Опыт организации внеурочной деятельности по обучению основам безопасного поведения на дороге в доу

Обновлено: 05.07.2024

Конференция: Современные технологии в обучении

Автор: Козлова Людмила Александровна, Халимбекова Урайнап Умаровна, Сутормина Наталия Александровна

Населенный пункт: Тамбовская область, г. Тамбов

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами личной безопасности подразумевает овладение элементарными нормами и правилами безопасного поведения на улице, дома и в природе, а также формирование основ здорового образа жизни.

В процессе обучения дошкольников правилам безопасного поведения реализуется ряд задач:

Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Приобщать к здоровому образу жизни.

Данные задачи можно решить при помощи образовательных технологий, а именно:

технологии проектной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии. Основной акцент уделяется формированию у детей привычки заботиться о своем здоровье. Для этого применяются: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики, упражнения на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки.

Игровые технологии – это использование игр и игровых упражнений; соревнований, драматизаций, конкурсов, ребусов, кроссвордов, головоломок, выставок детских творческих работ, тематических и досуговых мероприятий, развлечений, целевых прогулок.

Применение информационно-коммуникационных технологий способствует формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников. ИКТ используются для подбора иллюстративного и дидактического материала, для методического сопровождения образовательного процесса по данной теме. Дети с большим интересом смотрят презентации, видеофильмы, а затем рассказывают об увиденном.

Педагогическая ценность личностно-ориентированной технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности. Используя данную технологию, педагог стимулирует творческую самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников.

Проектная технология позволяет решить ту или иную образовательную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, использование современных технологий в работе приводит к наиболее эффективному решению образовательных задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Литература

4. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство – пресс 2003.

5. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.

содержащая передовой опыт, достижения в области образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге.

Автор: Торбик Ольга Викторовна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Педагогический стаж работы: 14 лет

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребёнок с раннего детства становится участником дорожного движения. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, так как причиной дорожно - транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Данная методическая разработка посвящена проблеме обучения детей основам безопасного поведения на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования, а также родителей детей, так как в ней представлены разнообразные виды детской деятельности, направленные на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.

Содержание

1. Основная часть…. 7

Технология опыта

Результативность опыта

Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно – транспортных происшествий с участием детей. Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что – то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах.

Необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с ребёнком находятся родители, воспитатели детского сада, которые обязаны научить его жизненно важным правилам. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни. Важную роль в изучении правил дорожного движения принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Ведь дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения через дидактические игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение правил дорожного движения может сформировать безопасное поведение на дорогах.

Новизной и отличительной особенностью является - система деятельности дошкольного учреждения по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;

- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах;

- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.

Данная цель реализуется посредствам работы в следующих направлениях:

- Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения;

- Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности безопасному поведению на дороге;

- Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей;

- Обогащение предметно – развивающей среды группы.

1. Основная часть.

Технология опыта

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребёнок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.

Ведущая педагогическая идея заключается в приобщении ребёнка – дошкольника к социально выработанным нормам поведения на дорогах и в транспорте.

Работа по обучению правилам дорожного движения представляет из себя передачу информации, решение проблемных ситуаций с учётом возраста детей через игровую информацию, общение, художественную литературу.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра.

В процессе обучения детей основам безопасного поведения на дороге нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями, поэтому я значительное место отвожу практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на дорогах и улицах принадлежит родителям, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Родителям предложены рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения. Я стремлюсь обеспечить своим воспитанникам универсальное, качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.

Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.

В своей работе, воспитывая дошкольников, применяю такие методы, как: пример, убеждение, упражнение, поощрение. Ведь в дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя.

На улице можно находиться только с взрослыми и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно : в процессе игр, прогулок, специальных упражнений развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликации и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Работая с детьми, использую следующие принципы воспитания и обучения :

Принцип наглядности – традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Во второй младшей группе мы продолжаем работу по расширению представлений об окружающем мире; учимся понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко. Организую и постепенно направляю познавательную деятельность детей на предметы, явления и

события, которые не только способствуют развитию представлений об

окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Знакомимся с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Дети узнают, что люди ездят в легковых

автомобилях, автобусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер.

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения организовываю так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях, прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.

Весь материал для работы с детьми поделила на группы:

Вторая группа - игры на развитие логического мышления: кроссворды, лабиринты, ребусы, которые способствуют формированию интеллектуальной активности детей.

В шестой группе объединила материалы в помощь воспитателям и родителям. Это конспекты занятий, развлечений, консультаций, доклады, папки-передвижки.

Чтобы не останавливаться на достигнутом, я постоянно повышаю свои знания. Это и тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры занятий, вечера развлечений, досуги.

В группе находятся обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по правилам дорожного движения, наглядные учебные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный, дидактический материал, макеты улиц, схемы, презентации, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы одетые в форму регулировщика; необходимые

атрибуты для управления движения - жезлы, светофор, методическая художественная литература, библиотечный фонд,

литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений.

Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр; смотры на лучшую группу в работе по ПДД. Разрабатываются материалы по работе с родителями (анкеты, тесты и другие материалы).

В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

В этих целях широко использую:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;

- родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;

- деловые игры и тренинги;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;

- совместные праздники и развлечения;

- выпуск стенгазеты для родителей.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения, именно руками родителей были изготовлены красочные костюмы для агитбригады, созданы и установлены макеты машин.

Тесное сотрудничество родителей и педагогов, единые требования воспитателей и родителей обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге.

Результативность опыта.

Анализ результатов целенаправленных наблюдений показывает, что у дошкольников сформировано понимание значимости соблюдения правил дорожного движения. В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у детей возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни.

В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения. А главное отсутствие дорожно – транспортного травматизма среди детей.

Результативность работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Показателями эффективности нашей работы являются:

- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едены для детей и взрослых. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Система деятельности моей работы по обучению воспитанников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов показала положительную динамику и результативность работы.

Использованные в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили сформировать у ребёнка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

2. Ахмадиева Р. Ш., Воронова Е. Е., Минниханов Р. Н. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. ГУ, НЦ БЖБ, 2008.

3. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - 4 изд. - М. : Просвещение, 2004.

4. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый. – Ростов-н/ Д: Феникс, 2006.

5. Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3- 7 лет. - М. : мозайка- синтез, 2009.

7. Справочник по безопасности дорожного движения. Институт экономики транспорта. – Осло, 1996.

8. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : ТЦ Сфера 2007.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики

Методическая разработка из опыта работы ко Дню космонавтики Актуальность. Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное,.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения

План работы факультатива с детьми 6–7 по обучению правилам безопасного поведения Задачи: Расширять и углублять представления детей : - об основах безопасного поведения на дороге; - о правилах дорожного движения, о расположении.

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах

Уголок по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах В нашем детском саду прошел смотр конкурс уголков по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Цели смотра конкурса: * формирование.

sandwich-btn

Всего добавлено работ:

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 06.03.2022 года.

Теперь без регистрации

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Викторины для дошкольников и младших школьников

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

В разработке (80% готовности)

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

В разработке (80% готовности)

Дата публикации: 07.10.20

Автор:
Бакеева Анна Леонидовна воспитатель, МБДОУ детский сад №4 "Ягодка", Челябинская область город Чебаркуль

Способы оплаты

Линии

© 2022 Педагогика XXI век
Центр организации конкурсов и олимпиад

При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Администрация Уйского муниципального района

Цели: формирование представлений о правилах безопасного поведения на дороге.

Образовательная:

-научить переходить улицу по правилам дорожного движения;

-формировать навыки выполнения правил поведения учащихся на улице и дороге.

Развивающая:

- развивать память, логическое мышление, умение использовать правила дорожного движения в повседневной жизни.

Воспитательная:

-воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, цветные карандаши, раскраска с изображением светофора, картинки-знаки дорожного движения, жетоны красного, зелёного, жёлтого цвета.

Ход занятия

Подведение итогов. Рефлексия

-Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране. В этой большой красивой стране много улиц. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому, что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг, который и пригласил нас в эту страну. Но для начала, нужно отгадать загадку.

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

-А зачем он нужен, ребята?

-У светофора есть три сигнала огонька. Какие это?

Красный свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!;

Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;

-Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?

-Твоя задача – правильно расставить по порядку все цвета светофора. Итак, начинаем!

-Посмотрите, ребята, правильно он сделал?

-Молодец, садись! А еще светофор приготовил для всех загадки. У него есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?

-Итак, первая загадка, слушайте внимательно!

По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход –

-Ребята, посмотрите, правильно? Зачем нужен этот знак?

Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дроги нет!

-Правильно ребята, посмотрите? А о чем говорит нам этот знак?

В белом треугольнике

С окаемкой красной

Этот знак дорожный

Знают все на свете

-Ребята, кто поможет его найти?

-А о чем говорит нам этот знак?

-А где обычно ставят такие знаки?

-Вот видите, сколько помощников на дороге у светофора! А сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?

(дети шагают)

(имитируют управлением рулем)

(круговые движения плечами)

Нажимаю на педаль

(сгибают ногу в колене)

И машина мчится в даль.

(бег на месте)

- Ребята, а какие виды транспорта вы знаете?

-Какой транспорт относится к наземному виду?

-Какой транспорт относится к воздушному виду?

-Какой транспорт относится к водному виду?

-Ну что ребята, нам пора заканчивать наше путешествие, а чтобы закончить его нам нужно правильно закрасить сигналы светофора.

-На столах у вас лежат листочки с изображением светофора, вам необходимо закрасить каждый сигнал соответствующим цветом.

-Какими цветами будете закрашивать?

-О чём мы говорили сегодня на занятии?

- А сейчас я предлагаю вам оценить наше сегодняшнее занятие, для этого вам необходимо выбрать жетон нужного цвета и поднять соответствующий цвет сигнала светофора:

Читайте также: