Опыт организации внеурочной деятельности классными руководителями в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Задачи дополнительного образования в школе. Отличительные черты организации внеурочной деятельности. Физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, социально-педагогическое и общеинтеллектуальное направления внеурочной работы.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.09.2017
Размер файла 27,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Опыт организации внеурочной деятельности в начальной школе

С сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на ФГОС НОО, где одной из отличительных особенностей является предъявление требований к организации внеурочной деятельности младших школьников.

Многие школы, как-то скептически отнеслись к введению внеурочной деятельности. А мы очень обрадовались, что в наших условиях, в сельской местности, с таким маленьким финансированием, можно разнообразить дополнительное образование.

Воспитание и обучение должны находиться в неразрывной связи. Для их объединения школа организовала учебную, познавательную деятельность учащихся так, чтобы и она могла стать системообразующей в воспитательной системе. Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребёнок, формирование союза единомышленников - учителей, учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволяет нашим воспитанникам самоутверждаться и самореализовываться.

Задачи дополнительного образования в школе

· Реализация потребностей и интересов детей.

· Осуществление личностно - ориентированного подхода к реб?нку.

· Выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика.

· Развитие совместной творческой деятельности.

· Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

· Обеспечение необходимых условий для личного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей.

· Адаптация обучающихся к жизни в обществе.

· Формирование общей культуры.

· Организация содержательного досуга.

За три года обучения по ФГОС НОО наша школа выработала систему по внеурочной деятельности, предоставила обучающимся возможность свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Отличительной чертой организации внеурочной деятельности в нашем ОУ является то, что мы не для каждого отдельного класса определили часы внеурочной деятельности, а объединили эти часы для всей начальной школы, т.е. в кружках одновременно занимаются учащиеся с 1 по 4 класс.

Работа с психологом (изучение индивидуальных особенностей, предпочтений, мотивации воспитанников)

Школа искусств (фортепиано)

В школе нет ни одного учащегося с 1 по 4 класс, который не посещал бы по своим интересам менее трёх часов внеурочной деятельности.

Реализовывают внеурочную деятельность сами учителя начальных классов, школьный психолог, старшая пионервожатая, педагоги школы искусств, педагоги спортивной школы. Каждый педагог разработал рабочую программу по своему направлению.

Также внеурочная воспитательная деятельность в школе включает в себя:

Физкультурно-спортивное направление - утренняя зарядка, динамические перемены, физкультминутки на уроках, Смотр строя и песни, Дни Здоровья, семейные спортивные праздники, Весёлые старты (3 раза в год в рамках месячников ЗОЖ - осень, весна, а также месячник патриотического воспитания - февраль).

Сельские дети звёзд с неба не хватают, но благодаря внеурочной деятельности могут что-то смастерить, спроектировать - вот тебе и индивидуальное достижение. Ученическое портфолио наполняется. У школьников появилась возможность под руководством учителя индивидуально заниматься за компьютером.

Родители вовлечены в образовательный процесс, во внеурочную деятельность с помощью следующих форм деятельности:

· открытых уроков и внеклассных мероприятий;

· помощи в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы и класса;

· классных и общешкольных родительских собраний.

И теперь, когда проходят классные и школьные мероприятия, родители у нас не просто зрители. Они задействованы вместе со своими детьми. Они актёры, лекторы, экскурсоводы и просто добрые мамы и папы.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственного видения внеурочной деятельности. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

(Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки.)

1-е задание

(На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3-4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика -- в пределах двенадцати человек -- то есть смысл дать слово всем.)

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность -- это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

- Внеурочная деятельность -- это волшебное блюдо, которым, сколько ни ешь, насытиться невозможно.

2-е задание

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность -- это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

- Внеурочная деятельность -- это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность -- это длинный путь, на котором происходит множество встреч, появляется много попутчиков.

- Внеурочная деятельность -- это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее держится человек.

Внеурочная деятельность -- это прокладывание маршрута в человеческом море.

Примеры метафор:

- Внеурочная деятельность - это птицы, парящие под облаками, собирающиеся в стаи, помогающие друг другу в дальних перелётах.

- Внеурочная деятельность - это зайчата - листопаднички, которым всё интересно и любопытно.

Внеурочная деятельность - это ранняя весна, когда всё в природе просыпается, оживает и расцветает.

Внеурочная деятельность - это разноцветная радуга, появляющаяся ранним утром после дождя.

- Запишите, пожалуйста, любые 2-3 буквы русского алфавита. Придумайте слова на эти буквы, которые бы охарактеризовали ваше отношение к данному мастер-классу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Организация внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС НОО

Из опыта работы

Каменевой Натальи Ивановны,

Биробиджан, 2013

Составитель

Конькова Н.Л., старший преподаватель кафедры педагогического менеджмента ОблИПКПР

Ответственный редактор

Файн Т.А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогического менеджмента ОблИПКПР, действительный член РАСН, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования

Ответственный за выпуск

Корниенко Е.Л., зав. редакционно-издательским отделом ОблИПКПР

Компьютерная верстка

Серга Т.Н., технический редактор ОблИПКПР

В настоящем сборнике представлен опыт работы Натальи Ивановны Каменевой, учителя начальных классов. Сборник содержит материалы из опыта работы по организации внеурочной деятельности с младшими школьниками, разработки внеклассных мероприятий, проекты школьников по различной тематике.

Данные материалы могут быть полезны учителям начальных классов, классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений.

Наталья Ивановна использует системно - деятельностный подход в образовательном процессе, при котором ученик наряду с учителем выступает в качестве активного субъекта учебно-воспитательного процесса. Внимательное отношение к личностным качествам детей, их интересам, желаниям и потребностям позволяет педагогу достичь необходимого для моделирования процесса общения, непосредственного контакта с учащимися, создания доверительной и открытой атмосферы урока и внеклассного мероприятия, где возможна дискуссия, столкновение разных точек зрения, где любое, даже, казалось бы, ошибочное мнение имеет ценность и находит достойное место в процессе познания.

В своей педагогической деятельности Наталья Ивановна активно использует разнообразные формы и методы организации творческой деятельности: мультимедийный урок, видео-урок, урок-праздник, урок-путешествие, интегрированный урок; во внеурочной деятельности: конкурсы, викторины, выставки рисунков и поделок, коллективные творческие дела, праздники, классные часы, исследовательскую деятельность, проекты, что позволяет педагогу осуществлять интеграцию учебной и внеучебной деятельности и метапредметный подход.

Педагог в системе организует индивидуальную работу по подготовке учащихся к олимпиадам школьного и городского уровней, работу с дистанционными олимпиадными работами, имеются призеры. Ее ученики активно участвуют и занимают призовые места в научно-практических конференциях, в конкурсах школьного и городского уровней.

Наталья Ивановна владеет знаниями и умениями, соответствующими требованиям новых образовательных стандартов. Владеет достаточными знаниями в рамках программного материала, показывает уверенное ориентирование в содержательной основе, умение применять знания в практической деятельности по предметам учебного плана начальной ступени обучения и программам внеурочной деятельности.

Наталья Ивановна постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство, принимает активное участие в семинарах, методических объединениях школьного, городского и областного уровня.

Конькова Н.Л., старший преподаватель кафедры

педагогического менеджмента ОблИПКПР

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Сегодня важно правильно понимать, что есть стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это, с одной стороны, гарантированное предоставление ученику, студенту, семье качественных образовательных услуг, а с другой – гарантий работнику сферы образования .

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в нашей школе, и как они применяются конкретно в 1б классе, классным руководителем которого я являюсь в данный момент?

В образовательном плане нашей школы направлениями внеурочной деятельности являются:

Автор: Савченко Ирина Викторовна

Организация: МБОУ СОШ №8 им. М.А. Саксеева

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Усть-Лабинск

Внеурочная работа – эффективное средство сплочения детей в коллектив, развития социальных качеств, таких как коммуникативность, умения руководить и подчиняться, умения и стремления жить в мире друг с другом.

Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Для учащихся занятие внеурочной деятельностью - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, а значит, новые обязанности и ответственность; это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий, в том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т. д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий и т. д.

На одном из занятий осенью мы с детьми ходили на экскурсию. Дети собирали листья, а потом вместе мы сделали великолепные картины из листьев. Эти шедевры украшали некоторое время стены нашего кабинета. Осенью мы посетили городскую выставку цветов и оформили в классе фото-выставку.

Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие общеучебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные.

Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям). Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальные учебные планы внеурочной деятельности могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Одной из главных наших задач является работа с родителями. Если мы сумеем убедить родителей, что занятия в наших кружках необходимы для дополнительного развития их малыша, то это 80 % успеха. Дети младшего школьного возраста, как правило, доверяют выбору и предпочтениям своих родителей. Увлеченные и убежденные родители приведут к нам своего малыша, а наша задача увлечь его.

Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. В новом ФГОС предполагается, что в начальной школе, изучая предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной и творческой деятельности. А участие родителей в жизни класса должно стать значимым и более активным. Уверенность родителей в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Система внеклассной работы должна быть направлена на развитие социальной активности младших школьников, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий, мероприятий и методик работы создает условия для формирования социальной активности личности. Качественно организованное, продуманное и разработанное мероприятие способствует у младших школьников развитию познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей и умение находить самим необходимую информацию для организации мероприятий

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности уже имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики - активные участники всех школьных и сельских мероприятий.

Список используемой литературы:

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
  2. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
  3. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 7. - С. 23-26.
  4. Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.

Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Организация внеурочной деятельности в классе в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы).

Пегушина Юлия Владимировна,

учитель начальных классов

В настоящее время внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Она является важной, неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся младшего школьного возраста.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

В нашем классе в начале учебного года на первом организационном собрании проводится мониторинг родителей с целью выявления, в каких учреждения дополнительного образования занимаются их дети и по каким направлениям в школе они хотели бы посещать внеурочные занятия.

По итогам этого опроса формируются группы детей, которые будут посещать те или занятия дополнительного образования, составляется расписание занятий внеурочной деятельности. Внимание уделяется тому, чтобы каждый ребёнок имел возможность получать дополнительное образование в школе или на базе учреждений дополнительного образования. При составлении расписания учитывается занятость детей в других учреждения дополнительного образования (музыкальная школа, школа искусств, спортивные школы, секции и т.д.).

Внеурочная деятельность в нашем классе включает в себя:
1. Спортивно-оздоровительное направление.

Библиотечные занятия проводят сотрудники детской экологической библиотеки еженедельно на базе своего учреждения. В течение месяца проходит 4 разных по содержанию и форме занятия.

Читайте также: