Опытно экспериментальная деятельность в младшей группе детского сада
Обновлено: 06.07.2024
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы
Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента
Задачи:
- Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
- Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
- Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
- Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
Длительность: Сентябрь 2016 - май 2017 года (долгосрочный).
Подготовительный этап:
- Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
- Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап:
- Планирование занятий на период с сентября 2016 по май 2017 года.
- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
- Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
- Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы
Совместное
элементарное
экспериментирование
(содержание)
Тонет, не тонет, плавает
Развитие восприятия, воображения, логического мышления;
Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка
Мокрый песок принимает любую нужную форму"
Ноябрь
Формировать умение определять температуру веществ и предметов
Выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Декабрь
Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
Познакомить со свойствами воды (замораживание). Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.
Материал: банка с водой
Вода превращается в лед при низких температурах.
Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести
Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;
Развитие мелкой моторики;
Развитие логического мышления
Познакомить с одним из свойств воды
Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой
Февраль
«Пластмасса, ее качества и
Пластмассовые стаканчики, вода, спички
Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества и свойства
Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)
Март
Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа
Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря
Развитие восприятия, воображения;
Развитие речи (обогащение словарного запаса);
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие логического мышления
Материал: тазик, бумага
Материал: трубочки, стаканы с водой
Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода
Резина, её качества и свойства.
Май
Почему песок хорошо сыплется?
Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце
Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.
Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.
Планирование работы с родителями на тему:
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Выставка поделок из природного материала изготовленных совместно с родителями
Список использованной литературы:
5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.
6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.
Материалы и оборудование: 3-4 разных вида ягод разного цвета (малина, черная смородина, черный виноград, кусок арбуза.); листы фильтровальной бумаги, прозрачные пластмассовые стаканчики, пластмассовые ножи по количеству детей; клеенка, лупа.
Ход: педагог предлагает детям отгадать ягоду на вкус. Спрашивает, откуда берутся ягодные соки, как они получаются, почему они разного цвета? Предлагает детям рассмотреть ягоду через лупу, а потом самостоятельно выдавить сок из ягод в стаканчик. Цвета соков сравнивают- все они имеют разный цвет. Педагог предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.
Содержимое публикации
Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе
Пояснительная записка.
Познавательная активность у детей младшего дошкольного возраста не возникает сама по себе, ее необходимо развивать, и очень эффективным методом в развитии познавательной активности является игровая деятельность (дидактические игры, игры с природным материалом, игры с правилами).
Современные дети живут в эпоху развитых информационных технологий и компьютеризации. В стремительно изменяющейся жизни человеку необходимо не столько владеть знаниями, но и в первую очередь добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно, творчески.
Минус самостоятельного опыта — это опасность: мелкие, колющие и режущие предметы. Экспериментируя со своим телом, ребенок может затолкать в рот, уши, ноздри мелкие предметы, а также поранить себя острыми предметами. Жидкость можно попробовать на вкус, поэтому об этом никогда не стоит забывать. Что опасно для жизни ребенка, исключите из уголков эксперимента или проводите эксперимент вместе с ним, но материал, опасный для жизни, храните в недоступном месте.
Во второй нашей младшей группе дети наблюдали сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Для показа взаимосвязи живой и неживой природы обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится.
Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из-под крана – чистая. Если воду из-под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Цель: ознакомление со свойствами песка.
Ход:у вас на столе лежат тарелочки с песком. Сейчас мы рассмотрим песок. А поможет нам в этом необычный предмет? Лупа. Рассмотрите, через лупу из чего состоит песок. Что вы видите?
Песок состоит из маленьких песчинок, полупрозрачных, круглых, не прилипающих друг к другу.
А теперь внимание! Полейте песок в стакане водой. Куда делась вода? Молодцы правильно. Значит, песок пропускает воду.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Опытыпроводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют разные материалы, и узнают много интересных и радостных открытий было ими сделано.
Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Цель: развитие обоняния у детей.
Ход игры:
Ребенок с помощью обоняния должен определить, чем пахнет игрушка (луком, чесноком, лимоном, ванилином и другими веществами). И посадить малыша в домик с нужной картинкой.
Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (лук, чеснок, лимон, ванилин и другие пахучие вещества), картинки с изображением веществ, поддон с ячейками, украшение для киндеров.
Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход игры – эксперимента
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
- Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
- Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
- А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё). Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Цель: развитие зрительного восприятия и тактильных ощущений.
Материалы: рамка из картона, цветная ткань, сетка, полиэтилен, цветной скотч, клей.
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист
Ход игры – эксперимента
Водяные человечки
Целый день плескались в речке.
А потом залезли в тазик
Искупаться ещё разик.
В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.
Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно находить пару, развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Ребенку нужно найти кто с кем дружит. Но он это должен сделать с помощью слуха. После того как малыш найдет двух одинаково звучащих зверей ему нужно посадить их в автобус парами.
Материалы: коробочки от киндеров, наполнитель (горох, монеты, крупы, сахар). Немного фантазии чтобы игра была привлекательной для ребенка.
Благодаря экспериментам и опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения, делятся своими впечатлениями. Большую радость, удивление и восторг они испытывают от своих маленьких открытий.
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.
Материал: ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.
Ход игры – эксперимента
Ветер дует-задувает,
Волны в море поднимает.
Море синее бурлит,
Недоволен папа-кит:
«Ну, на что это похоже!
Мой китёнок спать не может!
Ветер очень громко воет –
Не даёт нам всем покоя!
Соглашается китиха:
«Надо, чтобы стало тихо!
Ветер, ветер, не гуди,
Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Несложные опыты и эксперименты можно легко организовать. Для этого вам потребуется немного усилий, желание и фантазия. Но не забывайте любой эксперимент должен быть безопасным! Спасибо за внимание, всем удачных экспериментов!
Описание: Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности о воздухе и его свойствах, для детей младшего дошкольного возраста. Проблема НОД: помочь Винни Пуху, так как его шарик воздушный лопнул, и он не знает, что подарить своему другу Пяточку. В ходе НОД дети узнают что воздух: прозрачный, легкий, бывает теплый и холодный.
Цель:
2. Развивающие:
• Развивать экспериментальный интерес к проведению опытов, речь, внимание.
• Развивать логическое мышление, познавательно – исследовательскую деятельность.
• Способствовать развитию интереса к самостоятельной познавательно – исследовательской деятельности.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес и желание заниматься в дальнейшем опытно – экспериментально деятельности
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, подведение итогов и результативность НОД.
Материал: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары ; трубочки для коктейля (по количеству детей) ; стаканчики с водой (по количеству детей)
Воспитатель: Дети, к нам кто-то стучится? Давайте посмотрим
Вношу куклу Винни Пуха с надутым шариком
Винни Пух: Здравствуйте ребята, а посмотрите, что у меня есть. Это не простой шарик, это подарок, а вы знаете кому я его хочу подарить?
Дети: мне, мне
Винни Пух: А вот и нет, я иду к Пяточку на день рождения и несу ему в подарок вот этот шарик
Шарик лопается в лапках Винни Пуха и сдувается
Винни Пух: Ой, беда, кА же я пойду сейчас к моему другу Пяточку, Ууууууу, плачет
Воспитатель: Ребята, а что же произошло с шариком
Дети: Лопнул
Воспитатель: А как нам помочь Винни?
Дети: Надуть
Винни Пух: А чем его надуть можно подскажите мне, пожалуйста
Дети: Воздухом
Винни Пух: а что такое воздух? И кому он нужен?
Дети: Это тем, чем мы дышим и нужен он всем: и людям и животным, и растениям
Воспитатель: А я вам предлагаю поймать воздух и показать Винни Пуху, а вы мне не подскажите как это можно сделать?
Дети: Не знаем
Ловим воздух руками, но ни чего не получается
Воспитатель: Тогда давайте возьмем вот эти пакетики и поймаем воздух
Опыт с целлофановым пакетом для ловли воздуха
Воспитатель: Ну что, поймали, а какого он цвета?
Дети: Прозрачный
Подвести детей к выводу по опыту
Воспитатель: А почувствовать воздух можно, как вы думаете ребята?
Дети: Можно
Воспитатель: Подставьте ладошку перед лицом, губы сделайте трубочкой и подуйте на ладошку, теплый или холодный поток воздуха?
Дети: Холодный
Воспитатель: А теперь раскройте рот пошире и выдохните сильно - сильно, какой поток воздуха?
Дети: Теплый
Опыт с дыханием на ладошку (теплый и холодный поток воздуха)
Воспитатель: А давайте посмотрим что это перед нами лежит?
Дети: Веера
Воспитатель: А для чего они нам нужны
Дети: Чтобы в жаркую погоду обмахиваться
Воспитатель: Давайте и мы с вами помашем на себя и почувствуем поток воздуха.
А какой он – теплый или холодный?
Дети: Холодный
Воспитатель: Так напомните мне, каким еще бывает воздух?
Дети: Теплый и холодный
Опыт с веерами
Винни Пух: Ух, ты, значит воздух прозрачный и бывает теплыми холодным. Ой, посмотрите, какие - то стаканчики стоят и еще и трубочки в них. Это наверное коктейль какой-то.
Воспитатель: Нет, милый Винни Пух, это не коктейль. Это атрибуты для следующего опыта с воздухом. Давайте возьмем стаканы и подуем в трубочку, что происходит?
Дети: Пузырьки образовались
Воспитатель: А как вы думаете, что это за пузырьки?
Дети: не знаем
Воспитатель: Это тоже воздух, он очень легкий и поэтому поднимается вверх и не задерживается в воде. Так какой еще воздух?
Дети: Легкий
Опыт на определение легкий или тяжелый воздух
Воспитатель: Ребята, а вот еще нам задание, посмотрите, перед нами лежат два воздушных шара. Только в одном налита вода, а в другом есть только воздух. Как вы думаете, какой легче шарик?
Дети: без воды
Опыт с двумя шарами: с водой и второй наполнен только воздухом
Фиксируем знания о воздухе: прозрачный, легкий, холодный и теплый наводящими вопросами
Винни Пух: Ну ни чего себе как много я узнал о воздухе сегодня. Но мне пора идти к Пяточку на день рождения
Воспитатель: Но милый Винни Пух, как же ты с пустыми руками пойдешь на день рождения, нужен подарок!
Винни Пух: А у меня его нет, да и шарик лопнул, что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему Винни Пуху, у меня есть шарики, но они могут улететь, так как нет у них веревочки. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте веревочки таким цветом, какой шарик и тогда у нас получится большой букет из воздушных шаров.
Дети рисуют веревочки для шариков, объединяя их в один большой букет их них
Винни Пух: Ой, спасибо, красота, вот теперь то и не стыдно без подарка идти в гости к другу Пяточку. Ребята спасибо еще раз, что рассказали мне столько много о воздухе, я и Пяточку расскажу, что воздух прозрачный, легкий, теплим и холодным бывает. Ну а мне пора, до свидания, ребята, до новых встреч!
Воспитатель: До свидание Винни Пух
Дети: До свидания!
В конце НОД фиксируем знания о воздухе: прозрачный, легкий, холодный и теплый наводящими вопросами. Выводы делают сами дети, воспитатель играет пассивную роль.
Читайте также: