Опыт организации продуктивной деятельности в доу за рубежом

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время сложились системы дошкольного образования в большинстве стран мира. Нужно отметить, что система дошкольного образования в любой стране развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом. В разных странах уровень дошкольного образования неодинаков.

Это объясняется многими причинами:
- отношением государства и общества к воспитанию дошкольников;
- социально—экономической ситуацией в обществе;
- традициями и культурой страны;
- климатом и др.

Дошкольное образование в зарубежных странах рассматривается как необходимая программа для психологической и педагогической поддержки индивидуализации и положительной социализации детей.

Япония - страна детей. Точнее, страна, где царит культ детей. Здесь очень развита дошкольная образовательная система — помимо многочисленных кружков и секций, направленных на выявление талантов и способностей у каждого ребенка, наблюдается серьезное отношение к состоянию здоровья всех детей. В каждом детском саду имеется штат медработников (куратор здоровья, фармацевт, терапевт), а практически все детские сады имеют бассейны, которые можно посещать во время каникул.

В Японии действуют три главных принципа в воспитании детей.

Во-первых, детям надо как можно больше уделять времени.

Во-вторых, надо делать все для того, чтобы малыши не плакали: плачущий ребенок - самое большое огорчение для японца.

В-третьих, ни в коем случае не ругать детей при посторонних.

В воспитательном процессе японцы придерживаются таких принципов: до 5 лет ребенку позволяют все, к нему относятся как к императору, с 5 до 15 - как к рабу, воспитывая в строгости, и с 15 - как к равному. Воспитанием ребенка в японской семье традиционно занимается мама

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн -государственный ясли-сад, в который принимают детей с трех месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 часов в день. , а потом два раза в год подтверждать, что служебная нагрузка остается на прежнем уровне, и это требование - согласно проведенным в стране опросам - является главным недостатком дошкольного образования в Японии. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4 часов в день.
Детский сад и ясли - это места, где дети проводят большую часть своего времени и где, соответственно, оказывается влияние на формирование их характера. Основной целью, ставящейся перед детским садом, является " умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрытию их индивидуальных способностей в полной мере" (Такова общая цель, которая ставится перед всеми детскими садами страны

В Германии дети могут спокойно поступать на обучение в любой садик, без справок и анализов. Не закрывают садики и на карантин — просто предупреждают родителей о вспышке заболеваний. Нет никаких ограничений для детей, которые хотят заниматься друг с другом, вне зависимости от здоровья, возможностей и талантов. Аналогично дошкольное образование в Дании и практически в полной мере дошкольное образование в Голландии.

В США дети с пороками физического или психического развития находятся в одних группах с обычными детьми. Для таких детей выделяются специалисты-педагоги, которые помогают таким детям справляться с аналогичными ситуациями, которые возникают и у других членов группы.

Одна из самых развитых систем ДОУ в Китае. Особое внимание уделяется зрению детей, выработке эстетического восприятия, создаются отличные условия для физиологического и психического развития. Педагоги формируют истоки культуры и манер у детей, помогают им социализироваться, изучаются культурные особенности страны и её традиции.

Дошкольное образование в Швейцарии считается одним из лучших в Европе, благодаря своим традициям, качеству преподавания и истории ДОУ. Тут работали многие последователи Марии Монтессори, а также Рудольф Штайнер, Иоганн Песталоцци и другие известные педагоги. Немецкие кантоны уделяют внимание общему развитию детей, а во франко-итальянских — подготовке ребенка к последующему обучению в школах.

Дошкольное образование в Швеции делает главный упор на общем развитии детей, успехи которых не оцениваются по специальным шкалам и уровням. Особое внимание уделяется коллективизации детей, а также прививанию уважения ко всем окружающим. Все дети много времени проводят на свежем воздухе, вне зависимости от погодных условий. В Скандинавии закреплено подобное дошкольное образование в Норвегии.

Дошкольное образование в Латвии направлено на подготовку детей к последующему обучению в школах — учитывается, что ДОУ являются частью общей образовательной системы, поэтому ребенка необходимо должным образом готовить (в психологическом плане и в плане развития) перед поступлением в школу. Дошкольное образование в Венгрии и ряде других восточноевропейских стран практически ничем не отличается по своим особенностям от латвийской системы.

Интересно дошкольное образование в Индии — там нет привычных в понимании европейца детских садов. Есть или специальные заведения, где можно оставить детей на целый день, или подготовительные школы, в которых ребенок должен обязательно обучаться перед поступлением в школу. Особое внимание отводится подготовке ребенка перед школой, а также углубление общих знаний.

Дошкольное образование в Мексике во многом схоже с европейской и американской системой — дошкольные учреждения доступны для всех людей, а программа обучения в них является обязательной, поскольку ДОУ являются частью общей системы образования государства. Внимание уделяется личностному развитию детей, а также их социализации и прививании необходимых в дальнейшей жизни коммуникативных навыков.

ДОУ в Центральной и Южной Америке практически идентичны (в частности, аналогично мексиканскому дошкольное образование в Бразилии).

Американская система воспитания формировалась под воздействием европейской и носит английский характер, хотя и сильно измененный демократизмом. Развитие характера также составляет одну из главнейших целей американского воспитания: патриотизм, привычка участвовать в политической жизни общины и общинное самоуправление рано развиваются у американских школьников. Семья - главная ценность. Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры.

Отметим, что в большинстве стран система дошкольного образования схожа. Существуют и нюансы, которые делают образование отличным друг от друга (например, возрастные границы дошкольного возраста), однако главный принцип сохраняется во всех странах — предоставление детям необходимых знаний и создание оптимальных условий для психического и физического развития.

Задачи, поставленные западной системой образования перед педагогикой, основываются на ситуативном подходе к организации образовательного процесса, который ориентирует педагогику в сторону жизненных ситуаций, происходящих у детей, тем самым проводя обучение близкое к реальной жизни.

Основными характеристиками ситуационного подхода называют:

  • Полное взаимодействие между игрой и обучением ребенка;
  • На основе ситуативного анализа происходит планирование обучающего процесса.

Западная Германия, в связи с проблемами и изменениями в развитии образовательной сферы, отдала предпочтение новым типам учебных учреждений. Они подразумевают под собой интеграцию совместного воспитания и образования детей с нарушенной психикой и здоровой.

  • Необходимо улучшить физическое здоровье и общее психологическое состояние ребенка;
  • Поспособствовать воспитанию уверенности в себе;
  • Развить спонтанность и любознательность;
  • Сформировать ориентацию на успех в действиях;
  • Смоделировать у них понимание успешного поведения;
  • Улучшить взаимоотношение ребенка с его семьей;
  • Развить чувство собственного достоинства и значимости как индивидуальной личности.

Главными же задачами, которые ставятся перед педагогами, являются: эффективно содействовать в создании гармоничного эмоционального, умственного, физического процесса развития воспитанников, осуществлять социальное развитие детей, формировать у них навыки благоприятного поведения в обществе, организовывать деятельность детей, которая будет направленна на изучение и познание окружающего мира, выстроить плодотворные взаимоотношения между родителями и образовательным учреждением.

Рудольф Штайнер выдвинул идею, в основе которой лежали процессы, способные привести ребенка к контакту с окружающим миром, развитию его скрытых способностей и свойств.

Штайнер считал, что продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении не должна превышать 4-5 часов. Это было связано с тем, что более длительное нахождение ребенка в одной обстановке со сверстниками утомляло его, а длительное расставание с матерью усиливало психическое утомление, в результате чего может произойти психическая перегрузка мозга, что приведет к травмам и беспокойству.

Занятия должны проводиться в группах не больше 15-20 человек. Игры и занятия в детском саду должны постоянно сменять друг друга. Основой его идеи было гармоничное чередование групповых и индивидуальных занятий, таких как: изо, лепка, занятие на музыкальных инструментах, пение, один раз в неделю должны проходить занятия по эвритмии.

Эвритмия – это вид художественных занятий, который был разработан Рудольфом Штайнером. Эвритмия построена на конкретных закономерностях, которые адекватно выражаются телодвижениями, пластикой под музыку.

Человек состоит из многих стихий, которые могут проявляться через разнообразие доступных ему процессов. Чем больше процессов самореализации будет задействовано в дошкольном образовании, тем глубже и эффективнее будет происходить раскрытие в ребенке его потенциалов. Результаты в виде полноценных членах общества скажут больше, чем несоответствие с какими-либо взглядами на образование.

Использование зарубежного опыта в российском дошкольном образовании

Нововведения в образовательную сферу России привели к созданию нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных школ, детских учреждений.

В их структуре можно встретить такие характеристики, как:

  • Специфичные цели, содержание образовательного процесса;
  • Наличие добровольного выбора родителями и детьми образовательного учреждения;
  • Допустимая административная независимость;
  • Необычный климат и нравственная атмосфера, которая способствует более эффективной адаптации ребенка и его многостороннему раскрытию.

Мария Монтессори (1870-1952), начала свою практическую деятельность в детской психиатрической клинике, в период с 1895 по 1898 год, где занималась разработкой метода, помогающим развивать органы чувств у умственно отсталых детей. В период с 1899 по 1901 года занималась практической детальностью в школе Ортофреники, готовила педагогов для специальных школ, в которых обучались дети с физическими и умственными дефектами.

Предложенные Марией Монтессори методы были настолько эффективны, что после обучения по ним ребенок с психологическим отклонениями был более эффективнее в сдаче экзаменов, по сравнению со здоровым ребенком.

Эффективность зарубежного опыта в дошкольном образовании России

Под эффективностью следует понимать процент полезных членов общества с точки зрения всеобщего социально-общественного развития. Продуктивность и эффективность напрямую зависит от взаимоотношений между знаниями всего человечества, независимо от нации, веры исповедания, места развития этих знаний.

Человеческая личность многообразна по своему строению и развитию. Выработать гибкий и детальный план образовательного процесса, применяемый в дошкольных учреждениях, должно каждое государство, в том числе и Российское. Это поможет более эффективно сближать народы, не ущемляя их устоев и традиций.

Все достижения, присутствующие в настоящее время в быту Российского (и не только) человека, - заслуга симбиоза всех накопленных знаний мира, что доказывает максимальную эффективность заимствования знаний других стран планеты.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Идеи гуманизации педагогического процесса, системы дошкольного воспитания за рубежом, его основные направления. Детский сад в США: история и современность. Социальные проблемы и тенденции развития сферы дошкольного образования в Германии и Японии.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.11.2014
Размер файла 18,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подготовила: Смирнова Елена Владимировна

1. Коротко о дошкольном воспитании за рубежом

гуманизация дошкольный воспитание педагогический

2. Детский сад в США: история и современность

Где-то с 4-5 лет в группах ежедневно работают 10 дежурных. Первый отвечает за порядок в книжном уголке, второй - за подготовку к прогулке, третий - звонит в колокольчик, приглашает на занятия, четвертый - закрывает вместе с воспитателем дверь группы, пятый - носит ключ от группы на прогулке (это вырабатывает чувство ответственности), шестой - помогает воспитателю с больными детьми, седьмой - дежурит по столовой, восьмой - отвечает за игрушки, девятый - отвечает за спальную комнату, десятый - сообщает, к кому пришли родители. На табличке под десятью картинками - 10 фотографий. Ежедневно воспитатель выносит благодарность каждому дежурному.

По нашему мнению, такой подход к трудовому воспитанию детей развивает те личностные качества, о которых так много декларировала советская педагогика, но из-за административно-командного стиля взаимоотношений это не выполнялось.

3. Современное дошкольное образование в Германии

- беседы с пожилыми людьми;

- игровые полдники с семьями;

- праздники с бабушками и дедушками.

Как видите, большое внимание уделяется семье, в том числе бабушкам и дедушкам.

Не обходит вниманием немецкий детский сад игры и занятия по развитию рук (не случайно говорят, что немцы - мастеровой народ). Для этого в том числе проводятся пальчиковые игры: инсценировки рифмованных историй, сказок, шуток, образных движений при помощи пальцев.

4. Социальные проблемы и тенденции развития сферы дошкольного образования в Японии

- в детских садах практикуется целенаправленное воспитание лидеров. Каждый ребенок неоднократно становится лидером. За него голосуют, о нем все высказывают свое мнение прямо и открыто;

- огромное значение придается трудовому воспитанию. Вот что, к примеру, обязан делать ребенок 4-х лет:

- утром прикрепить себе значок дежурного;

- проверить численность детей в группе;

- раздать материал для занятий;

- при подготовке к приему пищи вытереть столы, накрыть их, обслужить сидящих за столом, убрать посуду после еды;

- перед возвращением домой снять значок дежурного и передать его следующему (без напоминания воспитателя). Так воспитывается организованность. А дети 5 лет убирают двор детского сада. Причем каждый ребенок занят этой работой в общей сложности 30 мин. В неделю;

- в японских детских садах ценится красота, художественное воспитание детей. Обращает на себя внимание декоративное убранство: стены часто драпируют паласами или цветными тканями, на которых легко прикрепляется детский рисунок. В оформлении преобладает сочетание глины, камня, дерева, сухостоя, пенопласта. В помещениях и на площадках с потолков свисают и покачиваются бумажные или пластиковые фонари, рыбы, драконы. На этом фоне идет разнообразная изобразительная деятельность. Занятия рисованием проводятся не только за столами. Нередко они переносятся в песочницы. Дети рисуют на песке иероглифы и изображения, а затем разворачивают вокруг этого драматизации. Крайне редко пользуются педагоги в изобразительном искусстве образцом (как это очень часто делается у нас). Вместо него превалируют описания, игры-загадки, игрушки, движения детей, предметы искусства и другой иллюстративный материал.

В заключение отметим, что группа японского детского сада рассматривается как модель демократического общества. Поэтому детский коллектив используется таким образом, чтобы не только индивидуальные способности каждого ребенка получили наиболее полное воплощение, но и для того, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его развития, приобрел опыт исполнения любой роли в коллективе его сверстников.

Таким образом, на немногочисленных примерах убеждаемся в том, что за рубежом в системе дошкольного воспитания действует непреложный закон - любить и понимать ребенка, вселять в него уверенность в своих силах. Этот закон на деле готовит детей не только к школе, но и ко всей последующей жизни.

Используемая литература

Подобные документы

Особенности организации дошкольного образования в США. Программа образования для детей грудного возраста в Китае. Порядок посещения дошкольных учреждений во Франции. Причины слабого развития детских садов в Германии. Цели дошкольного воспитания в Японии.

презентация [1,0 M], добавлен 10.05.2014

Особенности государственных и частных детских садов в Японии. Основные задачи системы воспитания и обучения. Проведение государственных и традиционных народных праздников. Содержание проблем японского дошкольного образования, направления его развития.

реферат [17,7 K], добавлен 23.08.2011

Система дошкольного образования в Японии, направления ее развития. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования. Масару Ибука - директор организации "Обучение талантов", принципы воспитания в его книге "После трех уже поздно".

контрольная работа [46,9 K], добавлен 26.06.2013

Изучение современной системы дошкольного образования Польши. Детский сад, ясли, семейный садик и дошкольные центры как основные типы дошкольных организаций в Польше. Образовательные программы и особенности системы частного дошкольного образования страны.

презентация [11,6 M], добавлен 21.03.2017

Возникновение дошкольного образования в России, история его развития и становления. Особенности дошкольного образования XIX - начала XX вв., опыт его организации в советский период. Направления развития современной системы дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольных учреждениях – яслях, детсадах, малышовых и подготовительных дошкольных центрах – общественных и частных заведениях для детей ясельного и детсадовского возраста.

В США существуют самые разные программы, рассчитанные на дошкольников. Как правило, это программы, ставящие своей задачей снижение влияния стрессогенных факторов на детей и обеспечение их развития. Одни программы рассчитаны на полный день, другие — на полдня. Существуют программы с гибким графиком, позволяющие родителям выбирать удобный для себя режим дня.

В большинстве дошкольных учреждений большое внимание уделяется скорее всестороннему развитию детей, чем приобретению ими спец. навыков. Организуются групповые игры, дети занимаются изготовлением поделок, рисованием, пением, музыкой, физ. упражнениями, прослушивают лит. произведения. До начала обучения грамотности упор делается на развитии устной речи.

По окончании дошкольного образования, в зависимости от штата, родители получают сертификат, в котором оцениваются общие достижения ученика. Это необходимо в ряде случаев для зачисления ребенка в начальную школу 1 .

Финская система школьного образования лидирует в европейских рейтингах последние 16 лет. Когда в начале XXI века Финляндия превратилась в мирового лидера в области школьного образования, это стало неожиданностью и для всего мира, и для самих финнов. Сейчас средний балл финских старшеклассников по чтению, математике и научной грамотности — один из самых высоких среди стран-участниц PISA. Тесты PISA оценивают результаты школьного образования. Но работа над этими результатами начинается задолго до того, как дети поступают в первый класс.

В Финляндии у каждого ребёнка есть законное право на качественное дошкольное образование. В Franzenia, как и в других детских садах, есть дети из семей с разным достатком. Максимальная плата — 290 € в месяц, для малообеспеченных семей — бесплатно.

В дошкольные центры ходят 40% детей до трёх лет и 75% детей от трёх до пяти лет. В необязательный подготовительный класс при школе поступают 98% детей 2 . Эта система сформировалась в 70-х годах, изначально — чтобы матери могли быстро вернуться к работе после рождения ребёнка. Сейчас детский сад стал важным элементом непрерывного образования.

Великобритания — страна с богатым опытом в сфере обучения и развития дошкольников. Дошкольное образование здесь предоставляется детям в возрасте от 2 месяцев до 5 лет, но большинство малышей начинают посещать дошкольные учреждения в 2—3 года. В настоящее время практически все дети 3—5 лет охвачены дошкольным образованием.

Дошкольное образование обеспечивают также нулевые или подготовительные классы школ (так называемые приёмные классы) и частные няни, многие из которых стремятся получить государственную аккредитацию. Наибольшей популярностью у родителей пользуются игровые группы, делающие акцент на социальном развитии ребёнка, а также ясельные школы и подготовительные классы как заведения прежде всего образовательного типа.

1  Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2011. 2  Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М.А. Васильева. М., 2015. 3  Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность: учеб. пособие. М., 2011.

Читайте также: