Олимпиады как форма внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Выявление способных детей, систематическая работа по их дальнейшему развитию задача не только учителя, но и общества в целом.

ВложениеРазмер
podgotovka_k_olimpiadam_na_uroke_i_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx 20.02 КБ
podgotovka_k_olimpiadam_na_urokah_i_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.pptx 629.07 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к олимпиадам на уроке и во внеурочной деятельности.

Талантливые люди всегда играли большую роль в развитии общества. Внимание к способным людям в последнее столетие многократно возросло. Это связано как с научно-техническим прогрессом, так и с осознанием того факта, что от талантливых людей во многом зависят успехи государства в настоящем и будущем.

Поиск способных детей, оказание им помощи, их дополнительное обучение-задача не только учителей, но и общества в целом. Должна быть создана система выявления одаренных детей и обеспечения наиболее благоприятных условий для их развития.

Что такое одаренность? Существует несколько определений.

Одаренность - индивидуальное сочетание способностей, от которых зависит успешность деятельности.

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Одаренные дети обладают следующими чертами:

Быстротой и точностью выполнения умственных операций, сформированностью навыков логического мышления, развитым творческим мышлением и воображением.

  1. Общую и специальную
  2. Спортивную, интеллектуальную, академическую, художественную, лидерскую, творческую
  3. Актуальную и потенциальную
  4. Явную и скрытую
  5. Раннюю и позднюю

Нас больше всего интересует интеллектуальная и академическая.

Как же выявить одаренного ребенка? Есть два основных способа: с помощью специальных тестов или с помощью олимпиад.

Многие психологи и педагоги в системе работы с одаренными детьми особую роль отводят олимпиадам, рассматривая их как форму, так и средство диагностики. Проявлять гибкость ума, перебирать различные варианты решения, использовать интуицию.

Успехи на математических олимпиадах – это одно из проявлений математических способностей и математического развития. Олимпиады позволяют выделить одаренных детей, однако не всех, так как при решении олимпиадных задач надо проявить, кроме способностей, волевые качества и изобретательность, что не совсем обязательно для успехов в математике.

Можно выделить несколько направлений работы с одаренными детьми:

  1. Создание специальных классов, специальных школ.

Особенно это актуально для тех населенных пунктов, где есть несколько общеобразовательных учебных заведений. Пора меньше думать о престиже учебного заведения, а больше задумываться о будущем ученика. Почему школа, в которой есть несколько математически одаренных детей, но нет классов с углубленным изучением математики, более слабые учителя по сравнению с другими школами, не заинтересованы в переходе этих детей в школу, где открылся класс с углубленным изучением математики? Одна из причин- боязнь остаться без хороших учеников, являющихся призерами олимпиад, за которых учителя получают премии, награды. А ученик? Он не растет, так как наставник не может ему дать больше знаний.

  1. Индивидуальная работа с математически одаренными детьми.

Подобная работа может проводиться и в обычных классах. Необходим учет индивидуальных особенностей одаренных учеников, пристальное внимание к ним на каждом уроке. Для этого следует проводить индивидуальную работу с такими учащимися, формировать для них соответствующие домашние задания.

Для того чтобы учителю в 5 классе было легче организовать данную работу, необходимо чтобы учитель начальных классов учил детей решать нестандартные задачи.

Для этого использовать ресурсы дома пионеров, высших учебных заведений.

В каникулярное время можно проводить кратковременные сборы одаренных детей, организовывать мини-семинары, погружения в школе.

Работа с одаренными детьми доступна не каждому педагогу. Необходимо прикреплять таких детей к кураторам, в качестве которых могут выступать как отдельные, так и преподаватели вузов. Желательно, чтобы группы учащихся, способных к изучению математики, состояли из 5-8 человек. Это поможет руководителю уделить достаточное внимание каждому ученику.

Как упоминалось ранее, первым шагом для выявления одаренных и способных к изучению математики детей является проведение школьных математических олимпиад. Основными целями школьной олимпиады традиционно являются:

  1. расширение кругозора учащихся
  2. развитие интереса к изучению математики
  3. выявление способных и математически одаренных учащихся для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними, для участия их в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
  4. формирование мотивации к систематическим занятиям математикой в кружках, на элективах, факультативах и спецкурсах
  5. повышение качества математического образования

Ничто так не развивает у учащихся к математике, как участие в различных математических соревнованиях: олимпиадах, регатах, боях, математических драках и тд.

Можно выделить формы внеурочной работы :

  1. математический кружок
  2. факультатив
  3. конкурсы, викторины
  4. математические олимпиады
  5. математические дискуссии
  6. неделя математики
  7. школьная и классная математическая печать
  8. изготовление математических моделей
  9. математические экскурсии

Указанные формы часто пересекаются, поэтому трудно провести между ними четкие границы.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе уроков, ограниченных рамками учебного времени и программы это не удается сделать с достаточной полнотой.

  1. По возможности проводить диагностику одаренности в начальной школе и начинать систематическую работу с этими детьми.
  1. В 5 классе необходимо продолжать эту работу с желающими детьми на уроке и во внеурочной деятельности.

Олимпиадные ребята в идеале должны знать учебную программу на год вперед. Бывает, что дети, которые не проявили себя в начальной школе раскрывают математические способности в 5 классе при систематической работе.

Всегда надо учитывать реальные возможности ребенка. Можно много заниматься на уроках и во внеурочной деятельности, но не всегда надо ждать сразу высоких результатов и побед.

Главное, чтобы дети убедились в том, что напряженная умственная работа может доставить много радости и удовольствия от процесса решения и от побед в олимпиадах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Олимпиадное движение в начальной школе

Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений и деятельности педагога.

Задачи олимпиады:

- расширение и углубление знаний по учебным предметам;

- развитие умения самостоятельно и творчески работать;

- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

Так что же даёт участие или победа в олимпиаде?

В первую очередь, развитие интеллектуальных способностей. Всем известно, что олимпиадные задания – это нестандартные задания повышенной сложности, для успешного выполнения которых необходимо не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить . В будущем это поможет нынешним школьникам решать различные, в том числе и бытовые, жизненные, задачи намного лучше, так как уже с юных лет они научатся смотреть на задачи с разных сторон и рассматривать их под разным углом.

Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Ведь одно дело просто выучить материал, другое – понимать, как и где его можно использовать. Решение олимпиадных заданий отлично тренирует ту самую нестандартность мышления, гибкость ума, возможность применять полученные и усвоенные знания в самых разных сферах.

Общее число участников муниципального этапа ученических олимпиад в начальной школе – 835 обучающихся.

Учащиеся и учителя были награждены грамотами, а школа – кубком победителей

Победители и призеры олимпиады начальной школы подтверждают свои результаты и в старшем звене.

Школьный этап олимпиады по математике 2019-2020 учебный год среди 4-5 классов – всего участвовало 64 ученика – из них 1 победитель, 16 призеров;

по русскому языку - 2 победителя и 2 призера;

по литературному чтению – 1 победитель и 3 призера (все бывшие четвероклассники подтвердили призовые места).

(Победители и призеру муниципальных олимпиад имеют право на бесплатных отдых в детских оздоровительных лагерях Крыма и даже в Артеке, а также бонус при поступление в 5 математический класс)

Каков же алгоритм действий учителя начальных классов в процессе подготовки детей к олимпиадам?

1) Выявление талантливых одаренных детей.

Ещё во время адаптационного периода, во время введения в школьную жизнь, учитель видит группу детей, которые справляются с заданиями быстрее других. Это можно увидеть во время уроков, бесед, праздников, игровых программ, экскурсий.

Широкий кругозор, развитое понятийное мышление, креативное мышление, развитая монологическая речь – это показатели, которые позволяют говорить о хорошем умственном потенциале младшего школьника. Иногда сразу это разглядеть в ребенке сложно, так как многие дети застенчивые, молчаливые, тревожные. Но, как правило, такие проявления исчезают ещё во время адаптационного периода, когда ребенок начинает привыкать к школе, любить первую учительницу, дорожить друзьями-одноклассниками.

2) Работа на уроках.

Подготовка к олимпиаде - дело ответственное, поэтому нужно готовиться основательно, постепенно, не за неделю, не за месяц и даже не за год.

Практически на каждом уроке можно найти время для выполнения нестандартных заданий, заданий на “смекалку”. На самостоятельных и контрольных работах также целесообразно предлагать детям нестандартные задания в качестве дополнительного, необязательного задания. Пусть встреча с ними станет для школьников традицией.

3) Работа кружков внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и позволяет реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах учителю необходимо вести кружки, факультативы (старшая школа).

Внеурочная деятельность включает в себя несколько направлений, одно из которых – общеинтеллектуальное, которое способствует активизации познавательной и интеллектуальной деятельности младших школьников, приобщение их к исследовательской и проектной деятельности, создание условий, способствующих развитию творческого и критического мышления, целеустремленности, самостоятельности, инициативности.

4) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность.

Олимпиада — это тренировка, стремление знать больше, лучше, глубже (качественнее). Это воля к победе, закалка характера. Здесь определяется, что ближе душе ребенка, интереснее, лучше получается, т.е. — в чем он, в конце концов, добьется большего совершенства. Сегодня этот процесс называется поиском и развитием зоны интересов ребенка.

Олимпиады проводятся несколько раз в год по учебным предметам: математика, русский язык, английский язык, окружающий мир, программирование.

Проходят различные марафоны — это соревнования по количеству решённых карточек на Учи.ру между учениками одновременно внутри одного класса и среди всей школы. Суммарно за весь период (26 дней) одноклассники вместе должны набрать 500 баллов. Когда класс добьётся итоговой цели, каждый, кто решил за время марафона хотя бы одну карточку, получит грамоту за участие. Классы, выполнившие норматив, получают виртуальные подарки.

Также на сайте можно прорешивать олимпиады прошлых лет, что является отличной подготовкой и для предметных олимпиад.

Участие в данных олимпиадах способствует развитию творческого мышления и внутренней мотивации к обучению. Задачи даны в понятной детям игровой форме и делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Задания олимпиады нацелены на тренировку внимания, логики и пространственного воображения. Участие бесплатное, все участники и учителя получат награды.

Начиная со 2 класса и учащиеся старшей школы принимают участие:

- в международном конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех", в 2019-2020 учебном году приняли участие 200 учеников нашей школы;

При подготовке к олимпиадам важны следующие принципы:

· Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Цель обучения состоит в том, чтобы ребенок смог развиваться дальше без помощи учителя. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

· Принцип активность знаний . Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний.

· Принцип опережающего уровня сложности . В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

· Анализ результатов прошедших олимпиад . Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Проанализируйте вместе с ребенком выполненную им олимпиадную работу, разберите допущенные ошибки, спланируйте дальнейшую работу по подготовке к олимпиадам. Постарайтесь убедить ученика, что его труд по подготовке к олимпиаде не пропадет зря, покажите ему, где он может использовать свои знания.

· Индивидуальный подход подготовки к олимпиаде для каждого учащегося

· Психологический принцип . Считается необходимым воспитать в олимпиадниках чувство стремления к победе. Нужно научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Это важно для взрослой жизни! Хвалите своих учащихся, участников олимпиадного движения, даже если они не стали призерами, любой результат ребенка, показанный им, достоин уважения и должен быть отмечен преподавателем.

Олимпиадное движение решает и воспитательную цель: триединство - учитель – родитель – ребенок. У частие родителей, их заинтересованность в развитии ребёнка (а не только в его победах) имеют большое значение в процессе подготовки к олимпиадам. Задача педагога - привлечь родителей к сотрудничеству, к совместной долгой и кропотливой работе.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, постоянного роста мастерства и педагогической гибкости. Чтобы вырастить достойного участника олимпиадного движения учитель должен сам обладать глубокими знаниями своего предмета. Сам учитель должен быть образцом для ребёнка, тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всю жизнь ходят в обнимку, а обогнать друг друга не могут.

2. Что нужно сделать в первую очередь перед употреблением в пищу овощей и фруктов

3. Что помогает человеку сохранить полученную информацию?

4. Как животные используют кислоты?

б) как лекарство

в) как защиту от врагов

5. Какое вещество стремится занять всё предоставленное ему пространство?

б) твёрдое вещество

6. Что происходит с частицами воздуха при нагревании?

а) двигаются быстрее

б) замедляют движение

в) перестают двигаться совсем

7. Какая вода испаряется быстрее?

8. Что образуется в результате разрушения горных пород?

9. Укажи органы обоняния.

10. Одно из них - насекомое, другое - морское ластоногое, третье относится к крупному рогатому скоту. Их роднит только одно слово в названии. Кто они?

1. Как называется самая необходимая для жизни человека звезда?

а) Полярная звезда

в) созвездие Кассиопея

2. Без чего человек не может прожить и несколько минут?

3. Некоторые растения используют ветер для распространения семян. Укажи название растения, которое приспособилось делать это при помощи парашютика?


На данном портале представлены конкурсы, викторины, олимпиады для обучающихся разных ступеней обучения, для педагогов и родителей. При этом ребенок может сам зарегистрироваться, выбрать, представить и принять участие в соревнованиях по любому количеству номинаций, представив неограниченное количество работ. Причем оплата за использование ресурса – минимальная.

Администрация образовательной организации еженедельно получает информацию о конкурсах и олимпиадах разного уровня, которую учитель предоставляет родителям и школьникам.

Так как олимпиады и конкурсы очень часто бывают связаны с организацией исследовательской деятельности, то перед учителем начальных классов стоит первостепенная задача – сформировать навыки осуществления исследовательской деятельности. Последним этапом любого вида соревнований является представление результатов работы школьника, а так как большая часть данных соревнований происходит дистанционно, становится особо востребованным умение самопрезентации результатов своей работы в любом виде (доклад, резюме, видеоролик, инженерная книга и т. п.).


Ключевые слова: олимпиада, одаренность, история олимпиад, одаренные подростки.

В последние годы одним из важнейших направлений модернизаций Российского образования стало развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

При этом особое место отведено предметным олимпиадам школьников, благодаря которым становится, возможным развитие одаренных подростков еще в школьный период, активизировать их творческий потенциал, развить интерес к научно-исследовательской деятельности.

Один из способов развития одаренности являются предметные олимпиады, в частности олимпиада по ОБЖ.

Анализ литературы показал, что история олимпиад начинается с Древней Греции, включающая в себя как спортивные мероприятия, так и творческие конкурсы. Впоследствии, конкурсы по решению задач, интеллектуальные соревнования, например, математические турниры, также были названы олимпиадами. Хотя фактически их еще нельзя назвать олимпиадой, в современном понимании этого понятия.

Новый период в истории олимпиад начался в 1951 году, когда на биолого-почвенном факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова была проведена первая биологическая олимпиада школьников по новой форме ее организации: тур письменный и тур устный. Именно с этих пор олимпиады стали постоянной и одной из популярных форм внеклассной (внеурочной) работы по предметному обучению, представляющей собой логическое продолжение учебно-урочной деятельности школьников.

Таким образом под предметной олимпиадой понимается вид соревнований, позволяющий проверить помимо знаний и умений, но и опыт творческой деятельности, а также как способ к побуждению интереса к научной деятельности.

Поскольку одной из целей предметных олимпиад является поддержка одаренных детей, при определении уровня одаренности личности можно использовать выделенные Н.С. Лейтесом категории таких детей [2]:

  1. школьники с ускоренным умственным развитием. Для них характерно то, что они отличаются высоким уровнем интеллекта и, как правило, на несколько лет опережают ровесников в своем умственном развитии. Причем, ускоренное развитие их интеллекта часто связано с высокой умственной активностью, познавательной потребностью. Ответы таких учеников всегда неординарны, глубоки по содержанию, в них есть собственная оценка;
  2. школьники обнаруживающие особую предрасположенность к какому-либо предмету или группе предметов при обычном общем уровне интеллекта. Эти ученики превосходят своих сверстников легкостью усвоения материала по интересующим их предметам. При этом уроки по данным дисциплинам часто бывают для них в тягость. Как правило, сфера познавательных интересов таких учеников находится вне пределов школьной программы, а их знания отличаются значительной глубиной;
  3. школьники, отличающиеся особыми качествами отдельных психических процессов (особая наблюдательность, богатство воображения, необычайная память и др.). Эти школьники, имея самобытное мышление и обладая потенциальными признаками одаренности, все же, как правило, не опережают своих одноклассников в общем развитии интеллекта и не проявляют особого интереса к предмету;

4. аксиологический компонент: та ценностная составляющая творчества, которая определяет значимость данного вида деятельности для личности ученика, а значит и объективную необходимость ее осуществления.

Как показал проведенный анализ, в целях обучения одаренных детей применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ [1]:

2. углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3. обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами и дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность.

4. проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании собственного объяснения, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Таким образом, можно сделать вывод, для развития одаренности школьников, задания для олимпиад необходимо отбирать их по таким наиболее значимым, по нашему мнению, критериям, как:

- интегративность: содержание олимпиадного задания должно носить комплексный характер и способствовать межпредметному переносу и синтез знаний учащихся и способов их применения для ответа на поставленный вопрос;

- проблемность: содержание задания для олимпиады должно строится на основе видимого или подразумеваемого противоречия, осознание потребности, в разрешении которого и будет являться движущей силой творческого поиска личности, основой мотивации, а значит и целеобразование ее деятельности;

- оригинальность: содержание задания, предлагаемого школьнику на олимпиаде, должно быть нестандартным, то есть отличаться от заданий, предлагаемых в традиционном обучении;

- неоднозначность решения: содержание задания должно обеспечивать возможность выбора пути решения, оценки собственных и чужих мыслей и поступков.

Подводя итоги вышеизложенному и исходя из убеждения в том, что олимпиада – это форма работы с одаренными, творчески мыслящими учениками, считаем важным подчеркнуть, что организация и проведение предметной олимпиады должны базироваться на подборе такой системы заданий, которая была бы адекватна индивидуально-личностным особенностям его учащихся: их творческим способностям, склонностям, потребностям, познавательным возможностям и другим характеристикам личности.

Основные термины (генерируются автоматически): олимпиада, история олимпиад, содержание задания, особый интерес, подход, предметная олимпиада, предметное обучение, ребенок, творческая деятельность, школьная программа.

Читайте также: