Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления кратко

Обновлено: 05.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы оценки деятельности органов местного самоуправления, состояния экономики и социальной сферы муниципальных образований

1.1. Нормативная база оценки

1.2. Субъекты оценки

1.4. Предметы оценки

2. Система показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления, состояния экономики и социальной сферы муниципальных образований

2.1. Источники информации для оценки

2.2. Существующие показатели для оценки

2.3. Группы показателей для оценки

2.4. Направления оценки

2.5. Показатели, характеризующие территорию муниципального района

2.6. Показатели, характеризующие население муниципального района

2.7. Показатели, характеризующие администрацию муниципального района

2.8. Показатели, характеризующие состояние местного бюджета

2.9. Показатели, характеризующие состояние муниципального имущества

2.10. Показатели, характеризующие состояние в сфере коммунального хозяйства

2.11. Показатели, характеризующие состояние в сфере дорожной деятельности и транспортного обслуживания населения

2.12. Показатели, характеризующие состояние в сфере связи

2.13. Показатели, характеризующие состояние в сфере общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения

2.14. Показатели, характеризующие состояние в сфере малого и среднего предпринимательства

2.15. Показатели, характеризующие состояние в сфере сельского хозяйства

2.16. Показатели, характеризующие состояние в сфере территориального планирования и градостроительной деятельности

2.17. Показатели, характеризующие состояние в сфере образования

2.18. Показатели, характеризующие состояние в сфере здравоохранения

2.19. Показатели, характеризующие состояние в сфере культуры

2.20. Показатели, характеризующие состояние в сфере физкультуры и спорта

2.21. Показатели, характеризующие состояние в сфере работы с детьми и молодежью

2.22. Показатели, характеризующие состояние в сфере ритуальных услуг

2.23. Показатели, характеризующие состояние в сфере общественной безопасности

3. Методики оценки деятельности органов местного самоуправления, состояния экономики и социальной сферы муниципальных образований

3.1. Общая методика оценки

3.2. Сводная таблица показателей

3.3. Доклад о состоянии экономики и социальной сферы муниципального образования

Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления введена Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Предметом оценки являются результаты деятельности органов местного самоуправления в следующих сферах:

  • экономическое развитие
  • дошкольное образование
  • общее и дополнительное образование
  • культура
  • физическая культура и спорт
  • жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
  • жилищно-коммунальное хозяйство
  • организация муниципального управления
  • энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

На основании результатов оценки формируется сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления по итогам каждого прошедшего года.

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110

Cправочные телефоны:

До 01.01.2025 установлен переходный период для приведения статусов и уставов муниципальных образований, а также законодательства в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ.

Статья 18.1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления

(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

2. Нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

3. Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях поощрения лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований.

В Российской Федерации введена система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов утвержден Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".

Основное внимание уделено показателям, которые в основном зависят от деятельности местных властей и характеризуют качество жизни населения, степень внедрения новых методов и принципов управления.

Правительство РФ разработало перечень дополнительных показателей, форму доклада и необходимые методические материалы (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317).

Ежегодно, до 25 апреля, главы муниципальных образований обязаны представлять в управление по взаимодействию с органами местного самоуправления Правительства Ростовской области доклад за прошедший год и планируемые значения показателей на 3-летний период.

В данном разделе размещаются доклады глав местных администраций Ростовской области и сводный доклад. Это существенно расширяет информационную открытость местных властей, дает возможность каждому жителю муниципалитета оценить эффективность работы избранной им власти и сравнить ее с результатами работы в других муниципалитетах.

Анализ эффективности деятельности муниципалитетов позволяет выявить сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей, а также формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления.

Нормативные документы

федеральные:

Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 (.doc 216 Кб) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"

Методические рекомендации (.rtf 1.8 Мб) по подготовке сводного доклада субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и его размещению в государственной автоматизированной информационной системе "Управление"

региональные:

Распоряжение Губернатора Ростовской области от 14.03.2013 № 39 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления"

Пояснения (.doc 123 Кб) территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области

Необходимость оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления

Развитие российской государственности и стремление к демократии постепенно увеличивает значимость органов муниципального управления для населения страны. Большая часть обращений населения связана именно с органами муниципального управления.

Главной задачей деятельности органов местного самоуправления является предоставление населению качественных, экономически обоснованных услуг при неукоснительном соблюдении законодательства, принципов справедливости и разумности. Решение этой задачи ставит муниципальные органы власти перед необходимостью эффективного управления ресурсной базой и процессами, протекающими под их руководством.

Одной из актуальных проблем, связанных с управлением, выступает дефицит доверия населения к органам власти, в том числе и муниципальным. Между степенью доверия населения органам власти и эффективностью их работы существует прямая взаимосвязь.

Для обеспечения роста доверия органам власти в ходе реформы местного самоуправления, проводимой с 2003 года, органы муниципального управления были поставлены перед необходимостью не только осуществления самостоятельной деятельности в сфере социально-экономического развития муниципального образования, но и перед требованием оценки эффективности своей деятельности.

В связи с отсутствием четких требований к показателям оценки эффективности деятельности органов муниципального управления существуют различные методики оценки такой эффективности. Ключевым требованием к методикам оценки эффективности деятельности органов муниципального управления является обеспечение по результатам их использования релевантной информации о деятельности местных властей.

Готовые работы на аналогичную тему

Оценка эффективности деятельности органов муниципального управления необходима для ее совершенствования, поэтому следует избегать формального отношения к данной процедуре.

Проблемы оценки эффективности деятельности органов муниципального управления

Первой проблемой оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является недостаточная эффективность некоторых показателей, используемых для такой оценки. Некоторые показатели находятся под огромным влиянием определенных внешних факторов, к примеру, развитие предпринимательской деятельности. Существует мнение, что на развитие малого предпринимательства напрямую влияет объем средств, выделяемых органами муниципального управления для этой цели. Однако это утверждение спорно. В качестве более важных стимулов развития предпринимательства выступают такие меры как:

  • совершенствование законодательства,
  • снижение административных барьеров на федеральном, региональном и муниципальном уровне и т. д.

Не менее критично следует оценивать и другие показатели эффективности деятельности органов муниципального управления, начиная от обеспечения граждан муниципального образования медицинскими услугами и заканчивая уровнем собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Так, например, особенности географического положения муниципальных образований требуют содержания школ, больниц и иных учреждений даже при условии недостаточности населения для выполнения нормативов наличия таких учреждений.

Еще одной проблемой оценки эффективности деятельности органов муниципального управления является дефицитность и дотационность муниципальных бюджетов. Большинство муниципальных образований сталкивается с тем, что на сегодняшний день фактические расходы муниципальных бюджетов не соответствуют реальным потребностям органов муниципального управления в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления возложенных на них полномочий. Многие нужды муниципальных образований финансируются по остаточному принципу. Примером таких проблемных регионов является районы Крайнего Севера, которые обладая богатыми недрами, являются важнейшим источником формирования национального дохода страны, но имеют низкую долю собственных доходов бюджета.

Как следствие, муниципальные образования в таких регионах не могут обеспечить своевременное оснащение лечебных учреждений медицинским оборудованием, провести ремонт дорог, осуществить модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Кроме этого, к числу проблем оценки эффективности деятельности органов муниципального управления следует отнести неурегулированность правовой базы, отсутствие в методике оценки показателей материально-технического обеспечения деятельности различных органов (ЗАГС, органы, работающие с несовершеннолетними и прочие), неурегулированность процедур, которые связаны с обеспечением расходов муниципальных образований по реализации делегированных государственных полномочий и так далее.

Оценка эффективности деятельности органов муниципального управления повышает требования к статистической работе муниципалитетов.

Зачастую статистическая информация, характеризующая деятельность муниципальных образований и местных властей, практически отсутствует, а имеющаяся информация не отвечает требованиям достоверности и полноты. При этом отсутствует служба муниципальной статистики, способная решить эти проблемы. Это обусловлено тем, что сбор статистических данных не входит в перечень вопросов местного значения, следовательно, муниципалитеты не могут обеспечить его финансирование по собственному желанию.

Продекларированная доступность федеральных статистических сведений о развитии муниципальных образований на практике оборачивается необходимостью оплаты этой информации.

Читайте также: