Определение понятия способности в изобразительной деятельности в доу

Обновлено: 03.07.2024

Применительно к изобразительной деятельности важно выделять содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.

Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличии от содержания спо­собностей другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в опре­деленной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ори­ентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

В.И. Кириенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:

· способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться. Например, увидев в окне только голову человека, мы не воспринимаем ее как отдельную от туловища (целостность восприятия);

· способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонталь­ных направлений;

· способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;

· способность оценивать перспективные сокращения.

Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.

Б.С. Кузин выделяет только ведущие и спорные свойства способностей к изобра­зительному творчеству. При этом ведущими свойствами он считает не только творческое воображение, но и мышление, обеспечивающее отбор главного, существенного в явлениях действительности, обобщение художественного образа, зрительную память, эмоциональ­ное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, целенаправленность и во­лю, а опорными, также как и А.Г. Ковалев - природную чувствительность зрительного ана­лизатора, позволяющую точно передавать форму, пропорции, светотеневые отношения и т.п., сенсорномоторные качества руки рисующего [7, C. 81].

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. Она соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и спо­собность к художественному выражению.

Способность к изображению по мнению Н.П. Сакулиной состоит из:

· восприятия и связанных с ним представлений. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: надо видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время, расчле­ненно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину);

· овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплек­сом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных от­ношений, положения в пространстве).

· овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью.

Однако Н.П. Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Способности к художественному выражению:

· эстетическое восприятие явлений реального мира, т.е. непросто сенсорное восприятие, необходимое для изображения, но эстетическая оценка воспринимае­мого явления, эмоциональный отклик на него, способность видеть, чувствовать выразительность предмета. Именно это-качество создает основу для выражения в графической форме того, что особенно поразило, удивило, обрадовало и т.п.

· Интеллектуальная активность. Проявляется это качество в переработке впечат­лений, отборе того, что поразило сознание, чувства, в направленности ребенка на создание нового, оригинального художественно-выразительного образа.

Н.П. Сакулина выделяет и другие свойства специальных способностей к изотворчеству: активность воображения, образность мышления, чувств, восприятия. Необходимое условие этой активности - наличие осознанной цели: стремление создать оригинальный образ и овладеть системой изобразительных умений и навыков. Очень важны для проявле­ния способностей следующие компоненты: экспериментирование (поисковые действия), видение проблемы (образа) в новых связях, отношениях (ассоциативное мышление, воображение), актуализация неосознанного опыта.

В исследованиях Т.О. Комаровой по проблеме сенсорного воспитания дошкольни­ков были изучены взаимосвязи сенсорного воспитания и обучения детей изобразительной деятельности, представлено содержание, доказана возможность развития ряда их сенсорных способностей. По существу, разработана структура сенсорных способностей, прояв­ляющихся и формирующихся в изотворчестве в условиях развивающего обучения детей:

· Способность целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изо­бражаемого предмета.

· Способность формирования обобщенного представления, отражающего призна­ки и свойства многих предметов, которые могут быть переданы в изображении.

· Способность создания изображения предмета на основе имеющегося представ­ления согласно материалу, технике и изобразительным возможностям данного вида деятельности.

· Способность совершать комплекс движений под контролем зрения.

· Способность восприятия, создаваемого и законченного изображения и сенсор­ной оценки его согласно имеющему представлению.

· Способность создания изображения на основе оперирования представлениями, т.е. привлечение накопленного ранее сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения.

Позднее Т.С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрас­те. В структуре этой способности выделяются три компонента:

· Техника рисования (способы правильного держания карандаша, кисти и овла­дение рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна).

· Формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета).

· Регуляция рисовальных движений по ряду качеств (темп, ритм, амплитуда, си­ла нажима.): плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой, дуге, окружности, умение изменять направление движения под углом, переход от одного движения к другому, умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине изображений или их частей по величине.

Разработав детальную методику формирования у детей этих сложных способно­стей, Т.С. Комарова рассматривает их как средство, овладев которыми ребенок сможет выразительно и без особых затруднений создать любое изображение, выразить любой за­мысел [16, C. 17].

Данную проблему следует обсуждать только в связи с общими проблемами способностей. Общая теория способностей до сих пор остается одной из наименее разработанных в отечественной психологии.

Основные положения теории способностей связаны с решени­ем следующих вопросов: что такое способности? Каково их со­держание, структура, соотношение со знаниями, умениями, навы­ками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?

Существует множество определений способностей. Так, Б. М.Теплов считал, что способности - это индивидуально-психоло­гические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей 1 .

1 См.: Теплое Б. М. Проблема одаренности // Советская педагогика. - 1990. - № 4.

По мнению Л.Г.Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойствчеловече­ской личности, обеспечивающий относительную легкость, высо­кое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления¹. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свой­стваличности, от которых зависит возможность осуществления и степеньуспешности деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необ­ходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А.Венгер).

Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.

Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований,предъявляемых чело­веку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретно­го ее вида (в данном случае - изобразительной деятельности) в ча­стности. Выполнение любого вида деятельности предполагает оп­ределенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при опре­делении содержания способностей на первый план выступает во­прос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

В этом вопросе нет единого мнения:

- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объ­яснять легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплое);

- знания, умения, навыки рассматриваются как один из компо­нентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения зна­ний, умений, навыков (С.Л. Рубинштейн);

- одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения умений и навыков (А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев):

- способность включает все подструктуры личности, в том числе знания, умения, навыки (К. К. Платонов).

В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое про­тивопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий 3 . В качестве доказа­тельства он приводил следующие рассуждения:

- в каждом виде деятельности есть ориентировочная и испол­нительская части и соответственно ориентировочные и исполни­тельские действия; ориентировочные действия - это оценка воз­никшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия- выполнение действий и достижение результата;

- знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или позна­вательная;

- задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практиче­ских задач. Когда исполнительские действия сформированы, ори­ентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то
быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки
в задании (по данным А.В.Запорожца).

1 О структуре способностей к изобразительной деятельности см.: Проблема спо­собностей. - М., 1962.-С. 154.

2 Платонов К. С. Проблемы способностей. - М. - 1972. - С. 5.

3 Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М., 1973.

Так, Л.А. Венгер, понимая под способностями ориентировоч­ные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

1. Типологические свойства нервной системы (характеризую­щие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования времен­ных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

3. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития спо­собностей. Сами способности формируются в процессе деятельно­стипри взаимодействии ребенка с другими людьми,в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.

По определению В.А.Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчаютформирование способностей;

- ускоряют темппродвижения в развитии способностей;

- определяют высотудостижения;

- обусловливают ранние проявленияспособностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия 1 . Все эти положения применимы и к специальным способностям.

Для понимания способностей к изобразительной деятельности важно привести ряд положений теории способностей В.И.Шадрикова 2 . Он рассматривает познавательные способности в структуре психики как основного свойства высокоорганизованной материи - мозга. Это свойство, как известно, заключается в отражении объек­тивно существующего мира и регуляции поведения человека в про­цессе его взаимодействия с окружающим миром. Способности кон­кретизируют и дифференцируют это свойство на отдельные психические функции, внося в него меру индивидуальной выраженности.

Психические функции отражения реализуются в виде познава­тельных психических процессов. Поэтому классификация способ­ностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, вообра­жения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.

1 См.: Крутецкий В. Л. К вопросу о природе способностей // IV съезд психологов.
М.. 1971.-С. 43-44.

2 См.: Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. - 1996.-С. 178.

3 Щадриков В. И. Психология деятельности и способностей человека. -М., 1996.-С. 177.

Большой интерес вызывает положение автора о структуре спо­собностей. Опираясь на исследования Л.С. Выготского, Б.Г.Ана­ньева, он выделяет в способности функциональный и операцион­ный компоненты.

Этот вывод согласуется с идеей Б.Г.Ананьева о том, что разви­тие высших психических свойств включает развитие функцио­нальных, операционных, мотивационных механизмов.

Операционные механизмы формируются только в деятельности, но для их развития требуется определенный уровень функцио­нального развития. Например, в раннем возрасте без своевремен­ного развития кисти руки в условиях предметно-манипулятивной, а затем предметно-орудийной деятельности возможность высоко­го развития у человека сенсомоторной способности в художест­венной деятельности проблематична. Развитие операционных механизмов характеризует человека как субъекта деятельности. Они формируются в процессе обучения.

Мотивационные механизмы развиваются в процессе общения и характеризуют человека как личность.

Анализ специальных способностей к изобразительной дея­тельности не противоречит этой гипотезе, скорее, подтверждает ее. В частности, способность к целенаправленному аналитико-синтетическому восприятию предмета приобретает специфиче­ские черты в изодеятельности. То же можно сказать о способности воображения, сенсомоторной способности (ручной умелости) и др. Действительно, в основе этих способностей лежат общие психические процессы, которые реализуются в своеобразных дей­ствиях, диктуемых условиями данной деятельности.

1. Щадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. – М., 1996. – С. 290.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Щадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функ­ция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстети­ческого восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Щадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - пси­хике. Наряду с этим он выделяет духовные способности, которые тоже относит к сфере психики, отражения.

Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием ее развития. Процесс их развития - это, по существу, процесс развития личности.

Автор отмечает соотношение духовных способностей с познава­тельными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностя­ми. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному

прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности.

При анализе специальных способностей к изобразительной деятельности важны все эти положения. В их контексте способно­сти к изобразительной деятельности следует понимать как общие способности, но со специфической операционной частью.

На определенных этапах изобразительной деятельности доми­нируют определенные способности (восприятие, воображение, сенсомоторика), но при этом проявляются все другие способно­сти, только занимают они различное место в иерархии способно­стей, выступают как операционные механизмы в структуре доми­нирующей способности.

Очевидно, и каждая из способностей в контексте деятельности в зависимости от конкретной задачи проявляется по-разному, транс­формируясь при этом своей операционной части. Например, вос­приятие предмета перед его изображением и в процессе изображе­ния (рисования с натуры) различно; восприятие и представление предметов для рисования по представлению, по памяти и с натуры, подчиняясь разным задачам, также отличается друг от друга.

Содержание и структура

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является основной. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как развитие продуктивной деятельности, так и творчества дошкольников.

Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно–творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека, ребенка. Необходимо расширять опыт ребенка, для того,чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, аппликацией, лепкой и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того,чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Развитие творчества невозможно без активизации у детей таких психических процессов как восприятие, воображение, образное мышление, составляющих основу творческих способностей. Приобщая детей к созидательному опыту людей посредством искусства, окружающей действительности (включая природу, и художественно – творческих видов деятельности, я тем самым, развиваю способность детей приобретать изобразительные навыки, умения разными способами, а в дальнейшем применять их на практике.

Для изобразительной деятельности ребёнка и последующего его обучения в школе, необходимо развитие образного мышления. Для этого я использую загадки, через игры учу детей находить общие и различающиеся признаки объектов, учу узнавать объект по описанию, анализировать зрительный образ и др.

Творчество детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями, как классического, так и народного изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство). Это открывает перед детьми новый мир – мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов, что приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности, развитию творческих способностей.

Сочетала рисование и аппликацию, лепку и аппликацию. На 8 марта и 23 февраля дети рисовали портреты папы и мамы, а украшали портрет при помощи аппликации.

Использовала прием сотворчества и коллективных работ. Дети выполняли коллективную аппликацию, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа.

Занятия по изобразительной деятельности провожу в группе, на улице (в тёплую погоду). Работу строю на основе дифференцированного и индивидуального подхода, через использование здоровьесберегающих технологий. Давая поручения при выполнении какого либо задания, принимаю во внимание следующие факторы: желание ребёнка заниматься данным видом деятельности, его самочувствие, умение выполнять необходимые операции, обеспечивая тем самым комфортные условия для каждого ребёнка. Более сильным детям даю сложные задания, а слабым – подбираю индивидуальные задания в пределах их зоны ближайшего развития, тем самым осуществляю дифференцированный подход в обучении. Стараюсь создать на занятии живую непринуждённую атмосферу. В процесс занятий включаю образное слово, шутку, юмор, сюрпризные моменты, поисковые (фокусные) ситуации, когда в результате разных проб (с красками, ножницами, печатками и др.) возникает неожиданный для ребёнка результат, а также использую нестандартные приёмы создания изображения. В целях предотвращения утомления детей на занятиях использую физкультминутки, которые позволяют чередовать работу статического характера с активным отдыхом. Стараюсь всякий раз создать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Обязательно в конце каждого мероприятия провожу анализ детских работ. Достижения ребенка соизмеряю с его личными возможностями и оцениваю в сравнении с его же прежними результатами. Обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, их инициативу и аккуратность.

В группе создала условия для изобразительной деятельности детей : разнообразие изобразительных материалов (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, восковые мелки, уголь и др.). Бумага разного формата, формы, цвета. Трафареты и печатки. Репродукции картин известных художников. Тематические подборки картинок, фотографий, слайдов. Развивающие игры, учебно-дидактические пособия, изделия мастеров народных промыслов России. Созданные разнообразные условия по изобразительной деятельности способствуют интенсивному развитию детского художественного творчества.

Работа по изобразительной деятельности не будет эффективной без взаимодействия с родителями. Из наиболее важных направлений в работе с семьёй считаю изобразительную информацию и совместную деятельность с детьми. Оформляю для родителей демонстрационные ширмы, тематические витрины. Провожу собрания,консультации,анкетирование. Систематически организую выставки детского творчества

Реализуя на практике новые подходы к планированию образовательного процесса, в структуру перспективного плана включила взаимодействие со специалистами – музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, логопедом, что позволяет реализовать принцип интеграции, который способствует гибкому установлению режима дня в различных видах деятельности и снижению нагрузки на детей. Скоординировала действия персонала ДОУ в выполнении задач эстетического воспитания.

Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощёнными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

- Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Таким образом, я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются :

- Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

- Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

- Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности "Формирование и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальной деятельности" 1слайд Среди самых интересных.

Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО одним из ведущих приоритетов в дошкольном образовании является коммуникативная направленность.

Формирование коммуникативных способностей детей с ОВЗ Формирование коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья В наш век бурного развития информационных технологий.

Развитие творческих способностей у младших дошкольников в самостоятельной изобразительной деятельности. Из опыта работы Управление образования администрации Красногвардейского района Развитие творческих способностей у младших дошкольников.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием.

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Изобразительные способности.

Изобразительные способности.

1. Определение понятия способностей

Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.

Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.

Способностине врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности.

Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

В психологии различают понятия общие и специальные способности.

Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных.

Анализируя разные общественные функции рисунка и опреде­ляя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н.П.Сакулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.

Способность к изображению состоит из трех компонентов:

1. Восприятие и связанное с ним представление . Чтобы нау читься изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в то же время расчлененно (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в про­ странстве). Без овладения этими графическими навыками, умениями спо­собность к изображению нельзя сформировать.

3. Овладение техникой рисунка . Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Од­ нако Н.П.Сакулина выделяет их в отдельную группу в силу их специфичности и подчиненности главным - графическим.

Из трех компонентов способности к изображению централь­ ным является второй - овладение графическими умениями.

Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.

Для успешного развития способности к изображению необхо­ димо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощуще­ний и двигательной сферы - владение мелкими и дифференциро­ ванными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н.П.Сакулина.

В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий; особая умелость руки, которая помогает скорее и лучше овладеть навыком.

Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой.

Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения.

Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врожденные задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов.

Задатки — анатомо-физиологические особенности, определяющие возможность большего или меньшего развития способностей.

Рассмотрим те анатомо-физиологические особенности, которые имеют важное значение для развития изобразительных способностей. В развитии способностей в любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. И. П. Павлов писал о двух типах высшей нервной деятельности у человека, определяющих развитие его способностей,— художественном и мыслительном (умственном).

У первого типа - художественного — представления образны, ярки, эмоциональны. У второго - умственного - представления абстрактны, облечены в словесные формы. Большинство людей относится к смешанному типу, у них представления и образны, и абстрактны.

Изобразительные способности при соответствующих условиях могут достичь более высокого уровня развития у людей, которые принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности.

Для успешного развития изобразительных способностей имеет также значение устройство зрительного аппарата. Малейшие нарушения в анатомии или физиологии зрения влияют на цветоощущение, которое так важно для художника. Правильно воспринимать окраску окружающих предметов и передавать ее живописными средствами такой человек не может.

От устройства зрительного аппарата зависит и острота зрения, т. е. способность различать предметы на далеком расстоянии. Чем меньше предмет, который различает глаз на определенном расстоянии, тем выше острота зрения. Так называемое пространственное зрение зависит от участия в акте зрения микродвижений глаза. Человек с нарушениями зрительного аппарата не может достичь высших ступеней развития изобразительных способностей в области живописи, он может лишь приобрести умения в правильном графическом изображении. Развитию способности творчески работать в области скульптуры нарушения в зрении меньше препятствуют, но все же ограничивают возможность полноценного творчества.

Зрительно воспринимая в процессе изобразительной деятельности форму предметов, их пропорции, цвет, человек анализирует, сравнивает, обобщает увиденное, т. е. во время творчества активизируется процесс мышления.

Читайте также: