Ольга канунникова школа как архитектурное высказывание вести образования

Обновлено: 05.07.2024

Все, что касается образования, в Эстонии занимает важное место в системе общественных и архитектурных приоритетов. Эстония входит в первую пятерку в мировом образовательном рейтинге PISA, а по качеству образования даже обогнала свою северную соседку Финляндию и вышла на лидирующие позиции среди европейских стран.

Неудивительно, что школа, университет, библиотека – среди самых привлекающих внимание зданий в любом эстонском городе. Сейчас в стране строится все больше школ нового поколения – гибридных школ-кластеров, объединяющих в себе учебные корпуса, библиотеки и другие образовательные пространства. Вместе с тем старые школы здесь не сносят, а реконструируют, превращая обветшавшие и морально устаревшие здания в модернизированные школы нового типа. Рассказываем о том, как выглядят и как живут новые и реконструированные школы в столице страны и в маленьких эстонских городах.

Нет, честное слово, в этот раз я не собиралась искать библиотеку. Вообще-то я нежно люблю городские библиотеки и обычно, оказавшись в новом городе, стараюсь их найти. Но сейчас я приехала в маленький город Эльва, чтоб погулять по новому променаду, расположившемуся вдоль озера в центре города. Это новое общественное пространство было номинировано на важную архитектурную премию года, и мне было интересно посмотреть, каким оно получилось. (В скобках – получилось замечательным, хотя это тема для другой статьи.)

Центральная площадь Эльвы

Но – на книгочея и книгохранилище бежит – после прогулки ноги сами вынесли меня к сооружению необычной архитектуры со стеклянной галереей, соединяющей несколько пространств. Уже издали углядев на фасаде знакомое длинное слово Linnaraamatukogu, я поняла, что передо мной – привычно выделяющееся, куда бы ты ни приехал, здание местной библиотеки; но вот сценка, случайно подсмотренная у входа, совсем не была привычной.

На фотографии заметно, что новое здание библиотеки совмещено стеклянной галереей со старым зданием школы. Они составляют единое целое, куда входит и спортивный комплекс (он виден на следующей фотографии – черный, с зеркальными вставками по периметру куб, примыкающий к левому крылу здания). Необычное архитектурное решение воплощает в себе новую концепцию школы как мультифункционального образовательного кластера, в котором объединены в единое целое учебные корпуса, библиотека, спортивный комплекс и молодежный центр.

То, что такой большой, многофункциональный, спроектированный с учетом требований эргономики учебный комплекс появился в крохотном городке с населением чуть более пяти тысяч человек, типично для Эстонии. Здесь нет иерархии школ, деления на столичные и провинциальные. Каждое учебное заведение в стране – манифестация важности образования для государства. Таких школьных комплексов становится все больше.

Старейшая новейшая

Еще один вариант реновации – когда дополнительный корпус не пристраивается к уже существующему, а старое и современное здания школы интегрируются в единый образовательный комплекс нового поколения.

Образец такой интеграции – таллинская гимназия Густава Адольфа, муниципальная государственная образовательная школа. Школу основал шведский король Густав Адольф в 1631 году (Эстония тогда входила в состав Швеции), она считается старейшей в стране. Несколько лет назад школе был передан новый корпус, полностью отремонтированный.

Новый корпус таллинской гимназии Густава Адольфа

Крыша здания – смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на город. Там есть места для отдыха и учебы, а еще телескоп и приборы для погодных наблюдений. Внутри школы созданы все условия для поддержания активного образа жизни детей: дорожки для прогулок, площадки для игр и лазания. В центре здания расположен атриум со ступенями, на которых можно и отдыхать, и учиться, и проводить мероприятия. Вместо библиотеки по всей школе расставлены полки с книгами, которыми могут пользоваться все желающие.

Денис, преподаватель английского языка, рассказывает о своих впечатлениях от первого года работы в школе: «Когда я пришел сюда первый раз, для меня это был шок, потому что я никогда не видел школ, которые бы выглядели, как в каком-нибудь американском городе. Здесь все продумано до мелочей. Ученикам здесь очень удобно, учителям – очень приятно.

Наверняка вы знаете такой метод преподавания, как говорящие стены. Так вот, в этом здании говорит все, начиная от столбов и стен. Говорящие потолки, двери, все очень информативно.

Например, когда вы будете здесь прогуливаться, вы можете увидеть, что в коридорах очень много информации об истории школы. Расписаны даты, имена ученых, которые посвятили свою жизнь Эстонии и этой школе. Даже в туалетах написаны математические формулы и какие-нибудь правила грамматики для учеников. Если кто-то что-то забыл, можно без проблем отпроситься выйти и списать.

Здесь все создано для того, чтобы учителя и ученики смогли отдохнуть. В школе есть маленькие отдельные комнаты отдыха, третий и четвертый этажи связывает лестница-лазалка, по которой можно и подняться по ступенькам, и полазить.

Между уроками – ежедневная часовая перемена; полчаса дети обедают, а другие полчаса проводят во дворе. В любую погоду ученики должны находиться на улице. Зимой здесь открывается каток, на котором могут кататься учителя и ученики. Коньки можно принести свои из дому, а можно взять в школе напрокат, бесплатно. Летом во дворе можно играть в баскетбол, футбол или просто бегать.

У учителя в классе есть возможность выбрать одну из трех досок для работы – меловую доску, доску, на которой пишут маркером, и интерактивную доску.

В школе есть поварской класс, полностью оборудованный, где детей учат готовить. Готовить, кстати, учатся и девочки, и мальчики. Есть технологический класс с профессиональными станками для работы с деревом. Детей обучают практическим навыкам, которые им понадобятся в будущем, например работе с инструментами. Час в день, с восьми до девяти, у учеников 1–3-х классов есть так называемое свободное время, или полезное время – в этот час они могут пойти в игровую комнату, поиграть в настольные игры, сделать домашнюю работу или перекусить.

Так живет таллинская гимназия Густава Адольфа, одно из самых сильных и известных учебных заведений в Эстонии. А как обстоят дела в рядовых школах за пределами Таллина?

Давайте посмотрим. Ниже – краткая фотогалерея: как выглядят обычные школы в нестоличных городах и поселках Эстонии.

Константин Пайчадзе

(С интонацией). ЭстоНННские профессора химии наблюдают самые медленные химические реакции, ибо все остальным прочим они кажутся не идущими.
Читать опус совершенно бессмысленно. Я не знаю что там про бытовые зарисовки, я про Японию могу такой же текст иностранца накатать и, да, с фотографиями.
Если во всех этих ваших Эстониях такое чудное образование, где ее Нобелевские лауреаты по нормальным премиям? Не мира (после негра из США, развязавшего парочку войн), не литературы (там очень много сомнительных персонажей, но нет Льва Толстого), а по физике, химии, медицине?
Где эстонские школьники, рвущие всех на естественно-научных олимпиадах? Химическую я представляю как сделать единой для всех, по литературе ну крайне сомнительно.
Если все так талантливы, то где циклопические проекты Сверхскоростного Балтийского кольца железно и авто? Без Эстонии тут никуда - такая география.
В стране официально ущемляются права 5% населения - не граждан. ЗАкрываются русскоязычные школы.
Вы вот это хотите нам предложить.

Константин Пайчадзе

Тут еще момент. Откроем любой англоязычный научный журнал. Solid State Ionics (SSI) вполне подойдет. И будем читать имена авторов. Даже если вы найдете среди россыпи китайцев, корейцев, японцев, индусов, несколько французских или русских имен уже хорошо. Австралийцев можно опознать по безумному английскому, пишут хуже китайцев. Фамилии представителей прибалтийских государств в массе своей (ну кроме условной Кристенсен), вполне однозначно характеризуют страну автора. Ну так вот, никаких эстонцев там, в списках авторов, нет. А раз у вас в стране нет авторов в международных журналах по ключевой естественной науке химии, причем в области ее прямого стыка с физикой (SSI он именно про это), ну значит все эти ваши мегашкольники они ни в какой вуз не попадут и все их развитие.

Школа как архитектурное высказывание

Все, что касается образования, в Эстонии занимает важное место в системе общественных и архитектурных приоритетов. Эстония входит в первую пятерку в мировом образовательном рейтинге PISA, а по качеству образования даже обогнала свою северную соседку Финляндию и вышла на лидирующие позиции среди европейских стран.

Неудивительно, что школа, университет, библиотека – среди самых привлекающих внимание зданий в любом эстонском городе. Сейчас в стране строится все больше школ нового поколения – гибридных школ-кластеров, объединяющих в себе учебные корпуса, библиотеки и другие образовательные пространства. Вместе с тем старые школы здесь не сносят, а реконструируют, превращая обветшавшие и морально устаревшие здания в модернизированные школы нового типа. Рассказываем о том, как выглядят и как живут новые и реконструированные школы в столице страны и в маленьких эстонских городах.

Нет, честное слово, в этот раз я не собиралась искать библиотеку. Вообще-то я нежно люблю городские библиотеки и обычно, оказавшись в новом городе, стараюсь их найти. Но сейчас я приехала в маленький город Эльва, чтоб погулять по новому променаду, расположившемуся вдоль озера в центре города. Это новое общественное пространство было номинировано на важную архитектурную премию года, и мне было интересно посмотреть, каким оно получилось. (В скобках – получилось замечательным, хотя это тема для другой статьи.)


Центральная площадь Эльвы

Но – на книгочея и книгохранилище бежит – после прогулки ноги сами вынесли меня к сооружению необычной архитектуры со стеклянной галереей, соединяющей несколько пространств. Уже издали углядев на фасаде знакомое длинное слово Linnaraamatukogu, я поняла, что передо мной – привычно выделяющееся, куда бы ты ни приехал, здание местной библиотеки; но вот сценка, случайно подсмотренная у входа, совсем не была привычной.





На фотографии заметно, что новое здание библиотеки совмещено стеклянной галереей со старым зданием школы. Они составляют единое целое, куда входит и спортивный комплекс (он виден на следующей фотографии – черный, с зеркальными вставками по периметру куб, примыкающий к левому крылу здания). Необычное архитектурное решение воплощает в себе новую концепцию школы как мультифункционального образовательного кластера, в котором объединены в единое целое учебные корпуса, библиотека, спортивный комплекс и молодежный центр.


То, что такой большой, многофункциональный, спроектированный с учетом требований эргономики учебный комплекс появился в крохотном городке с населением чуть более пяти тысяч человек, типично для Эстонии. Здесь нет иерархии школ, деления на столичные и провинциальные. Каждое учебное заведение в стране – манифестация важности образования для государства. Таких школьных комплексов становится все больше.

Старейшая новейшая

Еще один вариант реновации – когда дополнительный корпус не пристраивается к уже существующему, а старое и современное здания школы интегрируются в единый образовательный комплекс нового поколения.

Образец такой интеграции – таллинская гимназия Густава Адольфа, муниципальная государственная образовательная школа. Школу основал шведский король Густав Адольф в 1631 году (Эстония тогда входила в состав Швеции), она считается старейшей в стране. Несколько лет назад школе был передан новый корпус, полностью отремонтированный.


Новый корпус таллинской гимназии Густава Адольфа

Крыша здания – смотровая площадка, с которой открывается живописный вид на город. Там есть места для отдыха и учебы, а еще телескоп и приборы для погодных наблюдений. Внутри школы созданы все условия для поддержания активного образа жизни детей: дорожки для прогулок, площадки для игр и лазания. В центре здания расположен атриум со ступенями, на которых можно и отдыхать, и учиться, и проводить мероприятия. Вместо библиотеки по всей школе расставлены полки с книгами, которыми могут пользоваться все желающие.



Денис, преподаватель английского языка, рассказывает о своих впечатлениях от первого года работы в школе: «Когда я пришел сюда первый раз, для меня это был шок, потому что я никогда не видел школ, которые бы выглядели, как в каком-нибудь американском городе. Здесь все продумано до мелочей. Ученикам здесь очень удобно, учителям – очень приятно.

Наверняка вы знаете такой метод преподавания, как говорящие стены. Так вот, в этом здании говорит все, начиная от столбов и стен. Говорящие потолки, двери, все очень информативно.

Например, когда вы будете здесь прогуливаться, вы можете увидеть, что в коридорах очень много информации об истории школы. Расписаны даты, имена ученых, которые посвятили свою жизнь Эстонии и этой школе. Даже в туалетах написаны математические формулы и какие-нибудь правила грамматики для учеников. Если кто-то что-то забыл, можно без проблем отпроситься выйти и списать.

Здесь все создано для того, чтобы учителя и ученики смогли отдохнуть. В школе есть маленькие отдельные комнаты отдыха, третий и четвертый этажи связывает лестница-лазалка, по которой можно и подняться по ступенькам, и полазить.

Между уроками – ежедневная часовая перемена; полчаса дети обедают, а другие полчаса проводят во дворе. В любую погоду ученики должны находиться на улице. Зимой здесь открывается каток, на котором могут кататься учителя и ученики. Коньки можно принести свои из дому, а можно взять в школе напрокат, бесплатно. Летом во дворе можно играть в баскетбол, футбол или просто бегать.

У учителя в классе есть возможность выбрать одну из трех досок для работы – меловую доску, доску, на которой пишут маркером, и интерактивную доску.


В школе есть поварской класс, полностью оборудованный, где детей учат готовить. Готовить, кстати, учатся и девочки, и мальчики. Есть технологический класс с профессиональными станками для работы с деревом. Детей обучают практическим навыкам, которые им понадобятся в будущем, например работе с инструментами. Час в день, с восьми до девяти, у учеников 1–3-х классов есть так называемое свободное время, или полезное время – в этот час они могут пойти в игровую комнату, поиграть в настольные игры, сделать домашнюю работу или перекусить.

Так живет таллинская гимназия Густава Адольфа, одно из самых сильных и известных учебных заведений в Эстонии. А как обстоят дела в рядовых школах за пределами Таллина?

Давайте посмотрим. Ниже – краткая фотогалерея: как выглядят обычные школы в нестоличных городах и поселках Эстонии.


Гимназия. Город Пылва, население – 5 тысяч человек


Здание с приближенным к нулю энергопотреблением спроектировано так,
чтобы улавливать как можно больше солнца с южной стороны



Инициатором строительства гимназии в Пылве был глава местного самоуправления


Гимназия. Город Виймси, население – 2,5 тысячи человек.
Слева от здания – школьная велопарковка


Вместо привычных рядов парт в классе – полукруглые парты, состоящие из модулей



Tamme Gymnaasium, город Тарту


Гимназия. Город Йыхви, население – 10 тысяч человек



В Эстонии не только активно строят новые школы, но и реконструируют старые советские. Один из удачных примеров такой реконструкции – гимназия Аннелинна в Тарту.

Построенная в 1983 году по типовому советскому проекту школа недавно была полностью реконструирована. В ходе реконструкции обновили само здание и прилегающую к нему территорию. Обновленный школьный комплекс теперь включает в себя спортивную площадку, тренажерный зал под открытым небом и велодром.


Так выглядела школа раньше


Так выглядит школа сейчас


Во время реконструкции от школьного здания остались только внешние стены, внутренняя планировка была полностью изменена. Помимо новых учебных классов появилась просторная библиотечная зона, обновленное фойе и спортивные залы.


Библиотечная зона в гимназии

У входа – современная велопарковка, газон и фонари оригинальной конструкции. А на месте бывшей парковки неподалеку от школы была возведена сцена и построено новое футбольное поле с естественным газоном. С учетом мирового тренда на экологичность здание превратили в энергоэффективное, с почти нулевым потреблением энергии. Благодаря новаторским пространственным решениям школьники теперь могут учиться в современном здании с открытой учебной средой.


Очевидно, будущее – за новым поколением школ-кластеров, школ-трансформеров, гибко отвечающих на вызовы времени, обеспечивающих устойчивость и вместе с тем способных меняться в соответствии с новыми образовательными потребностями.

В этом контексте архитектурный облик школы – нечто большее, чем просто контуры и наполнение здания: это наглядная модель всей системы образования.

Это наблюдение подтверждает и небольшое путешествие по эстонским школам, каждая из которых – и манифест образовательных инноваций, и декларация приверженности традиционным ценностям образования в стране.


Во время принудительной самоизоляции весной 2020 года каждый российский родитель, имеющий ребёнка школьного возраста, узнал, что такое дистанционное образование, так сказать, на собственной шкуре.

Хлебнув этого удовольствия, граждане нашей страны поняли, что нам так не надо. Слово дистант обрело мрачное значение и стало символизировать разрушение традиционного образования.

Однако власть попыталась успокоить запаниковавших граждан, сообщив, что дистант – это необходимая мера в борьбе с коронавирусом. Но ещё во время самоизоляции представители власти хором заголосили, что дистант нас не покинет, хотя и не заменит традиционной формы обучения.

Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко ещё 10 апреля сообщила, что дистанционка — это наше неизбежное будущее:

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов 14 мая сообщил, что короновирус обеспечил долгожданный скачок развития дистанционного образования:

Итак, мы видим, что вопросу дистанционного образования не один год. Его проработка и внедрение начались задолго до короновирусного безумия. А коронавирус стал всего лишь удобным поводом для реализации долгожданных проектов онлайн-обучения. Откуда же растут ноги цифрового переустройства образования?

Историю планов по реализации в России дистанционного обучения я решила рассмотреть на основе высказываний одного из главных цифровизаторов нашей страны. Это Дмитрий Николаевич Песков, тёзка пресс-секретаря президента Путина.


Понимаете, тут учитель не нужен. Электронная бездушная программа-тьютор будет прокачивать ребёнка, как персонажа компьютерной игры, наделяя его некими конкретными навыками и компетенциями.

Выходит, что для детей из бедных семей вместо образования будет навязан дешёвый дистант. Это получается сегрегация общего образования, при которой у детей, в зависимости от уровня достатка их родителей будут заведомо разные стартовые возможности для получения образования.

Стоит отметить, что Песков не является автором идеи о тотальной цифровизации. Он всего лишь адаптирует для России идеи и тренды, которые сформированы и активно продвигаются на Западе.


Главная идея форсайта — всеобщая цифровизация. Переход будет осуществляться постепенно.


Например, геймификация, при которой образование будет происходить в виртуальных мирах. Игры станут доминирующей формой обучения. Будет производиться обучение в группах, связанных нейросетью. Обучать психотипам детей будут через симуляторы. Ещё одной формой станут автоматические образовательные системы с искусственным интеллектом. Кроме того, будут реализованы системы электронных тьюторов.


Кроме того, в планах проекта планируется внедрение генетического паспорта ученика, согласно которому ребёнок сможет получить индивидуальные рекомендации по обучению и выбору компетенций в зависимости от своего генотипа.

И, как мы видим в 2020 году дистант начинали агрессивно внедрять в реальность, цифровизируя школы вопреки желанию, как учащихся и их родителей, так и самих школ.


Вероятно, Путина не пугают жуткие перспективы превращения школ в квесты для обретения компетенций, так как он сделал Пескова своим спецпредставителем по цифровизации. Не хочется верить, что цель президента РФ — разрушение традиционной школы, но что есть, то есть. Самым главным цифровизатором в стране назначен тот, кто сулит смерть нашему образованию.

Остаётся только гадать, чего тут больше — злого умысла, непонимания или безразличия. Собственный успешный опыт СССР, который служил ориентиром для всего мира, как в области образования, так и в области здравоохранения, мы откинули и обращение к нему сейчас под запретом. И пока такой запрет действует, власти вынуждены позорно хвататься за чужой опыт и приспосабливать под российские условия чужие модели, несмотря на разрушительность такого подхода.

​Как учителя формируют функциональную грамотность у своих учеников

Фото: Вести образования

Она отметила, что обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы.

А кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования РАО Татьяна Коваль рассказала о глобальных компетенциях как компоненте функциональной грамотности.

Коваль объяснила, что человек, обладающий сформированной глобальной компетентностью, может критически рассматривать вопросы глобального характера с разных точек зрения, осознавать, что культурные, расовые, политические, религиозные различия могут оказывать влияние на суждения и взгляды людей, но при этом вступать в открытое взаимодействие с другими людьми на основе общих ценностей (список которых был сформирован в ООН ). Глобальные компетенции изучаются на разных предметах, процесс должен быть целостным и непрерывным, содержание заданий нужно постепенно усложнять.

При этом главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, перспективы, анализировать их, формулировать аргументы, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать действия и их последствия. Для того чтобы сформировать такие умения, лучше обсуждать с детьми разные ситуации, дифференцируя их по возрасту: например, в 5-м классе можно поговорить о том, почему нельзя выбросить котенка на улицу, а в 9-м уже затронуть тему гендерного неравенства. Сейчас у детей при обсуждении таких тем есть проблемы со связностью и законченностью рассуждений, аргументами, примерами.

Старший научный сотрудник Центра оценки качества образования ИСРО РАО Светлана Яковлева рассказала про еще один элемент функциональной грамотности – креативное мышление. Это важный инструмент, который позволит ребенку состояться в жизни. Под креативным мышлением понимают дивергентное мышление, то есть беглость, гибкость, оригинальность и нестандартность идей, их разработанность и дальнейшую проработку. Проверить степень креативности мышления у школьников можно через визуальное самовыражение, письменное самовыражение, попытки решения научных и социальных проблем. Этими же способами можно его развивать.

Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы НИУ ВШЭ Марина Пинская рассказала о том, что такое компетенции 4К и как их развивать в рамках школьных уроков. В 4К входят такие элементы, как критическое мышление, креативность и коммуникационная кооперация – и всё это важнейшие навыки функциональной грамотности.

Своим практическим опытом поделились учителя из разных уголков страны. Функциональную грамотность можно интересно развивать на уроках русского языка и литературы. О своем опыте рассказала методист по словесности из Хорошколы и сертифицированный преподаватель Дипломной программы международного бакалавриата Инна Торботряс .

– Ключевое, чему должны учить на гуманитарных предметах – понимание чужого текста и создание своего текста. Это не только учебные тексты, но и тексты, которые связаны с жизнью ученика (из медиа). В потоках информации важно различать фейк или правду – и для примера брать тексты, связанные с сегодняшним днем.

Тему подхватила учитель начальных классов ВКК МБОУ СОШ № 88 с УИОП из Воронежа Татьяна Матвеева . Она поделилась собственной уникальной методикой обучения, которая была разработана исходя из задач ВПР, но переросла в настоящую масштабную обучающую концепцию.

Я использую групповую работу на всех уроках. Это работа в команде, реализация 4К, о которых мы уже говорили. В каждой группе есть генератор идей, другие дети предлагают свои варианты, распределяются роли. Например, если мы говорим о разборе слова, то каждая группа пишет транскрипцию, называет орфограммы, изучает слово в толковом словаре и словаре синонимов. Также им предлагается проиллюстрировать это слово. Групповая работа – часто на уроках ИЗО (изготовление пальчиковых кукол или декораций к спектаклю) и технологии (изготовление бумажных цепей к Новому году ). А инструкцию по изготовлению цепей писали на уроках русского языка.

За правильные ответы ребята получают деревянные фишки, которые в конце урока подсчитываются.

Она отметила, что читательская грамотность – это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи информации в реальном общении.

У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается даже от тех, кто приходил к учителям 10 лет назад. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате – потеря интереса к процессу познания.

В Яндекс .Учебнике есть карточки с разными уровнями сложности текста – с каждым годом детям даются задания сложнее. При этом ведется работа с незнакомыми словами и соотнесение их с картинками (опора на визуальность для 1-го класса очень важна), работа над пониманием языковой игры. В Учебнике есть возможность при работе с текстом найти ключевое слово, которое отображает смысл, и точно выстроенная система вопросов, заданий и текстов, способствующих формированию понимания, может быть очень интересной для учителей.

Так, о том, как работает со своими учениками, рассказала учитель математики Филипповской школы Екатерина Богданович из Москвы .

Она отметила, что важно давать ребятам межпредметные задачи, напрямую связанные с реальной жизнью. Кстати, чем старше дети, тем хуже они к таким задачам относятся, поэтому важно обращаться к таким заданиям с самого раннего возраста.

Читайте также: