Определение вариантов встраивания технического контента в содержание образования в планы и ооп доу

Обновлено: 07.07.2024

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива ДОО, который можно условно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Исследование условий реализации ООП ДО

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь следует проанализировать име-ющиеся в ДОО условия (к кадровому, материально-техническому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению, развивающей предметно-пространственной среде) на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО.

Так, требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность ДОО квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

— в обеспечении эмоционального благополучия детей;

— поддержке индивидуальности, инициативности и самостоятельности детей;

— установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

— построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

— во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Благоприятными могут быть признаны кадровые условия, характеризующиеся наличием в ДОУ квалифицированных специалистов по всем заявленным направлениям работы. Нередко в ходе их анализа выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций, например научных сотрудников вузов, методистов институтов повышения квалификации и пр. Важными следует считать и наличие в ДОУ механизмов стимулирования работников, позволяющих привлечь значительную часть педагогического коллектива к разработке ООП ДО: дополнительное финансирование (например, в виде доплат и надбавок, премий); помощь в подготовке и прохождении про-цедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории; публикация авторских разработок и т. д.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить:

-уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их по-ложительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, со-ответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержку положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в про-цессе взаимодействия в разных видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

-защиту детей от всех форм физического и психического насилия;

-поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и ук-реплении их здоровья.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов: учебными пособиями и другими методическими и дидактическими материалами, периодическими изданиями по профилю профессиональной деятельности, достижениями передового педагогического опыта, базами и банками данных, программными средствами и т. д.

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

— соблюдению санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

— средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

— оснащенности помещений РППС;

— материально-техническому обеспечению ООП ДО (учебно – методические комплекты, оборудование, предметное оснащение).

Приведение данной группы условий в соответствие установленным требованиям позволит создать необходимую материальную базу и комфортную рабочую обстановку для эффективного протекания образовательного процесса.

Требования к финансовым условиям необходимы для реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. На этапе исследования условий реализации ООП ДО обязательно выявить степень соответствия имеющихся в ДОУ финансовых условий как ФГОС ДО, так и к задачам реализации конкретных программ. Необходимо создавать условия, позволяющие решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к созданию проекта программы как внутри ДОУ, так и со стороны, проведения экспертизы проекта ООП ДО и пр.

Особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде (далее — РППС) главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДОУ материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей и коррекции недостатков их развития.

Важнейшим фактором при организации образовательного процесса по ФГОС ДО служит создание условий, близких к естественным, поэтому РППС должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. На этапе исследования условий необходимо выяснить, соответствует ли оснащение пространства организации, группы и участков современными требованиями.

2-ой этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы

Предлагаем следующий план работы по организации процедуры разработки ООП ДО.

1. Руководитель ДОО и его заместитель (заместители) должны изучить современные требования к разработке ООП ДО. Только четко ответив себе на главный вопрос — какова конечная цель работы, как должна выглядеть и что содержать ООП ДО? -руководитель сможет начать эффективно действовать. На этом этапе возможно также приглашение к сотрудничеству специалистов в соответствующей области, консультации коллег.

2. Организовать повышение квалификации педагогических работников ДОУ, привлекаемых к разработке программы. В первую очередь следует детально познакомить педагогов с ФГОС ДО, комментариями к нему и предложить им самостоятельно выделить новые и вызывающие трудности на практике направления работы.

После коллективного обсуждения необходимо вынести решение относительно того, по каким направлениям должно быть организовано повышение квалификации педагогов с использованием различных форм методической работы как внутри организации, так и вне ее, и внести их в годовой план работы.

3. Сформировать коллектив разработчиков ООП ДО из числа педагогических работников ДОО. Конечная задача данного этапа работы — создание рабочей группы из наиболее компетентных и опытных педагогов для написания программы. Оптимальным вариантом служит деление рабочей группы на подгруппы, каждой из которых поручается определенная часть программы. В дальнейшем эти части объединятся в один проект согласно исходному плану и будут дорабатываться уже совместно.

Особую роль играет формирование коллектива руководителей и исполнителей. Есте-ственно, во главе этого коллектива должны стоять заведующий ДОУ и старший воспитатель — возможный руководитель всего проекта. Следующий уровень — руководители подгрупп из числа наиболее подготовленных и инициативных педагогических работников или же ученых, с которыми сотрудничает данная организация. Руководители подгрупп могут возглавить работу творческих групп по изучению и разработке проблемных направлений по написанию ООП ДО с учетом профессиональных интересов, возможностей и потребностей сотрудников. При этом каждый участник должен иметь отдельный участок работы, свою задачу, целиком за нее отвечать и самостоятельно распоряжаться ее результатами, в том числе публиковать их под своим именем. Только в этом случае участники рабочих групп будут работать с полной отдачей.

4. Запланировать комплекс действий по разработке ООП ДО, необходимых для данной ДОО на определенном этапе. Деятельность в этом направлении заключается в детальном планировании всех видов работ творческих групп (в том числе индивидуальной работы для каждого члена группы) и обеспечении контроля выполнения планов. План выполнения работ по созданию ООП ДО обязан включать основные задачи, ключевые события и даты, точную последовательность работ. Кроме того, он должен позволять при необходимости определить потребности в ресурсах для каждой из задач процесса реализа-ции плана.

На этом этапе целесообразно подготовить и рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы : учебно-программную документацию, методические разработки, программное обеспечение, а также, например, должностные инструкции исполнителей.

3-й этап. Проектирование ООП ДО

Общие подходы к проектированию образовательной программы дошкольного образования

Приступая к проектированию Программы, целесообразно обратить внимание на наиболее важные, значимые позиции ФГОС ДО, влияющие на соответствующие технологические решения.

Одной из таких позиций является утверждение о том, что группы как структурные подразделения одной организации могут реализовывать разные Программы (п. 2.2 ФГОС ДО).

Вероятно, в дошкольной образовательной организации может быть:

— одна Программа, если действующие в ней группы решают единые образовательные задачи;

— одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе;

— несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп.

Дифференциация групп образовательной организации — основа проектирования Программы

В федеральных документах предлагаются два подхода к классификации групп. Первый представлен в приказе об утверждении ФГОС ДО (п. 2.5) и основан на продолжительности пребывания детей разного возраста в образовательной организации в течение суток.

— в общеразвивающей группе полного дня для детей 4-5 лет осуществляется комплексное (стандартное) дошкольное образование; создаются дополнительные условия для развития и образования детей по каждому из пяти направлений развития, представленных в ФГОС ДО;

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ И ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Значит, при разработке документа действуют две установки:

— первая связана со значимостью разработки части, формируемой участниками образовательных отношений;

Какие материалы составляют содержательную основу обязательной части Программы?

Если обязательная часть Программы соответствует примерной Программе, она может оформляться в виде ссылки на соответствующую примерную Программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, если она не соответствует одной из пример-ных Программ. (Статья 2.12 ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155).

Какие материалы составляют содержательную основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части?

Эта часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Вариативная часть предназначена для учета образовательных потребностей, интересов детей, членов их семей, педагогов и ориентирована на:

— специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции образовательной организации или группы.

Следовательно, к используемым материалам этой части Программы можно отнести :

— программу развития образовательной организации, в которой показаны стратегические ориентиры, цели и задачи с учетом особенностей конкретной организации; региональные (муниципальные) программы развития системы образования;

— парциальные программы, учитывающие приоритеты организации, группы; специфические особенности региона (муниципалитета) : программы инновационной деятельности; программы, отражающие сетевые формы организации деятельности и другие документы, материалы.

Как и обязательная часть Программы, вариативная часть может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной деятельности.

Осуществив все предварительные аналитические и прогностические работы, следует при-ступить к разработке ООП ДО — важнейшего инструмента, обеспечивающего реализацию современных требований к организации образовательного процесса в ДОО, выбору и обоснованию примерных и дополнительных программ, результатам деятельности педагогических коллективов.

Назначение ООП ДО можно охарактеризовать следующим образом :

— определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования;

— способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОО;

— служит основой для разработки и совершенствования технологии управления образовательным процессом;

— является основанием для оценки качества реализации образовательных услуг орга-нами управления образованием;

— способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах ДОУ.

Конечная цель создания ООП ДО — реализация в ДОУ собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста (табл. 2) с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.

Значимость ООП ДО для участников образовательных отношений

Для органов управления образования программа выступает демократическим механизмом внешнего контроля за деятельностью организации, поскольку контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами ДОУ.

Приглашение родителей воспитанников к сотрудничеству при создании программы дает им возможность принять участие в построении модели организации образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания, позволяет ДОУ учесть их предложения. Это будет способствовать реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на их выбор, гарантировать их получение.

Важно отметить, что для руководителей и сотрудников образовательной организации ценность представляет как сам процесс создания программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной организацией.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность организации, определяет взаимодополняемость предоставляемых (обязательных и дополнительных) образовательных услуг. Поскольку программа является описанием объекта управления, она может стать основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволит повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Модель образовательного процесса в ДОУ

Образо-вательные об-ласти Сквозные механиз-мы

развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм организации детских видов деятельности

Физиче-ское раз-витие Игра, об-щение, познава-тельно-исследовательская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, занятия в спортивном зале и др.

развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.

Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в том числе в рамках практико-ориентированных проектов)и др.

Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и др.

Познава-тельное развитие Конструи-рование Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.

Речевое развитие Восприятие ху-дожественной литературы и

фольклора Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в том числе режиссерские) игры, речевые тренинги и др.

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.

Художе-ственно-эстетическое раз-витие Изобразительная, музыкальная, восприятие художест-

венной литерату-ры и

фольклора Мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др.

Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.

Таким образом, создание Программы связано с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью разработчиков на основе конкретных федеральных нормативных документов, методических рекомендаций и соответствующих решаемой задаче материалов.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно ФГОС ДО, Программа включает три основных раздела : целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Разработчикам Программы необходимо обратить внимание на четкость требований к структуре документа, представленной в п. 2.11 ФГОС ДО. В связи с этим авторы пособия предлагают для использования модель, отражающую структуру Программы, которая позволяет увидеть не только составляющие ее компоненты, но и связи между ними.

Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по саморазвитию и самосовершенствованию Каждый человек — творец собственного.

| Должность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБДОУ "Детский сад "Радуга" комбинированного вида"

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи.

Образовательная программа дошкольного образования – это практическое воплощение модели организации педагогического процесса с учетом конкретных условий каждой ДОО. Она должна обеспечивать построение целостного образовательного процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольника - физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи.
Разработка ОП – это создание совокупности примерной и дополнительных программ, отвечающих образовательному запросу социума, обеспечивающих самореализацию, достижение определенного уровня образованности, разностороннего развития и адаптации дошкольников в социальной среде.
В настоящее время дошкольным организациям необходимо осуществить разработку (корректировку) программы на основе ФГОС ДО с учетом примерной ООП ДО и других нормативных документов, регламентирующих их образовательную деятельность.
Конечной целью создания ОП является реализация в ДОО собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.
В соответствии с ФГОС ДО программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
При проектировании образовательной программы необходимо учитывать требования ФГОС ДО, указанные в п.2.10. к объёму обязательной части (не менее 60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений, (не более 40%).

1. Целевой раздел образовательной программы детского сада включает в себя пояснительную записку, раскрывающую:
-цели и задачи реализации программы;
-принципы и подходы к формированию Программы;
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Кроме того, в пояснительную записку входят планируемые результаты освоения Программы.
Цель реализации Программы: обеспечение выполнения требований ФГОС дошкольного образования в части организации образовательного процесса, ориентированного на достижение ребёнком целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования.
Задачи реализации Программы:
В обязательной части Программы указать задачи комплексной (примерной) программы, важно, чтобы их содержание соответствовало социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений на этапе завершения уровня дошкольного образования или 9 задачам из ФГОС ДО п.1.6.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, указать цели и задачи, связанные с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности в соответствии с лицензией на образовательную деятельность (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
Принципы и подходы к формированию программы:
указать принципы программы (комплексной, примерной), с учётом которой разрабатывается обязательная часть Программы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч.:
1. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста:
-особенности контингента воспитанников (количественные и качественные характеристики)
- количество детей, количество и виды групп,
-особенности психофизического развития детей: общее недоразвитие речи, ограниченные возможности здоровья
-индивидуальные особенности (социальный статус семей, полные-неполные семьи, национальность и проч.);
2. информация о содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, в т.ч. информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения Программы.
Эта часть Программы составляется на основе IV раздела ФГОС ДО, п. 4.6. (Целевые ориентиры образования).
Дополняется и конкретизируется описанием планируемых результатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).

2. Содержательный раздел Программы должен включать:
- описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
-описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
-описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
2.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

В этом разделе программы необходимо указать:
содержание воспитательно-образовательной работы по каждому направлению развития и образования детей (ФГОС дошкольного образования п. 2.6.) и методические пособия, обеспечивающие реализацию данного содержания:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно эстетическое развитие;
● физическое развитие.

2.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (планируется, если такие дети есть в дошкольной образовательной организации).
Этот раздел должен содержать описание коррекционной работы и/или инклюзивного образования в группах компенсирующей и комбинированной направленности, а именно:
1.специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ:
2.использования специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов;
3.особенностей проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

3. Организационный раздел должен включать в себя описание материально-технического содержания Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В этом разделе должны быть представлены:
3.1.Распорядок и/или режимы дня всех групп детского сада, в т.ч. вариативных форм дошкольного образования;
3.2.Модель воспитательно-образовательного процесса детского сада, основанная на организованной образовательной деятельности; образовательной деятельности в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей в центрах (уголках) активности, включающая традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия, их количество и периодичность (проектирование/планирование ВОП).
3.3.Особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды помещений залов, кабинетов, , групп (зоны или центры активности, уголки), участка и прилегающей территории;
3.4.Описание материально-технического обеспечения программы:
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания. При этом возможно обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, с обоснованием их необходимости в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т.д.

4. Краткая презентация ООП ДО
Дополнительный раздел программы, в соответствии с п.2.13 ФГОС дошкольного образования.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Она должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации указываются:
-возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа ДОО, в том числе категории детей с ОВЗ, если Программа предусматривает особенности ее реализации для данной категории детей;
-используемые Примерные программы;
-характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Каждый раздел программы начинается с новой страницы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Организации или Группы.

В настоящее время в рамках совершенствования региональной системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных отраслей особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству.

Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов.

Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Реализация модели технологического образования требует соответствующих методик. Найти место изучению технических наук в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.

Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

2. Сфера апробации программы

Образовательное пространство системы дошкольного образования

3. Аудитория программы

Педагоги старших и подготовительных к школе групп, воспитанники старшего дошкольного возраста, методическая служба дошкольных образовательных организаций.

4. Цели и задачи

Основной целью является разработка системы формирования у детей готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

1) организовать в образовательном пространстве системы дошкольного образования предметную игровую техносреду, адекватную современным требованиям к политехнической подготовке детей (ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования;

2) развивать методическую компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;

3) формировать основы технической грамотности воспитанников и техническую компетентность воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;

4) обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

5) оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;

6) тиражировать и распространить опыт инновационной педагогической деятельности.

5. Формы реализации

Относительно педагогов: интеграционная форма организации инновационной деятельности (матричная система организации с созданием проектных целевых групп во главе с руководителем проекта, выполняющим функцию координации)

Относительно детей: детско-родительские проекты, лаборатории, творческие группы, занятия, досуговая деятельность , мастерские, выставки, игровая деятельность, конкурсы и другие

6. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов):

1) Прямые показатели: результаты диагностического обследования основ технической грамотности и технической компетентности детей дошкольного возраста; изменения в структуре образовательного процесса в ДОУ, связанные с встраиванием технического контента образования; результаты участия детей, родителей, педагогов в конкурсах и других мероприятиях технической направленности; методическая компетентность педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста;

2) Косвенные показатели: успешность детей при обучении в ДОУ (высокая мотивация к образовательной деятельности, результаты детской деятельности и др.), востребованность инновационного опыта в субъектах РФ, результаты экспертизы программы и методических материалов.

7. Предполагаемые изменения в системе дошкольного образования Обновление содержания дошкольного образования с учётом технического контента

Формирование у детей готовности к изучению технических наук на уровне дошкольного образования средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Формы предоставления результата

Сроки (учебный год)

1. Определение модели предметной игровой техносреды в ДОУ

2.Материально-техническое наполнение предметной игровой техносреды

3.Подготовка дидактического обеспечения для образовательной деятельности

Перечень подготовленных дидактических материалов в ДОУ (с описанием)

2. Развитие методической компетентности педагогов в области технического творчества детей дошкольного возраста

Подборка диагностического инструментария (с описанием)

Видеоматериалы образовательной деятельности

3. Формирование основ технической грамотности воспитанников, отдельных видов технической деятельности и технической компетентности воспитанников, связанной с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности

1.Педагогическая диагностика показателей технической компетентности у детей дошкольного возраста

Диаграммы, сводные таблицы, результаты диагностики

2.Реализация содержания программы в образовательной деятельности ДОУ

Фото продуктов детской технической деятельности,

Детские работы, детские презентации, инженерные книги

Совместные работы детей и родителей.

4. Оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся готовности к изучению технических наук средствами игрового и учебного оборудования в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО

1. Определение вариантов встраивания технического контента в содержание образования: в планы и ООП ДОУ

Модели образовательного процесса в ДОУ с встроенной технической составляющей

2.Обобщение опыта работы

Отчет о проделанной работе

5. Тиражирование и распространение опыта инновационной педагогической деятельности

1.Транслирование опыта инновационной деятельности в своем регионе

Программы семинаров, мастер-классов и т.д., фото- видеоматериалы с мероприятия

По факту участия, но менее 2 раз в год (ноябрь, апрель)

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Показатели основ технической подготовки

Составляет проекты конструкций

Педагог предлагает ребенку перед постройкой какого-либо объекта, например, дома, моста, автомобиля, подъемного крана, холодильника и т.д. начертить (нарисовать) его на бумаге. Ребенок должен начертить (нарисовать) предполагаемую конструкцию. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Классифицирует виды коммуникаций и связи, виды вычислительной техники

Использует средства коммуникаций и связи, средства вычислительной техники

Создает технические объекты и макеты по представлению, памяти, с натуры, по заданным темам, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям

Педагог погружает ребенка в тему программы и предлагает ребенку сконструировать объект или макет из имеющегося материала:

  • по представлению (педагог проговаривает вместе с ребенком конструкцию объекта или макета. Ребенок конструирует);
  • по памяти (ребенку предлагается вспомнить объект или макет и сконструировать его);
  • с натуры (ребенку предлагается сконструировать объект или макет сумки-холодильника, головного убора, линии электропередач, телефона);
  • по самостоятельному замыслу (ребенку предлагается отгадать загадку и сконструировать объект, который был загадан);
  • по схемам (ребенку предлагается схема объекта, макета);
  • по моделям (ребенку предлагается готовый образец объекта)

По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Создает постройки, сооружения с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей

Педагог предлагает детям сконструировать объект, макет постройку жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт. В ходе конструирования педагог наблюдает как ребенок использует детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); адекватно заменяет одни детали другими; определяет варианты строительных деталей. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Педагог предлагает ребенку на выбор схему ( Приложение ). Задача ребенка определить объект, макет, модель, его части и детали необходимые для постройки данного объекта, модели, макета из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Знает некоторые способы крепления деталей, использования инструментов

В зависимости от имеющихся конструкторов, педагог спрашивает у ребенка виды крепления и какие инструменты можно использовать в конструировании (ключ для LEGO, гаечный ключ и отвертка для металлического и пластмассового конструктора, ножницы, клей, кисти для бумаги и картона и т.д.)

Выбирает соответствующие техническому замыслу материалы и оборудование, планирует деятельность по достижению результата, оценивает его

Педагог предлагает ребенку игровую ситуацию, например: В семье 5 человек (мама, папа, сын, дочь, бабушка) и 1 кошка. Ранним субботним утром семья должна добраться на дачу, но по радио объявили о ремонте дорог. Условия: дорога к даче грунтовая, общественный транспорт, автомобили не ходят.
Цель: сконструировать транспортное средство, которое бы вмещало всех членов семьи и кошку для одновременной поездки на дачу.
Ребенок должен построить из имеющегося конструктора либо бросового материала транспортное средство. В ходе работы педагог задает вопросы, ответы на которые помогут ему определить планирует ли свою деятельность ребенок и оценивает ли он ее.
По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Анализирует объект, свойства, устанавливает пространственные, пропорциональные отношения, передает их в работе

Педагог предлагает ребенку выбрать 2 карточки (Приложение). Задача ребенка проанализировать оба объекта; рассказать (предположить) свойства объектов; сравнить объекты по размеру, цвету, материалам из которых они сделаны, и т.д., сконструировать один объект из имеющегося материала. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Подбирает материалы, оборудование, составляет и выполняет алгоритм действий, планирует этапы своей деятельности

Анализирует постройку, выделяет крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения

Проявляет положительное отношение к технических объектам, предметам быта, техническим игрушкам и пр.

Педагог наблюдает, как дети относятся к техническим объектам, предметам быта, техническим игрушкам в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Работает в команде и индивидуально

Педагог наблюдает, как дети работают в команде и индивидуально в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Имеет представления о техническом разнообразии окружающего мира

Педагог наблюдает, как дети работают в команде и индивидуально в ходе самостоятельной деятельности или режимных моментах. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Использует в речи некоторые слова технического языка

Разрабатывает детские проекты

С интересом участвует в экспериментальной деятельности с оборудованием

Педагог предлагает детям простроить из разных материалов объект, например, башню на платформе. Материалами могут выступить конструкторы LEGO, металлический конструктор, деревянный конструктор, бросовый материал и т.д.
Варианты экспериментирования:

  • а) башня из какого материала выше;
  • б) башня из какого материала устойчивее (педагог меняет угол наклона платформы)
  • в) башня из какого материала наиболее соответствует действительности
  • г) из какого материала было труднее построить башню

По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Использует способы преобразования (изменение формы, величины, функции, аналогии т.д.)

Замечает (определяет) техническое оснащение окружающего мира, дифференцированно воспринимает многообразие технических средств, способы их использования человеком в различных ситуациях

Устанавливает причинно-следственные связи

Педагог создает для ребенка игровую ситуацию. Предлагается ребенку недостроенный дом (здание) и детали данного конструктора. Ребенок должен предположить причину разрушения (не завершенной постройки) и возможные варианты решения данной проблемы. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Выбирает способы действий из усвоенных ранее способов

Разрабатывает простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий, заносит их в инженерную книгу

Педагог предлагает ребенку составить и занести в инженерную книгу простейшие карты – схемы, графики, алгоритмы действий. По мере выполнения задания педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ

Педагог наблюдает, как дети работают в команде самостоятельной деятельности или режимных моментах при выполнения коллективных творческих работ. По мере наблюдения педагог определяет уровень сформированности данного показателя.

Ведет контроль эксплуатации объектов, созданных своими руками

Соблюдает правила техники безопасности

Педагог в ходе конструктивно – модельной деятельности наблюдает за соблюдением детьми правил техники безопасности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя.

Проявляет самостоятельность, творчество, инициативу в разных видах деятельности

Педагог предлагает создать и обыграть технический объект или макет. Педагог наблюдает за стремлением ребенка к созданию модели для разнообразных собственных игр, проявлению самостоятельности, творчества, инициативы в разных видах деятельности. В ходе наблюдения определяет уровень сформированности данного показателя.

Обыгрывает созданные технические объекты и макеты, стремится создать модель для разнообразных собственных игр

Структура образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Разделы

Содержание

Целевой

2.11.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы

Пояснительная записка должна раскрывать:

- цели и задачи реализации Программы;

- принципы и подходы к формированию Программы;

- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)

Содержательный

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей

Содержательный раздел Программы должен включать:

а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:

– специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

– выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

– сложившиеся традиции Организации или Группы.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно

Организационный

2.11.3. Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы

Дополнительный

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления

В краткой презентации Программы должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.6 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%.

Читайте также: