Оценка деятельности ивана грозного в литературе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Предлагаем взглянуть на личность Ивана IV Грозного глазами авторов художественных произведений, написанных в середине XX – начале XXI вв. Представленный обзор книжных изданий включает в себя произведения авторов, отражающих разную точку зрения на личность государя всея Руси и создавших разный образ первого русского царя Ивана Грозного в художественной литературе.

Роман в 2-х книгах представляет собой беспристрастное жизнеописание без устоявшихся штампов о царе-тиране. Книга 1-я – это главы о детстве будущего царя, очень ранней потере родителей (отца – Великого князя Василия III и матери Великой княгини Елены Глинской), борьбе бояр за опекунство над Иваном IV. Эта часть романа помогает понять истоки формирования противоречивого, взрывного характера Ивана IV. Книга 2-я повествует о взрослении, возмужании Ивана, укреплении его власти, расширении территории государства, успешном проведении политических, экономических военных реформ. Читатель найдет здесь главы, рассказывающие об осаде и взятии Полоцка, о причинах создания опричнины, противостоянии царя всея Руси и боярской Думы, сожжении Москвы в 1571 г., битве при Молодях. Иван IV не показан монстром, как обычно его представляют. Он умный, рассудительный, выдержанный, ничего не делающий зря. Властный, непредсказуемый, прозорливый самодержец, пожалуй, впервые представляется читателям живым, ранимым, страдающим человеком, который взвалил на себя величайшую ответственность за судьбу родины.

Описания походов, быта, психологического состояния не перегружены размышлениями автора, продолжительными лирическими отступлениями. Роман рассчитан на современного читателя – максимум информации близкой к правде. Роман не претендует на истину в последней инстанции. Насколько он удался, решать читателям.

Широк и круг действующих лиц не только Иван Грозный и его окружение, но и воины, посадские люди, боярская челядь, крестьяне, их действия и мысли, царский дворец и военный лагерь, боярская усадьба и монастырская келья, московский посад и далекая деревенька. Здесь и повседневный быт разных прослоек русского общества, и торжественность ритуала дворцового обихода, жестокость жизни и ее празднич­ная сторона. Автору удалось создать впечатляющие образы не только царя Ивана, но и некоторых известных его современников: первопечатника Ивана Федорова, бояр Мстиславского, Челяднина-Федорова, Басманова, княгини Старицкой, архимандрита Левкия, дьяка Василия Щелкалова, Малюты Скуратова.

Благодаря отсутствию тяжеловесных описаний талантливый роман Валерия Полуйко читается легко. Помогает этому и легкий, утонченный юмор. Этот роман с удовольствием читают люди разного возраста, разных интересов и профессий.

Художественная особенность романа – это духовное восприятие мира, господство внутренних монологов персонажей, они – главный двигатель развитая содержания. Это отличает роман от обычных исторических хроник, где основу сюжета составляет описание событий, действий героев. Эта книга для людей, размышляющих сегодня о судьбах России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Словом, роман для серьезного, вдумчивого чтения.

Действие увлекательного сюжета разворачивается в современном Санкт-Петербурге. Молодой ученый рассказывает случайному знакомому, отставному майору, про исследование, посвященное сходству биографий и деятельности трех российских государей – Ивана Грозного, Петра Первого и Павла. Но оказывается, историк потревожил гораздо более древнюю тайну, которую пытаются разгадать уже 2600 лет. Историк и майор вынуждены скрываться от преследователей – мистического ордена и секретных служб. Автор приглашает читателей следить за масштабным расследованием хитросплетений российской и мировой истории, за опасными и увлекательными приключениями героев, балансирующих на грани жизни и смерти, встречающих дружбу и предательство, запутавшихся в клубке исторических парадоксов – и в конце концов открывающих величайшую тайну всех времен, которую хранили библейские пророки, апостолы и три российских государя.

Почитать об Иване Грозном вы можете в изданиях из фонда нашей библиотеки

Американский историк Ч. Галперин, анализируя работы российских историков, изданные после 1991 г., в которых дается характеристика личности царя Ивана Грозного, делит литературу на рубрики, основанные на эмоциональных оценках, отмечая при этом, что деление является условным:

Положительные оценки Ивану Грозному дают историки, близкие к апологетам, но осторожные в своих высказываниях. Недостатки личности царя и ошибки в его управлении они сводят к минимуму. Историк Г. Ковалев, например, считает, что пока не найдена библиотека царя, личность его невозможно оценить полностью. Эта позиция более уравновешенная и своими корнями уходит в русскую дореволюционную историографию, считает Г. Галперин.

Противоречивые оценки ряда авторов не позволяют сформулировать последовательное представление, предупреждает Г. Галперин. Так, например, историк Б. Н. Флоря – с одной стороны, критикует царя за развратный образ жизни до его женитьбы, наличие противоречий в литературных посланиях, за многочисленные казни, убийство цесаревича, поражение в Ливонской войне. С другой стороны, он же говорит о смелости царя, его политическом таланте как тактика и стратега. Поражение в Ливонской войне объясняет попыткой царя установить культурные связи со странами Европы.

Критические оценки в работах историков прямо противоположны оценкам апологетов, у них царь – тиран, деспот, маньяк, сексуальный извращенец, трус, варвар, садист, некомпетентный лидер, мстительный и злой параноик. Эти оценки можно встретить у разных авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

По поводу религиозности Ивана Грозного критики на первый план выдвигают его суеверность, интерес к эзотерике, алхимии, колдовству.

Враждебные оценки Грозного повторяют оценки его критиков, только являются более жесткими. В своей враждебности они делают упор на безумие царя и объявляют его сумасшедшим. Историк А. Никитин, например, называет царя сатанистом и сумасшедшим, который основал опричнину как сатанинский орден.

Сомнения исследователей вызывают и религиозные чувства Ивана Грозного, так историк Д. Володихин обвиняет царя в религиозном лицемерии. Сделав обзор российской историографии, он считает, что новые исследования не создали нового консенсуса и ждут своих исследователей.

Подходы к оценке деятельности Ивана Грозного

Давая оценку деятельности Ивана Грозного, ученые опирались на документы, но, несмотря на это, в их трудах эти оценки совершенно разные.

Рисунок 1. Личность Ивана IV. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Причина, очевидно, заключается в том, что каждый из них оценивал царя, исходя из своих социальных, классовых, этических взглядов.

Подход к оценке деятельности Ивана Грозного был в свое время сформулирован А. Курбским, преданным соратником, а потом непримиримым политическим противником царя.

Историк С. Ф. Платонов в первой половине XX века создал концепцию деятельности Ивана Грозного и, прежде всего, опричнины. Согласно ей царь и дворяне боролись с боярством как главным тормозом на пути централизованного государства. Для завершения централизации реформ было недостаточно, поэтому в масштабах страны потребовалось организованное насилие – опричнина.

Концепцию Платонова поддержали другие историки, например, М. Н. Покровский, И. И. Смирнов, С. В. Бахрушин, В. К. Корецкий, Р. Г. Скрынников. В частности, М. Н. Покровский трактовал опричнину как революцию дворян против старых удельных порядков.

Утверждению концепции Платонова способствовали политические факторы того периода – личность царя импонировала И. В. Сталину. Советская историография с 40-х годов XX века рассматривала Ивана Грозного как патриота и выдающегося государственного деятеля. Пересмотр исторических концепций стал возможным после смерти И. В. Сталина.

Новый подход в оценке деятельности Ивана Грозного связан с историком-исследователем А. А. Зиминым, который отверг утверждение о том, что опричный террор был направлен против бояр как противников централизации. Они считают, что опричнина не оказала влияния на структуру феодального землевладения, но утвердила режим личной власти царя.

Надо сказать, что деспотизм Ивана Грозного, по мнению историка В.Ф. Патракова, мало отличался от деспотизма европейских дворов, а количество жертв на порядок меньше религиозных преследований в Европе в XVI веке.

Историки о царе Иване Грозном

Иван Грозный как никто другой вызывает большие разногласия среди исследователей, труды которых содержат около 80 названий.

Отечественный историк и публицист Н. М. Карамзин считал, что ход истории зависит от моральных и нравственных качеств личности правителя.

Поэтому так подробно историк рассказывает о становлении личности царя. Многие его пороки он объясняет неблагоприятной обстановкой при московском дворе в детские годы Ивана, отсутствием должного воспитания.

Уже в то время, считает Карамзин, будущий царь приобрел вкус к расправам, что вполне реализовалось в опричнине.

Царь больше задумывал, чем сделал, действуя, таким образом, на воображения и нервы своих современников.

Создатель научной исторической школы С. Ф. Платонов считал, что государственная власть при проведении реформ должна быть твердой. Особенностью русской истории был военный характер Русского государства, постоянно испытывавшего внешнюю агрессию с трех направлений.

К территории старых удельных княжеств Грозный применял тот порядок, какой применяла Москва в завоеванных землях. При покорении Новгорода, Пскова и других городов, оттуда выводили наиболее видных и опасных для Москвы людей в свои внутренние области.

В завоеванные края посылали своих поселенцев из московских коренных мест – в этом состояла суть опричнины, по мнению Платонова.

Прямая цель опричнины была достигнута, и оппозиция сломлена. Ненадежных людей не только принудительно переселяли, но и использовали против них меры террора.

Красивые, остроумные и вероподобные характеристики царя являются всё-таки произвольными, а его личный характер остается загадкой.

С одной стороны, эпоха Грозного – одна из самых мрачных полос российской истории, а с другой стороны, это время превращения России в огромную державу, включившую Казанское и Астраханское ханства, Западную Сибирь от Ледовитого океана до Каспия, упрочившую международный престиж и расширившую торговые и культурные связи с Европой и Азией.

Для исследователя средневековой Руси В. Б. Кобрина было неприемлемо даже косвенное оправдание злодеяний исторических деятелей. Он опровергает версию, что с помощью опричнины Грозный вел борьбу с враждебным ему боярством.

Ускоренная централизация в условиях России этого периода была возможна только при использовании террора.

Однако данный путь не приводил к быстрым результатам и был неприемлем для Избранной рады, поэтому конфликт между царем и радой разрешился её падением.

Как показывают исследования, проведенные в последние десятилетия, действительности не соответствует тот факт, что бояре являлись реакционной силой, противящейся централизации, а дворяне, выступавшие за неё.

Мысль о том, что бояре являлись оппозицией власти, появилась в науке под влиянием знакомства с историей Западной Европы. Там, гордые и самоуверенные бароны сопротивлялись королям и императорам. Однако сопоставления грешат неточностью.

Много парадоксального в поведении Ивана IV отмечали его современники. Участие в пытках, казнях чередовалось у него с молитвой. Говорят, он пел в церковном хоре. Иван IV обладал красивым голосом и проявлял композиторский дар, создавая церковные песнопения. Он был автором канона и молитвы архангелу Михаилу — одному из трёх архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил), которых, в соответствии с ортодоксальной традицией, называют по имени. Архангел Михаил считается небесным архистратигом (военачальником) в бескомпромиссной войне с врагами Бога, ангелом-хранителем всех верующих во Христа. Некоторые исследователи полагают, что Иван IV, борясь с врагами централизации государства, отождествлял себя с небесным архистратигом.

Безусловно, он имел безукоризненный художественный вкус: понял бесценность иконописи Андрея

Иван IV имел и большой литературный дар. Его ответы на письма бежавшего из России князя Андрея Курбского являются ярким публицистическим произведением, которое изучают сегодня филологи как выдающийся памятник литературы XVI в.

Именно при Иване IV началось книгопечатание в стране. Причём первопечатник Иван Фёдоров со своим помощником Петром Мстиславцем выпускал книги высочайшего качества. Фёдоров был ещё и прекрасным редактором и переводчиком. Существует мнение, что он покинул Москву, обидевшись на недопонимание своей деятельности. Однако наиболее убедительно следующее предположение: Иван IV, оценив высокий уровень православного просветительства первопечатника, специально отправил его в западные земли, где всё более усиливалась тогда пропаганда католической церкви. Конечно, православный царь был противником создания униатской церкви на бывших русских землях. Естественно, не мог он принять и идей протестантизма, утверждавшегося на западе Европы.

Иван IV был глубоко религиозным человеком, нередко путешествовал по святым местам. Особенно часто он посещал Тронце-Сергиев монастырь — место своего крещения. Именно при нём стали сооружать серебряную раку для мощей Сергия Радонежского. Царь пожертвовал двадцать тысяч рублей на строительство этого монастыря, когда он пострадал от пожара. При Иване IV троицкий игумен получил сан архимандрита и возглавил русскую монашескую иерархию. Как православный верующий, царь с глубоким душевным трепетом и благоговением относился к юродивым, что являлось особенностью традиций Древней Руси.

Если доверять информации сохранившихся источников, религиозность Ивана IV сочеталась с суеверием, что вообще было свойственно человеку Средневековья. О многочисленных предсказаниях, полученным царём, сообщают в своих мемуарах его современники. И царь, образованный, умный, наделённый властью человек, воспринимал и предсказания, и колдовство, ворожбу как реальность, впрочем так же, как и сам мемуарист, который об этом писал, — это свойственно средневековому мировоззрению. Так, когда Иван IV в письме Курбскому обвинял его в наведении порчи на царицу Анастасию, князь, оправдываясь, не упрекая Ивана Васильевича в безрассудном суеверии, убеждал его, что не посмел бы этого сделать, т.к. Анастасия являлась родственницей Курбского.

В мемуарах современников Ивана Г/ указывалось на излишнюю подозрительность его, на опасения быть отравленным. И это тоже некоторые историки считали проявлением его нервных заболеваний. Но предчувствия Ивана IV не были беспочвенны. В 1963 г. в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе Московского Кремля вскрывались гробницы Ивана IV и его сыновей Ивана и Фёдора. Выяснилось, что и сам царь, и его сын Иван подвергались отравлению неоднократно. В их костях обнаружено большое количество ртути.

Н. И. Костомаров считал Ивана IV во второй половине его правления просто явным тираном, но С. М. Соловьёв, историк так называемой государственной школы, настаивал на мнении, что Иван IV был первым царём не только потому, что первый принял царский титул, но и потому, что осознал всё значение царской власти. Политика Ивана IV была прогрессивным явлением и способствовала укреплению Русского государства.

Современные историки отмечают, что в сталинский период образ Ивана IV идеализировался. Это заметно не только в научной и учебной литературе, но и в киноискусстве. Режиссёр С. М. Эйзенштейн талантливой рукой мастера показал образ мудрого царя в борьбе с врагами России. И всё же и в России, и за рубежом Иван Грозный, как правило, ассоциируется с образом тирана, беспощадного деспота и убийцы — даже собственного сына (в Третьяковской галерее у картины И. Е. Репина можно в этом убедиться), хотя достоверных источников по этому поводу нет.

А в то время, когда вышел том, посвященный Ивану IV опричного периода, уже существовали тайные общества будущих декабристов, где созревали протествые антимонархические порывы.

И ещё одна из загадок памятника. Великий князь Московский Иван III и в скульптурной группе, и на горельефе представлен с царскими регалиями: на голове шапка Мономаха, в руках скипетр и держава. Но так мог выглядеть и Иван IV. А среди аллегорических изображений покорённых земель при Иване III представлена и Золотая Орда. При этом поистине великом князе Россия перестала платить дань татарам, что стало огромным достижением политики Ивана III, прилагавшего немалые усилия в борьбе за независимость страны, в собирании русских земель в единое государство. Но всё-таки взятие Казани, победа над сибирским ханом Ку-чумом, над Астраханским ханством произошли при Иване IV. Разве это не было известно историкам того периода? Конечно, было известно. Однако, очевидно, никакие доводы последующих после Н. М. Карамзина историков — о необходимости объективно оценивать деятельность первого русского царя — практически не имели успеха. Объективно оценивать, конечно, стремились, но образ тирана довлел над выводами самого положительного характера при характеристике роли Ивана IV как исторической личности.

Некоторые исследователи, и не одного поколения, обращали внимание на тот факт, что в воспоминаниях иностранцев, действительно, много противоречий. Они путают и время, и последовательность событий, указывают цифры казнённых при Иване IV явно фантастические. Так, Горсей говорил о том, что в Новгороде царь с помощью тридцати тысяч татар и десяти тысяч стрельцов уничтожил семьсот тысяч человек. В Новгороде всего проживало двадцать шесть тысяч человек, а в самой столице, в Москве, тогда было стотысячное население.

Это, очевидно, является одной из главных причин появления различных гипотез при оценке событий в период правления Ивана IV, причём некоторые из этих гипотез (порой даже и недостаточно обоснованные) постепенно приобретали статус аксиомы и кочевали из одной книги в другую — особенно сюжеты проявления жестокости, нравственной непристойности монарха.

Таким образом, оценки личности Ивана IV противоречивы, но не может быть такого, что каждая из интерпретаций является единственно верной. Если одни исследователи оценивают факты прошлого с либеральных позиций защиты прав человека, а другие — с позиций определённой классовой идеологии или интересов государства и т. д., то в итоге проявится только борьба мнений. Тем более что количество интерпретаций может увеличиваться в зависимости, например, от политической конъюнктуры. Контакт с историческим источником не может дать положительных результатов в сфере познания, если исследователь видит в этих древних текстах лишь реалии сегодняшнего дня, не замечая таких объективных факторов, как особенности правовой системы, приоритет тех или иных общественных ценностей, сущности цивилизационных процессов в жизни того или иного народа, государства в конкретном времени и пространстве.

39. ЛЕНИН О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей)

XLII. Образ жизни балтийских славян. — Их племенные князья. — Древнейший образ жизни велетов (лютичей) Эти противоположные начала, германские и славянские, смешались в быте балтийских славян. В основании его лежала славянская община; но к ней в сильной степени привились

7.3. Образ Ивана Грозного. XVIII — XIX вв.

7.3. Образ Ивана Грозного. XVIII — XIX вв. Отношение к Грозному в XVIII в. В век Петра I и Екатерины II внимание общества было приковано к славному настоящему, прошлое же вспоминали мало. Исключение составлял сам Пётр. Во время торжеств в Москве по поводу мира со Швецией (1721) герцог

7.4. Образ Ивана Грозного. XX — XXI вв.

7.4. Образ Ивана Грозного. XX — XXI вв. Образ Ивана Грозного в XX в. В начале XX в. общественный интерес к царствованию Ивана Грозного снизился. Историки прошлого века были не в чести. Живописные исторические описания Карамзина выглядели архаично. Соловьёва использовали как

8.9. О присоединении Сибири в литературе и искусстве

Образ князя Игоря в древнерусской литературе

Евреи в немецком искусстве и литературе

Евреи в немецком искусстве и литературе Еще в XIX веке беспокойные наблюдатели замечали, что так называемую немецкую культурную жизнь уже трудно назвать немецкой, но надо называть еврейской по форме и по содержанию. Ситуацию достаточно четко обрисовал еврейский

XIX. Образ Педро Жестокого во французской литературе

33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

33. ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ В XVIII в. в Европе возникло широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения. Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях,

Об исторических документах Белой Руси

Об исторических документах Белой Руси Отчего же так мало нас радуют современные архивные находки по богатейшей истории Беларуси? Почему сохранилось так мало государственных, правовых, экономических, исторических документов могущественного и самобытного славянского

№ 5. Образ информационного общества в школьной учебной литературе

№ 5. Образ информационного общества в школьной учебной литературе Подготовка экспертного заключения Несмотря на некоторую неоднозначность и даже спорность теорий постиндустриального и информационного общества они уже давно нашли отражение в школьных программах.

Первый царь всея Руси Иван Четвертый, или Иван Грозный, характеристика личности которого интересует многих наших современников, приобрел за годы своего правления огромное количество земель, порой прибегая к безжалостным средствам. Также известен созданием системы централизованной власти. Но неизвестно, что больше способствовало его знаменитости: заслуги перед государством или жестокий и необузданный нрав?

Иван Грозный: личность и эпоха, а также окружающая атмосфера

Русский царь, правивший с 1547 года, был внуком Ивана Великого и сыном Василия Третьего. Мать его - принцесса монгольского происхождения. Когда Ивану было три года, его отец умер, а еще через пять лет скончалась мать (по некоторым данным, ее, возможно, отравили). Вокруг взрослеющего мальчика царила атмосфера постоянного соперничества и обмана. Молодежь страдает от плохого здоровья, жестокого обращения, манипулирования и отсутствия образования.


Борьба во дворце за власть перерастает в кровавую вражду. Иван сам не раз наблюдал или слышал об убийствах и избиениях. А зачастую и сам подвергался словесным и физическим нападкам. Неспособный ударить своих мучителей в ответ, он вымещал свое разочарование на беззащитных животных, которых жестоко пытал и бросал с вершин башен. Так провел свое детство Иван Грозный. Характеристика личности его - задача сложная, ибо о нем много известно, но еще больше - забыто либо просто умалчивается.

Образованный, неординарный и невероятно набожный

В то же время Иван усиленно занимается чтением книг и прочитывает их в невероятном темпе. Он много пишет, учится музицировать и становится великолепным наездником. Интеллектуально он был заметно более развит, чем его окружение. Личность и характеристика Ивана Грозного в тот период правления тщательно изучается многими историками. Этот человек настолько поражает своей неординарностью и ученостью, что его с легкостью можно поставить в один ряд с самыми грамотными правителями.

Да, он жесток, но в то же время очень благочестив и постоянно соблюдает сложные обряды православия. Принимает самое активное участие в разнообразных церковных мероприятиях. В шестнадцать лет, в 1547 году, Иван был коронован. Три недели спустя он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой.


Она была выбрана на параде девиц, представленных юному государю. Царица родила ему шестерых детей, из которых выжили только двое. Во время их совместного тринадцатилетнего проживания Анастасия всегда оказывала успокаивающее действие на упрямый, нервный и неустойчивый нрав своего мужа.

Начало правления: добросовестный лидер

Именно в этот период, с 1547 по 1560 гг., оценка личности и деятельности Ивана Грозного, как правило, несет в себе наиболее положительные черты. Он становится добросовестным и благочестивым лидером. Иван назначил консультативный совет, основал Национальное собрание действующих реформ в органах местного управления и составил новый свод законов, которые стандартизировали ответственность и обязанности аристократии.


Личность царя Ивана IV Грозного становится популярна не только в Российском государстве. Он берет под свой контроль Волгу и доступ к Каспийскому морю, поощряет торговлю с различными европейскими странами, в том числе с Англией, Францией и Голландией. Более того, приглашая зарубежных мастеров, занимается украшением Москвы. И должен быть особо отмечен за свою высокую прогрессивную административную политику. Так начал царствовать Иван Грозный, характеристика личности которого известна не только историкам, но и многим начитанным людям.

Пробуждение жестокого нрава

В 1553 году Иван Четвертый переносит серьезную болезнь, во время которой начинает подозревать своих вельмож в нелояльности. Решает мстить их семьям, применяя пытки и казни. А когда его супруга умирает в 1560 году, начинается период звериного произвола.

Теперь перед современниками предстает совершенно иной Иван - Грозный. Характеристика личности этого царя подробно разбирается даже в школьной программе, и каждый ученик знает, что именно с этого времени он начинает отличаться безграничной жестокостью. Семейная жизнь Ивана Четвертого становится более нестабильной, подчеркивая его эгоцентризм, неуверенность и маниакальный темперамент.


Беспорядочная семейная жизнь

В 1561 году он женится на красавице Марии Темрюковне, но вскоре устает от нее. Через два года после ее смерти Иван женится на Марфе Васильевне Собакиной - дочери купца, которая умирает уже через две недели.

Четвертая супруга Ивана Грозного - Анна Алексеевна Колтовская. Ее он отсылает в монастырь, а в 1575 году женится в пятый раз на Анне Григорьевне Васильчиковой. Неразумная дама завела себе любовника, которого Иван Четвертый насадил на кол прямо под ее окном, а саму прелюбодейку постриг в монашки. Последней его супругой была Мария Федоровна Нагая. Иван Четвертый женился на ней в 1581 году. Существуют версии, что некоторые из жен Грозного умерли от отравления.


Правитель, прославившийся благодаря жестокому нраву

Конечно, читателям известны многие исторические личности. Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина Вторая и так далее. Но Иван Четвертый - это царь, о котором наслышан каждый человек, даже тот, кто вообще не знаком с историей. Что же вызвало такую всеобщую известность?

Наверное, это тот жесточайший период его правления, который имел свой расцвет с 1564 по 1572 годы. Когда, согласно историческим источникам, Иоанн Васильевич безжалостно пытал и убивал тысячи своих подданных, и многих даже собственноручно. Его целью было очистить землю от "коварных элементов". В 1570 году на основе непроверенных обвинений в государственной измене весь город Новгород был подвергнут пыткам. Шестьдесят тысяч граждан было вырезано в течение одной недели.


Стоит ли судить строго эту историческую личность

Иван Четвертый правил до 1584 года. Кто-то из историков отмечает его заслуги перед державой, кто-то упрекает в излишней подозрительности и жестокости, очень многие ставят ему в вину детоубийство. Как разобраться, кто из них прав? Единственно возможный вариант - самому углубиться в историю, но на это уйдет очень много времени. Поэтому мы пойдем другим путем. Что поможет ближе познакомиться с любым человеком, будь то соседский дядя Вася или знаменитый Иван Грозный? Характеристика личности. Кратко останавливаясь только на основных деталях, можно отметить его бескрайнюю подозрительность, ненасытную жестокость и крайнюю испорченность. Согласно историкам, это самые выдающиеся черты характера этого царя.

Во время его правления вряд ли хоть одна семья знатного происхождения не была затронута своеволием царя. Бесчисленные сельскохозяйственные угодья были заброшены во время нападения опричников, а землевладельцы были вынуждены покидать свои дома в поисках спасения. Как только не называли этого человека: тиран, деспот, маньяк, убийца собственного сына. "В общем, - скажет читатель, - мрачная личность". И детство Ивана Грозного сыграло в этом решающую роль. Потому что, скорее всего, уже в юные годы в мальчика была заложена та болезненная жестокость, которая проявилась в зрелом возрасте. Воспитываясь в той атмосфере, что царила во дворце, Иван Четвертый не имел возможности общения с матерью или отцом, ему никто не оказывал никакой поддержки - ни физической, ни моральной. Так что не нам судить его за неустойчивость нрава или несостоятельность психики.

Читайте также: