска). В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий. Очень трудно бывает активизировать родителей. Скорее всего, причина в том, что часто не используется или используется недостаточно положительный опыт семейного воспитания, не всегда осуществляется своевременная подготовка родителей к родительским собраниям, консультациям, беседам. Активность родителей повышается, если своевременно попросить их рассказать о своем опыте, о проблемах, возникающих в воспитании детей. Эффективность работы с родителями во многом зависит и от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов между учителем и родителями. Этот настрой определяется индивидуальным подходом к самим родителям, тем, как учитываются особенности личности родителей и затруднения семейного воспитания .В целях облегчения работы при подготовке к мероприятиям по педагогическому просвещению родителей особое внимание уделяю систематизации и разработке различных рекомендаций

Наглядные консультации и ежедневные непосредственные контакты, когда родители приводят и забирают ребенка помогают в развитии ребенка дома.
Неформальные беседы о детях или запланированных встреч с родителями (мини консультации), помогают обсудить достигнутые успехи, и конкретные проблемы;
Посещения родителями учреждения для наблюдения ими деятельности школы или, чтобы увидеть, как занимается их ребенок .Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, учитель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых. Быть первым помощником семейного воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

Обзор научной литературы по данной проблеме дает основания утверждать, что содержание морального воспитания ученика определены нуждами и требованиями общества, уровнем его нравственности.

В данной работе показаны все доступные формы исследования,всех аспектов воспитания личности младших школьников в школьных учебных заведениях.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра начального образования

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Наталичева Надежда Николаевна

Кульчицкая Ирина Юрьевна,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры начального образования

Глава I Теоретическое обоснование сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе 7

1.1 Семья как институт воспитания ребенка 7

1.2 Школа как воспитательная организация 11

1.3 Формы сотрудничества семьи и школы как условие успешного воспитательного процесса 12

Глава II Опытно-экспериментальная деятельность по изучению форм сотрудничества семьи и школы на этапе эксперимента 20

2.2 Проведение констатирующего эксперимента 26

2.3 Опытно-экспериментальная проверка 29

2.4 Выводы к исследованию 34

Список использованной литературы 38

Воспитание есть процесс социальный

в самом широком смысле. Воспитывает

всё: люди, вещи, явления, но прежде

всего и больше всего – люди. Из них

на первом месте – родители и педагоги.

Актуальность исследования. С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Актуальность данного исследования заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию обучающихся. Успешный родитель, будь то мать или отец должны иметь понятие о воспитательном процессе, знать основные принципы педагогической науки. Родителям необходимо стремиться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе. Так как семья и школа - два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях между школой и семьей, прежде всего, важно отметить, что они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимоприемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива ‑ единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

Для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны, всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи. Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе ‑ главная задача развития ребенка сегодня. Н.К. Крупская была одним из первых педагогов, пропагандирующая идею тесного взаимодействия школы с семьей, а С.Т. Шацкий сформулировал методологические подходы к организации взаимодействия школы и окружающей среды, частью которой является семья школьника.

Формы взаимодействия школы и семьи, учителей и родителей раскрыты в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, а на современном этапе исследуются Л.В. Байбородовой, В.С. Васильевым, Г.К. Веденеевой, В.А. Караковским, И.С. Клемантович, Н.С. Лейтес, Е.Н.Степановым, Г.Ф. Суворовой, Л.М. Фридманом и др. Психологические аспекты проблем форм взаимодействия семейного и школьного социумов нашли своё отражение в работах как отечественных (С.К.Вершловский, Л.С.Выготский, И.С. Кон, М.Л. Махлин, Л.А. Петровская, А.С.Спиваковская, Д.И. Фельдштейн), так и зарубежных (А. Маслоу, Е. Мелибруда) психологов.[12, 6, 3] Сущности и специфике взаимодействия школы и семьи, посвящены фундаментальные труды В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.К.Гребенкиной, И.В. Гребенникова, В.Н. Гурова, Н.В. Жокиной, Л.И.Маленковой, В.А. Сластенина.

Проблема: Проблемой нашего исследования является вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

Цель исследования: изучить роль сотрудничество семьи и школы через различные формы в формировании воспитанности младших школьников определить наиболее эффективные формы.

Объектом исследования данной работы является процесс воспитания ребенка.

Предмет выпускной работы – формы сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить теоретические основы данной проблемы;

2) составить и реализовать программу педагогу для успешного сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе;

3) изучить эффективность взаимодействия семьи и школы в воспитательном процессе.

В исследовании были использованы следующие методы:

теоретические: анализ научной литературы, синтез, классификация;

эмпирические: диагностика количественных и качественных данных.

База исследования: Ставропольский край, с. Обильное МКОУ СОШ №21, учащиеся 3-4 классов и их родители.

Структура выпускной аттестационной работы включает: введение, 2 главы (теоретическая и экспериментальная), 8 параграфов, заключение, список использованной литературы. Общий объем исследования составляет 40 страниц.

Глава I Теоретическое обоснование сотрудничества семьи и школы в воспитательном процессе

1.1 Семья как институт воспитания ребенка

В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное. Современная наука убеждена, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, так как его сила и действенность несравнимы даже с квалифицированным общественным воспитанием. Современные психолого-педагогические исследования (Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова, А.А. Бодалев, Л.В. Загик, Т.А.Маркова и др.) позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов семья является важным, необходимым, глубоко специфичным и в высшей степени действенным компонентом воспитания детей [15, 19].

Именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, овладевает социальными ролями. Через семейные ценности, семейные традиции ребенок приобщается к культурно-историческому опыту предшествующих поколений.

Семья как социально-культурный институт оказывает активнейшее воздействие на развитие духовной культуры ребенка, на мотивы его поведения, на социальную направленность личности. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных ценностей.

Исследователи (Г.М. Коджаспиров, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий) семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими институтами [3, 7]:

- глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания;

- постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи.

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. В современном обществе воспитание рассматривается не только как личное дело родителей, но и как их общественная обязанность.

Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Условия общественного развития в стране XX в., социально-экономические преобразования, начавшиеся в 90-х гг., способствовали ослаблению внутрисемейных связей, низкой сплоченности семейной группы, разрушению семейных ценностей, основанных на идеях гуманизма, и снижению ответственности родителей за создание и сохранение семьи, за воспитание своего ребенка. Система связей, взаимодействий и отношений ребенка и членов семьи регулируется на основе определенных ценностей и норм, традиций, обычаев, обрядов (Т.В.Антонова, Г.Н. Волков, И.В. Гребенников, Л.В. Загик и др.) [6, 7, 10].

Семейную традицию можно рассматривать как духовный феномен, присущий сознанию членов семьи (рода), включающий в себя нормы и ценности, нерегламентированные юридическими установлениями и принимающий статус семейного закона, регулирующий его, и интегрирующего и организующего жизнь семьи (Н.А .Каратаева) [8, 29]. Исследователи Н.Н. Поддъяков, Л.В. Загик подчеркивают, что воспитательная значимость семейных традиций состоит в том, что благодаря своей постоянной повторяемости они постепенно перенимаются всеми членами семьи как обязательные нормы дня совместной жизни. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие [2, 14].

В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественного окружения ребенка, а народной семейно-бытовой культуры как основы воспитания (К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптеров и др.)[ 11,19]. Знание особенностей семьи, национального характера, основных элементов семейной культуры позволяет представить направления и содержание традиционного воспитания, сохранить преемственность поколений (П.П. Блонский) [4]. Историко-педагогические подходы к рассмотрению семьи как сферы жизнедеятельности ребенка сохранились в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко [1, 2].

Семейная народная культура, как в фокусе, собирает истори­чески сложившийся опыт семейно-домашнего воспитания детей, отражая материальную, духовную культуру общества, творчество народных масс (Г.Н. Волков, И.С. Кон и др.) [18].

Очень важным положением является выделение связи между младшим и старшим поколением. В.А. Сухомлинский замечательно сформировал это положение, возведя почитание старших поколений младшими в закон жизни. В становлении нравственности ребенка большое значение имеет духовная связь самого младшего и старшего поколения. Уважение, почитание старших поколений – закон нашей жизни [6, 26].

Именно социальные ценности, идеалы, нормы конкретной семьи обеспечивают эффективность семьи как социально-культурного института, который осуществляет ряд важных функций по отношению к ребенку (Т.Н.Заславская) [8]:

воспитательную (социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества);

первичного социального контроля (моральная регламентация поведе­ния членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламента­ция ответственности и обязательств в их отношениях);

духовного общения (развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение).

Выполнение данных функций семьи во многом определяется значимостью семьи для ребенка, познавательным интересом к семье.

Семья – уникальный общественный организм. В ней наиболее ярко проявляются все стороны общественного бытия, его пороки и достоинства. Если подорваны основы, на которых держится семья, то распадается связь времен. Однако нити родства, духовной общности воспитания детей могут стать надежной связкой, способной выдержать испытание на разрыв. Преемственность между детьми и отцами – необходимое условие (Т.Н.Мальковская) [23]. Таким образом, осознание чувства родства, своей принадлежности к истории своего рода является, на наш взгляд, тем стержнем, который должен помочь сохранить нравственность в обществе и воспитать гражданина своей страны.

1.2 Школа как воспитательная организация

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей в возрасте от 6-7 до 18 лет. Специфика деятельности школы обусловлена следующими факторами В.А. Сухомлинского, А.А. Захаренко [26, 28]:

знанием объективных закономерностей педагогического процесса;

четким представлением социальных функций школы в современных условиях;

пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;

практической подготовленностью учителя к работе с родителями, по воспитанию подрастающего поколения.

1.3 Формы сотрудничества семьи и школы как условие успешного воспитательного процесса

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются две стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития [5, 13].

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

При активном взаимодействии семьи с другими социальными институтами достигаются необходимые воспитательные результаты. Вот почему школа берет на себя смелость и ответственность обеспечить родителей знаниями по педагогике, психологии, культуре общения.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. В основе такого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременное и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи. В создании союза педагогов и родителей важнейшая роль принадлежит педагогам [9, 13].

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающий авторитаризм и дидактизм.

Для успешного и эффективного взаимодействия семьи и школы, классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Цели и педагогические условия взаимодействия школы с семьей являются главными структурными элементами в организации взаимодействия. А средством достижения поставленных целей является выбор форм и методов взаимодействия.

Выбор содержания, форм и методов для осуществления взаимодействия принадлежит школе. Они зависят от общественных установок и устремления родителей, а также от конкретных задач, стоящих перед школой и семьей на данном этапе.

Многие ученые (А.Т. Журбина, Ю.А. Генварева и др.) классифицируют формы взаимодействия на индивидуальные и групповые, другие же исследователи (И.В. Гребенников, И.А. Хоменко и др.) [10] рассматривают формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения, консультирования родителей.

Процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников осуществляется через активные формы организации деятельности.

Они делятся на традиционные и нетрадиционные формы.

Таблица 1.1 Традиционные и нетрадиционные формы воспитательного процесса школьного учебного заведения и семьи

Читайте также: