Определение магнитного азимута план урока

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочный план урока начальной военной и технологической подготовки №32

Количество присутствующих __

Количество отсутствующих __

Определение магнитного азимута

Цели обучения в соответствии с учебной программой

Узнать способы ориентирования на местности, уметь применять современные средства ориентирования на местности

Научить учащихся разным способам определения сторон горизонта на местности, в том числе с использованием современного индивидуального оборудования (устройства)

Все учащиеся будут:

-знать азимуты, меридианы и магнитное склонение;

-уметь пользоваться современным индивидуальным оборудованием для ориентирования на местности.

-будут уметь приводить примеры информации об ориентировании на местности с использованием современного индивидуального оборудования, а также об азимутах и меридианах.

-смогут анализировать информацию, исходящую из применения современного индивидуального оборудования для ориентирования на местности, а также располагать информацией об азимутах и меридианах.

Учащиеся должны выработать соответствующие навыки по использованию современного индивидуального оборудования для ориентирования на местности, необходимые людям при движении по незнакомой местности.

Знают способы ориентирования на местности по компасу Адрианова и по признакам местных предметов.

Этап урока/ Время

Начало урока 0-10 мин

Организационный момент Приветствие, проверка присутствующих. Концентрация внимания учащихся.

Актуализация знаний.

1. Что вам известно об азимутах? 2. Помогает ли нам знание об азимутах ориентироваться на местности (если помогает, то каким образом)? 3. Как часто люди сталкиваются с проблемами в ориентировании на местности и где (в каких местах)? 4. Что вы знаете о навигационных спутниковых системах GPS, ГЛОНАСС, Galileo? 5. Используем ли мы в повседневной жизни спутниковые навигационные системы?

Выполнение строевых приёмов в составе отделения по командам преподавателя

Учащиеся принимают участие в беседе

(внешний вид, правильность выполнения строевых приёмов)

Строевой устав ВС РК

(или слайд с вопросами при использовании ИКТ)

Слайды презентации, ссылка в конце КСП

Изучение нового материала

Деление на группы. Учащиеся изучают материал учебника (методом Джигсо - чтение с пометками ) в малых группах.

Выполнение практического задания


Учащиеся работают с текстом учебника

Работают в коллективе, группах, парах, выполняют задания под руководством учителя.

Одновременно работают с терминологией по данной теме.

Учащиеся в группах выполняют задание

Напишите доклад о результатах вычислений. Приведите аргументированные выводы

Спикеры каждой группы презентуют свое задание.

Слайды с вопросами

Конец урока 40-45 мин

Домашнее задание: выполнить задание учебника §15 стр.112

Рефлексия “Три М”. Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, два момента, которые вызвали у них затруднения; предложить один момент-действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Выполняют онлайн -тест. Выполненное задание отправляют на проверку

Дополнительный материал (презентация)

Дополнительный материал (видеолекция)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 033 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.12.2021 132
  • DOCX 100.5 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Панчурин Андрей Владимирович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое значение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Изложение основного материала 20 мин.

1. Азимут – это горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до направления на предмет. Он имеет значение от 0 до 360. Для определения магнитного азимута на местности с помощью компаса надо встать лицом к этому предмету и ориентировать компас. Если измерение ведётся относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут (А), если относительно магнитного меридиана – магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой. Магнитный и истинный меридиан не совпадают. Для определения магнитного азимута надо встать лицом к предмету, отпустить тормоз стрелки и ориентировать компас. В этом положении отчёт на лимбе против указателя у мушки покажет величину магнитного азимута на местный предмет. Обратный азимут – это направление от местного предмета на точку состояния, от прямого азимута он отличается на величину 180 0 .

2. Для движения по азимутам необходимо знать магнитные азимуты с каждого пункта на маршруте движения и расстояние между пунктами движения в пара шагах. Эти данные подготавливаются командиром отделения и оформляют в виде схемы движения маршрута или таблицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие1: Движение по азимутам. Сущность движения по азимуту. Определение. магнитного азимута по компасу, азимутов на местные предметы и направления по заданному азимуту. Подготовка данных для движе­ния по азимутам. Порядок движения по азимутам. Обход препятствий. Точность движения по азимутам.

Основная цель урока:

1. Дать понятия учащимся о сущность движения по азимуту

2. Изучит и дать практику определения магнитного азимута, подготовки данных и движения по азимуту.

3.Формировать у учащихся умение быстро определять направления движения.

Ссылка на видеоурок:

1 учебный вопрос: Сущность движения по азимутам. Подготовка по карте данных для движения по азимутам. Определение азимута по компасу.

2 учебный вопрос. Определение магнитных азимутов. Дирекционный угол направления движения. Поправка направления. Движение по азимутам. Обход препятствий.



Магнитный азимут (Am) — горизонтальный угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления магнитного меридиана до направления на ориентир. Его значения могут быть от 0° до 360°. Применяется при прокладывании маршрута движения.

Чтобы определить азимут на ориентир надо:

− стать лицом в направлении ориентира, на который требуется определить азимут;

–против указателя визирного приспособления, обращенного к ориентиру, прочесть величину азимута.

Чтобы определить на местности направление по заданному азимуту надо:

– установить указатель визирного приспособления компаса над делением, соответствующим величине заданного азимута;

– повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;

– поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.

Совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз – снижается точность измерения. Точность измерения азимутов с помощью компаса Андрианова составляет плюс-минус 2–3°.

Сущность движения по азимутам заключается в умении выдерживать с помощью компаса нужное направление пути и точно выходить к намеченному пункту. Этот способ применяется главным образом при передвижении на незнакомой местности или на местности, бедной ориентирами, особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости. В подобных условиях по азимутам производится движение подразделений специального назначения, разведчиков, выдерживается направление наступления, атаки и совершаются другие передвижения войск на поле боя.

Данные, необходимые для движения по азимутам, подготавливают заблаговременно, обычно по карте.

Подготовка данных для движения по азимутам изложена в разделе 3.1. данного пособия.

Выбор маршрута зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и условий предстоящего движения. Главное − это выбрать маршрут, позволяющий быстрый и скрытный от противника выход к назначенному пункту (объекту). Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (постройки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепроводы, геодезические знаки). Расстояния между ориентирами при движении по маршруту днем пешим порядком не должны превышать 1–2 км. Для движения ночью ориентиры по маршруту намечаются чаще. Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам растительности и другим объектам, обеспечивающим маскировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам.

При организации движения по азимутам назначается направляющий, который определяет по компасу и выдерживает направления движения. Кроме того, назначаются два человека, которые ведут счет парам шагов. Рекомендуется после каждой сотни пары шагов отсчет начинать с нуля, а количество сотен пар шагов отмечать перекладыванием в другой карман обмундирования мелкого предмета (патрона, спички, камушка и др.). Это позволит избежать ошибок в подсчете пройденного расстояния.

Рассмотрим организацию и порядок движения по азимутам подразделения пешим порядком по маршруту, приведенному на (рис. 5).


На точке № 1 (отд. двор) указатель мушки компаса устанавливают на отсчет 15° и отпускают тормоз магнитной стрелки. Затем компас поворачивают в горизонтальной плоскости до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против нулевого деления шкалы. Визирная линия через целик и мушку при таком положении компаса и будет определять направление на точку № 2 (место выхода грунтовой дороги из леса). Чтобы выдержать в пути это направление, на линии визирования замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир, который используется для выдерживания направления движения.

Перед началом движения стрелку компаса ставят на тормоз. Движение совершают строго прямолинейно в направлении промежуточного ориентира, при этом ведут счет пар шагов. У промежуточного ориентира вновь определяют по компасу направление, магнитный азимут которого равен 15°, замечают какой-нибудь удаленный промежуточный ориентир и движутся к нему. Таким образом совершают движение, пока не будет пройдено 1038 пар шагов. Если точка № 2 будет видна еще до подхода к ней часть участка проходят без промежуточных ориентиров.

На точке № 2 по компасу определяют направление, азимут которого равен 330°, замечают промежуточный ориентир и начинают движение, ведя счет парам шагов. Если промежуточных ориентиров на местности нет, например, в лесу, пустыне, степи, то направление движения выдерживают только по компасу. На точке № 3 определяют направление, азимут которого равен 356°, и движутся в этом направлении ведя счет парам шагов. От точки № 4 определив направление, соответствующее азимуту 94° и отсчитав 470 п.ш. выйдут к заданной точке – дому лесника.

Из приведенного примера видно, что движение по азимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к другому.

Чтобы легче выдержать направление движения, кроме промежуточных часто используют вспомогательные ориентиры. Такими ориентирами служат обычно небесные светила: Солнце, Луна и яркие звезды. При пользовании ими необходимо примерно через 15 мин проверять азимут направления движения, так как небесные светила (кроме Полярной звезды) перемещаются по небосводу. Если долго двигаться без контроля можно значительно уклониться от маршрута.

Для выдерживания направлений движения используют также линейные ориентиры.

Точность выхода к точкам поворота маршрута при движении по азимутам зависит от характера местности, условий видимости, ошибок в определении направлений, по компасу и измерении расстояний. Обычно отклонение от точки поворота, к которой надо было выйти, не превышает 1/10 пройденного расстояния, т. е. 100 м на каждый километр пройденного пути. Поэтому, если заданное расстояние пройдено, а намеченного ориентира не видно, его следует искать в пределах окружности, радиус которой равен 1/10 расстояния, пройденного от предыдущей точки поворота.


Обход препятствий. При движении по азимутам могут встречаться как естественные, так и искусственные препятствия (минные поля, болота и т.д.), которые легче обойти, чем преодолеть. Поэтому нужно уметь обходить препятствия, не теряя ориентировки.

Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия. Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 6а), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку В) на противоположной стороне препятствия по направлению движения. Одним из изложенных ранее методов (раздел 1.4) определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А. После этого обходят препятствие по его границе. В точке В по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение.

Если противоположная сторона препятствия не видна, то при выходе в точку А (рис. 6б) изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (320°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (142 п.ш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.

На левой границе препятствия в точке В (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (50°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки С). В точке С определяют направление движения, параллельное линии АВ, т. е. обратный азимут направления АВ 140°. Двигаясь по направлению линии СД, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии АВ, т. е. 142 пары шагов.

В точке Д определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (50°); к количеству пар шагов, измеренному до точки А, прибавляют расстояние ВС (238 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.

Каждый военнослужащий должен уметь хорошо и быстро ориентироваться на различной местности и в любых метеоусловиях. Ни один из военнослужащих не может и не должен ввиду скрытности действий выходить на дороги, подходить к населенным пунктам, не может также обратиться к местным жителям для того, чтобы убедиться в правильности ориентирования или направления движения.

Вопросы (тесты) для самоконтроля:

Что называется, магнитным азимутом? Как определяют магнитный азимут направления?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока. Дать понятие об азимутах. Научить определению сторон горизонта по компасу.

Метод. Рассказ, беседа, показ, практическая работа.

Учебные вопросы: 1.Понятие об азимутах.

2.Определение магнитного азимута по компасу.

Место. Кабинет НВП.

Материальное обеспечение. Учебник НВП Стр. 271-275, компас.

Тема. Движение по азимутам.

Цель урока. Дать понятие об азимутах. Научить определению сторон горизонта по компасу.

Метод. Рассказ, беседа, показ, практическая работа.

Учебные вопросы: 1.Понятие об азимутах.

2.Определение магнитного азимута по компасу.

Место. Кабинет НВП.

Материальное обеспечение. Учебник НВП Стр. 271-275, компас.

1-й учебный вопрос.

Объясняю учащимся, что:

Истинный азимут (А) – угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением истинного меридиана и направлением на определенную точку.

Магнитный азимут (Ам) - угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0 до 360 градусов между северным направлением магнитного меридиана (северным концом магнитной стрелки) и направлением на определенную точку.

Северный магнитный полюс находится:

под 74 градусом С.Ш. и 100 градусов В.Д.

Южный магнитный полюс находится:

под 69 градусом Ю.Ш. и 144 градусом В.Д.

Магнитное склонение – угол меду северным направлением истинного и магнитного меридианов.

Сближение меридианов – угол между истинным меридианом данной сетки и вертикальной линией координатной сетки.

Зависимость между (А), (Ам) и магнитным склонением выражается формулой:

А= Ам + ( + магнитное склонение )

2-й учебный вопрос.

Для определения магнитного азимута, направления на какой либо предмет надо:

Стать лицом к наблюдаемому предмету;

Установить визирное приспособление прорезью – на себя, а мушкой – на наблюдаемый предмет;

Ориентировать компас вращением крышки (установить 0-е деление против северного конца стрелки компаса;

Против указателя мушки прочитать отсчет по лимбу. Это и будет магнитный азимут.

Для определения направления по заданному азимуту надо:

Установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный азимут;

Поворачиваясь, подвести 0 (нуль) лимба под северный конец стрелки;

Обратный азимут определяется следующим образом:

если прямой азимут меньше 180 градусов, то его величина прибавляется к 180 градусам:

если прямой азимут больше 180 градусов, то из его величины вычитается 180 градусов.

Поясняю, что обратный азимут необходим для определения направления движения в обратном направлении.

После объяснения второго вопроса предлагаю учащимся определить магнитный азимут на местные предметы, проверяя действия учащихся делаю замечания и исправляю допущенные ошибки.


Материал поможет дать учащимся понятия об азимутах, научит определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы.

Описание разработки

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

1) Понятия об азимутах;

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку.

Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на предмет. Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут (А), если относительно магнитного меридиана — магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой.

Магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов назьшается магнитным склонением (5). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным, к западу — западным со знаком "минус". Зависимость между А, Ам и 5 выражается формулой А = Ам + (±5).

Магнитные меридианы, вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий. В любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с истинным (географическим) меридианом некоторый угол, который называют магнитным склонением. Значения магнитных склонений на земном шаре меняются в широких ; пределах: от - 180° (западное склонение) до +180° (восточное склонение).

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ГЛАВА: VII. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

ЗАНЯТИЕ: 2 (§ 2) Движение по азимутам.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Понятия об азимутах;

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку

Действия обучаемых

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

Азимутом называется горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана, проходящего через данную точку, до направления на предмет. Если измерение ведется относительно истинного меридиана, то получается истинный азимут (А), если относительно магнитного меридиана — магнитный азимут (Ам). Наиболее просто на местности определяется магнитный меридиан, который показывается свободно подвешенной магнитной стрелкой. Магнитный и истинный меридианы не совпадают. Угол между северным направлением истинного и магнитного меридианов назьшается магнитным склонением (5). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется к востоку от истинного меридиана, то склонение называется восточным и считается положительным, к западу — западным со знаком "минус". Зависимость между А, Ам и 5 выражается формулой А = Ам + (±5).

Магнитные меридианы, вдоль которых устанавливается магнитная стрелка компаса, идут от одного полюса к другому не кратчайшим путем, а образуют сложную систему извилистых линий. В любой точке земной поверхности магнитный меридиан в общем случае составляет с истинным (географическим) меридианом некоторый угол, который называют магнитным склонением. Значения магнитных склонений на земном шаре меняются в широких ; пределах: от - 180° (западное склонение) до +180° (восточное склонение).

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Выполнение практических действий по ориентированию.

Заключи - тельная часть

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Записывают домашнее задание.

Вопросы и задания:

1. Что называется азимутом?

2. В чем состоит отличие магнитного азимута от истинного?

3. Дайте определение прямого и обратного азимутов.

ГЛАВА: VII. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

ЗАНЯТИЕ: 2 (§ 2) Движение по азимутам.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Определение магнитного азимута.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку

Действия обучаемых

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос


Рис. 1. Магнитные азимуты: на лиственное дерево — 56°; на фабричную трубу — 137°; на мельницу — 244°; на ель — 323° .

Рис. 2. Определение магнитного азимута по компасу. Магнитный ази­мут на ориентир 330°

Чтобы найти направление на местности по заданному азимуту, надо установить на лимбе указатель отсчета у мушки на заданный магнитный азимут; отпустить тормоз стрелки, грубо подвести под ее северный конец нуль лимба, определить примерно заданное направление на местности и встать к нему лицом; точно подвести нуль лимба под северный конец стрелки; при этом положении стрелки направление линии "прорезь — мушка" и будет искомым.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Выполнение практических действий по ориентированию.

Заключи - тельная часть

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Записывают домашнее задание.

ГЛАВА: VII. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

ЗАНЯТИЕ: 2 (§ 2) Движение по азимутам.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Передвижение по местности.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку

Действия обучаемых

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

Передвижение по местности.

При работе с компасом его держат на 10 см ниже уровня глаз в левой руке, локоть которой для устойчивости плотно прижимается к боку.

Сущность движения по азимутам состоит в умении найти с помощью компаса на местности нужное направление по заданному азимуту, выдержать это направление при движении и выйти к намеченному пункту. Умение совершать движение по азимутам имеет большое зна­чение для уверенного передвижения на местности, особенно на незнакомой и бедной ориентирами, а также в условиях ограниченной видимости.

Для движения по азимутам оформляют схему маршрута в произвольном масштабе на листе бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при пере­движении в пешем порядке. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м.

Таблица 2. Данные движения по азимутам

Участок маршрута

азимут, градусы

Расстояние, пары

Сарай — вышка

Вышка — курган

Курган — отдельное

Более точно длину своего шага по измеренному или известному расстоянию можно определить на местности.

При движении по азимутам последовательно переходят от одной точки к другой, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходной и всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным условиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе поворотной точки маршрута движения (промежуточный). Если от промежуточного ориентира поворотная точка не видна, то определяют следующий ориентир.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Выполнение практических действий по ориентированию.

Заключи - тельная часть

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Записывают домашнее задание.

ГЛАВА: VII. ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ

ЗАНЯТИЕ: 2 (§ 2) Движение по азимутам.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся понятия об азимутах. Научить определению магнитных азимутов по компасу на местные предметы. Воспитывать находчивость и готовность к самостоятельным действиям.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1) Оформление схемы маршрута.

ВРЕМЯ: 45 минут.

МЕСТО: Заранее выбранный участок местности вблизи школы с хорошим круговым обзором. Кабинет НВП.

МЕТОД: Практический показ приёмов и действий с использованием наглядных пособий. Объяснение и отработка практических действий по ориентированию.

РУКОВОДСТВО и ПОСОБИЕ: Учебник НВП, методическое пособие «Спортивное ориентирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учебные вопросы, время на их отработку

Действия обучаемых

Принимает рапорт командира взвода, (отделения, дежурного) поверяет наличие обучаемых и их внешний вид, их материальное имущество, приготовленное к уроку. Заслушивает ответы на поставленные контрольные вопросы. Объявляет тему и учебную цель занятия, переходит к первому учебному вопросу.

Отвечают на поставленные учебные контрольные вопросы, записывают тему и учебную цель занятия

1-й учебный вопрос

Оформление схемы маршрута.

Для движения по азимутам оформляют схему маршрута (рис. 139) в произвольном масштабе на листе бумаги небольшого размера так, чтобы ею удобно было пользоваться в пути. Вместо схемы по тем же данным можно составить таблицу (табл. 2). Расстояние в метрах переводят в пары шагов потому, что ими удобно пользоваться при пере­движении в пешем порядке. Для человека среднего роста каждую пару шагов принимают за 1,5 м.

Более точно длину своего шага по измеренному или известному расстоянию можно определить на местности.

При движении по азимутам последовательно переходят от одной точки к другой, выдерживая направление на вспомогательные или промежуточные ориентиры и ведя счет пар шагов. На исходной и всех последующих поворотных точках (у ориентиров) по заданному азимуту с помощью компаса находят направление движения на местности. В этом направлении применительно к конкретным условиям выбирают и запоминают или более удаленный ориентир (вспомогательный), или ориентир, расположенный ближе поворотной точки маршрута движения (промежуточный). Если от промежуточного ориентира поворотная точка не видна, то определяют следующий ориентир.


рис. 139. Схема маршрута для движения по азимуту.

На открытой местности, бедной ориентирами, направ­ление движения выдерживается по створу. На исходной точке по компасу определяют направление движения на следующую точку. Продвигаясь в этом направлении, остав­ляют на некотором расстоянии друг от друга какие-нибудь знаки. Затем, периодически оглядываясь на них, следят за тем, чтобы направление дальнейшего движения совпадало с прямой линией, мысленно проведенной через оставленные позади знаки. На снежном поле в качестве створа используются собственные следы.

Для контроля периодически проверяют направление движения по обратному азимуту и по небесным светилам, постоянно сравнивают заданные ориентиры с достигнутыми, а при наличии карты (схемы) сличают с ней местность и маршрут движения. В тех случаях, когда необходимо возвратиться по тому же пути, пользуются прежней схемой маршрута, но предварительно переводят прямые азимуты в обратные.

Ночью в качестве промежуточных (вспомогательных) ориентиров используются силуэты местных предметов, светящиеся вдали точки и яркие звезды; если такой возможности нет, то направление выдерживается по компасу, т. е. компас со свободно опущенной стрелкой все

время держат перед собой в ориентированном положении, а за направление движения принимают прямую, проходя­щую через прорезь и мушку.

В зимних условиях в качестве ориентиров на поворотных точках маршрута выбирают местные предметы, возвышаю­щиеся над снежным покровом и хорошо заметные издали (например, отдельное строение, отдельное дерево).

Когда надо обойти препятствие, поступают таким образом: замечают ориентир по направлению движения на противоположной стороне препятствия, определяют расстояние до него и прибавляют эту величину к длине пройденного пути; обходят препятствие и продолжают движение от выбранного ориентира, определив предвари­тельно по компасу направление прерванного пути.

Точность движения по азимутам составляет примерно 1/10 пройденного пути. Поэтому, если, пройдя положенное расстояние, указанный ориентир не встретится, то в точке выхода оставляют знак, а ориентир разыскивают, обходя вокруг этой точки район радиусом, равным 1/10 длины пути,
пройденного от предыдущего ориентира.

Слушают преподавателя – организатора НВП, основные моменты конспектируют в тетрадь.

Выполнение практических действий по ориентированию.

Заключи - тельная часть

Подводит итоги занятия, указывает, как выполнена учебная цель, оценивает степень усвоения материала обучаемыми, сообщает тему следующих занятий.

Читайте также: