Оценочная деятельность учителя начальных классов кратко

Обновлено: 03.07.2024

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы ре гулирования оценочной деятельности в отношении имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям (публичное имущество), физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с этим имуществом, а также для иных целей.

Оценить 312 0

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Студентка Ш-32 группы

Учет успеваемости - неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, ученики воспринимают, изучают, овладевают умениями применять знания, осмысливают, запоминают. Оценка знаний умений и навыков должна быть объективной и правильной, т. е. соответствовать истинно уровню успеваемости учащихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

В школе система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:

1. Оценка планируемых предметных результатов.

2. Оценка планируемых метапредметных результатов.

3. Оценка планируемых личностных результатов.

4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.

5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения по полноте и качеству реализации ООП.

Традиционная оценочная деятельность учителя связана с выполнением двух функций: регистрацией успехов учащихся в соответствии с принятым эталоном и мотивацией учащихся к дальнейшей учебной деятельности.

В российской школе традиционно сохраняется пятибальная система оценивания. С введением ЕГЭ как формы итоговой аттестации в школе получает распространение 100-бальная система, применяемая многими вузами в качестве формы оценки вступительных испытаний.

Для отметки характерны следующие аспекты функции оценивания:

констатация – фиксируется фактический уровень достижений;

уведомление – информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам;

контроль – позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы;

прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.

Последний аспект напрямую связан со второй, мотивационной функцией оценки, которая направлена на управление процессом дальнейшего обучения, на регуляцию и коррекцию учебной деятельности учащихся путем стимулирования желательных и пресечения нежелательных форм этой деятельности. В этом случае удобнее проводить оценивание не в количественных, а в качественных формах.Практически все учителя применяют различные виды вербально-невербального оценивания:

невербальное одобрение улыбкой, жестом, кивком;

невербальное предупреждение жестами (указательный палец вверх, палец к губам);

невербальное недовольство, выраженное мимикой, строгим взглядом;
прямое невербальное порицание жестами (сжатые в кулак пальцы, направленный на ученика палец);

Качественное оценивание учебных достижений может использоваться в школах, ориентированных на создание образовательной среды, которая способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, обеспечивает психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником.

3.2. Оценочная деятельность учителя начальных классов.

ВложениеРазмер
otsenochnaya_deyatelnost_uchitel_nachalnyh_klassov.docx 71.71 КБ
Из опыта работы. 18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют

оценку и отметку.

Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации".

- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации
обучающихся уровня начального общего образования
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители.


Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.

Система оценивания выполняет следующие функции:

- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;

- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;

-воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

- оценивание может быть только критериальным.

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Что же такое оценивание?

1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.

4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;

5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.

В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат. Сюда входят:
- оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;

- контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;

- листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;

- показатели сформированности универсальных учебных действий;

- лист общеучебных достижений (3-4 класс);


Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.

Существует 3 варианта самооценки письменных работ:


- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;

- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы.


В чем суть правил новой технологии оценивания?


1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме.

Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Оценку определяют учитель и ученик сообща!


После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) :

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе

про отметку, которую ставит себе ученик.

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задачи (задания)?

7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Оценивание в 1-м классе (принимает участие в оценке сам ученик)

1. Обозначаем своё настроение.

2. Учимся сравнивать цель и результат.

Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.

Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:

– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома?

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?

3. Учимся признавать свои ошибки.

этом доля закрашенного значения не имеет.

4. Учимся признавать свою неудачу.

Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться незакрашенным кружком.

5. Используем умение самооценки.

Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Для формирования адекватной самооценки младших школьников (1 класс) предлагаю для использования следующие формы:

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);

- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;

- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Вот как можно оценить письменную работу:

Этими линеечками можно пользоваться, когда необходимо спрогнозировать результат своей работы. Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и результаты.

2. По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки:

1) В чём заключалось задание ?

2) Удалось получить результат ?

3) Полностью правильно или с ошибкой?

4) Полностью самостоятельно или с помощью?

5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки?

6) Какую сам поставишь себе отметку ?

Обучение детей порядку самооценки.

1. Выбрать для публичной самооценки результатов своей работы наиболее подготовленного ученика (чтобы первое применение алгоритма осуществлялось на успешном результате).

3. На следующих уроках самооценка по алгоритму проводится по очереди всеми учениками класса (достаточно 1-2 эпизодов на один урок, главное, чтобы они происходили на каждом уроке).

4. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога, самооценка может проводиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает своё решение.

5. Когда ученики начинают проводить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и использовать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.

Если ученик прав, стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти свою ошибку при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. . Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, всё равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

1. Материалы к.п.н. Г.В. Шакиной (г. Саранск).

2. Остапенко А.А. Основы моделирования системы школьной оценки// Педагогическая дигностика. 2004. №3.

3. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Оценка ключевых компетенций учащихся// Профессиональное образование. 2006.

4.Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006

5. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.

6. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.

7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999.

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

У меня, как у учителя, работающего по новым образовательным стандартам, сложилась система мониторинга качества образования по отслеживанию уровня сформированности предметных и метапредметных учебных действий учащихся.

При организации мониторинга соблюдаю следующие условия:

  • продолжительность во времени (все 4 года обучения в начальной школе);
  • систематичность (при проведении базового предметного мониторинга 1 раз в четверть, при проведении тематического предметного мониторинга от 3 и больше работ и т.д.);
  • сравнимость (с результатами предыдущих работ);
  • объективность.

При проведении анализа работ я пользуюсь текстовой аналитической справкой, схемами, графиками, таблицами, диаграммами, возможно их сочетание.

При проведении предметного мониторинга в своей работе я использую базовый и тематический контроль.

Базовый состоит из контрольных работ:

В начале каждого года провожу диагностические работы (входной контроль), цель которых – определение уровня качества знаний в начале обучения. В конце каждой четверти провожу мониторинг по планируемым результатам.

После чего оформляю листы учёта и контроля знаний в виде таблиц.

Такая обработка результатов позволяет увидеть:

по горизонтали – слабоуспевающих учащихся, какой процент базового и повышенного уровней смог выполнить ученик;

по вертикали – какие темы хуже усвоены обучающимися

После анализа этих работ выделяю группы детей для дальнейшей коррекционной работы, а также параллельно веду работу с родителями (составляю программы).

На основании приведённой таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и даёт возможность быстрого сравнения итогов.

Проведя сравнительный анализ, делаем вывод: к концу учебного года некоторые ребята остались на прежнем уровне, у кого- то повысилась или снизилась степень обученности.

В коррекционной работе с группами обучающихся мне помогает тематический мониторинг, который также провожу по планируемым результатам. Провожу несколько самостоятельных или проверочных работ, после каждой работы данные заношу в таблицу. Между выполнением этих работ при подготовке к урокам включаю различные виды заданий, направленные на коррекцию нарушений.

Результаты учебных достижений по каждой теме оформляю в виде диаграммы качества знаний.

Данный мониторинг позволяет мне получить:

объективную динамику образования ученика за определенный период обучения;

  • возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из анализа динамики;
  • возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом;
  • систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

В обзорной ведомости техники чтения видно, что, несмотря на то, что некоторые учащиеся читают не выше нормы, , динамика роста чтения у всех положительная .

В конце каждого года я, как и все учителя начальной школы, провожу комплексную работу, направленную на отслеживание уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся. Результаты заношу в таблицу электронных шаблонов), диаграммы выходят готовые.

Сравнительный анализ результатов комплексных работ показывает положительную динамику формирования УУД у моих учащихся.

Вывод: главная цель мониторинга – помочь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов.


Оценочный лист педагогической деятельности учителя начальных классов


Оценочный лист педагогической деятельности учителя начальных классов


Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Способы оценивания учащихся начальной школы.


Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Способы оценивания детей начальной школы. Создание максимально успешных результатов обучения.

Оценочная деятельность учителя начальных классов

Оценивание младших школьников - необходимое условие их мотивации в учебной деятельности. Современные технологии позволяют делать это разнообразно и качественно.


Место и роль портфолио в системе контрольно - оценочной деятельности в начальных классах

В статье описывается применение портфолио для оценки, фиксации и практического использования в обучении учеников начальной школы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

студентка Ш-32 группы

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Оценочная деятельность учителя ведётся в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации".

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования.

Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.

Система оценивания выполняет следующие функции:

- нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;

- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;

- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;

- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

- оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.

- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно;

- оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка;

- оценивать можно только то, чему учат;

- в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности;

- в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

- открытость процедуры и результатов оценки;

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- оценка динамики образовательных достижений младших школьников.

Для чёткой организации оценочной деятельности необходимо решить комплекс задач:

- выявить особенности контроля и оценки учебных достижений, обеспечивающие реализацию ФГОС – разработать Положение о системе оценки, определить критерии;

- изучить научную и методическую литературы по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования;

- разработать и апробировать задания для контроля и оценки учебных достижений по предметам, диагностический инструментарий для определения уровня сформированности УУД;

- разработать материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся.

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

Объект оценки предметных результатов: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2) в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

Оценочная деятельность– это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения.

Виды оценочной деятельности:

- прямая, или открытая (поощрение, наказание)

- скрытая (опосредованная какими-либо действиями, поступками)

Функции оценочной деятельности:

  • Нормативная
  • Регулятивная
  • Аксиологическая
  • Когнитивная
  • Функция идентификации
  • Рефлексивная

Приемы педагогической оценки:

- возложение оценочных полномочий на самого воспитанника (как ты считаешь,правильно сделал,почему?)

- оттягивание во времени оценки (сегодня уже поздно, лучше завтра попробовать решить пример)

- последствия поступка (после всего, что ты сделал…)

Травмирующее влияние оценки.Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.




Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).

И, наоборот, при высоких отметкахребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческихспособностей ребенка.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Психологические аспекты оценивания.Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Когда нельзя ставить отрицательные отметки:

  • нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);
  • если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
  • если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Педагогическая оценка является довольно широким понятием, включающим оценки, даваемые ребенку не только учителем, но и родителями или любыми другими лицами, занимающимися воспитанием и развитием детей.

Педагогическую оценку в широком смысле стоит отличать от школьной отметки, которая характеризует в баллах относительные и абсолютные успехи ученика. Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим средства поощрения и наказания. Причем крайние значения отметок не всегда обладают такой стимулирующей силой, которую имеют средние отметки. Педагогическая оценка является особого рода стимулом. Особенно важную роль она играет в детские годы и в период младшего школьного возраста, так как напрямую связана с формированием у ребенка соответствующего отношения к себе. С помощью оценок, даваемых ребенку со стороны значимых взрослых, очень просто разрушить его верные представления о самом себе из-за того, что здесь примешиваются факторы эмоционального порядка. Восстановить адекватное отношение к себе во много раз сложнее.

Педагогические оценки бывают нескольких видов:

предметные – касаются того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;

персональные – относятся к субъекту и отмечают индивидуальные качества человека;

материальные – включают материальное стимулирование детей за успехи (деньги, вещи, развлечения и др.);

моральные – содержат характеристику действий ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали;

результативные – относятся к конечному результату деятельности (что получилось);

процессуальные – касаются самого процесса деятельности (как сделано);

количественные – соотносятся с объемом выполненной работы;

качественные – касаются качества, точности, аккуратности и других показателей совершенства работы.

В более общем виде можно выделить три основные группы оценок (по А.И. Лунькову):

личностные – когда оценивается продвижение ученика по отношению к его среднему уровню знаний, навыков, мышления, т. е. ребенок сравнивается сам с собой;

сопоставительные – когда ученики сравниваются между собой;

нормативные – когда достижения ребенка оцениваются относительно некой безличной нормы выполнения задания.

Нормативные оценки используются 1–2 раза за тему в ходе выполнения письменных контрольных работ. Приведем психологические требования к таким контрольным: 1)целесообразно проводить их на сдвоенном уроке, чтобы обеспечить нормальные условия ученикам с низкими темпами работы; 2) в состав контрольной работы следует включать вопросы только по данной теме, разбитой на последовательность элементов (единиц усвоения) так, что каждому элементу соответствуют одно-два задания. В обычных же контрольных работах, как правило, предлагаются задания из разных тем, что затрудняет общую оценку, так как непонятно, какие темы ученик усвоил, какие нет.

Оценочная деятельность– это деятельность человека, направленная на определение значимости явления или предмета для конкретного субъекта или процесса; это есть идентификация субъективного восприятия значимости явления и его объективной ценности, выраженная в виде оценочного суждения.

Виды оценочной деятельности:

- прямая, или открытая (поощрение, наказание)

- скрытая (опосредованная какими-либо действиями, поступками)

Функции оценочной деятельности:

  • Нормативная
  • Регулятивная
  • Аксиологическая
  • Когнитивная
  • Функция идентификации
  • Рефлексивная

Приемы педагогической оценки:

- возложение оценочных полномочий на самого воспитанника (как ты считаешь,правильно сделал,почему?)

- оттягивание во времени оценки (сегодня уже поздно, лучше завтра попробовать решить пример)

- последствия поступка (после всего, что ты сделал…)

Травмирующее влияние оценки.Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.

Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка.Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.).

И, наоборот, при высоких отметкахребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.

Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.

Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.

Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческихспособностей ребенка.

И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.

Психологические аспекты оценивания.Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.

Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:

А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.

Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.

Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простое правило: при оценивании сначала человеку говориться хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?)

Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.

Закон об оценочной деятельности определяет правовые основы ре гулирования оценочной деятельности в отношении имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям (публичное имущество), физическим и юридическим лицам для целей совершения сделок с этим имуществом, а также для иных целей.

Содержимое публикации

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

Студентка Ш-32 группы

Учет успеваемости - неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, ученики воспринимают, изучают, овладевают умениями применять знания, осмысливают, запоминают. Оценка знаний умений и навыков должна быть объективной и правильной, т. е. соответствовать истинно уровню успеваемости учащихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

В школе система оценки рассматривается как комплексный подход к оценочной деятельности, позволяющий вести оценку достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по следующим критериям:

1. Оценка планируемых предметных результатов.

2. Оценка планируемых метапредметных результатов.

3. Оценка планируемых личностных результатов.

4. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию.

5. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения по полноте и качеству реализации ООП.

Традиционная оценочная деятельность учителя связана с выполнением двух функций: регистрацией успехов учащихся в соответствии с принятым эталоном и мотивацией учащихся к дальнейшей учебной деятельности.

В российской школе традиционно сохраняется пятибальная система оценивания. С введением ЕГЭ как формы итоговой аттестации в школе получает распространение 100-бальная система, применяемая многими вузами в качестве формы оценки вступительных испытаний.

Для отметки характерны следующие аспекты функции оценивания:

констатация – фиксируется фактический уровень достижений;

уведомление – информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам;

контроль – позволяет определить направления и объемы дальнейшей работы;

прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.

Последний аспект напрямую связан со второй, мотивационной функцией оценки, которая направлена на управление процессом дальнейшего обучения, на регуляцию и коррекцию учебной деятельности учащихся путем стимулирования желательных и пресечения нежелательных форм этой деятельности. В этом случае удобнее проводить оценивание не в количественных, а в качественных формах.Практически все учителя применяют различные виды вербально-невербального оценивания:

невербальное одобрение улыбкой, жестом, кивком;

невербальное предупреждение жестами (указательный палец вверх, палец к губам);

невербальное недовольство, выраженное мимикой, строгим взглядом;
прямое невербальное порицание жестами (сжатые в кулак пальцы, направленный на ученика палец);

Качественное оценивание учебных достижений может использоваться в школах, ориентированных на создание образовательной среды, которая способствует эмоционально-ценностному, социально-личностному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности, обеспечивает психологическую комфортность во взаимодействии между учителем и учеником.

Читайте также: