Оценочная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Оценочная деятельность ведётся в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации”
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов:

  • Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
  • Уставом школы;
  • Положение о портфолио как накопительной форме оценки;

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

– оценивание является постоянным процессом

В зависимости от этапа обучения используется оценивание:

  • диагностическое (стартовое, текущее)
  • срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое).

– оценивание может быть только критериальным

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
  • оценивать можно только то, чему учат
  • в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса
  • образовательного процесса формирует у учащихся контрольно-оценочные умения. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать.
  • в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
  • объективность оценки;
  • открытость процедуры и результатов оценки,
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка динамики образовательных достижений младших школьников

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

  • предметные результаты
  • метапредметные результаты
  • личностные результаты

Объектом оценки предметных результатов является сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
(Приложение 1)

  • оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
  • контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
  • листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
  • показатели сформированности универсальных учебных действий;
  • лист общеучебных достижений.

Для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся можно использовать таблицы с результатами выполнения обязательной практической части программы.

Листы индивидуальных достижений учащихся по предметам

Для заполнения такой таблицы можно использовать цветной индикатор.

Все таблицы и листы собираются в папку. Папка создаётся для:

  • ученика – позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
  • учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;
  • родителя – могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

Папка становится обязательным предметом для обсуждения на родительских собраниях.

Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.

Метапредметные результаты (Приложение 3)

Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты – это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО.

Что дает диагностическая работа учителю? Учитель может увидеть в каких УУД западает у конкретного ученика и у всего класса. Рассмотрим на примере одного класса таблицу результатов.

Оценка личностных результатов

Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.

Процедуры внутренней оценки:

  • мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • возможна оценка индивидуального прогресса
  • личностного развития учащихся, которым
  • необходима специальная поддержка.

Диагностика результатов личностного развития проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.

Оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Структура Портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:

  • низкий (недостаточный) уровень – выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
  • базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
  • повышенный (функциональный) уровень – учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Так же в соответствии с Положением о Портфеле достижений младших школьников введена рейтинговая оценка – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений учащихся.

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Концепция модернизации российского образования выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования.

Принятый Стандарт и сопровождающие его документы и методические разработки предполагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания в классе, построенную на следующих основаниях:

1) оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

2) оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

3) критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

4) система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Помимо вышеуказанной цели систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Таким образом, проблему оценивания необходимо рассматривать исключительно в контекстведругой – более серьёзной , более масштабной проблемы начальной школы – проблему формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Фактически, необходимо сделать так, чтобы оценивание стало одним из принципов образования в обновляемой начальной школе. До недавнего времени ставил отметки и оценивал у нас только учитель.

В наши дни наряду с оценкой учителя рядом становится и самооценка ученика.

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

Благополучное развитие конкретной детской самооценки возможно только в ситуации сложившейся положительной общей самооценки, то есть безусловного общего принятия ребенка окружающими. Особенно важно это для первоклассников, тем более для тех, кто такой самооценки в семье не имеет и потому в большей степени, нежели другие дети, нуждается в поддержке и принятии его учителем. В начале школьной жизни 6 – 7 летний ребенок находится в полной или частичной зависимости от оценки окружающих взрослых людей (А.В. Захарова, Л.М. Фридман, Н.Ф. Виноградова). Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников в современной школе осуществляется учителем, который дает оценку ребенку с позиций эталона, при этом старается научить каждого элементарному оцениванию.

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки.

а) В рамках начального этапа образования:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) В ходе учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе всего начального этапа образования.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (светофоры или смайлики, линеечки, оценочные листы, лесенки успеха и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут :

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.

Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).

Базовый уровень – требования программы.

Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.

2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:

1 – 2 балла – необходимый уровень;

3 – 4 балла – базовый уровень;

5 – 6 баллов – максимальный уровень.

Во время урока учитель может выдавать ученикам карточки с баллами, сумма которых потом переносится либо в рабочий журнал учителя, либо, если достигнута договорённость с администрацией школы, проставляется карандашом в официальный журнал. Также баллы успешности могут быть получены учениками за выполнение самостоятельных и контрольных (проверочных) работ.

3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала.

Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал.

Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке.

Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом.

Четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке.

Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.

4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне.

Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.

5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контроля и оценки. Подобная работа на данном этапе обучения может эффективно строиться в рамках разновозрастного сотрудничества пятиклассников с учащимися более младших классов . Со стороны учащихся предметом контроля и оценки могут выступать действия младших школьников (1 – 3 классы), план подготовки к работе с ними, собственные действия пятиклассников по отношению к малышам, знаково-символические средства для решения поставленных задач, собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и способов их преодоления

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам начального этапа образования должен включать:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

- сопоставление полученных данных с образцом;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

Как говорилось выше, становление действий контроля и оценки состоит не только из этапов, но и из фаз, на которые делится учебный год.

Итак, первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин;

Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка, на каждом ее этапе. Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).

Именно систематичность в оценивании обеспечивает понимание критериев и создает базу для самооценивания детьми своего труда. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).

Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.

Учащиеся нуждаются в информации и руководстве, для того чтобы планировать следующие шаги в обучении. Учитель может точно указать ученику его сильные стороны и посоветовать, как их развить: быть конструктивным в отношения слабостей; обеспечить ученику возможность улучшить свою работу.

Довольно часто при оценивании работы, проделанной учащимся, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:

1. Отсутствуют стимулы для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.

2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.

3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.

Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет мотивировать всех учащихся. Это происходит потому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится сейчас. Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.

Критерии оценки работы

П - правильность выполнения

+ высокий уровень (нет ошибок)

+ выше среднего (1-2 ошибки)

+ средний (3-4 ошибки)

+ ниже среднего (много ошибок)

+ низкий (совсем не справился с заданием)

К - красота, аккуратность

+ высокий уровень (Мне нравится как написал)

+ выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты)

+ средний (Не очень красиво и правильно написал буквы)

+ ниже среднего (Мне не нравится: грязно, плохо написано)

+ низкий (написано плохо, нельзя прочитать)

Аналогичное обсуждение предваряет введение шкалы для оценки оформления работы.

Оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнение ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен то ставит крестик выше или ниже.

Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.

Ещё одним инструментом самооценивания является свидетельство . Существенное преимущество этой методики состоит в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Разумеется оформление свидетельства и способы самоанализа могут меняться в соответствии с возрастом и готовностью учеников к подобной работе. Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоил пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема на усвоена, то над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.

1. Система оценки должна закреплять основные НАПРАВЛЕНИЯ и ЦЕЛИ оценочной деятельности, описание ОБЪЕКТА и СОДЕРЖАНИЕ ОЦЕНКИ, КРИТЕРИИ, ПРОЦЕДУРЫ и СОСТАВ ИНСТРУМЕНТАРИЯ оценивания, ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ результатов, УСЛОВИЯ и ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ системы оценки.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ , что основными НАПРАВЛЕНИЯМИ оценочной деятельности являются: оценка результатов деятельности по реализации и освоению ООП:

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ , что оценка достижения планируемых результатов

- осуществляется с ЦЕЛЬЮ выявления и фиксации уровня сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием; наблюдения и фиксации динамики сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием;

- выступает способом ориентации обучающихся на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- способствует формированию у обучающихся ценностного отношения к образовательным результатам и способам их достижения.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ , что ОБЪЕКТОМ системы оценки являются:

- личностные результаты : сформированность личностных УУД,

- метапредметные результаты : сформированность регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД,

- предметные результаты : сформированность учебных действий с предметным содержанием; способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ анализ изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и способов действий с предметным содержанием ) с целью выявления и планирования результатов (личностных, метапредматных, предметных), подлежащих оценке.

ПЕДАГОГ МОЖЕТ ОБОСНОВАТЬ выбор результатов, подлежащих оценке, и дать им характеристику.

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ планирование результатов (личностных, метапредматных, предметных), подлежащих оценке, исходя из изучаемого предметного содержания и видов деятельности обучающихся по его освоению (УУД и способов действий с предметным содержанием ).

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ анализ системы контрольно-оценочных заданий (учебника, рабочей тетради, тетради контрольных работ, др.):

1) анализирует содержание имеющихся контрольно-оценочных заданий:

a) выявляет КРИТЕРИИ для оценки сформированности УУД (Какие УУД должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение результата?):

- личностных : понимание ценности полученных знаний и умений: их смысла, значения, целесообразности, необходимости, полезности;

- регулятивных : выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции;

- познавательных : выполнение общеучебных, логических действий, действий постановки и решения проблемы;

- коммуникативных : выполнение действий в ситуациях планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, представления и обоснования своей точки зрения и т.п.;

b) выявляет критерии для оценки сформированности ДПС (Какие действия с предметным содержанием должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение предметных результатов?);

2) корректирует (дополняет, изменяет) методический аппарат имеющихся контрольно-оценочных заданий вопросами на выявление соответствия уровню сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием (при необходимости).

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ различные виды оценочных ПРОЦЕДУР, их дидактические и методические особенности.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ , каким образом организовать оценку достижения планируемых результатов; какие создать условия для осуществления оценки (в т.ч. самооценки обучающимися).

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ , какая оценочная процедура будет наиболее оптимальной; обеспечит максимум возможностей для оценки достижения планируемых результатов.

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ организацию оценочных процедур на основе критерия оптимальности.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ и ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные типы оценочных ШКАЛ и определяет наиболее приемлемые шкалу оценки и вид отметки уровня достижения планируемого результата (Какая шкала оценки наиболее приемлема в данном задании? Какими отметками будут фиксироваться результаты оценки?);

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ и ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные ФОРМЫ ФИКСАЦИИ уровня достижения результатов и определяет наиболее приемлемые (Где и как будут фиксироваться уровни достижения результатов?):

ПЕДАГОГ УМЕЕТ организовать оценочную ситуацию (создать УСЛОВИЯ):

- определяет педагогические действия (воздействия) в оценочной ситуации (формулирует задания, вопросы, оценочные суждения, высказывания, комментарии и т.п.), ориентирующие обучающихся на оценку результатов и способов их достижения;

- определяет действия обучающихся в оценочной ситуации, направленные на оценку результатов и способов их достижения.

2. Система оценки должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД.

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ , что оценочная деятельность педагога выступает мотивирующим фактором духовно-личностного развития личности школьников; способствует формированию у обучающихся личностных УУД: самоопределению, смыслообразованию, нравственно-этической ориентации (через оценку как выявление ценности (значимости, необходимости, смысла, целесообразности) знаний, процесса их получения (достижения результатов).

ПЕДАГОГ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ контрольно-оценочную деятельность, руководствуясь гуманистическими принципами.

ПЕДАГОГ ОСОЗНАЕТ , что оценочная деятельность педагога – это целостный, мотивированный, целенаправленный процесс управления действиями школьников в оценочных ситуациях, организованных учителем в процессе обучения, в результате которого происходит развитие учебной деятельности младших школьников на основе формирования к ней ценностного отношения.

3. Система оценки должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.

Осуществляет комплексный подход к оценке достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

4. Система оценки должна предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП НОО) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ специфику внутренней и внешней оценки.

ПЕДАГОГ ПОНИМАЕТ , что информация о достигнутых результатах характеризует не только обучающихся, но и деятельность педагога, и образовательного учреждения.

ПЕДАГОГ УМЕЕТ получать, обрабатывать и предоставлять на внешнюю оценку объективную, содержательную и достоверную информацию о достигнутых результатах.

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ специфику реализации в образовательном процессе индивидуально, личностно ориентированного, дифференцированного подходов.

ПЕДАГОГ ВЛАДЕЕТ способами организации индивидуальных образовательных траекторий.

ПЕДАГОГ ПРИМЕНЯЕТ НА ПРАКТИКЕ различные формы отражения динамики индивидуально-личностного развития каждого обучающегося (Листы индивидуальных достижений, портфолио и т.п.).

В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно-нравственного развития, освоения ООП НОО должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

ПЕДАГОГ ЗНАЕТ требования к организации различных контрольно-оценочных процедур, методам и формам контроля и оценки.

ПЕДАГОГ ВЛАДЕЕТ адекватными требованиям технологиями (методиками) оценки достижения планируемых результатов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ОЦЕНИВАНИЯ

- осуществляется с целью выявления и фиксации уровня сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием; наблюдения и фиксации динамики сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием;
- выступает способом ориентации обучающихся на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных);
- способствует формированию у обучающихся самооценки как личностного и регулятивного УУД;
- способствует формированию у обучающихся ценностного отношения к образовательным результатам и способам их достижения.

a) выявляет критерии для оценки сформированности УУД (Какие УУД должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение личностных и метапредметных результатов?):

- личностных УУД : понимание ценности полученных знаний и умений: их смысла, значения, целесообразности, необходимости, полезности;
- регулятивных УУД : выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции;
- познавательных УУД : выполнение общеучебных, логических действий, действий постановки и решения проблемы;
- коммуникативных УУД : выполнение действий в ситуациях планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, представления и обоснования своей точки зрения и т.п.;

b) выявляет критерии для оценки сформированности способов действий с предметным содержанием (Какие действия с предметным содержанием должны выполнить ученики, чтобы показать (оценить) умения, характеризующие достижение предметных результатов?);


Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Читайте также: